Истек межповерочный интервал электросчетчика что делать
Разъяснения Минстроя РФ: Порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу в случае, если межповерочный интервал индивидуального прибора учета, истек
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее – Минстрой), в рамках своей компетенции, в письме от 01.09.2020 N 34716-ОЛ/04 дало разъяснения о расчете платы за коммунальные услуги в случае истечения срока эксплуатации приборов учета.
Минстрой напомнил о том, что потребители обязаны самостоятельно следить за сроком поверки индивидуальных приборов учета. По истечении межповерочного интервала собственник обязан заменить индивидуальный прибор учета или провести поверку ранее установленного прибора.
В случае, если срок межповерочного интервала истек, а собственник так и не провел поверку либо не произвел замену, то прибор учета считается вышедшим из строя.
Однако, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обязанность собственника по истечении межповерочного интервала заменить, либо провести поверку приборов учета была приостановлена до 1 января 2021 г., т.е. до указанной даты потребители могут пользоваться приборами учета даже с истекшим сроком поверки. Постановление № 424 вступило в силу с 6 апреля 2020 г.
Минстрой уточняет, что в случае, если межповерочный интервал индивидуального прибора учета истек до вступления в силу Постановления N 424, т.е. до 6 апреля 2020г, то расчет размера платы за коммунальную услугу производится в соответствии с пунктами 59 и 60 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», т.е. исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса за период не менее 6 месяцев, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
По истечении указанного периода расчет производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.
Графики бесплатной замены приборов учёта
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 ответственность за организацию учёта электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах – к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов – к сетевым организациям, которые с 1 июля 2020 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учёта электроэнергии.
Также законодательством предусмотрена установка интеллектуальных приборов учёта, замена на которые будет происходить поэтапно. Новые приборы учёта установят новым потребителям в рамках технологического присоединения, действующее же оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. На замену прибора учёта отводится 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, а до 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчётчиков. Данные работы для потребителей производятся бесплатно.
Что делать, если счётчик сломался?
Если установленный в отношении потребителя прибор учёта электроэнергии вышел из строя или у прибора учёта истёк срок межповерочного интервала, то необходимо оставить соответствующую заявку:
— жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться непосредственно в компанию,
— жителям многоквартирных домов, не имеющим прямые договорные отношения с АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего управление многоквартирным домом,
— жителям частного сектора – в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
Направить уведомление в АО «Мосэнергосбыт» можно любым доступным способом:
— по телефону контактного центра +7 (499) 550-9-550;
— в личном кабинете на сайте my.mosenergosbyt.ru или через мобильное приложение «Мой Мосэнергосбыт»;
— направить письмо на почту info@mosenergosbyt.ru;
— направить обращение через «Виртуальную приёмную» на сайте компании.
Когда заменят неисправный электросчётчик?
В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику и сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя. Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с клиентом дату.
Как будут осуществляться начисления с даты поломки (выхода за МПИ) до даты замены электросчётчика?
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.
Могут ли потребители сами заменить прибор учёта?
Да, клиенты вправе инициативно произвести замену приборов учёта электроэнергии исключительно в случаях, когда электросчётчик являются работающим и отсутствуют основания для его замены со стороны АО «Мосэнергосбыт» или сетевой организации (истечение поверочного интервала, выход из строя и т.д.). Сделать это можно, заказав соответствующую платную услугу в АО «Мосэнергосбыт» (либо сетевой организации, если клиент проживает в жилом доме (домовладении)). Исходя из положений действующего законодательства, привлечение иных организаций для установки электросчётчиков не допускается. После получения заявки клиента АО «Мосэнергосбыт» известит о порядке и сроках установки электросчётчика. Самостоятельный демонтаж электросчётчика, пломб, установленных на нём, и иного оборудования не допустим.
Кто несёт ответственность за сохранность приборов учёта?
Ответственность за сохранность электросчётчиков, установленных в отношении жилых помещений, законодатель разделил таким образом:
— если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность за его сохранность несёт потребитель,
— если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность ложится на гарантирующего поставщика,
— если прибор установлен вне территории частного домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несёт сетевая организация.
При этом необходимость обеспечивать сохранность распространяется и на иное оборудование, используемое в узле учёта (пломбы, знаки визуального контроля и т.д.).
Вы можете узнать, проводятся ли замены приборов учёта по вашему адресу, просто введя его в форму ниже
Изменение порядка установки, поверки и замены электросчетчиков
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 ответственность за организацию учёта электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах – к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов – к сетевым организациям, которые с 1 июля 2020 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учёта электроэнергии.
Также законодательством предусмотрена установка интеллектуальных приборов учёта, замена на которые будет происходить поэтапно. Новые приборы учёта установят новым потребителям в рамках технологического присоединения, действующее же оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. На замену прибора учёта отводится 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, а до 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчётчиков. Данные работы для потребителей производятся бесплатно.
Что делать, если счётчик сломался?
Если установленный в отношении потребителя прибор учёта электроэнергии вышел из строя или у прибора учёта истёк срок межповерочного интервала, то необходимо оставить соответствующую заявку:
— жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться непосредственно в компанию,
— жителям многоквартирных домов, не имеющим прямые договорные отношения с АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего управление многоквартирным домом,
— жителям частного сектора – в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
Направить уведомление в АО «Мосэнергосбыт» можно любым доступным способом:
— по телефону контактного центра +7 (499) 550-9-550;
— в личном кабинете на сайте my.mosenergosbyt.ru или через мобильное приложение «Мой Мосэнергосбыт»;
— направить письмо на почту info@mosenergosbyt.ru;
— направить обращение через «Виртуальную приёмную» на сайте компании.
Когда заменят неисправный электросчётчик?
В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику и сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя. Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с клиентом дату.
Как будут осуществляться начисления с даты поломки (выхода за МПИ) до даты замены электросчётчика?
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.
Могут ли потребители сами заменить прибор учёта?
Да, клиенты вправе инициативно произвести замену приборов учёта электроэнергии исключительно в случаях, когда электросчётчик являются работающим и отсутствуют основания для его замены со стороны АО «Мосэнергосбыт» или сетевой организации (истечение поверочного интервала, выход из строя и т.д.). Сделать это можно, заказав соответствующую платную услугу в АО «Мосэнергосбыт» (либо сетевой организации, если клиент проживает в жилом доме (домовладении)). Исходя из положений действующего законодательства, привлечение иных организаций для установки электросчётчиков не допускается. После получения заявки клиента АО «Мосэнергосбыт» известит о порядке и сроках установки электросчётчика. Самостоятельный демонтаж электросчётчика, пломб, установленных на нём, и иного оборудования не допустим.
Кто несёт ответственность за сохранность приборов учёта?
Ответственность за сохранность электросчётчиков, установленных в отношении жилых помещений, законодатель разделил таким образом:
— если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность за его сохранность несёт потребитель,
— если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность ложится на гарантирующего поставщика,
— если прибор установлен вне территории частного домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несёт сетевая организация.
При этом необходимость обеспечивать сохранность распространяется и на иное оборудование, используемое в узле учёта (пломбы, знаки визуального контроля и т.д.).
Вернуться к списку новостей
Нормы и практика ВС РФ о последствиях истечения межповерочного интервала
ВС РФ очень много высказывался в 2019 году по безучетному потреблению в том числе отражая свое мнение в Обзорах. Причины понятны, хотя было много и есть много других интересных вопросов в энергетике, но они эпизодические и не на слуху.
Очень часто стал вставать еще один вопрос и возможно он тоже заслужил внимания и появления в обзоре.
Прибор учета или измерительный комплекс должен быть поверен. То есть в установленном законом порядке специализированный субъект, уполномоченный на поверку должен подтвердить заключением, что прибор учета к расчетам годен.
Кстати, само по себе доказательство того, что ПУ или ИК поверен без прохождения им процедуры допуска в эксплуатацию не влечет автоматическое применение прибора учета для расчетов.
Однако физика есть, физика и ИК и ПУ не могут быть непорочны вечно, поэтому после первой поверки должны проводиться последующие каждый раз как только истекает межповерочный интервал (МПИ).
Очень часто про истечение МПИ забывается.
Но многие энергокомпании учитывая, что непроведение поверки сразу после истечения МПИ также является по сути нарушением порядка учета, квалифицируют подобное нарушение как безучетное потребление. С такой квалификацией, как мне кажется, иногда поспешно спешат согласиться некоторые арбитражные суды, поскольку подобное нарушение потребителем порядка учета только в совокупности с радом других обстоятельств заслуживает подобной квалификации.
Но если энергокомпания данный момент упустила, не знала и считала по прибору учета означает ли это, что нормы п.п. 166 и 179 Основных положений фактически не действует?
Безусловно нет и тут энергокомпания вправе провести перерасчет объема отпуска используя расчетный способ с момента истечения МПИ.
Но допустимо ли просто на основании факта истечения МПИ и непроведения в течение 2 месяцев поверки на момент проверки ИК или ПУ составлять акт о неучтённом потреблении и на его основании объем ранее неучтенного потребления выставить потребителю естественно в месяце составления акта?
Разбирая последние за 2019-2020 года отказные определения судей ВС РФ, специализирующихся на энергоспорах, следует отметить, что можно, другой вопрос будут ли эти акты приняты или нет для подтверждения безучетного потребления зависит от конкретных обстоятельств.
Если будет доказано, что прибор учета после истечения МПИ работал неправильно например поверка пусть и проведенная поздно это показала в заключении, тут несомненно стоит говорить именно о безучетном потреблении.
Если прибор учета длительное время после истечения МПИ не поверяется в том числе доказательства поверки в материалы дела потребителем не представлены судьи ВС РФ допускают подтверждение квалификации данных бездействий как безучетного потребления.
Если прибор учета поверен, но со значительной просрочкой и без его совместной передачи и приглашения на поверку думается даже сам факт положительных итогов поверки подтвержденных в суде не должен нивелировать безучетное потребление. Здесь я думаю разумно сослаться еще и на Обзор 4/2019 в котором рассматривался вопрос об открытости процедуры экспертизы и проверки прибора учета для любого ее участника, хотя к этому обзору еще вернемся.
В то же время если прибор учета предоставлен на поверку и сделано это было с незначительно просрочкой (сразу отмечу значительность или незначительность просрочки ее уважительность это предмет оценки суда в каждом конкретном деле), а еще лучше и с приглашением на ее проведение энергокомпаний и доказательства положительного итога поверки представлены в суд, суд вправе не согласиться с актом неучтенного потребления поскольку не доказан факт искажения данных учета.
Эта логика соответствует духу законодательства об энергосбережении и электроэнергетике и не позволяет потребителю получать выгоду из своего незаконного поведения, а также энергокомпании получить больше того, чем за реально отпущенное.
Но везде есть нюансы, в частности, что самое интересное в Обзоре 4/2019 указано: «Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обусловливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Бремя доказывания наличия иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности), возлагается на лицо, проводящее проверку.»
Многие могут понять это как то, что теперь потребитель в принципе не обязан на суде предоставлять доказательства о проведении поверки и что ее результат был положительный, а сетевая компания должна танцевать с бубном, истребовать прибор на поверку требовать экспертиз и т.д. Удаляться в объяснение неправильности подобного подхода я не буду поскольку его явная порочность очевидна, да и дело в обзоре касалось другого вопроса (кейса).
Второй возможный довод противников возникновения каких-либо негативных последствий истечения МПИ для потребителя п. 12 ст. 13 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон этот не для слабонервных, поэтому не все найдут в нем иногда очень полезные на практике положения, в частности в отношении учета, бехозяйных сетей и т.д., поскольку одна только ст. 13 этого закона пример того, как устарели наши традиции законодательной техники.
Но вернемся с тексту пункта, в нем есть последние предложения, описывающее последствия невыполнения потребителями требований по эксплуатации и восстановлению приборов учета при выявлении их ненадлежащего состояния.
В частности применительно к электроэнергетике электросетевые организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
И тут у многих зарождается мысль сетевая компания должна знать об истечении МПИ вот пусть и идет к потребителю через 2 месяца на объект проводит поверку или ставит новый ИК или ПУ, не пошла значит не имеет права требовать расчета потребления по истечении 2 месяцев по максимальной мощности или допустимой токовой нагрузке.
Но эту мысль когда-то Верховный суд РФ тоже пресёк даже не побоявшись это сделать на примере «льготного» ЖКХ, отметив, что наличие субсидирующей обязанности РСО заниматься оприбориванием домов, не нивелирует нормы о применении расчетных способов к ИКУ (УК ТСЖ, ТСН и т.д.), которые нарушили 261-ФЗ и не оприборили МКД.
— не всякое истечение межповерочного интревала должно быть квалифицировано, как безучетное потребление, НО
-негативные последствия непровоедения поверок наступают для потребителя практически всегда, за исключением случая коглда потребитель, действуя открыто и добросовестно поверку пусть и с нарушением срока проводит и она подтверждает исправность и годность прибора.
На сей пост меня мотивировал мой коллега, возмутившийся, тем что нормы о применении негативных последствий истечения МПИ и непроведения поверок в виде квалификации данных действий как безучетного потребления повсеместно нивелируются судами. Как мне кажется, это не так.
Но было бы очень неплохо, чтобы в обзоре 1/2020 хотя бы в разделе вопросов и ответов, Верховный суд РФ подтвердил или опроверг данные мысли.
В частности до верховного суда не дошел вопрос, если итечение МПИ не квалифицировано как безучетное потребление и поверка не проведена, можно ли требовать доплаты за услуги по передаче и потребленную электроэнергию соответвенно за периоды, в которые ПУ или ИК де-юре был порочным, но по его показаниям велся расчет?
Счетчики электроэнергии с 1 июля 2020. Новые правила замены и поверки
С 1 июля 2020 года хозяева квартир и частных домов избавлены от необходимости следить за состоянием своих счетчиков. Кончился или нет срок поверки? Правильно ведется учета показаний или счетчик «врет »? Потребителя все это теперь, вроде бы, волновать не должно, со счетчиками теперь разбираются энергокомпании. Выглядит отлично. Но лишь на первый взгляд. Разбираемся в деталях, как именно работают новые правила.
Что изменилось со счетчиками с 1 июля 2020 года?
Главное новшество – если раньше собственникам жилых помещений вменялось в обязанность следить за исправным состоянием счетчиков электроэнергии, через которые осуществлялось электроснабжение жилого дома/квартиры, то теперь такая обязанность на законодательном уровне отменена.
Следить за исправность счетчика (в том числе, чтобы у него не истек срок поверки) теперь должны энергокомпании. В отношении приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме эта обязанность возложена на энергосбытовую компании, которая поставляет электроэнергию в многоэтажку. В частных домах за состояние счетчика отвечает электросетевя компания, от линии которой запитан дом.
При этом, уточним, новации коснулись только счетчиков электроэнергии. Со счетчиками воды, газа и тепла все обстоит, как и прежде. За состояние приборов учета отвечают собственники жилых помещений.
Кроме того, важно уточнить, что собственники квартиры и частных домов по-прежнему обязаны передавать показания счетчиков. И обязанность эта будет действовать, пока им не поставят «интеллектуальный » счетчик, который будет передавать показания сам. Такая программа уже запущена, но когда она доберется до каждой квартиры – частного дома, сказать сложно.
Как платить за свет, если счетчик сломался либо у него кончился срок поверки?
Согласно прежнему порядку, если прибор учета выходил из строя, то в первые три месяца плата за свет начислялась по среднему, а затем потребитель переводился на оплату электроэнергии по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5. В большинстве случае это вело к заметному росту платежек за свет. Перевод на норматив и, особенно, использование повышающего коэффициента, в данном случае выступали в качестве некоего «штрафа », с помощью которого потребителя подталкивали к как можно быстрой замене счетчика.
Теперь, поскольку за состояние счетчика отвечает энергокомпания, потребителя не «штрафуют ». Платы по нормативу и повышающих коэффициентов к нему не вводят.
Действующие правила таковы:
— если счетчик сломался (неисправно табло, трещина на корпусе, не отображаются показания и т.п.), то потребитель переводится на оплату исходя из среднего потребления в предыдущие полгода до поломки прибора учета
— если у счетчика истек срок поверки, то потребитель продолжает платить за свет по его показаниям. А затем, если поверка показала, что счетчик неисправен, за период между датой окончания «старой » поверки и проведением «новой » производится перерасчет исходя из предыдущих (за полгода до истечения срока поверки) средних показаний. Если же счетчик по итогам поверки признан исправным, то никаких перерасчетов не производится.
В чем риски потребителя? Они в том, что если у счетчика истек срок поверки, и он действительно сильно «врет », то до тех пор, пока не будет проведена новая поверка, платить все равно придется по этим показаниям. Искажения, как показывает практика, могут быть достаточно сильными. В том числе и в сторону заметного завышения потребления электроэнергии.
В какие сроки должна быть проведена поверка/замена неисправного счетчика?
Восстановить работоспособность счетчика (заменить прибор или провести его поверку) энергкомпании обязаны в течение шести месяцев с даты его выхода из строя (окончания срока межповерочного интервала).
Исключения сделаны для тех жилых помещений, в которые счетчики уже были неисправны (или же их вовсе не было) на момент вступления в силу новых правил.
Так, для счетчиков, у которых срок поверки истек до 1 апреля 2020 года, срок проведения поверки установлен до 31 декабря 2021 года.
Для счетчиков, которые на 1 апреля 2020 года считались вышедшими из строя по причине поломки или истечения срока эксплуатации, срок замены установлен до 31 декабря 2023 года.
Таковы же условия для жилых помещений, не оборудованных электросчетчиками на начало апреля 2020 года. Счетчики в таком случае должны быть установлены до 31 декабря 2023 года.
Стоит при этом отметить, что в нормативных актах, которыми была запущена работа новых правил эксплуатации электросчетчиков, не было столь продолжительных сроков по исполнению энергетиками своих обязательств. Они появились лишь в конце 2020 года, когда стало ясно, что в течение изначально заявлявшихся шести месяцев сети и сбыты не справляются.
Ответственность энергокомпаний за нарушение сроков замены/поверки электросчетчиков
В момент запуска новых правил обращения с электросчетчиками условия выглядели вполне адекватными. Правительство установило, что если проблема с прибором учета не будет решена в течение шести месяцев (счетчик не будет поверен или заменен), то плата за свет для потребителя будет снижена на 20%, а если этого не пройдет и еще через четыре месяца – то на 40%.
Подразумевалось, что таким образом энергокомпании будут достаточно мотивированы к тому, чтобы не затягивать дело, проводить поверку и (или ) замену счетчика в установленные законом сроки.
Однако с 1 января 2021 года эти жесткие для энергокомпаний (и справедливые для потребителя) условия были радикально смягчены. Штрафные проценты – снижены. А сам механизм «наказаний » отложен на несколько лет.
Теперь, если неисправность счетчика не будет устранена в течение шести месяцев, то «скидка » на электроэнергию для потребителя составит:
— 7% начиная с 1 января 2023 года
— 14% начиная с 1 января 2024 года
— 20% процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 года.
Норма, предусматривающие повышение штрафа, если счетчик остается в неисправном состоянии еще четыре месяца, осталась. В таком случае штраф увеличивается вдвое.
Но все это, повторимся, отложено на два года. Фактически система «наказаний » для энергетиков начнет действовать лишь с 1 января 2023 года. До этого времени единственным способом обеспечить адекватный учет электроэнергии в доме или квартире будет замена прибора учета за собственный счет.
Новые правила по электросчетчикам с 1 июля 2020 года. Где про все это написано официально?
Описанные выше новации были утверждены федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности ) в Российской Федерации». Вот ссылка на этот документ — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039472/
В то же время закон лишь задает общие рамки. Да и кроме смены ответственных за функционирование электросчетчиков там много о чем еще идет речь. В том числе, например, и про развитие интеллектуальных систем учета электроэнергии, о чем речь шла выше. Законом были внесены дополнения в десятки нормативных документов.
С позиции бытового потребителя важнейшими являются изменения в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это главный документ, который описывает взаимоотношения населения и поставщика коммунальных услуг, в частности, электроснабжения. В нем появилось несколько новых пунктов, касающихся учета электроэнергии.
Там же, а именно в п. 80 2 прописана обязанность энергкомпаний заменить прибор учета в течение шести месяцев. А так же описаны санкции, которые последуют, если это требование выполнено не будет.
Ссылка на нужные пункты актуальной версии правил — https://base.garant.ru/12186043/#block_8010.
Кроме того, в обязанности электросетей по замене и проведении поверок электросчетчиков в частных домах детализированы п. 136 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» относительно индивидуальных жилых домов. Ссылка — https://base.garant.ru/70183216/#block_4164
Вывод: в ближайшие годы электросчетчики придется менять/поверять за свой счет
Какое резюме? Приняв достаточно революционное решение переложить ответственность за состояние электросчетчиков с потребителей на энергокомпании правительство, похоже, не смогло отбиться от требований лоббистов, потребовавших отложить реформу. По сути, она заморожена.
Никаких штрафных санкций за невыполнение требований по установке/замене счетчиков энергокомпаниям в ближайшие два года не грозит. Следовательно, энергосбыты и электросети могут попросту игнорировать заявки потребителей. И как уже выше было сказано, для потребителя единственным надежным способом решить проблему с учетом электроэнергии остается поверить/установить электросчетчик за свои деньги.
Такое положение дел продлится еще пару лет. Если, конечно, сроки вступления в силу норм об ответственности энергокомпаний за состояние счетчиков не будут еще раз перенесены.