История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Приложения

Музыка

Резюме

Малюгина Татьяна

Фотоальбом

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Статистика

БАСНЯ КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ». ИСТОРИЯ СЮЖЕТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ, МУЛЬТФИЛЬМЫ

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

В 1808 году была опубликована басня Ивана Крылова «Стрекоза и муравей». Однако Крылов не был создателем этого сюжета, он переложил на русский язык басню «Цикада и муравей» Жана де Лафонтена (1621-1695), который, в свою очередь, заимствовал сюжет у греческого баснописца VI века до н.э. Эзопа.

Прозаическая басня Эзопа «Кузнечик и муравей» выглядит так:

В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?» Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».

Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратилася в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово «муравей» (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Вот перевод басни Лафонтена «La Cigale et la Fourmi» / Цикада и Муравей от Н. Табатчиковой:

Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, —
Обещает ей Цикада. —
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» —
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты. » — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Стрекоза и муравей. Художник Т. Васильева

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Стрекоза и муравей. Художник С.Яровой

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Стрекоза и муравей. Художник О.Воронова

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Стрекоза и муравей. Художник Ирина Петелина

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Стрекоза и муравей. Художник И. Семенов

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Стрекоза и муравей. Художник Яна Ковалева

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Стрекоза и муравей. Художник Андрей Кустов

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Басня Крылова была дважды экранизирована. В первый раз это произошло уже в 1913 году. Причём вместо стрекозы по уже упомянутым причинам в мультфильме Владислава Старевича участвует кузнечник.

Второй раз басню Крылова экранизировал в 1961 году режиссёр Николай Федоров.

Рубрики:искусство

Метки: художники иллюстрация басни мультфильмы

Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям

Источник

История создания басни «Стрекоза и муравей»

Иван Андреевич Крылов написал басню «Стрекоза и муравей» в 1808 году. Произведение сразу получило известность, его воспринимали как исконно русское, поскольку весь его строй и лексика необычайно органично отражают нашу действительность.

Однако баснописец использовал заимствованный сюжет, прототипом для него служило произведение его французского предшественника Лафонтена. Эта басня называлась «Цикада и муравей». Лафонтен, в свою очередь, позаимствовал сюжет у греческого баснописца Эзопа.

Надо ли упрекать поздних баснописцев за плагиат темы? Отнюдь. Ведь речь идет о баснях – назидательных произведениях, в которых описываются сценки из жизни животных, птиц, насекомых. В баснях высмеиваются пороки людей, это философская, общечеловеческая тема, которая существовала, и будет существовать всегда.

Герои Лафонтена – Цикада и Муравьиха. Его Цикада вовсе не такая восторженная бездельница, как русская Стрекоза, у нее иная проблема. Цикада просто не может иначе, эта артистка и певунья настолько вживается в роль, что до окружающего мира ей нет дела. Она должна петь, и поет, а дальше – будь, что будет.

Цикада-француженка прибежала к Муравьихе, она голодна и просит соседку одолжить ей еды и питья. Но суровая труженица отказывает в просьбе Цикаде, хотя та обещает ей вернуть все затраченное «сполна». Крылову понравился данный сюжет, но он переработал его, перенес на русскую почву.

На севере, в средней полосе России нет цикад, это южное насекомое. Нам ближе Стрекоза, ее Крылов и сделал своей героиней. Его Стрекоза – сущая бездельница, она живет только для себя, проводит время в развлечениях и удовольствиях. Труд для нее – пустое слово, песни, пляски, музыка и танцы – вот то, на что она тратит лучший период своей жизни.

Второй герой басни – Муравей. Его поведение Крылов в точности копирует с настоящих насекомых. Этот персонаж – трудоголик, вся его жизнь подчинена строгой дисциплине. Сначала работа, потом все остальное. Маленький труженик старательно делает припасы на зиму, запасается топливом – ведь иначе долгую русскую зиму просто не пережить.

И тут, когда уже все готово, как снег на голову ему падает Стрекоза. Она вовсе не такая простушка, какой может показаться с первого взгляда, Стрекоза знает, к кому надо обратиться со своей проблемой, к тому, у кого точно имеются запасы. Неплохо сравнить и размеры Муравья и Стрекозы – бездельница в несколько раз больше крохотного труженика.

И вот огромная Стрекоза, удрученная «злой тоской», медленно ползет, будто подкрадывается к крохе-Муравью. Ласково и льстиво она величает его «кумом милым», просится к нему в дом до самой весны, кормиться и греться. Но малыша не так просто обмануть, он спрашивает, чем же занималась Стрекоза все долгое лето, почему не готовилась к зиме?

Легкомысленная бездельница Стрекоза в своем репертуаре – она простодушно выкладывает соседу, как хорошо ей было веселиться в теплые летние деньки. Крохотный труженик отказывает Стрекозе в приюте, он не собирается делиться с ней своими припасами. И этот малыш совершенно прав – огромная бездельница, не привыкшая ценить чужой труд, вмиг расправится со всем его добром.

Басне уже более 200 лет, ее по-прежнему изучают в младших классах. При анализе произведения ученики нередко жалеют Стрекозу, сочувствуют ей. Но этого делать не стоит, особенно, если участь всю историю сюжета, от Эзопа-Лафонтена-Крылова до наших дней. Много времени в нашей жизни мы уделяем труду и это правильно.

Если проводить жизнь в бесконечных развлечениях, неизбежно наступит пресыщенность а, возможно, и полное банкротство, как у Стрекозы. История показала — всегда найдется бездельник, рассчитывающий на чужие ресурсы. Надо уметь не только зарабатывать, но и правильно пользоваться плодами своих рук, снабжать легкомысленных бездельников безнравственно, а иногда даже и преступно.

Источник

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Исследовательские работы и проекты

Тайны басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

В исследовательской работе по литературе «Тайны басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»» авторы узнают историю создания знаменитой басни, выполняют литературно-биологический анализ произведения. Проводится опрос, литературно-биологическое сравнение героев, устанавливаются межпредметные связи.

Содержание

Введение
Глава 1. Басня и великие баснописцы.
Глава 2. История создания басни «Стрекоза и Муравей»
Глава 3. Литературно-биологический анализ басни.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложения.

Басни Ивана Андреевича Крылова знакомы всем с раннего детства. Но вы уверены, что хорошо знаете всеми любимые произведения и всё, что с ними связано?

Выделенное противоречие позволило определить проблему исследования: в чём секрет басни Крылова?

Объект исследования: басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Предмет исследования: образы стрекозы и муравья с точки зрения литературы и энтомологии.

Гипотеза исследования: замысел автора басни будет более понятен, если мы узнаем историю создания басни и проанализируем образы главных героев.

Басни И.А. Крылова входят в школьную программу по литературе, поэтому данное исследование актуально, так как поможет мне и моим одноклассникам в понимании творчества великого русского баснописца.

Цель исследования: узнать историю создания басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и выполнить литературно-биологический анализ произведения.

Задачи исследования:

Практическая значимость исследования:
Фактический материал, выводы и результаты исследовательского проекта могут быть использованы как дополнительный (иллюстративный) материал при изучении литературы, биологии, внеклассных мероприятий.

Глава 1. Басня и великие баснописцы

Басня – довольно непопулярный жанр, поскольку воспринимается только как нравоучение, или, в крайнем случае, как небольшая история развлекательного плана.

Басня незаслуженно остаётся в тени, уступая место другим жанрам. Почему? Может быть, мы о ней просто мало знаем!?

А что такое басня, откуда она пришла, из чего «сделана, соткана» и почему пылится на дальней полке? Попробуем разобраться.

100 % учащихся назвали фамилию И.А. Крылова, 45% вспомнили Эзопа.

— «Ворона и Лисица»;
— «Свинья под дубом»;
— «Волк на псарне»;
— «Стрекоза и Муравей».

Героями басен становились звери и насекомые. А историю басни «Стрекоза и Муравей» знают немногие.

«Басня – иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными». [№2, т.1, стр. 52]
«Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ». [№4, стр. 37]

Самыми известными в мире, пожалуй, были всего три мудреца-баснописца: греческий раб Эзоп, французский дворянин Лафонтен и наш российский «дедушка Крылов». Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа».

Басни Крылова знали не только в России: ещё при жизни автора многие из них были переведены на западноевропейские языки и завоевали популярность во Франции, Германии, Англии.

Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений.

Его басни давно прославлены на весь мир, и все позднейшие баснописцы испытывали на себе влияние его таланта.

Художественному значению басен Лафонтена способствует его образный язык, богатство и разнообразие поэтической формы.

Зимой 1782 г. Крылов переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. В Петербурге он нашёл то, о чём мечтал: образованных людей, книги, театр. Он создал новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным.

Глава 2. История создания басни «Стрекоза и муравей».

В зимнюю пору муравей вытащил для просушки из потаенного места свои припасы, который накопил летом. Голодающий кузнечик умолял его дать ему пищу, чтобы выжить. Муравей спросил его: «А что ты делал этим летом?». Кузнечик ответил: «Пел, не отдыхая». Засмеялся муравей и, убирая припасы, сказал: «Зимой пляши, если летом пел».

Лафонтен изменил этот сюжет. Эзоповский кузнечик мужского рода превратился в лафонтеновскую цикаду женского рода. Поскольку слово «муравей» (la Fourmi) во французском языке тоже женского рода, то получился сюжет не о двух мужчинах, как у Эзопа, а о двух женщинах.

В басне Лафонтена разговаривают две соседки: хозяйственная Муравьиха и легкомысленная цикада.

Лето целое Цикада
День-деньской была петь рада.
Но уходит лето красно,
А на зиму нет припасов.
Голодать она не стала,
К Муравьихе побежала,
У соседки одолжить, если можно, есть и пить.
«Лишь придет к нам лето снова,
Все сполна вернуть готова, —
Обещает ей Цикада. —
Слово дам я, если надо».
Муравьиха ж крайне редко
В долг дает, беда вся в этом.
«А что делали вы летом?» —
Говорит она соседке.
«День и ночь, не обессудьте,
Песни пела всем, кто рядом».
«Если так, я очень рада!
Вот теперь и потанцуйте!»

В диалоге Платона «Федр» про цикад рассказано следующее предание: «Цикады когда-то были людьми, еще до рождения Муз. А когда родились Музы и появилось пение, некоторые из тогдашних людей пришли в такой восторг от этого удовольствия, что среди песен они забывали о пище и питье и в самозабвении умирали. От них после и пошла порода цикад: те получили такой дар от Муз, что, родившись, не нуждаются в пище, но сразу же, без пищи и питья, начинают петь, пока не умрут».

Итак, речь в первоисточнике о цикаде. Это действительно звонкое насекомое, как говорится. И поет, и пляшет. Но цикады водились в Средиземноморье. И название «Цикада и муравей» воспринималось как что-то иностранное.

А. Крылов писал для простых людей. Поэтому он заменяет иноземную цикаду на русскую стрекозу, наделяя её некоторыми чертами кузнечика – ближайшего родственника южной цикады.

И.А. Крылов не только перевёл. А переосмыслил басню Лафонтена. Так появилась оригинальная парочка Стрекоза и Муравей, над которой и смеётся и глубоко задумывается не одно поколение читателей.

Глава 3. Литературно-биологический анализ басни

Стрекоза просит пристанища до вешних только дней. Это очень много, ведь еще только поздняя осень, а запасы нужно беречь до весны.

Но стрекоза этого не понимает. Ведь она не привыкла трудиться, не запаслась на зиму, беспечный характер погубит Стрекозу.

А теперь давайте посмотрим на этого персонажа басни с биологической точки зрения и выясним, насколько литературный образ стрекозы соответствует ее биологическим особенностям.

Если разбирать эту басню с точки зрения энтомологии (науки о насекомых), то можно обнаружить множество ошибок. Обратимся к тексту басни. Вот строчки произведения, где описанные И.А. Крыловым факты не соответствуют действительности.

В баснеВ природе
Резвилась в «мягких муравах»Оказавшись в траве, взлететь уже не сможет.
«Попрыгунья Стрекоза»Стрекоза может только летать или сидеть на чем-либо.
«Лето красное пропела»Стрекозы не издают звуков.
«Оглянуться не успела, как зима катит в глаза»Взрослые стрекозы до этого времени не доживают, зимовать у них могут яйца и личинки.
«Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»Стрекозы ловят свою добычу в воздухе, на лету. Для этого у них имеется 3 пары крепких ног с очень острыми и цепкими коготками.

При создании этого образа Муравья Крылов использует только один глагол, который характеризует героя. Он спрашивает: «А работала ль ты в лето?». Это жизненная философия Муравья, это для него главное, поэтому иных характеристик и не требуется. Все понятно. Муравей во всех литературных и фольклорных произведениях показан как неутомимый труженик. Он трудолюбивый, выносливый, упорный.

А насколько совпадает литературный образ муравья с его биологическими характеристиками?

Хотя в произведении практически ничего не написано о муравье, но наше представление о нем практически полностью совпадает с имеющимися у нас данными: муравьи трудолюбивы, они все лето постоянно что-то делают.

В баснеВ природе
Он живет одинОни образуют большие семьи и строят муравейники.
Да работала ль ты в лето?В их большой семье есть самка, самцы и множество рабочих особей, выполняющих различные функции: защиту, уборку, строительство, добывание пищи и т.д.

На основании проведенного нами сравнительного анализа мы можем сделать вывод: литературный образ совершенно не совпадает с биологическим портретом насекомого.

Так что же Крылов не знал элементарных вещей. Конечно же, это не так. Вышеозначенные «ошибки» можно отнести к гениальному переосмыслению классических образов.

Заключение

И Крылову совсем не обязательно было быть биологом, чтобы его произведение осталось в веках, рассказывая о нравственных ценностях.

Мы любим эти басни, и их нравоучительный смысл понятен каждому.

Данная исследовательская работа (проект) по литературе «Тайны басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» позволила нам совершенно по-новому взглянуть не только на это произведение, но и на учебные предметы, изучаемые в школе.

Мы убедились, насколько различны Стрекоза в басне И.А. Крылова и в мире живой природы и как реалистично изображен Муравей. При столь различных подходах литературы и биологии к познанию действительности они способствуют формированию единой многообразной картины мира.

Список использованной литературы

1. Крылов И.А. Басни. – М.: Просвещение, 1985г.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988г.

3. Эттенборо Д. «Мир насекомых».- Дрофа, 2011г.

Приложение

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты. » — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Источник

Анализ басни «Стрекоза и муравей» для читательского дневника

История создания

История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Смотреть картинку История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Картинка про История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками. Фото История создания басни крылова стрекоза и муравей что скрывается за привычными строчками

Автором басни «Стрекоза и муравей» принято считать Ивана Андреевича Крылова, а само произведение появилось в 1808 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Драматический вестник», получив отличные отзывы критиков и восторженные отклики читателей. Аналогичный рассказ также был и у Льва Толстого. Однако в литературной среде создателем этой басни считают не Крылова, а Жана де Лафонтена, написавшего «Цикада и муравей». Известно, что этот французский писатель позаимствовал сюжет произведения у древнегреческого баснописца Эзопа.

Крылов сделал лишь перевод французской версии этой басни на русский язык, адаптировав ее сюжет к российским реалиям. Получилось интересное и замысловатое произведение, известное на протяжении многих лет, на котором воспитывалось уже несколько поколений. Эта басня выдержала несколько изданий, подверглась цензурным правкам как в царской России, так и в последующем в Советском Союзе, поэтому существует несколько отличающихся друг от друга версий, которые имеют схожий сюжет, но различные детали повествования.

Автор существенно изменил французский вариант басни, сделав его близким для всех читателей. Стрекоза предстаёт активным персонажем с веселым нравом и живым темпераментом. Это легкомысленная особа, которая в начале произведения неизменно вызывает симпатии. Муравей же, напротив, отличается рассудительностью и степенностью. Это отчасти скучный и занудный персонаж, который с головой погружён в каждодневный труд.

Русское лето показано непродолжительным, но не менее прекрасным. Для тех насекомых, кто готовится к холодам, каждый день на вес золота. Не успели они опомниться, как проходит тёплая пора, начинаются осенние дожди и близятся первые заморозки.

Также в этой басне имеются элементы старинных традиций патриархата, в котором все насекомые и народ являются единым, помогая друг другу.

Анализ басни Крылова «Стрекоза и муравей»

Иван Андреевич Крылов считал часть своих басен заимствованными. Сюжеты этих басен он брал у древних баснописцев. Но поэт-критик Жуковский называл переводные басни Крылова тоже оригинальными.

Для того, чтобы понять, на какой высоте стоит Крылов в сравнении со всеми предшественниками, достаточно сделать сравнение любой заимствованной басни с оригиналом и подражаниями. Например, и Хемницер, и Крылов оба подражали Лафонтену в басне «Стрекоза и Муравей»

Вот как эта басня выглядит у Лафонтена: «Стрекоза, пропевши все лето, осталась без запаса, когда настала зима. Пошла она к соседу-муравью и просит одолжить несколько зерен, чтобы прожить до весны, обещая отдать долг с процентами. Муравей не хотел давать Стрекозе в долг и спросил, что она делала все лето? День и ночь пела. Ты пела, так теперь пляши.

Хемницер сделал стихотворный перевод этой басни Лафонтена, но при этом ничего не изменил в сюжете. Его перевод достаточно прост и наивен.

Крылов же в своем варианте басни подробно описывает характер действующих лиц. Сначала он представляет читателям Стрекозу, подвижную, резвую, с живым темпераментом и веселым характером. Характеризуя Стрекозу, он не сказал просто «прыгающая», а употребил слово «попрыгунья», нашел в русском языке такое слово, которое не на всякий язык перевести можно. И притом употребил его для того, чтобы придать Стрекозе качество нравственное, обозначить не лучшую черту ее характера – легкомыслие.

Тем самым автор подготавливает читателя к тому, как надо встретить такую просительницу. Муравей же у Крылова — насекомое степенное, работящее.

В России, в отличие от теплых стран, лето короткое, и Крылов два раза обозначил эту особенность русского климата: во-первых, от этой непродолжительности, оно нам милее и оттого в народе называют лето прекрасным: «Лето красное пропела». Во-вторых, Стрекоза не успела даже оглянуться, как лето пролетело, и настала зима.

У Лафонтена нет упоминания о скоротечности лета и это вполне понятно – лето в Европе гораздо продолжительнее, чем в России. Крылов еще более подчеркивает прелесть нашего лета, когда рисует картину зимних полей: «Помертвело чисто поле». Зима у Крылова не приходит, как в басне Лафонтена и переводе Хемницера, у Крылова зима приезжает на санях, причем по-русски, быстро: «Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза». У Лафонтена Стрекоза не меняет своего поведения с наступлением зимы. А у Крылова она уже не в силах ни летать, ни прыгать: «К Муравью ползет она».

Всего двумя словам, «попрыгунья» и «ползет» гениальный баснописец обозначил начало и конец целой драмы в жизни насекомого.

Обращение Стрекозы к Муравью «Не оставь меня, кум милый!» отражает старинный патриархальный обычай, по которому русский человек обращается к своим соседям с употреблением родственных названий, тем самым показывая, что он смотрит на свой народ, как на единую семью. Стрекоза у Крылова надеется пережить зиму за счет Муравья в его жилище.

У Лафонтена ни о какой безвозмездной помощи и речи не идет, Стрекоза в его басне лишь просит взаймы, обещая вернуть и капитал и проценты. Такая модель поведения более характерна для жителей Европы.

Нельзя не заметить, что Крылов гораздо глубже вошел в натуру насекомого и психологически верно изобразил врожденное легкомыслие Стрекозы. Она не раскаивается, не обещает изменить образ жизни и трудиться, а всего лишь «…Злой тоской удручена». Стрекоза все еще находится под обаянием летних развлечений, не может оторваться от них:

«До того-ль голубчик было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *