какие вопросы можно задать аудитору
Какие вопросы можно задать аудитору
+7 (495) 683-00-85
+7 (499) 488-66-80
Наши специалисты ежедневно отвечают на большое количество вопросов. Чтобы сэкономить Ваше и свое время, мы решили выделить часто встречающиеся вопросы и дать на них развернутый ответ. Надеемся информация будет для Вас полезна.
Вопрос: Что такое внутренний контроль?
Ответ: Внутренний контроль представляет собой некий механизм с помощью которого руководство компании, собственники или совет директоров получают уверенность в том, что компания или организация достигнет поставленных целей наиболее эффективно. Цель внутреннего контроля — обеспечение своевременного выявления и анализа рисков, сохранности активов, получение своевременной и достоверной информации (финансовой, управленческой), эффективное использование ресурсов, соблюдение законодательства. Стоит отметить, что финансовой контроль является главной составляющей внутреннего контроля.
Вопрос: Как проходить аудиторская проверка?
Ответ: Аудиторская проверка индивидуальна для каждого предприятия или организации и зависит от масштабов, специфики деятельности организации, ее документооборота.
Вопрос: Что такое проверка на выборочной основе?
Ответ: Проверка на выборочной основе означает, что с целью формирования мнения о достоверности отдельных показателей отчетности, проверке будут подвергнуты не все документы сплошным методом, а лишь те, которые попадут в выборку по данному показателю.
Вопрос: Что такое Due Diligence?
Ответ: Более подробную информацию Вы узнаете здесь.
Вопрос: Какие документы предоставляются аудиторы?
Ответ: Основные документы, которые запрашивают наши аудиторы:
Вопрос: Что такое бизнес-планирование?
Ответ: Более подробную информацию Вы узнаете здесь.
Если Вы не нашли ответ на свой вопрос, свяжитесь с нами по телефону +7 (495) 507-00-24 или закажите обратный звонок.
Технология аудита
Этот порядок включает следующие действия:
Аудитор должен задавать вопросы по основной деятельности проверяемых сотрудников, эти вопросы строятся таким образом, чтобы сотрудник давал на них развернутый ответ. Вопросы, требующие простого ответа – да или нет, аудиторы, по возможности, стараются не задавать.
Ответ сотрудника на каждый из вопросов аудитору необходимо внимательно выслушать и, при необходимости, по ходу ответа отметить какие уточняющие вопросы необходимо задать или попросить сотрудника предоставить документы, записи, результаты его работы.
Обязательным элементом проведения аудитных бесед является проверка документов (или результатов работы сотрудника, если сотрудник не работает с документами). По ходу беседы с сотрудниками, необходимо просить их предоставлять документы, которые связаны с проверяемой деятельностью.
В ходе проведения аудита аудитор должен вести записи и записывать детально все факты обнаруженных несоответствий, названия и номера документов которые он проверял, факты и подтверждения выполнения работы, которые приводят опрашиваемые.
По завершении аудитной беседы необходимо сообщить проверяемому сотруднику о всех обнаружениях (несоответствиях), которые аудитор выявил в его работе.
Естественно, что проверить всю работу в ходе аудита достаточно сложно, поэтому аудит проводится выборочным методом. Проведение аудита осуществляется для того, чтобы найти свидетельства эффективности работы системы качества. Если в ходе аудита обнаружено несоответствие, то необходимо получить абсолютное доказательство для подтверждения этого несоответствия. Аудитор не должен выставлять несоответствия только на основании своих предположений или домыслов.
В технологию аудита входят также определенные правила проведения опроса сотрудников организации. Опрос является одним из важных средств сбора информации и должен проводиться с учетом ситуации и собеседника.
Опрос должен проводиться в рабочее время и на обычном рабочем месте сотрудника – это позволит посмотреть работу, которую выполняет сотрудник и проверить условия работы сотрудника, а также его отношение к выполняемой работе.
Собеседника необходимо разговорить, вызвать у него доверие – аудитные беседы не стоит вести в режиме допроса или жесткого давления на сотрудника, необходимо дать возможность сотруднику свободно рассказать о своей работе.
Сотруднику необходимо объяснить причину проведения опроса и необходимость ведения записей в ходе аудита. Нельзя держать сотрудников в неведении относительно целей вопросов и порядка записей. Если не рассказать сотруднику что будет делаться и зачем, то он «закроется» и будет односложно отвечать на задаваемые вопросы.
Опрос желательно начать с просьбы к собеседнику описать свою работу. Выполнение этого правила преследует две цели: во-первых, это позволит аудитору лучше понять работу сотрудника, во-вторых, это позволит разговорить сотрудника.
Следует избегать вопросов, содержащих ответ. Аудит предполагает, что сотрудник сам должен рассказывать о своей работе, поэтому вопросы, которые необходимо задавать, должны быть открытыми. Эти вопросы требуют развернутого ответа. Если в вопросе аудитора заранее содержится ответ, то ответы будут односложными, типа да или нет.
Результаты опроса должны быть обобщены и проанализированы совместно с собеседником. Т.е. при сообщении результатов беседы сотруднику необходимо рассказать, на основании чего сделаны те или иные заключения. Если обнаружены несоответствия, то необходимо рассказать, почему сделанные обнаружения являются несоответствиями, требования каких документов, правил или положений не были выполнены сотрудником.
После опроса следует поблагодарить собеседника за участие и сотрудничество – по результатам беседы и аудитор, и проверяемый сотрудник должны расстаться без претензий друг к другу.
Вопросы аудитора
В ходе аудитной беседы аудитор опрашивает сотрудников по выполняемой ими работе. Эффективность опроса во многом определяется теми вопросами, которые задает аудитор. Как правило, основные вопросы аудитор представляет в вопроснике. Вопросник создается для того, чтобы аудитор мог составить сценарий аудита и по ходу бесед с сотрудниками учел все необходимые элементы для проверки работы сотрудника. Кроме того, вопросник позволяет выяснить и уточнить информацию, которую аудитор получил изучая документацию до проведения аудитных бесед.
По ходу проведения беседы аудитор задает вопросы из вопросника проверяемым сотрудникам. Для того чтобы получить от сотрудника необходимую информацию эти вопросы должны задаваться таким образом, чтобы сотрудник наиболее полно рассказывал о своей работе.
Вопросов, которые заставляют сотрудников развернуто на них отвечать не так много – их всего шесть. Поэтому главное правило при проведении опроса – необходимо начинать формулировку своих вопросов с одного из этих шести вопросов.
К таким вопросам относятся:
В ходе ответа на вопросы сотрудники ссылаются на определенные факты или свидетельства выполнения работы. Это могут быть как документы, записи, так и результаты их работы. Поэтому обязательным и очень важным дополнением к указанным вопросам является просьба аудитора показать на практике то, о чем рассказывает проверяемый сотрудник.
Именно правильная формулировка вопроса и просьба показать свидетельства выполнения работы позволяют понять, действительно ли сотрудник выполняет свою работу так, как рассказывает.
Вопросы, которые требуют от сотрудника развернутого ответа, относятся к «правильным» вопросам.
Кроме них существуют и «неправильные» вопросы.
К таким «неправильным» вопросам относятся закрытые вопросы, наводящие вопросы и вопросы двойной нагрузки:
Наводящие вопросы – это вопросы, которые заранее содержат в себе ответ. Если аудитор будет пользоваться такими вопросами, то сотруднику не придется рассказывать как и что он делает на своем рабочем месте. За него все расскажет аудитор. При этом объективность аудита окажется низкой, так как наводящие вопросы аудитор будет формулировать исходя из своего понимания работы сотрудника;
В ходе проведения аудитных бесед «неправильных» вопросов необходимо избегать. Эти вопросы, конечно, могут задаваться, но задаваться они должны с определенной целью. Например, для того чтобы направить беседу в нужном аудитору направлении можно задать наводящий вопрос. Для получения однозначного подтверждения (или опровержения) какого-либо действия можно задать закрытый вопрос. Однако после таких вопросов должны следовать вопросы, требующие от проверяемого сотрудника развернутого ответа.
Правила аудитных бесед
Целью каждой аудитной беседы является получение объективных свидетельств выполнения работы в соответствии с установленными требованиями. Для достижения этой цели аудитные беседы должны проводиться по определенным правилам. Эти правила включают в себя правила поведения аудитора и правила ведения беседы.
Основные правила поведения, которых следует придерживаться аудитору в ходе выполнения проверок в подразделениях заключаются в следующем:
Аудитор должен быть внимательным слушателем, но вместе с тем он должен следить за тем, чтобы ход аудита не слишком страдал от пространных заявлений опрашиваемых сотрудников. Одним из условий эффективного проведения аудита является умение аудитора разговорить проверяемого сотрудника – но, разговорив сотрудника необходимо соблюдать баланс целей аудита, времени и настроя сотрудника. Если разговоры сотрудника начинают отклоняться от темы и от тех вопросов, которые задает аудитор, необходимо мягко, но настойчиво вернуть сотрудника к теме вопроса.
Аудитор должен оставаться спокойным даже в экстремальных ситуациях, не поддаваться провокациям (проявлять надлежащую реакцию в спорах с эмоциональным накалом). В ходе аудита случаются разные ситуации, и сотрудники по разному могут относиться к задаваемым вопросам. Поэтому со стороны аудитора очень важно не провоцировать своим поведением и эмоциями на неадекватные реакции со стороны проверяемых сотрудников.
Аудитор не должен пускаться в дискусси ю во время аудита, это возможно только в ходе заключительной беседы. Во время аудита аудитору не следует обсуждать с проверяемым сотрудником какие-либо посторонние вопросы и пускаться в споры и диспуты. Это сокращает время аудита, а оно и так ограничено.
Основные правила проведения аудитной беседы заключаются в следующем:
В начале беседы необходимо объяснить цель беседы – соблюдение этого правила необходимо для установления нормального контакта с проверяемым сотрудником.
В каждый момент беседы необходимо обсуждать только один вопрос – это одно из главных правил. Нельзя задавать собеседнику сразу несколько вопросов или переходить с вопроса на вопрос, не дослушав ответа на предыдущий вопрос.
Вопросы должны быть целенаправленными и иметь деловую, предметную основу – в ходе аудитных бесед нет необходимости подходить к интересующей теме издалека. Все вопросы должны задаваться по конкретной теме или конкретному предмету. Не нужно задавать абстрактные вопросы или вопросы риторического плана.
Правила регистрации несоответствий
Одним из важных элементов технологии проведения аудита является правильная регистрация несоответствия. Регистрация несоответствия должна точно отражать суть выявленной проблемы и указывать на конкретные факты нарушения проверяемых требований, а также должна давать возможность сотрудникам определить причины несоответствия.
Для этого существуют определенные правила регистрации несоответствий, которые аудитор должен выполнять при документальном оформлении несоответствия.
Первое, что необходимо сделать – это сформулировать проблему – необходимо ясно и коротко представить суть выявленной проблемы. В формулировке не должно быть лишних слов или двояко воспринимаемых фраз.
Необходимо указать, почему выявленная проблема является несоответствием, требование какого документа, стандарта или регламента нарушено – просто наличие проблемы еще не является несоответствием. Для того чтобы сформулированная проблема была определена как несоответствие, необходимо точно указать на требование, или пункт документа, которые оказались невыполненными из-за этой проблемы.
Необходимо определить место, где выявлено несоответствие, т.е. точно указать в каком отделе, виде деятельности или процессе выявлена проблема – определение места выявления проблемы позволит определиться с причиной возникновения несоответствия и выявить взаимосвязанные несоответствия.
Далее определяется ответственность за несоответствие – необходимо указать кто несет ответственность за допущенное несоответствие – если несоответствие выявлено, то не всегда сотрудник у которого оно обнаружено бывает ответственным за это несоответствие. Возможно, что это несоответствие есть следствие нарушения на более ранней стадии или это следствие ошибки в системе управления организацией. Для того, чтобы устранить несоответствие и его причину может понадобиться привлечение ресурсов или властных полномочий, которыми не обладает сотрудник у которого обнаружено несоответствие.
Эти правила взаимосвязаны с рассмотренными выше правилами аудитных бесед, т.к. выявление несоответствий и информирование о них проверяемого сотрудника является неотъемлемой часть проверки.
Самые важные вопросы о проведении аудита
Отношения между клиентом и аудитором очень деликатные, и иногда клиент и аудитор просто не знают, что они могут себе позволить или что говорить друг другу. Рассмотрим 3 крупнейшие проблемы, которые могут возникнуть во время аудита финансовой отчетности.
Компании очень осторожны, когда речь заходит о проверке их финансовой отчетности. Как выстраивать отношения с аудиторами? Знают ли они все? Должны ли мы их слушать? Могут ли они заставить нас делать то, чего мы не хотим?
Рассмотрим 3 самые большие дилеммы, связанные с проведением аудита и дополнительный бонусный вопрос в конце.
Имейте в виду, что ответ на эти вопросы никогда не ясен. Нельзя однозначно ответить, да или нет, черный или белый. Жизнь полна цветов.
1. Может ли компания полагаться на финансовую отчетность, подготовленную собственным аудитором? Можно ли доверять этой отчетности?
Скорее всего, да, вы можете, потому что:
Аудиторы НЕ должны составлять финансовые отчеты компании, в которой они работают.
Проще говоря, официально аудитор не может проверять свою работу. Аудитор должен быть независимым.
Вы не можете нанимать одну компанию для подготовки своей финансовой отчетности (или ведения бухгалтерского учета) и привлекать ту же компанию для аудита этих финансовых отчетов.
Но как насчет ситуации, когда аудитор делает пробный баланс и готовит отчеты о финансовом положении, совокупном доходе, движении денежных средств и т. д.?
В идеальном мире этого не должно быть. Этим должна заниматься компания, которую проверяют, а не аудитор.
Но в реальном мире это возможно.
Аудиторы не редко готовят для своих клиентов множество отчетов: о движении денежных средств, примечания к финансовым отчетам и другим компонентам финансовой отчетности.
Основные причины это заключаются в том, что:
Конечно, имя аудитора никогда не будет отображаться в финансовых отчетах в качестве «имени автора» (из-за требования к независимости), но, тем не менее, это так.
Просто всегда помните о том, что даже если аудиторы делают для вас финансовые отчеты, вы по-прежнему несете ответственность за них.
2. Может ли аудитор заставить вас отразить в учете то, чего вы не хотите?
Задача аудитора заключается не в том, чтобы заставить вас что-либо учесть, поскольку аудитор не ведет бухгалтерский учет в вашей компании.
Задача аудитора заключается в том, чтобы высказать свое мнение о том, что вы отразили в учете.
Аудитор узнает, что вы что-то учли, и он может быть по какой-то причине с вашими бухгалтерскими записями. Поэтому аудитор предлагает вам сделать корректировку ваших проводок.
В этом случае возможны 3 основных сценария:
И, конечно, возможны и промежуточные сценарии.
3. Нужно ли дочерней компании нанимать того же аудитора, которого нанимает ее материнская компания?
Это может быть более практичным и экономически эффективным с точки зрения группы.
Вполне понятно, почему местное отделение международной группы хочет выбрать местную аудиторскую фирму, а не филиал Большой четверки. Конечно, услуги компании из Большой четверки могут стоить гораздо дороже, чем услуги местного аудитора.
Однако подумайте об этом с точки зрения материнской компании.
Аудитору материнской компании необходимо аудировать консолидированную финансовую отчетность. Поэтому ему также потребуется провести аудит финансовых отчетов дочерних компаний.
На практике аудиторы часто полагаются на работу экспертов, включая других аудиторов.
Если финансовая отчетность дочерней компании проверяется одним и тем же аудитором (например, местным офисом фирмы Большой четверки), аудитор материнской компании может полагаться на результаты проверки, поскольку ее выполняет одна и та же компания, используя те же процедуры, стандарты аудита и т. д.
Однако, если финансовая отчетность дочерней компании проверяется местной фирмой, аудитору материнской необходимо решить, может ли он полагаться на этот аудит или нет.
В некоторых случаях аудитор материнской компании может принять решение о проведении собственной проверки дочерней компании, которая в итоге может быть более дорогой.
Что можно сделать в этой ситуации?
Если вы работаете в компании, входящей в группу, и вам нужно решить, следует ли выбрать дорогого аудитора группы или более дешевого местного аудитора, подумайте о существенности этой компании в рамках группы.
Является ли местная компания достаточно большой, чтобы привести к существенной ошибке в консолидированной финансовой отчетности?
Если да, то, возможно, вам стоит нанять аудитора группы.
Но если ваша местная компания имеет незначительную долю в финансовой отчетности группы, то оставьте ее местному аудитору.
Мы платим за аудит. Должен ли аудитор вынести свое мнение в соответствии с нашим желанием?
Клиент оплачивает работу аудитора, который должен изучить финансовую отчетность и выразить свое независимое мнение.
Независимое мнение НЕ означает мнение в соответствии с желаниями клиента. В этом случае оно не было бы независимым.
Ответ на первый вопрос: это закономерный и обоснованный аргумент, и поэтому существует целый ряд правил о независимости аудитора в международных стандартах аудита. Тем не менее, ничто не идеально.
Девять вопросов к внутреннему аудиту
В ноябре Институту внутреннего аудита исполнилось 20 лет. Вместе с тем наш портал уже почти год выпускает различные статьи в рамках спецпроекта «Начни с себя». Самое время – закрыть гештальты! В юбилей мы подкрались к директору ассоциации Алексею Сонину и расспросили обо всем и сразу.
ProКачество : Чем занимается внутренний аудит? Многие путают его с внешним
Алексей Сонин : Сотрудники внутреннего аудита проводят независимую оценку всех систем и процессов организации с точки зрения того, насколько эффективно решаются текущие задачи и достигаются поставленные цели. Затем они вырабатывают рекомендации по устранению узких мест, снижению рисков и убеждаются, что в результате системы и процессы стали совершеннее. Прежде всего это касается систем управления рисками, внутреннего контроля, корпоративного управления.
Для сравнения: внешний аудитор анализирует финансовую отчетность компании на предмет ее достоверности, фокусируясь на операциях и событиях, которые могут оказать материальное воздействие на финансовую отчетность; внутренний оценивает все аспекты и направления деятельности компании, фокусируясь на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению компанией поставленных целей. Основными пользователями результатов внешнего аудита являются внешние стороны – инвесторы, кредиторы, в том числе потенциальные, государственные органы и др., в то время как у внутреннего аудита пользователи – советы директоров и исполнительное руководство компаний.
ProКачество : В каких организациях присутствует внутренний аудит?
А.С. : Сейчас внутренний аудит обязателен для кредитных и страховых организаций, госкорпораций. С 1 января 2021 года вступают в действие поправки в закон об акционерных обществах, в соответствии с которыми внутренний аудит становится обязателен для всех публичных акционерных обществ. Непубличные общества могут решать, какие органы контроля формировать – внутренний аудит или ревизионную комиссию, отразив это решение в уставе общества. На самом деле внутренний аудит и раньше успешно работал в акционерных обществах, но теперь это нашло законодательное подкрепление.
Другие компании сами определяют, какие органы контроля и в каком количестве создавать.
На практике все должно определяться экономической целесообразностью и издержками на создание профессионального внутреннего аудита в компании. Для некрупных компаний, в которых владелец стоит у руля и сам контролирует все аспекты ведения дел, необходимости во внутреннем аудите, наверное, нет. Однако с ростом размеров компании, с повышением сложности процессов управления владельцы теряют возможность полностью контролировать ситуацию. Тогда весьма полезен оказывается внутренний аудит. Или если владелец бизнеса отходит от текущих дел и фокусируется на вопросах стратегического управления и развития компании, внутренний аудит может стать для него обратной связью.
Внутренний аудит необходим как независимый источник информации о делах в компании для владельцев напрямую или через совет директоров.
При этом внутренний аудит необходим также и менеджменту. Задача менеджера – управлять бизнесом, достигая поставленных собственником целей наиболее эффективным образом. Успешность этого зависит в значительной степени от того, обладает ли менеджер информацией для принятия правильных решений. У менеджера, например, часто просто не хватает времени на подобный анализ. С помощью внутреннего аудита он получает непредвзятую информацию и может посмотреть на ситуацию с другого ракурса, принимает верное решение и убеждается в его эффективности.
ProКачество : Как внутренний аудит помогает повысить качество?
А.С. : Качество конечного продукта зависит от того, насколько качественный результат получается на выходе всех процессов и систем в компании. А это как раз то, что анализирует и оценивает внутренний аудит – насколько конструкция всех систем и процессов и реальное их функционирование позволяют достигать заданного результата в нужное время и при минимальных затратах. То есть внутренний аудит смотрит всю цепочку создания стоимости, обращая внимания на узкие места, на возможности улучшения, тем самым помогая повышать качество конечного продукта.
ProКачество : Что делать, чтобы внутренний аудит был эффективным и приносил максимум пользы?
Лучше выработать видение роли внутреннего аудита вместе с самим внутренним аудитором. При этом важно понимать, что это не очередной проверяющий, не сторожевой пес и не ищейка. Это помощник в вопросах выявления слабых мест, рисков и использования имеющихся возможностей.
Где-то внутренний аудит на первых порах выполняет в большей степени контрольно-ревизионную функцию. Но с течением времени он эволюционирует вместе с компанией.
ProКачество : Одно из фундаментальных правил внутреннего аудита подразумевает, что он должен быть беспристрастным, независимым. Как сохранить эту независимость в условиях давления с разных сторон ?
Столь же важен вопрос индивидуальной объективности внутреннего аудитора. Здесь все зависит от стойкости духа, если хотите, от того, есть ли у внутреннего аудитора внутренний стержень, который поддерживает и не позволяет поступаться принципом объективности при выполнении работы.
ProКачество : Расскажите об основных тенденциях в направлении
А.С. : Общемировой тенденцией стало постепенное движение внутреннего аудита от контрольно-ревизионной функции к контрольно-аналитической, а в перспективе – к консультационно-аналитической. То есть если раньше внутренний аудитор позиционировался как проверяющий, то теперь он становится внутренним консультантом. При этом у него все же контролирующие функции. То есть присутствуют две стороны медали – и контроль, и помощь. Важно выработать правильное соотношение между ними.
Также модно говорить о технологизации и цифровизации внутреннего аудита. Это касается средств получения, обработки и анализа больших массивов данных, средств представления информации, использования программных роботов для выполнения рутинных операций.
ProКачество : Повлияла ли пандемия на внутренний аудит?
А.С. : Институт внутренних аудиторов в мае 2020 года провел опрос среди руководителей служб внутреннего аудита. Выяснилось, что 70% подразделений внутреннего аудита перешли на дистанционный режим работы, 30% сообщили о частичном переходе на дистанционный формат. При этом функционал существенно изменился только в 15% служб внутреннего аудита.
ProКачество : Внутренний аудитор – довольно молодая профессия для России. Расскажите о ее становлении и развитии. Испытывает ли направление кадровый голод или, наоборот, – переизбыток кадров?
А.С. : Профессия внутреннего аудитора известна с 2015 года, когда Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило профессиональный стандарт для нее. Хотя, по сути, она де факто уже существовала на тот момент, хотя и не имела формального закрепления в законодательстве. Кстати, Институт внутренних аудиторов выступил основным разработчиком данного профессионального стандарта.
Действительно, на рынке внутренних аудиторов существует кадровый голод. Спрос на наших коллег рос все последние годы. На рынке труда наблюдается разрыв между потребностью компаний в квалифицированных внутренних аудиторах и соответствующим предложением. Внутренних аудиторов не хватает, поскольку, во-первых, на внутренних аудиторов не учат в вузах, во-вторых, программ профессиональной подготовки и переподготовки, в рамках которых действительно учат внутреннему аудиту в современном понимании, крайне мало.
Кстати, наметился определенный переток специалистов из внешнего аудита и консалтинга во внутренний, что, как я надеюсь, позволит снизить остроту проблемы нехватки кадров во внутреннем аудите. По крайней мере, в краткосрочной перспективе. А в среднесрочной перспективе Институт внутренних аудиторов планирует организовать подготовку внутренних аудиторов в содружестве с вузами в рамках соответствующих вузовских кафедр и направлений обучения.
ProКачество : В этом году профессиональному сообществу внутренних аудиторов исполняется 20 лет. Это большой срок. Почему для внутренних аудиторов было так важно создать такое сообщество, чего за эти годы смог добиться ИВА в части продвижения профессии и чем он занимается сейчас?
А.С. : Действительно, в ноябре 2020 года Ассоциация «Институт внутренних аудиторов» отмечает свое 20-летие. Профессиональная жизнь многих внутренних аудиторов России связана с Институтом, и нам трудно представить, что когда-то его не было.
Справка
ИВА имеет 12 региональных центров, расположенных в крупнейших российских городах, численность ИВА составляет около 4 тыс. человек, при том что членство в Институте является сугубо добровольным.
20 лет назад, при формировании организации, членами института стали 35 человек, и еще очень рано было говорить о внутреннем аудите как о профессии. ИВА стал тем источником знаний и опыта, которого так не хватало российским внутренним аудиторам, и мы верим, что именно его деятельность способствовала формированию критической массы профессионалов, которые смогли вывести внутренний аудит в своих компаниях на качественно новый уровень. Также для нас было важно дать внутренним аудиторам почувствовать, что есть такая общность, сформировать свою «тусовку», если хотите.
За прошедшие 20 лет сделано многое. Я бы выделил три момента.
Внутренний аудит стал востребованным. И востребованным на самом высоком уровне корпоративной иерархии – уровне советов директоров и высшего исполнительного руководства.
Внутренний аудит трансформировался из функции контрольно-ревизионной в функцию контрольно-аналитическую. Профессия внутреннего аудитора получила признание и на законодательном уровне.
Институт предлагал и предлагает большое число возможностей для профессионального развития и роста. Назову лишь некоторые. Прежде всего, это ежемесячные встречи и мастер-классы, на которых представители ведущих компаний делятся своим опытом и знаниями в области внутреннего аудита. Это вебинары, которые институт проводит для своих членов два раза в месяц. Это ежегодная национальная конференция «Внутренний аудит в России», которая в этом году проводится уже в 12-й раз, а также ежегодная региональная конференция ИВА, ставшие главными мероприятиями года для профессии. Это Учебный центр ИВА, предлагающий различные обучающие мероприятия в форме мастер-классов, тренингов, вебинаров. Это Центр оценки квалификаций Института внутренних аудиторов, в котором каждый желающий может оценить степень соответствия своих знаний требованиям профессиональных стандартов, в частности, профстандартов «Внутренний аудитор» и «Специалист по внутреннему контролю». С 2000 года проводится экзамен на получение профессиональной квалификации «дипломированный внутренний аудитор» (Certified Internal Auditor, CIA). Диплом CIA очень ценят в мире профессиональных дипломов. Это огромное количество прикладных материалов в членской области сайта ИВА. У Института своя библиотека из 400 изданий по вопросам внутреннего аудита и смежным дисциплинам – внутреннему контролю, управлению рисками, противодействию корпоративным злоупотреблениям и мошенничеству. Еще Институт издает профессиональную литературу – назову недавно вышедшие классические книги COSO по внутреннему контролю и управлению рисками, а также книгу по внутреннему аудиту широко известного автора Ларри Сойера.
Институт завоевал репутацию организации, радеющей за развитие профессии и стремящейся быть максимально полезной своим членам. Являться членом Института внутренних аудиторов становится хорошим тоном и свидетельством того, что человек стремится к профессиональному развитию и совершенствованию. Недаром многие указывают членство в Институте в числе своих регалий. И мы видим все больше желающих принять участие в ежегодной национальной премии «Внутренний аудитор года», организуемой Институтом внутренних аудиторов совместно с РСПП и Московской биржей.
Также отмечу, что различные государственные органы привлекают институт в качестве экспертной организации в вопросах внутреннего аудита и внутреннего контроля. Институт принимал самое активное участие в работе над российским Кодексом корпоративного управления, методическими рекомендациями Росимущества по вопросам внутреннего аудита, внутреннего контроля, деятельности комитетов по аудиту и ревизионных комиссий акционерных обществ, а также в подготовке изменений в закон об акционерных обществах, касающихся вопросов внутреннего аудита и управления рисками.
Конечно, Институт внутренних аудиторов – это прежде всего люди. И сегодня я хочу поблагодарить всех наших членов за то, что они с нами. Именно их заинтересованность и участие сделали возможным то, чего мы добились за эти годы. Благодаря их поддержке мы поступательно движемся вперед и с уверенностью смотрим в будущее.