как называется дверь самолета для прыжков с парашютом
Летательные аппараты для прыжков с парашютом
Для тех, кто занимается парашютным спортом, все летательные аппараты делятся на два вида: приспособленные для прыжков и неприспособленные.
Приспособленными считаются те, которые могут поднять одного или нескольких парашютистов на необходимую высоту и позволяют безопасно отделиться. Для этого летательный аппарат должен иметь места для пассажиров и какую-либо дверь (рампу или люк), чтобы выпрыгнуть в небе.
Помимо мест для размещения парашютистов и условий для отделения в воздухе, летательные аппараты должны обеспечивать безопасную высоту выброски: спортивных и тренировочных парашютов не ниже
Некоторые летательные аппараты, изначально для прыжков не предназначенные, можно для этого приспособить.
Например, у самолетов Вилъга-35, Як-18Т и вертолета Ми-2 двери открываются наружу и их нельзя трогать в полете. Но двери можно снять, после чего выполнение прыжков становится возможным. Самолет Лк-52 имеет пассажирское кресло и сдвижной фонарь. С пассажирского места возможно безопасное отделение из перевернутого положения самолета или при выполнении «горки», когда самолет уходит вниз, а пассажира по инерции выбрасывает вверх.
К сожалению, многие летательные аппараты приспособить для прыжков нельзя — либо в них невозможно разместить парашютистов, либо скорости полета слишком высоки для безопасного отделения парашютиста, либо двери расположены так, что отделившийся парашютист обязательно ударится о какую-либо деталь конструкции или попадет в двигатель.
Как называется дверь самолета для прыжков с парашютом
Альтиметр — см. высотомер парашютный.
Аэродром — (от греч. aer — воздух и dromos — бег, место для бега) Земельный участок с воздушным пространством, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими взлет, посадку, размещение и обслуживание самолетов, вертолетов и планеров. Не путать с аэропортом.
База — 1. формация из одного или нескольких парашютистов (возможно с открытыми парашютами), решивших никуда не перемещаться и ждать остальных. 2. Положение в пространстве, с которого парашютист должен начать атаку цели при работе на точность.
Бобышка — элемент в виде мячика, подушки или короткой трубки. Закрепляется на мягкой медузе, дроге и т. п. для удобства в качестве захвата.
Веревка — сленг. 1. прыжок на принудительное стягивание чехла. 2. Вытяжной фал, стягивающий чехол с парашюта.
Вертолет Ми-8 — разновидность ЛА.
Вертушка — сленг. Вертолет Ми-8.
Вингсьют — специальный костюм, улучшающий качество планирования парашютиста, еще не раскрывшего парашют.
Выпускающий — лицо, ответственное за строгое выполнение установленного порядка при исполнении покидания ЛА парашютистами (в т. ч. пристрелкой). Общается с окружающими, как правило, общедоступными знаками и жестами. Поглядывает на парашютистов сверху.
Высота отделения — показания высотомера парашютного в момент отделения.
Высотомер парашютный — прибор, предназначенный для измерения парашютистом высоты во время свободного падения и при спуске под парашютом.
Вытяжное кольцо — кольцо, вытягиваемое (отсюда название) парашютистом из подвесной системы с целью раскрытия парашюта.
Вытяжной парашют — см. парашют вытяжной.
Грудная перемычка — часть подвесной системы, предназначенная для удержания парашютиста в подвесной системе.
Групповая акробатика — направление парашютного спорта. Заключается в скоростном построении (перестроении) фигур группой парашютистов в свободном падении.
Давить подушку — (разг.) кратковременно гасить скорость парашюта типа крыло путем вытягивания строп управления и изменения тем самым траектории его полета. Эффект возможен только за счет запаса скорости парашюта типа крыло.
Дрог — небольшой парашют, используется при тандем-прыжке для стабилизации падения. Выполняет также функции вытяжного парашюта.
Дуб — сленг. название среди спортсменов круглого парашюта
Задержка — время свободного падения в секундах, начиная с момента отделения и заканчивая раскрытием одного из парашютов (или попыткой).
Закрутка — явление закручивания пучка строп парашюта после его раскрытия, в результате которого парашют может не работать должным образом.
Запаска — парашют, предназначенный для эксплуатации в случае отказа или ненормальной работы основного парашюта.
Зачековывать — фиксировать что-либо специальным приспособлением. Например, фиксировать стянутые клапана ранца с помощью шпильки (либо металлического троса), вставляемой в металлический конус (либо мягкую петлю) поверх надетого на него люверса.
Камера — мешковидный рукавообразный текстильный объект. Предназначен для укладки в него купола и части строп. На некоторых парашютах может отсутствовать. В камере имеется два отверстия: большое — для укладки через него купола внутрь, и маленькое с противоположной стороны, в которое продевается стреньга (здесь же она может крепиться к камере).
Клапан — деталь ранца парашюта. Используется для фиксации парашюта в уложенном виде и придания ранцу определенной формы.
Самолеты, приспособленные для прыжков с парашютом
Этот биплан разработан в 1946 году, но до сих пор успешно применяется для выброски парашютистов. Наиболее эффективно его использование при прыжках с небольших (до 1200 м) высот. Самолет может заправляться качественным автомобильным бензином при условии использования присадок. Обычно Ан-2 используют для ознакомительных прыжков парашютистов начального обучения (перворазников), начинающих спортсменов, обучаемых по классической программе, курсантов. Для взлета и посадки самолету необходима грунтовая взлетно-посадочная полоса, зимой — лыжное шасси. Ан-2 способен планировать и может приземляться даже с выключенным двигателем.
Основные тактико-технические характеристики:
Состав оборудования самолета для выполнения прыжков с парашютом:
Салон с высоким потолком рассчитан на десять парашютистов.
На высотах более 3000 м поршневой двигатель Ан-2 теряет мощность. Для решения этой проблемы была создана модификация с турбонаддувом, также существует следующая модель — Ан-3, имеющая газотурбинный двигатель. Обе эти машины могут работать на высоте более 4000 м.
L-410 «Турболет»
Let L-410 «Turbolet» — универсальный двухмоторный самолет для местных воздушных линий. Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. До настоящего времени производится на чешском заводе Let. Другие названия: Л-410, Лет, Лет Л-410, Турболет, разговорные — Чебурашка, Элка.
Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный самолёт начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 года. Регулярную эксплуатацию самолётов Л-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии.
В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации Л-410УВП (УВП в названии версии L-410 UVP означает русское «Укороченный взлет и посадка»), которая стала основной серийной моделью. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой турбовинтовых двигателей Вальтер М 601 В. Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными двигателями М 601 Е. Первый полёт этого самолёта состоялся 30 декабря 1984 года. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине.
Как и предыдущие модификации, Л-410УВП мог быть использован в самых различных целях. Помимо пассажирских салонов с креслами, самолет мог быть оборудован как транспортный, в т.ч. в десантной версии — для выброски 12 парашютистов-пожарных со снаряжением при тушении лесных пожаров или десантирования 14 парашютистов с одним выпускающим. Внешне транспортная версия отличается от пассажирских вариантов, имеющих откидывающуюся вверх входную дверь, большой грузовой створкой, открывающейся внутрь салона. В салоне вместо кресел были установлены откидные лавки. На транспортно-десантных вариантах Л-410УВП характерной приметой была резино-пластиковая накладка трапециевидной формы для защиты фюзеляжа от ударов вытяжных тросов при выброске парашютистов с принудительным раскрытием парашютов.
Технические характеристики
Коммерческая нагрузка | пассажиров или 1710 кг груза |
Двигатель (тип) | Walter М 601Е |
Мощность, л.с. | 2×760 |
Размах крыла, м | 19,479 |
Длина самолёта, м | 14,424 |
Высота самолёта, м | 5,829 |
Масса пустого самолёта, кг | 4000 |
Масса максимальная взлетная, кг | 6400 |
Максимальная эксплуатационная скорость, км/ч | 350 |
Практическая дальность, км | 1400 |
Максимальная высота полета | 4200 |
Длина разбега с бетонной ВПП, м | 400 |
Длина пробега по бетонной ВПП, м | 300 |
Самолет изначально был предназначен для перевозки людей и грузов на небольшие расстояния.
Его шасси рассчитано на взлет/посадку с грунтовой ВПП, возможно использование лыжного шасси. Ан-28 может планировать, конструкция крыла и мощные двигатели с реверсом позволяют работать с очень короткой ВПП.
Основные тактико-технические характеристики:
Салон примерно такой же ширины, как у Ан-2, но немного длиннее. Войти в салон и покинуть его можно через рампу или два боковых аварийных люка. Для выброски парашютистов аварийные люки не подходят из-за маленького размера, так что выпрыгнуть можно только в рампу. При подготовке самолета к выброске парашютистов створки рампы снимают на земле.
Характерная особенность данного аппарата: после отделения в рампу парашютист сначала попадает в зону затенения, затем его ударяет потоком. Рампа узкая и совсем не такая удобная для отделения, как, например, на Ми-8. При скоплении большого количества парашютистов у рампы возможно «сваливание» самолета из-за смещения центра тяжести.
В пассажирском салоне установлено 15 мягких кресел, которые при необходимости можно откинуть к бортам и таким образом превратить салон в грузовой отсек. Самолет достаточно надежен и имеет экономичные газотурбинные двигатели. На подъем 18 парашютистов на 4000 м он затрачивает около 20 мин. Ан-28 способен взлететь с полной нагрузкой на одном двигателе.
Ил-76Т
Транспортный самолет, используемый, в частности, для массовой выброски десантников. Работает с грунтовой ВПП, со снега, в любых климатических условиях. Берет на борт до 128 парашютистов. Для увеличения скорости выброски отделение десантников может осуществляться в четыре потока — два в рампу и по одному с каждого борта — в боковые двери.
PAC 750 XSTOL
Данный самолет разработан новозеландской фирмой PacificAerospaceLtd и производится в настоящее время в следующих вариантах: пассажирский, грузовой, санитарный, для авиационно-химических работ (сброс сухих и мокрых реагентов), для тушения пожаров, для выполнения десантирования парашютистов, для мониторинга земной и водной поверхности, для ведения аэрофотосъемки и других специальных задач.
Основным преимуществом данного самолета является выполнение взлета и посадки с плохо подготовленных аэродромов и посадочных площадок ограниченного размера, как с искусственным, так и с грунтовым (травяным, заснеженным) покрытием. Минимальная длина разбега в особых условиях может составлять 100 метров, до 300 м в обычных условиях, длина пробега 50 и 200 м соответственно.
Является единственным самолетом, допущенным по нормам ИКАО к коммерческим перевозкам, ночью в условиях инструментального (приборного) полета.
Самолет в десантном варианте позволяет производить выброску парашютистов с высот до 6.000 метров, схема загрузки имеет несколько вариантов и позволяет комбинировать компоновку салона в зависимости от выполняемых задач. Максимальная загрузка составляет 17 одиночных парашютистов или 7 тандемов. Самолет оснащен автоматической ролл-дверью, системой нагнетания воздуха в салон, что создает избыточное давление внутри, предотвращает поступление воздуха снаружи, и обеспечивает комфорт парашютистов даже в условиях задымления атмосферы.
Летательные аппараты
Для тех, кто занимается парашютным спортом, все летательные аппараты делятся на два вида: приспособленные для прыжков и неприспособленные.
Приспособленными считаются те, которые могут поднять одного или нескольких парашютистов на необходимую высоту и позволяют безопасно отделиться. Для этого летательный аппарат должен иметь места для пассажиров и какую-либо дверь (рампу или люк), чтобы выпрыгнуть в небе.
Помимо мест для размещения парашютистов и условий для отделения в воздухе, летательные аппараты должны обеспечивать безопасную высоту выброски: спортивных и тренировочных парашютов не ниже
Летательные аппараты, приспособленные для прыжков с парашютом
Некоторые летательные аппараты, изначально для прыжков не предназначенные, можно для этого приспособить.
Например, у самолетов Вильга-35, Як-18Т и вертолета Ми-2 двери открываются наружу и их нельзя трогать в полете. Но двери можно снять, после чего выполнение прыжков становится возможным. Самолет Як-52 имеет пассажирское кресло и сдвижной фонарь. С пассажирского места возможно безопасное отделение из перевернутого положения самолета или при выполнении «горки», когда самолет уходит вниз, а пассажира по инерции выбрасывает вверх.
К сожалению, многие летательные аппараты приспособить для прыжков нельзя — либо в них невозможно разместить парашютистов, либо скорости полета слишком высоки для безопасного отделения парашютиста, либо двери расположены так, что отделившийся парашютист обязательно ударится о какую-либо деталь конструкции или попадет в двигатель.
Правила совершения прыжков с парашютом из военно-транспортных самолетов и вертолетов
6.3. ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
ИЗ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ
6.3.1. Совершение прыжков с парашютом из самолета Ан-2
Из самолета Ан-2 разрешается совершать прыжки со всеми типами десантных и спортивных парашютов как с ручным, так и с принудительным способами раскрытия на скоростях полета от 140 до 200 км/час со стабилизацией падения 3 секунды и более. Контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры стабилизирующей системы производится шнуром ШХБ-20 в два сложения.
К десантному оборудованию самолета Ан-2 относятся: сиденья для десяти парашютистов, расположенные по бортам грузовой кабины; два троса с удлинителями для зацепления карабинов камер стабилизирующих систем парашютов; световая и звуковая сигнализация.
Посадка парашютистов в самолет производится в порядке, обратном очередности его покидания. При размещении в грузовой кабине в первую очередь занимаются места с правой стороны фюзеляжа, начиная от кабины экипажа (рис. 6.6).
Для подготовки и совершения прыжка десантникам корабельной группы подаются сигналы:
— «Приготовиться» – коротким сигналом сирены и включением плафона желтого цвета (может дублироваться показом белого флажка или фонаря в ночных условиях);
— «Пошел» – непрерывным гудком сирены продолжительностью звучания на длину серии десантирования и включением плафона зеленого цвета;
— «Отставить» – прерывистым звуком сирены или прекращением ее звучания, а также включением плафона красного цвета (дублируется показом красного флажка или ночью – фонаря).
После взлета самолета на высоте 200 м командир экипажа подает выпуска-ющему команду «Зацепить карабины». Выпускающий лично зацепляет каждому десантнику карабин камеры стабилизирующей системы за кольцо удлинителя и заправляет слабину удлинителя под резиновую соту, при этом сидящий рядом парашютист должен проконтролировать факт зацепления карабина. Выпускающему карабин зацепляет бортмеханик под контролем десантника, совершающего прыжок первым. Карабины зацепляются за кольца удлинителей так, чтобы предохранитель защелки карабина был обращен в сторону левого борта.
Бортовой механик перед выпуском парашютистов должен убедиться в том, что карабины всех парашютов зацеплены за удлинители, обращая особое внимание на карабин парашюта выпускающего, и доложить об этом командиру экипажа самолета, после чего с надетым парашютом занять место у двери.
По команде «Приготовиться» парашютисты-десантники, сидящие по левому борту самолета, встают, опускают свои сиденья, подходят ближе к двери и принимают положение полной готовности к совершению прыжка.
Десантники, сидящие по правому борту, изготавливаются к прыжку, не поднимаясь со своих сидений. Бортмеханик приоткрывает дверь, а выпускающий становится около двери рядом с бортмехаником и внимательно следит за изготовкой десантников к совершению прыжка.
По команде «Пошел» бортмеха-ник полностью открывает дверь, и па-рашютисты по команде выпускающего поочередно с интервалом 3 – 4 секунды покидают самолет. Десантники право-го борта поднимаются со своих сиде-ний, когда последний парашютист ле-вого борта находится у двери в готовности к отделению от самолета.
Для правильного отделения от самолета Ан-2 необходимо левую ногу поставить серединой ступни в левый нижний угол двери (рис.6.7) и, слегка пригнувшись, энергично оттолкнуться от порожка двери перпендикулярно продольной оси самолета, сохраняя положение вниз ногами (рис.6.8).
Рис. 6.8. Отделение десантника
6.3.2. Совершение прыжков с парашютом из вертолета Ми-8Т (Ми-8МТ)
Десантирование из вертолета Ми-8 разрешается со всеми типами десантных и спортивных парашютов через грузовой люк на скоростях полета вертолета от 140 до 200 км/час со стабилизацией падения 3 секунды и более. Контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры стабилизирующей системы производится шнуром ШХБ-20 в два сложения.
К десантному оборудованию вертолета относятся: сиденья для парашютистов-десантников; два троса ПРП, натянутые вдоль бортов грузовой кабины; световая и звуковая сигнализация; ограждение проема грузового люка с проходом, перегороженным створкой.
Для руководства действиями парашютистов и выпуска их из вертолета на корабельную группу назначается выпускающий и его помощник. Выпускающий в грузовой кабине размещается у входной двери на сиденье, расположенном у кабины экипажа; место помощника – на сиденье у ограждения по правому борту.
Корабельная группа формируется в составе 16 человек. Посадка корабельной группы в вертолет осуществляется через входную дверь грузовой кабины, при этом первыми входят парашютисты, размещаемые на сиденьях правого борта, во главе с помощником выпускающего, за ними входят парашютисты, размещаемые на сиденьях левого борта, в порядке очередности совершения прыжка. Выпускающий входит в вертолет последним (рис.6.9).
После взлета вертолета и набора высоты 200 м командир экипажа подает команду «Зацепить карабины». Выпускающий зацепляет карабины камер стабилизирующих систем парашютов за тросы ПРП и заправляет слабину перьев стабилизаторов под клапана ранцев. Зацепление производится защелками карабинов к бортам грузовой кабины вертолета. Заправку перьев стабилизатора выпускающему выполняет десантник, расположенный на сиденье левого борта у входной двери. После этого выпускающий докладывает командиру экипажа о готовности корабельной группы к десантированию, зацепив карабин своего парашюта за трос ПРП по левому борту вертолета.
Команда «Приготовиться» подается коротким гудком сирены и включением плафона желтого цвета. По этой команде парашютисты, размещенные на сиденьях левого борта, встают, выходят на середину грузовой кабины, поворачиваются лицом к грузовому люку вертолета и принимают положение полной готовности к отделению от вертолета. Помощник выпускающего, встав со своего места, подходит к ограждению грузового люка, снимает с фиксатора створку прохода ограждения, опускает ее вниз и фиксирует в опущенном положении. Правой рукой помощник придерживает первого десантника левого борта до команды «Пошел».
Команда «Пошел» подается гудком сирены продолжительностью звучания на длину серии десантирования и включением плафона зеленого цвета. По этой команде помощник выпускающего осуществляет выпуск парашютистов, расположенных на левом борту, с интервалом 3 – 4 секунды (рис.6.10). По мере покидания вертолета парашютистами левого борта выпускающий подходит к ограждению.
К этому времени десантники, расположенные на сиденьях правого борта, встают со своих мест, поворачиваются лицом к грузовому люку и изготавливаются к отделению от вертолета. После выхода всех парашютистов левого борта (кроме выпускающего) покидает вертолет помощник выпускающего и следом за ним парашютисты, расположенные на правом борту. Их выходом из вертолета руководит выпускающий, который совершает прыжок последним.
Для покидания вертолета де-сантники подходят к обрезу грузового люка и легким толчком ноги (рис.6.10) отделяются от вертолета, сгруппировавшись лицом вниз (рис. 6.11).
6.3.3. Совершение прыжков с парашютом из самолета Ан-26
Из самолета Ан-26 разрешается десантирование личного состава парашютным способом с десантными парашютными системами на скоростях полета от 260 до 400 км/час со стабилизацией 3 секунды и более. Контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры стабилизирующей системы производится шнуром ШХБ-20 в одно сложение.
Для обеспечения десантирования личного состава в грузовой кабине самолета имеется десантное оборудование:
— сиденья, расположенные по бортам грузовой кабины самолета;
— тросы ПРП по бортам самолета;
— механизм уборки вытяжных веревок;
— ограждение выпускающего на краю грузового люка;
— удлинитель для выпускающего;
— световая сигнализация – плафоны желтого, зеленого и красного цвета;
— звуковая сигнализация – сирена.
Максимальное количество десантников, размещаемых в самолете, _ 30 человек (по 15 человек вдоль правого и левого бортов). Десантирование осуществляется в один поток.
Для осуществления контроля за подготовкой к прыжку и выпуска десантников из самолета назначается выпускающий и помощник выпускающего. Для посадки в самолет корабельная группа делится на две подгруппы (рис.6.12). Посадка в самолет производится через грузовой люк. Помощник выпускающего заходит в самолет первым для руководства размещением десантников в грузовой кабине, выпускающий заходит последним. Первой в самолет заходит подгруппа, размещаемая на сиденьях левого борта. Парашютисты заходят в самолет в последовательности, обратной очередности совершения прыжка и занимают сиденья, начиная о кабины летчиков. Второй заходит подгруппа, размещаемая на сиденьях правого борта; сиденья занимаются так же, начиная от кабины летчиков. Выпускающий располагается на ближайшем к грузовому люку сидении правого борта; помощник – напротив выпускающего на сидении левого борта. После взлета самолета на высоте 200 м по команде командира экипажа самолета выпускающий и помощник встают и зацепляют карабины камер стабилизирующих систем парашютистов за тросы ПРП так, чтобы защелки карабинов были обращены внутрь грузовой кабины. Выпускающий зацепляет карабины камер стабилизирующих систем парашютистов правой подгруппы, помощник выпускающего – левой подгруппы. По окончании зацепления помощник занимает свое место, а выпускающий проверяет правильность зацепления карабинов и заправку перьев стабилизаторов под правые клапана ранцев парашютов. Затем он зацепляет карабин камеры стабилизирующей системы помощника выпускающего за трос ПРП, проходящий вдоль левого борта самолета. Помощник зацепляет карабин выпускающего за кольцо удлинителя, закрепленного на правом борту самолета у места выпускающего.
По сигналу «Приготовиться» (короткий звуковой сигнал сирены и включение плафона желтого цвета) десантники встают, убирают сиденья, поворачиваются в сторону грузового люка, заправляют впереди стоящим парашютистам перья стабилизатора под правый клапан ранца парашюта и принимают положение изготовки к отделению от самолета. Открывается грузовой люк самолета; десантники правого борта выходят на середину грузовой кабины, а парашютисты левой подгруппы размещаются вдоль своего борта, не создавая помех движению десантников правого борта.
По сигналу «Пошел» выпускающий открывает створку ограждения. Первыми покидают самолет десантники правого борта, отделяясь с интервалом 0,6 – 0,8 секунды. Выпуск правой подгруппы осуществляет помощник выпускающего; после отделения последнего парашютиста помощник сам покидает самолет. Затем десантируется левая подгруппа. Выпускающий, закончив выпуск парашютистов левого борта, отводит створку ограждения и покидает самолет последним.
При отделении от самолета парашютист должен наклонить корпус вперед, хорошо сгруппироваться, оттолкнуться от края грузового люка правой или левой ногой, поджать ноги и принять в воздушном потоке горизонтальное положение лицом вниз (рис.6.13).