Изругал так изругал что чуть не прибил кто кому
Гроза (Островский А. Н., 1859)
Кабанова. Что это ты, кум, бродишь так поздно?
Дико́й. А кто ж мне запретит?
Кабанова. Кто запретит! кому нужно!
Дико́й. Ну и, значит, нечего разговаривать. Что я, под началом, что ль, у кого? Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного.
Кабанова. Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел. Пойдем, Феклуша, домой. (Встает.)
Дико́й. Постой, кума, постой! Не сердись. Еще успеешь дома-то быть: дом-от твой не за горами. Вот он!
Кабанова. Коли ты за делом, так не ори, а говори толком.
Дико́й. Никакого дела нет, а я хмелён, вот что!
Кабанова. Что ж ты мне теперь хвалить тебя прикажешь за это?
Дико́й. Ни хвалить, ни бранить. А значит, я хмелён; ну, и кончено дело. Пока не просплюсь, уж этого дела поправить нельзя.
Кабанова. Так ступай, спи!
Дико́й. Куда же это я пойду?
Кабанова. Домой. А то куда же!
Дико́й. А коли я не хочу домой-то?
Кабанова. Отчего же это, позволь тебя спросить?
Дико́й. А потому что у меня там война идет.
Кабанова. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть.
Дико́й. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого?
Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.
Дико́й. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!
Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут.
Дико́й. Вот поди ж ты!
Кабанова. Ну, что ж тебе нужно от меня?
Дико́й. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать.
Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.
Дико́й. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.
Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?
Дико́й. Еще с утра с самого.
Кабанова. Должно быть, денег просили.
Дико́й. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.
Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.
Дико́й. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.
Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.
Дико́й. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о Великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.
Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.
Дико́й. Как так нарочно?
Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не подойдет. Вот что, кум!
Дико́й. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!
Глаша. Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!
Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем Бог послал!
Кабанова. Милости просим! (Пропускает вперед Дикуго и уходит за ним.)
Глаша, сложа руки, стоит у ворот.
Глаша. Никак, Борис Григорьич идет. Уж не за дядей ли? Аль так гуляет? Должно, так гуляет.
Явление второе
Кабанова. Что это ты, кум, бродишь так поздно?
Дикой. А кто ж мне запретит!
Кабанова. Кто запретит! Кому нужно!
Дикой. Ну, и, значит, нечего разговаривать. Что я, под началом, что ль, у кого? Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного.
Кабанова. Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей дорогой, куда шел. Пойдем, Феклуша, домой. (Встает.)
Дикой. Постой, кума, постой! Не сердись. Еще успеешь дома-то быть: дом-то твой не за горами. Вот он!
Кабанова. Коли ты за делом, так не ори, а говори толком.
Дикой. Никакого дела нет, а я хмелен, вот что.
Кабанова. Что ж, ты мне теперь хвалить тебя прикажешь за это?
Дикой. Ни хвалить, ни бранить. А, значит, я хмелен. Ну, и кончено дело. Пока не просплюсь, уж этого дела поправить нельзя.
Кабанова. Так ступай, спи!
Дикой. Куда ж это я пойду?
Кабанова. Домой. А то куда же!
Дикой. А коли я не хочу домой-то?
Кабанова. Отчего же это, позволь тебя спросить?
Дикой. А потому, что у меня там война идет.
Кабанова. Да кому ж там воевать-то? Ведь ты один только там воин-то и есть.
Дикой. Ну так что ж, что я воин? Ну что ж из этого?
Кабанова. Что? Ничего. А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что.
Дикой. Ну, значит, они и должны мне покоряться. А то я, что ли, покоряться стану!
Кабанова. Уж немало я дивлюсь на тебя: столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут.
Дикой. Вот поди ж ты!
Кабанова. Ну, что ж тебе нужно от меня?
Дикой. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить.
Кабанова. Поди, Феклушка, вели приготовить закусить что-нибудь.
Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.
Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?
Дикой. Еще с утра с самого.
Кабанова. Должно быть, денег просили.
Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.
Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.
Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.
Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.
Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то о великом я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка: за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи, ему и кланялся; при всех ему кланялся.
Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.
Дикой. Как так нарочно?
Кабанова. Я видала, я знаю. Ты, коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмешь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдет. Вот что, кум!
Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!
Глаша. Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!
Кабанова. Что ж, кум, зайди. Закуси, чем бог послал.
Кабанова. Милости просим! (Пропускает вперед Дикого и уходит за ним.)
Глаша, сложа руки, стоит у ворот.
Глаша. Никак, Борис Григорьич идет. Уж не за дядей ли? Аль так гуляет? Должно, так гуляет.
Тесты по драме А.Н. Островского «Гроза». (10 класс)
Тесты по драме А.Н.Островского «Гроза»
1. «Гроза» Островского – это
1) комедия 4) трагикомедия
3) трагедия 6) водевиль
1) А.Н.Островский 3) А.Н.Толстой
2) Н.А.Островский 4) Л.Н.Толстой
3. «Гроза» – это драматическое произведение в
1) одном действии 4) четырёх действиях
2) двух действиях 5) пяти действиях
3) трёх действиях 6) шести действиях
4. Действие происходит в городе
1) Торжке 4) Кинешме
2) Твери 5) Калинове
3) Калязине 6) Костроме
1) Бориса 4) Кулигина
2) Катерины 5) барыни
3) Варвары 6) Дикого
6. Барыня (8), Борис (5), Варвара (6), Глаша (1), Дикой (2), Кабанова (3), Катерина (11), Кудряш (10), Кулигин (4), Тихон (9), Феклуша(12), Шапкин(7)
Богатая вдова (ж), девка в доме (л), её сын (з), жена его (в), контор-
щик (ё), купец (г), мещанин (б), племянник его (и), сестра Тихона (а), старуха
70-ти лет (к), странница (е), часовщик-самоучка (д).
Определите, кем является каждое действующее лицо.
1) 1а, 2б, 3в, 4г, 5д, 6е, 7ё, 8ж, 9з, 10и, 11к, 12л
2) 7г, 9и, 8ж, 5з, 1в, 11а, 2д, 4ё, 10б, 3е, 12л, 6к
3) 8ж, 1а, 12л, 7г, 10и, 4ё, 6в, 11е, 9з, 3к, 5д, 2б
4) 2г, 5и, 3ж, 9з, 11в, 6а, 4д, 10ё, 7б, 12е, 1л, 8к
7. Действие происходит на берегу
1) 33 года 4) 49 лет
3) 44 года 6) 57 лет
9. Бабушку Бориса Григорьевича звали
1) Пульхерия Александровна 4) Татьяна Юрьевна
2) Анна Сергеевна 5) Любовь Андреевна
3) Анфиса Михайловна 6) Марфа Игнатьевна
1) два сына 4) один сын
2) сын и дочь 5) дочери-подростки
3) сын и замужняя дочь 6) три сына
11. «Больно лих я на девок-то!» – заявляет
2) Кудряш 5) Кулигин
12. «Честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хле-
2) Катерина 5) Кудряш
13. «У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать», – говорит
1) Феклуша 4) Кулигин
14. «Всю жизнь смолоду-то грешила… Вот умирать-то и боится. Чего са-
ма-то боится, тем и других пугает», – говорит
1) Варвара о Кабанихе 4) Кулигин о Варваре
2) Шапкин о Феклуше 5) Варвара о барыне
3) Кудряш о Кабановой 6) Тихон о Кабановой
Кому принадлежат эти слова? Чего и кого боится он(а)?
1) Катерине. Грозы и бога
2) Варваре. Гнева матери
3) Дикому. Громоотвода и бога
4) Кулигину. Перпетуум-мобиле и Дикого
5) Феклуше. Людской молвы и бога
16. «Вас, простых людей, каждого один враг (нечистый дух) смущает, а к нам, к … людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено», – утвержда–
1) святым, барыня 4) юродивым, Глаша
2) богатым, Кабанова 5) церковным, Катерина
3) странным, Феклуша 6) властным, Дикой
17. Назовите фамилию Бориса Григорьевича.
1) Кабанов 4) Шапкин
2) Дикой 5) Державин
3) Кулигин 6) Ломоносов
18. Где учился Борис Григорьевич?
1) в гимназии 4) в Коммерческой академии
2) в университете 5) в лицее
3) в реальном училище 6) в церковной школе
19. Сколько детей было у родителей Бориса Григорьевича?
20. Назовите фамилию, имя и отчество отца Бориса.
1) Ломоносов Григорий Васильевич
2) Державин Григорий Романович
3) Дикой Григорий Прокофьевич
4) Кабанов Григорий Петрович
5) Шапкин Григорий Дементьевич
21. Откуда приехал Борис в город Калинов?
1) из Твери 4) из Москвы
2) из Нижнего Новгорода 5) из Кяхты
3) из Петербурга 6) из Саратова
22. Родители Бориса
1) сгорели в своём доме 4) пропали за границей
2) утонули в реке 5) умерли от тифа
3) умерли в холеру 6) отравились грибами
23. Борис влюбился в
1) Варвару 4) Катерину
3) Феклушу 6) Анфису
24. «Один грех за мной есть», – заявляет Феклуша. Какой? Она
1) сладко поесть любит
2) любит прибрать к рукам, что плохо лежит
3) любит без причины грустить
4) любит посплетничать
5) ненавидит свою родню
25. «А то есть ещё земля,– рассказывает Феклуша,– где все люди с … голо-
1) верблюжьими 4) козлиными
2) песьими 5) ослиными
3) змеиными 6) лошадиными
26. Обидели Катерину чем-то дома, уже было темно; она выбежала на Вол-
гу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять! Ей было тогда лет
1) пятнадцать 4) девять
2) тринадцать 5) шесть
3) одиннадцать 6) пять
27. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу»,– заявляет
1) Варвара 4) Кулигин
3) Катерина 6) Тихон
28. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,–
1) Кудряш 4) Варвара
29. «Точит она его теперь, как ржа железо»,- говорит Варвара. Кто кого точит?
1) жена своего мужа Дикого
2) старуха семидесяти лет своего старика
3) барыня своего супруга
4) Кабаниха своего сына
5) сестра своего брата Бориса
30. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не
2) Кулигин 5) Кабанова
31. «Кабы любила,– придирается Кабаниха к снохе,– так бы выучилась…».
1) вкусно варить 4) выть
2) угождать свекрови 5) терпеть
3) молиться 6) вести хозяйство
ворит Катерина. Вместо многоточия напишите нужное слово.
2) конверт с письмом 5) ключ
33. «Да чего, матушка Марфа Игнатьевна,– рассказывает Феклуша,– огнен-
ного змия стали запрягать: всё, видишь, для-ради скорости».
Огненный змий – это
1) комета 4) аэроплан
2) поезд 5) автомобиль
3) пароход 6) дракон
34. «На высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом чёрен,–
рассказывает Феклуша об увиденном в Москве.– И делает он руками, как
будто сыплет что, а ничего не сыплется».
Кто и что, по мнению Феклуши, сыплет с крыши?
1) Дворник сбрасывает с крыши снег.
2) Мальчишка сыплет крупу голубям.
3) Трубочист сыплет сажу.
4) Дьявол сыплет плевелы.
5) Маляр красит крышу.
35. «Изругал, так изругал, что чуть не прибил. После прощенья просил, в
ноги кланялся. Тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся».
1) Дикой Борису 4) Шапкин сыну
2) Кудряш Кулигину 5) Дикой мужику
3) Дикой Кулигину 6) Гусар Дикому
36. «Бедным гулять некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки»,– утверждает
1) Катерина 4) Кулигин
1) на гитаре 4) на мандолине
2) на балалайке 5) на скрипке
3) на гармошке 6) на свирели
38. Как донской-то казак, казак вёл коня поить,
Добрый молодец, уж он у ворот стоит.
У ворот стоит, сам он думу думает,
Думу думает, как будет жену губить.
Как жена-то, жена мужу возмолилася,
Во скоры-то ноги ему поклонилася:
Уж ты, батюшка, ты ли мил сердечный друг!
Ты не бей, не губи ты меня…
Кто из действующих лиц драмы поёт эту песню и о чём просит же-
1) Катерина. Не убивать её 4) Варвара. Простить её
2) Тихон. Побить её 5) Глаша. Запереть на замок
39. «Девушка какая-то остановила меня на улице и сказала, чтобы я имен-
но сюда пришёл, сзади сада Кабановых, где тропинка»,– рассказывает Борис.
1) Варвара 4) Анфиса
3) Катерина 6) Марфа
40. Назовите отчество Катерины.
1) Ивановна 4) Петровна
2) Васильевна 5) Егоровна
3) Семёновна 6) Николаевна
41. «У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе, как хотят, отцу с ма-
терью и дела нет»,– рассказывает
1) Кудряш 4) Варвара
42. «Положим, хоть у неё муж и дурак, да свекровь-то больно люта»,– го-
3) Кудряш 6) Феклуша
43. Варвара (зевая). Как бы это узнать, который час?
Варвара. Почём ты знаешь?
Как Кудряш определил время? Что он ответил?
1) На колокольне уже ударили двенадцать
2) А вот посмотри на мои серебряные
3) Видишь, рыбаки вышли на берег, а они всегда в первом часу за-
4) Сторож в доску бил
5) Дозорный крутил трещотку
6) Бакенщик прошёл с фонарём, а он всегда в первом часу выходит
44. 2-й. И едут туда всякого звания люди.
1-й. Так, так, понял теперь.
Куда едут эти люди?
1) в Иерусалим 4) в Москву
2) в рай 5) в страну, где все люди с песьими головами
3) в Рим 6) в геенну огненную
45. 1-й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.
1) манна небесная 4) Литва
2) кара Божья 5) чёрная саранча
3) кровавая туча 6) благодать Божья
46. Как величал Кулигин Дикого?
1) ваше степенство 4) ваше величество
2) ваше сиятельство 5) ваше благородие
3) ваше превосходительство 6) ваше святейство
47. «Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»,– заявляет
1) Кабаниха Тихону 4) Дикой Кудряшу
2) Кабанова Катерине 5) Дикой Борису
3) Марфа Игнатьевна Глаше 6) Дикой Кулигину
48. Кулигин просит у Дикого рублей десять «для общей пользы» и согла–
сен «свои труды даром положить», чтобы на бульваре
1) поставить памятник Ломоносову 4) соорудить громоотвод
3) установить часы 6) поставить урны
49. «Да гроза-то что такое по-твоему?» – спрашивает Дикой Кулигина и сам же отвечает:
1) Гроза – это электричество
2) Гроза нам в наказание посылается
3) Гроза – это божья кара
4) Гроза – это напоминание о божьем величии
5) Гроза – это гнев божий
50. Кого Дикой называет «фальшивым мужичонкой»?
2) Кудряша 5) Шапкина
3) Кулигина 6) Савела Прокофьевича
51. На сколько дней уехал Тихон в Москву?
1) на пять дней 4) на двенадцать дней
2) на неделю 5) на две недели
3) на десять дней 6) на двадцать дней
52. Как долго встречались Борис и Катерина в отсутствие её мужа?
1) пять дней 4) десять дней
2) неделю 5) две недели
3) девять дней 6) семнадцать дней
53. «Кайся лучше, коли в чём грешна. Ведь от меня не скроешься; нет, ша-
лишь! Всё знаю!» – говорит Катерине
2) свекровь 5) деверь
54. «Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весе-
1) барышень 4) золото
2) красавиц 5) деньги
55. За супружескую измену Катерины Кабаниха предлагает её
1) сжечь на костре 4) живую в землю закопать
2) побить до смерти 5) уморить голодом
56. Тихон за измену свою жену
1) побил немножко 4) таскал за волосы
2) утопил в Волге 5) чуть не убил
3) отхлестал чересседельником 6) бросил в подвал
57. После измены мужу Катерина
1) продолжала тайно встречаться с любовником
2) начала гулять с Кудряшом
3) призналась прилюдно в неверности
4) уехала с Борисом Григорьевичем в Кяхту
5) покаялась в церкви
58. Как предлагает Кулигин Тихону поступать с грешной Катериной?
1) Вы бы выгнали её из дому и забыли навсегда
2) Вы бы простили ей да и не поминали никогда
3) Вы бы без ругани отвезли её обратно в родительский дом
4) Вы бы помогли ей уехать с Борисом Григорьевичем в Кяхту
5) Вы бы сходили с женой в церковь и посоветовались со священ-
59. После измены снохи Кабанова «стала на замок запирать»
1) Катерину 4) Варвару
3) Тихона 6) всех служанок
60. Кто помогал Катерине тайно встречаться с Борисом?
1) Кулигин 4) Варвара
61. Как поступила Варвара, когда «маменька точила, точила» её за тайную помощь Катерине?
1) обругала мать 4) обвинила во всём мать
2) попросила у матери прощения 5) убежала из дому с Ваней
3) извинилась перед ней и братом 6) подожгла мамин сундук
62. Как звали покойного мужа Кабанихи?
1) Петром 4) Кириллом
2) Сергеем 5) Василием
3) Иваном 6) Семёном
63. Катерина, не выдержав душевных мук, призналась в супружеской измене и
3) подожгла дом и сгорела сама 6) сошла с ума
64. «Вы её погубили! Вы! Вы!» – отчаянно кричит Тихон, бросаясь к мёрт-
1) Борис Григорьевич 4) равнодушные калиновцы
2) Варвара 5) Марфа Игнатьевна
3) толпа на берегу Волги 6) Кудряш с Варварой
65. У мёртвой Катерины на виске обнаружили «маленькую ранку и капель-
ку крови», потому что
1) Борис ударил её камнем, и она упала в воду
2) она на якорь попала и ушиблась
3) Тихон за полчаса до смерти жены избил её
4) за час до смерти, запертая, она билась головой об стену и койку
5) Кулигин неосторожно вытащил утопленницу из воды
1. 2) 14. 5) 27. 3) 40. 4) 53. 1)
2. 1) 15. 1) 28. 4) 41. 1) 54. 6)
3. 5) 16. 3) 29. 4) 42. 3) 55. 4)
4. 5) 17. 2) 30. 5) 43. 4) 56. 1)
5. 1) 18. 4) 31. 4) 44. 6) 57. 3)
6. 4) 19. 2) 32. 5) 45. 4) 58. 2)
7. 4) 20. 3) 33. 2) 46. 1) 59. 1),4)
8. 5) 21. 4) 34. 4) 47. 6) 60. 4)
9. 3) 22. 3) 35. 5) 48. 3) 61. 5)
10. 5) 23. 4) 36. 4) 49. 2) 62. 3)
11. 2) 24. 1) 37. 1) 50. 3) 63. 4)
12. 3) 25. 2) 38. 2) 51. 5) 64. 5)
13. 4) 26. 5) 39. 1) 52. 4) 65. 2)
1. Создание и постановка
? Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в связи с 35-летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского».
? Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».
2. Сюжет и композиция
? Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе.
? Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и самодурство, унижение и грубость.
? В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи.
3. Город Калинов и его обитатели
• человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;
• запретить любое проявление живого человеческого чувства;
• заставить лгать; • заставить приспосабливаться.
Всех жителей города Калинова можно разделить на 2 группы
олицетворяют гнетущую власть
враги всего живого и нового
угнетенные и бесправные
ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства»
Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин
4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина
Марфа Игнатьевна Кабанова
Отличительные черты характера
в характере и поступках героини
Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными оборотами народной речи.
Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой.
Чем Катерина отличается от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания.
Мир, в котором живет героиня
Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве. После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины.
В чем трагедия Катерины
Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии, трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из-под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».
Варвара говорит: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная.
Любовь в жизни Катерины
Добролюбов о Катерине
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным».
Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства».
Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки.
Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и любящей женой.
для своей пьесы автор выбирает
Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы.
Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы.
? проблема человеческого достоинства;
? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
? проблема честности, справедливости и способности сделать выбор.
Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.
Свою пьесу А.Н.Островский закончил в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в ожидании реформы, и пьеса стала первым этапом в осознании грядущих перемен в обществе.
В своем произведении Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Автор показывает целую галерею отрицательных образов на примере жителей города Калинова. На примере горожан нам раскрывается их невежественность, необразованность, приверженность к старым порядкам. Можно сказать, что все калиновцы находятся в кандалах старинного «домостроя».
Дикой гораздо примитивнее Кабановой. Это образ настоящего самодура. Своими криками и руганью этот герой унижает других людей, тем самым как бы поднимаясь над ними. Мне кажется, что это способ самовыражения для Дикого: «Да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!»; «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня!».
Дикому, Кабанихе, да и всему городу противопоставляются образы Кулигина и Катерины. В своих монологах Кулигин пытается образумить жителей Калинова, открыть им глаза на происходящее вокруг. Например, все горожане находятся в диком, природном ужасе от грозы и воспринимают ее как кару небесную. Один лишь Кулигин не боится, а видит в грозе естественное явление природы, прекрасное и величественное. Он предлагает построить громоотвод, но не находит одобрения и понимания окружающих. Несмотря на все это, «темное царство» не сумело поглотить этого чудака-самоучку. Среди дикости и самодурства он сохранил в себе человека.
Но не все герои пьесы могут противостоять жестоким нравам «темного царства». Тихон Кабанов забит, затравлен этим обществом. Поэтому образ его трагичен. Герой не смог сопротивляться, с детства он во всем соглашался с матерью, никогда не перечил ей. И только в конце пьесы перед телом мертвой Катерины Тихон решается противостоять матери и даже обвиняет ее в смерти своей жены.
Сестра Тихона, Варвара, находит свой способ выживания в Калинове. Сильный, смелый и хитрый характер позволяет девушке приспособиться к жизни в «темном царстве». Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Но, совершая все это, Варвара лишь пытается жить, как ей хочется.
Племянник Дикого, Борис, тоже жертва «темного царства». Он смирился с духовным рабством и сломался под гнетом давления староукладцев. Борис соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее и этого героя.