Изучение каббалы с чего начать

Каббала для начинающих

Историк Ованес Акопян советует книги и лекции, которые помогут разобраться в том, что такое каббала

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьИллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Beinecke Rare Book & Manuscript Library

Каббала — это мистическое течение в иудаизме, по сути — способ читать и понимать Тору; в ее основе лежит представление о том, что текст Торы можно интерпретировать на четырех разных уровнях, высший из которых как раз и раскрывается посредством особенных мистических практик. В частности, особое внимание в каббале отводилось комбинаторике и интерпретации скрытой символики букв и слов.

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьГравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

В каббале, безусловно, много эзотерического, что и объясняет ее привлека­тельность для стороннего наблюдателя, склонного к поиску тайных смыслов мироздания. Но важно сразу понять: увлечение каббалой современных звезд вроде Мадонны, школы «познания себя» и беллетристика, заполняющая соответствующие отделы в книжных магазинах, имеют с настоящей каббалой мало общего (и сильно мешают настоящим историческим исследованиям этого феномена).

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьИллюстрация к переводу и комментариям каббалистических текстов Кристиана Кнорра фон Розенрота «Kabbala Denudata». Германия, XVII век © Wellcome Library

Несмотря на то что старейшие каббалистические тексты относятся к I–II векам нашей эры, классическая каббала возникла на юге Франции и в Испании в XII–XIII веках. На пер­вый взгляд, подобная география может показаться удивительной, однако именно в этих странах в Средние века сложились крупнейшие еврейские общины. Кроме иудаизма каббала вобрала в себя множество элементов философских и мистических учений, распространенных в начале первого тысячелетия, среди которых особенно выделяются гностицизм, неоплатонизм и пифагорейство. Эти влияния опреде­лили, в частности, каббалисти­ческое представление о структуре мироздания, которое разделено на 10 первичных элементов — сфирот. Учение об эмана­ции, то есть об излиянии божества в мир низших сфер, позаимствовано каббалистами из неоплатонизма.

В XIII веке в Испании образовалось несколько влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV–XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы».

Запутаться в хитросплетениях этого сюжета проще простого. Рекомендуемые ниже книги и лекции далеки, к счастью, от эзотеризма и помогут разобраться с каббалой хотя бы с исторической точки зрения.

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьГравюра из трактата Стефана Михельшпахера «Каббала: зеркало искусств и природы в алхимии». 1615 год © Bayerische Staatsbibliothek

Эко, Борхес и другие

У многих интерес к каббале начался с художественной литературы, например с чтения рассказов Хорхе Луиса Борхеса или романов Умберто Эко, в первую очередь «Маятника Фуко». И неудивительно: мало того, что «Маятник Фуко» набит отсылками к разного рода оккультной литературе — алхимии, каббале, герметизму, — сама структура романа, разделенного на 10 частей, восходит к идее 10 сфирот каббалистов. Рассказ «Алеф» Борхеса воспроизводит распространенное в Средние века представление о микрокосме: Алеф, диаметр которого, по Борхесу, составляет всего 2 сантиметра, — это «великое в малом», настоящее отражение мироздания. Понятно, почему и сам Борхес говорит о «микрокосме алхимиков и каббалистов», — достаточно вспомнить об алхимическом гомункуле, отражении настоящего человека в миниатюре, который упоминается в «Фаусте» Гёте. Нечто сходное, только существенно бóльшее в размерах, представляет собой другой известный литературный «искусственный человек» — Франкенштейн. Наконец, в гениальном романе Густава Майринка «Голем» повествуется еще об одном искусственном существе, созданном из глины и оживленном при помощи каббалистических заклинаний, которое возрождается к жизни каждые 33 года.

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьКаббалистический амулет от сглаза, изготовленный для Абрахама Элии, сына Белы. XVIII век © Wellcome Library

Гершом Шолем. «Основные течения в еврейской мистике»
(Москва; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2004)

На упомянутых выше Эко и Борхеса сильное влияние оказали научные работы Гершома Шолема, выдающегося исследователя еврейской мистики, и, в частности, вот эта книга — действительно отличный выбор для первого знакомства с предметом. Вышедшая впервые более 70 лет назад, эта работа, подробно рассматривающая все еврейские мистические учения, в том числе и каббалу, кроме большого массива рассмотренных источников интересна тем, что в ней Шолем кардинальным образом разрывает с традицией изучения иудаизма, распространенной в XIX и начале XX века. Книгу Шолема от предшественников отличает то, что еврейская мистика предстает в «Основных течениях» не как мертвая структура, но как живая и постоянно изменяющаяся область знания. Нельзя, разумеется, пройти мимо самой персоны Шолема — друга Вальтера Беньямина и Мартина Бубера, коллеги Юнга и Элиаде по легендарному обществу «Эранос», любопытному междисциплинарному европейского кружку, более 70 лет изучавшему архаические и мистические традиции.

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьКаббалистический амулет для благополучного разрешения родов, изготовленный для Эстер, жены Шабтая Хаима, сына Брунеты. XVIII век © Wellcome Library

Моше Идель. «Каббала: новые перспективы»
(Москва, Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2010)

После того как Гершом Шолем переехал из Германии в Израиль и начал преподавать историю еврейской мистики в Еврейском университете Иерусалима, это учебное заведение стало главным исследовательским центром по этому вопросу в мире. Наиболее выдающимся из последователей Шолема стал его ученик Моше Идель. Перу Иделя принадлежит множество работ, но, пожалуй, наиболее важной (а заодно и доступной русскоязычному читателю) следует считать книгу «Каббала: новые перспективы». В ней Идель не только показывает богатство и разнообразие каббалистической литературы, но затрагивает ряд важных методологических и культурологических вопросов, от тщательного разбора тенденций в изучении каббалы сначала в XIX, а потом и в XX веке до раздела о влиянии еврейской мистики на европейскую культуру. Для тех, чей интерес выходит за рамки общих работ, могут быть интересны исследования Иделя об одном из основоположников каббалы Аврааме Абулафии и о каббале в Италии в XIII–XVI веках.

Книга и лекция Эллиота Волфсона

Профессор Эллиот Волфсон принадлежит к, условно говоря, третьему поколению исследователей каббалы, которое было вдохновлено уже не столько Шолемом, сколько Иделем, и зачастую рассматривает уже более частные, но не менее важные проблемы. Тем же, кому языковой барьер не страшен, стоит присмотреться к работе Эллиота Волфсона о воображении в средневековой еврейской мистике («Through the Speculum That Shines: Vision and Imagination in Medieval Jewish Mysticism». Princeton: Princeton University Press, 1994). В ней американский профессор анализирует, каким образом средневековые еврейские ученые рассматривали сны и видения. Хотя объектом их интереса были, разумеется, эпизоды из Священного Писания, Волфсон показывает, как на формирование интерпретационных моделей влияла интеллектуальная среда.

Русского перевода у книги по-прежнему нет, однако не так давно Волфсон приезжал в Москву с лекциями. Одну из них — про сны в еврейской традиции — есть смысл посмотреть: в ней он вкратце пересказывает содержание своих работ. В рамках этого же лектория доступны некоторые выступления Иделя, правда, неполные.

Христианская каббала

Начиная с XV века еврейскую мистику стали адаптировать под христианские нужды. Ключевую роль в формиро­вании «христианской каббалы» сыграл один из крупнейших мыслителей итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандола. Проникно­вение каббалы в христианскую среду было важным еще потому, что знание иврита открывало широкие возмож­ности для комментирования, а впо­следствии и перевода Священного Писания. Поэтому не стоит удивляться, что многие христианские каббалисты происходили из церковной среды, а один из них — Иоганн Рейхлин — считался главным знатоком иврита в Европе и был близок к Эразму Роттердамскому и другим гуманистам.

К сожалению, на данный момент почти все крупные гебраисты, занимающиеся Ренессансом, — итальянцы, и на англий­ский их работ переведено мало. Но выход все же есть. Книга Хаима Виржубски о Джованни Пико делла Мирандола («Pico della Mirandola’s Encounter with Jewish Mysticism». Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989) — практически образцовое исследование о том, как ренессансный христианский автор овладевал ивритом и знакомился с чуждым его культуре наследием. Кроме того, заслуживает внимания работа Брайана Огрена о реинкарнации в итальянской каббалистической литературе («Renaissance and Rebirth: Reincarnation in Early Modern Italian Kabbalah». Leiden: Brill, 2009) — книга, позволяющая понять пути проникновения каббалистических текстов в христианскую литературу и их адаптации даже в порой противоречивых контекстах. Но, конечно, стоит выучить итальянский — и тогда в христианской каббале вы будете разбираться идеально.

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьДжованни Пико делла Мирандола © New York Public Library

Чего читать не стоит

Если вышеуказанный список не устраняет сомнений в том, что каббала — это не духовный суррогат, а важнейший феномен истории еврейской, а затем и христианской культуры и мистики, стоит составить список книг, которые читать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Главное — не следует считать каббалу практикой, способной привести желающего к познанию основ мироздания. Такую точку зрения проводят как работы каббалистов вроде Михаэля Лайтмана, так и отсылки к каббале в популярной культуре. К сожалению, современные почитатели каббалы максимально упрощают ее сущность и предпочитают давать крайне простые ответы на бесконечно сложные вопросы. Поэтому было бы разумно обходить стороной стенды с книгами и фильмами Михаэля Лайтмана и его коллег по некоей Международной академии каббалы, которые поведают о том, что квантовая механика была предсказана каббалистами более трех тысяч лет назад («Каббала или квантовая физика»), посоветуют при помощи каббалы «найти партнера, место под солнцем, свою нишу в обществе» («Духовный поиск») или в лучших традициях теорий заговора заявят о каббале «две тысячи лет скрываемой от народа из-за страха перед неправильным использованием сил, более мощных, чем любая атомная бомба» («Богоизбранность»). Нельзя не поразиться предприимчивости этих граждан, но к каббале все это и правда не имеет никакого отношения.

Источник

Методика изучения каббалы

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьГруппа единомышленников

В любой современной науке каждое серьезное достижение является следствием работы большого коллектива ученых.

Изучение Высшего мира практически невозможно, если его исследователь не находится в группе каббалистов и занимается постижением без ее поддержки.

Полученные знания передаются, обогащаются, обновляются, и, таким образом, они составляют каббалистическую науку.

Главным в работе должно стать стремление изменить эгоцентрическое восприятие мира, которое ограничивает постижения истинной картины мироздания.

Картиной мира является единая духовная модель всего человечества. Физические тела и материальные объекты существуют лишь как реакции на информацию, полученную с помощью наших органов восприятия.

Внутренняя суть человека, его желания, мысли представляют собой огромную систему взаимосвязей, энергетическое поле, управляемое Высшей силой – Творцом.

Человек в одиночку никогда не сможет постичь всей полноты картины, так как он замкнут в себе и ощущает лишь свой маленький мирок.

Серьезные исследования в области каббалы необходимо проводить, только находясь в коллективе, хотя ознакомительный этап можно преодолеть индивидуально.

Взаимодействие преподавателя и ученика

В каббале важны отношения учителя и ученика, тогда как в другой науке достаточно только получать от него знания.

Связь преподавателя и ученика зависит только от запросов последнего. Она обусловлена способностями ученика воспринять от учителя внутреннюю суть каббалистических источников.

Учитель постепенно, без жестких указаний, намеками приводит ученика к самостоятельным выводам, как правильно настроиться на ощущение духовного мира.

Учитель считается истинным, если:

Получил свои духовные знания от признанного каббалиста.

Обучает своих учеников по оригинальным каббалистическим источникам, не заменяя их своими текстами.

Ни в коем случае не привлекает внимание учеников к своей личности.

Направляет учеников на Творца, то есть на приобретение Его свойств.

Роль преподавателя в каббале

Преподаватель должен так искусно объяснять ученику материал, чтобы у него возникало еще больше вопросов. То есть содержание ответа должно настраивать ученика на дальнейшее внутреннее развитие.

Ученик не способен напрямую воспринять истину, поэтому преподаватель говорит то, что ученик желает услышать, но внутри этого ответа скрыта информация, необходимая для постоянного увеличения стремления к цели.

Преподаватель обязан дать ученику знания о строении духовных миров, историческом процессе развития общества, о внутренней работе человека.

Каббалистические книги

Все каббалистические труды содержат описание системы взаимоотношений Творца и созданных им творений.

Каббалисты описывают все состояния нисхождения от наивысшей точки слияния с Творцом до нашего мира.

В книгах содержится информация обо всех потенциальных состояниях, которые должно пройти человечество и каждый лично в своем духовном развитии.

Краткое описание трудов Бааль Сулама

Предисловия, статьи («Поручительство», «Мир» и др.) написаны специально для начинающих учеников и направляют их на самопознание, на внутреннее исследование своей природы.

Письма написаны, как правило, не для общего изучения, а используются в частном, узком применении. Письма изучаются избирательно в зависимости от внутренних состояний ученика.

» Учение Десяти Сфирот « – основополагающий учебник по каббале, который описывает всю духовную работу человека, проходящего ступени исправления своей природы, а также является источником воздействия на внутренние качества начинающего. Начинают изучать после статьи «Введение в науку каббала» по следующему порядку: 4,6,8,16,3,15,1,2,7 9,10,11,12,14,13,5 части.

» Книга Зоар « с комментариями Бааль Сулама – это объяснение духовной работы по методике трех линий. «Книгу Зоар» могут воспринять только люди, уже находящиеся на определенном духовном уровне восприятия Высшей силы. «Книгу Зоар» изучают после статьи Бааль Сулама «Предисловие к «Книге Зоар» и статьи «Введение в науку каббала».

Три фактора продвижения ученика

Учеба по истинным каббалистическим источникам.

Учитель дает направление и объясняет методы исследования.

Группа единомышленников является местом исследования.

Книги должны быть только подлинными, истинными каббалистическими источниками – это «Книга Зоар», произведения АРИ, Бааль Сулама и РАБАШа.

Цель изучения каббалы

Истинная цель обучения состоит в выявлении внутренней связи с изучаемым материалом.

Воздействие учебного материала для изменения внутренних качеств с целью уподобиться свойствам Творца. Книги великого каббалиста XX века Бааль Сулама наиболее адаптированы для нашего поколения.

Обучение должно быть не насильственным, а в соответствии с уровнем развития. Любое постижение в каббале предполагает внутреннее стремление исследовать на себе действия Творца, и здесь все зависит от собственного желания.

Процесс обучения

Изучение и постижение науки каббала является средством изменить себя, свою эгоистическую природу.

Необходим максимально прагматичный подход к процессу обучения – требовательный и целенаправленный.

Книга – источник сил, а накопление знаний – вещь второстепенная. По книге мы изучаем законы Высшего мира и тем самым вызываем на себя их воздействие.

Очень важно начинать занятия утром, перед работой, хотя бы в течение четверти часа.

Каббалистические книги переведены на множество языков. Изучать их можно на любом из них, но основные определения, а их несколько сотен, необходимо выучить на языке оригинала.

Урок

Подготовительная часть урока занимает 10-15 минут и предназначена для выяснения цели присутствия ученика на занятиях.

Первую половину урока (обычно около часа) занимает продолжение подготовки, настройка на внутреннюю работу, но уже специфическую, в зависимости от выбранного материала. Рекомендуется читать статьи и письма Бааль Сулама, РАБАШа о духовной работе.

Вторая половина урока – обязательное изучение книги Бааль Сулама «Учение Десяти Сфирот» или для начинающих «Введение в науку каббала».

Правильный подход к изучению каббалистических текстов

Второй этап – подробный анализ каждой детали.

Третий этап – соединение всех деталей в общую картину.

Процессы постигаются не умозрительно, а чувственно.

В каббале требуется многократное осмысление текста, пока не появятся впечатления, адекватные изучаемому материалу.

Ученик должен заучивать на память все определения. У него не должны возникать в уме материальные образы и различные овеществленные представления об объектах, изучаемых в каббалистических книгах.

Вся эта работа необходима для того, чтобы каждое слово вызывало внутри нас соответствующую чувственную, а не только умозрительную реакцию.

Переход от мысленного представления геометрических фигур и чертежей к желанию чувственно участвовать в описываемых процессах требует четкого знания определений каждого понятия.

Книга не воздействует на человека, если он хочет только умственно понять изучаемый материал. Например, я хочу понять, почему эти окружности расходятся именно так, а не иначе. Это не правильный подход к изучению каббалистических книг.

Книга воздействуют на нас в мере нашего желания войти в эти состояния, уподобиться им по свойствам.

Домашнее задание

Домашним заданием является подготовка к очередному уроку, который обязательно должен состояться в течение суток. Отрыв от учебы на сутки повлечет за собой отставание на недели и даже на месяцы.

Нет смысла изучать материал десять часов подряд, а потом сделать перерыв на неделю. Намного эффективней заниматься час в сутки, но каждый день.

Очень важно в течение дня читать и работать с каббалистическими материалами. Целью таких занятий является подготовка к работе на уроке, а также построение внутренней базы обшей информации, запоминание терминов и определений.

Работа с текстом

Несколько примеров заданий по работе с текстами

Определить основную тему прочитанной статьи.

Составить резюме, используя слова автора, а затем попытаться описать своими словами.

Определить, какой из двух нижеперечисленных подходов использовал автор статьи:

Описать причинно-следственную связь, с помощью которой автор статьи приводит нас к решению поставленной задачи.

Попробовать прийти к такому же результату, но используя другой метод, примеры из других наук.

Возможности обучения

— Ежедневная прямая трансляция уроков с синхронным переводом на 5 языков, возможностью задавать вопросы в режиме реального времени.

— По воскресеньям уроки для начинающих в прямом эфире (17:00 по московскому времени) – на русском языке.

— Большая подборка фильмов, видеоклипов, телемостов и бесед с ведущими учеными, актерами и журналистами.

Очные курсы обучения

— вводный курс по основам каббалы из 10 лекций

— трехгодичный академический курс.

Презентацию «Методика изучения каббалы» можно скачать здесь.

Источник

Ключи к Каббале

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начать

Хронологический обзор развития Каббалы на основании наиболее известных трактатов. Ключи к Каббале.

Введение (ключи к каббале).

Древнееврейское тайное мистическое учение, известное как Каббала («получение», «предание предков», «наследие») представляет собой традицию – передающиеся от поколения к поколению сокровенные знания, подлежащие герметизации, дабы не попасть в руки тех, кто может употребить знание во вред себе и окружающим – которая зародилась в Междуречье около 4000 лет назад. Основатель Каббалы — древний вавилонянин Авраам, обретя способность проникать своими экстрасенсорными чувствами сквозь материю и осознав стоящие за материей силы, которые ей управляют, обнаружил, что всей материей, всем мирозданием, в том числе и нашим миром, правит внешняя, скрытая от человека природа. Он назвал эту силу «Высший мир» и описал в своём трактате «Сефер Йецира»/»Книга Творения», центральном – но отнюдь НЕ первом – труде по Каббалистике. В трактате изложено учение о сфирот и системе языка, объясняется символика букв еврейского алфавита и впервые упоминается термин «сфирот» – одно из фундаментальных понятий в Каббале: изначально десять первичных цифр знаковой системы, а также десять стадий эманаций Эйн Соф/Бесконечности, образующих царство проявления Вс-сильного. Наиболее ранние упоминания текста «Сефер Йецира» есть в трактате «Барайта ди Шмуэль» и в стихах Эльазара Калира. Наиболее раннее свидетельство о существовании Книги Творения в письменном виде относится к 120 г.н.э и принадлежит раби Акиве.
Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начать

Тем не менее, первым трудом по Каббалистике в еврейской традиции принято считать книгу «Сефер Разиэль ha-Мелех»/«Тайный Ангел»(«Тайная Сила»), написанную жившим 5777 лет тому назад человеком по имени Адам, который первым постиг эту тайную силу, существующую внутри природы, но не ощущаемую нами, и описал её в книге, которую и сейчас можно купить в книжных магазинах, в том числе и в переводе на русский язык, но она очень трудна в прочтении. Вы спросите как было полное имя этого писателя? Адам. И всё. Да-да, тот самый, изгнанный из Ган-Эдена:). Есть авторитетное мнение, что хотя нам кажется, что Адам был один, это – совокупный образ. Тем не менее авторство труда «Сефер Разиэль ha-Мелех» традиционно приписывают именно Адаму.Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начать

Основу Каббалы – еврейской космогонической традиции – составляют сочинения «Сефер Йецира», «Баhир», а также «Зоhар» Ари (рабби Ицхака бен Шломо Лурия Ашкенази). Рассмотрим их все в хронологическом порядке.

Трактат «Сефер hа-Баhир»/«Книга яркого Света», традиционно считающийся написанным выдающимся талмудистом Нехуния бен ha-Кана — также ранний влиятельный и цитируемый источник по Каббале: например, комментируя Тору Рамбан (раби Моше бен Нахман) неоднократно ссылается на этот трактат. Существует предание, что трактат написан «амораим»= законоучителями, лидерами еврейского народа, жившими в период после завершения Мишны и вплоть до завершения составления Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. Текст имел хождение в виде рукописи, и впервые был выпущен в свет прованской школой Каббалистов. В трактате содержится учение о «шемот»/именах — различных именах Вс-вышнего и ангелов, о десяти сфирот и тайном значении ивритских букв. В целом текст изложен в беспрецендентно сжатой и чрезвычайно сокрытой для непосвящённых форме. До публикации «Зоhара» именно «Баhир» является наиболее влиятельным и цитируемым источником Каббалы.

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начать

Основным и самым известным Каббалистическим трактатом является «Сефер ha-Зоhар»/ «Сияние», написанный раби Шимоном бар Йохай (Рашби), вместе со своим сыном Эльазаром изучавшим Каббалу в течение 13-ти лет в пещере, а впоследствии обучившим тайнам Каббалы своих учеников, однако известность текст получает в 13 в.н.э. благодаря сефардскому раввину Моше бен Шем Тову де Леону. Зоhар учит, что божественные искры, рассыпавшиеся в момент творения, заключены во всём сущем и находятся в плену у тёмных сил. Целью жизни полагается воссоединение с Творцом: для того, чтобы построить царство Вс-сильного – Малькут – на Земле, людям следует совершить двейкут = постоянно находиться в состоянии слияния со Вс-сильным, иными словами – «прилепиться» к Б-гу. Считается, что чтение Зоhара вслух имеет положительное влияние на подсознательном уровне.

Трактат «Писания Ари» и одна из наиболее значимых частей трактата, книга «Эц Хаим»/ «Древо Жизни», представляет собой изложение учения рава Ицхака бен Шломо Лурии (Ари) его последователем раби Хаимом Виталем. Этот трактат стал следующим по важности после «Зоhара». Изучая Каббалу, Ицхак Лурия разработал систему, в основе которой лежат четыре идеи: цимцум (сокращение, сжатие), швират келим (разбиение сосудов), клипот (скорлупы) и тиккун (исправление), а также технику Каббалистической медитации и учение о переходе в миры Асия и Йецира; особое внимание обращалось на мистическое единение с душами цадиков и созерцаниям мистических имен Вс-сильного.

В рамках Каббалистического учения рава Ицхака Лурии и его учеников и последователей следует упомянуть трактат «Эмек ha-Мелех»/ «Долина Царя», продолжение идей последователя раби Ицхака Лурии — Исраэля Саруга.

Трактат «Калах Питhей Хохма» / «138 Врат мудрости», написанный раби Моше Хаимом Луццато (Рамхаль), последователем Шаббатая Цви и одним из великих Каббалистов, полностью посвящён каббале.Одной из отличительных особенностей работ Рамхаля является системный подход: он учитывает свойство объекта обладать всеми признаками системы и рассматривает объект как систему: целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Рамхаль считал, что распространение Каббалистической мысли, объяснение постулатов и понятий Каббалы повлечёт за собой нравственный прогресс.

Итак, хасидизм.

Хасидизм, «учение благочестия», как религиозно-мистическое движение, возникло в Российской Империи на границе Подолии и Бессарабии в конце 30-х годов 18 века. Основоположником учения является Исраэль бен Эльазар. названный впоследствии Бааль Шем Тов (= «Хозяин доброго имени»), аббревиатура: Бешт. Следует понимать, что в корне «учения благочестия» находится идея, что мир есть НЕ эманация Божества, как учит Каббала, а лишь проявление Божества. Поэтому есть различие между хасидизмом и классической Каббалой. Тем не менее легенда гласит, что знания свои Бааль Шем Тов получил от сына некоего Каббалиста по имени Адам, жившего в святой земле и поручившему своему сыну передать свои рукописи и духовное наследие Исраэлю бен Эльазару из города Окуп в Российской Империи. Последователи Бааль Шем Това стали называться хасидами. После смерти Бешта раби Дов Бер из Межерича, называемый Великим Магидом сделался верховным главой многочисленного ордена хасидов. Как и Бешт, рав Дов Бер сам писал очень мало, не излагал письменно своих воззрений в систематическом порядке, но дал своим ученикам устную систему, предоставив им облечь её в литературную форму.

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начать

Основополагающим трудом по хасидизму стала «Ликутей Амарим» («Тания»), произведение Алтер Ребе, рава Шнеура-Залмана (1745-1812), основоположника хасидского учения Хабад. «Ликутей Амарим» состоит из пяти трактатов, в первом рассматриваются принципы любви и благоговения к Вс-сильному, во второй части развивается доктрина творения с точки зрения хасидизма, третья часть посвящена тшуве(=раскаяние), в четвёртом и пятом раскрываются аспекты предписывающих и запрещающих заповедей иудаизма.

В настоящее время существует несколько достойных Каббалистических школ, некоторые из них «закрытые»: Каббалу здесь сравнивают с высшей математикой, для изучения которой сначала необходимо освоить азы арифметики и простой математики, то есть — в совершенстве изучить иврит и Тору. Есть мнение, что изучение Каббалы должно быть соединено с практикой иудаизма, поскольку Каббала — неотъемлемая часть еврейской духовной традиции. Массовое же увлечение Каббалой неизбежно носит поверхностный характер.

Другие школы направлены на распространение идей Каббалы (ключи к каббале) – среди них Международная Академия Михаэля Лайтмана в Израиле и Школа Бергов в США, основоположники которых пишут книги, издающиеся на практически всех языках мира. Сторонники популяризации Каббалы полагают, что это учение оказывает положительное влияние на развитие каждого индивидуума и человечества в целом.

Терминология в Каббале: последствия вавилонского смешения языков

Представляется важным разобраться с терминологией, ключи к Каббале. В слово «Каббала», состоящее из букв иврита: куф, бет, ламед и хей (конечная буква хей — немая, она не читается), в русских текстах – когда речь идёт о еврейском мистическом учении – часто добавляют дополнительную букву «б» и пишут «каббала» – вероятно, с целью отличить это слово от русского слова «Каббала», обозначающего состояние зависимости, плен. Эти понятия следует различать. Они отличаются как ключ, которым открываем замок, от ключа, из которого можно напиться воды.

Изначально слово Каббала означает «получение». А также: божественный поток, связь со Всевышним, провод, портал, канал, и – кабель, наконец. Итак, Каббала означает:

1. Связь со Всевышним, приносящую благополучие человеку, осуществившему эту связь.

2. Каббала = Акбала, что значит — проекция, соответствие, параллель.

Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начатьдерево сефирот каббала. древо жизни.

В русском языке слово Каббала часто также означает связь и привязку, но — другого, отрицательного плана: привязку человека, попавшего, например, в ситуацию зависимости от феодала или работодателя или банка при взятии кредита. Такие связи всегда негативны и от них надлежит срочно избавляться.

Написание слова «Каббала» приводится в точном переводе — с одной «б» в середине и без немой «хей» в конце.

Ключи к Каббале: три основных раздела

Каббалу можно условно представить в виде трёх разделов: теоретическая, медитационная и практическая Каббала.

Теоретическая Каббала описывает миры, сферы, присутствующие здесь и сейчас на разных частотах. Также теоретическая Каббала предоставляет «знаки» или «ключи» – своеобразные ориентиры для человека, желающего перемещаться по этим мирам и, главное – вернуться обратно без потерь и с духовными приобретениями. По этим ориентирам человек обучается различать положительное, ведущее к благополучию и негативное, ведущее к разрушительной зависимости — иными словами: понятия добра и зла. Это – не те понятия добра и зла, которыми спекулируют в мире людей, а понятия добра и зла в очах Вс-вышнего, дающего энергию.

Медитационная Каббала объясняет, как войти в эти миры. Книг по медитационной Каббале издано немного, гораздо больше скрывают неизданные рукописи или устная традиция. По сути, передать нужное состояние может только учитель – ученику.

Практическая Каббала — это магический раздел. Магическая сторона Каббалы такова, что открывается – как и знание в традициях других народов – избранникам Духа. Из открытого рекомендуется прочесть трактат «Разиэль-hа-Малах»/ «Книга ангела Разиэля» и книгу «Шошан Йесод Олам»/ «Роза основания мира». Примеры практического использования Каббалы оставляет следы в истории и будут приведены в соответствующем разделе.

Теоретическая Каббала. Обзор трактатов и авторов.

Каббалистическое учение изначально было герметичным и передавалась устно от учителя ученикам, впоследствии было записано. Поэтому авторство некоторых Каббалистических текстов невозможно определить достаточно достоверно. Мудрость тысячелетиями собиралась в сокровищницу духа, и тот, кто вынес сокровища из хранилища на поверхность, не всегда является его истинным хозяином.

Предание сообщает, что Моше-рабейну (Моисей) получил («кибель») Тору на горе Синай от Б-га и передал Йегошуа-бен-Нуну. Йегошуа-бен-Нун передал Тору старейшинам, а старейшины — пророкам. Пророки передали её мужам Великого Собрания (Пиркей Авот 1:1).

В письменной Торе есть четыре уровня понимания текста:

Уровень «Пшат» – буквальное понимание текста;

Уровень «Ремез» – уровень намёка, который надо уловить;

Уровень «Драш» – толкование мудрецов;

Уровень «Сод» – тайна, открывающаяся праведным душам;

Составленные вместе первые буквы четырёх слов-названий уровней образуют слово-аббревиатуру «пардес»/ «сад» или «рай». Традиционно считается, что только тот, кто постиг эти четыре уровня, может начинать изучение Каббалы. Другие Каббалистические школы полагают, что постепенное знакомство с основами Каббалы возможно и для тех, кто не достиг четвёртого уровня — при условии непременного изучения Торы и Талмуда, которые предписывается изучать каждый день в течение всей жизни человека.

«Вначале было слово»? Подлинный текст первой книги Торы на иврите таков: «Берешит бара Элохим эт hа-шамайим вэ эт hа-эрэц», что в переводится так: «Создал / родил (окончание единств.числа) Создатели (окончание множ.число) небо и твердь». В Торе много интересного. Первая книга называется Берешит = по первому слову, с которого она начинается. Само словосочетание «берешит бара» тоже не простое — оно означает «создать из ничего» / «создать из самого себя» и очень похоже на понятие «родить». Буква «Б» считается в иврите особой — с неё начинается Тора. Дальше ещё интереснее: понятие Элохим, Создатель. Создатель один, а окончание слова – «им» – множественного числа. И этому тоже есть объяснение, которое будет приведено в своё время. Вся Тора = как пазл. И это — ещё не Каббала, сравниваемая с высшей математикой, а только введение в неё.

Согласно Торе (Бемидбар 27:20), Б-г повелел Моше «возложить своё великолепие» на Йегошуа-бен-Нуна. Иными словами, сообщить своему преемнику собственный уровень пророчества — некие ключи, необходимые для вхождения в пророческое состояние. Эти «ключики» и есть Каббалистическая традиция.

Тора традиционно подразделяется на письменную и устную. Письменная Тора — это текст, написанный на таблицах/скрижалях, которые получил Моше на горе Синай. Устную Тору составляет информация двух типов: во-первых — древние тайные знания, которые намеренно не записывались и передавались только «из уст в уста», а во-вторых – более развёрнутые сведения о событиях, отражённых в письменной Торе.Изучение каббалы с чего начать. Смотреть фото Изучение каббалы с чего начать. Смотреть картинку Изучение каббалы с чего начать. Картинка про Изучение каббалы с чего начать. Фото Изучение каббалы с чего начать

Есть остроумная еврейская майса/сказка о том, почему есть устная и письменная Тора. Рассказывают, что прежде чем отдать Тору евреям, Всевышний предлагал её другим народам. «Вот Тора. Хотите принять её, стать Моим народом и исполнять Мои законы?» – вопрошал Творец. И осторожные народы спрашивали: «А что в ней написано?» Творец подробно объяснял им содержание Торы, но людям становилось неинтересно и они отказывались. Тогда пришёл Вс-вышний к евреям. «Вот Тора, Моё учение. Хотите принять её, стать Моим народом и исполнять Мои законы?» И евреи спросили…: «Сколько стоит?» «Бесплатно…» – отвечал Всевышний… И евреи сказали: «Дайте ДВЕ пожалуйста». Поэтому были даны две Торы — письменная и устная.

Письменная Тора — пятикнижие Моше (Моисея) — состоит из пяти книг, название которых происходит от первого слова, которым эта книга начинается. В них излагается версия происхождения мира и содержатся предписывающие и запретительные заповеди. Для лиц, причисляющих себя к еврейскому народу и исповедующих иудаизм таких заповедей 613 (шестьсот тринадцать), из которых 365 запретов (как поступать нельзя) — по числу дней в солнечном году и 248 предписаний (как следует делать) по числу частей человеческого тела в древней медицине. Для представителей других народов и конфессий — всего семь заповедей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *