Изобразительное искусство для чего нужно
Роль изобразительного искусства в формировании и развитии личности школьника.
Автор: Саевская Анастасия Константиновна
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника.
В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.
Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию изображаемых в альбоме и наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики явлений, событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность. Наблюдая яркую зелень травы, деревьев, сочные бутоны тюльпанов, роз, нежные переливы красок вечернего неба, мрачные грозовые тучи, ребенок хочет выразить свои чувства, свою радость от увиденного и услышанного, спешит рассказать о своих впечатлениях другим и для этого берет цветные карандаши и краски. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям.
Психологи считают, что процесс изображения представляет собой процесс отражения реальной действительности. Естественно, что это отражение в рисунках детей разного возраста различно и неповторимо. Один уровень отражения предметов и явлений окружающего мира можно видеть в рисунках четырехлетнего ребенка, другой уровень – в рисунках детей 9 лет, третий уровень – в рисунках детей 13 лет. Это отражение реального мира в рисунках детей зависит от соответствующего уровня развития восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, умений и навыков. Фундаментом такого развития является организованное систематическое обучение детей основам закономерностей искусства и реальной действительности. Как говорил известный русский психолог Е.И. Игнатьев, «наша конечная цель – путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения».
Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий.
Содержание уроков изобразительного искусства отражает специфику изобразительного искусства в процессе художественного творчества, позволяет решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Процесс формирования личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства.
Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника.
Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика.
Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.
Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников.
В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании.
Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности.
Почему предмет «Изобразительное искусство» нужен каждому школьнику
Хотя искусство играет огромную роль в жизни почти каждого человека, в школе с предметом ИЗО всё довольно печально. Часов на него отведено мало, да и учителя, к сожалению, редко бывают профессионалами. Почему изобразительное искусство в школе непопулярно и как изменить подход к предмету, «Мелу» рассказал Борис Неменский, народный художник России, директор Центра непрерывного художественного образования при Московском институте открытого образования.
Ответ на вопрос, как сделать так, чтобы дети с радостью ходили на урок «Изобразительное искусство», казалось бы, прост: хорошая программа, хорошие учебники и талантливый учитель. Причём хорошие учебники есть — и бумажные, и электронные, и методические пособия для учителей. Но вот учителя часто недостаточно готовы. Скажем по-другому.
Учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются рихтеры
Задача нашего Центра в том числе — научить учителей влюблять детей в искусство. Задача очень непростая: сегодня учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает. Ведь ИЗО — это не просто рисование. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, предмет включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — в кино и театре.
Искусство так или иначе присутствует в жизни всех людей, но в школе оно находится «на задворках». Но это не значит, что оно менее важно, чем, например, физика или математика. Есть две формы познания мира. Первая — логическая, научная или объективная, построенная на законах и закономерностях. Но есть и эмоционально-образное восприятие мира: нравится — не нравится, люблю — ненавижу, прекрасное — безобразное. Это необходимая составляющая переживания жизни человеком, и создаётся она не только политикой и наукой. Именно искусство помогает нам наследовать, передавать и осмысливать собственный опыт чувств. Искусство активно участвует в формировании нашей ценностной картины мира.
Художественное развитие в школе вводит ребёнка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения
Никакими другими способами этот эмоциональный опыт поколений — опыт отношения к семье, друг к другу, к обществу — ему не перейдёт. Именно поэтому именно в школе необходимо общее художественное образование.
Я буду настаивать: изобразительное искусство в современном наполнении предмета нужно всем и до конца школы. Ну хотя бы до 9 класса. Не только для развития особых художественных способностей — именно как общеобразовательный предмет. В то же время объединение в едином уроке музыки, изобразительного искусства, поэзии, театра и других видов искусства — в корне неверное решение. Это так называемые полихудожественные или интегрированные курсы, например «Искусство» или «МХК». Мировая художественная культура — как обобщающий предмет. Он необходим в классах старшей школы, когда у учащихся сформирован определённый уровень исторического мышления. А иначе это рассказы об искусстве, а не собственно художественное развитие личности ребёнка. Вопросы истории искусства, восприятия произведений в период основной школы — важные составляющие предметов ИЗО, музыки и литературы. А вот во внеурочной деятельности все эти умения и знания прекрасно могут объединяться и в организации праздников, и в постановке спектаклей, и в историко-краеведческих проектах. Но музыку должен преподавать педагог музыки, изобразительное искусство — педагог-художник. Общегуманитарных или общехудожественных знаний здесь недостаточно.
Я не раз встречал учащихся старших классов, которые ревниво спрашивали: «А почему нас этому не учили? Это же так интересно!». Изобразительное искусство помогает учащимся ориентироваться в современной культуре, по-новому видеть окружающий их мир, именно повседневный. Но есть некоторое сопротивление директоров школ и родителей учащихся — мол, есть предметы поважнее. А там, где ИЗО ведётся по старинке, оно ведётся непрофессионалами или педагогами, не обладающими современным уровнем компетенций. Там это просто «рисование».
Но есть изменения и в позитивную сторону. За последние 25 лет вообще изменилось многое. Предмет «Изобразительное искусство» стал базовым предметом для начальной и основной школы в соответствии с ФГОС. Он обрёл революционно новое содержание по сравнению с 80-ми годами. Это новое содержание проявилось в создании учебников для всех классов общеобразовательной школы. Раньше таких просто не было. Учебники снабжены рабочими тетрадями и учебными пособиями как для детей, так и для учителей. Они постоянно совершенствуются и перерабатываются. Сегодня они сопровождаются электронными версиями, а также специально созданными приложениями. Кроме того, мы постоянно разрабатываем курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей.
Нашим принципом организации обучения в школе является системность. Обучающие задачи строятся как кирпичики, последовательно. Темы не повторяются, хотя каждая из них может почти неограниченно углубляться там, где это возможно или необходимо.
Важный принцип содержания предмета — опора на личный опыт ребёнка, опережающее соответствие его естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни.
Важно и включение в содержание предмета всех видов визуально-пространственных искусств в их социальном, то есть нужном для каждого человека значении. Эти занятия важны для введения учащегося в отечественную художественную культуру, понимания ценности многообразия культур мира. Они учат понимать человека, да и просто помогают радоваться и жить интересно.
6 причин, почему искусство необходимо для развития ребенка
Педагоги со всего света уверены, что искусство и ремесла для детей от 3-х до 8-и лет — это самый важный способ помочь им расти, развиваться и формировать свою личность. Тот факт, что искусствам отдается огромное значение в детских садах и начальной школе Гонконга и Сингапура — регионов, ориентированных на создание творческих людей будущего, — это подтверждает.
Перед вами 6 важных областей развития ребенка, с которыми обязательно помогут занятия творчеством.
1. Моторные навыки
Манипулируя любыми художественными материалами, дети развивают навыки мелкой моторики. Навыки двусторонней координации улучшаются, когда дошкольник или школьник еще и пробуют использовать обе руки одновременно. Здесь вам помогут необычные способы рисования: пальцами, ладонями.
Чем быстрее развиваются навыки мелкой моторики, тем больше дел ребенок сможет сделать самостоятельно, что необходимо для комфортного процесса взросления и преодоления бытовой беспомощности.
2. Грамотность
Грамотность детей дошкольного и младшего школьного возраста в сфере декоративно-прикладного искусства охватывает широкий спектр областей: от разговорной речи и чтения до аудирования и понимания. Когда дети занимаются рисованием, они рассказывают о своей работе, учатся аргументировать и подбирать слова. Спросите у ребенка, почему он выбрал именно эту форму и эти цвета, — он вряд ли ответит «Не знаю», так как собственное творчество для него ценно и осознанно.
Дети перенимают словарный запас у родителей и учителей, рассказывающих им об искусстве, конкретных картинах, художественных приемах. Во время этого процесса детям необходимо также применять и развивать свои навыки слушания. А это, согласитесь, умение, появления которого ждут все родители и педагоги.
3. Математические понятия
Базовые математические представления и навыки обыкновенно не включают в круг искусства и ремесел. Зря, так как они часто используются и оказывают положительное влияние на развитие логики и математических навыков, особенно у детей дошкольного возраста.
Дети, изучая картины и творя их самостоятельно, узнают и учатся воспроизводить различные формы, подсчитывают и сортируют свои художественные принадлежности, даже изменяют длину и размеры художественных материалов и предметов, которые они планируют изобразить «с натуры». Чтобы овладеть математикой в будущем, ребенку необходимы навыки мышления, представления, построения, решения задач — все это развивается в процессе занятий декоративно-прикладным искусством. И если вы думаете, что принцип «золотого сечения» будет сложно понять ученику начальной школы, стоит только попробовать — урок превратится в настоящий детективный поиск закономерностей в мировых шедеврах живописи.
4. Творчество
Искусство позволяет детям творить, что важно на протяжении всей их жизни. Делая что-то свое, имея возможность подойти к решению проблемы творчески, мы допускаем и приветствуем самовыражение. В творчестве дети учатся выражать свои чувства и, что еще важнее, справляться с ними. «Нарисуй свою обиду», «Расскажи, какого цвета радость?», «А покажи, какая фигура выражает огорчение?» — все эти приемы есть в запасе у педагога-психолога.
Творчество также способствует умственному росту детей, предоставляя возможности опробовать новые идеи, новые способы мышления и решения задач и проблем.
«У детей творческий потенциал развивается на основе их опыта в процессе, а не на основе заботы о готовом продукте. Творчество не следует путать с талантом, умением или интеллектом. Творчество не в том, чтобы делать что-то лучше, чем у других, а в том, чтобы думать, исследовать, открывать и воображать».
5. Самоуважение
Любая деятельность в области искусств и ремесел дает ребенку возможность увидеть и прочувствовать свои достижения, гордиться своей работой. Это чувство причастности, важности и гордости создает необходимую для дошкольника и младшего школьника уверенность.
Как вы знаете, развитие правильной самооценки в этом возрасте особенно важно, и поощряя творческую работу, вы сможете помочь в этом непростом процессе. Создание произведения искусства (звучит громко, но для ребенка так и есть) — это отличный и безопасный способ для дошкольника обнаружить, что совершать ошибки и делать что-то не так — это хорошо, более того, этот путь может привести к совершенно новой идее.
Дети могут всегда попробовать что-то новое, а также развивать свои навыки саморегуляции (например, ожидая, как высохнут краски или клей, прежде чем перейти к новому этапу). Естественно, в этом процессе развивается терпение, с которым детям всегда нужна помощь. Да и не только детям.
6. Человеческие взаимоотношения
Давайте закончим тем, что дети просто любят проводить время со своими родителями и с педагогами, когда те делают что-то вместе с ними, а не просто указывают, как и что необходимо совершить. В этом случае идеальным примером совместной и полезной работы становится декоративно-прикладное искусство.
Вы проводите вместе время, вы общаетесь, вы обсуждаете картины, развивая детское и свое собственное мышление и фантазию, и в то же время вы создаете воспоминания, которые останутся на всю жизнь. Пока вы творите, вы можете обсудить любые темы или идеи, поговорить о том, что делаете, о том, что чувствуете. В качестве дополнительного бонуса для всех, кто уже видеть не может гаджет в руках ребенка, — в картинной галерее на него нет времени отвлекаться, а кисточки в руках просто не оставляют свободного места!
9 раскрасок. Шедевры мировой живописи
Специально для родителей и учителей мы приготовили 9 раскрасок, созданных по мотивам полотен великих зарубежных художников. Каждую из них можно использовать для отдельного урока, например, рассказывая о художнике и его творчестве, направлении, эпохе (голландское искусство, импрессионизм, возрождение, постимпрессионизм). Раскраску можно сравнить с оригиналом и обсудить с ребятами: почему автор выбрал именно такие цвета? что выражают фигуры? какое настроение передает полотно?
Выбор ограничен только вашей и детской фантазией. А она, как известно, границ не имеет.
#ADVERTISING_INSERT#
Фундаментальная необходимость: почему изучать искусство — важно и нужно
Рассказывают преподаватели творческих мастерских Новой Третьяковки
В октябре Новая Третьяковка запустила третий образовательный сезон для детей и взрослых с интерактивными занятиями по истории и теории искусства. У учеников есть возможность получить практические навыки по традиционным дисциплинам, от живописи и графики до скульптуры, а также попробовать себя в качестве аниматора, фотохудожника или видеографа. Преподаватели «Новых творческих мастерских» рассказали BURO. о том, почему в современном мире важно понимать искусство и как научиться это делать.
Дарья Пыркина
Кандидат искусствоведения, заведующая отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи
Я очень люблю давать студентам задание, которое в свое время поставило меня в тупик. Когда я училась на первом курсе отделения истории искусства в МГУ, нас попросили выбрать любимое произведение из экспозиции ГМИИ имени А. С. Пушкина и профессиональным языком объяснить, почему нам нравится именно оно. Оказалось невероятно трудно совместить холодный профессиональный анализ композиции, колорита, сюжета и личные переживания. Для меня это стало очень важным уроком на всю жизнь. Все, что в конечном счете мы делаем, мы делаем из любви к искусству. И для меня, как преподавателя, важно, чтобы студенты за освоением «профессиональных компетенций» не утратили этого чувства.
Мария Булатова
Изобразительное искусство — язык, с помощью которого мы учимся говорить о своих эмоциях и чувствах, выражать собственные позицию и мнение. Например, искусство XX века, которое находится в Новой Третьяковке, близко и понятно детям и подросткам. Открытость, внутренний бунт, творческая энергия, присущие искусству русского авангарда, созвучны юношескому ощущению мира. Разговаривая о картинах и изучая истории жизни художников, молодые люди находят в них отражение собственных взглядов. Со студентами любых возрастов лучше всего работают игры и квесты. Самые маленькие участники программ отлично озвучивают картины и придумывают диалоги персонажам. Дети постарше «знакомят» картины между собой и «водят в гости» персонажей из одной картины в другую, тем самым находя сходства и различия, проводя аналогии. Старшие с большим удовольствием сами придумывают квесты и создают интерактивные путеводители для своих ровесников.
Марина Коурдакова
Важно ли изучать искусство? Мой ответ: детям важно не просто изучать искусство, а учиться понимать и чувствовать его через знакомство с подлинниками в музейном пространстве, проживать моменты встречи с неизведанным и непонятным, а встретившись, стараться подружиться с новым понятием, визуально и эмоционально восхититься произведением.
Мы не учим детей рисовать, не заставляем делать правильные рисунки, чтобы передавать объем, свет, тень — на занятиях знакомятся со стилями и направлениями, характерными для разных художников. В экспозиции Третьяковской галереи мы учим всматриваться в детали картин, делимся эмоциями от увиденного и делаем скетчи, а еще выполняем творческое задание, по завершении которого дети презентуют работы, стараясь рассказать о них, объяснить, что нарисовано, какие мысли легли в основу рисунка. Важно не бояться экспериментов, чтобы желание заниматься творчеством было не только в мастерских, но и в свободное время дома.
Владимир Потапов
Художник, куратор, исследователь художественных возможностей живописи в современном искусстве
Искусство важно изучать, потому что оно всегда отражает время. Это еще один способ понимания истории человечества и отдельных культур. Искусство одухотворяет человека, несет в себе огромный сакральный смысл. Оно способно менять окружающий мир, что ставит его в один ряд с наукой. Изучать искусство — такая же фундаментальная необходимость, как петь, танцевать и даже любить. На практических занятиях мы рассматриваем произведения художников, изучаем их живописный язык и ключевые особенности творческого метода. Это дает возможность не только глубже понять каждого автора, но и буквально прочувствовать его метод, «побывать в его шкуре».
Дарья Котлярова
Художник, член Московского союза художников
Мир вокруг нас меняется и преобразуется каждую секунду. Судьба современного человека — преследовать бесконечно отступающие горизонты, заменяя границы знакомых мест на пределы беспредельного. В этой вечной погоне неизбежно возникает необходимость некой константы, «культурного кода», не только для сохранения исторической идентификации культурного наследия, но и адаптации его для будущих поколений. Крайне важно ходить в музеи и изучать художественные работы, пробовать интерпретировать их по-своему. Музей является не только хранилищем культурного наследия, но и некой дискуссионной средой прошлых и будущих поколений, где изучение искусства является необходимой дисциплиной для формирования будущего страны и сохранения национальных традиций.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.