как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

Шелки

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

Шéлки (Сéлки, англ. Selkie ) — мифические существа из шотландского и ирландского фольклора (в Ирландии их называют роаны), морской народ, люди-тюлени.

Внешне похожи на человекоподобных тюленей с карими глазами. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, шелки — потомки людей, изгнанных в море за свои преступления. Вот почему их так тянет на сушу. Могут выходит из воды один раз в 9 ночей. Когда выходят из воды, сбрасывают с себя тюленью шкуру и принимают человеческое обличье. Если парень или девушка найдёт сброшенную шелкой шкуру, то может принудить шелку к супружеству. Дети от таких браков рождаются с перепонками между пальцев ног и обладают целительными способностями. Но такой брак, как и в случае с русалками, часто длится очень недолго.

Девушки-шелки часто сами ищут себе партнёров для интимных связей среди людей. Если молодой человек найдёт на берегу красную шапку, это означает, что им заинтересовалась шелка. И если он принимает предложение, то должен выйти на следующий день на закате к берегу, где ему явится шелка.

Шелки представляются как миролюбивые и добрые существа, но могут отомстить за обиды, вызывая шторм или переворачивая рыбацкие лодки.

Шелку можно вызвать, сев ночью на камень у воды и уронив в воду семь слезинок.

Роаны во многом подобны шелкам, но отличаются большим миролюбием и робостью.

Сказка гласит, что некий рыбак шел по берегу и вдруг услышал звонкий смех. Он подкрался поближе и увидел купающихся в море молодых людей. Неподалеку на песке лежали тюленьи шкуры. Рыбак стащил одну из них.
Когда все остальные перекинулись в тюленей и уплыли, на берегу осталась одна прелестная девушка. Она умоляла рыбака отдать шкуру, но тот полюбил девушку с первого взгляда и взял её в жены.
Они стали жить вместе и были счастливы, но жену рыбака словно что-то тяготило: она порой с тоской поглядывала на море. Как-то младшая дочка спросила ее, что такое лежит в каменном сарае — такое серебристое, с коричневыми полосками. Женщина бросилась в сарай, схватила шкуру и устремилась к морю. Когда она отплывала от берега, навстречу ей попалась лодка, в которой сидел рыбак. Он поглядел на тюленя и узнал взгляд жены, но было уже поздно.

Источник

Шелки

Шелки

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Места обитания

Сторона

Содержание

Этимология названия

The Scots word selkie is diminutive for selch which strictly speaking means «grey seal» (Halichoerus grypus). Alternate spellings for the diminutive include: selky, seilkie, sejlki, silkie, silkey, saelkie, sylkie, etc.

The term «selkie» according to Alan Bruford should be treated as meaning any seal with or without the implication of transformation into human form.

W. Traill Dennison insisted «selkie» was the correct term to be applied to these shapeshifters, to be distinguished from the merfolk, and that Samuel Hibbert commited an error in referring to them as «mermen» and «mermaids». However, when other Norse cultures are examined, Icelandic writers also refer to the seal-wives as merfolk (marmennlar).

There also seems to be some conflation between the selkie and finfolk. This confounding only existed in Shetland, claimed Dennison, and that in Orkney the selkie are distinguished from the finfolk, and the selkies’ abode undersea is not «Finfolk-a-heem»; this notion, although seconded by Ernest Marwick, has been challenged by Bruford.

There is further confusion with the Norse concept of the Finns as shapeshifters, «Finns» (synonymous with finfolk) being the Shetlandic name for dwellers of the sea who could remove their seal-skin and transform into humans according to one native correspondent.

In Gaelic stories, specific terms for selkies are rarely used. They are seldom differentiated from mermaids. They are most commonly referred to as maighdeann-mhara in Scottish Gaelic, maighdean mhara in Irish, and moidyn varrey in Manx («maiden of the sea» i.e. mermaids) and clearly have the seal-like attributes of selkies. The only term which specifically refers to a selkie but which is only rarely encountered is maighdeann-ròin, or «seal maiden».

Мифология

Шелки — мифические существа из шотландского и ирландского фольклора (в Ирландии их называют роаны), морской народ, прекрасные люди-тюлени.

Внешний вид и поведение

Внешне похожи на тюленей с карими глазами. Добрые, нежные и грациозные. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, шелки — потомки людей, изгнанных в море за свои проступки. Вот почему их так тянет на сушу. Могут выходить из воды один раз в 9 ночей. Когда выходят из воды, сбрасывают с себя тюленью шкуру и принимают человеческое обличье, превращаясь по рассказам в темноволосых красавиц или юношей. Если парень или девушка найдёт сброшенную шелки шкуру, то может принудить шелки к супружеству. Дети от таких браков рождаются с перепонками между пальцев ног и обладают целительными способностями. Но такой брак, как и в случае с русалками, часто длится очень недолго.

Шелки часто сами ищут себе пару среди людей. Если человек найдёт на берегу красную шапку, это означает, что им заинтересовалась шелки. И если он принимает предложение, то должен выйти на следующий день на закате к берегу, где ему явится шелки.

Шелки представляются как миролюбивые и добрые существа необыкновенной красоты, но могут отомстить за обиды, вызывая шторм или переворачивая рыбацкие лодки.

Шелки можно вызвать, сев ночью на камень у воды и уронив в воду семь слезинок.

Шотландская легенда

Many of the folk-tales on selkie folk have been collected from the Northern Isles (Orkney and Shetland).[14]

In Orkney lore, selkie is said to denote various seals of greater size than the grey seal; only these large seals are credited with the ability to shapeshift into humans, and are called «selkie folk». Something similar is stated in Shetland tradition, that the mermen and mermaids prefer to assume the shape of larger seals, referred to as «Haaf-fish».

Selkie wife and male lover

A typical folk-tale is that of a man who steals a female selkie’s skin, finds her naked on the sea shore, and compels her to become his wife. But the wife will spend her time in captivity longing for the sea, her true home, and will often be seen gazing longingly at the ocean. She may bear several children by her human husband, but once she discovers her skin, she will immediately return to the sea and abandon the children she loved. Sometimes, one of her children discovers or knows the whereabouts of the skin. Sometimes it is revealed she already had a first husband from her own kind. Although in some children’s story versions, the selkie revisits her family on land once a year, in the typical folktale she is never seen again by them. Sometimes the human will not know that their lover is a selkie, and wakes to find them returned to their seal form.[citation needed] In one version, the selkie wife was never seen again (at least in human form) by the family, but the children would witness a large seal approach them and «greet» them plaintively.

Male selkies are described as being very handsome in their human form, and having great seductive powers over human women. They typically seek those who are dissatisfied with their lives, such as married women waiting for their fishermen husbands. In one popular tattletale version about a certain «Ursilla» of Orkney (a pseudonym), it was rumored that when she wished to make contact with her male selkie would shed seven tears into the sea.

Children born between man and seal-folk may have webbed hands, as in the case of the Shetland mermaid whose children had a «a sort of web between their fingers»,[25] or «Ursilla» rumored to have children sired by a male selkie, such that the children had to have the webbing between their fingers and toes made of horny material clipped away intermittently. Some of the descendants actually did have these hereditary traits, according to Walter Traill Dennison who was related to the family.

Binding rules and sinful origin

Some legends say that selkies could turn human every so often when the conditions of the tides were correct, but oral storytellers disagreed as to the time interval. In Ursilla’s rumor, the contacted male selkie promised to visit her at the «seventh stream» or springtide. In the ballad The Great Silkie of Sule Skerry, the seal-husband promised to return in seven years; the number «seven» being commonplace in balladry.

According to one version, the selkie could only assume human form once every seven years because they are bodies that house condemned souls.[20] There is the notion that they are either humans who had committed sinful wrongdoing, or fallen angels.

Оркнейские сказки

The selkie-wife tale had its version for practically every island of Orkney according to W. Traill Dennison. In his study, he included a version collected from a resident of North Ronaldsay, in which a «goodman of Wastness», a confirmed bachelor, falls in love with a damsel among the selkie-folk, whose skin he captures. She searches the house in his absence, and finds her seal-skin thanks to her youngest daughter who had once seen it being hidden under the roof.

In «Selkie Wife», a version from Deerness on the Mainland, Orkney, the husband locked away the seal-skin in a sea-kist (chest) and hid the key, but the seal woman is said to have acquiesced to the concealment, saying it was «better tae keep her selkie days oot o’ her mind». However, when she discovered her skin, she departed hastily leaving her clothes all scattered about.

A fisherman named Alick supposedly gained a wife by stealing the seal-skin of a selkie, in a tale told by an Orkney skipper. The Alick in the tale is given as a good acquaintance of the father of the storyteller, John Heddle of Stromness.

Шетландские сказки

A version of the tale about the mermaid compelled to become wife to a human who steals her seal-skin, localized in Unst, was published by Samuel Hibbert in 1822. She already had a husband of her own kind in her case.

Some stories from Shetland have selkies luring islanders into the sea at midsummer, the lovelorn humans never returning to dry land.

In the Shetland, the sea-folk were believed to revert to human shape and breathed air in the atmosphere in the submarine homeland, but with their sea-dress (seal-skin) they had the ability to transform into seals to make transit from there to the reefs above the sea. However, each skin was unique and irreplaceable.

In the tale of «Gioga’s Son», a group of seals resting in the Ve Skerries were ambushed and skinned by Papa Stour fishermen, but as these were actually seal-folk, the spilling of the blood caused a surge in seawater, and one fisherman was left abandoned. The seal-folk victims recovered in human-like form, but lamented the loss of their skin without which they could not return to their submarine home. Ollavitinus was particularly distressed since he was now separted from his wife, however, his mother Gioga struck a bargain with the abandoned seaman, offering to carrying him back to Papa Stour on condition the skin would be returned. In a different telling of the same plot line, the stranded man is called Herman Perk, while the rescuing selkie’s name is unidentified.

Параллели

ales of the seal bride type has been assigned the number ML 4080 under Reidar Thoralf Christiansen’s system of classification of migratory folktales. These stories of selkie-wives are also recognized to be of the swan maiden motif type. There are now hundreds of seal bride type tales that have been found from Ireland to Iceland. Only one specimen was found in Norway by Christiansen.

In the Faroe Islands there are analogous beliefs in seal-folk and seal-women also.

Seal shapeshifters similar to the selkie exist in the folklore of many cultures. A corresponding creature existed in Swedish legend, and the Chinook people of North America have a similar tale of a boy who changes into a seal.

Исландские народные сказки

The folk-tale «Selshamurinn» («The Seal-Skin») published by Jón Árnason offers an Icelandic analogue of the selkie folk tale. The tale relates how a man from Mýrdalur forced a woman transformed from a seal to marry him after taking possession of her seal-skin. She discovers the key to the chest in her husband’s usual clothes when he dresses up for a Christmas outing, and the seal woman is reunited with the male seal who was her betrothed partner.

Another such tale was recorded by Jón Guðmundsson the Learned (in 1641), and according to him these seal folk were sea-dwelling elves called marmennlar (mermen and mermaids).

Фарерские легенды

In the Faroe Islands there are two versions of the story of the seal wife. A young farmer from the town of Mikladalur on Kalsoy island goes to the beach to watch the selkies dance. He hides the skin of a beautiful selkie maid, so she cannot go back to sea, and forces her to marry him. He keeps her skin in a chest, and keeps the key with him both day and night. One day when out fishing, he discovers that he has forgotten to bring his key. When he returns home, the selkie wife has escaped back to sea, leaving their children behind. Later, when the farmer is out on a hunt, he kills both her selkie husband and two selkie sons, and she promises to take revenge upon the men of Mikladalur. Some shall be drowned, some shall fall from cliffs and slopes, and this shall continue, until so many men have been lost that they will be able to link arms around the whole island of Kalsoy, there are still occasional deaths occurring in this way on the island.

Peter Kagan and the Wind by Gordon Bok tells of the fisherman Kagan who married a seal-woman. Against his wife’s wishes he set sail dangerously late in the year, and was trapped battling a terrible storm, unable to return home. His wife shifted to her seal form and saved him, even though this meant she could never return to her human body and hence her happy home.

Ирландский фольклор

The mermaid in Irish folkore (sometimes called «merrow» in Hiberno-English) have been regarded as a seal-woman in some instances. In a certain collection of lore in County Kerry, there is an onomastic tale in Tralee which claimed the Lee family was descended from a man who took a murdúch (mermaid) for a wife; she later escaped and joined her seal-husband, suggesting she was of the seal-folk kind.

There is also the tradition that the Conneely clan of Connemara was descended from seals, and it was taboo for them to kill the animals lest it bring ill luck. And since «conneely» became a moniker of the animal, many changed their surname to Connelly. It is also mentioned in this connection that there is a Roaninish (Rón-inis «seal island») off Donegal, outside Gweebarra Bay.

Теории происхождения

Before the advent of modern medicine, many physiological conditions were untreatable. When children were born with abnormalities, it was common to blame the fairies. The MacCodrum clan of the Outer Hebrides became known as the «MacCodrums of the seals» as they claimed to be descended from a union between a fisherman and a selkie. This was an explanation for their syndactyly – a hereditary growth of skin between their fingers that made their hands resemble flippers.

Scottish folklorist and antiquarian, David MacRitchie believed that early settlers in Scotland probably encountered, and even married, Finnish and Sami women who were misidentified as selkies because of their sealskin kayaks and clothing. Others have suggested that the traditions concerning the selkies may have been due to misinterpreted sightings of Finn-men (Inuit from the Davis Strait). The Inuit wore clothes and used kayaks that were both made of animal skins. Both the clothes and kayaks would lose buoyancy when saturated and would need to be dried out. It is thought that sightings of Inuit divesting themselves of their clothing or lying next to the skins on the rocks could have led to the belief in their ability to change from a seal to a man.

Another belief is that shipwrecked Spaniards were washed ashore, and their jet black hair resembled seals. As the anthropologist A. Asbjørn Jøn has recognised though, there is a strong body of lore that indicates that selkies «are said to be supernaturally formed from the souls of drowned people».

Источник

Шелки

Связанные понятия

«Школа Ныряльщиков» — серия фэнтезийных романов Дмитрия Емца о невероятном мире шныров. Упрощённое название серии — «ШНыр». В ней родоначальник жанра «хулиганское фэнтези» и автор популярных сериалов «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев» Дмитрий Емец создаёт мир, позволяющий по-новому взглянуть на самые привычные вещи. Этот мир сложней и опасней предыдущих миров писателя, и главные герои в нём взрослее — на начало серии им по 16-20 лет. Девятая часть «Цветок трёх миров» была выпущена в июле 2017 г.

Праздник Циси (七夕节; пиньинь: qī xī jié; дословно «Ночь Семерок»), также известен как «Сорочий праздник». По китайскому календарю празднуется на седьмой день седьмого лунного месяца, отсюда и его название. Он также известен как Танабата в Японии, Чилсок (칠석) в Корее. Его также называют китайским Днем Святого Валентина.

Легенда о двенадцати сёстрах, известная как Нанг Сип Сонг (นางสิบสอง) на тайском языке и как Путисен Нэанг Конг-Рей на кхмерском языке, относится к легендам Юго-Восточной Азии. В ней описывается история предыдущей жизни Будды, в которой Ратасена (Rathasena), сын одной из двенадцати сестёр, является Бодхисаттвой.

Сци́лла (др.-греч. Σκύλλα, в латинской транслитерации Сци́лла, лат. Scylla) и Хари́бда (др.-греч. Χάρυβδις, допустима транскрипция Харибдида) — морские чудища из древнегреческой мифологии. Харибда в древнегреческом эпосе — олицетворённое представление всепоглощающей морской пучины (этимологически Харибда восходит к лексеме, означающей «водоворот», хотя есть и иные толкования этого слова). В Одиссее Харибда изображается как морское божество (др.-греч. δία Χάρυβδις), обитающее в проливе под скалой.

«Сказка о Короле-лягушонке, или о Железном Генрихе» (нем. Der Froschkönig oder der eiserne Heinrich) — сказка братьев Гримм, это — первая история в их сборнике, повествующая о злой и глупой королевне, которая не держит свои обещания и неблагодарна к лягушонку, который вытащил её золотой мячик, упавший в колодец. Лягушонок же чудесным образом превращается в прекрасного королевича. По системе классификации сказочных сюжетов Aарне-Томпсона имеет номер 440.

Источник

Bestiary.us

Быстрый переход

Шелки

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Смотреть картинку как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Картинка про как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес. Фото как называются в кельтской мифологии люди тюлени поле чудес

Легенды о народе шелки или селки преимущественно распространены на Оркнейских и Шетландских островах. Самим словом «селки» на Оркнейских островах обозначается тюлень, но не всякий. Обыкновенные тюлени называются иначе. Считается, что они не способны принимать человеческую форму, а именно эта черта и считается основной у народа шелки. Шелки — это более крупные тюлени, такие как, например, гренландский (831: Vol.VII, p.172). Вышесказанное, однако, не строгое правило. На Шетландских островах ситуация прямо противоположная. Крупные тюлени там считались обернувшимися финфолк, а обычные — селки (733: p.193). Кроме прочего, на Шетландских островах существовала более сильная тенденция смешивать финфолк и селки, в то время как на Оркнейских островах их рассматривали как две совершенно разные расы.

Иногда тюленей-шелки называют «павшими ангелами», как на Шетландских островах (793: p.187), согласно распространённой традиции считать всех сверхъестественных существ, живущих рядом с человеком, ангелами, оказавшимися слишком хорошими для ада и слишком плохими для неба. Подобные легенды относительно народа хульдре, фейри и других сверхъестественных существ встречаются повсеместно у германских и скандинавских народов.

Шелки не могут превращаться в людей, снимая с себя тюленью шкуру, когда им захочется. Это одно из главных отличий шелки от другого морского народа в легендах этих островов — народа фин или финфолк. Обычно шелки могут становиться людьми во время самых сильных приливов и отливов (831: Vol.VII, p.179), которые происходят два раза в месяц на полнолуние и новолуние. Ещё одним важным отличием от финфолк является то, что шелки не живут, в отличие от первых, в подводной стране Финфолкахим (831: Vol.VII, p.172).

Шелки описываются как миролюбивые, даже боязливые существа, которые в человеческой форме исключительно красивы. Основная часть историй про взаимоотношения людей и шелки носит эротический характер. Шелки-женщины редко ищут связей с земными мужчинами, и большинство историй про них повторяет общераспространённый мотив похищения животной шкуры женщины-шелки мужчиной, после чего не способная вернуться в море шелки вынуждена стать его женой. Как и из многих подобных существ, из них получаются идеальные жёны, которые полностью соответствуют идеалу жены и матери в регионе, где рассказывается подобная легенда. Но будучи женой своему земному мужу, шелки постоянно ищет свою тюленью кожу, спрятанную мужем и, нашедши, уходит обратно в море к своим сородичам (831: Vol.VII, p.173-175).

С шелки-мужчинами сюжет историй другой. Они могут сами искать любовных связей с земными женщинами и последним довольно трудно их избежать в силу того, что шелки-мужчины необыкновенно красивы в человеческой форме (831: Vol.VII, p.175). Иногда и женщины, особенно несчастные в замужестве, могут искать шелки-мужчины для того, чтобы он стал их любовником. Для этого необходимо пойти к морю и пролить в воду семь слезинок — тогда шелки будет знать, что кто-то ищет встречи с ним (831: Vol.VII, p.176). Интересную историю подобного типа рассказывает уроженец Оркнейских островов и собиратель фольклора Траилл Деннисон в конце XIX века. Она относится к семейству, состоявшему в родственных отношениях с самим Траиилом, поэтому он изменяет имя главной героини. Это история жены, разочаровавшейся в замужестве и выбравшая любовником шелки, но одновременно призвана объяснить странный физиологический дефект, который время от времени возникает у представителей этой семьи.

Главную героиню истории звали Урсула и она принадлежала к одной из самых старых семей Оркнейских островов. Она полюбила одного из работников на ферме своего отца, но не открывалась ему из-за опасений, что, узнав о её связи с человеком более низкого класса, отец лишит её наследства. Поэтому она вынуждена была ждать его смерти, вскоре после которой пошла к работнику и почти в приказном тоне потребовала от него жениться на ней. После свадьбы, несмотря на то, что она была хорошей хозяйкой, и с мужем они были в ладах, ей стало ясно, что её муж оказался не тем, кого она в нем видела. Поэтому она пошла к морю до рассвета, села на камни и пролила семь слезинок в море, чтобы шелки узнал о её желании поговорить с ним. И с первыми лучами солнца море посерело, и она увидела большого шелки, который плывёт к берегу. Узнав от неё, что она хочет, он сказал ждать её до седьмой воды, то есть до самого большого прилива или отлива, так как это единственное время, когда он может принимать человеческую форму, и тогда он придёт к ней. Их встречи с тех пор стали частыми, и это сказалось на потомках Урсулы, так как все дети, которых она родила в последствии, были с перепонками на руках и ногах, как на лапах у шелки. Эти перепонки обрезали и не давали им сростаться опять и «плавники, раз им не давали расти естественным образом, вырастали в роговые наросты на ладонях и на ступнях» (831: Vol.VII, p.175-177).

О любовной связи женщины и шелки рассказывает и одна из самых известных оркнейских баллад «Большой шелки Сьюл Скерри». Она начинается с причитаний женщины, которая жалуется на то, что не знает, кто отец её ребёнка. Но тут возникает мужчина, говорящий, что отец — он, но он шелки: существо в облике человека на земле и в облике тюленя — в море. Он даёт ей кошель с золотом и предсказывает, что она выйдет замуж за стрельца, который убьёт и его и их сына.

Истории про связь шелки-мужчин и земных женщин уникальны для скандинавского и кельтского фольклора. На Оркнейских островах существовала традиция рисовать на груди у женщин, выходящих в море, крест, чтобы их не похитили шелки (831: Vol.VII, p.173).

Помимо любовных историй между шелки и людьми ряд легенд рассказывает о том, как люди оказываются на скалах в море, и шелки перевозят их на спине на землю, позволив проделать в своей шкуре несколько отверстий, чтобы человек мог хорошо схватиться за спину шелки. Одна из них происходит на Ве Скеррис — необитаемых камнях в море к западу от острова Шетландского архипелага Папа Стоур, одном из самых излюбленных мест, где шелки собираются, снимают свои шкуры и веселятся в человеческом обличье. В истории рассказывается про охотников на тюленей, которые, прибыв к скалам, напали на лежавших там тюленей, оглушили их и поснимали шкуры и собрались плыть назад, но поднявшийся шторм не позволил взять на судно одного из людей. После того, как судно уплыло, на камни выплыли тюлени (все они, естественно, были шелки), которые привели в чувство оглушённых товарище, а те, придя в чувство и только тогда обернувшись в людей, поняли, что их лишили их морской одежды и начали горько плакать. И только после этого шелки заметили, что среди них находится человек. Гиога, мать одного из лишённых шкуры, договаривается перевезти на спине человека в обмен на шкуру её сына, а тот просит разрешения проделать несколько отверстий в шкуре Гиоги, чтобы он смог удержаться во время путешествия назад. Прибывши на землю, человек выполняет свою часть сделки и стороны расходятся (793: p.180-182).

В целом, тюлений промысел развит и на Оркнейских и на Шетландских островах, но все собиратели фольклора неоднократно упоминали, что охотники за тюленями всегда с некоторой опаской и сожалением убивают, когда приходится это делать, больших тюленей, которых считают шелки. Кроме этого, опаска может быть вызвана и тем, что в фольклоре этих островов, особенно Шетландски, в тюленей могут превращаться и финфолк — грозные маги-оборотни, которые могут затем отомстить, или убийство которых может навлечь проклятье или полосу неудач на убившего его. История, подобная вышеописанной, существует на Шетландских островах в другом варианте, где люди-тюлени оказываются народом финфолк.

В некоторых историях видна симпатия между шелки и остальными морскими народами: финфолк, русалками (mermaid, mermen), морскими троу. В одной из таких историй русалка обещает вернуть шелки снятую с него шкуру, но её саму ловят. В итоге погибнув сама, она спасает шелки и с тех пор шелки оберегают русалок (793: p.185-187).

Иногда считается, что кровь шелки, смешавшаяся с водами океана, вызывает шторм, но эти известия, скорее всего, произошли от путаницы с морским народом, кровь которого имеет, по поверьям этих островных народов, такое свойство.

Сюжет о селки, которая может перевоплощаться из тюленя в человека, и ее путешествии к морю, положен в основу вышедшего в 2014 году анимационного фильма «Песнь моря» («Song of the Sea»), номинированного на премию «Оскар».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *