какие виды памяти бывают у человека

Виды памяти у человека: обзор 3 основных классификаций

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Источник

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

Виды памяти у человека: особенности и их основные характеристики

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
Используйте методы Цицерона и Айвазовского.. Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной

Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Виды памяти человека

Вся многоликость жизни и деятельности человека невозможна без памяти. Существующие типы и виды памяти человека обусловлены накопленным опытом и особенностями деятельности индивида. Типы памяти определяются индивидуальными особенностями личности, а вот виды выделяют по характеру целей деятельности, а также продолжительности фиксации и сохранения материала.

Какие бывают виды памяти у человека?

По времени резервирования информации выделяют:

Память человека, ее особенности и виды в соответствии с целями деятельности

Речь идет о непроизвольной и произвольной памяти. Если человек что-то запоминает или припоминает, не преследуя для этого специальной цели, то работает непроизвольная память. Если же индивид ставит цель запомнить какой-то материал, то говорят о произвольной памяти. В этом случае запоминание и воспроизведение возможно благодаря специальным, мнемическим действиям. Именно эти два вида обеспечивают последовательное развитие всей памяти в целом.

Отличия краткосрочной от долговременной памяти

Кратковременная и долговременная виды памяти представляют собой две ступени одного развития. Долговременная память отлично функционирует только при хорошей кратковременной, которая является своеобразным буфером для продвижения отобранной информации.

Краткосрочная память позволяет без специальной цели и особых усилий запоминать услышанное и увиденное. Она имеет большое значение для формирования жизненного опыта и организации мышления.

Долговременная память наиболее сложная и важная из всех типов. В ее системе длительное время хранится все, что удерживается в поле внимания более нескольких минут. Туда попадают только переработанные и осознанные материалы. Все это напоминает работу современного компьютера, но более совершенного, с огромными объемами разнообразных данных.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

Мозг как компьютер

Главное отличие краткосрочной и долгосрочной памяти – в объемах запоминаемого материала. Предельные возможности человеческого мозга остаются неизученными. Но даже то, что известно, поражает воображение – столько информации не содержится в самых крупных библиотеках. В обычной жизни человек не задействует все функции и возможности своего совершенного мозгового устройства. Из-за огромного количества информации есть серьезные проблемы с ее поиском.

Таблица типов памяти

Типы памяти
Краткая характеристика
Примеры
По психической активности
Двигательная или моторная
Запоминает и воспроизводит движения и трудовые навыки. Чрезвычайно важна как в быту, так и в освоении любых видов деятельности.
Занятия всеми видами спорта, танцы, обучение маленького ребенка первым шагам.
Образная
Накапливается в виде зрительных, слуховых образов на протяжении всей жизни. На ее сохранение работают все органы чувств. Отличается удивительной точностью.
Влияет на запоминание лиц, звуков, запахов, вкусов

Очень развита у людей искусства.
Эмоциональная
Надолго запоминает информацию, связанную с яркими чувствами.
Заставляет вновь переживать забытые чувства при одном воспоминании и сочувствовать другим людям.
Словесно-логическая
Этот вид памяти свойственен только человеку.
Благодаря словесно-логической памяти дошкольники способны усваивать большой объем знаний.
По характеру связи и целей
Непроизвольная
Хорошо запоминается то, что непроизвольно привлекает особый интерес или имеет значение.
Так формируется основная часть жизненного опыта человека.
Произвольная
Служит для запоминания необходимой информации.
Важна для получения специальных знаний.
По продолжительности хранения
Кратковременная
На этом уровне информация обрабатывается по степени важности и нужности. Этот вид памяти имеет небольшой объем.
Принимает участие в накоплении информации.
Долговременная
Это огромный склад обработанной и осмысленной информации с бессрочным хранением

Иногда ее сложно извлечь.
Участвует в накоплении профессиональных знаний.
Оперативная
Разновидность кратковременной памяти. Для увеличения объема ее можно успешно развивать.
Обучение чтению, письму и другим необходимым навыкам.
Сенсорная
Начальный этап процесса запоминания, который происходит на физиологическом уровне. Длится несколько секунд. Наиболее изучены два вида сенсорной памяти: слуховая и зрительная.
Переводит важные сигналы в кратковременную память.

На то, какого типа бывает память у человека, влияют индивидуальные особенности личности и преобладающий в работе анализатор: слуховой, зрительный, осязательный. Встречаются люди со смешанным типом памяти. Они обычно очень талантливы и успешны.

Теории памяти

Физиологический
подход – теория нейронных моделей.
Нейрон – синапс – нейрон.

Биохимический
подход – 2 стадии запоминания:

Обратимая
электрохимическая реакция

Необратимая
биохимическая реакция

Долговременное
хранилище – кора головного мозга.
Гиппокампы — S
– образные формирования внутри полушарий,
обрабатывают новую информацию и
направляют ее на постоянное хранение.

Психологический
подход – ассоциативная теория: по
сходству, по сложности, по контрасту.
Гештальт-теория (материал выступает в
виде целостной структуры, а не случайного
набора элементов). Лицо.

Деятельностный
подход (эффективность запоминания
определяется значимостью материала
для деятельности личности

-Декларативная
— содержит сведения о мире: Пушкин-поэт,
обеспечивается функционированием коры
головного мозга.

-Процедурная
— различные движения, действия, которые
мы умеем выполнять: письмо, езда на
велосипеде.

.
Семантическая (факты, не относящиеся
к конкретному временному контексту,
общие сведения).

Эпизодическая
(лично пережитые человеком события).

Имплицитная
имеет место, когда мы находимся под
влиянием прошлого опыта, не осознавая
этого.

7.2
Эксплицитная – память, которая имеет
место осознавания.

Какие виды памяти можно развивать

На протяжении своей жизни человек использует разные виды памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичиками» откладываются приобретенные разнообразные знания. Чтобы извлечь нужную информацию, нужны иногда немалые усилия. С помощью забывания нервная система разгружается, это считается нормальным процессом.

Под плохой памятью и хорошей подразумеваются порой совершенно разные вещи

Для одних важно помнить бытовые мелочи, для других людей и события, третьих интересует объем информации перед экзаменом или важной презентацией. Поэтому важно знать, какую память требуется развивать для решения проблем

Условно принято различать два вида:

Встречаются люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут удержать в голове дольше минуты. Специалисты уверены, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если серьезно к этому относиться, то можно добиться значительных успехов.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:

Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс проходит труднее, так как регулярные тренировки не нужны в однообразной трудовой деятельности и быту.

Полезные качества для улучшения процесса запоминания:

Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, то возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает достичь высокого положения в обществе

Это также важно для успешной трудовой деятельности во всех сферах

Как человек запоминает

Какая бывает память у человека, зависит от рода его деятельности и характерных особенностей.

Дополнительная информация. Известно, что у слепых и глухих людей обостряются другие органы чувств. Видоизменяются восприятие мира и типы памяти.

какие виды памяти бывают у человека. Смотреть фото какие виды памяти бывают у человека. Смотреть картинку какие виды памяти бывают у человека. Картинка про какие виды памяти бывают у человека. Фото какие виды памяти бывают у человека

Человеческий мозг – совершенное устройство. Он способен удерживать и восстанавливать огромное количество информации, но подходит избирательно к запоминанию и воспроизведению. То, что происходит в обычной сознательной жизни, в памяти человека надолго не задерживается. Здесь действуют свои законы:

Все данные поступают в мозг разными способами. Ученые предполагают, что в процессах запоминания, хранения и извлечения данных задействованы все отделы головного мозга.

Типологические особенности памяти

С
особенностями лично­сти, с особенностями
деятельности человека связано
преиму­щественное формирование одного
из видов памяти. Так, у арти­стов хорошо
развита эмоциональная память, у
композиторов — слуховая, у художников
— зрительная память, у философов —
словесно-логическая. Преимущественное
развитие образной или словесной памяти
находится в связи с соотношением первой
и второй сигнальных систем, с типологическими
особенностями высшей нервной дея­тельности.
Художественный тип отличается
преимущественным развитием образной
памяти, мыслительный тип — преобладанием
словесной памяти.
Развитие
памяти зависит также от профессиональной
дея­тельности человека, так как в
деятельности психика не только
проявляется, но и формируется: композитор
или пианист лучше всего запоминает
мелодии, художник — цвет предметов,
матема­тик — типы задач, спортсмен —
движения.

Тип
памяти определяет
то, как человек запоминает материал,—
зрительно, на слух или пользуясь
движением. Некоторые люди, для того
чтобы запомнить, нуждаются в зрительном
восприятии того, что они запоминают.
Это люди так называемого зрительного
типа
памяти.Другим
для запоминания нужны слуховые образы.
Данная категория людей обладает слуховым
типом памяти
.
Кроме
того, существуют люди, которые, для того
чтобы запомнить, нуждаются в движениях
и особенно в речевых движениях. Это
люди, обладающие двигательным
типом памяти

частности, рече-двигательным).

Необходимо
обратить внимание на то, что типы памяти
следует отличать от видов памяти. Виды
памяти определяются тем, что мы запоминаем.
А так как любой человек запоминает все:
и движения, и образы, и чувства, и мысли,
— то разные виды памяти присущи всем
людям и не составляют их индивидуальной
особенности

В
то же время тип памяти характеризует
то, как мы запоминаем: зрительно, на слух
или двигательно. Поэтому тип памяти
представляет собой индивидуальную
особенность данного человека. У всех
людей есть все виды памяти, но каждому
человеку присущ какой-либо определенный
тип памяти.

Принадлежность к
тому или иному типу в значительной мере
определяется практикой заучивания, т.
е. тем, что именно приходится запоминать
данному человеку и как он приучается
запоминать. Поэтому память определенного
типа может быть развита с помощью
соответствующих упражнений.

Само по себе
развитие памяти не происходит. Для этого
необходима целая система воспитания
памяти. Воспитанию положительных свойств
памяти в значительной степени содействует
рационализация умственной и практической
работы человека: порядок на рабочем
месте, планирование, самоконтроль,
исполь­зование разумных способов
запоминания, соединение умственной
работы с практи­ческой, критическое
отношение к своей деятельности, умение
отказаться от неэф­фективных приемов
работы и заимствовать у других людей
эффективные приемы. Некоторые
индивидуальные различия в памяти тесно
связаны со специальными механизмами,
защищающими мозг от лишней информации.
Степень активности указанных механизмов
у разных людей различна. Защитой мозга
от ненужной информации объясняется, в
частности, явление гипнопедии, т. е.
обучение во сне. В состоянии сна некоторые
механизмы, защищающие мозг от избыточной
инфор­мации, выключаются, поэтому
запоминание происходит быстрее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *