Изученный материал привлек меня тем что
Методический материал «Виды рефлексии»
О дин из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
С лово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
С ловарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Т олковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.
С овременная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Р ефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Е сли физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала.
Таким образом, рефлексия может:
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
Рефлексия для уроков в начальной школе
Рефлексию можно использовапть в начале урока и в конце урока,
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия для уроков в начальной школе»
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
Учитель начальных классов I квалификационной категории
Что такое рефлексия?
Цель рефлексии на уроке
Что такое рефлексия?
Цель рефлексии на уроке
Цель рефлексии на уроке
Рефлексия настроения и
Рефлексия настроения и
1. Рисуем настроение
2. Образная рефлексия.
4. Ёлочка настроения.
6. Состояние моей души
7. Мишень настроения
8. Маятник настроения
9. Музыкальный тест
10. Роза настроения
11. Цветик – многоцветик
12. Сказочное дерево
3. На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
— Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо);
-зелёный – самому уступчивому, покладистому;
— фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
2. Дерево творчества
3. Метод пяти пальцев.
«Плюс – минус – интересно».
Р Е З У Л Ь Т А Т Ы
К О М П Л И М Е Н Т Ы
В Ы Б Е Р И У Т В Е Р Ж Д Е Н И Е
.всё понял, могу помочь другим;
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
Дерево. ( Фрагмент урока литературного чтения )
— Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
— Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.
Рефлексия моей сегодня деятельности
Я предлагаю оценить мою сегодня работу.
-Понравился Мастер – класс. Буду применять
рефлексию в своей работе пусть прилетят бабочки красного
Приемы рефлексии на уроке
Характеристика некоторых приемов рефлексии урока:
1. «Паутинка». Учащимся предлагается подвести итоги урока. Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось:
— могу помочь сделать другим….
Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка, закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
2. «Млечный путь». Учащимся предлагается оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звездное небо. Например, каждый оценивает свой вклад в работу группы:
— красный – не доволен, сделал не все, что мог;
— желтый – мог бы лучше;
— зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы.
Звездочки наклеиваются на плакат, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог урока.
3. «Незаконченная фраза». Учащимся предлагается продолжить незаконченные фразы, тем самым подвести итог урока:
«Я быстро справился с заданием, потому что…»;
«Мне больше понравилось выполнять задания…»;
«Сегодня я узнал (научился)…» и т.п.
5. «Свободный микрофон». Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: первый когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу).
1. На уроке я работал(а) …
2. Урок для меня показался …
3. Самым полезным и интересным для меня было …
4. Я встретился(лась) с трудностью при …
5. У меня хорошо получилось …
6. Я выполнял(а) задания …
11. Мне было трудно …
12. Строки самому себе …
— Я испытывал (а) затруднения…
— В дальнейшем мне эти знания. и др.
6. Прием «незаконченные предложения». Прием похож на «Свободный микрофон», смысл на экране показаны незаконченные предложения в форме клише, ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы, приведем несколько вариантов подобных клише:
Вариант 1. Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я…
Я встретился(сь) с трудностью при…
У меня хорошо получилось…
Мне это необходимо для…
— я поставил бы своему товарищу… и др.
4. Я выполнял задания…
7. Я почувствовал, что…
10. У меня получилось …
14. Урок дал мне для жизни…
4. Я выполнил задания…
— сегодня на уроке я…
— у меня хорошо получилось…
— больше всего мне понравилось…
На уроке мне больше всего запомнилось…
Меня удивило то, что…
Еще мне хотелось бы узнать…
Знания, полученные на уроке, я могу использовать…
Сегодня на уроке я…
У меня хорошо получилось …
Мне это необходимо для …
Мне было трудно трудно …
Работа в группе мне помогла…
Без меня бы группа не …
Мне понравилось…» и др.
7. «Самопохвала». Учащиеся подводят итог урока с помощью фраз: « Я сегодня, молодец! Я узнал… Я научился…» и др.
8. «Трактат». Представьте, что у Вас есть возможность написать трактат будущим школьникам. В трактате опишите ваши основные достижения и результаты, дайте наставления, «советы бывалого». попытайтесь определить способы и виды деятельности, благодаря которым Вам удалось решить проблемы и достигнуть своих результатов. Какое из заданий застало Вас врасплох? Почему? Что я понял(а), чему научился (лась)? Посоветуйте, как избежать Ваших ошибок. Какие знания Вы добыли во время обучения? Какие рекомендации и пожелания по добыче знаний Вы дадите будущим ученикам?
9. «Яблоня» Происходит возврат приема используемого на этапе постановки цели, необходимо собрать яблоки в корзину развешанные в начале урока (писали на яблочках красного цвета, что вы знаете и умеете, на зеленых что вызывает у вас затруднения и развесили яблоки на дерево). Выяснить оправдались ли опасения и ожидания. Дети собирают яблоки и разъясняют надписи на них. Отвечая на вопросы. Что получилось? Чему научились?
2) понял материал – не понял
3) старался – не старался
4) чувствую вдохновение – чувствую подавленность
5) я сегодня успешен – неуспешен.
— Какой новый способ деятельности усвоили?
— Какое было затруднение?
— Как мы преодолели затруднение?
— Достигли ли мы своей цели?
Ученики с опорой на критерии оценки знаний и умений оценивают свою работу на уроке в баллах.
Учащиеся прикрепляют к снеговику жетоны по правилам: красный цвет –отлично; зелёный – хорошо; синий – удовлетворительно.
14. «Ресторан». Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
— Я съел бы еще этого…
— Больше всего мне понравилось…
15. Приём «Телеграмма»: учащимся предлагается кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).
16. «Цветик-многоцветик». Учащиеся выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
17. «Синквейн». Учащиеся в конце урока соблюдая следующие правила подводят итог урока:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
18. «Светофор». Учащимся предлагается выбрать цвет сигнала светофора, соответствующий предложенным критериям: красный, желтый, зеленый.
— Красный – я активно работала на уроке, поэтому у меня всё получилось.
— Жёлтый – у меня не всё получилось, но в целом с работой справилась.
— Зелёный – мне было неинтересно работать на уроке, у меня ничего не получилось
Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока.
19. «SMSка учителю». – Учащимся предлагается отправить учителю «SMSку» с использованием рисунков-смайликов.
Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий его работе на уроке и приклеивают его на «мобильный телефон».
20. «Мишень».
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность учителя
3. деятельность учащихся и др.
В каждом из секторов записываются параметры-вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Участники «стреляют» в мишень, делая отмету «+». Отметка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник низко оценивает результаты, то он «стреляет» ближе 0, а если высоко в 10.
После всех «выстрелов» мишень вывешивается на общее обозрение и проводится её анализ.
Характеристика некоторых приемов на этапе мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности / организационный момент:
«Импульс». Всем участникам предлагается встать в круг, взяться за руки и путем легкого сжатия руки передавать импульс друг другу. Каждый участник сжимает правой рукой руку рядом стоящего, передавая таким образом «импульс», когда импульс вернётся к ведущему, он вновь его отправляет. Я передаю импульс добра. Я передаю импульс радостного настроения. Я передаю импульс дружбы.
«Оратор». Учитель предлагает за 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Автор». Учитель предлагает учащимся представить, что они являются авторами учебника и предлагает ответить на следующие вопросы:
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Фантазёр». На доске записана тема урока. Учитель просит назвать пять способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
«Нестандартный вход в урок». Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
«Удивляй». Краткое сообщение интересных исторических сведений, легенды, необычных фактов. Сообщения могут готовить как учитель, так и учащиеся.
Характеристика некоторых приемов на этапе актуализация знаний (и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии:
1. «Загадка». Учитель организует диалог, направленный на мотивацию предстоящей на уроке деятельности:
— Ребята, отгадайте загадку: (например) Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, а называется всё …(АЛФАВИТ).
3. «Верю – не верю» или «Согласен – не согласен». Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листах, напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».
4. «Верные неверные утверждения». Учитель предлагает учащимся определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.
5. «Ассоциативный ряд». Учитель предлагает, используя предложенный ряд слов, составить определение, возможно какие-то слова нужно добавить в этот ряд или убрать самим учащимся, чтобы дать (например) определение рассматриваемому на прошлом уроке понятию. Пример. Сформулируйте полученное определение.
Ключ: Диаграмма — графическое изображение соотношения величин.
Круговая диаграмма — графическое изображение соотношения между частями целого.
6. «Да-нет». Учитель загадывает нечто и предлагает учащимся попытаться найти ответ, задавая ему вопросы, на которые он может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».
7. «Корзина идей». На доске можно нарисовать корзинку, где условно собирается все, что дети знают по данной проблеме; учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения.
8. «Ромашка». Ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме.
9. Приём «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
— О чем может пойти речь на уроке?
— Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «—-»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги, на доске.
10. Приём «Перепутанные логические цепочки». Учитель выписывает 5-6 отдельных событий, каждое помещает на отдельный лист. Группе предлагается восстановить правильный порядок событий. Учащимся по очереди предлагается поставить одно событие на верное место цепи. Когда составили, учитель просит обратить внимание на порядок событий при чтении текста, урока – проверяют: верны ли их предположения.
Характеристика некоторых приемов на этапе выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности / создание проблемной ситуации, целеполагание (постановка цели и задач урока):
3. «Домысливание». Учитель предлагает учащимся определить задачи на урок с помощью слов помощников:
Вариант 3 Ставят цель, отвечая на вопросы учителя. Проговаривают свои цели, используя начало фраз:
Формулируют цель урока с помощью слов-помощников:
4. «Задай вопрос». «Как…?», «Каким образом…?» «Почему…?», «В чем причины…?» «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
6. Приём «Маша-растеряша»: играющий роль Маши-растеряши, задает функцию, которую требуется выполнить («Ой – что с тобой? – Потеряла (называет объект) – Как мне теперь выполнить (называет функцию)?») Дети предлагают ресурсы, которые могут служить инструментами для получения требуемого результата и, при необходимости, – способы их преобразования.
7. Проблемные вопросы, постановка проблемных задач (с заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными).
8. Приём «Ключевые слова».
1 вариант. Учитель выбирает 4-5 ключевых слова и выписывает их на доске. Далее предлагает учащимся методом мозгового штурма дать общую трактовку терминам и просит предположить, как они будут применяться на уроке. Когда дети приходят к единому мнению, учитель просит обратить на эти слова при прочтении текста, урока, чтобы проверить, в том ли значении они употребляются.
2 вариант. Учитель предлагает придумать рассказ или расставить в определённой последовательности. Затем они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и в общем определить цели своей дальнейшей работы на стадии осмысления искать подтверждения своим предположениям.
3 вариант. Учитель просит учащихся по теме урока выписать 5-6 слов, которые они думают входят в содержание данной темы урока.
9. Приём «парный/групповой мозговой штурм».
Пара учащихся (группа) составляет список того, что они знают, по данной теме, или составляют список вопросов на которые необходимо ответить на уроке. Устанавливается жёсткий лимит времени, как правило 5 минут. Преимущества данного приёма – позволяет высказаться большему числу учащихся.
10. Приём «Свободное письменное задание». Учащимся предлагается не останавливаясь, записать всё, что им приходит в голову по новой теме урока.
11. Приём «Знаю – хочу узнать – узнал».
Доска, лист бумаги делится на три колонки «Знаю», «Хочу узнать» «Узнали». Учитель называет тему урока и спрашивает у учащихся, что они об этой теме уже знают, или думают что знают. Ученики высказывают свои идеи, учитель на доске заполняет таблицу, дети заполняют в тетради. Возникшие спорные высказывания следует отнести к колонке «Хотим узнать». Затем напрямую спрашиваем, что они хотели бы узнать нового по этой теме. Записи остаются на доске до конца занятия. Далее либо учащиеся читают текст, либо идет урок нового материала. После того, как изучили записываем, что нового узнали из текста, урока.
Характеристика некоторых приемов постановки цели урока:
2. Работа над понятием. Учитель учащимся предлагает для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре». От значения слова определяется цель урока.
3. Формулировка цели с помощью вопросов. Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает ученикам из ходя из темы и ответов на вопросы которые фиксируются либо на слайдовой презентации либо в памятке сформулировать цель урока:
— Что я узнаю на уроке?
— Где мне пригодится полученные знания? и др.
4. Дополнение цели с помощью слов – помощников. Учитель на доске записывает тему урока и с помощью слов помощников просит учащихся сформулировать цель урока:
5. Домысливание. С помощью слов помощников учащиеся формулируют цель урока:
6. Тема-вопрос. Учитель формулирует тему урока в виде вопроса, например Внешняя политика Екатерины II : продолжение курса или крутой поворот? Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
7. «Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока. Например, на уроке в 5 классе по теме «Многозначные слова» эпиграф из былины об Илье Муромце: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать».
8. «Группировка». Прием используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т.д. предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Учащиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока.
9 «Исключение». В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель.
10. Ситуация «Яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Например, по теме «Формирование древнерусского государства» в 6 классе выделено ярким пятном «князь Олег, 982 год». Учащиеся должны назвать почему акцент дан на это имя и дату, и сформулировать тему и цель урока.
11. Кластер. Учитель совместно с учениками составляют кластер по новой теме урока. Гроздья кластера это то что необходимо знать, пути решения поставленной проблемы и др. На основе этого выявляется тема, цель и задачи урока.
12. Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается выполнить задание, которое невозможно сделать из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке, решение этой проблемы становится целью следующего урока.
13. Побуждающий или подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение известных фактов, постепенно подводится к тому, о чем дети не могут рассказать, возникает проблемная ситуация, обсудив которую, выдвигается цель. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.
14. Проблемная ситуация. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Учитель может показать видеосюжет или раздать материал с противоречивой информацией и др. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемную ситуацию, обозначают тему урока и выдвигают учебные задачи, формулируется цель урока.
15. Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.
16. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
17. Определение собственных целей урока учащимися через определение важности и значимости изучаемого материала.
— Чтобы вы хотели узнать на уроке? Чему вы можете научиться?
— Для чего это необходимо знать?
— Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?
В конце урока: рефлексивный анализ в конце урока.
– Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу.
– Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему.
– Оцените свою работу (результаты выполнения заданий) по предложенной шкале.
18. Трансформация темы урока в учебные задачи:
— Информационная: Что и чему будем учиться?
— Операционная: Как и каким образом будем учиться?
— Мотивационная: Зачем нам это надо?
— Коммуникативная: С кем и где?
19. Использование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица). В начале урока учащимся предлагается «слепая» схема, которую необходимо заполнить используя материал учебника или раздаточный материал, на основе чего формулируют тему и цель урока.
Характеристика некоторых приемов на этапе реализации построенного проекта / первичное усвоение / решение учебной задачи:
Приём «Облака мыслей». Ученики записывают всё, что приходит в голову в связи с темой, после того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
«Феномен»: учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.
«Плюс, минус, интересно»
Таблица ПМИ, может использоваться для эмоциональной оценки текста или объяснения учителя с точки зрения их соотнесения с имеющимся опытом. В таблице ПМИ ученик отмечает свои субъективные суждения по поводу прочитанного, увиденного или услышанного.
В графе «Плюс» отмечаются те ключевые слова или фразы из текста, которые являются важными, существенными. В эту графу может быть занесена та информация, которая характеризует описываемое явление, предмет, объект с положительной стороны.
В графе «Минус» отмечаются те признаки изучаемого предмета, объекта или явления, которые свидетельствуют о его отрицательных сторонах.
В графе «Интересно» учащиеся могут отметить те факты, теоретические положения, которые для них являются интересными, неожиданными.
Вместе с тем, заполнение таблицы ПМИ является только начальным этапом. На этапе рефлексии учащиеся:
— могут в парах или в группах обменяться своими записями (одна и та же информация может у разных учащихся быть занесена в любую из трех граф), составить общую сводную таблицу ПМИ;
— материалы, представленные в таблице ПМИ могут стать основанием для написания письменной работы (например эссе) по предложенной учителем или выбранной самостоятельно тематике.
Учащимся предлагается система маркировки текста:
( v ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.
(+) отмечается новое знание, новая информация.
(-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
(?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Читая текст, учащиеся отмечают соответствующим знаком на полях.
Приём «Концептуальная таблица». Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Характеристика некоторых приемов на этапе первичное закрепление / применение знаний в новой ситуации:
«Фишбоун». В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. Путем анализа источников, возможно, консультаций со специалистами, просмотра видеофильмов и т.д. – учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «елочки», то есть, остаются только лишь предположениями. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка. Пример приведен в приложении 1.
«А вы знаете, что…» Ученики должны закончить фразу. Используя информацию, которую нашли по изучаемой теме. Используется для расширения кругозора учащихся.
«Ералаш». Учащиеся работают с рисунком, на котором ошибочно подписаны некоторые элементы, учитывая западающие темы, и меняют надписи местами.
«Кепка лидера». Прием представляет собой развивающую игру, Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка или шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает, пытается отвечать или просто имеет идею, будет отмечен и оценен. За каждый ответ или попытку ответа ученик получает жетон или два жетона (в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего урока, а в конце ученики подсчитывают количество набранных ими жетонов. У кого больше всех жетонов, тот получает «5», кто занял второе место и третье, получают по «4», кто занял четвертое и пятое места, получают «3».
Характеристика некоторых приемов на этапе обобщение и систематизация знаний / включение в систему знаний и повторение:
«Ромашка». На листиках ромашки готовятся несложные вопросы, не требующие длительной подготовки, и раздаются всем детям. Дети отрывают лепестки ромашки, и отвечают на вопросы, относящиеся к теме урока, Затем берут чистый лепесток. Пишут вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Кубик Блума»: на гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Если ученики знают материал, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.
«Соревнование». Класс делится на 2 команды, каждый готовит вопросы по теме (3 минуты), по очереди задают друг другу вопросы, на доске фиксируются и оцениваются ответа команд, выявляется победитель-команда и выставляются оценки активным.
«Древо мудрости». Учитель записывает вопрос на листочке, заворачивает его и крепит скрепкой к дереву. Вопросы распределены по уровням сложности: жёлтые – уровень знания, понимания и применения; зелёные – уровень анализа и синтеза; красные – уровень оценки. Обучающиеся по очереди подходят к дереву, «срывают» записку с вопросом, отвечают, а дома более полно готовят ответ на этот вопрос.
«Светофор». Учитель просит поднять карточки после проверки самостоятельной работы по эталону, например: зеленый – справился с заданием полностью; желтый – испытывал затруднения, справился частично; красный – не справился, нужна помощь.
Характеристика некоторых приемов на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (образцу):
«Взаимопроверка». Учащиеся получают задания (по вариантам), через определенное время тетради обмениваются с соседом по парте. Учитель показывает правильные ответы и критерии оценивания, ученики проверяют правильность выполнения и помечают карандашом неверные ответы, подсчитывают количество правильных ответов и выставляют отметку. Проверяя чужую работу ученики понимают, где допустили ошибки сами. Затем учитель собирает тетради, просматривает, согласовывает оценку, если имеются погрешности при проверке.
Приём «Цветные поля»: ученик, выполняет письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и т.п.
Приём «Реставратор»: учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» учителем.
Приём «Самооценка». Дается лист или таблица самооценки знаний по определенной теме, где ребенок самостоятельно оценивает степень усвоения пройденного материала по балльной системе.
Приём «Своя опора». Ученик составляет собственный опорный конспект или развернутый план ответа по новому материалу.