какие военные аэродромы восстановят
ВКС России восстановят 44 аэродрома
До конца 2020 года Воздушно-космические силы России (ВКС) восстановят 44 аэродрома, в том числе в Арктике. Об этом сообщил главком ВКС Виктор Бондарев, передает «Интерфакс». В 2017 году командование ВКС планирует начать работы на заполярном аэродроме Тикси на побережье моря Лаптевых. Восстановительные работы на аэродромах ведут Спецстрой и инженерные подразделения вооруженных сил.
Материалы по теме
Качать маятник
Командиры Арктики
«Аэродром Темп в Арктике сейчас может принимать даже Ил-76, мы работаем по Нагурской, там также будет прием Ил-76. В Тикси заканчиваются проектные работы, и дальше будем с 2017 года строить этот аэродром. Здесь нельзя ошибаться, это огромные средства, так как строительство будет осуществляться на вечной мерзлоте», — сказал Бондарев.
Как отметил Бондарев, в 2015 году была проведена реконструкция объектов в трех военных городках ВКС. Были восстановлены 12 аэродромов, 15 зданий для размещения учебного оборудования и подготовки авиационного персонала. Кроме того, для проведения международных и всероссийских военных игр были реконструированы три авиационных полигона.
Реконструкция военных объектов в Арктике ведется с начала 2010-х годов. В общей сложности в Заполярье планируется возвести 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации. Еще 31 военный аэродром планируется восстановить в других районах страны, включая Дальний Восток, Сибирь, Урал и европейскую часть России.
России не по карману содержать большое количество военных аэродромов
Курс на снижение
Министерство обороны заявило о планах по реконструкции всех основных военных аэродромов страны. Инициатива на первый взгляд здравая – со времён распада СССР аэродромами в России практически не занимались. В итоге сегодня многие из них влачат жалкое существование и в случае войны не смогут обеспечить ВКС ведение полноценных боевых действий. Однако «Наша Версия» выяснила, чем обернётся затея по восстановлению аэродромов.
Как сообщили в Минобороны, реконструкция и ремонт затронет 106 аэродромов. Всего планируется отремонтировать свыше 13 млн квадратных метров искусственных покрытий аэродромов, а также построить более 700 объектов управления воздушным движением, энергоснабжения, технического обслуживания и ремонта самолётов. При этом ранее было объявлено о завершении реконструкции 12 аэродромов. Площадки для взлёта военных самолётов отремонтировали в Ахтубинске, Витязеве, Ейске, Кореновске, Крымске, Липецке, Моздоке, Приволжском, Североморске-1, Чкаловске, Чкаловском и Энгельсе. В этом году планируется завершить работы на аэродромах Вязьмы, Домны, Морозовска, Пушкина, Торжка и Рязани.
Аэродромы есть – самолётов нет
Нынешнее решение о реконструкции аэродромов может показаться вполне оправданным, поскольку к настоящему времени практически у всех из них истекли сроки эксплуатации, а ремонт не производился с советских времён. Однако, возникает главный вопрос: а насколько целесообразно ремонтировать, а затем обслуживать такое большое число аэродромов? Большинство экспертов считают, что разветвлённая аэродромная сеть для такой огромной по территории страны, как Россия, жизненно необходима, и с этим сложно поспорить. Но вопрос упирается в стоимость. На ремонт каждого аэродрома требуется не менее 5 млрд рублей. Однако, даже если деньги на реконструкцию удастся найти, обновлённые аэродромы впоследствии будет необходимо содержать, что также потребует огромных затрат. Минобороны должно будет поддерживать их в рабочем состоянии, чтобы они на 100% работали, а не простаивали.
Конечно, можно сказать, что для защиты страны не жалко никаких денег. Но тут опять-таки возникает новая проблема. Дело в том, что сегодня на вооружении ВКС просто нет такого количества самолётов, чтобы загрузить ими столь большое число аэродромов. Может быть, пусть они стоят пустыми, пока не будут построены самолёты? Но держать аэродромы пустыми не получится. Прежде отдельные батальоны связи и подразделения обслуживания радиотехнического оборудования были отделены от авиационно-технических баз. Потому аэродром мог запросто стоять и находиться в рабочем состоянии и без постоянного базирования на нём авиации. Сейчас подразделения обслуживания входят в состав авиабаз. А их штатов хватает на обслуживание только одного аэродрома, так что перевести часть личного состава на другой аэродром просто не выйдет. В итоге придётся менять штаты воинских частей, поскольку иначе некому будет обслуживать вновь построенные и реконструированные аэродромы. Иначе говоря, нынешнее решение подразумевает гигантскую реформу ВКС и влечёт за собой большие дополнительные расходы.
С 2, 5 тысячи до 27
Напомним, что предшественник Сергея Шойгу на посту министра обороны Анатолий Сердюков в своё время резко уменьшил количество аэродромов. Хотя фактически он просто закрепил де-юре то, что существовало де-факто. Аэродромы начали зарастать травой не при Сердюкове, а ещё с начала 90-х. Военная авиация СССР располагала примерно 2,5 тыс. аэродромов. В те времена действовало железное правило: на один полк полагались один основной и один оперативный (для рассредоточения) аэродромы. Однако, затем порядок многократно менялся, в связи с чем многие военные аэродромы оказались заброшены. Сообщалось, что в стране осталось 245 действующих аэродромов, количество которых планируется сократить до 27.
В октябрьских матчах отбора на ЧМ-2022 за сборную России не смогут сыграть Вячеслав Караваев, Станислав Магкеев, Александр Головин, Илья Самошников, Роман Зобнин и другие футболисты. Причину столь многочисленных повреждений увидели в недостаточной технической подготовке и неблагоприятном сезоне.
Сегодня, по оценкам экспертов, в России осталось несколько сотен военных аэродромов, которые работают или которые ещё можно восстановить. Однако нужно отметить, что состояние уже реконструированных аэродромов не вызывает оптимизма. На некоторых просто положили свежий бетон на полосу, при этом всё радиотехническое и светотехническое оборудование осталось старым советским, уже давно отслужившим свои сроки. По большому счёту это показуха, пародия на ремонт.
Кроме того, есть опасность, что реконструкция окажется бесполезной. Почему? В апреле Google опубликовал свежие спутниковые снимки недавно отремонтированного аэродрома Чкаловск, расположенного в Калининградской области. Это приграничный аэродромом, находящийся в регионе, который НАТО неоднократно называло важнейшим для противостояния с Россией. В советское время Чкаловск имел четыре зоны рассредоточения самолётов. Причём каждый самолёт на данном аэродроме стоял в своём, отдельном капонире, для того чтобы взрывом бомбы или ракеты было невозможно поразить два или более самолёта. Сегодня самолёты стоят вплотную друг к другу, на хорошо известных, разведанных и пристрелянных супостатом стоянках, будто мишени в тире. Стройными рядами, словно специально ради того, чтобы для уничтожения одного полка было достаточно одной-единственной ракеты «Томагавк». Так их не ставят уже с 60-х годов, с тех пор как израильтяне в первом же боевом вылете сожгли почти все самолёты Египта, стоявшие на аэродромах ровно таким же образом.
Современный опыт указывает держать самолёты в ангарах, в самом крайнем случае – под навесами. Именно так и делается в ВВС других стран. В то время как в России до сих пор на большинстве аэродромов самолёты прикрыты от дождя и снега разве что брезентом. В итоге техника стоимостью миллиарды рублей приходит в негодность гораздо раньше положенного. Хотя по сравнению со стоимостью самолётов ангары обходятся, по сути, в копейки. И уж точно намного дешевле ремонта аэродромов, которые могут и не пригодиться.
Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования:
– Идея реконструировать военные аэродромы во многом здравая. Чем шире военная аэродромная сеть, тем безопаснее для полётов и для выполнения всех поставленных задач. Но в этом вопросе важно соблюсти баланс, чтобы были восстановлены именно нужные армии аэродромы, а сама затея не привела к очередному распиливанию бюджетных средств и к неоправданному увеличению штатов.
Неподалёку от норвежских островов обнаружили белуху с ремнём, подписанным «Оборудование Санкт-Петербурга», и камерой GoPro. Белуха позволяла гладить себя и была очень дружелюбна. Как сообщается, животное не могли так «промаркировать» учёные. Скорее всего она принадлежит российскому Военно-морскому флоту. Западные эксперты утверждают, что животное могло быть приручено и выдрессировано служащими российского флота в Мурманске. Минобороны РФ отрицает существование программы, в которую были бы вовлечены морские млекопитающие.
Командир Чукотки: под Анадырем возродят военную авиабазу
Минобороны России приняло решение модернизировать военный сектор аэродрома совместного базирования Анадырь (Угольный). Стартовали проектно-изыскательские работы для первого этапа реконструкции. Там создадут современную инфраструктуру для постоянного базирования авиационной группы. Эксперты отмечают, что Чукотка — стратегический пункт для контроля Северного морского пути и защиты российских экономических интересов в регионе.
Отдаленные аэродромы
Реконструкция обеспечит круглогодичное комфортное базирование разных типов боевых самолетов и беспилотников на самом северо-восточном аэродроме страны, рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве. Реализация проекта займет несколько лет.
С 1 декабря прошлого года на аэродроме Анадыря впервые с начала 1990-х началось постоянное дежурство звена истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. На Чукотке посменно работают самолеты и экипажи с Камчатки из состава 317-го смешанного авиаполка Тихоокеанского флота. Они уже несколько раз вылетали на сопровождение американских воздушных разведчиков, курсирующих у границ России.
Летом этого года в рамках летно-тактических учений дальней авиации два стратегических ракетоносца Ту-160 перелетели из Саратовской области в Анадырь, преодолев около 7 тыс. км. Для обеспечения учений на Угольный заранее перебросили самолеты-заправщики Ил-78, которые обеспечивали действия «стратегов».
На Чукотку уже отправили и беспилотники. Помимо легких «Орланов» здесь дежурили средние «Форпосты» морской авиации, способные удаляться на 250 км от пункта управления и патрулировать не только над сушей, но и над морем. В перспективе здесь возможно размещение моделей и с большей дальностью.
Как уже писали «Известия», серьезной модернизации подвергнется также авиабаза Елизово на Камчатке. Сейчас она остается единственной на крайнем северо-востоке России. Весной этого года там началось строительство бетонных укрытий для самолетов и обновление систем связи и навигации. В перспективе планируется разместить на полуострове, помимо флотских МиГ-31, еще и истребители Су-35С ВКС.
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
Без должного уровня военного присутствия в арктическом регионе могут произойти неприемлемые для России события, подчеркнул экс-замминистра иностранных дел, бывший заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе.
— Без прочного военного присутствия наши доводы политического и юридического характера не будут подкреплены, — пояснил эксперт «Известиям». — Политическую линию всегда важно подтверждать силовым влиянием. Стран – претендентов на регион сейчас много. Это не только США, но и их союзники по НАТО. Я думаю, в числе претендентов и китайцы. Они не раз говорили о своем интересе к Арктике, хотя Китай и не северная страна. Понятно, что перспектива получения колоссальных экономических выгод путем добычи минеральных ресурсов рождает весьма жесткую конкуренцию. Впоследствии она будет лишь усложняться и носить всё более напряженный характер, в том числе и в военном плане.
Возвращение в Арктику
Северный морской путь и наш арктический шельф в последнее время стали стратегически сложными районами, потому что США ставят под сомнение и не признают российские права на них, добавил Сергей Орджоникидзе.
— Для того чтобы утвердить российское присутствие в арктическом регионе, необходимо иметь соответствующие вооруженные силы, в том числе военно-морской флот с десантными кораблями и стратегически сильную базу. В советское время такие там были, на Новой Земле даже не одна. Сейчас постепенно всё это возрождается, — рассказал бывший дипломат.
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34
Министерство обороны развернуло комплексную реконструкцию северных аэродромов на материке и заполярных островах. Самый крупный проект — преобразование в круглогодичную базы Нагурская на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. Из-за крайне сурового климата на этом самом северном в мире аэродроме будут возведены отапливаемые ангары для хранения и обслуживания воздушной техники. Здесь можно будет разместить до эскадрильи бомбардировщиков Су-34 или перехватчиков МиГ-31, самолеты-заправщики Ил-78.
Серьезная реконструкция ведется на Новой Земле. Там модернизируют авиабазу Рогачево. С прошлого года на ней также возобновилось присутствие истребительной авиации. На принципе ротации там дежурят истребители-перехватчики МиГ-31БМ и палубные Су-33, прилетающие с Большой земли.
В поселке Тикси строится городок для размещения новой дивизии противовоздушной обороны, вооруженной зенитными ракетными системами С-300. Первый ее полк уже заступил там на боевое дежурство.
База «стратегов»
После Второй мировой войны на Чукотке планировали развернуть сильную сухопутную военную группировку, но от этих планов быстро отказались. Гораздо важнее полуостров оказался для ВВС страны.
Аэродром Анадырь создали в 1950 году для совместного базирования и приема как военных, так и гражданских самолетов. Для бомбардировщиков и истребителей, частей обеспечения и личного состава там постепенно была построена вся необходимая инфраструктура — от складов боеприпасов до жилых домов. С самого начала он активно использовался не только самолетами войск ПВО страны, но и дальней авиацией.
До середины 1980-х годов аэродром был оперативным для стратегических бомбардировщиков Ту-95. Они могли там заправляться, ремонтироваться или пополнять боекомплект. Для атомных боеприпасов неподалеку в скальном массиве создали особое, хорошо защищенное хранилище. Тогда же на Чукотке развернули 99-ю мотострелковую дивизию, пусть и в сокращенном составе. Она прикрывала авиабазу и склады.
Здесь же базировались истребители-перехватчики Як-28 и Су-15. Однако в начале 1990-х годов военный сектор аэродрома Анадырь опустел и долгое время не был востребован. Боевые самолеты уже не находились там на постоянной основе, а прилетали несколько раз в год. Инфраструктура для них постепенно пришла в запустение. Аэродром использовался в основном для гражданских рейсов и связи с Большой землей.
Возвращение военной авиации и вертолетов началось последние несколько лет. Учения с приземлением на аэродром бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-160 дальней авиации возобновились с 2017 года. Для базирования звена МиГ-31БМ в прошлом году там отремонтировали несколько зданий. Сейчас взлетная полоса длиной в 3,5 км способна принимать любые типы военных самолетов.
Шойгу восстановит военные аэродромы России
Министерство обороны затеялодело колоссальной важности: реконструкцию всех основных военных аэродромов страны. Сегодня десятки военных аэродромов нуждаются в капитальном ремонте и в случае войны не могут обеспечить ВВС РФ ведение полноценных боевых действий.
В России началась массовая реконструкция военных аэродромов для более оперативного применения авиации и ее безопасной эксплуатации.
Как рассказал в пятницу глава Минобороны Сергей Шойгу, реконструкция и ремонт затронет 106 аэродромов.
Всего планируется отремонтировать свыше 13 млн кв. м искусственных покрытий аэродромов и построить более 700 объектов управления воздушным движением, энергоснабжения, технического обслуживания и ремонта самолетов.
За последние пять лет в России было объявлено о завершении реконструкции 12 аэродромов: работы прошли в Ахтубинске, Витязево, Ейске, Кореновске, Крымске, Липецке, Моздоке, Приволжском, Североморске-1, Чкаловске, Чкаловском и Энгельсе. В этом году в строй планируется ввести шесть современных авиационных тренажеров на аэродромах Вязьма, Домна, Морозовск, Пушкин, Торжок и Рязань.
Стоит отметить, что это редкие примеры – и, по сути, со времен распада СССР проблемой реконструкции военных аэродромов в России практически не занимались. Решение о реконструкции аэродромов вызвано, конечно же, не просто волей Сергея Шойгу – сама жизнь заставила это сделать, потому что вышли все сроки эксплуатации аэродромов, не ремонтировавшихся с советских времен. Тогда межремонтный срок для аэродромов составлял 18 лет.
Бывший главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов выразил сожаление в связи с действиями предшественника Шойгу на посту министра – Анатолия Сердюкова, который «резко уменьшил количество аэродромов». «Многие военные аэродромы были заброшены. Это вылилось в большую беду, о которой не говорят, поскольку не хотят тревожить эту тему», – посетовал генерал. Зато нынешнее решение Шойгу генерал назвал «очень нужным».
«Аэродромная сеть для такой огромной по территории страны, как Россия, это очень важная тема. Чем лучше и шире военная аэродромная сеть, тем безопаснее для полетов и выполнения всех поставленных задач»,
– сказал Михайлов газете ВЗГЛЯД.
Независимый военный эксперт Антон Лавров пояснил, что всего в России осталось более 300 военных аэродромов, если учитывать и те, что можно считать заброшенными.
По его мнению, аэродромы начали зарастать травой не при Сердюкове, а еще с начала 90-х.
Эксперт добавил, что в советское время «на один полк полагался один аэродром». Однако затем порядок менялся.
«Например, в ходе реформы Сердюкова система была реорганизована. И одна авиабаза могла быть теперь рассредоточена по нескольким аэродромам,
– отметил он. – Сейчас вернулись к системе, когда одна часть базируется на одном аэродроме».
Словом, планы у Минобороны, несомненно, благие – и хорошо, что у Шойгу дошли руки до этой важнейшей проблемы ВВС России. Остается надеяться, что они будут реализованы, причем не спустя рукава. И еще – важно, чтобы при этой реконструкции были учтены и излечены традиционные беды российской военной авиации. В частности, необходимо создать укрытия и ангары для всех самолетов, которые будут базироваться на обновленных на аэродромах. Именно так и делается в ВВС других стран – в то время как в России до сих пор на большинстве аэродромов самолеты прикрыты от дождя и снега разве что брезентом. В итоге техника стоимостью в миллиарды рублей приходит в негодность гораздо раньше положенного. В то время как ангары по сравнению со стоимостью самолетов обходятся, по сути, в копейки. Следовательно, эти расходы окупятся для ВВС РФ многократно.
Для сравнения: в США вооруженные силы используют свыше 300 аэродромов, из которых для постоянного базирования военной авиации задействуются около 200. Из них около 160 являются военными, а остальные – совместного использования с гражданской авиацией, сообщается на сайте Militaryarticle.
Комментируя планы военного ведомства, летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей заявил, что необходимость модернизации и реконструкции военных аэродромов назрела уже давно.
«Аэродромы со временем приходят в негодность, дорожное полотно разбивается, уничтожается. Самолеты взлетают и садятся постоянно, а нагрузки на полотно аэродрома очень большие, большие скорости, большой вес воздушных судов. При взлете полностью заправленного самолета это может быть несколько десятков тонн, а то и больше», — говорит эксперт.
Стоит отметить, что за последние пять лет были отремонтированы взлетно-посадочные полосы 12 аэродромов: «Ахтубинск», «Витязево», «Ейск», «Кореновск», «Крымск», «Липецк», «Моздок», «Приволжский», «Североморск-1», «Чкаловск», «Чкаловский» и «Энгельс». Сейчас работы продолжаются еще на четырех аэродромах, в том числе двух арктических.
«Дело в том, что реконструкция военных аэродромов России необходима для работы современных и перспективных военных самолетов ВКС РФ. Наши самолеты становятся более скоростными, более технологичными и требуют к себе особого отношения. Им нужны аэродромы чуть длиннее, чем обычным самолетам. Поэтому, естественно, аэродромы надо удлинять, создавать дополнительные полосы безопасности, возможно даже делать новые аэродромы», — заключил эксперт.
В Москве отреагировали на ввод в строй военного аэродрома в Латвии
Ввод в строй военного аэродрома в Латвии свидетельствует о наращивании потенциала НАТО у границ России. Об этом 27 октября сообщила официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, комментарий опубликован на официальном сайте внешнеполитического ведомства.
«На юго-востоке Латвии закончилась реконструкция военного аэродрома в Лиелварде. Налицо новые шаги Североатлантического альянса по усилению своего военного присутствия в непосредственной близости от границ Российской Федерации. Наращивание потенциала НАТО в Прибалтике способно привести к дестабилизации военно-политической ситуации в Балтийском регионе», — сказала Захарова.
24 октября стало известно, что бывшая советская авиабаза, расположенная в Лиелварде (Латвия), стала новой военной базой НАТО. Здесь будут находиться датские истребители F-16, военно-транспортные самолеты и дальние беспилотные летательные аппараты.
21 октября сообщалось, что главы оборонных ведомств стран НАТО планируют утвердить новый план противодействия теоретическому нападению России сразу по нескольким направлениям. Отмечалось, что в альянсе «по-прежнему настроены на сдерживание Москвы».
В тот же день Захарова сообщила, что НАТО и генсек организации Йенс Столтенберг загнали отношения с Россией в такое состояние, в каком они не находились даже во времена холодной войны. По ее словам, в подобных обстоятельствах невозможно работать с альянсом по вопросам актуальных международных вызовов.