какие виды спортивно массовых соревнований проводятся в школе
Организация спортивно-массовых мероприятий в условиях общеобразовательной школы
Физическое воспитание в цивилизованном обществе рассматривается, как процесс и результат целенаправленной деятельности человека, направленный на его физическую, телесную природу. В одном из направлений физическое воспитание призвано удовлетворять потребности в оздоровительной двигательной деятельности личности и общества.
В настоящее время современные педагоги, родители испытывают такие затруднения в воспитании, физическом развитии детей, как ухудшение здоровья детей в процессе обучения, недостаточная двигательная активность, увеличение числа учащихся, имеющих вредные привычки, отсутствие приоритета здорового образа жизни.
Обозначенные проблемы решаются в процессе организации физического воспитания школьников – на уроках физической культуры и во внеклассной воспитательной работе.
В литературе проблема внеклассной работы физической культуры рассматривается с разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы с социальным пространством и его временными характеристиками. Так же отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка, указываются основные формы организации внеклассной работы, современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы, рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе, в том числе физического.
Актуальность проблемы состоит в том, что разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуальных запросов подрастающего поколения за счет спортивно-массовой и внеклассной работы в школе, специализированных, спортивных, культурно-оздоровительных учреждениях. Физическое воспитание в школе и вне школы требует от учителя определенных знаний, непосредственно опыта и терпения. Спортивно-массовые мероприятия, проводимые в школе и в спортивных учреждениях требуют от учащихся более широкий подход.
Рассмотрим классификацию спортивно-массовых мероприятий и формы физического воспитания.
1. Дни спорта и здоровья.
К числу спортивно-массовых и рекреационно-оздоровительных мероприятий, получивших признание, относятся дни спорта и дни здоровья.
Кружок «Мягкая игрушка» готовит призы и сувениры.
Спортивные фестивали как спортивно-массовые мероприятия начали проводиться в 70-е годы в Скандинавии. Обязательным компонентом фестиваля является театрализованное представление «Путешествие в малознакомый вид спорта». Именно в таком плане участников фестиваля ознакомили с восточными видами оздоровления, австралийскими оригинальными физическими упражнениями (метание бумеранга и др.).
В программы спортивных фестивалей также входит организация выставок.
Повсеместное проведение соревнований типа « Я-Чемпион!», регулярный показ их по телевидению способствовали тому, что в последние годы значительно повысилась роль подвижной игры в воспитательной работе с детьми. Ее шире используют в оздоровительных лагерях, на уроках физической культуры, в группах продленного дня, на занятиях с юными спортсменами, в организации активного отдыха населения.
В соревнованиях часто используют задания, выполняемые двумя или несколькими участниками одновременно: бег в паре, одновременные прыжки, переноска партнера, групповые перетягивания и переталкивания, а также катание на велосипедах, самокатах, импровизированных лыжах.
Содержание, направленность и методика проведения соревнований предполагают соблюдение следующих основных принципов:
— соответствие форм и средств психофизическим особенностям участников;
— доступность для всех участников, в том числе и для тех, кто еще не приобщился к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
— зрелищность и эмоциональность конкурсов и заданий;
— целостность и логическая последовательность конкурсов и игр;
— комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект участников;
— коллективность действий участников;
— ступенчатость и периодичность проведения соревнований;
— гласность, сравнимость результатов, определенность цели и задач, единство требований;
-высокая культура организации и проведения соревнований;
-торжественная обстановка, красочное оформление места проведения соревнований, используемого инвентаря, нарядная одежда участников;
сочетание традиционных и новых ритуалов, соответствующих духу времени;
рациональное чередование игровых средств в оздоровительно-тренировочных целях.
В основу проведения «Я – Чемпион!» легли следующие факторы:
Психофизическая нагрузка, испытываемая играющими: малая, средняя, большая.
Организация играющих с одновременным и поочередным участием, с привлечением, всей команды или части ее.
Преимущественное проявление играющими определенных физических способностей: быстрота, ловкость, сила, скоростно-силовые качества, выносливость.
В ходе соревнований возможны любые по сложности и взаимоотношению участников игры действия:
— игры с активным единоборством сторон, непосредственным контактом с соперником; игры без соприкосновения, с командой-соперницей;
— участники действуют согласованно, но не могут непосредственно влиять на ход игры другой команды или затруднять действия отдельных ее игроков;
— игры-эстафеты, где действия каждого участника имеют одинаковую направленность и связаны с перемещением по площадке и выполнением определенных заданий;
— участники выступают в порядке очередности, но непосредственного контакта с соперником нет.
Эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим систематизировать их и облегчить подбор игровых заданий.
— в индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: на месте, с передвижением различными способами, с передвижением и дополнительными заданиями; в коллективных совместных эстафетах участники передвигаются группами, и успех обеспечивает согласованность действий всей команды.
Для детей начальных классов организовывают эстафеты сюжетного или тематического плана. Каждый игрок или группа участников выполняет свое задание. Здесь широко применяют игры-аттракционы, игры-поединки, в процессе которых соперники выявляют преимущество в единоличной борьбе. Они могут протекать в различных сочетаниях по сложности действий и взаимоотношений играющих: с активным единоборством, связанным с непосредственным контактом, соприкосновением с соперником, а также без соприкосновения с соперником.
Предлагаемые сценарии и игровые комплексы рассчитаны на участников различного возраста и конкретные условия проведения эстафет. Они составлены с учетом основных методических требований: соответствие сюжета и двигательного содержания возрасту, соблюдение логической последовательности и взаимосвязи игрового материала, правильная дозировка нагрузки, а также общих педагогических требований, способствующих большему воспитательному эффекту проводимых соревнований.
Спортивно-массовая работа в школе является важным звеном в системе физического воспитания учащихся. Различные формы спортивно-массовой работы способствуют повышению мотивации школьников к здоровому образу жизни, привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, позволяют создавать условия для удовлетворения их потребностей в физическом совершенствовании, учат организовывать активный отдых, способствуют самоорганизации и самореализации учащихся.
Основными направлениями в сфере физической культуры и спорта являются:
1. Формирование у обучающихся понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере.
3. Формирование нормативно-правовых и организационно – экономических механизмов при использовании бюджетных источников финансирования.
4. Анализ эффективности использования спортивных сооружений.
5. Развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров физической подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней.
6. Проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий:
— соревнований «Мама, папа, я – дружная спортивная семья»,
7. Формирование постоянно действующей информационно–пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей привлечению детей и подростков к активным занятиям физической культурой и спортом, формированию навыков здорового образа жизни.
Очевидно, спортивные мероприятия содействуют сплочению школьного коллектива, укреплению дружбы между учащимися.
Неоднородность контингента школьников по возрасту, спортивным интересам, уровню физической подготовленности требует учитывать при организации внеклассных мероприятий следующие моменты: контингент учащихся, возрастные особенности, виды состязания, материальное обеспечение, кадровое обеспечение.
При организации и проведения спортивных соревнований необходимо учитывать разный уровень физической подготовленности учащихся. Невозможность выполнить то или иное физическое упражнение снижает уровень заинтересованности ребенка в участии в соревнованиях. Требуется определенная дифференциация в подборе физических тестов. Так, например, при проведении соревнований среди юношей, посвященных Дню Защитника Отечества, в программу могут быть включены упражнения, направленные на развитие различных физических качеств. Соответственно и таблица подсчета очков составлена будет таким образом, чтобы уравновесить различные по характеру физические упражнения.
В план спортивных мероприятий можно включать разнообразные виды подвижных и спортивных игр. Главное, чтобы они соответствовали возрастным особенностям учащихся.
Так, например, соревнования по волейболу нежелательно проводить в 5-х классах, ввиду технической сложности. А вот в народной игре «Русская лапта» с удовольствием участвуют как 5-е, так и 11-е классы.
Различают две формы организации внеклассной работы:
1. Групповые занятия (кружки, секции).
2. Массовые физкультурные мероприятия (туристические походы, соревнования, спортивные праздники).
В начале каждого учебного года разрабатывается и утверждается программа физкультурных мероприятий. Это общий план мероприятий, где отражаются: туристические походы, спортивные праздники, спортивные состязания, подвижные игры, спартакиады, часы здоровья, дни здоровья, хозяйственные работы. Этот план физкультурно-массовых мероприятий обязательно должен согласовываться с общешкольным планом.
С целью формирования атмосферы состязаний, подъема духа борьбы среди команд, классов составляется календарь спортивных соревнований.
На каждое проводимое спортивное мероприятие составляется положение о проведении соревнования, утверждаемое директором школы.
В положении указываются:
— программа и условия проведения;
В современной школе в рамках организации спортивно-массовой работы уже отработана определенная система физкультурно-спортивной деятельности учащихся.
Помимо 4-х уроков физической культуры в неделю, из которых два часа отводятся на спортивный выбор, в школе ежегодно, начиная с 2005 года, проводится школьная спартакиада школьников для учащихся 2-11-х классов. Раньше в школе тоже проводились соревнования, но они носили разовый, спонтанный характер. Теперь же все виды соревнований систематизированы в блоки с набором определенных видов спорта.
Для каждой параллели классов, с учетом возраста и технической подготовленности учащихся, подобраны определенные виды спорта.
Во 2-4-х классах проводятся соревнования по 4-м видам:
«Веселые старты», игра «Снайпер», лыжные гонки, «ОФП»
В 5-6-х классах проводятся соревнования по 7 видам:
День здоровья, «Веселые старты», плавание, фестиваль аэробики, «Русская лапта», футбол, пионербол.
В 7-11 классах проводятся соревнования по 7 видам :
День здоровья, волейбол, гандбол, плавание, фестиваль аэробики, «Русская лапта», футбол.
Для привлечения к соревнованиям большего количества учащихся из каждого класса, в спартакиаду, кроме технических видов спорта, включаются также такие спортивные мероприятия как День здоровья, Соревнования на приз Деда Мороза, День Защитника Отечества, фестиваль аэробики. Одним из критериев определения победителя в каждом из перечисленных соревнований является массовость учащихся. Кроме того, расписание проводимого соревнования построено таким образом, чтобы одновременно участвовали все учащиеся. Например, соревнование на приз Деда Мороза состоит из четырех видов состязаний: перетягивание каната, игра «Снайпер», игра «Пионербол», плавание.
В каждом виде от каждого класса участвуют 3 мальчика и 3 девочки. Таким образом, одновременно участвуют 24 человека от класса.
Календарь спортивных соревнований составлен и рассчитан на целый учебный год.
После каждого соревнования в таблицу спартакиады заносятся результаты, где наглядно видно, какое место занимает тот или иной класс на данный момент.
В этом году календарь спортивно- массовой работы школы по срокам сориентирован на каникулярное время учащихся. Цель данного проекта направлена на организацию досуга учащихся школы в дни школьных каникул.
Таким образом, в школе в течение учебного года могут проводиться четыре спортивные недели, в которых учащиеся 2-11-х классов будут состязаться в различных соревнованиях.
Следовательно, школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить применять эти знания в повседневной жизни. Включение в учебные планы школы занятий, позволяющие целенаправленно подготовить к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, формировать у них культуру здоровья. Самый эффективный метод в физическом воспитании является соревновательно-игровой метод.
Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроках так и на внеурочной деятельности, за счет подключения эмоций учащихся. Спортивно-массовые мероприятия исключают принуждения к учению: обучение идет через игру и соревнования. Такое обучение вызывает у ребенка радость, способствует движению вперед, обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Проведение спортивно-массовой работы, дней здоровья и просто активный отдых является необходимым условием для воспитания здорового подрастающего поколения. Позволяет в полной мере реализовать программу сохранения здоровья школьников и развитие их физических способностей.
В процессе проведения спортивно-массовых мероприятий в средней общеобразовательной школе решаются следующие задачи:
— укрепление здоровья учащихся;
— формированы потребности школьников в ведении здорового образа жизни;
— приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
— привлечение детей и подростков в спортивные школы и клубы.
Несомненно, что регулярное проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в школах способствует увеличению интереса детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями имеют назначение – как организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического совершенствования, обеспечения активного отдыха.
Спорт – это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.
В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, в возрасте от 7 до 17 лет. Учащихся распределяют по учебным группам в зависимости от возраста:
— первый год обучения – подготовительная группа (7-8 лет);
— второй год обучения – младшая детская группа (9-10 лет);
— третий год обучения – старшая детская группа (11-12 лет);
— четвертый год обучения – подростковая группа (13-14 лет);
— пятый год обучения – юношеская группа (15-17 лет).
Комплектовать группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с программами по видам спорта разрабатывается также учебная документация – учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь соревнований секции.
Спортивные соревнования, которые организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.
Для их проведения необходимы:
1. Разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях.
2. Создание торжественной и праздничной атмосферы.
3. Соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований.
4. Четкое выполнение сценария и объективное судейство.
5. Награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы.
6. Продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.
Учащиеся среднего и старшего школьного возраста участвуют в соревнованиях по видам спорта, туристских походах.
Для пропаганды занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных школах организуются вечера спортивной славы, на которые приглашаются ведущие спортсмены. Они демонстрируют свои спортивные качества, рассказывают об успехах советских спортсменов.
Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки.
Таким образом, правильно организованная деятельность школьного коллектива физической культуры позволяет расширить масштабы внеклассной работы в школе, привлечь к систематическим занятиям физическими упражнениями и общественно-полезной деятельности наибольшее число школьников. Сам факт объединения учащихся в коллектив, способный решать задачи общественной значимости, имеет большое воспитательное значение.
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
— тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы);
— доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
— преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
— привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;
— четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.
Для того, чтобы форма работы дала желаемый результат, нужно, чтобы она была внутренне принята учителем физической культуры, педагогическом коллективом школы и её руководством и конечно же учениками.
Какие виды спортивно массовых соревнований проводятся в школе
Внеклассные спортивно-массовые мероприятия и соревнования по упражнениям и видам спорта в школе должны быть логическим продолжением учебного процесса и процесса физического воспитания в целом.
Для практического обеспечения массовости участия целый ряд соревнований можно и целесообразно проводить на контрольных уроках после прохождения соответствующих тем: по бегу, прыжкам, метанию, подвижным и спортивным играм и т. д.
В программу многоборий следует включать простейшие упражнения, которые доступны всем учащимся, но которые в той или иной степени определяют уровень физической подготовленности ученика.
Например, в программу школьной спартакиады можно включить соревнования по школьному многоборью. Такое многоборье отражает уровень физической подготовленности ученика комплексно, т. е. тогда, когда он демонстрирует уровень разных физических качеств. А так как каждое упражнение оценивается в очках, такие соревнования могут проводиться как лично-командные. Для их проведения составляется примерное положение.
1. Нацелить деятельность учителей физической культуры школ Москвы на работу со всеми учащимися в проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
2. Привлечь основную массу школьников к регулярному участию в соревнованиях по простейшим видам спорта и упражнениям, изучаемым по школьной учебной программе «Физическая культура».
3. Определить уровень физической подготовленности и состояния здоровья с целью создания «Экрана здоровья» каждого ученика на конец учебного года.
4. Выявить сильнейших учащихся и команды по видам спорта и отдельным упражнениям, а также в комплексном многоборье («школьное многоборье») в школах для сравнения уровня физической подготовленности детей в соревнованиях на уровне районных управ.
II. Участники соревнований
К участию в массовых соревнованиях школьников привлекаются учащиеся 1–11-х классов, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам. Учащиеся подготовительной медицинской группы принимают участие в тех видах спорта (упражнениях), которые им не противопоказаны.
Учащиеся специальной медицинской группы и освобожденные на период соревнований после болезни привлекаются к судейству и в помощь учителю по организации и проведению соревнований.
III. Судейство соревнований
Для проведения массовых внутришкольных соревнований в школах создаются судейские бригады по видам спорта. На каждый вид программы между командами классов заранее определяются и готовятся судьи.
Для проведения финальных соревнований в масштабе районных управ создаются оргкомитеты из числа представителей школ, сотрудников ФСО округа, районного спорткомитета, а также приглашенных судей для судейства отдельных видов спорта.
IV. Время и место проведения
Массовые соревнования школьников проводятся в два этапа:
1-й этап – внутришкольные в классах и между классами в течение учебного года;
2-й этап – соревнования между командами школ в районных управах; по «школьному многоборью»:
– сборные команды учащихся 10–11 лет, 15–20 октября;
– сборные команды учащихся 12–13 лет, 15–20 октября;
– сборные команды учащихся 14–15 лет, 15–20 октября;
– сборные команды учащихся 16–17 лет, 15–20 октября.
Осенний кросс «Золотая осень» – 5–10 октября.
Виды по выбору, подвижные и спортивные игры проводятся в дни каникул.
V. Программа соревнований
– 6–7 лет – «Веселые старты»;
– 8–9 лет – «Веселые старты»;
– 10–11 лет – «Перестрелка».
Сборные команды классов (6 м + 6 д);
– 12–13 лет – встречная эстафета между командами классов (5 м + 5 д). Эстафета проводится на время;
– 14–15 лет. Эстафета в спортивном зале между командами классов в составе 20 человек (10 м + 10 д);
– 16–17 лет. Эстафета в спортивном зале между командами классов в составе 20 человек (10 юн. + 10 дев.).
№ Вид соревнований 8–9 10–11 12–13 14–15 16–17
п/п лет лет лет лет лет
М Д М Д М Д М Д М Д
1 Челночный бег (сек.) 3 ґ 10 м 3 ґ 10 м 3 ґ 10 м 3 ґ 10 м 5 ґ 10 м
3 Поднимание туловища за 30 сек. + + + + + + + + + +
4 Сгибание и разгибание рук на полу – + – + – + – + – +
5 Подтягивание из виса (мальчики) + – + – + – + – – –
6 Прыжки через скакалку за 1 мин. + + + + + + + + + +
Спортивные игры: сборные команды учащихся 10–11 и 12–13 лет – мини-футбол (мальчики); пионербол – девочки.
Сборные команды учащихся 14–16 лет – волейбол, футбол, баскетбол, ручной мяч (один вид от школы по выбору).
Примечания. 1. Бег 1000 м проводится на 1-м этапе для школьников со 2-го класса.
2. На 2-м этапе сборные команды школ выступают по пятиборью (без кросса). См. табл. «Школьное многоборье».
VI. Определение победителей
а) в личных соревнованиях по школьному многоборью в каждой возрастной группе среди мальчиков и девочек по наибольшей сумме набранных очков;
б) в командных соревнованиях между 4–5-м; 6–7-м; 8–9-м; 10–11-м классами: по сумме очков 20 лучших участников класса;
в) в командных соревнованиях по играм («Веселые старты», эстафеты) по лучшему времени команд. В спортивных играх – по занятым местам в подгруппе.
а) в личных соревнованиях – по лучшей сумме очков среди мальчиков и девочек в каждой возрастной группе участников многоборья;
б) в командных соревнованиях – по лучшей сумме очков 25 лучших участников в каждой возрастной группе от школы;
в) в командных соревнованиях по играм – по занятым местам.
VII. Награждение победителей
Награждение участников и команд на 1-м и 2-м этапах соревнований определяется руководством школы и оргкомитета районной управы.
Приложения: 1. Примерный календарь внутришкольных соревнований на учебный год.
2. Описание техники выполнения упражнений по школьному многоборью.
3. Таблицы оценки результатов соревнований по видам школьного многоборья.
Примерный календарь внутришкольных соревнований на учебный год
1. Легкая атлетика: бег на короткую дистанцию, кросс, метание мяча – 25–30 сентября.
2. «Веселые старты»: 1–2-й классы; 3–4-й классы.
4. «Дни эстафет»: 7–8-й классы – 21–25 октября.
5. «Школьное многоборье»: лично-командное первенство школы между 4–5-м, 6–7-м классами. Состав команд от класса: 5 мальчиков, 5 девочек – 20–30 ноября.
6. Первенство школы по спортивным играм – 1–15 декабря.
7. Лично-командное первенство по лыжным гонкам – 20–25 декабря по 2 января.
8. «Школьное многоборье» – лично-командное первенство школы между 8–9-м и 10–11-м классами – 25–30 января. Состав команд от класса: 5 девушек и 5 юношей.
Примечания: 1. Соревнования по легкоатлетическим упражнениям проводятся между учащимися начиная с 10 лет. Команды от классов: 5 мальчиков и 5 девочек лучших на каждый вид – бег на короткую дистанцию, кросс и метание мяча на дальность.
2. Каждая школа исходя из условий составляет свои программы по легкой атлетике, «веселым стартам», эстафетам, лыжным гонкам, спортивным играм и т. д.
3. Оценка результатов соревнований по школьному многоборью проводится по таблицам (см. далее).
Описание техники выполнения упражнений по школьному многоборью
1. Челночный бег 3ґ10 м. В зале или на ровной площадке (беговой дорожке) отмеряется отрезок 10 м. В начале и конце отрезка чертятся линии старта и финиша. Отрезки можно сделать для 2–3 участников бега. На линии старта кладут по два детских кубика (обычно пластмассовые). По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и ставят вперед толчковую ногу к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и берут в руку по одному кубику. По команде «Марш!» бегут к линии финиша, кладут на нее кубик, возвращаются за вторым кубиком и также кладут его на линию финиша. Секундомер включается по команде «Марш!» и выключается в момент касания второго кубика линии финиша. Броски кубиков запрещаются.
2. Челночный бег 5ґ10 м. Проводится по тем же правилам, что и 3ґ10 м, но с тремя кубиками.
3. Прыжки в длину с места. Соревнования (тестирование) лучше проводить на размеченной резиновой дорожке или на полу с соответствующей разметкой. Из исходного положения стоя носками на линии старта махом рук вперед-вверх из положения «старт пловца» прыжок вперед на обе ноги. Результат засчитывается по сзади стоящей пятке любой ноги. Из трех попыток лучшая идет в зачет.
4. Поднимание туловища за 30 сек. И.п.: лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях, носки зафиксированы. По команде судьи «Упражнение начинай!» включается секундомер. Участник (участница) поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и снова ложится на пол (лучше на гимнастический мат). Упражнение выполняется за 30 сек. Количество правильно выполненных движений (подъемов) заносится в протокол.
5. Прыжки через скакалку. Упражнение выполняется с вращением скакалки вперед. При задевании ног или при остановке участник продолжает прыгать с продолжением подсчета. Общее количество прыжков, выполненное за 1 мин., заносится в протокол.
6. Подтягивание из виса на высокой перекладине. И.п.: вис хватом сверху, ноги прямые. По команде судьи «Упражнение начинай!» участник подтягивается на перекладине до касания ее подбородком и снова опускается на прямые руки. Порядок судейства следующий: судья, убедившись в готовности участника, считает количество правильных повторений (подтягиваний). Если какая-либо попытка выполнена неправильно, ее не засчитывают. Например: если первые два подтягивания сделаны правильно, третья – неправильно, а четвертая снова правильно, то судья считает так: «Раз, два, не считать, три. » и т. д. В конце судья объявляет результат.
7. Переворот в упор на высокой перекладине. Из виса на прямых руках (хватом сверху), энергично поднимая ноги (вместе) вперед-вверх до вертикального положения туловища, подтянуться и, сгибаясь в тазобедренном суставе, выполнить переворот в упор до положения «прогнувшись». Далее медленно опуститься в исходное положение (не раскачиваясь). Выполнить упражнение еще раз и т. д. Касание пола ногами не разрешается. Порядок судейства тот же, что и при подтягивании. Упражнение выполняется на количество раз.
8. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу. И.п.: лежа на полу в упоре на руках. Руки ладонями на ширине плеч. По команде «Упражнение начинай!» участник разгибает (полностью) руки в локтевом суставе в упоре на носках (не касаясь пола коленями) и ложится в и.п. Невыпрямление рук и касание пола коленями – грубые ошибки, при которых упражнение не засчитывается.
9. Кросс (бег) 1000 м. Может проводиться как на беговой дорожке стадиона, так и по пересеченной местности. В забеге может быть до 10 участников.
Таблица
оценки результатов соревнований по школьному многоборью
для учащихся 6–7 лет
Очки Упражнения многоборья Очки
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
20 10,0 10,2 140 130 18 13 20
19 10,1 10,3 139 129 17 – 19
18 10,2 10,4 138 128 16 12 18
17 10,3 10,5 137 127 – – 17
16 10,4 10,6 136 126 15 11 16
15 10,5 10,7 135 125 – – 15
14 – 10,8 134 124 14 – 14
13 10,6 10,9 133 123 – 10 13
12 – 11,0 132 122 13 – 12
11 10,7 11,1 131 121 – – 11
10 – 11,2 130 120 12 9 10
9 10,8 11,3 128 118 – – 9
7 10,9 11,4 124 114 – 8 7
5 11,0 11,5 120 110 – – 5
3 11,1 11,6 116 106 – – 3
1 11,2 11,7 110 100 8 6 1
Примечание. За результат, показанный участником выше 20 очков, прибавляется:
1. В челночном беге – 1 очко за каждые 0,1 сек.
2. В прыжках в длину с места – 1 очко за каждый см.
3. Поднимание туловища – 1 очко за каждый дополнительный подъем.
Таблица
оценки результатов соревнований по школьному многоборью
для учащихся 8–9 лет
Очки Упражнения многоборья Очки
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
20 8,8 9,3 160 145 20 16 5 60 20
19 8,9 9,4 159 144 19 15 – 59 19
18 9,0 9,5 158 143 18 – – 58 18
17 9,1 9,6 157 142 17 14 – 57 17
16 9,2 9,7 156 141 16 – – 56 16
15 9,3 9,8 155 140 – 13 – 55 15
14 9,4 9,9 154 139 15 – – 54 14
13 9,5 10,0 153 138 – 12 4 53 13
12 9,6 10,1 152 137 14 – – 52 12
11 9,7 10,2 151 136 – – – 51 11
10 9,8 10,3 150 135 13 11 – 50 10
9 – 10,4 148 133 – – – 49 9
8 9,9 – 146 131 12 – – 48 8
7 – 10,5 144 129 – 10 3 47 7
6 10,0 – 142 127 11 – – 45 6
5 – 10,6 140 125 – – – 43 5
4 10,1 – 138 123 10 9 – 41 4
3 – 10,7 136 121 – – – 39 3
2 – – 133 118 – – – 37 2
1 10,2 10,8 130 115 9 8 2 35 1
Примечание. За результат, показанный участником выше 20 очков, прибавляется:
1. В подтягивании – 2 очка за каждое подтягивание.
2. В прыжках через скакалку – 1 очко за 3 прыжка свыше.
Таблица
оценки результатов соревнований по школьному многоборью
для учащихся 10–11 лет
Очки Упражнения многоборья Очки
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
20 8,2 8,5 180 160 21 16 6 10 65 70 20
19 – – 179 159 – – – – 64 69 19
18 8,3 8,6 178 158 20 15 – 9 63 68 18
17 – – 177 157 – – 5 – 62 67 17
16 8,4 8,7 176 156 19 14 – 8 61 66 16
15 – – 175 155 – – – – 60 65 15
14 8,5 8,8 174 154 18 – – 7 59 64 14
13 – – 173 153 – 13 4 – 58 63 13
12 8,6 8,9 172 152 17 – – 6 57 62 12
11 – 9,0 170 150 – – – – 56 61 11
10 8,7 9,1 168 148 16 12 – 5 55 60 10
9 – 9,2 166 146 – – 3 – 54 59 9
8 8,8 9,3 164 144 15 – – 4 53 58 8
7 – 9,4 162 142 – 11 – – 52 57 7
6 8,9 9,5 160 140 14 – – 3 50 55 6
5 – 9,6 158 138 – – 2 – 48 53 5
4 9,0 9,7 156 136 13 10 – 2 46 51 4
3 9,1 9,8 154 134 – – – – 44 49 3
2 9,2 9,9 152 132 – – – – 42 47 2
1 9,4 10,0 150 130 12 9 1 1 40 45 1
Примечание. За результат, показанный участником выше 20 очков, прибавляется: сгибание и разгибание рук в упоре на полу (девочки) за каждое отжимание свыше – 2 очка.
Таблица
оценки результатов соревнований по школьному многоборью
для учащихся 12–13 лет
Очки Упражнения многоборья Очки
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
20 7,8 8,0 195 175 24 18 9 12 85 95 20
19 – – 194 174 23 – – – 84 94 19
18 7,9 8,1 193 173 – 17 – 11 83 93 18
17 – – 192 172 22 – 8 – 82 92 17
16 8,0 8,2 191 171 – 16 – 10 81 91 16
15 – – 190 170 21 – – – 80 90 15
14 8,1 8,3 189 169 – 15 – 9 79 89 14
13 – – 188 168 20 – 7 – 78 88 13
12 8,2 8,4 187 167 – 14 – 8 77 87 12
11 – 8,5 186 166 19 – – – 76 86 11
10 8,3 8,6 184 164 – 13 – 7 75 85 10
9 – 8,7 182 162 18 – 6 – 74 84 9
8 8,4 8,8 180 160 – 12 – 6 73 83 8
7 – 8,9 178 158 17 – – – 72 82 7
6 8,5 9,0 176 156 – 11 – 5 70 80 6
5 – 9,1 174 154 – – 5 – 68 78 5
4 8,6 9,2 172 152 16 10 – 4 66 76 4
3 8,7 9,3 170 150 – – – – 64 74 3
2 8,8 9,4 168 148 – – – – 62 72 2
1 8,9 9,5 165 145 15 9 4 3 60 70 1
Примечание. За результат, показанный участником выше 20 очков, по всем упражнениям прибавляются те же очки, что и в предыдущих классах (возрастах).
Таблица
оценки результатов соревнований по школьному многоборью
для учащихся 14–15 лет
Очки Упражнения многоборья Очки
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
20 7,4 7,6 220 200 28 24 12 14 90 100 20
19 – – 219 199 27 23 11 – 89 99 19
18 7,5 7,7 218 198 26 22 10 13 88 98 18
17 – – 217 197 25 21 – – 87 97 17
16 7,6 7,8 216 196 24 – 9 12 86 96 16
15 – – 215 195 23 20 – – 85 95 15
14 7,7 7,9 213 194 – – – 11 84 94 14
13 – – 211 192 22 19 8 – 83 93 13
12 7,8 8,0 209 190 – – – 10 82 92 12
11 – 8,1 207 188 21 18 – – 81 91 11
10 7,9 8,2 205 186 – – 7 9 80 90 10
9 – 8,3 203 184 20 17 – – 79 89 9
8 8,0 8,4 201 182 – – – 8 78 88 8
7 – 8,5 198 180 19 16 6 – 77 87 7
6 8,1 8,6 195 178 – – – 7 75 85 6
5 – 8,7 192 176 18 14 – – 73 83 5
4 8,2 8,8 189 174 – – 5 6 71 81 4
3 8,3 8,9 186 170 17 14 – – 69 79 3
2 8,4 9,0 183 166 – – – – 67 77 2
1 8,5 9,2 180 160 16 13 4 5 65 75 1
Таблица
оценки результатов соревнований по школьному многоборью
для учащихся 16–17 лет
Очки Упражнения многоборья Очки
Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки
20 12,2 14,2 230 210 29 25 7 15 100 120 20
19 12,3 14,3 229 209 28 24 – – 99 119 19
18 12,4 14,4 228 208 27 23 – 14 98 118 18
17 12,5 14,5 227 207 26 22 – – 97 117 17
16 12,6 14,6 226 206 25 21 6 13 96 116 16
15 12,7 14,7 225 205 24 20 – – 95 115 15
14 12,8 14,8 224 204 – – – 12 94 114 14
13 12,9 14,9 223 202 23 19 – – 93 113 13
12 13,0 15,0 222 202 – – 5 11 92 112 12
11 13,1 15,1 220 198 22 18 – – 91 111 11
10 13,2 15,2 218 196 – – – 10 90 110 10
9 13,3 15,3 216 194 21 17 – – 89 109 9
8 13,4 15,4 214 192 – – 4 9 88 108 8
7 13,5 15,5 212 190 20 16 – – 87 107 7
6 13,6 15,6 210 188 – – – 8 85 105 6
5 13,7 15,7 206 186 19 15 – – 83 103 5
4 13,8 15,8 202 184 – – 3 7 81 101 4
3 13,9 15,9 198 180 18 14 – – 79 99 3
2 14,0 16,0 194 176 – – – – 77 97 2
1 14,2 16,2 190 170 17 13 2 6 75 95 1
Примечание. За результат, показанный участником выше 20 очков, по всем упражнениям прибавляются те же очки, что и в предыдущих классах (возрастах).
Таблица
оценки результатов соревнований по бегу на 1000 м в школьном многоборье
Очки Девочки (девушки) Мальчики (юноши) Очки
8–9 лет 10–11 лет 12–13 лет 14–15 лет 16–17 лет 8–9 лет 10–11 лет 12–13 лет 14–15 лет 16–17 лет
20 5.40 5.20 4.50 4.40 4.20 5.15 4.40 4.20 3.55 3.30 20
19 5.43 5.25 4.55 4.45 4.25 5.18 4.45 4.25 4.00 3.35 19
18 5.46 5.30 5.00 4.50 4.30 5.21 4.50 4.30 4.05 3.40 18
17 5.49 5.35 5.05 4.55 4.35 5.24 4.55 4.35 4.10 3.45 17
16 5.55 5.40 5.10 5.00 4.40 5.27 5.00 4.40 4.15 3.50 16
15 6.00 5.45 5.15 5.05 4.45 5.30 5.05 4.45 4.20 3.55 15
14 6.05 5.50 5.20 5.10 4.50 5.33 5.10 4.50 4.25 4.00 14
13 6.10 5.55 5.25 5.15 4.55 5.36 5.15 4.55 4.30 4.05 13
12 6.15 6.00 5.30 5.20 5.00 5.40 5.20 5.00 4.35 4.10 12
11 6.20 6.05 5.35 5.25 5.05 5.45 5.25 5.05 4.40 4.15 11
10 6.25 6.10 5.40 5.30 5.10 5.50 5.30 5.10 4.45 4.20 10
9 6.30 6.15 5.45 5.35 5.15 5.55 5.35 5.15 4.50 4.25 9
8 6.40 6.20 5.50 5.40 5.20 6.00 5.40 5.20 4.55 4.30 8
7 6.50 6.25 5.55 5.45 5.25 6.05 5.45 5.25 5.00 4.35 7
6 7.00 6.30 6.00 5.50 5.30 6.10 5.50 5.30 5.05 4.40 6
5 7.10 6.40 6.10 6.00 5.40 6.15 6.00 5.40 5.15 4.50 5
4 7.20 6.50 6.20 6.10 5.50 6.25 6.10 5.50 5.25 5.00 4
3 7.30 7.00 6.30 6.20 6.00 6.35 6.20 6.00 5.35 5.10 3
2 7.40 7.10 6.40 6.30 6.10 6.45 6.30 6.10 5.45 5.20 2
1 7.50 7.20 6.50 6.40 6.20 7.00 6.40 6.20 5.55 5.30 1
Примечание. За результат, превышающий оценку в 20 очков, прибавляется девочкам за каждые 5 сек. – 3 очка, мальчикам – 2 очка во всех возрастных группах учащихся.