какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

ВИДЫ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:

o социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);

o познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);

o личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).

М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов:

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.

2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1. Широкие социальные мотивы:

§ мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

§ мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2. Узколичные мотивы:

§ стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);

§ желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).

3. Отрицательные мотивы:

§ стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.

К социальным — такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

· Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:

o учеба как вынужденное поведение;

o процесс учебы как привычное функционирование;

o учеба ради лидерства и престижа;

o стремление оказаться в центре внимания.

Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

Источник

Виды мотивов и мотивации учебной деятельности

По теме «Знания – дети удивления и любопытства

(к вопросу о мотивации учения школьников)»

Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания. Что я и сделала в последующей моей работе.

Для лучшего понимания проблемы целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

Итак: что такое «мотив»?

(является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»?

к деятельности для достижения личных целей.

Итак, существует несколько классификаций мотивов, перечислю некоторые из них.

2.1. Классификация мотивов по Т.­ А. ­Ильиной

Мотивы, непосредственно побуждающие:

Мотивы, перспективно побуждающие:

Мотивы интеллектуального побуждения:

Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются; кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста; так в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.

2.2. Другой вариант классификации мотивов учения по Т.­ А.­ Ильиной
(опирается на две тенденции: к достижению успеха и избеганию неудачи)

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

Задача учителя при этом – развивать у учеников стремление к успеху, поощрять даже маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах.

2.3. Вариант классификации мотивов по А.­ К.­ Марковой

(характеризующий отношение к самой деятельности)

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

2.4. Выводы по мотивам деятельности ученика

2.5. Вариант классификации мотивов по Е. ­П.­ Ильину

Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.

Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности. Предлагаю посмотреть взаимосвязь мотива и потребности и убедиться, насколько однозначно потребность обуславливает мотив.

Последовательность появления потребностей в онтогенезе – снизу вверх (по А. Маслоу):

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

Последовательность появления мотивов (составлено автором исследования):

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

2.6. Способы мотивации по Д. ­Г.­ Левитесу

Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Я остановилась на тех, которые мне представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке. Это следующие способы:

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся

Остановлюсь подробнее на каждом способе мотивации, сопроводив его следующими пояснениями: суть способа – через афоризм; что дает этот способ, или каков его результат; чего «требует» этот способ для лучшего его применения; помимо этого каждый способ я сопроводила фотографией собственных уроков, когда мною применялся тот или иной способ. Сразу оговорюсь, что способы мотивации «культура общения» и «чувство юмора» показать на фото оказалось проблематичным – не потому, что я эти способы не использую, а потому, что сфотографировать запах «Шанель №5» также невозможно.

Источник

Мотивация личности в учебной деятельности

1. Мотивация учебной деятельности и ее виды

Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действиям.

Мотивация – это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности.

Потребность – это состояние нужды в чем-либо, ощущение нехватки определенного блага, которое необходимо для развития и стабильного функционирования человека.

Цель – это итог деятельности, осознаваемый в конкретной и явной форме. Именно на цель ориентировано определенное действие, удовлетворяющее актуализированные потребности.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. [2. 246c]

1. Мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2. Организацией образовательного процесса;

3. Субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т. д.);

4. Субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5. Спецификой учебного предмета.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2. Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей в не учебная деятельность. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.

4. Низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Причины спада школьной мотивации в среднем звене:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нет четкого представления о своем будущем.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Г. Розенфельд выделяет следующие группы мотивов: [3. 221c]

1.Учение как радость от: работы, решения проблемы, общения с друзьями. Группа мотивов предполагает интерес обучающегося к самому процессу деятельности;

2. Учение, как стремление достичь личной (материальной) выгоды. Примером этой группы мотивов может быть ожидание подростком материального поощрения за его успехи в учебе от близких, в будущем – высокооплачиваемую профессию;

3. Учение на основе влияния друзей и других образцов для подражания. Это может быть вариант подражания старшему брату или успешному сверстнику;

4. Учение как стремление повысить социальный статус, избежать неудачи, позора. У школьника всегда есть возможность продемонстрировать другим свои способности в учебной деятельности и претендовать на более высокий статус в группе;

5. Учение вследствие принуждения, давления. Мотив «надо» обучающиеся усваивают с дошкольного возраста,при этом результат обучения нужен другим: родителям, учителям, сам школьник, выполняя требования, стремиться освободиться от внутреннего напряжения и давления со стороны;

7. Учение на основе понимания значения профессии, жизненные установок, целей. Данная группа мотивов чаще наблюдается в старшем школьном возрасте, когда перед обучающимся становится актуальным вопрос профессионального самоопределения;

8. Учение на основе жизненных потребностей. Данная группа мотивов будет наблюдаться у школьников, если педагог четко демонстрирует связь учебного материала с повседневной жизнью ребенка, возможности его применения в быту.

В. Хенниг выделил семь групп мотивов учения:

1. Гражданские мотивы, т. е. мотивы долга перед обществом;

2. Познавательные мотивы: стремление добывать новые знания, приобретать знания и навыки;

3. Мотивсоциальной идентификации с родителями: родительские ожидания в области учебы ребенка эмоционально отражаются в отношениях ребенка и родителей, что является условием для возникновения такого мотива;

4. Мотивсоциальной идентификации с учителем: стремление соответствовать общим требованиям учителя в отношении учебы;

5. Мотив переживания связан с привлекательностью учебного материала в смысле его занимательности;

6. Материальный мотив: учение, как предпосылка для будущей хорошей материальной жизни;

7. Престижный мотив: стремление приобрести или поддержать высокий социальный престиж среди одноклассников.

По классификации Л. И. Божович мотивы учебной деятельности подразделены на две большие группы в соответствии со спецификой деятельности:

К первой группе относят следующие мотивы и их уровни:

1. Учебно-познавательные мотивы: потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; интерес к знаниям, потребность в расширении кругозора, увлеченность процессом учения, стремление к развитию сообразительности, смекалки; ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

3. Мотивы самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний;

4. Мотивы, связанные с содержанием учения (мотивация содержанием): интерес, занимательность; интерес к фактам, правилам; интерес к сути явлений, их происхождению; интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть, к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях;

5. Мотивы, связанные с процессом учения (мотивация процессом): исполнительский; поисково-исполнительский и творческий. [4. 583c]

Ко второй группе относят следующие мотивы и их уровни:

1. Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т. п. ; мотивы самоопределения и самосовершенствования, осознание важности приобретаемых знаний, понимание социальной значимости учения;

3. Отрицательные мотивы (мотив избегания неприятностей): стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться;

4. Мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействиями с другим человеком).

В. С. Ильин в зависимости от ведущего мотива выделяет три типа мотивации учения:

1. С ведущим мотивом долга в учении, понимания необходимости учения;

2. С ведущим мотивом непосредственного интереса к знанию, потребности в учении;

3. С ведущим мотивом вынужденности, когда школьник не осознает важности учения, не проявляет к нему интереса и учиться его вынуждают обстоятельства.

Педагогу необходимо учитывать доминирующие мотивы учения школьников для повышения их устойчивой положительной мотивации.

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихсяФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».

Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихсяПроект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию «Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихсяПрезентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Смотреть картинку какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Картинка про какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихся. Фото какие виды учебных мотивов связаны с материальными потребностями учащихсяРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Конспект организованной учебной деятельности для детей первой младшей группы «Забавный зайка» Группа: 2-3лет Образовательные области: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Творчество» Раздел: Ознакомление с окружающим, Развитие.

Источник

Учебная мотивация школьников: особенности

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.

В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Е. В. Шорохова, В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, И. А. Зимняя и др.).

Классификация мотивов

Е. П. Ильин, вслед за Г. Розенфельдом, выделяет следующие категории мотивации учения:

Мотивы учебной деятельности — это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.
Согласно Л. И. Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания — словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.

Ряд отечественных и зарубежных психологов и педагогов придают огромное значение изучению и формированию внутренней мотивации. Среди зарубежных психологов этому вопросу большое внимание уделял Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах, как любопытство, стремление к компетентности (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний), которые ученый связывал с интересом.

Факторы формирования учебной мотивации

В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика (Б. Г. Ананьев).

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е. П. Ильина, являются:

Причины отрицательного отношения к учению

Это могут быть как субъективные, так и объективные причины. Последние связаны с деятельностью самого учителя. Например:

Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

Сильный внутренний мотив — познавательный интерес. Г. И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. К. Маркова) отмечают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Развитие познавательного интереса проходит три основных этапа: ситуативный, познавательный интерес, возникающий в условиях новизны; устойчивый интерес к определенному предметному содержанию деятельности; включение познавательного интереса в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов.

Возрастные особенности мотивация учения в школе (Е. П. Ильин)

Мотивация поступления в школу (посещения школы первоклассниками)

Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной, могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости, желание быть «как всё», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. О мотивационной готовности детей 6-7 лет к школе свидетельствуют их отношение к обучению как к серьезной общественно значимой деятельности, эмоциональная расположенность выполнять требования взрослых, познавательный интерес к окружающей действительности, стремление овладевать новыми знаниями и умениями.

Мотивация учебной деятельности младших школьников

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя.

Мотивационную роль играют и получаемые школьниками отметки. При этом учащиеся 1-2 классов воспринимают ее как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

Не все мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени (М. В. Матюхина). К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижа, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно эти мотивы выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым».

Существенной особенностью мотивации учебной деятельности младших школьников является невозможность долго удерживать энергию сформированного намерения. Поэтому между созданием у них соответствующего намерения и выполнением его не должно проходить много времени. Перед младшими школьниками целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а ближайшие и небольшие.

Мотивация учебной деятельности школьников средних классов

Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. При этом у многих подростков наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке.

У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость, обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих.

Мотивация учебной деятельности школьников старших классов

Мотивы учения у старшеклассников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подростки выбирают профессию соответственно любимому предмету, то старшие школьники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Если первые смотрят в будущее с позиций настоящего, то вторые смотрят на настоящее с позиций будущего (Л. И. Божович). Подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение является основным мотивом учения старшеклассников. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план. Отметка становится критерием знаний, она в значительной степени утрачивает свою побудительную силу, учебная активность определяется стремлением к знаниям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *