какие виды учебных программ по изо создаются для обучения отдельных учеников 14 букв
Особенности образовательных программ по ИЗО
Особенности образовательных программ
обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе
«Изобразительное искусство», авт.
«Изобразительное искусство», авт.
Т. Я. Шпикалова и др.
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.
Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.
Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
Содержание и средства
Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.
Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.
В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы.
Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.
Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных иестественно-научных дисциплин.
Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.
Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.
Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.
Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки.
Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ.
Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.
Презентация «Отличие программ по ИЗО»
Описание презентации по отдельным слайдам:
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АНАЛИЗ ПРОГРАММ Учитель изобразительного искусства Н.В. Кругляк МБОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях 2014г.
Анализ программ Каждая действующая программа показывает, с помощью каких задач можно достигнуть вышеназванной главной цели обучения изобразительному искусству, воспитания эстетического отношении к жизни. Следует отметить, что, несмотря на общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения в концептуальных обоснованиях своих программ. Поэтому выбор единственной необходимой в данных конкретных условиях программы среди существующих направлений преподавания изобразительного искусства в школе является существенной проблемой для учителя начальной школы.
традиционная программа Это направление было основано во время становления Российской Академии художеств (начало XVIII в), когда методы и принципы подготовки профессиональных художников в крайне упрощенном виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников-профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Современные авторы этой концепции — В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев. 1-я концепция
Основные задачи программы по изобразительному искусству: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству
Основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись); рисование на темы и иллюстрирование (композиция); декоративная работа; лепка; аппликация с элементами дизайна; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Целостной подход к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ» 2-я концепция разработана в конце 60-х — начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея — «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличаясь от предыдущих, эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства.
Основные виды занятий: Рисование с натуры, по памяти; Рисование по представлению на основе фантазии и воображения; Лепка; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Приобщение к мировой художественной культуре 3-я концепция Основоположником этой концепции является народный художник РСФСР Б. М. Неменский. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др). Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.
Основные задачи программы по изобразительному искусству: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Содержание предмета определяется общими темами для определённого года обучения I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя. II класс. Ты и искусство. III класс. Искусство вокруг нас. IV класс. Каждый народ — художник и т. д. Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной
Приобщение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. 4-я концепция Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.
Основные задачи программы: формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков; создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.
Содержание предмета Выделены следующие разделы: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира: построение и виды; народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).
Виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты); учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания); творческие работы (композиции, вариации, импровизации); беседы по искусству.
Литература 1.И. В. Гурьянова Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусства в начальной школе. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. 2.Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы. / Автор. кол. под рук. и ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: Просвещение, 2000. 3.Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 кл. / Науч. рук. Б. М. Неменский. — М.,1994.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Номер материала: ДБ-018081
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Названия программ, которые направлены на обучение изобразительному искусству.
Квалификация педагогов, реализующих данные образовательные программы.
Основные образовательные направления, которые присутствуют в программах.
В центре реализуется 79 дополнительных общеобразовательных программ по 5 направленностям: техническая, физкультурно-спортивная, художественная, социально-педагогическая, туристско-краеведческая
Возраст детей, на который рассчитаны программы.
Сегодня в Центре занимается 4640 детей и подростков в возрасте от 2 до 18 лет.
6. Основное содержание реализуемого образования по возрастам.
· Выставка творческих работ «Зимушка-зима»учащихся 5-7 лет Студии раннего развития «Солнечный город» в рамках образовательногопроекта «Литературные чтения».
· Ролевая игра «13 Вагон» для средней и старшейгруппы модельный студии «Все звёзды».
· Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность на занятиях и дома» для родителейучащихся 5-6 лет СРР «Солнечный город».
· Консультация-практикум «Кризис трех лет» для родителей учащихся 2-3 лет СРР «Солнечный город».
Методы и приемы, используемые педагогом.
· Словесные методы (беседа, рассказ, объяснение);
· Наглядные методы (наблюдаемые предметы, наглядные пособия);
· Практические методы (учащиеся вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);
Психолого-педагогические результаты образовательных программ.
Образовательный процесс осуществляется на основе программ начального, основного и среднего общего обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдением комфортного психоэмоционального режима.
Активное использование современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, а также профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм, позволяют педагогам школы осуществлять образовательную деятельность наоптимальном уровне.
Контроль над адаптацией учащихся и вновь прибывших детей.
Достижения коллективов, реализующих образовательные программы.
Участие в городских и региональных конкурсах, выставках.
Проблемы, возникающие в учреждении при обучении изобразительному искусству.
Обеспечить разнообразие содержания обучения, средств, методов, форм и приёмов воздействия, способствующие развитию продуктивного мышления с помощью материального обеспечение (т.к. организация осуществляет бюджетное обучение – материально-техническая база не соответствует желаемым требованиям).
Анализ посещённого занятия:
Общие сведения
Дата, предмет, количество учеников, возраст:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Центр внешкольной работы «Галактика».
Предмет – Декоративно-прикладное искусство.
12-17 учеников, возраст от 8 до 16 лет.
*оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость.Оборудование и наглядные пособия подготовлены: наглядные примеры готовых работ, материалы, техника выполнения.
Цели занятия: Быстрые зарисовки, линейные рисунки, освоение цвета тени и объема.
Какой должна быть программа дополнительного образования по ИЗО
Структура программы
Условно программу можно поделить на несколько значимых блоков:
Как правило, завершает документ список литературы.
Пояснительная записка
В этом разделе должна находиться основная информация о курсе. В сжатой форме, но емко следует описать, для кого он предназначен, как организовать обучение, указать главную идею и преимущества именно этой программы.
Актуальность программы
Здесь можно обозначить роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании детей, подчеркнуть важность способности воспринимать прекрасное для духовного и нравственного развития. Также будет уместно заострить внимание на приобщении к созидательному труду через творчество, самореализации, воспитании художественного вкуса.
Цели и задачи
Следует четко сформулировать суть обучения, выразив ее в виде основной цели. Например, так: формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Задачи – это этапы ее достижения. Например: развитие наблюдательности, знакомство с основами рисования с натуры, воспитание эмоционального отношения к живописи. Для удобства их можно разбить на три группы в зависимости от характера педагогического воздействия:
Содержание курса
Раздел содержит перечень тем, входящих в программу, и их краткое описание.
Закон равновесия. Пространственное положение. Группировка элементов. Статика и динамика. Понятие «композиционный центр».
При необходимости можно скомпоновать материал по годам обучения или возрастам учеников.
Принципы обучения
Это своеобразный фундамент, на котором базируется весь курс. К универсальным педагогическим принципам относятся, в частности, наглядность, систематичность, доступность, последовательность изложения, взаимосвязь теории и практики. Все эти положения отвечают специфике требований, предъявляемых к образовательным программам по изобразительному искусству.
Характеристика возрастной группы
Если обучение рассчитано на несколько лет, то описывают возрастные и психологические особенности каждой группы учеников: дошкольников, детей 7–10 лет, подростков, юношества. Возрастная характеристика напрямую влияет на выбор методов педагогического воздействия и организацию учебного процесса в целом.
Условия реализации
Здесь следует перечислить все компоненты и обстоятельства, от которых зависит успешное изучение курса:
Прогнозируемые результаты
Предполагаемый итог обучения рекомендуется разбить на временные этапы, выделив теоретическую и практическую составляющие. Оформление этого пункта выглядит примерно так:
В результате освоения программы учащийся должен:
Система контроля
Следует четко обозначить цель осуществляемого контроля: диагностика, коррекция, подведение итогов какого-либо этапа освоения курса. Например: «Учет результативности первого года обучения».
Далее указывают форму осуществляемой проверки: устный или письменный опрос, контрольный урок, просмотр, отчетная выставка, экзамен и тому подобное. Также желательно описать, по каким критериям выставляются оценки: объем и глубина освоенного материала, наличие ошибок, степень проявления творческой самостоятельности и так далее.
Учебно-тематический план
Этот раздел должен выглядеть как таблица с распределением количества часов по видам деятельности.
№ | Название темы | Количество учебных часов | ||
---|---|---|---|---|
всего | теория | практика | ||
1 | Цветоведение. Основные цвета и их оттенки | 1 | 6 | 7 |
2 | Характерные особенности народных орнаментов | 2 | 4 | 6 |
3 | Беседы о творчестве русских художников-пейзажистов | 3 | — | 3 |
Итого |
Методическое обеспечение
Комплекс методов обучения зависит от возраста детей, уровня их подготовки, а также от образовательных и воспитательных задач. Здесь перечисляют авторские разработки, наглядные пособия, дидактические материалы (драпировки, муляжи, предметы для натюрмортов), образцы и прочее. Кроме того, можно описать их применение в ходе занятий.
Правовая база
В этот раздел включают перечень юридических документов, регламентирующих обучение по программе. Например, Федеральный закон «Об образовании» № 273-ФЗ, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4.3172-14. Сюда же входят региональные акты, муниципальные указы и распоряжения, а также локальная документация учреждения.
Список литературы
По желанию список можно разделить на две части – для педагогов и для учеников. В него включают учебники, методические пособия, справочники и энциклопедии, альбомы репродукций, компакт-диски. Нередко перечень дополняют ссылками на интернет-ресурсы.
Этот вариант оформления программы дополнительного образования по ИЗО может служить примером структуры и содержания. В зависимости от специфики учебного заведения, контингента учащихся, требований руководства и других факторов разработчик вправе вносить изменения и дополнения по своему усмотрению.
Если программа дополнительного образования по ИЗО относится к категории общеразвивающих, то ее содержание не регулируется какими-либо стандартами, но если программа входит в группу предпрофессиональных, то она должна разрабатываться с учетом ФГТ – федеральных государственных требований. В ИЗО Минкультуры утвердило ФГТ для четырех направлений: «Живопись», «Акварель», «Дизайн» и «Декоративно-прикладное творчество».
Программа по ИЗО Дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества Железнодорожного района г.Улан-Удэ»
ПРОГРАММА РАССМОТРЕНА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Приказ № __ от ______________ г.
Возраст детей: 6-15 лет
Срок реализации: 3 года
Педагог дополнительного образования ЖДТ
Настоящая программа разработана на основе авторских типовых программ С.А.Левин, А.М. Михайлов «Рисунок и живопись»; А.В. Щербаков,1981г., Б.М. Неменский «Рисунок, живопись, композиция, декоративно – прикладное творчество» и составлена в соответствии с:
с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и требованиям, сформулированным в Приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитании и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06-1844;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
СанПин 2.4.4 3172-14 от 04.07.2014 г. № 41;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. № 729;
Конвенцией ООН о правах ребенка 1979 г.;
Декларацией прав ребенка 1959 г.
Программа дополнительного образования детей художественной направленности студии изобразительного творчества Дома детского творчества направлена на одновременное решение задач художественного образования и эстетическое воспитание ребенка. Изобразительное искусство занимает особое место в развитии и формировании разносторонней личности в процессе освоения данной образовательной программы у детей:
развивается мышление, фантазия, умение наблюдать и анализировать;
развитие творческой и познавательной деятельности;
работа и общение в группе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;
приобщение к искусству, познание различных культур и народов, в том числе культуру своего края ( костюм, обряды, животные, сказания, былины, эпосы);
дети выражают своё восприятие мира при помощи художественных средств;
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, учат понимать прекрасное. Это очень важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую детскую психику.
Изучение лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь, уважение и толерантность к различным народам и культурам.
Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности. Художественная деятельность детей на занятиях находит различные формы выражения: изображения на плоскости (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективной и индивидуальной работы на занятиях; изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала.
Данная программа модифицированная, объединяет в себе понятия «творчество», « общество», «личность», «игра».
программа рассчитана на 3 года, направленность художественно- эстетическая
комплексность ( программа дает возможность каждому ребенку самореализоваться)
программа предназначена для расширения предметных знаний по изобразительному искусству, развития познавательного интереса и повышения общей культуры детей. Форма организации – объединение, форма взаимодействия с учащимися – индивидуально – групповая.
в программе присутствует национально- региональный компонент.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на изобразительное искусство, для детей младшего школьного возраста занятия проходят в игровой форме, с переменами и физ зарядкой. Для детей старшего возраста программа студии изобразительного творчества разрабатывалась с учетом уже имеющихся знаний и умений, полученных в ходе школьного обучения. Поэтому программа дополнительного образования студии изобразительного творчества имеет интегративный характер, включает расширение основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, дизайн, декоративно-прикладное искусство.
Программа помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы педагога из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.
Большое влияние на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева, Д.Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочтение художественных образов, создает соответствующий эмоционально – образный настрой.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
Новизна, значимость программы.
Содержание программы моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы:
Региональный подход. Учитываются художественные традиции историко–культурные связи, сложившиеся в данном регионе России, что создает возможности для участия в создании эстетического и этно- художественного пространства и развития самосознания ребенка как носителя национальной культуры при сохранении толерантности и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и Земли.
Срок реализации программы
С первого года обучения учащимся предлагаются занятия по различным разделам. Учащиеся могут быть приняты в объединения студии изобразительного творчества как на 1 год обучения, так и на 2-й год обучения, исходя из индивидуальных способностей детей в области изобразительного искусства.
Занятия по программе проходят по возрастным группам 2-3 раза в неделю по 45 минут с 15 минутным перерывом. Обучение проводится с группой детей в количестве 10-15 человек.
Программа рассчитана на 3 года обучения. На освоение программы отводится:
й год обучения – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа)
Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий.
В программу включены следующие виды художественно – творческой деятельности:
Ценностно-ориентированная и коммуникативная деятельность. Способствует обогащению зрительной памяти и активизации образного мышления, которые являются основой изобразительной творческой деятельности. В процессе эстетического восприятия мира и искусства осуществляется присвоение детьми высших духовно – нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры; дети приобретают компетентность активного зрителя, способного вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
Изобразительная деятельность. Включает практическую деятельность детей заданного и творческого характера в области графики, живописи, скульптуры, ДПИ. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвета, линии, пятна, композиции, формы, пропорций, объема, пространства и т.д.);
Декоративно – прикладная деятельность. Включает практическую деятельность детей. Это предполагает развитие художественно – графических умений и навыков детей, сознательное использование средств художественной выразительности в создании художественного образа вещи: ритма, силуэта, линии, цвета, композиции;
Занятия по данной программе включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы инструментов, материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и сопровождаться показом иллюстраций, методов и приемов работы.
Основная цель программы: формирование и раскрытие культурно- духовных, художественно- творческих и физических потенциалов личности ребенка, путем создания условий для ее самореализации. Развитие духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания красоты.
Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщение к достижениям мировой художественной культуре.
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
знакомство с жанрами изобразительного искусства;
знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
овладение основами перспективного построения фигур, в зависимости от точки зрения;
умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра
формирование художественного вкуса
Развивающие (связанные с совершенствованием общих особенностей учащихся и приобретением общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоения содержания программы):
развитие у детей чувственно- эмоциональных проявлений памяти, фантазии, воображения;
развитие колористического видения;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
формирование организационно- управленческих умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации)
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств содействующих освоению содержания программы, выражаются через отношение ребенка к обществу, другим людям, самому себе):
Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике ;
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
воспитывать в детях уважение к людям разных народов и конфессий
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Ознакомительное занятие- педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры- специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятия по памяти- проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребенку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие- детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребенка.
Занятие импровизация- на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребенка, раскрепощают его.
Занятие проверочное- ( на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное занятие- строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.
Предполагаемый результат реализации программы:
наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
использование выразительных средств для создания художественного образа;
усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться в повседневной жизни.
Содержание учебного плана
В учебный план включены разделы:
Рисунок- учащиеся с помощью линий, черт, отображают важные признаки предмета (форму, размер, пропорцию, динамику, объем и т.д.), используемых во всех видах изобразительного искусства.
Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по технике исполнения. Рисунок может быть станковым и служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, скульптурных произведений. Неслучайно рисунок служит основой для усвоения выразительных средств создания художественного образа в изобразительном искусстве, для решения различных творческих задач. Знание техник и материалов рисунка, понимание их особенностей помогают реализовать любой замысел.
По использованию изобразительно-выразительных средств различают:
Линейный рисунок . Выполняется легкими, светлыми, обобщенными штрихами. С помощью линейного рисунка создается художественный образ, строятся различные таблицы, схемы, опорные сигналы.
По технике выполнения:
Печатный рисунок. Наносится на клише, оставляющее оттиск на бумаге. Другое название эстамп.
Живопись- вид изобразительного искусства, который представляет собой нанесение красок на основу.
1. Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись.
Композиция- это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства и добиться их образной и эмоциональной выразительности.
Композиция — это не только мысль, идея произведения, ради выражения которой художник берется за кисть и карандаш, это и определенно созвучная душе художника и требованиям времени пластическая форма выражения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагаются достижения определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети должны знать специальную терминологию, получают представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу первого учебного года обучения дети должны знать:
основные и дополнительные цвета
цветовую гамму красок (основные и дополнительные)
свойства красок и материалов графики
азы воздушной перспективы (ближе, дальше)
умение выбирать формат листа, расположение композиции
грамотно использовать художественные материалы
адекватно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки
работать самостоятельно и в коллективе
К концу второго года обучения дети должны знать:
пропорции плоскостных и обьемных предметов
строить орнаменты в различных геометрических фигурах
основы линейной перспективы
уметь соблюдать последовательность в работе
работать с натурой
работать в определенной гамме
доводить работу от эскиза до композиции
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
основные законы композиции
пропорции фигуры человека
различные виды графики
свойства различных материалов
основные жанры изобразительного искусства
выделять главное в композиции
передавать движение фигуры человека и животных в рисунках
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вид результатов: текущие (цель- выявление ошибок и успехов в работе детей)
формирования уважительного отношения к искусству народов разных стран
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия
развитие и тренировка памяти
Календарный учебный график
Формы аттеста-ции и контроля
Вводное занятие. Инструменты, приспособления. Техника безопасности. Основы цвета.
ЖДТ, учебный кабинет
Художественные материалы. Точка. Линия. Пятно.
Композиция в рисунке.
Виды изобразительного искусства. Рисуем осень
Жанры изобразительного искусства.
Искусство Древнего мира.
Иллюстрация к сказке.
Разбор персонажей, светотень
Искусство Др Греции
ЖДТ, учебный кабинет
Портрет мамы бабушки. «Женский образ в живописи»
Пейзаж. «Зимние забавы»
Подготовка к выставке (Новогодней)
Персонажи новогоднего маскарада.
Рисунки нарисованные природой.
Животные по лунному
Строение и пропорции
Урок мужества ( мужской образ)
Рисование военной техники.
Натюрморт в живописи ( свет итень)
Цветы для дорогого
Рисуем животных разными способами.
Передать среду обитания.
ЖДТ, учебный кабинет
Узор в быту. Виды узора. Гжель. Хохлома
Основные цвета, различии
Народные мотивы в искусстве. Былины
Рисование фигуры человека
Репродукции к теме.
Итоговое занятие. Оформление выставки творческих работ обучающихся.
Содержание календарного учебного плана
Вводное занятие (2 часа).
Вводное занятие. Техника безопасности. Основы цвета. Формы. Линия. Пятно.
Общие требования безопасности
К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
Опасность возникновения травм:
при работе с острыми, колющими и режущими инструментами;
при работе с красками;
при нарушении инструкции по ТБ.
В кабинете должна находиться аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
Требования безопасности перед началом уроков
Подготовить необходимые материалы и инструменты.
Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
При слабом зрении надеть очки.
Надеть рабочую одежду – нарукавники, фартук.
Требования безопасности во время занятий
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.
Не покидать рабочего места без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
При возникновении пожара в кабинете немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
После окончания работы произведите уборку своего места.
Вымойте лицо и руки с мылом.
Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Правила пользования рисовальными принадлежностями
и соблюдения гигиенических норм.
Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по партам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.
Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
Сидеть при рисовании ученик должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ученик не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
Нельзя краски пробовать на вкус.
Бумага должна прикрепляться к рисовальной доске или мольберту с помощью кнопок, чтобы она не двигалась во время работы.
Рисовальные принадлежности должны храниться в специально отведённом месте.
Готовые рисунки должны храниться в папках, а объёмные поделки в шкафу.
После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
Если же полученные краски смешать с основными цветами, то палитра возрастет еще на несколько цветов.
Линия образуется в изображении за счет соприкосновения разноцветных или разно тональных пятен, являясь их контуром. Также линия может быть самостоятельной на контрастирующем с ней фоне или быть образованной за счет расположенных в ряд или по другой траектории точек. Линии придают динамичность композиции. Например, диагонально направленные линии в изображении создают иллюзию движения. Горизонтально же расположенные линии дают чувство увеличения изображения в ширину, а вертикальные в высоту. Прямые линии усиливают напряжение в изображении, а плавные изогнутые линии создают чувство спокойствия.
3. Композиция. Графика. Иллюстрация. (8 часов). В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются благодаря четкому композиционному построению. Восприятие произведения также зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. Изображать — значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться начиная с эпохи Возрождения. Порой словом «композиция» называют картину как таковую — как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.
Графика. Один из древнейших видов искусства, включающих рисунок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой — выступать в качестве самостоятельного произведения. Рисунок составляет начальную стадию работы над произведениями пластических искусств. Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика — один из распространенных видов искусства. С одной стороны, графические произведения кажутся простыми и лаконичными при восприятии, с другой — создать графическое изображение крайне сложно, поскольку на листе бумаги художнику необходимо передать форму предмета, создать иллюзию объема, отразить световой поток или, наоборот, обобщить форму так, чтобы стало возможно создать оттиск. И все это нужно выполнить простыми средствами, доступными каждому. В отличие от живописи в графике предмет больше схематизируется, рационализируется и конструируется. Характерная особенность — условность (графическое изображение может быть выполнено почти на любой плоскости, на любом фоне).
Если живописные произведения лучше смотреть издали, чтобы мазки стали неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры, то графические произведения мы рассматриваем вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т. е. «технику» рисунка, что на восприятии образа не сказывается. Рисунок кистью как самостоятельный вид графики имеет многолетнюю историю. Суть гризайли состоит в том, что светотеневых эффектов добиваются путем многократных перекрытий (лессировок) раствором какой-либо нейтральной краски (черной, коричневой и т.д.). Рисунок кистью выполняется акварельными кистями разного размера: крупные служат для заливок, мелкими прорисовывают детали. Для работы в этой технике используют различные жидкие материалы: тушь, акварель, сепию и др. В зависимости от технических приемов подбирают бумагу. Для гризайли подходит плотная мелкозернистая бумага, способная выдержать многократные перекрытия. Для зарисовок, набросков, этюдов используют менее качественные типы бумаги, чаще слабо тонированной, желтоватого, охристого, голубоватого оттенков.
6. Иллюстрация к сказке. Разбор персонажей, светотень ( 12 часов). Замечательным иллюстратором русских народных сказок был известный художник Иван Яковлевич Билибин (1876-1942гг.) Его творчество широко известно в русской художественной культуре.
Просмотр слайд-шоу с иллюстрациями И.Билибина.
10. Подготовка к выставке. «Новогоднее настроение» ( теория 4 часа, практика 12 часов). Основной целью коллективных просмотров явилось приобщение детей к художественному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию изобразительного искусства, формирование художественного вкуса и интересов. В первую очередь, ребенок учится анализировать свою работу и работу своего товарища. Рисунок интереснее смотрится именно в раме. Ведь это и есть основная цель художника, пусть начинающего. Донести до зрителя свою основную мысль, свой взгляд и характер, свое настроение и переживания.
11. Праздничная открытка. Персонажи новогоднего маскарада. ( 8 часов). Для детей младшего школьного возраста предлагается создание несложной Новогодней открытки. Поэтапно за педагогом дети повторяют все действия. Так же на доске предоставлены же готовые примеры открыток. Необходимо, перед началом работы провести инструктаж по ТБ. Работа с ножницами и клеем требует особого внимания. Рабочее место необходимо держать в чистоте. Предновогоднее настроение создать достаточно просто. Немного сложнее с маскарадными костюмами. Ребенок выполняет работу не за одно занятие, старается прорисовать детали, передать настроение. Просмотр репродукций, видео.
12. Рисунки нарисованные природой(4 часа) «Сагалгаан» открытки
Сагаалган или Цаган Сар – торжественное начало весны, точка отсчета нового года, время расцвета природы и начала новой жизни. В буддизме летоисчисление ведется по лунно-солнечному календарю. Этот праздник имеет огромное значение для монгольских народов, проживающих на территории России. А потому в ряде республик – Бурятии, Туве, Хакасии, Якутии и других – первый день Сагаалгана является выходным днем. В Калмыкии Цаган Сар получил статус национального праздника. Празднуют его буддисты и все те, кто неравнодушен к возрождению традиций. Сагаалган – лучшее время для гостей. В эти три дня принято ходить в гости и приглашать гостей к себе, отмечая праздник большой и шумной компанией – ведь Новый год, как известно, должен быть непременно веселым и активным. Первым поздравляют главу семьи, старшего в роду, не важно живет ли вся семья под одной крышей и ли нет. Причем поздравления проходят по определенному сценарию – младший член семьи подходит к старшему с открытыми руками, то есть протягивая их ладонями кверху. Старший же опускает свои руки на руки младшего, словно опираясь на заботливо подставленные ладони. Это символизирует уважение и возможность оказать поддержку старшему в любое время. Старший же показывает таким образом свою готовность принять помощь. Двенадцать месяцев в году и столько же животных, ежегодно сменяют друг – друга. Дети рисуют животных.
13. Строение и пропорции. Урок мужества «мужской образ»( 16 часов). Рисование военной техники. Этот праздник подчёркивает патриотизм, силу духа и верность воинскому долгу тех, кто оберегает свободу и независимость нашей Республики. Этот праздник напоминает нам о том, что все самое дорогое, что у нас есть, может подвергнуться опасности. И долг каждого из нас, если понадобиться, защитить свою Родину. Как будущие солдаты и командиры, вы должны с детства воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слово, быть смелыми, мужественными, благородными и добрыми. От каждого из вас в будущем зависит, какой быть нашей армии. День защитника Отечества – это праздник всех, кто служил в Армии и на флоте, а также праздник всех воинов, которые доблестно защищали свою родину от врагов. Нет такой семьи, члены которой не служили бы в армии в то или иное время. Есть семьи, где понятие «честь офицера» передаётся из поколения в поколение и награды представляют предмет особой гордости.
Это праздник людей мужественных и сильных, истинных патриотов своей страны. И таких людей немало. Это большой раздел, который включает в себя: портрет (мужской образ), военную технику, открытку для пап и дедушек.
14. Натюрморт в живописи (свет и тень) ( 12 часов). Цветы для дорогого человека. Изготовление цветов.
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, изображающий группу неодушевленных предметов. На картине или фотографии могут быть цветы, фрукты, посуда и другие предметы, расположенные так, чтобы получилась гармоничная композиция. Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить младших школьников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Репродукции: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски», И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.
15. Рисуем животных разными способами. Передать среду обитания.(8 часов). Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Главная задача педагога при этом заключается не только в том, чтобы научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В дошкольном детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.
17. Народные мотивы в искусстве. Былины. Сказочные персонажи. (8 часов). Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я собрал самые яркие и известные из них. Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом. Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, двери.
18. Рисование фигуры человека. Репродукции к теме. ( 3 часа теория, 11 часов практика). Тело человека способно совершать самые разнообразные движения: передвигаться шагом, бегать, прыгать, производить какую-то работу. При всех этих движениях происходят изменения внешней формы тела. Изменения формы происходят даже без каких-либо заметных движений фигуры. Живой человек не может долго оставаться без движения. Мышцы, находясь в статическом напряжении, устают гораздо сильнее, поэтому человек, оставаясь в какой-либо позе, постоянно ее слегка меняет. Детям предлагается изобразить фигуру человека. Рассматривание последовательности рисования на технологической карте. Показ изображения фигуры человека педагогом с использованием игровых приемов показа. Этапы рисования. Анализ готовых работ. Дети делятся своими впечатлениями. Организация выставки детского творчества.
19. Итоговое занятие. Оформление выставки творческих работ обучающихся. ( 2 часа). Отчет о работе изостудии.