какие виды финансирования бывают
Основные источники финансирования бизнеса
Содержание:
Финансирование – обеспечение денежными средствами предпринимательскую деятельность.
Внутренние источники финансирования – поступление финансовых средств за счёт предпринимательства. К примеру, выручка после продажи акций фирмы, продажа собственности компании, финансы от реализации товара, арендная плата.
Внешние источники финансирования
1) Долговое финансирование – кредиты и займы.
Ссудный капитал – доля производственного капитала, представляющаяся в виде финансовых средств в предпринимательстве.
Ипотечный заем – займы пол залог недвижимости. Фирма возвращает часть финансовых средств с процентом. Данный вид займа распространённых форм.
Торговый кредит – кредит на коммерческой основе, предприниматель приобретает продукт, отсрочив плату.
Акция – ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода (дивиденда).
2) Изменение предприятия с индивидуального типа на коллективный.
3) Изменение коллективного типа в закрытое акционерное общество.
4) Поддержание малого предпринимательство осуществляется средствами фондов.
5) Благотворительность и помощь в виде денежных средств представлена безвозмездным финансированием.
Продажа акций – получение денежных средств извне, представлено главным источником финансирования различных акционерных обществ за счёт большого количества акционеров.
Финансирование
Опубликовано 06.06.2020 · Обновлено 06.06.2021
Что такое Финансирование?
Иными словами, финансирование – это способ использовать временную стоимость денег (TVM), чтобы использовать будущие ожидаемые денежные потоки для проектов, начатых сегодня. Финансирование также использует тот факт, что некоторые люди в экономике будут иметь избыток денег, который они хотят использовать для получения прибыли, в то время как другие требуют деньги для осуществления инвестиций (также с надеждой на получение прибыли), создавая рынок для денег.
Ключевые моменты
Понимание финансирования
Виды финансирования
Акционерное финансирование
« Акция » – это другое слово для обозначения собственности в компании. Например, владельцу сети продуктовых магазинов необходимо увеличить объемы операций. Вместо долга владелец хотел бы продать 10% акций компании за 100 000 долларов, оценивая фирму в 1 миллион долларов. Компании любят продавать акции, потому что инвестор несет весь риск; если бизнес терпит крах, инвестор ничего не получает.
В то же время отказ от собственного капитала означает потерю контроля. Инвесторы в акции хотят иметь право голоса в управлении компанией, особенно в трудные времена, и часто имеют право голоса в зависимости от количества принадлежащих ей акций. Таким образом, в обмен на право собственности инвестор отдает свои деньги компании и получает права на будущую прибыль.
Преимущества долевого финансирования
Финансирование вашего бизнеса через инвесторов имеет ряд преимуществ, в том числе следующие:
Недостатки акционерного финансирования
Точно так же есть ряд недостатков, связанных с долевым финансированием, в том числе следующие:
Финансовая задолженность
Большинство людей знакомы с долгом как формой финансирования, потому что у них есть автокредиты или ипотека. Долги также являются распространенной формой финансирования нового бизнеса. Долговое финансирование должно быть погашено, и кредиторы хотят получить процентную ставку в обмен на использование своих денег.
Получить долг легче за небольшие суммы денежных средств, необходимых для конкретных активов, особенно если актив может использоваться в качестве обеспечения. Хотя долг необходимо возвращать даже в трудные времена, компания сохраняет право собственности и контроль над бизнес-операциями.
Преимущества заемного финансирования
Есть несколько преимуществ финансирования вашего бизнеса за счет долга:
Недостатки заемного финансирования
Кредитное финансирование вашего бизнеса имеет ряд недостатков:
Особые соображения
Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) является средним арифметическим расходов всех видов финансирования, каждый из которых взвешивается ее использование пропорциональной в данной ситуации. Взяв таким образом средневзвешенное значение, можно определить, сколько процентов должна компания за каждый доллар, который она финансирует. Фирмы будут определять подходящее сочетание долгового и долевого финансирования, оптимизируя WACC для каждого типа капитала, принимая во внимание риск дефолта или банкротства с одной стороны и количество владельцев собственности, готовых уступить с другой.
Поскольку проценты по долгу обычно вычитаются из налогооблагаемой базы, а процентные ставки, связанные с долгом, обычно ниже нормы прибыли, ожидаемой для капитала, обычно предпочтительнее использовать заем. Однако по мере накопления большего количества долга кредитный риск, связанный с этим долгом, также увеличивается, и поэтому к этому долгу следует добавлять собственный капитал. Инвесторы также часто требуют доли в капитале, чтобы зафиксировать будущую прибыльность и рост, которые долговые инструменты не обеспечивают.
Как привлечь инвестиции в бизнес
И не потратить на это годы жизни
Многие предприниматели встают перед выбором: развивать бизнес за счет личных ресурсов или привлечь сторонний капитал — чтобы быстрее масштабироваться.
Зачастую инвестиции необходимы на начальных этапах развития проекта — когда они направляются на разработку прототипа или запуск первых продаж. Из-за повышенной неопределенности и рисков банки отказываются кредитовать подобные стартапы либо делают это под залог личного имущества. Тогда перед бизнесменом встает вопрос о привлечении капитала от частных инвесторов и инвестиционных фондов.
Мой опыт в сфере корпоративных финансов — более 15 лет. Я помогаю стартапам и растущему бизнесу привлечь инвестиции, а также навести порядок в финансах.
В этой статье я расскажу, где искать инвесторов и как не прогадать с условиями финансирования.
Что вы узнаете
Что такое инвестиции и для чего они нужны
Инвестиции — это внешнее финансирование, которое поддерживает бизнес, пока тот не встанет на ноги и не начнет приносить устойчивую прибыль. Или пока у инвестора не закончится терпение — ведь многие проекты так и не реализуют свой потенциал.
Особенно это актуально, когда речь заходит об инновационных стартапах. По статистике, 75% таких проектов не выживает, а в 30—40% случаев инвестор полностью теряет вложенные средства. Это один из самых рисковых видов вложений — его еще называют венчурным.
Внешнее финансирование зачастую необходимо для развития бизнеса. Согласно опросам, 49% начинающих предпринимателей считают инвестиции ключевым ресурсом для развития компании.
Наиболее важные для развития бизнеса ресурсы, по мнению предпринимателей
Инвестиции | 49% |
Нужные связи и знакомства (networking) | 23% |
Партнерство | 13% |
Сотрудники | 10% |
Дополнительные знания (тренинги, эксперты, менторы) | 2% |
Другое | 3% |
Источник: Startup Barometer 2020PDF, 1,1 МБ
Как победить выгорание
Стадии развития проекта
Любая компания на начальном этапе жизни проходит следующие стадии.
Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ
Посевная и стадия стартапа — когда продукт только разрабатывается и выводится на рынок. Этот период называют еще долиной смерти, ведь по статистике здесь терпят неудачу 8—9 проектов из 10. Они так и не доходят до точки безубыточности, а инвесторы частично или полностью теряют вложенное.
Cтадия расширения наступает, когда компания нащупывает успешную бизнес-модель и эффективную стратегию продвижения, продажи растут, а денежный поток становится положительным.
Рост и зрелый рост — когда компания стабильно укрепляет свои позиции на рынке и становится устойчиво прибыльной.
Каждая стадия подразумевает разный уровень риска: чем моложе проект, тем выше неопределенность и шанс провала. Соответственно, размер привлекаемого капитала и цели его привлечения также различаются. Это показано в таблице ниже.
Если на ранних стадиях главная задача — вывести продукт на рынок, чтобы проверить спрос, то на поздних — наращивать долю рынка и увеличивать прибыль.
Цели привлечения финансирования на разных стадиях развития бизнеса
Этап | Цели стадии | Основные признакистадии | Цели привлечения финансирования | |
---|---|---|---|---|
Посевная (seed stage) | Ранняя стадия | Разработка и тестирование идеи | Продукта нет, денежный поток отсутствует или отрицательный | Создание прототипа, научные разработки, тестирование бизнес-модели, команда |
Стартап (startup stage) | Ранняя стадия | Выпуск продукта на рынок | Тест продукта, первые продажи, денежный поток отрицательный | Создание коммерческого продукта, выпуск пробной партии, поиск клиентов |
Расширение (expansion stage) | Ранняя стадия | Формирование и укрепление позиции на рынке | Доля продукта на рынке начинает расти, денежный поток может стать положительным | Запуск производства, маркетинг и продвижение, расширение команды |
Рост (growth stage) | Стадия роста | Активный рост доли на рынке | Выручка от продаж растет высокими темпами, денежный поток положительный | Маркетинг, выход на зарубежные рынки, модификация продукта |
Зрелый рост (mature growth stage) | Зрелая стадия | Удержание доли на рынке | Выручка от продаж стабильна, рост незначителен, денежный поток стабилен | Слияния и поглощения, поиск новых точек роста |
Типичные ошибки начинающих предпринимателей
Предприниматели должны помнить, что вложение средств для любого инвестора — это размещение свободного капитала, чтобы извлечь прибыль.
В своей практике примерно в половине случаев я сталкиваюсь с несерьезным подходом стартапов к денежному вопросу: зачастую они относятся к потенциальному инвестору как к банкомату, из которого можно взять деньги под обещание туманных перспектив. То есть предприниматель не имеет четкой бизнес-модели, а рассчитывает, что привлеченные инвестиции как-нибудь запустят продажи.
Или другой вариант: инвестиции ищет владелец умирающей компании. Чаще всего речь идет о небольшом предприятии, которое какое-то время кормило владельца, но потом что-то пошло не так — изменился рынок или ушел ключевой заказчик.
Часто дело осложняется крупным долгом перед банками и поставщиками. Поддерживать здесь обычно уже нечего: оборудование устаревшее, клиентская база маленькая, на складе неликвидный товар. У владельца даже нет продуманного антикризисного плана, но при этом он рассчитывает, что деньги инвестора помогут спасти ситуацию.
Всем предпринимателям я рекомендую поставить себя на место инвестора и мыслить как он. Профессиональным инвесторам интересны прежде всего:
В других случаях я обычно советую искать инвестора в своем ближайшем окружении — среди друзей, знакомых или родственников.
Виды инвестирования
Итак, вы предприниматель и планируете привлечение инвестиций. Чтобы поиск финансирования был эффективным, важно помнить, что каждый инвестор, как правило, специализируется на отдельных отраслях и стадиях развития компании. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на тех инвесторах, в чью сферу интереса попадает ваш проект.
Кроме того, следует определиться, какой тип финансирования вам подходит:
Плюс долгового финансирования в том, что не нужно делиться прибылью и контролем над компанией. Однако если бизнес только-только запускается, начинающий предприниматель вряд ли получит кредит от банка или частного инвестора — разве что под залог дорогостоящего имущества, машины или квартиры. Поэтому поделиться с инвестором долей в бизнесе — неплохой вариант. Идеально, если, помимо денег, инвестор принесет в проект также свои опыт и связи.
Венчурным инвесторам долевое финансирование также выгодно: в случае успеха они смогут заработать сверхприбыль, которая может измеряться тысячами процентов от вложенных средств.
Существуют и гибридные формы финансирования, такие как конвертируемый заем. Он дает право кредитору по прошествии какого-то срока или при наступлении определенных событий получить заранее оговоренную долю в компании. Такая форма инвестиций распространена в Кремниевой долине, а в России пока только начинает приживаться.
Способы поиска инвесторов
Набор доступных источников финансирования зависит от стадии развития стартапа и его финансового состояния. Чем компания старше, крупнее по объему продаж и прибыли, тем больше вариантов ей доступно, а стоимость привлечения капитала будет ниже.
И наоборот — чем моложе компания, тем выше риски: инвесторы захотят получить более высокую доходность.
Особенности финансирования компаний на разных стадиях развития
Доступность финансирования | Потребность во внешнем финансировании | Источники финансирования | Риск потери капитала | |
---|---|---|---|---|
Посевная | Низкая | Высокая | Собственные средства, родственники, друзья, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторы | Высокий |
Стартап | Низкая | Высокая | Венчурные фонды, родственники, друзья, стратегические инвесторы, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторы | Высокий |
Расширение | Средняя | Высокая | Венчурные фонды, стратегические инвесторы, фонды прямых инвестиций | Средний |
Рост | Средняя | Средняя | Стратегические инвесторы, фонды прямых инвестиций, банки | Средний |
Зрелый рост | Высокая | Низкая | Фонды прямых инвестиций, банки, фондовый рынок | Низкий |
Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ
Что нужно для привлечения инвестора. Вот краткий чек-лист готовности стартапа к привлечению инвестиций:
Варианты поиска для стартапов
Рассмотрим самые популярные источники финансирования для бизнеса на ранних стадиях — посевной, стадии стартапа и расширения.
Друзья и знакомые. Такой способ привлечения инвестиций шутливо называют 3F — family, friends, fools, что переводится как «семья, друзья, дураки». Действительно, близкий круг знакомых — первые люди, к которым можно обратиться, чтобы занять денег. Но важно понимать риск испортить с ними отношения в случае, если проект провалится, а вернуть долги быстро не получится.
Бизнес-ангелы. Бизнес-ангел — это частный инвестор, который финансирует проекты на ранней стадии. В обмен он получает долю в компании.
Как правило, его цель — заработать на перепродаже этой доли, когда компания вырастет. Например, он может продать свой пакет акций инвестфонду или стратегическому инвестору на более поздних стадиях развития компании.
Встречается и дивидендная модель заработка, когда инвестор рассчитывает не на рост цены своей доли, а на часть будущей прибыли компании. Тогда он будет получать свою выгоду в виде дивидендов.
Идеальный для стартапа вариант — когда удается привлечь так называемые smart money, то есть умные деньги. Это инвестиции от бизнес-ангела с опытом и связями в той же отрасли, в которой развивается проект. Тогда шансы на успех проекта существенно возрастают.
Информацию о свежих сделках, а также рейтинги венчурных инвесторов публикуют специализированные агентства и СМИ, такие как IncRussia, Firrma, Rusbase и другие. Один из самых известных рейтингов активности бизнес-ангелов ежегодно публикует «Российская венчурная компания».
Лучше всего обращаться к тем инвесторам, в чей круг интересов попадает ваш стартап, — понять это можно по их последним сделкам. После того как составите шорт-лист подходящих инвесторов, связаться с ними можно через персональные сайты и соцсети. Идеально, если есть общие знакомые, которые смогут вас представить и порекомендовать.
Бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубаторы еще называют акселераторами. Они предлагают программы экспресс-обучения для начинающих проектов. В рамках обучения эксперты помогают стартаперам изучить рынок, отточить концепцию продукта, бизнес-модель и даже найти первых клиентов.
Это также возможность обзавестись полезными связями среди инвесторов. Многие акселераторы после завершения программы проводят для своих проектов демодни, на которые приглашают потенциальных инвесторов — бизнес-ангелов и инвестфонды.
Вот примеры стартап-акселераторов:
Чтобы стать частью программы акселератора, необходимо подать заявку на его сайте и пройти собеседование. Обычно акселераторы проводят один-два набора в год, поэтому регулярно отслеживайте новости на сайтах и в соцсетях, чтобы не пропустить набор участников.
Корпоративные акселераторы. Отличаются тем, что ищут интересные продукты и сервисы для внедрения в рамках конкретной компании, как правило очень крупной.
Итог такой программы — запуск пилотного продукта. От его успешности будет зависеть дальнейшая судьба вашего проекта. Как минимум сотрудничество с крупной компанией станет яркой строчкой в вашем портфолио. А может, корпорация выкупит проект или предложит перейти под свое крыло.
Примеры корпоративных акселераторов:
Набор в корпоративные акселераторы стандартный: нужно подать заявку на сайте, пройти предварительное интервью с аналитиком, а затем очный отбор.
Гранты и конкурсы. Грант — это безвозмездное финансирование, которое стартап может получить от государственных или коммерческих фондов, таких как Фонд содействия инновациям или «Сколково». Чтобы получить грант, проект должен соответствовать требованиям фонда и пройти конкурс.
После выдачи гранта фонд будет отслеживать использование денег по назначению — стартап должен регулярно отчитываться о своих тратах. Грант можно потратить только на заранее согласованные и строго определенные расходы: аренду и ремонт помещения, закупку оборудования и материалов и т. п.
Как получить: подготовить пакет документов и подать заявку на конкурс. Перечень документов у каждого фонда свой, но точно придется представить бизнес-план и учредительные документы своей компании.
Клубы инвесторов. Клуб инвесторов — это сообщество частных инвесторов или бизнес-ангелов. Организаторы таких клубов ищут интересные стартапы и представляют их сообществу на тематических встречах.
Инвестиции от клуба — это, как правило, синдицированные сделки, то есть совместное финансирование сразу несколькими соинвесторами.
Примеры клубов инвесторов:
Как попасть: отправить заявку на сайте клуба или написать основателям через соцсети.
Краудфандинговые площадки. Краудфандинг, дословно «финансирование толпой», — это способ привлечения денег в проект от множества частных лиц через онлайн-площадки.
Примеры таких площадок:
Ни о какой покупке доли в компании здесь речи не идет, как и о крупных суммах. Зачастую краудфандинг — это лишь способ проверить свою идею на жизнеспособность на этапе запуска проекта. Если продукт ориентирован на рядовых потребителей, а его концепция нравится пользователям площадки — они голосуют рублем.
Венчурные фонды. Венчурный фонд — это компания, профессионально управляющая деньгами пула инвесторов. Такие фонды, как правило, ориентируются на международный рынок и вкладывают в стартапы с многократным потенциалом роста.
Если бизнес-ангелы финансируют проект на ранних стадиях его развития, то фонды обычно подключаются на более поздних этапах — когда компании требуется большой объем средств для увеличения присутствия на рынке.
Цель венчурных фондов: совершить через несколько лет успешный «выход», то есть перепродать с выгодой свою долю другому фонду, корпорации или на первичном размещении на бирже — IPO.
Как правило, фонды специализируются на определенных отраслях и географических рынках, поэтому эффективнее всего будет общаться именно с теми фондами, в чей фокус интересов попадает ваш проект.
Чтобы привлечь деньги венчурного фонда, нужно отправить презентацию проекта и сопроводительное письмо по контакту, указанному на сайте фонда. Другой вариант — найти управляющего или аналитика фонда в социальных сетях и написать ему напрямую. Скорее всего, это сработает эффективнее, но только в том случае, если ваше сообщение будет четким, кратким и максимально информативным.
Рейтинг 104 активных венчурных фондов России можно посмотреть здесь.
Пятерка лидеров среди венчурных фондов РФ
Участник | Сделки, шт. | Объем, млн долларов | Чек, млн долларов | Выходы, шт. | Объем фонда, млн долларов |
---|---|---|---|---|---|
ФРИИ | 45 | 1,3 | 0,22 | 12 | 120 |
AltaIR Seed Fund | 38 | 15,0 | 0,40 | 4 | 100 |
Day One Ventures | 27 | 7,0 | 0,30 | 1 | 20 |
Starta Ventures | 26 | 4,0 | 0,15 | 3 | 70 |
Runa Capital: I & II & III | 20 | 33,9 | 1,70 | 4 | 420 |
Привлечение инвестиций на поздних стадиях
Мы рассмотрели самые популярные варианты привлечения инвестиций для стартапов на стадии тестирования прототипа и запуска продаж. Теперь перейдем к вариантам для более зрелых проектов — на стадиях масштабирования и роста, когда спрос на продукт подтвержден, база пользователей велика и выручка стабильно увеличивается.
Инвестиционные фонды / фонды прямых инвестиций. Фонды прямых инвестиций, в отличие от венчурных, инвестируют в более зрелые проекты. Зарабатывает фонд на продаже своей доли по более высокой оценке стратегическому инвестору или во время IPO — размещения акций компании на бирже.
До продажи эти фонды стараются встроить компанию в экосистему остальных своих вложений, чтобы получить синергетический эффект.
Стратегические инвесторы. Стратегический инвестор — это крупная корпорация, которая приобретает компанию, чтобы получить синергетический эффект. Примеры стратегического инвестора — Сбербанк, который в последние пару лет покупал Okko, DocDoc, «Ситимобил», Rabota.ru и другие активы. Или «Яндекс», купивший «КиноПоиск», «Едадил» и Auto.ru.
Чаще всего стратегический инвестор сам находит интересные ему компании и выходит на основателей с предложением о переговорах. Для этого нужно быть на слуху — регулярно публиковаться в СМИ, посещать отраслевые мероприятия и расширять свою сеть контактов. Можно обратиться за помощью к инвестиционным консультантам, которые знакомы с людьми, отвечающими за слияния и поглощения в крупных компаниях.
Если в стартапе уже «сидит» инвестфонд, он будет заинтересован в сделке со стратегическим инвестором, ведь это позволит ему зафиксировать прибыль по инвестиции. Поэтому он сам инициирует переговоры, когда придет время.
Банки. Банковское финансирование — это деньги в долг под конкретные проценты и с заранее определенным графиком погашения. В отличие от инвесторов, банки гораздо более консервативны и соглашаются финансировать только проекты, в платежеспособности которых они уверены. Именно поэтому банки зачастую отказываются кредитовать стартапы на ранних стадиях.
Стандартные требования любого банка: «возраст» компании минимум 6 месяцев, безубыточность, стабильный денежный поток, наличие имущества. Кроме этого, банки почти всегда просят владельцев лично поручиться по кредиту их компании, а отказ воспринимают как неуверенность в будущем своего бизнеса.
Развивайте отношения с банком постепенно, начинайте с более простых продуктов — расчетного счета, выплаты зарплат сотрудникам на счета этого банка (так называемый зарплатный проект) и так далее. У вас будет гораздо больше шансов, что банк одобрит кредит, если у вас уже имеется успешный опыт совместной работы.
Способы поиска инвесторов в интернете
Помимо прямых обращений за финансированием в инвестфонды, банки и клубы инвесторов, полезно быть «на виду» у потенциальных инвесторов с помощью различных пиар-активностей. Публичность повышает шансы быть замеченными, причем не только инвесторами, но и возможными клиентами.
Какие инструменты могут быть полезны:
Разработка условий для инвесторов
Выбор варианта — заем или доля. Стратегически долевое финансирование обходится дороже долгового. Ведь кредит или заем вы берете на время и под фиксированный процент, а в случае с продажей доли прибылью компании придется всегда делиться.
Принимая решение о привлечении инвестора в долю, старайтесь искать не просто деньги, но также экспертный взгляд, управленческие навыки и связи. Опытный инвестор поможет наладить бизнес-процессы.
В случае если вы решили привлечь заемный капитал, условия обычно определяет кредитор. Дальше предприниматель принимает решение, соглашаться на предложенные условия или нет. При этом он должен понимать запас прочности бизнеса — иначе, взяв слишком дорогой кредит, можно загнать проект в долговую яму.
Определение приемлемой процентной ставки для займа. Для этого используется показатель ROA, который показывает рентабельность активов бизнеса. Другими словами, этот показатель служит мерой эффективности компании и показывает, сколько прибыли получает бизнес с каждого рубля, потраченного на формирование его активов.
Чтобы посчитать ROA, мы берем среднее значение баланса компании за год: сумма стоимости активов на начало и на конец года, деленная на 2. Затем делим годовую прибыль предприятия на получившееся число.
Рентабельность активов (ROA) = Прибыль за год / ((Активы на нач. года + Активы на конец года) / 2) × 100%