какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах

Виды изобразительной деятельности, изучаемые в начальной школе, их характеристика и роль в формировании всесторонне развитой личности школьника

Просмотр содержимого документа
«Виды изобразительной деятельности, изучаемые в начальной школе, их характеристика и роль в формировании всесторонне развитой личности школьника»

Виды изобразительной деятельности, изучаемые в начальной школе, их характеристика и роль в формировании всесторонне развитой личности школьника

Изобразительная деятельность играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

Основные виды изобразительной деятельности:

– Изображение на плоскости и в объеме – рисование (с натуры, по памяти и по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– художественное фотографирование и видеосъемка;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

1. Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона.

В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п.

2. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.) Школьникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, – глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

3. В процессе занятий аппликацией учащиеся знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Школьники знакомятся с названиями и признаками геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя детям бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

4. Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

Применяются такие виды конструирования: из строительного материала; наборов конструкторов; бумаги; природного и других материалов.

В процессе конструирования школьники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Дети знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется – применять раскраску).

Образование по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, является важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, развитие художественного творчества, всё это есть в изобразительном искусстве. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для воспитания детей.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краска, глина, мел и др.)» с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Дети осваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Овладение этими действиями способствует их умственному развитию.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек, изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.

Список использованных источников

Алтапов М. В., Ростовцев Н. И. «Искусство» 1т. 1 часть М., 1987.

Методика обучения рисованию, лепке и аппликации. Учебник для учащихся пед. училищ под редакцией док. пед. наук Саккулиной Н. П. Изд. 5-е, испр. М: Просвещение 1993. 256 с.

Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. училищ Комарова Т. С., Езикеева В. А., Лебедева Е. В. 2 изд. дораб. М: Просвещение 1985. 271 с.

Источник

Виды художественной деятельности

какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах. Смотреть фото какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах. Смотреть картинку какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах. Картинка про какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах. Фото какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах

какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах. Смотреть фото какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах. Смотреть картинку какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах. Картинка про какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах. Фото какие виды художественной деятельности изучаются в начальных классах

Содержимое разработки

Макеева Александра Андреевна,

Виды изобразительной деятельности, изучаемые в начальной школе, их характеристика, роль в формировании всесторонне развитой личности.

В соответствии с ФГОС одной из задач в области эстетического воспитания детей является «создание условий развития обучающихся, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей».

Изобразительная деятельность − это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Она включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Учащиеся рисуют всё: литературных героев, декоративные узоры и т. д.

Рисование – это искусство изображать на плоскости, действительно существующие или воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо одноцветным веществом. По мнению А.Н. Леонтьева, рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.

Карандашом создается линейная форма. Постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. В рисовании красками создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей среды.

Лепка − это деятельность, позволяющая придать форму пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Обучающимся доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ученикам овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Основное средство в создании изображения в лепке − передача объемной формы. Цвет используется ограниченно.

В процессе занятий аппликацией обучающиеся знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Ученики знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией приучают их к плановой организации работы. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в школьном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
В процессе конструирования школьники приобретают специальные знания, навыки и умения. Они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Все виды конструирования способствуют развитию мышления и творческих способностей детей.
Благодаря изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации и конструирования развивается речь детей. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Источник

Виды деятельности по изобразительному искусству (ФГОС НОО)

«Примерные программы по учебным предметам» ч.2 (4 изд., перераб.)

Виды деятельности обучающихся

Виды художественной деятельности.

Особенности художественного творчества

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные материалы для передачи собственного художественного замысла.

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).Как говорит искусство?

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Роль ритма в декоративно-прикладном искусстве

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.Передавать с помощью ритма движения и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Цвет – основа языка живописи

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Образы человека в живописи

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать своё отношение к персонажу. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Линия – основа языка рисунка

Овладевать приёмами работы различными материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint ).

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими средствами реальных птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображат ь предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

Объём – основа языка скульптуры

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме. Использовать приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Изображать в объёме выразительные образы человека, литературного персонажа.

Художественное конструирование и дизайн

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Наблюдать постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т.д. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты. Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.

Декоративно – прикладное искусство

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками. Понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.

Разнообразие декоративных форм в природе

Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Ознакомление с произведениями народных промыслов России

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов в России и называть известные центры художественных ремёсел России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Изображать многофигурные сцены. Откликаться эмоционально на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отражённых в произведениях изобразительного искусства, и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры

Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Группировать и соотносить произведения разного искусства по характеру, эмоциональному состоянию. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Художественно-творческая деятельность младших школьников

Андреева Гульназ Танчулпановна-учитель начальных классов

Сущность и содержание понятия художественно–творческой деятельности младших школьников.

В статье рассматриваются сущность и содержание понятия художественно–творческой деятельности у младших школьников.

Ключевые слова: деятельность, творчество, художественно–творческая деятельность.

Для эффективного формирования коммуникативных умений у младших школьников мы должны выделить художественно–творческую деятельность.

Для начала рассмотрим общие понятия и определения. В Толковом словаре творчество определяется как создание нового по замыслу культурных или материальных ценностей.[12]. В «Кратком словаре современных понятий и терминов » мы находим определение понятия творчества. Творчество – один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречий (творческой задачи), для которой необходимы объективные и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью.[9]. Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач, результатом которого будет новизна. В педагогическом словаре А. Ю. Коджаспирова, творчество — деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.[7].

Рассмотрим понятие творчество с позиции педагогической науки. Б. Г. Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.[1]

Учитель – новатор И.П. Волков пишет, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.[3] По мнению И.П. Волкова в мире есть дети, одаренные в какой–то конкретной области, но это чрезвычайно редкий дар природы, и в общем потоке они имеют обыкновенные способности. Способности можно развить до высокого уровня, если создать им благоприятные условия. Так как одни таланты проявляются раньше, а другие позже, то поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. И.П. Волков убежден, что творчеству надо обучать. В.Я. Яковлев относит творчество к одной из главных движущих сил развития человечества. [16]. По его мнению, творчество постепенно становится ключевой не только для понимания динамики социально – исторических процессов и перспектив развития личности, возрастания ее нравственной ответственности, но и для осмысления устройства всего мироздания, неразрывной связи творческого потенциала с инновационной деятельностью человека. П.П.Крамар рассматривает творчество с точки зрения его влияния на саморазвитие и самоутверждение человека и определяет его как универсально–преобразующую, целостную культурно – историческую самодеятельность, в процессе которой осуществляется саморазвитие социальных сил человека.[8]

Творчество не только создает шедевры и грандиозные открытия, она заставляет человека развиваться духовно, тем самым раскрывая в нем внутренние таланты, способности и возможности. У младших школьников творчество неразрывно связано с воображением, фантазией. Очень важно в этом возрасте помочь им раскрыть их творческое мышление, которое с возрастом может погаснуть, так и не реализовавшись. Для развития творчества нужен в первую очередь творчески развитый педагог, который направит в нужное русло творческий потенциал ребенка, тем самым дав ему уверенность в своих возможностях и в правильности мышления. Ребята не всегда могут высказать свои чувства и мысли. Поэтому очень важно, чтобы учитель создал атмосферу доверия на уроке, чтобы пробудить в учениках желание высказаться, Уверенный ребенок – значит открытый для творчества и воплощения в реальность продукта своего воображения в разных видах: рисование, лепка, вышивание, аппликации и др.

В Толковом словаре деятельность определяется как занятие, труд.[12].

В педагогическом словаре А. Ю. Коджаспирова, деятельность определяется как форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека, которая включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.[7]. Рассмотрим деятельность с позиции педагогической науки. Так, С. Л. Рубинштейн, под деятельностью понимает вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.[13]. Он писал: « Жизнь – это процесс, в котором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни – строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений… Содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности» [14, с.111.]. Получается, что человек, производя изменения в окружающем мире, меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

М.С. Каган под деятельностью понимает активный способ существования самого человека, то есть определяет его как действующее существо.[6,с.88]. М.С.Каган полагает, что художественная деятельность способна не только аккумулировать в себе виды человеческой деятельности, но и моделировать подсистему «художественного целого», которая реализуется в художественном творчестве.[6,168]. По мнению Лернера И.Я «деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития форм культуры» [11, с.49]. А.Н. Леонтьев рассматривает деятельность как процесс, исходной формой которой является чувственное начало.[10]. По мнению Б.Г. Ананьева, деятельность – это совокупность видовых форм (игра, учение, труд), играющих главную роль в жизни человека.[2]. Получается, что деятельность есть активное отношение человека к реальной действительности. Когда мы что–то хотим сотворить, то осуществляем какую–то деятельность. Значит творчество и деятельность связаны между собой, то есть творчество – это неотделимая часть человеческой деятельности. Благодаря творческой деятельности человека наш мир становится краше и богаче, возникают новые открытия и изобретения, развивается искусство.

На уроках мы отчетливо видим, что совместная деятельность школьников помогает им не только развиваться в творческом плане, но также и в коммуникативном, у них развивается речь, расширяется кругозор. Они советуются, общаются, иногда даже спорят, но в конечном итоге их творческая деятельность воплощается в конечный продукт.

Л. С. Выготский считает, что творческая деятельность – это такая деятельность, которая создает нечто новое: неизвестное творение ума или чувства, живущее и обнаруживающиеся только в самом человеке. [4]

В результате своей деятельности человек создал предметы материальной и духовной культуры, построил современное общество, произвел новые предметы потребления. Что же касается ребенка, в начальной школе он свою деятельность активно проявляет на занятиях, особенно на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки. Получается, что школьник во время занятия, то есть в процессе своей деятельности создает по своему замыслу или образцу что–то новое, ценное, в первую очередь для самого себя. Значит, деятельность можно назвать творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Мы понимаем, что результат творческой деятельности ребенка нельзя назвать общественно значимой новизной, но ведь для ребенка его конечный продукт является именно новой и значимой для него. Во время своей творческой деятельности у школьника развиваются, прежде всего, творческие способности, воображение, наблюдательность, мышление, фантазия.

Художественно – творческая деятельность в начальном образовании играет важную роль в самообразовании ребенка. Во время этой деятельности дети ощущают себя великими творцами, они становятся увереннее в себе и в своих высказываниях, самостоятельно принимают решения, а самое главное они начинают советоваться друг с другом и помогать. Через продукты детского творчества мы получаем важную информацию о чувствах и переживаниях ребенка, о его внутреннем мире. Одним из таких продуктов являются рисунки. Для всестороннего развития ребёнка, изобразительная деятельность имеет огромное значение. Дети через рисунки передают то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицальное отношение.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития творческой личности. Каждый ребёнок – художник, а процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка – считает В. А. Сухомлинский. [15]. По его мнению, рисование такой же любимый метод воспитания, как сказки. Когда он всматривался в рисунки детей, то понимал, что у малышей свое видение мира, свой язык художественных изобразительных средств, и под него не подделаешься, сколько бы ни пытался. Поэтому Сухомлинский советовал учителям начальных классов дать простор для фантазии ребенка, не ломать детский язык сказочного видения мира.

Хочется закончить свою статью словами замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Я поставил целью добиться того, чтобы учение было частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию ребенка, обогащению его ума. Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества – таким будет учение моих питомцев. Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать, радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей, и находить в этом творении счастье, восхищаться красотой природы, музыки, искусства, обогащать свой духовный мир этой красотой, принимать близко к сердцу горе и радости других людей, переживать их судьбы, как глубоко личное дело, – таков мой идеал воспитания. [15].

Ананьев, Б.Г. Задачи психологии искусства /Б.Г.Ананьев/ Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1982. – с. 235.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва–Воронеж. 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *