Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

По поводу соотношения этих понятий в разных научных школах сложились разные понятия:

I. Российская научная школа

Этнография – наука, объектом изучения которой является народы мира. Этнология – синонимичная этнографии наука. Социальная антропология – наука о человеке как общественном существе. Культурная антропология – наука о поведении человека и результатах его деятельности. Этнография чаще всего рассматривается как более широкое понятие, чем социальная и культурная антропология. До революции использовался термин «народоведение».

II. Английская научная школа

Этнография часто воспринимается как описательная наука. Термин «этнология» почти не употребляется. Антропология претендует на звание науке о человеке в целом (не делится). Этнография развивается благодаря стараниям таких учёных, как Эдвард Тейлер. Он выстроил эволюционную школу религий от самых простых до самых сложных, так как большую часть своего времени он посвящал изучению эволюции религий мира. Джордж Джеймс Фрезер написал 12-томный труд «Золотая ветвь», который также был посвящён изучению религий мира. Суть в том, что основной принцип обряда выстраивался вокруг умирания и возрождения.

III. Американская научная школа

Этнография часто воспринимается как описательная наука. Термин «этнология» почти не используется. На всеобъемлющую роль претендует культурная антропология, благодаря исследованиям Л.Г.Моргана. Особенности научной школы – стремление выделиться из английской научной школы.

IV. Французская научная школа

Французская научная школа во многом сходится с российской научной школой. Вместо множества терминов и термина «этнография» используется термит «этносоциография» или «социальная этнография». Особенности научной школы – описание нематериальной культуры и психологии.

Источник

Тема 14. ЭТНОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ

Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появились представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития.

За рубежом этнология понимается как наука о народах (преимущественно «примитивных»), в то время как этнография рассматривается как совокупность эмпирических данных о них.

Началом русской этнологии принято считать организацию в 1846 г. Русского географического общества. Оно было создано для выполнения не только научных, но и прикладных заданий. В программу общества входило всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическое отделение, главная задача которого состояла в исследовании «умственных способностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.

В США культурная антропология объединяет этнографию и этнологию, а у европейцев все они числятся чаще всего как различные науки.

На территории России этнографы изучают не только традиционное крестьянство и русскую поземельную общину как его основу, но также традиции и быт кочевых народов, в давние времена населявших нашу страну. Этнография исследует общее и особенное в традиционной культуре кочевников и ее генезис, происхождение и формирование отдельных компонентов культур кочевников разных этнических групп, хозяйственный и бытовой уклад номадов, их социальную организацию, особенности семейно-брачных отношений, взаимодействие с соседними народами, пути перехода к оседлости, судьбы кочевников в современном мире, этнический состав и этнические процессы у них.

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

В результате в середине XX в. сформировалось три науки вместо одной: 1) этнология, которая занималась сбором эмпирических данных об обычаях и традициях разных народов и их «географическим» распределением; 2) культурная антропология, на первое место выдвинувшая полевое исследование культуры живущих ныне примитивных племен; 3) социальная антропология, интересовавшаяся социальной стратификацией, семейной структурой, хозяйственным укладом тех же примитивных племен.

Современная этнография изучает малые народы и сельское население, сохранившее традиционный уклад жизни, во всех цивилизованных и индустриальных странах Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Южной Америки и т.п. Описание народов, их традиций, культуры, образа жизни ведется на сравнительном материале. Географический принцип при этом часто является ведущим в систематизации этнографических знаний, которая опирается на эмпирические данные, собранные, обработанные, классифицированные и интерпретированные после проведения полевой работы. Этнографы изучают местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты, занимаются сбором эмпирических данных о разных народах мира и их «географическом» распределении по планете. Как правило, этнографы подолгу живут в небольших общинах, изучая местные нравы и обычаи, язык и ритуалы, экономику и политику, социальную организацию и институты.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Разница между этнографией и этнологией

Содержание:

Этнография vs этнология

Что такое этнография?

Можно сказать, что этнография занимается рациональным описанием человеческих родов и народов. Это также проливает огромный свет на различные человеческие племена. Он изучает эволюцию человека или его историю с первых лет становления.

Знаток предмета или отрасли этнографии называется по имени этнограф. Этнограф подробно изучает различные племена и различные обычаи, преобладающие среди них. Говорят, что они больше концентрируются на дикой части исследования. Этнографа больше интересует обнаружение общего с точки зрения принципов различных обществ или племен мира.

Важный факт об этнографии заключается в том, что этнографические исследования не могут основываться на предположениях. Они основаны на достоверных доказательствах.

Измирский этнографический музей

Что такое этнология?

С другой стороны, этнология дает подробное описание демографических характеристик общества. Он сравнивает разные этнографии, чтобы понять общество. С другой стороны, знатока предмета или отрасли этнологии называют по имени этнолог.

Этнолог анализирует суеверия, верования, мифы и институты, которые являются общими или отличаются от других частей мира. Этнолог занимается сравнительным изучением человеческих племен, тогда как этнограф не углубляется в сравнительное изучение человеческих племен.

С другой стороны, этнолог изо всех сил пытается провести теорию того, что входит в то или иное общество. В этом еще одно принципиальное отличие этнологии от этнографии.

Существует два основных раздела этнологии: историческая этнология и доисторическая этнология. Историческая этнология исследует происхождение варварских племен. Он также подробно описывает их обычаи и обычаи. С другой стороны, доисторическая этнология дает представление о ранних состояниях человека, особенно там, где нет документов, подтверждающих их.

Это только показывает, что некоторые области изучения этнологии основаны на предположениях. Этнология тоже изучает методы ведения войны. Он дает подробный отчет о различном оружии, используемом со времен эволюции человека. При исследовании зубов, человеческих костей и т. Д. Необходимы услуги этнологов.

Национальный музей этнологии, Осака

В чем разница между этнографией и этнологией?

• Предметный фокус:

• Этнография изучает процедуры, проводимые в любом обществе, такие как свадьбы, похороны и т. Д.

• Этнология дает подробное описание демографических характеристик общества. Он сравнивает разные этнографии, чтобы понять общество.

• Часть:

• И этнография, и этнология являются частями антропологии и являются естественными науками.

• Эксперты:

• Специалист в области этнографии известен как этнограф.

• Специалист в области этнологии известен как этнолог.

• В центре внимания экспертов:

• Этнолог занимается сравнительным изучением человеческих племен, тогда как этнограф не углубляется в сравнительное изучение человеческих племен.

• Доказательство против предположений:

• Этнография основана на доказательствах. Вы не можете следить за этнографией, основываясь на предположениях.

• Этнология иногда основана на предположениях.

• Природа:

• Этнография более специфична для определенной группы людей.

• Этнология распространяется на всех людей.

В этом разница между двумя разделами антропологии, а именно этнографией и этнологией. Как видите, они сосредоточены на различных аспектах человеческой природы и истории, но, в конце концов, оба посвящены тому, чтобы узнать больше о человеческой истории.

Изображения любезно предоставлены:

Источник

ЭТНОГРАФИЯ И ЭТНОЛОГИЯ.

В отечественной науке сложилась традиция понимания этнографии и этнологии как синонимов. Однако, преимущественное распространение в России с конца XIX в. получило понятие «этнография», в которое в равной мере включались как описательный, так и теоретический уровни исследова­ния. Термин «этнология» использовался реже. После того, как в конце 1920-х г.г. в советской науке этнология была объявлена «буржуазным суррогатом обществоведения», это название было окончательно вытеснено термином «этнография». В 1970-90-е оба понятия рассматривались советскими учены­ми как равнозначные, хотя и признавалось, что термин «этнология» более корректен.

Имеется и другой подход. Некоторые авторы считают, что знак равен­ства здесь ставить нельзя, так как речь идет об обозначении разных уровней изучения. Собственно этнография при таком подходе занимается накоплени­ем, описанием, обобщением материалов. Этнология же, наоборот, обращает­ся к теоретическим проблемам народоведения, ей присущ концептуальный подход.

III. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ.

Этническое самосознание — это представление народом собственной сущности, своего положения в системе взаимодействий с другими народами, своей роли в истории человечества, в том числе, осознание своего права на свободное независимое существование.

— это комплекс стереотипов, который в массо­вом сознании людей соответствует представлениям о «своей» и «чужой» общности.

Для понимания этнических (или национальных) стереотипов крайне важно осознать, что они всегда представляют собой эмоциональное, субъективное, во многом иррациональное и почти всегда искаженное отражение действительности. Тем не менее, даже самые ложные из них достаточно устойчивы: вероятно, по той причине, что члены этноса воспринимают свою линию поведения как единственно верную, а все остальные как “дикость”, нелепицу. Именно поэтому античные греки называли все остальные народы “варварами”, хотя среди этих народов были носители более древних и не менее развитых культур, чем греческая (персы, египтяне, финикийцы и т.д.). То же самое можно сказать об отношении европейских колонизаторов 18-20 вв. к народам завоеванных ими стран.

Этнический образ символизирует одновременно народ и страну через типическую личность, причем, сама эта личность является абстракцией, лишь отчасти совпадающей с реальными членами этноса. Этнический образ меняется гораздо медленнее, чем этнос, так и во многом “отстает от времени”. С другой стороны, он удивительно жизнестоек: так, французы до сих пор зовут итальянцев “макаронниками”, хотя макароны уже несколько десятков лет являются одним из самых популярных блюд во всей Европе. В свою очередь, итальянцы называют французов “лягушатниками”, несмотря на то, что запеченные лягушачьи лапки давно пополнили ассортимент ресторанов многих стран.

Этническому образу отводится ключевая роль в структуре этностереотипа: это та основа, вокруг которой и возникают представления о том или ином народе.

Этническое самосознание является динамичной системой, что прояв­ляется в изменении содержания ее составных компонентов. Например, для русичей XII в., судя по «Слову о полку Игореве», территория Подонья и При­азовья являлась землей «чужой и незнаемой», а о Сибири они вообще не име­ли представления. В массовом сознании русских, советских людей 1950-70-х гг. православие не воспринималось в качестве базового компонента русской культуры, ее стержня.

Этническое самосознание включает в себя такие важнейшие компоненты, как: этноним; комплиментарность; этнические установки и ориентации; этнические авто- и гетеростереотипы; этнический нрав и темперамент; этнические интересы; психологический настрой и умонастроение этноса; этнические ценности и идеалы и др.

Имеются примеры, когда этноним «передается» от одного народа к другому. Например, самоназвание «болгары», обозначавшее тюркоязычных кочевников, заселивших в VII в. территории к югу от Дуная, стало исходным для наименования возникшего здесь же государства, а затем превратилось в этноним южнославянского этноса. Существуют и другие пути образования этнонимов.

Стадия этногенеза обязательна для всех этносов. Причем данное явле­ние присуще как глубокой древности, так и более поздним эпохам. Напри­мер, в течение XVIII-XIX вв. сложились этносы Северной и Латинской Аме­рики (американский, англо- и франкоканадский, мексиканский, бразильский и др.), австралийский (англоавстралийский), новозеландский, к началу XX столетия появился бурский этнос в Южной Африке. Этногенстические про­цессы продолжаются и в наши дни.

Формирование нового этноса, как правило, сопровождается миграция­ми, войнами, созданием и разрушением государств, общим подъемом пас-сионарности (по Л.Н.Гумилеву) населения. Сами события и исторические персонажи нередко в виде героизированных или мифологизированных сте­реотипов отражаются в самосознании народа.

VI. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

В этнологической литературе данное понятие используется двояко. Чаще всего под этнической историей подразумевается совокупность эт­нокультурных процессов, которые происходят в процессе возникновения и последующего развития этноса. В свою очередь этнокультурные (этни­ческие) процессы можно определить как изменения, которые в процессе исторического развития протекают в этнических культурах, происходят в составе этносов; а также процессы, связанные с формированием новых этносов либо разрушением старых. Из предложенной формулировки видно, что этнокультурные процессы как таковые присущи и стадии этногенеза. По вопросу соотношения этнической истории и этногенеза в литературе выска­зываются различные точки зрения. Так, некоторые авторы используют только термин этногенез, рассматривая его как перманентный процесс, сопровож­дающийся непрерывным изменением этнического облика той или иной фуп-пы, либо выделяя в нем фазы развития от момента возникновения до отмира­ния этноса.

По мнению других исследователей, этногенез является начальной ста­дией этнической истории, ее составной частью.

Имеется еще одна точка зрения: этническая история не включает пери­од этногенеза, а ее начальный этап наступает лишь с завершением процесса сложения этноса.

Существует и другое толкование понятия «этническая история», при котором под ней подразумевают раздел этнологии (этнографии), изу­чающий этнокультурные (этнические) процессы. Как раздел науки этни­ческая история занимает пограничное положение между собственно этноло­гией и историей, оставаясь в рамках этнологии (этнографии). Специфичен метод изучения этнической истории, при котором исследователь движется не в привычном для историка направлении естественной хронологической по­следовательности событий, а исходит из современной этнической картины, как бы спускаясь шаг за шагом в глубь прошлого.

VII. ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ.

Наконец, этнические границы зачастую не совпадают с администра­тивно-политическими, что также может стать причиной конфликтов.

Все сказанное делает изучение этнических территорий важным в на­учном и политическом отношениях.

VIII. ИЕРАРХИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ.

Этнические общности образуют иерархические структуры, изучению которых уделяется много внимания в специальной литературе.

На макроуровне находятся «метаэтнические общности», или «метаэт-носы». Определения этого понятия можно свести к двум основным. Так, порой под ними подразумевают совокупность этносов, проживающих на одной территории и имеющих общие системообразующие культурные признаки. К числу таковых можно отнести язык, релиптю, основные направления хозяй­ственной деятельности. Например, мусульманские народы Средней Азии или кочевые народы Центральной Азии. В обоих случаях мы имеем дело с фактом проживания этносов на общей территории с одинаковыми экологическими ус­ловиями. Следовательно, между ними складываются общие признаки, обу­словленные контактами, близостью культур (ислам или кочевое скотоводство), природно-климатическими условиями. Подчеркнем, что «общая религия» влияет на обрядность, стереотипы поведения, праздники. То же самое можно сказать о хозяйстве, добавив, что этот компонент культуры влияет на костюм, тип жилища, орудия труда и др. В приведенных примерах речь идет не просто об одинаковых культурных признаках, а именно о системообразующих, кото­рые влияют на другие признаки, определяют облик культуры в целом.

Итак, при разных определениях понятия «метаэтнические общности» общее состоит в том, что в обоих случаях речь идет огруппах или совокуп­ностях этносов.

Основной уровень иерерхии представлен этносами, определение и ха­рактеристика которых уже приводились ранее. Добавим, что объективно че­ловек принадлежит и к этносу, и к метаэтносу. Например, русский одновре­менно является славянином.

В-третьих, причиной может стать территориальная изоляция, когда от­дельные группы одного этноса оказываются оторванными в силу разных причин от основного этнического массива. Изоляция может законсервировать культурно-бытовые особенности. Например, потомки русских старообрядцев на Колыме и в Забайкалье сохранили черты культуры, присущие XVIII и да­же XVII вв.

Следует уточнить, что наименования носят условный характер, по­скольку, как правило, действует не один, а несколько факторов. Более того, их роль меняется в разные периоды. На наш взгляд, удобнее использовать термин «локальные группы», используя его в качестве универсального обо­значения.

Самосознание в локальных группах можег быть сильно выражено и в не­которых случаях противопоставляться общеэтническому. Если обратиться к примерам этнических противоречий или конфликтов, то можно увидеть, что они могут развиваться как между этносами (межэтнический уровень), так и внугри их (вкутриэтнический уровень). Например, противоборство между католиками и протестантами, относящимися к одному, ирландскому этносу в Северной Ирлан­дии; либо противостояние ливанских христиан (маронитов) большинству своего этноса, исповедующего ислам.

Во многих работах, когда рассматриваются внутриэтническис образо­вания, выделяются этнографические и субэтнические группы (общности). Последние порой также называются этническими. При существующих рас­хождениях, преимущественно терминологического характера, их можно оп­ределить следующим образом.

IX. ЭТНИЧЕСКАЯ (ТРАДИЦИОННАЯ, БЫТОВАЯ) КУЛЬТУРА.

Этническая культура, таким образом, является той средой, вне которой невозможно существование и развитие этноса.

Для изучения культуры ее элементы необходимо классифицировать.

Источник

Этнография

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Этнография (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Содержание

История этнографии

Ранняя история науки

Ещё в Древнем Египте были те или иные этнографические исследования, где были описаны соседние народы (Палермский камень, записи на гробницах и др.), позже появляются наблюдения из Месопотамии и раннебиблейских текстов. Но, первым исследователем применившим метод непосредственного наблюдения, а также честно описавшего на основании их народы, следует считать Геродота:

Впоследствии труды об этнографии дополняются такими исследователями как Фукидид, у которого материал более скуден, а также упоминается лишь с теми или иными событиями связанными с Элладой, Ксенофонт и другие.

Важные этнографические источники сообщают историки римского времени : Полибий, Страбон, Павсаний, Демокрит и «отец медицины» Гиппократ, где он объясняет различия между народами географической средой:

Что же касается вялости духа и трусости, то наибольшей причиной, почему азиаты менее воинственны, чем европейцы, и отличаются более тихим нравом, суть времена года, которые не производят больших перемен ни к теплу, ни к холоду… [5]

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Средневековье

Позже особую важность имеют источники описывающие Крестовые походы, а также средневековые западноевропейские хроники, например, Титмара, Адама Бременского и Гельмольда. По странам Востока можно выделить труды таких исследователей и путешественников как Юлиана — целью которого было узнать о судьбе венгров после нашествия монголов; Плано Карпини, написавшего известную «Историю монгалов» (Libbelus historicus); Рубрука («Путешествие в восточные страны»). Ценнейшую информацию оставил венецианец Марко Поло, 25 лет проживавшего в Китае и произведение которого «Книга Марко Поло» становится очень популярным в Европе.

Отдельно следует отметить русского путешественника Афанасия Никитина, оставившего после путешествия по Индии и Персии путевые записи, известные сегодня как Хожение за три моря.

Эпоха Великих географических открытий

После открытия новых земель европейцами, таких как Африки южнее Сахары (Гвинейское побережье, Мадагаскар, Занзибар; Америки (от совр. Мексики и Перу, до районов Атлантического побережья и бассейна Миссисипи), появляются и первые этнографические данные о регионах. Следует отметить труды Педро Мартира «О Новом Свете», Г. Ф. Овиедо-и-Вальдеса, Диего де Ланда («Сообщение о делах в Юкатане») и другие.

Важным является, как отмечает С. А. Токарев, что несмотря на то, что в данный период появляется много известий о народах, которые раннее были или полностью неизвестны, либо данные по ним были скупы, многие европейские путешественники и миссионеры рассматривали туземцев крайне предвзято, а также, как, например, Диего де Ланда, уничтожали их культуру и письменность, считая языческой. [11]

Развитие этнографической науки в XVIII—XIX вв. Мифологическая школа

Несмотря на то, что ещё в XVI веке некоторые европейские суда достигали Австралии и Океании, лишь в XVIII—XIX веках начинается систематическое изучение данных регионов (См.подр: История исследования Австралии, Океания). В 1700—1701 годах выходит книга Ле Гобиена «История Марианских островов», открытия острова Пасхи, а также сочинения Луи Антуана Бугенвиля. Интересный этнографический материал принесли и путешествия Дж. Кука и Жан-Франсуа Лаперуза. Происходит дальнейшее изучение Африки и Азии.

Именно в это время впервые используется кросс-культурный метод, хотя и в зачатковом состоянии. Впервые им воспользуется Ж. Лафито, Г. Форстер, Шарль де Бросс (вывел такое понятие как Фетишизм фетишизм, географические названия «Австралия» и «Полинезия»).

Важнейшей вехой является XIX век, в котором наряду с дальнейшим изучением народов вне Европы, начинается усиление к познанию своей самобытности, усилившееся после Великой французской революции. Особенно данные воззрения имели силу в раздробленной Германии, где после оккупации Наполеоном I немецких земель нарастают патриотическая идеология и интерес к самобытной культуре своего народа. Одним из первых это озвучит И. Г. Фихте. Впоследствии появляются работы Ахима фон Арнима и К. Брентано — одних из первых собирателей народной песни, а также впервые (Арнимом), ввёдших такое понятие как «Volkskunde».

Целый этап связан с Якобом и Вильгельмом Гримм, собирателей сказок, которые они рассматривали с точки зрения индогерманизма, а также выделяли особенные немецкие сказки, например, о животных, считая их присущим только данном народу [13]

Воззрения братьев Гримм были первыми, которые обозначили зарождавшееся направление — Мифологическую школу.

Эволюционная школа

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Также Э. Тэйлору принадлежит введение такого понятия, как «пережиток». Например, разбитое зеркало, которое носит рудиментарный характер, но тем не менее вера о том, что это к неудаче сохраняется до сих пор.

Также видными представителям этой школы были Дж. Фрэзер, Л. Морган, И. Я. Бахофен, Г. Спенсер и др.

Культурно-историческая (Культурно-антропологическая), диффузионизм

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

На волне критики теории эволюционистов возникли многие другие мнения.

Выделяются следующие школы этого направления:

Племенному родству, которое является кровным родством, мы противопоставляем этнографическое родство, которое может опираться на чисто внешнее соприкосновение, скажем на сношения [17]

На основе теории Ф. Ратцеля возникают новые учения: Фрейбургская (или Баденская) и Марбургская школы. Из Баденской школы выделяются культурно-историческое направление и сторонники культурных кругов.

Бесспорную заслугу Фробениуса составляет то, что он впервые ввел в широком масштабе и строго систематически метод картографирования явлений культуры. Серия карт, приложенная к его «Происхождению африканских культур», представляет и до сих пор несомненную ценность [19]

Французская социологическая школа

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Когда я действую как брат, супруг или гражданин, когда я выполняю заключенные мною обязательства, я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию. [20]

Если эволюционисты выделяли главным предметом этнографии человека, а диффузионисты — культуру, то зародившаяся в конце XIX в. «социологическая» школа — человеческое общество.

Главным её представителем был Эмиль Дюркгейм. Несмотря на то, что первым законы об обществе начал рассматривать Огюст Конт, Дюркгейм был первым, кто применил их при этнографическом исследовании.

Важными являются исследования о религии. Э. Дюркгейм считал, что религиозное мировоззрение делит мир на 2 половины: «мир священный» и «мир обыденный», между которыми есть непереходимая граница. Переход между ними возможен, но только посредством изменения собственного существа — инициации, монашество, аскетизм, то есть явления, при которых человек отказывается от основных потребностей (ср.: «базовые потребности» у Б. Малиновского). Само происхождение религии Э. Дюркгейм видит в обществе, общественной среде, бог — выражение сил, которым надо подчиняться, не понимая их происхождения (ср.: власть царей, князей и т. д.)

Эмиль Дюркгейм создал целую школу в этнографии. Его учеником является Марсель Мосс — автор работ о «дарении», как социального явления, которое не только материальное, но и нематериальные (праздники, обряды. Ср.: приданое, сватовство, подарки на свадьбу и т. д.).

Школа Франца Боаса

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

С начала 30-х годов возникает новая этнографическая школа — американская школа исторической этнологии, её основоположником и создателем является выдающийся ученый Франц Боас.

Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа, открытие законов управляющих деятельностью человеческого ума, а также реконструкция человеческой истории и культуры:

Мы всегда мыслим в терминах, свойственных окружающей нас среде, но виды деятельности человеческого ума представляют у народов, населяющих мир, бесконечное разнообразие формы [23]

Важным ученый считал и изучение языка и антропологии народов, фактически первым введя понятие «языковой союз» (у Ф. Боаса «диффузии грамматических процессов») — теория о смешанности многих неродственных языков.

Из школы Боаса вышли в основном все американские этнографы (антропологи) первой половины XX в. Ученики Боаса — А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.

Функциональная школа. Функционализм

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Несмотря на то, что данная этнографическая школа начинает быть популярной в 20-е года, огромное воздействие на неё оказал французский социолог Э. Дюркгейм. В основе направления лежит идея культуры как целостного и единого образования, в которой каждый элемент играет важную роль, а разрушение одного из них, может её нарушить. [24]

Основоположниками данной концепции являются Б. Малиновский(культура служит нуждам индивида) и А. Рэдклифф-Браун(культура служит всему обществу). Бронислав Малиновский выделяет три вида основных человеческих потребностей: базовые (пища и др.); производные (распределение продуктов жизнедеятельности, в защите поселений, контролю рождаемости), интегративные (законы, религия и др.).

Психологическая школа. Теории З. Фрейда и К.Юнга

Данное направление обозначает целый ряд течений, которые довольно значительно отличаются одно от другого. Основоположником являлся известный психиатр Зигмунд Фрейд, первым попытавшимся исследовать народы с точки зрения психоанализа, сравнивая психологию первобытных народов с ребёнком, где важную роль играл Эдипов комплекс, выведенный им же. [26] [27]

Несмотря на критику ряда этнографов (Б. Малиновского и других), данная теория получила распространение среди многих психологов и народоведов. Важной заслугой называет С. А. Токарев то, что учёный сломал «табу» на сексуальные взаимоотношения, первым осветив данный вопрос в этнографии.

Культурный релятивизм и теория ценностей в американской этнографии

Учение, возникшее после Второй мировой войны, одной из главных идей которого было признание обособленности каждых народов, их культурная идентичность. Представители теории — Т. Норсроп и М. Херсковиц.

Этнопсихологическая школа в США

Несмотря на то, что до 30-х годов XX в. в США доминировала школа Франца Боаса, выделяется и новое направление. Главной причиной являлось несоответствие отрицания Ф. Боасом любых закономерностей в развитии той или иной области культуры (точнее — более детального их изучения, а не переноса всех теорий на все народы).

Часть исследователей попытались найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии. Так и зародилась новая школа — этнопсихологическая. Где основными понятиями этого учения были:

В настоящее время данная школа представляет лишь историографический интерес.

Советская школа в этнографии

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

До революции главным центром изучения народов было Императорское Географическое общество (позднее Русское Географическое Общество — РГО). С начала XX в. начинает всё более выделяться Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), под руководством В. В. Радлова, музей координировал работу исследователей по всей России, в том числе в Москве и Казани, был крупнейшим этнографическим центром в стране.

Революционное движение оказало большое влияние как на историю в целом, так на этнографию в частности. Р. Ф. Итс пишет:

Великая Октябрьская социалистическая революция свершилась в многонациональной стране. Решение национального вопроса стало важной заботой советской власти. Ликвидация всех последствий антинациональной политики царизма, достижение подлинного равенства между народами были невозможны без подъема культуры и экономики всех народов до уровня передовых наций. Активное социалистическое строительство в национальных окраинах бывшей империи требовало научного знания уровня их развития, создания для бесписьменных прежде народов письменности как важного средства подъема культуры и политического сознания масс. Выдающуюся роль в этой революционной и преобразующей деятельности сыграла советская этнографическая наука и её научный центр — Музей антропологии и этнографии [34]

В 1933 году был создан Институт антропологии и этнографии Академии наук СССР, с 1935 г. — Институт этнографии АН СССР.

Следующий этап связан с академиком Ю. В. Бромлеем, который возглавлял Институт этнографии, при нём была завершена энциклопедия «Народы мира» (1966 г.), « Страны и народы» (1986 г). Ю. В. Бромлей пишет:

Понимание этнографии как науки, изучающей все этносы на всех этапах их исторического пути делает её ответственной за разработку общей этнографической характеристики народов мира, включающей в себя их историческую этнографию и современное положение… необходимость выявления общего и особенного в этнографической картине мира предполагает исследование не только основных этнических единиц — самих народов, но и этнических общностей высшего порядка, а также таких межэтнических комплексов, как хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области [36]

Отдельно следует отметить Сергея Александровича Токарева. Выдающийся этнограф, религиовед, автор таких монографий, которые до сих пор являются ключевыми, как «История русской этнографии», «Истоки этнографической науки», «История зарубежной этнографии», «Религия в истории народов мира». Редактор и автор большинства статей об Австралии и Океании, индейцев Америки, а также многих народов Западной Европы [37]

Благодаря таким ученым, как С. А. Токарев, отечественное обществоведение XX в. сумело выжить в условиях жесткого идеологического диктата, более того, опираясь на традицию и развивая её в единственно возможном в то время марксистском ключе, смогло выйти на передовые рубежи… Работы настоящих ученых советского периода, к числу которых, несомненно, принадлежит С. А. Токарев, останутся в чести у читающей публики, посколько они прочно вошли в золотой фонд отечественной и мировой науки, и многим уже понятно, что, только переиздавая и широко обсуждая эти работы, возможно сохранить преемственность российской научной традиции [38]

Академик Б. А. Рыбаков на праздновании 70-летнего юбилея С. А. Токарева в 1969 г. сказал:

Современная отечественная этнография продолжает учение своих предшественников.

Неоэволюционизм

Основателями неоэволюционизма считаются Л. Уайт и Дж. Стюард. Во многом поддерживая своих предшественников (эволюционистов), они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.

Структурализм

2. Французский структурализм. Основателем считается Леви-Стросс. Главной его идеей было единство человеческого разума на всех стадиях развития, и строгое логическое мышление с преобладанием сознательного и разумного. Все явления в глазах людей имели свою логичность.

Также продолжают разрабатываться и другие концепции, и развиваться старые.

Этнография и этнология [40] [41]

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Судьба двух названий во многом сопровождалась теми или иными историческими условиями. Так, в отечественном народоведении XVIII-XIX веках в основном употреблялось понятие «этнография», тогда как в западноевропейских странах употреблялись понятия «антропология» и «этнология».

После непродолжительного употребления термина «этнология» в послереволюционные года, в 1920—1930 гг. народоведение снова возводится к понятию этнографии как науки о народах и вспомогательной исторической дисциплины. В это время отечественную науку о народах сформировали такие учёные, как С. А. Токарев («Этнография — часть исторической науки, изучающая материальную и духовную культуру, быт народов» [43] ), Ю. Бромлей, С. П. Толстов, Н. Н. Чебоксаров, Р. Ф. Итс и другие.

По поводу терминологии Р. Ф. Итс пишет:

Предмет этнографии

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.

Проблема понятия «этнос» в этнографии

Под влиянием трудов эволюционистов, а также трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, появляется новая теория — этносы как социальные группы, возникшие в ходе исторического процесса (в трудах марксистов он часто выглядел так — племя, народность, капиталистическая нация (а иногда и без этого периода), социалистическая нация).

В современной России исследованием проблематики «этноса» занимается, в частности, В. А. Тишков, который выстраивает свою теорию на основе зарубежных исследований. Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип».

Важнейшим понятием в современной этнологии и этнографии является понятие «этничности» как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющую один социум от другого.

Методы этнографии

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография)

Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:

Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:

Также следует отметить:

Хозяйственно-культурные типы

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть фото Изучением чего занимаются этнография и этнология. Смотреть картинку Изучением чего занимаются этнография и этнология. Картинка про Изучением чего занимаются этнография и этнология. Фото Изучением чего занимаются этнография и этнология

Давно было замечено, что народы, говорящие на разных языках имеют много общего в духовной и материальной культурах, а родственные наоборот, иногда очень отличаются. Именно поэтому были сформулированы понятия о «хозяйственно-культурных типах» и «историко-этнографических областях».

Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) — комплекс особенностей хозяйства и культуры, сложившийся исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественогеографических условиях [57]

Все хозяйственно-культурные типы зависят в первую очередь от способа производства каждого конкретного общества, так как именно он определяет в конечном счете характер взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому, из-за различия в промыслах, изготовления пищи, утвари и т. д., появляются и особенности у разных народов (Ср.: наличие схожих верований у народов Поволжья и кельтов, а также со славянским населением — общность производства — земледелие, и связанный с ним, аграрный культ). От вида ХКТ зависит и социальный строй общества. Все хозяйственно-культурные типы можно разделить на 3 больших группы:

Эти три типа являются поверхностными (общими), и сами делятся на другие типы (например: охотники и собиратели лесов жаркого пояса, высокогорные скотоводы-кочевники и т. д.) [58]

Историко-культурные области

Историко-культурные области (историко-этнографические) — территории, население которых обладает похожей духовной и материальной культурой, связанные исторической судьбой, общностью экономического развития, возникших в результате тесного взаимного влияния. В отличие от Хозяйственно-культурных типов, историко-этнографические области зависят именно от территориальной близости, тогда как первые — от характера производства и среды обитания. Например, ХКТ пашенных земледельцев лесостепей и лесов умеренного пояса — это территории умеренного пояса Европы и стран Азии и Северной Америки (после колонизации).

Антропологическая классификация

Классификация основанная на внешнем (антропологическом) различии человечества. Согласно этой части народоведения народы делятся на расы, которые также имеют свои подтипы:

Между европеоидами и американской расой:

Между европеоидной и негроидной расами:

Лингвистическая классификация

Языковая классификация
Типологическая (морфологическая)Генетическая
Языки флективного строя

Связь этнографии с другими науками

Несмотря на то, что этнография является частью исторической науки, она имеет много общего и с другими дисциплинами.

Этнография и антропология

Этнография и философия

В свое время философию считали главнейшей из наук не случайно — какая ещё соединила в себе столько учений и мнений? Связана с ней и этнография. Трудно отделить труды Э. Тэйлора, Дж. Фрэзера от неё. Ведь разве не философия их разрабатывала первой, выдвинув теории о религии? А труды К. Маркса и Ф. Энгельса? Взаимодействие наук просто очевидно. И сейчас ученые и исторической, и философской наук трудятся бок о бок.

Этнография и социология

Основатель социологии Э. Дюркгейм считается основателем и целой школы в этнографии (социологическая школа). Его учение об обществе, понятие социума применимы и в этнографии. Ведь что такое этнос, как не социум? Со своими культурными и историческими связями, общим мифом о происхождение и т. д.

Важно отметить, что методы этнографии по изучению народов, очень похожи на социологические — это и анкетирование, вопросник, наблюдение и т. д. Сегодня, обе науки тесно взаимодействуют друг с другом, используя совместные и отдельные работы. Современное изучение города (особенно мегаполиса) невозможно без социологии. Появилась новая дисциплина — этносоциология.

Этнография и психология

Ещё и раньше пытались объяснить те или иные верования психологией. Одними из первых были З. Фрейд и К. Г. Юнг.

Их труды подверглись жесткой критике (С. А. Токарев, Ю. В. Бромлей, Ф. Боас, Б. Малиновский, К. Леви-Стросс и многие другие). Главными причинами являются:

Таким образом, не сама психология влияет на этнографию, а наоборот, этнография помогает постичь и психологию. Ведь человек очень связан с материальной культурой, что накладывает отпечаток и на его мышление.

В 90 годы XX века возникает новое направление психологии в рамках народоведения — этнопсихология. По мнению сторонников этой дисциплины это связано с тем, что «начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу [66] ».

Данные воззрения вызвали негативную реакцию у видных этнографов и этнологов. Так В. А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, пишет:

Выдающиеся исследователи — этнографы

Литература

См. также

Примечания

По Фрейду, происхождение культуры связано с «убийством первобытного отца». Фрейд рисует следующую далекую от идиллии картину: первобытная орда, отец-деспот обладает всеми женщинами и не дает сыновьям приближаться к ним. Влечение сыновей в конце концов приводит к убийству отца и его поеданию. Впоследствии сыновья испытали огромное чувство вины и установили запрет на кровосмешение — инцест внутри рода и на отцеубийство. Оба запрета образовали так называемый «эдипов комплекс», который передается по наследству и является базисом культуры. С тех пор культура стала ничем иным, как системой норм и запретов, где присутствует психологический конфликт — бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия или кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. Чем выше стадия развития культуры, тем больше усложняется общественное поведение и психика превращается в «бурлящий котел возбуждений» — отсюда войны, революции, преступления. И коль скоро, по Фрейду, культурный процесс — это особое видоизменение жизненного процесса, происходящее под влиянием задач, которые ставит перед человеком Эрос, и под воздействием Ананке — внешней необходимости, то ценой прогресса стала утрата счастья — исполнения сексуального влечения. (Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991 стр. 141)

С историей и её цехом у антропологов сохранились многочисленные связи (этнологов, этнографов), в том числе содержательные (историческая этнография остаётся основным жанром отечественных исследований), институциональные (ИЭА и Кунсткамера как институты входят в Отделение историко-филологических наук, кафедры существуют в рамках исторических факультетов… и т. д.

За последнее время появилось много учебников по этнологии других авторов (имеются ввиду не классические академические издания С. А. Токарева, В. Е. Маркова, В. В. Пименова), но они представляют собой или скромное творчество эпигонов советской этнографической школы, или неудачные и поспешные компиляции неофитов-ремесленников, готовых писать учебники по любому предмету, как только он оказывается в учебных планах вузов или школ. Пример первого варианта — учебник Т. В. Мастюгиной и Л. С. Перепёлкина, пример второго — учебник А. П. Садохина и Т. Г. Грушевицкой (неофитов-ремесленников)В. А. Тишков. Реквием по этносу

Около двух десятилетий назад в силу определённых изменений…стало проявляться стремление к переименованию в отечественной науке сферы знания, связанного с изучением такого явления, как этнос. Традиционное название «этнография» предлагалось сменить по «западному» образцу, поскольку оно якобы свидетельствовало о нашей отсталости: в то время как мы только описываем («графо»), там изучают («логос»). Эта тенденция получила резонанс, что выразилось в ряде переименований… Между тем сторонники такого переименования не учитывают (или не знают) того, что описание предмета уже представляет его изучение. Научное «графо» уже есть «логос»…Глупо утверждать, что география должна быть низшей ступенью геологии… Традиции отечественной науки не должны подвергаться ломке в угоду сиюминутности ( Бузин В.С. От автора // Этнография русских: Учебное пособие / Под ред. В.И. Седых; Л.С. Лаврентьева.. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — С. 3-5. — 421 с. — ISBN 978-5-288-04812-8 )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *