какие виды референдумов существуют
Понятие, классификации, виды и практика применения референдумов
Исследуем понятие, классификации, виды и практику применения референдумов.
Референдум (от лат. слова «referendum» – то, что должно быть сообщено) – это голосование избирателей, при помощи которого принимается определенное решение на уровне государства, региона, муниципалитета.
Его родиной считают Швейцарию, где подобная форма народного волеизъявления практикуется с XV века.
Выносимые на альтернативное голосование вопросы или совокупность предлагаемых вариантов вопросов и ответов называют формулой референдума.
Его вопросы предполагают положительный или отрицательный ответ человека, а также выбор из нескольких вариантов решений. Принимается решение, собравшее наибольшее количество голосов относительно других вариантов.
Существует общее правило в практике применения, согласно которому формула референдума не должна включать следующие вопросы:
– чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие срочных и экстраординарных видов мер по обеспечению безопасности и здоровья населения);
– требующие специальных знаний (исполнение либо изменение внутренних финансовых обязательств государства, принятие и изменение бюджета);
– ответ на которые заранее известен (снижение различных видов налогов и сборов, повышение заработной платы).
Не выносятся на голосование вопросы о формировании состава органов власти, об их персональном составе, амнистии или помиловании осужденных.
К участию в референдуме допускаются все лица, которые обладают активным избирательным правом.
Классификации и виды референдумов
В литературе существуют различные подходы к классификации и видам референдумов.
1. В зависимости от территориального признака бывают следующие виды референдумов: общенациональный, региональный, местный. Вопросы региональных и местных голосований не должны предусматривать превышения той компетенции, которая предоставлена им положениями конституционных норм.
2. В зависимости от содержания законопроекта различают конституционный и обыкновенный виды референдумов. На конституционном референдуме рассматриваются вопросы, которые связаны с принятием новой конституции или внесением поправок в действующий Основной закон. На обыкновенном референдуме устанавливаются ответы на иные вопросы, которые не имеют конституционного значения.
3. В зависимости от необходимости проведения они бывают обязательными и факультативными. При обязательном виде референдума конституция определяет, что решение по определенному вопросу может быть принято лишь путем проведения всенародного альтернативного голосования. На факультативном виде референдума рассматриваются вопросы, решение по которым может быть принято без его проведения, а вынесение его на всенародное голосование не является обязательным.
4. В зависимости от характера выносимого решения референдумы делят на следующие виды:
– императивные (решение голосования является окончательным) и консультативные (голосование выявляет мнение избирателей, которое учитывается либо не учитывается парламентом, например, при рассмотрении закона);
– утверждающие (закрепляется решение органа власти) и отвергающие (отменяется ранее принятое решение).
Вышеуказанные виды референдумов нередко переплетаются: один и тот же референдум одновременно может быть общенациональным, обыкновенным, факультативным и консультативным.
Практика применения референдумов
В практике их применения встречаются случаи, когда они проводятся по ключевым вопросам внешней политики. Так, в 1995 году избиратели Финляндии и Австрии путем проведения альтернативного голосования выступили за вступление этих государств в Европейский Союз. В 2001 году в Швейцарии большинство её граждан высказались против ускоренного вступления страны в ЕС.
Законодательство о референдумах предусматривает запрет на организацию и проведение всенародных голосований в условиях чрезвычайного или военного положения.
Согласно общему правилу референдум не проводится дважды по одному и тому же вопросу. Однако он может быть проведен повторно по тому же вопросу через определенный промежуток времени (например, в Венгрии – через 2 года, в Испании – через 3 года, в Канаде – через 10 лет).
Референдум обычно признается состоявшимся, в случае если в нём приняли участие большинство от общего количества зарегистрированных избирателей. Решение считается одобренным или принятым, если за него отдало свои голоса большинство пришедших на голосование.
Принятое на референдуме решение является общеобязательным и не требует дополнительного утверждения. Однако практически все принятые решения находят отражение в актах конституционного и текущего законодательства.
Понятие и виды референдумов в РФ
Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.
Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.
В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.
В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодательный).
По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.
Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).
Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).
Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).
Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.
Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»)
Референдум
Институт референдума в системе народовластия. Понятие, значение и виды референдума
Разновидностью референдума является плебисцит, который применяется для легитимации того или иного государственного лидера или действий властей. По своей процедуре плебисцит ничем не отличается от референдума.
В Российской Федерации референдум был впервые закреплен Законом о референдуме 1990 г. Это был во многом противоречивый закон и использовался редко. В апреле 1993 г. референдум был использован для разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью, а в декабре того же года референдум был проведен для принятия Конституции.
Отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума РФ, регулируются Конституцией РФ (ст. 3, 84, 130), ФКЗ от 28.06.2004 г. «О референдуме Российской Федерации», ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») с изм. и доп. от 27.09., 24.12.2002 г., 23.06., 4.07.2003 г., 21.07.2005 г.
Федеральным законом «Об основных гарантиях. » референдум определяется как форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ.
На референдум РФ не могут выноситься вопросы;
Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и субъектов РФ, если указаны вопросы, которые не урегулированы Конституцией РФ, федеральными законами. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, местный референдум.
На референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения.
Референдум РФ проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ, обладает одним голосом. Гражданин РФ голосует на референдуме РФ лично. Участие в референдуме РФ является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума РФ никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума РФ, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.
Референдный процесс, правовые последствия референдума
Инициатива проведения референдума в РФ принадлежит не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
В соответствии с ч. 3 ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание вправе вынести на референдум РФ проект новой Конституции РФ. Решением об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания. Решение Конституционного Собрания направляется Президенту РФ, а также для сведения в палаты Федерального Собрания РФ.
Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан РФ в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом.
Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный Федеральным конституционным законом, законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
Референдум РФ назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент РФ в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конституционный Суд РФ проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в течение месяца направляет Президенту РФ соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае положительного решения Конституционного Суда, Президент РФ своим указом обязан назначить референдум РФ не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения все процедуры, связанные с референдумом, прекращаются.
Решение о назначении референдума РФ, референдума субъекта РФ подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее, чем через 5 дней со дня его принятия.
Голосование по законопроекту и иному вопросу, вынесенному на референдум РФ, производится в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов. Все голоса суммируются в Центральной избирательной комиссии, которая не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума РФ.
Центральная комиссия референдума РФ признает референдум РФ состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме РФ. Центральна комиссия признает решение принятым на референдуме РФ, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Постановлением Центральной комиссии референдума РФ результаты голосования в отдельных субъектах РФ могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия референдума РФ вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума РФ провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии референдума РФ.
Центральная комиссия референдума РФ составляет протокол о результатах референдума РФ. Принятое на референдуме РФ решение и итоги голосования в целом по РФ подлежат официальному опубликованию Центральной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума РФ.
Решение, принятое на общероссийском референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме РФ, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме РФ, определить срок подготовки данного правового акта.
Понятие «референдума». Предмет и виды референдумов
Понятие референдума дано в Федеральном Конституционном законе РФ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» в статье № 2 «Основные термины и понятия». Референдум – это форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.
1. Референдум – это форма прямого волеизъявления.
2. Референдум – это форма волеизъявления граждан.
3. Предмет референдума: наиболее важные особенности государственного и местного значения.
4. Цель: принять определенные решения.
6. Могут участвовать только граждане, обладающие активным правом на участие.
Первый референдум был проведен в республике Берн (Швейцария) в 1449 году.
Этапы развития института референдума:
1. До Первой Мировой войны.
1905 год – Норвегия: решался вопрос о пребывании в союзе со Швецией, обсуждение формы правления, государственного устройства и т.д.
2. Между двумя Мировыми войнами.
Этап демократизации избирательного законодательства и принятия конституций: Ирландия, Португалия, Румыния, Люксембург, Исландия и т.д. В Эстонии с 1923-1936 год было проведено 5 референдумов. На волне демократии данный политический инструмент смогли удачно использовать Германия и Италия: были проведен референдумы с вопросами о выходе Германии из лиги наций и о передаче президентских функций Гитлеру и другие.
3. После окончания Второй Моровой войны.
Во многих странах референдум стал основным механизмом принятия Конституции: Франция, Испания, Дания. Происходило освобождение от колониальной зависимости: Алжир, Конго и т.д. В некоторых государствах посредством референдума был возвращен монархический строй: Бельгия, Испания. В других государствах был положен конец монархии: Италия, Болгария, Греция. Президент Шарль де Голь провел всенародное голосование во Французской республике 8 раз. В 70е годы стали проводиться референдумы в парламентских странах. Референдум на данный момент является «традицией» в Швейцарии, Италии и Австралии.
Причины крайне редкого использование референдума в России как института непосредственной демократии:
1. Обширность территории государства.
2. Экономический уровень развития страны: постоянный дефицит средств.
3. Неподготовленность народа к оценке предлагаемого решения и неподготовленность власти принять это решение как должное.
История нормативного регулирования:
В 1936 году – в Конституции СССР года в качестве формы народного обсуждения референдум как консультативная форма.
В 1977 году в Конституции СССР впервые в истории страны референдум был зафиксирован как всенародное голосование.
В 1990 году был принят Закон СССР и Закон РСФСР «О всенародном голосовании».
Практика проведения референдумов в России:
На основе Закона СССР 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР. Был проведен в этот же день референдум об учреждении поста Президента РСФСР.
Второй всероссийский референдум проходил 25 апреля 1993 года о доверии Президенту Б.Н.Ельцину и социально-экономическому курсу и досрочных выборах Президента и Верховного Совета РСФСР.
12 декабря 1993 года – референдум о принятии Конституции РФ.
Виды референдумов:
I. По предмету референдума (вопросы, выносимые на референдум):
· Конституционный – то, что предусмотрено Конституцией как обязательный референдум;
· Законодательный референдум – вопросы, предусмотренные законом как обязательные для обсуждения на референдуме;
· Международно-правовой – вопросы заключения международных договоров, союзов и т.д.;
· Административно-правовые референдумы –административно-территориальное деление обязательно с учетом мнения населения.
II. По территориальному признаку :
· Общегосударственный референдум, проводимый на территории государства;
· Региональный референдумы проводятся на основе ФКЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме» и Закона субъекта федерации о референдуме;
· Местный.
III. От времени их проведения :
· До принятия закона парламентом;
· После принятия закона парламентом.
IV. По юридическим последствиям :
· Консультативный;
· Императивный.
V. По способу проведения :
· Обязательные (по вопросам, указанным в законе);
· Факультативные.
VI. По субъектам инициативы (Глава государства, Парламент и т.д.).
Виды референдумов
Классификация референдумов осуществляется по различным основаниям.
В зависимости от предмета референдума — выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, интернационально-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума есть внесение трансформаций в конституцию или принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума есть принятие законопроекта, внесение трансформаций либо отмена действующих законов. Интернационально–правовой референдум проводится для ответа вопросов, появляющихся в межправительственных отношениях. Предметом для того чтобы референдума возможно вступление в интернациональные организации, ратификация либо отмена интернациональных контрактов, ответ вопросов о интернационально-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, трансформацией либо отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума возможно изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий чиновниковов, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.
По характеру юридической силы ответа, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (необходимый) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Ответ, принятое на консультативном референдуме, не имеет необходимой силы. Решения императивного референдума необходимы для выполнения лицами и всеми органами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и в большинстве случаев смогут быть поменяны (отменены) лишь таким же референдумным методом. Законодательство РФ предусматривает проведение лишь императивного референдума.
Референдумы в зависимости от условий, нужных для их проведения, делятся на необходимые и факультативные. Необходимый референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и есть одним из способов принятия какого-либо национального ответа. Российское законодательство не содержит положений об необходимом проведении референдума, но предоставляет право субъектам РФ и муниципальным образованиям в собственных правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.
Конституция РФ самый обще регулирует вопросы, которые связаны с референдумом. В ст. 3 закрепляется, что референдум наровне с выборами есть высшим ярким выражением власти народа. Статья 32 Конституции РФ закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более неспециализированного права граждан конкретно принимать участие в управлении делами страны (ч. 1 ст. 32). Конституция РФ разграничивает предметы ее субъектов и ведения Федерации в части защиты и регулирования прав и свобод человека, к каким относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении РФ, а защита — в совместном ведении РФ и ее субъектов.
На референдум РФ не смогут выноситься вопросы:
1) трансформации статуса субъектов РФ;
2) досрочного прекращения либо продления срока полномочий Главы Российской Федерации, Совета Федерации, Госдумы Федерального Собрания РФ, а равняется о проведении досрочных российских президентских выборов, Госдумы либо досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ или об отсрочке таких выборов (формирования);
3) изменения и принятия бюджета страны, изменения и исполнения внутренних денежных обязательств страны;
4) введения, отмены и изменения федеральных налогов и сборов, и освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по безопасности населения и обеспечению здоровья;
6) помилования и амнистии.
Референдум РФ не имеет возможности проводиться в условиях армейского либо чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение трех месяцев по окончании отмены армейского либо чрезвычайного положения. Повторный референдум РФ не проводится в течение года по окончании официального опубликования результатов референдума РФ с такой же по содержанию либо по смыслу формулировкой вопроса.