какие виды классификации методической продукции существуют выберите один или несколько ответов
Типы и виды методической продукции
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
«Уренский индустриально-энергетический техникум»
Типы и виды методической продукции
Типы и виды методической продукции, правила ее оформления
Методическая продукция профессиональных образовательных учреждений может быть весьма разнообразна. Издательская, методическая и библиотечная практика позволяют методическую продукцию классифицировать следующим образом: по периодичности, адресату, характеру информации, инновационному потенциалу и функциональному назначению.
Назначение информационно-методической продукции состоит в том, чтобы, используя различные ее виды, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т. д.
К информационно-методической продукции относятся аннотация, бюллетень, газета, газетное издание, вестник, информационно-методическая выставка, листовка, листок, методический информационный справочник, методический комментарий, методическое описание, описание передового педагогического опыта работы, портфолио, рекомендательный библиографический список (указатель), реферат, реферативное издание, реферативный журнал, реферативный сборник, рецензия, сводный реферат, словарь.
Аннотация — краткая характеристика содержания книги, методического пособия, разработки. В ней раскрывается социально-функциональное и читательское назначение методического материала, его форма и другие особенности.
Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т. д. В бюллетене публикуются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений. Специфической особенностью этого вида методической продукции является официальный характер материалов, включаемых в бюллетень.
Газета — периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу. В газете используются различные жанры. Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения — в виде очерка, зарисовки, фельетона, памфлета. Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации.
Газетное издание — листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата.
Вестник — выпускаемое учреждением периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы, статьи научного, информационного, методического характера, нормативные правовые акты.
Информационно-методическая выставка — наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих передовой педагогический опыт работы, и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы. В зависимости от времени действия выставка может быть временной и постоянной, в зависимости от расположения — стационарной, передвижной или выездной. В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотации литературы.
Листовка — непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
Листок — периодическое или продолжающееся текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию.
Методический информационный справочник — сборник вопросов и ответов на злободневные проблемы по организации и содержанию работы.
Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события.
В методическом описании путем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести.
Описание передового педагогического опыта включает в себя
— наименование опыта, автор, группа авторов или образовательное учреждение, адрес;
— обоснование актуальности опыта и его значении для повышения уровня образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);
— теоретическая база опыта (сущность опыта), его технология (система конкретных действий, форм, методов и приемов работы);
— ведущая педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;
— возможность применения данного опыта в массовой практике.
Портфолио — собрание документов и иных материалов, характеризующих опыт работы или достижения в какой-либо деятельности.
Рекомендательный библиографический список (указатель) — библиографический список (указатель), назначение которого — помочь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.
Реферат — краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. По характеру информации он носит информационный характер. Описательно-информационный стиль реферата используется в том случае, если задача состоит в создании целостной картины развития той или иной отрасли науки или практики, где квалифицированный читатель сам мог бы отобрать то, что ему необходимо. Рекомендательный характер присущ реферату, освещающему узкую тему, где отбор материала и характер его обработки направлены на популяризацию наиболее значимого и ценного материала. При написании реферата рекомендуется указать следующее: тему реферата, его цель, фамилию, имя и отчество автора, план изложения темы, метод и методологию работы, область применения результатов, выводы, библиографию, приложения.
Реферативное издание — непериодическое или периодическое информационное издание, представляющее собой упорядоченную совокупность библиографических записей, составляющих реферат.
Реферативный журнал — периодическое реферативное издание.
Реферативный сборник — периодическое или продолжающееся реферативное издание, выходящее в виде сборника.
Рецензия — критическое сочинение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания.
Сводный реферат — реферат, составленный на основе двух и более исходных документов.
Словарь — справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).
Назначение этого типа методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики образовательного процесса. К организационно-методической продукции относятся инструктивно-методические письма, инструкции, методические записки, методические разработки и рекомендации, памятки, положения.
Инструктивно-методическое письмо — методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативного правового акта вышестоящей организации. Этот документ определяет круг функций и виды деятельности преподавателя или коллектива образовательного учреждения по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание инструкций, приказов, положений, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций.
Примерная схема инструктивно-методического письма:
вступительная часть, обосновывающая необходимость разъяснения данного вопроса: приводятся отправные нормативные документы, делается анализ сложившейся ситуации, формулируются выводы;
изложение инструктажа: цель и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения. Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т. д.;
заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;
1) нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений Правительства и актов вышестоящих органов государственного управления;
2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.
Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы: решению каких задач способствует данная методическая работа, кому адресована, на основании каких документов и фактов составлена, система изложения материала.
Памятка — брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более одного машинописного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или простого названия. Изложение материала лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.
Положение о структурном подразделении — основной документ, определяющий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность.
Положение о массовом мероприятии — документ, регламентирующий порядок организации и проведения всероссийских или региональных массовых мероприятий в системе дополнительного образования детей.
Методические рекомендации и методические разработки
Наиболее распространенными методическими изданиями учреждений дополнительного образования детей художественно- эстетической направленности являются методические рекомендации и методические разработки.
Методические рекомендации — комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики. (Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: «МИРОС», 1995,с. 56).
Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.
Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе.
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в себя следующие этапы:
1.Выбор актуальной темы.
2.Изучение источников по избранной теме.
4.Накопление фактического материала.
Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования приведенных положений и рекомендаций.
Распределение содержания работы по разделам.
Примерная структура методических рекомендаций:
Вступительная часть — объяснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа, указывается адрес.
Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, преподаватели дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
Список использованной и рекомендуемой литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.
Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т. д.).
Методическая разработка — издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации. (Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: «МИРОС»,2015г).
Примерная схема методической разработки:
2.Название и форма проведения мероприятия.
3.Пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.
Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
Методические советы на подготовительный период
(правильное распределение поручений).
6.Сценарный план, ход проведения мероприятия.
Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц.
Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).
Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
Автор разработки, должность, место работы.
Сборник материалов (тезисов докладов) научно-практической, методической конференций, семинаров, «круглых столов « представляет собой собрание методических материалов разных авторов, представивших свои доклады на методических мероприятиях разных типов. В структуру сборников материалов входят обычно:
вступительный очерк (обращение организаторов мероприятия к участникам, вступительное слово редактора сборника и т. д.);
материалы докладов (статьи) по секциям конференции;
решение (резолюция) или рекомендации, выработанные по итогам работы участников мероприятия.
Виды и структура методической продукции
Основные виды методической продукции и особенности их разработки
Классификация методической продукции:
-излагает сведения, подлежащие распространению;
-разъясняет приемы и методы;
-обобщает ценный педагогический опыт;
-объясняет цели и порядок действий, методику организаций различных мероприятий;
— показывает возможные формы проведения дел и т.д.
Основные виды методической продукции:
Примерная схема написания:
2)пояснительная записка (задачи проводимого дела, условия для проведения, форма и методика проведения );
3) оборудование, оформление (ЭСО, варианты текстов для оформления, перечень музыкальных произведений для сопровождения);
4)методические советы на подготовительный период (распределение поручений) ;
5)ход проведения дела;
6)подробный сценарий, где даются ссылки на авторов и литературные источники;
7)методические советы организаторам (где лучше проводить, как создать эмоциональный настрой, возможные ошибки и пути их предостережения) ;
8)методические советы на период ближайшего последствия (подведение итогов);
10)автор разработки, должность, место работы
Примерная схема написания методических рекомендаций
1)пояснительная записка (обоснование актуальности, краткий анализ дел по данному вопросу, указывается точный адресат, разъясняется, какую помощь она может оказать);
2) изложение главного текста (что рекомендуется делать для решения данного вопроса)
3) методические рекомендации по решению организационных вопросов (оформление, распределение поручений и т.д.),примерные варианты проведения данного дела с советами; описание перспективы результатов в данном деле
5) автор работы, год создания, имеющиеся рецензии.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ видов методической продукции.
• Методические рекомендации – структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия; • раскрывает одну или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта;
• В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
• Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
• Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
На титульном листе должны быть обозначены:
название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
фамилия, имя, отчество автора; название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
•сути рассматриваемых вопросов;
• предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, педагогам, зам. директоров по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
• источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
• возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
• описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
• дать советы по решению:
• организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию т.д.);
• материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
• финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
• кадровому обеспечению (требования к экспертам); • вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
• предостеречь от типичных ошибок и рисков.
5) Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников. •
6) Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть: • планы проведения конкретных дел, мероприятий; • тестовые задания; • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; • методики определения результатов по конкретным видам деятельности; • схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
• Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д. Примерная схема методической разработки
• сведения об авторе;
• условия осуществления мероприятия;
• перечень используемого оборудования и материалов;
• описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
• методические советы по его организации и подведению итогов;
• список использованной литературы;
• приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
Структура методической разработки
Целевая группа. Возраст, другие параметры целевой группы, количество участников.
Цель, задачи. Цель и задачи мероприятия должны показать, с какими именно аспектами профориентации вы предлагаете работать на данном мероприятии. Задачи должны конкретизировать поставленную вами цель.
Содержание мероприятия. Основные темы, понятия, проблемы, информация, работа с которыми будет предложена участникам мероприятия.
Методы. Краткое описание основных методов, используемых на данном мероприятии.
Необходимые ресурсы: место, время, материалы, оборудование.
План проведения мероприятия с описанием:
— действий организаторов
— инструкций даваемых участникам
— предполагаемых действий участников
— реакций на действия участников (фиксирование, оценивание, задавание вопросов, предоставление правильных ответов, проч.)
Предполагаемый эффект / последействие мероприятия для участников.
По желанию – образцы раздаточного материала.
Прикладная методическая продукция
• Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Виды дидактических материалов:
• демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
• раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);
• Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях. Требования к дидактическим материалам
• ориентация на обучение с опережением
• вариативность форм и способов подачи материала;
• нацеленность на развитие творческих способностей Технология создания и применения дидактических материалов
• Определение целей обучения
• Отбор содержания учебного материала
• Разработка средств контроля знаний и способов их применения
• Включение дидактических материалов в образовательный процесс
Основные типы и виды методической продукции, Особенности их оформления
Основные типы и виды методической продукции.
Особенности их оформления
Классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в образовательно-методический комплекс и дополняющих образовательную программу.
· информационно-методический справочник и т. п.
цель- разъяснения алгоритма осуществления образовательной деятельности (в т. ч. по предлагаемой программе)
· инструктивно-методический плакат и т. п.
III. Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал)
цель- дополнить, проиллюстрировать отдельные вопросы образовательного процесса, в том числе темы, разделы образовательной программы):
· тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного и т. п.
Справочные сведения об основных видах методической продукции, используемых в образовательно-методическом комплексе (ОМК)
Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.
Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.
Аннотированный каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и по ее организации.
Инструкция – пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.
Методическая записка – пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: схемам, графикам, таблицам.
Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.
Тематическая папка объединяет:
· нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
· методические разработки конкретных дел;
· материалы из опыта работы;
Инструктивно-методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.
Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.).
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОМК
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т. д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
· сведения об авторе (авторах);
· список рекомендуемой литературы по данной теме;
· приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
· название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
· фамилия, имя, отчество автора;
· название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
· сути рассматриваемых вопросов;
· предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
· источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные метод, рекомендации);
· возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф. И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
· обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
· определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т. п.);
· краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т. п.);
· обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
· описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
· дать советы по решению:
· организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т. д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
· финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия),
· кадровому обеспечению (требования к экспертам);
· вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
· предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
· планы проведения конкретных дел, мероприятий;
· методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
· примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
· методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
· схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
· примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.
КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ
Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т. д.
Примерная схема методической разработки может включать:
· сведения об авторе;
· условия осуществления мероприятия;
· перечень используемого оборудования и материалов;
· описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
· методические советы по его организации и подведению итогов;
· список использованной литературы;
· приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).
КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
· введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
· теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
· практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
· дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.
3) цели и задачи дела,
4) действующие лица,
6) использованная литература,
7) автор сценария, год.
Сценарий, как правило, снабжен методическими советами, что даст возможность использовать сценарий не «буква в букву», а разрабатывать собственные варианты, не повторять возможных ошибок.
Название (сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария; использованная литература.
Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.
Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:
Требования к оформлению текста:
Исключить переносы в словах.
5.8. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
5.9. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
5.10. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
5.11. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. С права страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение 1».
5.12. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста. Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.
Количество и объем разделов не лимитируется.
Мы рассмотрели самые распространенные виды методической продукции.