как назывался последний сноп связанный в поле
Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?
Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп? 7 букв, Поле чудес, Финальный тур. Сегодня у нас пятница 3 сентября 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Урожай.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.
Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп?
Вот задание на финальный тур. Как в России в некоторых губерниях называли последний собранный в поле сноп? (Слово из 7 букв)
Сноп – пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлениям, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве.
В крестьянском хозяйстве срезанные растения сушат или в кучах, или связанными в снопы. В снопы вяжут преимущественно высокорослые зерновые хлеба, а также некоторые другие растения (лён, клевер, убираемый на семена), главным образом, с целью удобства обращения с ними при сушке, молотьбе, а также с целью возможного уменьшения потери зерна.
Как назывался последний сноп связанный в поле
Дожиночный сноп — ритуальный предмет осенних дожиночных обрядов, представляющий собой пучок последних сжатых колосьев, украшенных определенным образом.
Другие названия дожиночного снопа: Последний сноп, Пожинальник, Обжинок, Именинник, Мирской сноп, Кумушка, Соломатник, Солоха, Овсей, Спорынья, Борода, Иванушка, Христова рубашка, Барин.
Дожиночный сноп мог изготавливаться, как после озимой (рожь), так и яровой (овес) жатвы.
Правила проведения обряда
Обычно дожиночный сноп сжинала хозяйка поля, но не пожилая женщина, так как в данном обрядовом действии пожилые женщины участвовать не могли.
При срезании колосьев дожиночного снопа соблюдался целый ряд ритуальных действий и магических приемов. Жать его необходимо было молча (отсюда: сноп — «молчанушка», «молчальный»), отказ от речи в данном случае, по поверью, предохранял девушек и женщин от опасного влияния потусторонних сил, в соприкосновение с которыми они вступали, совершая магические обрядовые действия. По народным представлениям в оставшихся на поле колосьях обитал «дух нивы».
Нарушение запрета говорить могло привести к нежелательным последствиям: у девушки, заговорившей во время срезания последних колосьев, жених окажется слепым; у хозяйки, не сумевшей сохранить молчание, будет реветь зимой в хлеву скотина (костромск.)
По другим поверьям при срезании дожиночного снопа обычно произносились приговоры: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» (ярославск.); пелись песни:
«Видит наше (мое) око,
Что край недалёко,
Постать не широка.
До краю дожнемся,
Горелки напьемся.
Хозяин — соловейко,
Поезжай за горелкой!
Хозяйка — хляптуха,
Ти готова болтуха?»
(смоленск.; Земцовский И.И. 1970. С. 517).
Как сжинали колосья последнего снопа?
Обряд дожинкиКолосья для последнего снопа зачастую сжинали иначе, чем при обычной жатве. В Белозерье, двигаясь вдоль края оставленного участка, срезали колосья и укладывали горстями по кругу на расстеленную скатерть, чтобы они не коснулись земли;
В московской губернии в «гузок» (нижняя часть, комель) снопа вставляли все серпы, принимавшие участие в жатве, объясняя это тем, что зимою не будет замерзать нос;
Также в московской губернии делали Сноп — «христову рубашку» таким образом: последний сноп расстилали на полосе и в него клали два серпа таким образом, чтобы лезвия серпов образовывали замкнутый круг. Затем сноп связывался, при этом серпы перекрещивались внутри снопа и торчали наружу острыми концами и рукоятками. «Христова рубашка» делалась для обеспечения полного достатка в доме (обычай соблюдался до конца 20-х — начала 30-х гг. ХХ в.).
В Смоленской губ. дожиночный сноп устанавливался на «обабок» особым образом; при этом делалась «бабка» — десять снопов ставили житом (созревшими колосьями) наверх, прислоняя друг к другу и образуя круг; последний сноп, оставшийся без пары, ставили на «бабку» житом вниз, вверх срезанными корнями, при этом приговаривая, чтобы на следующий год рожь лучше родилась.
Как украшали последний сноп?
Последний сноп — именинник, пожинальник, обжинок — делался большим и толстым, связывался специально сделанным «свиточком», либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами.
Последний снопНередко снопу придавался антропоморфный вид.
Так, из соломы последнего снопа делали куклу, одевали в сарафан и головной убор (кокошник, кичку, платок), украшали ожерельями и бусами; в смоленской губ. привязывали к снопу палки или солому, обозначая руки.
Дожиночный сноп мог выражать своим антропоморфным видом женское или мужское начало, соответственно давалось снопу имя: последний сноп одетый в женскую одежду, называли Солохой; надев на другой сноп штаны, рубаху, шапку, давали имя Овсей (смоленск.).
Иногда дожиночный сноп, имевший антропоморфный вид, назывался спорыньей (смоленск.), что происходило от традиционного образа спорыни, олицетворявшего собой удачу в работе. Ср. в дожиночной песне:
«Усё лето спорыня,
Усё лето спорыня
С нам на нивушке была
Древняя религия славян
XXXXXXXX
Тема выпуска: Жатва и обряд «Дожинки». Ответы на вопросы-загадки к сказке о сером волке
Последний жатвенный сноп жницы оставляют Велесу на бородку. «Дожинки» один из древнейших обрядов завершения жатвы, в процессе которой особую роль играют женщины. Продолжение анализа сказки «Иван царевич и серый волк».
Сейчас время отпусков у горожан и время интенсивного труда у сельчан. Жатва, которая идет по многим регионам России, издревле осуществлялась толоками (общинной взаимопомощью), а в завершение жатвы чествовали Землю-Мать и Велеса.
Вот отдельные выдержки из рассказа о жатвенном цикле из книги «Жили-были» (составители Г.Г.Шаповалова, Л.С.Лаврентьева), подробнее и с текстами песен см. http://slavya.ru/trad/jatva.htm
Первый сноп зажинала старшая в семье. Этот сноп назывался «Именинником». Его украшали цветами, торжественно несли домой, ставили под иконы в угол на лавку, а потом, по окончании жатвы, скармливали курам или оставляли до следующего сева, чтобы эти зерна подсыпать в сетево.
Но перед тем как уйти с поля, женщины-жнеи валялись, катались по земле, стараясь плотнее прижаться к ней, говоря:
Жнивка-жнивка, отдай мою силку
на пест, на колотило, на молотило,
а кривое веретено!
Затем жнеи забирали молчальный, или дожиночный, сноп и молча несли его домой. Его почтительно называли «хозяином», воздавали почести, считая обладателем магической целительной силы. Зерно из этого снопа обязательно подсыпали в сетево при начале следующего сева, солому скармливали приболевшему животному.
Слава Земле-Матери, Макоши, Велесу и русскому крестьянству!
В прошлом 14-м выпуске я предложил показать, как нравственные идеи древней религии славян находят свое выражение в конкретной русской сказке. Я выбрал сказку «Иван-царевич и серый волк» (полностью она выложена здесь http://slavya/trad/folk/skaz/ivan.htm) и задал целую серию вопросов загадок к этой сказке.
Начну отвечать на вопросы-загадки из сказки, повторяя свои вопросы и изложение основных сюжетных действий сказки из предыдущей рассылки.
«Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
— Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
— Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
— Это я, Иван-царевич, твоего коня съел. Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?»
А вопросы-загадки детские такие по этому сюжету.
— Почему волк сожрал коня, а Ивана не тронул?
— Почему волк сожрал коня именно у Ивана-царевича, а не у его братьев?
— Почему волк-виновник не обходит стороной Ивана, а прямо бежит ему навстречу? Откуда волку ведомо имя Ивана?
— Почему Иван не пытается наказать виновника-волка, а спокойно отвечает на его вопросы?
— Почему в сказке почти все люди имеют имена, а братья Ивана остаются безымянными?
Волк не трогает собрата волка, а Иван, как и многие юноши-славяне, по всей видимости, прошел один из этапов юношеской инициации-посвящения (цель которой включение юноши в сообщество взрослых мужчин) и был признан волком.
Мы с вами знаем из исследований волшебных русских сказок, что они несут в скрытом или искаженном временем и множеством рассказчиков (десяток поколений которых уже мог утратить представление о содержании древних верований) следы древних мифологических представлений и обычаев. Сказка, помимо вымысла, описывает только некоторую часть реальных обычаев и традиций, но мы можем восстановить более полно скрытую цепочку причин и следствий, используя ключи, которые были найдены в классическом исследовании русского филолога и культуролога Владимира Проппа (см. его книгу «Исторические корни волшебной русской сказки»). В своем анализе я использую открытый им метод расшифровки сказочных сюжетов, а многие из них строятся именно вокруг инициаций-посвящений.
Ну а разве дух-предок обязан приходить ко всем потомкам на помощь, тем более, когда его даже не зовут? Правильно сказать: дух-предок может приходить на помощь, но не обязан. Почему же он пришел на помощь именно к Ивану, а не к его братьям?
Думается, как старшие братья, они также прошли соответствующие обряды-инициации, но они не смогли пройти очень серьезного испытания. Вы знаете, что сказка наша начинается с того, что каждый из сыновей решил выйти сторожить сад с яблонями и найти похитителя золотых яблок, поскольку никакие царские караулы не могли справиться с это задачей. Только Иван из всех сыновей смог выполнить эту задачу. Какая же здесь связь с духом-предка?
А вот какая. Есть целый ряд сказок (или вариантов их рассказывания), которые начинаются с того, что отец перед смертью просит каждого сына провести ночь на его могиле в общении с духами умерших предков. И только младший выполняет эту посмертную просьбу за себя и всех остальных сыновей, и получает от предка, который ему является, волшебные дары за это. Дело в том, что это один из древнейших обычаев славян и других индоевропейцев: сыновья (внуки) проводят ночь у могилы покойного отца (деда), принимая духовно-магическое наследие предка. Так что изначальный сюжет нашей сказки вполне мог быть таков: умирает дед, глава рода, его хоронят в яблоневом саду, который, возможно, был им посажен, и каждый из наследников должен по обычаю провести ночь в общении с духом умершего и других своих предков. Но все, кто приходит на могилу, засыпают там, и некому принять духовно-магическое наследие предка. Только один, младший царский сын, не смыкает глаз, откликается на зов предков, и ему, как дар предков, открываются особые умения и особый жизненный путь. Он только встает на этот жизненный путь, и должен еще многому научиться, но у него после этой ночи появляется дух-покровитель, тотемный предок рода, через которого он может обрести необходимые знания. Дух-покровитель помогает тому, кто этого достоин, достойным же оказался только один Иван-царевич. Его встреча с волком уже предопределена, более того, они уже друг друга знают! Вот почему им нечего бояться друг друга, вот почему Иван воспринимает явление волка, разговор с ним на человеческом языке, его желание оказать помощь, как нечто совершенно естественное.
Остается последний вопрос к этому сюжету, почему братья Ивана остаются безымянными, как царский караул, стражники других царей или няньки Елены Прекрасной. А между тем, роль у них в сказке, в отличие от перечисленных лиц, совершенно не эпизодическая: они убивают своего брата. В этом же и ответ на поставленный вопрос: имена братоубийц вычеркнуты из родовой памяти! Таково людское наказание за тяжелейшее преступление перед родом.
Почему наши предки хранили последний сноп, связанный 12 июля, весь год?
12 июля наши предки отмечали один из значимых праздников – День снопа Велеса.
Велес (или Волос) – славянский бог, покровитель всех земледельческих работ. Именно он научил людей обрабатывать землю, иметь возможность делать обильные запасы еды на зиму, и, как следствие, вести оседлый образ жизни, подчинив его цикличности полевых работ.
Своё название этот славянский праздник получил за то, что с этого дня наши предки приступали к покосу и заготовке сена. Занимались этим видом работ в то время, пока роса еще лежала на травах. Сохранился даже приговор, с которым в старину косили сено: Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой! 12 июля, в летний день, посвященный Велесу, славяне почитали последний сноп сена, убранный в этот день с поля. По преданиям, в него переходил дух поля, а значит, и дух этого божества. Каждая семья брала по снопу с поля и устанавливала его в доме, как оберёг от бед на целый год, до следующего покоса.
Также в этот день крестьяне старались закончить пахоту и начать подготовку к озимому севу. Даже пословица была такая: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса — посеять».
В день чествования Велеса устраивались обетные угощения — накрывали богатые столы для всех, кто не мог себе этого позволить. На пиршества приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. В некоторых местах была традиция: тещи приносят зятьям сыр, а зятья принародно угощают тёщ лакомствами. Крёстные же дарили своим крестникам пшеничные пироги.
После принятия христианства на Руси, день 12 июля также стали называть «Петрово говение», поскольку этим днем часто завершался Петров пост, или Петровки.
А ещё 12 июля почитался камень Алатырь, который и сейчас упоминается в каждом втором народном заговоре. Считалось, что под этим сакральным камнем находится вход в Навь, и только бог Велес может отвалить его от входа. Устанавливаемый в честь этого божества камень на перекрёстке трех дорог в летний праздник покрывали бычьей шкурой. Ее поливали родниковой или колодезной водой. Она стекала по шкуре в подставленные местными целителями кувшины. Такую воду использовали для лечения больных.
В этот же день проходили мероприятия, связанные с выбором жертвы богу Перуну. Грозному славянскому богу было недостаточно еды и питья, ему приносили в жертву животных, а иногда и плененных врагов.
Ответы в Поле Чудес 16 июля 2021 года
Игра «Поле Чудес» ответы за сегодня 16 июля 2021 года, посвященный насекомым. Капитал-шоу «Поле Чудес» ответы за сегодня. Телеигра под названием Поле чудес очень популярна среди телезрителей. В этой статье можно узнать правильные ответы на вопросы игры Поле чудес за 16.07.2021.
Сайт традиционно, уже который год подряд знакомит читателей с верными ответами в этой популярной телепередаче. Давайте же узнаем, какой вопрос подготовил нам Леонид Аркадьевич Якубович. Игра сегодня посвящена насекомым.
Ответы в игре Поле чудес
В старину самые младшие члены семьи вместе со взрослыми проводили обряд, называемый «похороны мух», который символизирует наступление холодов. Поговорим мы сегодня о насекомых. Тема игры в сегодняшнем выпуске Поле чудес – Насекомые. Перед началом игры с интересным музыкальным номером выступила группа «Тереха» и Театр танца Анны Кузнецовой.
Насекомые – самый многочисленный класс по количеству своих видов. Название произошло от слова «насекать». На самом деле тела насекомых покрыты полосками, как насечками. Наукой сейчас доказано, что насекомых около миллиона видов, но по некоторым подсчетам считается их в десятки раз больше. Каждый год описывают все новые и новые виды. Считается, что эти живые существа появились на свет около 400 миллионов лет назад.
Как назывался последний сноп при обряде избавления изб от насекомых в Череповецком уезде?
Вот задание на первый тур. В России в Череповецком уезде во время жатвы проводили особый обряд избавления изб от насекомых. Хозяйка вязала маленький веничек, и дома обметала им стены, потолок, лавки. При этом приговаривая: «Мухи-блохи, ступайте вон! Была вам воля, теперь нам дайте покой». Закончив подметать веник выбрасывали в открытую дверь. Делалось это после того, как в поле был связан последний сноп, который назывался… Как? (Слово из 11 букв)
Ответ: Пожинальник (11 букв).
В чем принесли пчелу из Афона Зосима и Савватий?
Вот задание на второй тур. По преданию, святые Зосима и Савватий принесли из Афона пчелиную матку, пустили ее в Русскую землю и положили тем самым начало пчеловодству на Руси. В чем они принесли пчелу? (Слово из 11 букв)
Ответ: Набалдашник (11 букв).
На Руси был обычай устраивать похороны мух, тараканов и клопов. При этом кто-то должен был гнать оставшихся мух из избы. Чем?
Вот задание на третий тур. На Руси был обычай устраивать похороны мух, тараканов и клопов. Девушки делали из репы или морковки маленькие гробики, клали туда мух и выносили из избы. При этом кто-то должен был гнать оставшихся мух из избы. Чем? (Слово из 10 букв)
Ответ: Рукотерник (10 букв).