Как исправить ошибку в базе данных гибдд
Как исправить ошибку в базе данных гибдд
Все МРЭО ГИБДД на территории Российской Федерации работают в информационной системе, внедренной в 2016 году и называется она ФИС ГИБДД-М. Особенностью данной системы является то, что для перерегистрации автомобиля на нового собственника обязательно требуется указать присутствующую в системе электронную карточку учета на предыдущего владельца. Довольно часто встречается ситуация, когда карточка на предыдущего владельца (внесенная до внедрения ФИС ГИБДД-М, когда в каждом субъекте РФ была своя отдельная база данных) либо вовсе отсутствует базе данных (реестре регистрации транспортных средств, введенном недавно), либо содержит ошибку – например, в госномере, СТС или VIN. В этом случае система просто не даст произвести перерегистрацию. Госуслуга по регистрации транспортного средства приостанавливается до устранения ошибки или до внесения электронной карточки в реестр транспортных средств.
Как проверить наличие или отсутствие записи о регистрации автомобиля в электронном реестре?
Проверку можно произвести абсолютно бесплатно на официальном портале Госавтоинспекции России ГИБДД.РФ. Для проверки понадобится ввести VIN автомобиля, после чего информационная система выдаст присутствующие в реестре записи о датах смены собственников (без указания их персональных данных), и основных агрегатах транспортного средства. Сверьте выданные номера и даты с фактическими.
Как устраняются ошибки в СТС, ПТС или реестре транспортных средств?
Ст. 11 п 4. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая либо подобная ошибка) в регистрационных данных транспортного средства, допущенная при государственной регистрации транспортного средства, исправляется регистрационным подразделением в трехдневный срок после ее обнаружения или получения от владельца транспортного средства в письменной или электронной форме заявления о допущенной ошибке.
Как видно, регистрационному подразделению дается 3 дня на устранение допущенной ошибки. Отсчет ведется с момента обращения автовладельца. Обратиться можно в электронном виде.
Где исправить ошибку в СТС и ПТС?
В соответствии с пунктом 161 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств исправление может производиться в любом регистрационном подразделении, независимо от того, где совершена ошибка:
161. Заявление об исправлении технической ошибки предоставляется заявителем в любое регистрационное подразделение. Исправление технической ошибки осуществляется в соответствии с графиком (режимом) работы регистрационного подразделения. В результате рассмотрения заявления должностным лицом принимается решение об исправлении технической ошибки.
Если для исправления ошибки требуется осмотр транспортного средства, нужно предоставить автомобиль в МРЭО ГИБДД. Все эти случае прописаны в п. 160 вышеупомянутого административного регламента ГИБДД:
Выдача новых регистрационных документов после исправления ошибки производится бесплатно. Основание – п. 162 Административного регламента:
162. Исправление технической ошибки осуществляется с выдачей нового документа, взамен содержащего ошибку, осуществляется без взимания государственной пошлины. Соответствующие изменения вносятся в автоматизированные информационные системы.
Было бы странным заставлять автовладельца оплачивать госпошлину за выдачу нового СТС в случае, когда эта замена производится в связи с допущенной ошибкой при оформлении документов.
Бланк и образец заявления на исправление технической ошибки
1. Бланк заявления об исправлении допущенных технических ошибках (описках, опечатках, грамматических либо подобных ошибках).
2. Образец заполненного заявления об исправлении допущенных технических ошибках (описках, опечатках, грамматических либо подобных ошибках).
Основанием для исправления допущенных технических ошибок (описок, опечаток, грамматических либо иных ошибок) в водительском удостоверении является обращение заявителя с заявлением об исправлении допущенных технических ошибках (описках, опечатках, грамматических либо подобных ошибках).
Заявление об исправлении технической ошибки представляется заявителем в любое экзаменационное подразделение или многофункциональный центр.
Исправление технической ошибки осуществляется в соответствии с графиком (режимом) работы экзаменационного подразделения. В результате рассмотрения заявления должностным лицом принимается решение об исправлении технической ошибки или об отказе в ее исправлении.
Исправление технической ошибки осуществляется с выдачей нового водительского удостоверения взамен содержащего техническую ошибку в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня регистрации соответствующего обращения заявителя.
В случае выявления технических ошибок, допущенных по вине должностных лиц экзаменационного подразделения, государственная пошлина за выдачу российского национального или международного водительского удостоверения не взимается.
Возврат оригиналов документов по требованию автовладельца с 1 января 2020 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 января 2020 года начали одновременно действовать несколько новых документов, связанных с регистрацией транспортных средств (закон о регистрации ТС, правила регистрации ТС, регламент по регистрации ТС).
Напомню, что часть новых правил регистрации рассмотрена на pddmaster.ru ранее: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
В этой статье речь идет о следующих интересных нововведениях административного регламента ГИБДД:
Возврат оригиналов документов по требованию автовладельца
Рассмотрим пункт 106 административного регламента по регистрации ТС:
106. Оригиналы документов, удостоверяющих право собственности или владения на транспортные средства или номерные агрегаты, а также документы, удостоверяющие полномочия представлять интересы собственника транспортного средства, сдаваемые или ранее сданные в регистрационное подразделение, возвращаются заявителям по их требованию.
Данный пункт регламентирует важный вопрос, решение которого ранее вызывало проблемы у автовладельцев. Суть его сводится к тому, что если для проведения регистрационных действий в ГИБДД был подан оригинал какого-то документа, то этот оригинал должен быть возвращен автовладельцу по его требованию.
Пример 1. Александр получил автомобиль в наследство, право собственности при этом подтверждается свидетельством о праве на наследство. Однако нотариус выдает лишь одно свидетельство на все наследство, то есть в данный документ кроме автомобиля могут быть включены объекты недвижимости, другие транспортные средства, прочее имущество.
То есть свидетельство о праве на наследство потребуется Александру и после того, как он зарегистрирует машину.
Через 1 год Борис решил продать автомобиль, после чего обязательным является заполнение налоговой декларации. Для оформления декларации и получения вычета Борису требуется договор купли-продажи, который он ранее подал в ГИБДД.
Нововведение от 1 января 2020 года позволяет просто забрать оригиналы необходимых документов после проведения регистрационных действий. Причем забрать можно в том числе и ранее сданные документы.
То есть, даже Борис из примера 2, который зарегистрировал машину год назад, может обратиться в ГИБДД и получить свой экземпляр договора назад.
Получение выписки из реестра транспортных средств
119. Основанием для начала административной процедуры является запрос заявителя, оформленный в электронной форме с использованием Единого портала либо на бумажном носителе. Запрос может быть направлен почтовой связью или представлен в регистрационное подразделение при личном обращении.
120. Выписка из государственного реестра транспортных средств в зависимости от состава запрашиваемой информации, а также субъекта, ее запрашивающего, может содержать расширенный перечень информации о транспортном средстве (расширенная выписка) либо сокращенный перечень информации о транспортном средстве (сокращенная выписка).
Расширенная выписка выдается следующим лицам:
а) владельцу транспортного средства, на которое запрашивается расширенная выписка, а также его законному представителю или представителю, действующему на основании доверенности;
б) судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговым, таможенным и другим органам и лицам в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на основании соглашений, заключенных с оператором государственного реестра для исполнения возложенных на них функций;
121. Результатом административной процедуры является выдача (направление в личный кабинет заявителя на Едином портале) выписки из государственного реестра транспортных средств.
Рассмотрим особенности приведенных выше пунктов:
1. Существуют 2 варианта выписки: сокращенная и расширенная.
2. Сокращенную выписку об автомобиле может получить любой желающий.
3. Расширенная выписка выдается владельцу автомобиля, а также государственным органам (судам, прокуратуре, органам следствия и дознания, судебным приставам, налоговым, таможенным органам).
4. Получить выписку можно как при личном обращении в ГИБДД, так и через портал государственных услуг.
Более подробная информация о том, какую информацию должна содержать выписка, приведена в отдельном постановлении Правительства, которое рассмотрено в следующей статье:
В каких случаях необходима замена «старых» автодокументов?
151. Решение должностного лица об оформлении документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего может быть принято в случае проведения любого регистрационного действия.
Пункт 151 говорит о том, что сотрудник регистрационного подразделения может принять решение о замене паспорта транспортного средства (новое свидетельство о регистрации выдается в любом случае, поэтому речь идет только про ПТС) при проведении любого регистрационного действия. Причем основанием для замены может послужить не только то, что ПТС пришел в негодность, но и его устаревание.
Бланки ПТС обновляются довольно часто (раз в несколько лет), поэтому не исключено, что при очередном обращении в ГИБДД водителю предложат заменить старый ПТС на новый. В целом ничего страшного в этом нет, однако копию старого ПТС нужно сохранить на всякий случай.
Где можно исправить ошибку в регистрационных документах?
161. Заявление об исправлении технической ошибки предоставляется заявителем в любое регистрационное подразделение. Исправление технической ошибки осуществляется в соответствии с графиком (режимом) работы регистрационного подразделения. В результате рассмотрения заявления должностным лицом принимается решение об исправлении технической ошибки.
С 2020 года ситуация стала заметно лучше. Теперь исправить ошибку можно абсолютно в любом регистрационном подразделении ГИБДД. Даже если водитель успел уехать на другой конец страны, то исправление ошибки в ближайшем ГИБДД не вызовет никаких проблем.
Напомню, что исправление ошибок производится бесплатно, то есть пошлину за выдачу документа повторно платить не нужно.
На этом рассмотрение нового административного регламента по регистрации транспортных средств закончено. Если у Вас остались какие-то вопросы по этому нормативному документу, то напишите их в комментариях ниже.
В водительском удостоверении в моем имени написали лишнюю букву
Когда я менял права, в латинской транслитерации моего имени написали лишнюю букву. Я тут же указал на ошибку и предъявил загранпаспорт, чтобы они посмотрели, как правильно. Но мне сказали: как система написала, так и написала, исправить никто не может.
Затем мою фамилию в латинской транслитерации неправильно указали в СТС, когда я ставил машину на учет. В одном СТС все правильно, а во втором фамилия с двумя ошибками. С тем, как написано в загранпаспорте, тоже не совпадает. При этом оба своих автомобиля я ставил на учет в одном подразделении ГИБДД.
В ГИБДД на мое замечание, что написано неправильно, ответили то же самое: так сделала система, редактировать нельзя.
Ошибка в водительском удостоверении недавно не позволила мне зарегистрироваться в европейском каршеринге. А из-за ошибки в СТС я побаиваюсь ехать на своем автомобиле в Европу: вдруг на границе будут вопросы.
Могу ли я обратиться куда-либо с жалобой, чтобы мне заменили оба документа на правильные?
Я рекомендую вам жаловаться. С высокой долей вероятности после жалобы вам заменят водительское удостоверение и СТС на те, где фамилия и имя будут соответствовать вашему загранпаспорту.
Основной вопрос: придется ли вам платить госпошлину за замену или ГИБДД признает свою ошибку и не возьмет с вас денег?
Я расскажу, как все сделать правильно, — и возможно, у вас получится сэкономить на госпошлине.
Почему появляются документы с разным написанием
В водительском удостоверении все данные дублируются на латинице. Это делается для того, чтобы за рубежом дорожная полиция смогла правильно прочитать данные владельца. В СТС данные владельца тоже дублируются на латинице.
Но единых правил транслитерации фамилий, имен и отчеств в ГИБДД не принято, поэтому одну и ту же фамилию и имя в разных документах могут написать по-разному.
У сотрудников полиции за границей теоретически действительно могут возникнуть вопросы к таким документам.
Правила оформления водительского удостоверения и СТС предусматривают, что по желанию владельца транспортного средства записи в свидетельстве могут транслитерироваться иначе, то есть писаться латинскими буквами не так, как захочет система, а как, например, указано в загранпаспорте.
В правилах нигде не указано, что если человек хочет транслитерировать свои личные данные иначе, чем предлагает система, то ему нужно подавать письменное заявление и платить госпошлину. При оформлении нового водительского удостоверения или СТС гражданину достаточно показать загранпаспорт и изъявить свое желание. Этого должно быть достаточно.
А ссылки на то, что система якобы не позволяет писать на латинице иначе, чем это в ней предусмотрено, в нормативных актах МВД нет.
Как можно сэкономить
Чтобы выезжать за границу без проволочек, вам придется менять и СТС, и права. Конечно, можно сделать это в любом другом подразделении ГИБДД — возможно, там лучше знают, как работать с собственными базами данных, и таких проблем не возникнет.
Зато вас почти наверняка попросят уплатить госпошлину. За выдачу СТС — 500 Р при оплате через банк или 350 Р при оплате через госуслуги. А за замену водительского удостоверения — 2000 Р через банк или 1400 Р через госуслуги.
Платить из собственного кармана за ошибки сотрудников ГИБДД и их неумение пользоваться собственной базой данных навряд ли покажется вам удачным решением. Поэтому я рекомендую вам другой способ — пожаловаться на них.
Составляем жалобу
Расскажу, что нужно написать в жалобе, чтобы ее рассмотрели.
В чей адрес направляем жалобу. Я рекомендую начать с руководителя того подразделения ГИБДД, сотрудники которого неправильно транслитерировали ваши данные. Даже если там вам откажут, это не помещает вам жаловаться дальше.
Как направить жалобу. Можно написать ее от руки, отнести в дежурную часть ГИБДД и отдать дежурному. Но это не самый лучший вариант, тем более в период, когда пандемия еще не закончилась. Можно воспользоваться сервисом приема обращений ГИБДД России или сервисом доставки заказных писем Почты России. В этом случае вам потребуется загрузить вашу жалобу в систему в формате ПДФ и указать адрес получателя.
Что написать в жалобе. Укажите, что вы обратились в подразделение ГИБДД по вопросу замены водительского удостоверения и оформления СТС. При этом вы попросили сотрудников ГИБДД сделать транслитерацию так, как указано в вашем загранпаспорте, но получили отказ со ссылкой на «систему, которая сама решает, как ей писать». А поскольку системой все же управляют сотрудники ГИБДД, вы считаете, что их отказ нарушил требования пункта 8 приложения № 4 к приказу МВД России от 23.04.2019 № 267 и абзаца 7 приложения 3 к приказу МВД России от 13.05.2009 № 365. В связи с этим вы просите заменить водительское удостоверение и СТС на новые, в которых ваша фамилия и имя будут указаны так, как в загранпаспорте.
Не забудьте указать в жалобе свои полные данные, подпись и дату.
Сколько будут рассматривать жалобу. Как правило, любое обращение рассматривают не больше месяца.
Результат. У сотрудников ГИБДД, оформлявших вам водительское удостоверение и СТС, скорее всего, возьмут объяснения. И в зависимости от того, как они будут пояснять свои действия, возможны два варианта развития событий.
Первый вариант: сотрудники честно расскажут, что отказали, потому что не смогли справиться с системой. Маловероятно, что их руководство признает, что машины восстали, поэтому, скорее всего, сотрудников заставят сделать все как надо. Поскольку в данном случае вашей вины нет, платить госпошлину вам не придется.
Второй вариант: сотрудники ГИБДД могут сослаться на плохую память и сказать, что не помнят, что вы обращались к ним с такой просьбой. Если у вас не найдется свидетелей, доказать свою правоту будет сложно. В этом случае вам все равно поменяют документы, но, скорее всего, госпошлину придется заплатить.
Что делать в таких ситуациях
Оптимальный вариант — не получать документы с ошибочным написанием на руки, а на месте требовать правильного оформления. Когда человек уже расписался в получении, это означает, что он проверил все данные и согласен с ними. Тогда доказывать свою правоту становится сложнее.
Но в вашем случае ситуация уже такая, какая есть. И далеко не все потеряно. Жалобы часто помогают исправлять ошибки в документах.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Как снять арест с автомобиля
Если приставы наложили его за чужие долги
В 2018 году Ильдар купил подержанный автомобиль, а через два года машину арестовали — за чужие долги.
Ильдар узнал об этом, только когда собрался продавать автомобиль другу. Из-за ареста не удалось зарегистрировать смену собственника, сделка сорвалась.
Расскажу, почему герою этой истории пришлось идти в суд и что делать, если вашу машину по ошибке арестовали.
Почему машину могут арестовать
Смену собственника автомобиля необходимо регистрировать в ГИБДД. После регистрации обновляется информация в базе данных, а в ПТС вносят запись о новом владельце.
Из-за сбоя базы данных или невнимательности сотрудников информация может не обновиться и не дойти, например, до судебных приставов. Тогда они будут считать, что машина все еще в собственности предыдущего владельца. Если вдруг тот задолжает кому-то больше 3000 Р и не вернет долг вовремя, приставы могут наложить арест на его имущество. В том числе на автомобиль, который уже принадлежит другому человеку.
Из-за ареста как минимум невозможно будет зарегистрировать машину на нового владельца при продаже. А в худшем случае автомобиль будут пытаться реализовать на торгах, чтобы выручить деньги и погасить долги.
Ильдар купил автомобиль БМВ в декабре 2018 года, верно оформил все документы и зарегистрировал изменения в ГИБДД. Два года никаких проблем не было, но когда в декабре 2020 он собрался продавать автомобиль знакомому, оказалось, что машину арестовали приставы. Об этом Ильдар узнал только в ГИБДД, когда приехал на оформление сделки.
Арест наложили несмотря на документы и информацию в базе данных госавтоинспекции. Видимо, приставы решили, что лучше арестовать все спорное имущество должника и только потом разбираться в нюансах.
Как снять арест с автомобиля
Ильдар хотел продать автомобиль и, учитывая дружеские отношения с покупателем, сам решил разобраться в ситуации. Для этого он обратился к юристу.
Снять с машины арест можно через приставов или в суде. Приставы могут отменить ограничения, если узнают, что автомобиль действительно не принадлежит должнику. Суд же вынесет решение, в котором признает, что собственник автомобиля сменился — а значит, на машину невозможно обратить взыскание по долгам прежнего владельца. Решение потом нужно представить приставам и в ГИБДД, чтобы снять ограничения.
Общий порядок действий такой:
Расскажу подробнее о каждом шаге и о том, как действовал Ильдар.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Чтобы узнать актуального владельца машины, надо обратиться в ГИБДД того региона, где вы ставили автомобиль на учет. Запрос можно направить электронно, через форму на сайте ГИБДД, или Почтой России.
В ответе на запрос ГИБДД укажет, какие транспортные средства зарегистрированы за вами. В списке должен быть и спорный автомобиль. Ответ пригодится, чтобы потом направить его приставам и в суд: это официальное доказательство того, что именно вы — собственник автомобиля.
14 января 2021 года Ильдар направил онлайн-запрос в ГИБДД по месту своего жительства — управление по Республике Татарстан. Спустя две недели на электронную почту пришел ответ: в базе данных автомобиль действительно числится за Ильдаром, а не за должником.
Важно выяснить, какой конкретно отдел судебных приставов принял обеспечительные меры и почему. Тогда можно будет связаться с приставами и уточнить, что необходимо, чтобы снять арест. Возможно, проблему удастся решить без жалоб и суда.
Номер исполнительного производства и данные пристава. Узнать, кто и на каком основании наложил арест на автомобиль, можно на официальном сайте ГИБДД. Для этого нужно перейти на сайте ведомства в раздел «Сервисы» — «Проверка автомобиля» и указать вин-номер машины.
В результате проверки высветится информация: кто, когда и на каком основании наложил ограничения. Среди данных также будет телефон для прямой связи с исполнителем. Ильдар так узнал номер исполнительного производства и контакты пристава, который арестовал автомобиль.
Информация о должнике. Обычно в результатах проверки на сайте ГИБДД сразу есть работающая ссылка на сайт службы судебных приставов, где будет информация о должнике и органе, который выдал исполнительный документ. Например, в случае с Ильдаром это был Тушинский районный суд Москвы. Суд выдал исполнительный лист еще 22 января 2020 года. Должником по делу был мужчина 1972 года рождения из Москвы. По информации приставов, это один из предыдущих собственников автомобиля Ильдара, хотя в ПТС информации об этом человеке не было.
Если ссылка не работает, узнать информацию о должнике можно на сайте ФССП — в банке данных исполнительных производств. Для этого в строке «Поиск по номеру ИП» надо ввести номер исполнительного производства, который указан в результатах проверки на сайте ГИБДД.
Информация о взыскателе. Узнать, кто взыскатель, можно на официальном сайте судов общей юрисдикции или арбитражных судов. Эта информация нужна, если придется обращаться в суд: иск нужно подавать к взыскателю.
После проверки судебного спора, из-за которого на автомобиль Ильдара наложили арест, мы поняли, что взыскателем была бывшая жена должника: 16 декабря 2019 года она получила решение суда о взыскании 86 192,36 Р долга по алиментам с отца своего ребенка. А этот отец, по мнению приставов, ранее был собственником автомобиля Ильдара. 4 марта 2020 приставы возбудили исполнительное производство, а 18 декабря, полагая, что машина числится за должником, наложили арест.
Мы знали отдел ФССП и пристава-исполнителя, ответственного за исполнительное производство, так что решили начать со звонка приставу. Ильдар по телефону объяснил, что арест наложили по ошибке, и попросил его снять. Пристав отказался.
14 января 2021 года вместе с запросом в ГИБДД мы написали приставу-исполнителю официальное заявление, в котором потребовали снять арест. Документ направили Почтой России — ценным письмом с описью вложения.
В заявлении мы описали все обстоятельства, пригрозили подать жалобу на пристава и взыскать убытки от срыва сделки купли-продажи, если тот не снимет арест. Приложили документы о праве собственности на автомобиль: договор купли-продажи и ПТС с отметкой ГИБДД о регистрации. А чтобы приставу не нужно было ничего дополнительно уточнять, добавили скриншот с сайта судебных приставов об исполнительном производстве и скриншот с сайта ГИБДД, где видны ограничения.
В ответ на это заявление 29 января Ильдару на электронную почту пришло постановление временно исполняющего обязанности руководителя межрайонного отдела судебных приставов по Москве. Документ был от 14 января. Из постановления следовало, что все ограничения уже отменили, поэтому оснований удовлетворять заявление нет.
И все бы хорошо, если бы не ответ ГИБДД от 27 января 2021 года: на эту дату автомобиль все еще был под арестом. Поэтому пришлось обращаться в суд, чтобы наверняка и законно решить проблему: на переписку с приставами мы бы потратили много времени, а результата могли и не достичь.
По закону мы также могли обжаловать действия или бездействие пристава у вышестоящего должностного лица: старшего судебного пристава отдела, главного пристава региона и так далее. Но решили не тратить время: жалобы рассматриваются в течение 10 дней с момента получения, а приставы часто нарушают сроки. Да и вряд ли эта переписка помогла бы снять арест.
По закону иск о снятии ареста с имущества подают к взыскателю и должнику, а отдел судебных приставов указывают как третье лицо. Мы не знали актуальных адресов взыскателя и должника, поэтому обратились в суд по месту нахождения приставов: их бы все равно привлекли к участию в деле.
Кроме того, в иске мы совместили два взаимосвязанных требования:
Требование о признании незаконными действий должностных лиц суды рассматривают в административном порядке — в течение 10 дней. А требование об освобождении от ареста имущества, которое не принадлежит должнику, рассматривается по правилам искового производства — в несколько заседаний, в течение минимум 3 месяцев. Если совмещены два требования, производство тоже будет исковым. Такие дела рассматривают районные суды, госпошлина составляет 300 Р за каждое требование.
Мы взяли за основу иска текст заявления, которое направляли приставам, но усилили правовую позицию ссылками на закон. Также указали на незаконные действия пристава и на постановление, которое не соответствовало действительности.
К иску мы приложили те же скриншоты и документы о праве собственности на автомобиль. Добавили квитанцию об уплате госпошлины — распечатку с печатью из мобильного приложения банка — и квитанции о направлении иска сторонам по делу: взыскателю, должнику и приставам.
7 февраля 2021 года мы электронно направили исковое заявление в Лефортовский районный суд Москвы — по месту нахождения приставов. Важно было соблюсти десятидневный срок с момента, когда стало известно, что права нарушены: столько времени отводится, чтобы оспорить действия или постановления судебных приставов. В случае Ильдара 10 дней отсчитывались с момента, когда он получил от приставов постановление в ответ на свое заявление.
14 мая состоялось первое судебное заседание, на которое не явился никто из ответчиков. На второе заседание, 2 июня, ответчики вновь не пришли. Приставы просили отложить судебное заседание, но для чего — непонятно: в материалах дела было все необходимое, чтобы снять арест. А в ПТС среди прежних владельцев вообще не было должника по исполнительному производству. Но суд решил подстраховаться и сделал дополнительный запрос в ГИБДД о регистрационных действиях в отношении спорного автомобиля.
30 июня состоялось третье судебное заседание, на котором присутствовали приставы. На эту дату арест уже был снят, поэтому они просили отказать в иске. Оказалось, что еще в декабре 2020 года приставы направили в ГИБДД документы о снятии ограничений, но их поручение долго обрабатывали.
Приставы объяснили, что они просто ошиблись. После возбуждения исполнительного производства в отношении неплательщика алиментов они по причине, которую не смогли объяснить в суде, наложили арест на более чем 300 транспортных средств. То есть должник не был собственником всех арестованных седанов, тягачей, фургонов и мотоциклов. В материалах исполнительного производства, которые приставы принесли в суд, мы обнаружили десятки аналогичных нашему заявлений о снятии ареста.
Несмотря на такую серьезную ошибку приставов, суд встал на их сторону: раз арест снят, оснований для удовлетворения иска нет.
По закону решение суда вступает в силу через месяц с момента изготовления, если ни одна из сторон не подала апелляционную жалобу.
Мы решили обжаловать решение суда в апелляционной инстанции: то, что приставы арестовали машину Ильдара и отказались снимать ограничения, было неправомерным. Суд первой инстанции должен был это признать. Такое решение, в частности, дало бы нам возможность взыскать убытки и судебные расходы с приставов.
Как только суд признает действия приставов незаконными, можно подать новый иск — потребовать возместить убытки. Это может быть реальный ущерб, то есть прямые потери от действий приставов. Например, расходы на юриста или уплату госпошлины. А может быть и упущенная выгода: доходы, которые истец мог получить, но не получил. Например, из-за снижения продажной стоимости автомобиля.
С иском о взыскании убытков нужно обращаться в районный суд по месту нахождения отдела судебных приставов. Предварительно необходимо написать претензию и попробовать решить спор без суда.
В суде потребуется доказать состав убытков:
Что в итоге
На то, чтобы закрыть вопрос с автомобилем, Ильдар потратил пять месяцев, 600 Р на уплату госпошлин, 200 Р на отправку писем и 50 000 Р на юриста. Все эти суммы впоследствии может компенсировать суд — для этого мы обжалуем решение суда первой инстанции, который отказал в удовлетворении иска.
потратил Ильдар, чтобы снять ошибочный арест с автомобиля
Скорее всего, всю сумму взыскать не получится, потому что суды часто занижают компенсацию расходов на представителя.
Как предотвратить арест автомобиля
Перед покупкой автомобиля я рекомендую сразу проверить, не наложены ли ограничения и нет ли споров с участием собственников машины. Вот что для этого нужно сделать: