Исследователи психологической школы полагали что

Тест 0602-ОПД03 Менеджмент

Исследователи психологической школы полагали что. Смотреть фото Исследователи психологической школы полагали что. Смотреть картинку Исследователи психологической школы полагали что. Картинка про Исследователи психологической школы полагали что. Фото Исследователи психологической школы полагали что

1. Целью классической школы управления было создание

(A) методов нормирования труда.

(B) условий трудовой деятельности работников.

(C) универсального принципа управления.

(D) методов стимулирования производительности труда.

2. Что такое «Социотехническая система» организации с высокой технологией производства?

(A) Интегрирование персонала и технологии, делегирование ответственности за конечный результат.

(B) Всеобщая компьютеризация производства.

(C) Развитие социальной сферы.

(D) Профессиональный рост работников.

3. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

(A) Для сохранения «группового» стиля работы.

(B) Для проверки квалификации подчиненных.

(C) Все перечисленное.

(D) Для оптимального решения комплексной задачи.

4. Реальное влияние при управлении по целям имеют руководители

(D) высшего, среднего и низшего уровня.

5. Из чего состоит экономический механизм менеджмента?

(A) Все перечисленное.

(B) Внутрифирменное управление, управление производством.

(C) Управление персоналом, управление производством.

(D) Внутрифирменное управление, управление персоналом.

6. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

(B) Работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми.

(C) Работа с людьми и информацией.

(D) Работа с предметами и с людьми.

7. К какой функции относится разработка новых товаров и услуг?

(C) Дилерская услуга.

(A) изучение сложившейся практики и сведение ее в свод научных законов.

(B) рост культурного уровня общества.

(C) общественное движение за выделение управления как отдельной специальности.

(D) попытка оптимизации ручного труда и повышения его эффективности с использованием научных инструментов анализа.

9. Какая из перечисленных инновационных стратегий позволяет наилучшим образом преодолеть «технологический разрыв»?

10. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?

(A) Наглядная информация.

(B) Письменная информация.

(C) Промышленный шпионаж.

(D) Информация в глобальных сетях.

11. Сущностью управления является

(A) разделение труда на компоненты.

(B) преобразование ресурсов для достижения результатов.

(C) подведение итогов работы и распределение заработка.

(D) деятельность по координированию работы других людей.

13. Что представляет собой организация с позиции теории открытых систем?

(A) Сообщество индивидов, объединенных общей целью.

(B) Разветвленная сеть каналов коммуникации, которые спроектированы для сбора, систематизации и анализа информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду.

(C) Четко регламентированная структура взаимоотношений должностных позиций.

(D) Механизм взаимодействия и адаптации к внешним воздействиям.

(A) Качественный метод прогнозирования.

(B) Неформальный метод прогнозирования.

(C) Количественный метод прогнозирования.

(A) Политика, экономика, право.

(D) Все перечисленное.

16. Какой вид планирования используется в производственных системах с непрерывными технологическими процессами?

(A) Пооперационная функциональная схема.

(B) Линейная поточная схема.

(C) Фиксированная позиционная схема.

(D) Пооперационная и позиционная схемы.

17. На что в первую очередь должна опираться система контроля качества на современном предприятии?

(A) На оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса.

(B) На четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов.

(C) На жесткий аппарат контроля на выходе продукции.

18. Укажите элемент организации, не связанный с производительностью труда.

(B) Продолжительность рабочей смены.

(C) Проектирование работ.

(D) Структура организации.

19. Если руководитель делигировал часть своих полномочий другому руководителю, кто несет ответственность за ошибочное решение?

(A) Руководитель, принявший полномочия.

(B) Начальник руководителя, делигировавшего полномочия.

(C) Ответственный определяется после исследования конкретной ситуации.

(D) Руководитель, делигировавший полномочия.

20. Исследователи психологической школы полагали, что

(A) уровень ПТ зависит от уровня удовлетворенности работников своим трудом.

(B) четко разработанные рабочие операции ведут к повышению производительности труда (ПТ).

(C) оплата должна воздействовать на психологию рабочего.

(D) сочетание четко разработанных операций и хорошей заработной платы ведут к повышению ПТ.

21. Какие существуют аспекты человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению?

(A) Поведение отдельных людей, поведение людей в группах.

(B) Характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера.

(C) Влияние менеджера на поведение отдельных людей и групп.

(D) Все перечисленное.

22. Ключевым фактором в любой модели управления являются

(B) Средства производства.

(D) Структура управления.

(A) последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению.

(B) гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической гединичной ситуации.

(C) конкретно сформулированный опыт прошлого.

(D) последовательность операций.

24. Среди перечисленных руководителей: 1. Члены правления. 2. Руководители цехов, отделов. 3. Бригадиры, руководители групп. К низшему звену управления относятся:

25. С точки зрения А. Файоля и «процессного подхода» управление является

(A) деятельностью по обеспечению достижения организацией поставленных целей.

(B) целеполагающей деятельностью в организации.

(C) процессом, состоящим из серии непрерывно взаимосвязанных действий.

(D) набором последовательно выполняемых функций: планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.

26. Основным в управлении по целям является выработка целей

(B) сверху вниз по цепи инстанций.

(C) снизу вверх и сверху вниз.

(D) по матричной схеме.

27. Почему в условиях централизованной экономики отсутствовала необходимость в формулировании миссии организации?

(A) Экономическое развитие страны определялось пятилетними планами.

(B) Партийные органы подменяли хозяйственные.

(C) Все перечисленное.

(D) Цели и задачи раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных ресурсов.

(A) группа людей, объединенная общей целью.

(B) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

(C) группа людей, владеющая средствами производства.

(D) группа людей, деятельность которых координируется.

29. Технология непрерывного производства обычно применяется при производстве такой продукции как

(A) выпуск легковых автомобилей.

(B) производство военной авиатехники.

(C) строительство судов.

(D) переработка нефти, выплавка чугуна.

30. В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации?

(A) Придание машине способности мыслить.

(C) Включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т. е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях.

(D) Качественно новый уровень техники и технологии.

31. В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования?

(A) Нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования.

(B) Отсутствие возможности получить информацию другими методами.

(C) Сроки, отведенные на решение проблемы очень ограничены.

(D) При отсутствии достаточных средств на проведение прогнозов.

(A) использование целенаправленных приемов в конкретной ситуации.

(B) анализ случаев из практики управления.

(C) возможность применения научных достижений к конкретным условиям.

(D) интеграция различных подходов к управлению.

33. Какому типу отношений соответствует взаимоотношения мастера и начальника цеха?

(A) Линейные отношения.

(B) Функциональные отношения.

(C) Материальные отношения.

34. Какой из перечисленных ниже методов распределения обязанностей в организации принят по функциональному признаку?

(A) Созданы филиалы предприятия в пяти городах.

(B) Созданы отделы по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам.

(C) Созданы цеха на предприятии по производству печенья, шоколадных конфет, карамели.

(D) Созданы отделы на предприятии, равные по численности.

35. Характерная особенность «оппортунистической» инновационной стратегии заключается в

(A) отказе от выработки нового продукта.

(B) закупке лицензий на выпуск новых продуктов.

(C) поиске нетрадиционного продукта, позволяющего определенное время быть монополистом.

Источник

Текст книги «Этническая толерантность сотрудников организации г. Москвы»

Исследователи психологической школы полагали что. Смотреть фото Исследователи психологической школы полагали что. Смотреть картинку Исследователи психологической школы полагали что. Картинка про Исследователи психологической школы полагали что. Фото Исследователи психологической школы полагали что

Автор книги: Ольга Шатаева

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

По Э. Мэйо, организация – это социальная структура, состоящая из личностей. Эта структура может быть эффективной или неэффективной. Эффективная организационная структура всегда признает уникальность каждого работника. Безусловно, далеко не каждому работнику нравится конкретная программа стимулирования труда, работник даже может сопротивляться переменам. Но каждому работнику нравится тот факт, что его мнением интересуются и обращаются к нему непосредственно как к личности, имеющей собственные взгляды и суждения[49] 49
Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. С. 274.

Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Достижением Мэйо и его последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.

Поставив своей целью изучение уровней этнической толерантности сотрудников в организации, необходимо выяснить теоретико-методологические основы данной проблемы на базе трудов современных ученых, а так же рассмотреть показатели, определяющие уровень этнической толерантности, и выделить уровни этнической толерантности.

IV. Толерантность как объект социологического исследования

Большое значение для анализа предмета дипломной работы имеет изучение развития идей толерантности. Толерантность понимается как многоаспектное и сложное явление, проявляющееся практически во всех сферах социальной действительности, среди которых наибольшее значение для нашего исследование имеет этническая толерантность.

«Быть толерантным – значит уважать другого, быть внимательным к другому, не замыкаться на установленных стереотипах, обращать внимание на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет. Проявлять толерантность – значит, противодействовать мирными средствами угрозе насилия, бережно относится ко всему живому на нашей планете, заботится о будущем поколении»[50] 50
Асмолов А. Г. Толерантность как культура ХХI века / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2003. № 7. С. 7—8

Толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных. Понимание, эмпатия – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения; своей собственной и его.

Характеристика определения толерантности отмечена в преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другим, как добрые соседи» (Устав ООН, 1945); в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО «…давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное – постигать её суть умом и сердцем» (Ус т а в ЮНЕСКО, 1995). Здесь, термин получает действенную, социально активную окраску, и рассматривается как условие успешной социализации, заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей. Гармония отношений подразумевает уважение субъектами друг друга, «не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности и качества представителей этнических групп, к которым они принадлежат»[51] 51
Уэйн К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. 1997. № 2. Т. ХХI. С. 16.

В научную лексику термин «толерантность» был внесен в середине XX века английским иммунологом Питером Брайаном Медапаром и изначально имел исключительно иммунологический смысл как «терпимость» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям[52] 52
Качество жизни и формирование толерантного поведения // Серия «Качество жизни» Труды в ВНИИТЭ. Выпуск 5. – М.: 2003. С. 56.

К началу 80-х годов XX века термин «толерантность» приобрел новые смысловые значения. Во-первых, экологическое, понимаемое как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора без снижения адаптивных возможностей; во-вторых, нравственное, как терпимость.

В настоящее время появились фундаментальные научные исследования Р. Р. Валитовой, В. М. Золотухина, В. Л. Лекторского, Е. В. Магомедовой, С. В. Скворцова, М. Б. Хомякова, посвященные историческим аспектам проблемы толерантности. В них дается систематизированный обзор теоретических исследований данного понятия.

В современном обществе изменяется как содержание, так и значение понятия толерантность. Исследователи отмечают, что сегодня нельзя смешивать толерантность с «терпением» или «терпимостью» как допущением бытия другого. Прекратило свое существование и понимание толерантности как пассивности и страдания, характерное для Средних Веков[53] 53
Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире / Под ред. Г. И. Зверевой. – М.: Аспект пресс, 2003. С. 66.

Согласно утверждению М. Б. Хомякова, парадигмой научного рассмотрения становится социокультурная толерантность, делающая акцент на отношениях различных культур в рамках глобальной цивилизации. В связи с этим смысл толерантности заключается в признании ее «не просто правилом обращения с ценностями… толерантность сама есть ценность среди прочих универсальных ценностей современной цивилизации. Как следствие этого, она сама нуждается в культурном усвоении и символизации»[54] 54
Там же, С. 68.

В современном обществе толерантность может функционировать именно как активное отношение к Другому, что подразумевает сознательное признание прав и свобод Другого, как вне зависимости от его этнических, религиозных и гендерных характеристик, так и безотносительно к его силе или слабости[55] 55
Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия / Под ред. М. Ю. Мартыновой, В. А. Тишкова, Н. М. Лебедевой. – М.: Изд-во РУДН, 2003. С. 140

В. А. Лекторский в статье «О толерантности, плюрализме и критицизме» отмечает, что толерантность на сегодняшний день «в большей степени не просто отвлечённый философский идеал… а совершенно практическое условие выживания»[57] 57
Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / Вопросы философии. – М.: 1997. № 11. С. 46–54. С. 47.

По мнению Р. Р. Валитовой, важным в понимании толерантности как моральной добродетели является «отказ от привилегии первого лица». В данном случае имеется в виду отношение индивида к истине и его убеждение и обладании ею. Безоговорочная вера в ошибочность суждений Другого и истинность суждений собственных не может привести к взаимопониманию, толерантности. Толерантная личность никогда не претендует в своих рассуждениях на обладание абсолютной истиной. Толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание прочувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно – иное, чем-то непохожее на собственное восприятие действительности»[59] 59
Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема. диссертация… кандидата философских наук: 09.00.05 Москва, 1997.

Е. В. Магомедова считает, что толерантность – это не только и не столько рациональное отношение к миру, сколько синтез разума и чувств. Чтобы быть терпимым к Другому, понимать его и любить требуется не только знание того, что поступать нужно именно так, но и прочувствование этого»[60] 60
Магомедова Е. В. Толерантность: механизмы регулирования национально-этнических конфликтов / Азово-черномор. гос. агроинж. академия. – Зеленоград: 1999. С. 13.

В современной отечественной науке подход к пониманию толерантности развивает А. Г. Асмолов. По его мнению, пришло время перехода «от логики конфликта к парадигме толерантности», так как «трудно проповедовать идеи толерантности в контексте главного конструкта сознания XX века – конфликта». Как считает ученый, «основную логику мышления XX века задали три великих конфликтолога: Дарвин, который говорил, что только через выживание и борьбу видов может идти развитие; Карл Маркс, который говорил, что развитие идет только через антагонизм классов, через борьбу и конфликт; Зигмунд Фрейд, который говорил, что только конфликт между сознанием и бессознательным движет развитием личности». Автор подчеркивает, что эти идеи имеют право на существование, но благодаря ним у нас возникает своего рода фильтр: мы всюду видим и ищем конфликты»[62] 62
Асмолов А. Г. Толеррантность как культура ХХI века / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2003. № 7. С. 7–8.

Конструктивная социальная толерантность – установка индивидуума на другого, как иного, способствует совершенствованию кооперации в человеческом обществе, и напротив, социальной интолерантностью страдают лица с нарушенным чувством общности, которые разрушают кооперацию в человеческом сообществе, в силу не преодоленного комплекса ущербности, тревожности, недоверия, ненависти между различными социальными группами и слоями.

Основные критерии толерантности и их показатели можно выделить, исходя из определения самого понятия толерантности, как активной нравственной позиции и психологической готовности к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды: устойчивость личности, мобильность поведения, социальная активность, эмпатия[65] 65
Там же. С. 3.

В XX веке в качестве основания толерантности выступает плюрализм. Причиной этого послужило то обстоятельство, что западная культура, пришедшая, в конце концов, к допущению различных, стилей, верований и т. д., начиняет сочетать в себе все это многообразие. Важно прояснить взаимосвязь между толерантностью и плюрализмом: с одной стороны, толерантность проявляет себя тогда, когда уже имеет место плюрализм (во взглядах, верованиях, стилях и т. д.), с другой стороны, она выступает необходимым условием его сохранения и развития, вместе с тем и свобода продолжает рассматриваться в качестве основания толерантности.

Если свобода и плюрализм являются ценностями современного общества, тогда функция толерантности состоит в сохранении и выражении этих ценностей, и, тем самым, обеспечении стабильности и равновесия социальной системы в целом. Эта функция может быть названа аксиологической функцией толерантности.

Вместе с тем следует отметить, что выделения одной лишь аксиологической функции толерантности явно недостаточно для ее прагматического осуществления в социальной жизни. Для рассмотрения толерантности в обыденной жизни потребовалось выявление других ее функций, связанных, прежде всего с ее прагматической действенностью (прагматизм) или извлечением пользы (утилитаризм). При этом содержание этих функций должно быть понятным для широких слоев населения. Поэтому современная наука поставила себе задачу выделение таких функций толерантности, которые бы выражали ее утилитарно-прагматическую направленность. Конечно, свобода и плюрализм могут рассматриваться и с утилитарно-прагматических позиций. И все же, несмотря на это, свобода и плюрализм воспринимаются преимущественно в ценностном плане.

В современной социологической теории выделяется целый ряд функций толерантности, в которых акцентируется ее утилитарно-прагматическая значимость. Среди этих функций наиболее значимы коммуникативная, эпистемологическая и гедонистическая функции толерантности. Функции толерантности реализуются совместно (в различных сочетаниях) или по отдельности.

Коммуникативная функция толерантности состоит в том, что толерантность обеспечивает установление контакта и развитие диалогических; отношений на индивидуальном, социально-групповом и культурном уровнях. Для понимания этой функции особое значение имеют работы М. М. Бахтина, Д. Муна, К. Хенли и др. Будущие собеседники должны сначала допустить мысль о том, что они в этом качестве достойны друг друга, затем им следует проявлять толерантность к словам и поступкам! другой стороны, даже если они противоречат их собственным словам и поступкам в противном случае коммуникация невозможна. Коммуникативная функция толерантности особенно актуальна там, где осуществляется встреча разных культур, что в современном мире происходит повсеместно.

В. С. Соловьев отмечает, что толерантность при общении может быть выражением «сердечного доброжелательства» или «сознания общего человеческого несовершенства»[66] 66
Соловьев В. С. Спор о справедливости. Соч. Т.2. – М.: 1989. С. 411.

Эпистемологическая функция толерантности существенна прежде всего для науки. Данная функция усматривается в трудах многих философов, занимающихся осмыслением науки. Проявление толерантности в мире знания предполагает интерес и уважение к воззрениям ученых прошлого и настоящего. Это делает возможным обмен знаниями, что может вести к их взаимному обогащению, способствовать росту объема и качества знаний.

Итак, эпистемологическая функция толерантности заключается в том, что она выступает формой взаимодействия различных знаний, их сосуществования. Данная функция актуальна для всех, кто занимается поучением, осмыслением, систематизацией и применением знания.

Гедонистическая функция толерантности часто упоминается в самых разных источниках о толерантности. Эта функция представляется весьма удобной для обоснования толерантности и вместе с тем является довольно спорной. Гедонистическая функция заключается в том, что толерантность якобы способна доставлять человеку наслаждение. Так, по мнению М. Аифтинка «для человека любою возраста и уровня образования дух толерантности доставляет удовольствие»[67] 67
Aiftinka M. The axiological dimension of tolerance // www.bu.edu.ru/wep/Papers/valu/valuaift.html.

Принятая ЮНЕСКО «Декларация принципов толерантности» (1995) формулирует следующие смыслы этнической толерантности: «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира», «обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии и правопорядка» вместо «снисхождения», «уступки», «потворства» и др[68] 68
Декларация принципов толерантности // Действующее международное право. Т. 2. – М.: 1997. С. 59.

Понятие «этническая толерантность» рассмотрено в ряде отечественных работ: философских (Р. Р. Валитова, В. М. Золотухин, П. В. Комогоров, В. А. Лекторский и др.) и психологических (А. Г. Асмолов, И. Б. Гриншпун, Н. М. Лебедева, А. А. Реан, Г. У. Солдатова и др.).

Анализ психологических подходов к содержанию и структуре понятия «этническая толерантность» позволяет выделить понимание толерантности, как 1) характеристики социально-перцептивного процесса, 2) характеристики мышления, 3) обозначения индивидуально-личностного образования.

В подходе Н. М. Лебедевой этническая толерантность определяется как «явление социальной перцепции… отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее – наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной»[69] 69
Лебедева Н. М. Теоретико-методологические основы изучения этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 25.

Подтверждение данной закономерности можно найти в целом ряде исследований (А. А. Выскочил, Н. М. Лебедева, В. П. Левкович, А. Н. Татарко, О. В. Чернова и др.). В частности, можно привести результаты исследований В. Ю. Хотинец[70] 70
Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантности. – Екатеринбург: 2002.

Подход Н. М. Лебедевой вступает в определенное противоречие, во-первых, с массивом данных о том, что позитивное восприятие собственной культуры, как правило, сопряжено с негативным восприятием культуры «других» (ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация) и, во-вторых, с наличием одновременно разной степени толерантности человека к представителям различных этнических групп и к представителям различных социальных групп (сексуальные меньшинства, беженцы, бомжи и др.). Попытка решить данное противоречие предпринята в работе Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хулаева, Л. А. Шайгеровой[71] 71
Солдатова Г. У., Кравцова О.А., Хулаева О.Е., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности / Психологи о мигрантах и миграции в России: Инф-аналит. бюллетень. – М.: 2002. № 4. С. 59–65.

Данный подход под этнической интолерантностью подразумевает преобладание негативного восприятия представителей иной этнической культуры при, безусловно, позитивном восприятии собственной. Проявлением интолерантности при таким подходе можно считать и выраженные «этнонигилистские» тенденции – негативное отношение к своей этнической группе, отрицание этничности вообще, вплоть до квалифицирования ее как вредного явления.

Этническая толерантность как характеристика мышления разрабатывается в рамках когнитивистского подхода. В работе И. Шкуратовой приведены данные о некоторых признаках толерантного мышления: способность к децентрации, способность к амбивалентному восприятию объекта, гибкость мышления и др.[72] 72
Шкуратова И. Когнитивная сложность как основа толерантного мышления / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2003. № 5. С. 44–51.

[Закрыть] При этом выявлено, что механизмами формирования толерантного мышления являются интеллектуальное развитие в детстве и осмысление собственного этнокультурного опыта во взрослом возрасте. В данном подходе толерантность – это не терпимость в значение «смирение», а стремление понять различия. С другой стороны, здесь, толерантность шире, чем просоциальность, которая предполагает определенную помощь и поддержку других людей, толерантность же начинается уже с нейтрального отношения к другим. Цикл проведенных исследований подтверждает, что, когнитивная сложность – это необходимая предпосылка к толерантному мышлению, однако, по нашему мнению, далеко не достаточная.

Более продуктивным, на наш взгляд, является комплексный подход к пониманию этнической толерантности как индивидуально-личностному образованию. В работе Е. И. Шлягиной применена методология историко-эволюционного подхода к изучению личности. Этническая толерантность, наряду с этнической идентичностью, рассматривается как одна из граней этнической вариативности личности. Этническая толерантность здесь понимается как сложное установочное образование личности (сознательный и бессознательный пласты психики) и выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям[73] 73
Шлягина Е. И. Этническая толерантность личности: опят этнического исследования / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. № 3–4. С. 124–131.

Вариант моделирования этнической толерантности как индивидуально-личностного образования предпринят в работе И. Б. Гриншпун[74] 74
Гриншрун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. – метод. статей – М.: 2002. С.31–40.

Таким образом, имеющиеся исследования позволяют определить методологию нашего будущего исследования, нас интересует то, как повышение (или наоборот понижение) значимости чувства этнической принадлежности отражается на формировании толерантных или интолерантных представлений в отношении лиц других национальностей.

Исследования ИЭА РА Н по проблемам этнонационального самосознания и межэтнических отношений, а также результаты проекта «Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации» показывают, что рост этнического самосознания не обязательно способствует повышению интолерантности, скорее само «развитие конфликтной ситуации стимулирует гиперидентичность и этническую непримиримость»[75] 75
Солдатова Г. У. Психологическое исследование этнической идентичности в условиях межэтнической напряженности // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации. – М.: 1999.

Поэтому можно допустить, что распространение негативных стереотипов, а также меньшая доля лиц активно-толерантного типа (высокая готовность к обоюдным межэтническим контактам) и большее число представителей типа с тенденцией формирования этнической интолерантности, во многом обусловлено причинами социально-политического характера.

Сделаем выводы. В первом параграфе при изучении теоретико-методологических основ толерантности мы рассмотрели сущность толерантности.

Соглашаясь с мнением приведенных выше исследователей, мы понимаем толерантность как сложная в основном социально-психологическая установка личности, выражающаяся в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям.

Признаки этнической толерантности: терпимое отношение к «другим», к их поведению, верованиям, образу жизни, взаимоуважение между членами одного общества, позитивное отношение к своему этносу, отказ от доминирования насилия, сохранение самобытности, традиций, признание различий и многообразия этнических образований.

Основываясь на данном определении, автор вводит понятие границ толерантности, которая может распространяться от крайних форм нетерпимости, категорического нежелания взаимодействовать с «иными» и применения к ним насилия до «избыточной» толерантности. При этом «избыточная» толерантность может вести к следствиям, аналогичным тем, к которым ведет крайняя нетерпимость.

Интолерантность может быть выделена в самостоятельное понятие и определяется как невозможность применения к какому-либо социальному явлению феномена толерантности. Интолерантность выражается в устойчивом, неизменном на протяжении длительного периода отрицательном отношении к такому «иному», которое вступает в непреодолимые противоречия с общественными нормами, с мировоззренческими и нравственными установками личности. Интолерантность свойственна как индивиду, группе индивидов так и обществу целом. Последняя может быть сформирована под действием негативной исторической памяти, массового неприятия потрясений, перенесенных большей частью общества по вине или с участием «иного». В формировании устойчивого отрицательного отношения к «иному» большую роль играет постоянное обращение к объекту интолерантности средств массовой информации, внимание политических и общественных институтов, государства.

Внимание! Это не конец книги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *