какие вопросы можно задать бабушке по телефону
Как надо разговаривать с бабушкой по телефону: сет-лист с конкретными фразами.
типичная ТП с потугами на «илитарность»* и страдание от притязаний социума (в лице бабушки).
*элитарность не доступна ТПям
Мне 10, за мужика иногда плачу, мы год вместе. Хм.
Хреново с коммуникацией, или у кого-то не хватает мозгов.
В церковь сходил. За мужика иногда плачу.
>В церковь сходиЛ
>Борщ, салат, макароны съеЛ
>УстаЛ
>Нет, мужика нет
У вас бабушка сломалась
В потом бабушка умрет и она будет постоянно страдать что не уделяла ей внимания.
А какой бог велит есть 5 раз в день?
я обычно использую 3 слова. «Привет», «угу» и «пока»
Первый пост норм, потом как уже многие написали плоский хамоватый юмор(
(ну все же обратили внимание что авторы твитов разные?)
«Бабушка моего друга нарисовала это, используя только кофе и воду, и заявила, что „это просто набросок“»
Встреча 30 лет спустя
Многие говорят о том насколько интернет вреден, а я вот знаю обратную сторону.
Моя бабушка из большой семьи, у нее 5 братьев и сестер. В советские времена они все, включаю моих бабушку и дедушку, попали в узбекистан. Все в разное время и в разные города. Со временем из-за частых переездов она потеряла связь с родней, писала письма, а ей не отвечали. Как выяснилось позже, они тоже часто переезжали и тк они писали друг другу на старые адреса, то письма не доходили.
Детский час
для детей и родителей
Викторина для бабушек (с ответами)
Викторины бывают серьёзные и шуточные, простые и сложные, для детей и для взрослых. Разрешите представить вашему вниманию викторину для бабушек. Мы твёрдо уверены, что бабушки в XXI веке эрудированные, умные, грамотные. Они легко ответят на все вопросы викторины.
Викторина для бабушек содержит 8 вопросов. На все вопросы даны ответы.
1. Кто эта дама?
Дама с ледяным сердцем (Снежная королева)
Дама, передвигающаяся на самом необычном виде транспорта? (Баба Яга на метле)
Самая буйная дама на свете (Вьюга)
Дама, ходящая всегда в чёрных одеждах, которой однажды достался бесплатно молочный продукт («Вороне где-то бог послал кусочек сыра»)
Бедная, трудолюбивая девушка, ставшая женой принца (Золушка)
2. Ответьте на вопросы
В какую воду нужно опускать макароны? (В кипящую)
Какое яблоко нельзя съесть? (Глазное)
На какую гору нельзя подняться? (На кудыкину)
Что толчёшь без толку? (Воду)
Во дворе трава. А что на траве? (Дрова)
3. Кто такая Федора?
Шляпа из мягкого фетра, обвитая один раз лентой +
Горемычная бабушка, от которой сбежали кухонная утварь, столовые приборы, чулки и башмаки +
Бабушка паренька Мишки из рассказа Николая Носова
4. Какие женские имена присутствуют в этих песнях?
«Расцветали яблони и груши» (Катюша)
«Она прохожих красотою удивляла, и незнакомые дарили ей цветы» (Люба-Любонька)
«Девятый класс. Звенит звонок. Апрельский луч упал на стены» (Весна по имени Светлана)
5. Найдите неправильный ответ:
Арбуз – это ягода
Свекла – это ягода +
Тыква – это ягода
6. Отгадайте загадки
«Не видно и не слышно её. Стоит заговорить о ней – и она исчезнет» (Тишина)
«Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь» (Рыба)
«Свернёшь – клин, развернёшь — блин» (Зонтик)
7. У каких цветов названия совпадают с женским именем?
Ответ: Лилия, Роза, Маргаритка
8. Из какого произведения эти строки?
«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»
Ответ: из сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»
Составитель викторины: Ирис Ревю
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
14 советов, как записать воспоминания дедушки или бабушки
В приложении «Радио Arzamas» вышел новый выпуск проекта «Личный XX век», в котором люди, родившиеся в первой трети прошлого столетия, рассказывают о своей жизни. Arzamas составил инструкцию для тех, кто хочет записать воспоминания пожилых родственников или близких
Французский историк Франсуа Артог писал, что мы смотрим на мир вокруг себя как бы из будущего и видим в настоящем то, что уже завтра станет прошлым. Ощущение ускользающего мира, просачивающегося как песок сквозь пальцы, часто вызывает желание записать воспоминания — близких и родных, коллег или даже соседей. из них был участником важных исторических событий, жизнь проходила в условиях, о которых мы ничего не знаем. А может рассказать об истории семьи то, что нам больше неоткуда узнать. Если вы тоже чувствуете потребность поймать исчезающее на глазах прошлое, мы попробуем помочь вам записать воспоминания, к которым вы сможете потом еще не раз обратиться.
1. Имейте в виду, что воспоминания не всегда позволяют узнать, «как все было на самом деле»
Воспоминания — интересный, живой источник, который кажется легко доступным. Многие считают, что расспросить человека проще, чем провести архивное исследование. Если в книгах не удается найти информацию о прошлом, достаточно отыскать свидетеля, который расскажет, как все было на самом деле. К сожалению, это не совсем так.
Воспоминания позволяют нам погрузиться в мир повседневности — обычной жизни, которая происходит изо дня в день, когда люди просыпаются по утрам, умываются, завтракают, идут на работу. И отчасти они позволяют приоткрыть эмоциональный мир прошлого, о котором сложно узнать из официальных и архивных документов. Если же вам нужно прояснить даты, места или обстоятельства конкретных событий, не стоит рассчитывать на свойства памяти. Ценность воспоминаний не в том, что они позволяют реконструировать прошлое: они дают возможность понять, какое значение прошлое приобрело в настоящем и как одни и те же события могут помнить разные люди.
2. Задумайтесь о своей цели
Прежде чем взять в руки диктофон, попробуйте сформулировать, зачем вам нужно записать воспоминание. Может быть, вы хотите узнать о жизни бабушки и дедушки в сталинских лагерях. Или как они пережили блокаду, прошли войну, выжили во время холокоста, учились в позднесоветской школе. А может быть, вы просто хотите узнать об истории семьи что-то, чего не найдешь ни в одном архиве.
Кроме того, запись воспоминания — это возможность неторопливого, вдумчивого разговора со своими близкими и удобный формат для медленного общения. Интервью позволяет создать атмосферу доверия и хотя бы на время забыть о возможных конфликтах и противоречиях.
3. Подумайте, как вы объясните цель интервью своему собеседнику
Даже если собеседник приходится вам дедушкой или бабушкой, ему или ей потребуются объяснения. И от того, какими они будут, зависит, что вы потом услышите в интервью. Иногда пожилые люди думают, что их воспоминания не имеют значения и не заслуживают внимания. Многие скажут, что им нечего рассказывать или что они ничего не помнят. В большинстве случаев это не так, просто люди считают свою жизнь слишком обычной и незначительной, чтобы рассказывать о ней. Вам придется убедить, что важен любой рассказ и что каждая жизнь интересна.
Некоторые люди опасаются возможных последствий своих рассказов — и такие опасения небезосновательны. В воспоминаниях люди делятся подробностями личных биографий и жизней других людей, высказывают свои суждения, поэтому вопрос о конфиденциальности заслуживает уважительного и внимательного отношения. В устно-исторической практике Европы и США уже много лет действует строгое правило, которое предписывает получение письменного согласия от информанта с указанием допустимых форм использования записи. В России такая норма соблюдается далеко не всегда. Но вам все-таки стоит задуматься о возможных последствиях публикации интервью и спросить собеседника, не против ли он или она, если разговор будет опубликован.
4. Помните, что вы — путешественник, а не шахтер
Скандинавский психолог Стейнар Квале, написавший одну из самых полезных книг об исследовательском интервью, использовал в ней метафору шахтера и путешественника. Когда мы беремся записывать устные истории, нам иногда кажется, что самое главное — докопаться до фактов. Подобно шахтерам, мы выбираем место для добычи, а потом начинаем копать, отбрасывая ненужное, стремясь добраться до ценной породы. Такая стратегия не подходит для записи воспоминаний. Гораздо продуктивнее почувствовать себя путешественником, который вместе с другим человеком отправляется в путь, полный неожиданностей и сюрпризов. Путешественник не знает наверняка, куда приведет его эта дорога, но готов следовать по ней, радуясь тому, что открывается за поворотом.
5. Хорошо подумайте о месте и времени интервью
Выбирая место для беседы, ориентируйтесь на два главных фактора: тишина и уединение. Любые звуки — даже музыка на заднем плане или включенный телевизор — могут стать помехой и для самой беседы, и при расшифровке. Важно, чтобы вокруг не было людей, иначе атмосфера доверительного общения может не сложиться. Идеальное пространство — комната с закрытой дверью, где нет никого, кроме вас и собеседника. Если вы не можете встретиться с человеком лично, можно воспользоваться онлайн-платформами, но не забывайте, что виртуальное интервью (пусть даже и с камерой) никогда не сможет заменить личный контакт. Договариваясь о встрече, отведите на нее не меньше двух часов и постарайтесь выбрать время так, чтобы ни вы, ни ваш собеседник никуда не спешили.
6. Подготовьте технику
Интервью можно записать на диктофон или смартфон. Если вы собираетесь писать на телефон, не забудьте проверить, заряжен ли он и есть ли в нем свободная память. Если вы пользуетесь диктофоном, возьмите запасные батарейки. Звукозаписывающее устройство нужно положить рядом с рассказчиком, а не на другом конце стола.
Если вы решили проводить интервью дистанционно, можно воспользоваться встроенными опциями записи в программах Skype или Zoom, а для записи разговора в других мессенджерах — дополнительными приложениями, например Simple Recorder, Real Call Recorder или Cube ACR.
Если у вас есть хорошая камера и штатив, интервью можно записать на видео. Но в этом случае вам будет сложно создать атмосферу приватной беседы. Включенная камера часто смущает человека и заставляет слишком тщательно подбирать слова.
7. Составьте заранее список вопросов и задавайте их по одному
Вопросы бывают закрытые и открытые. Вот примеры закрытых вопросов: «Вы жили в этом доме?», «В каком году вы пошли на фронт?» Иногда такие вопросы бывают полезны, но при записи воспоминаний лучше задавать открытые вопросы, побуждающие человека рассказывать. Например: «Расскажите о том, как вы пошли в первый класс», «Вы помните, когда переехали в этот город? Расскажите об этом». Составьте список вопросов заранее. Если вы будете внимательно слушать, то, скорее всего, по ходу беседы у вас возникнет много новых, дополнительных вопросов. И все же лучше потренироваться в формулировке открытых вопросов до интервью, чтобы потом чувствовать себя уверенно.
Помните: если задать собеседнику несколько вопросов подряд, скорее всего, он ответит только на последний. Поэтому вопросы следует задавать по одному.
Для каждой темы могут быть свои отдельные вопросы, но есть и общие, универсальные. Все они сформулированы как предложения-просьбы: «Расскажите о своих самых ранних воспоминаниях», «Расскажите о своем детстве», «Когда, как вам кажется, ваше детство закончилось? Расскажите об этом», «Расскажите о ваших самых тяжелых воспоминаниях», «Расскажите о ваших самых светлых воспоминаниях».
8. Не пренебрегайте самым очевидным вопросом: «Не могли бы вы рассказать о своей жизни?»
Просьба рассказать о своей жизни — самый простой, удобный и эффективный способ записать интересное воспоминание. Такое интервью называют биографическим. У большинства людей есть общее представление о том, как следует рассказывать о жизни. Это и преимущество, и недостаток биографий. Проявив сообразительность, упрямство и продемонстрировав свою заинтересованность, вы сможете кого угодно уговорить рассказать о своей жизни. Каждый сможет сказать хотя бы пару слов, и эти слова будут организованы как история с сюжетом и развитием событий. К тому же рассказ о жизни позволит вам ухватиться за упомянутые детали, чтобы потом расспросить о них подробнее. Это преимущество. Недостаток же в том, что люди, читавшие биографии знаменитостей, как правило, не считают свою жизнь интересной и рассказывают о ней коротко и схематично. В этом случае вам придется мотивировать собеседника дополнительными вопросами.
9. Научитесь слушать
Самая естественная форма общения двух людей — диалог, а не монолог. Но во время интервью нужно помнить, что ваша задача — записать рассказ, историю, нарратив. Ваша главная цель — сделать так, чтобы человек захотел и смог рассказывать. А для этого нужно научиться не только задавать открытые вопросы, но и слушать. Будьте внимательны к тому, что говорит ваш собеседник, не перебивайте, а услышав ответ на свой вопрос, не торопитесь, выдержите паузу. Даже если вам кажется, что человек сказал все, что хотел, подождите еще пару секунд. Это бывает трудно: в обычной жизни мы много говорим, перебиваем и недослушиваем. Сейчас наша задача — услышать собеседника, а не высказаться самим.
10. Избегайте суждений и оценок
11. Говорите просто
Избегайте научных терминов и абстрактных понятий. Во время интервью не нужно доказывать, что вы умны и хорошо образованны. Использование сложных слов и грамматических конструкций не только производит эффект более высокого статуса интервьюера, вынуждая собеседника строго цензурировать свою речь, но и малополезно для беседы. Задавайте конкретные, понятные вопросы. Рассуждение в ответ на вопрос «Что для вас значило понятие „любовь“ во время войны?», конечно, может быть интересным, но куда больше узнать о любви во время войны вы сможете, если попросите рассказать об отношениях двух людей, об их общении и переживаниях.
12. Не увлекайтесь ролью психотерапевта
Если у вас все получилось, вы были достаточно внимательны и заботливы, продемонстрировали свою заинтересованность и создали комфортную и безопасную атмосферу общения, воздерживались от лишних вопросов и суждений, слушали и выдерживали паузы, позволив человеку говорить искренне и свободно, вы неизбежно почувствуете себя в роли психотерапевта. И ваш собеседник тоже это почувствует: какой бы тяжелой ни была беседа, ее психотерапевтический эффект неизбежен. Во время такого разговора человек чувствует себя в центре внимания, проговаривает невысказанное и не боится, что его слова будут оценивать. Именно поэтому исследователя так часто благодарят после многочасового интервью.
Очень важно помнить, что вы не психотерапевт и не должны решать чужие проблемы. Вы — путешественник, и, когда путешествие закончится, вам придется вернуться домой.
13. Не откладывайте обработку интервью
14. Вдохновляйтесь чужой работой и делитесь своей
За рубежом уже довольно давно работают большие и маленькие проекты, которые собирают воспоминания о различных событиях и устные истории представителей разных сообществ. В последние годы такие инициативы стали появляться и в России. Хотя таких крупных ресурсов, как звуковой архив Британской библиотеки или архив Института устной истории Бэйлорского университета, у нас пока нет, существует довольно много русскоязычных проектов, где можно послушать или почитать чужие воспоминания и предложить свои записи.
Сбором и публикацией воспоминаний уже много лет занимается международное историко-просветительское общество «Мемориал», где собран большой архив документов и воспоминаний. На базе «Мемориала» запущены несколько сайтов. Проект «Та сторона» посвящен материалам о бывших остарбайтерах, военнопленных и узниках немецких лагерей. «Последние свидетели» — это банк воспоминаний жертв и свидетелей советских репрессий.
В Музее истории ГУЛАГа тоже есть проект записи воспоминаний людей, прошедших через репрессии советского времени. Сотрудники музея сами берут интервью и записывают их на видео, но готовы сотрудничать с командами в регионах и разыскивают контакты потенциальных респондентов.
Огромная подборка воспоминаний о Великой Отечественной войне собрана командой проекта «Я помню», запущенного в 2001 году. Сейчас на сайте выложено больше 3000 записей.
В 2016 году фонд ИНДЕМ вместе с Президентским центром Б. Н. Ельцина начали собирать воспоминания о 90-х годах: сейчас в фонде почти 300 материалов. В дальнейшем участники проекта планируют использовать эти записи для подготовки многотомника, посвященного первому десятилетию постсоветской России.
В последние годы в России появились проекты, посвященные прошлому отдельных городов, районов и даже домов. Команда Шанинки во главе с антропологом Никитой Петровым создала ресурс «Историческая память городов». Сейчас география проекта охватывает Москву, Нижний Новгород, Иваново, Рязань, Луховицы, Выксу и Шую. Все воспоминания расшифровываются и наносятся на карту. Скоро пользователи смогут добавлять истории на сайт самостоятельно.
Музей Басманного района Москвы собирает воспоминания нынешних и бывших жителей района, а Музей Булгакова — интервью с жителями дома № 10 на Большой Садовой.
Музей М. А. Булгакова представляет проект «Дом на Большой Садовой»В Коломне запущен проект «Коммунальная Одиссея» — начало городского архива личных воспоминаний коломенцев. В мультимедийном архиве уже сейчас опубликованы интервью с десятками жителей «коммунальной эпохи», чьи детство и юность приходились на время 1960-х годов.
Музей «Невская застава» в Санкт-Петербурге подготовил выставку «Блокада. Недетские истории», открытую январе 2020 года в детской библиотеке № 8. Сейчас музей и библиотека закрыты, но воспоминания, записанные для этого проекта, доступны в интернете.
Устная история Невской заставы. «Девочка Лида и сторожевые львы»
Число локальных проектов, собирающих воспоминания местных жителей, постоянно растет. Если вы не нашли подходящего, задумайтесь о создании своего.
О чем говорить со стариками: любимым бабушкам посвящается
Честно сказать, меня этот разговор впечатлил до глубины души. Как это – не о чем разговаривать с бабушкой? Почему? Ведь столько тем для общения можно поднять, столько интересного почерпнуть, столько счастливых воспоминаний воскресить – достаточно только вытащить их, полузабытых, из тёмных уголков бабушкиной памяти, стряхнуть с них пыль – и они вновь заиграют яркими красками.
Ведь старики любят вспоминать прошлое, особенно когда взрослые уже внучата сидят рядышком и, раскрыв рты, словно маленькие, внимают каждому сказанному слову.
Я не общаюсь со своей бабушкой уже 9 лет. Просто… да потому, что её больше нет. И я до сих пор, несмотря на прошедшие годы, тоскую – и боль эта никуда не уходит, да и не уйдёт, наверно.
Ведь нельзя больше подкрасться тихонечко сзади, чмокнуть в морщинистую щёку и весело воскликнуть: «Ну как ты, бабуля? А давай-ка поболтаем с тобой немножко»… Но, видит Бог, наши разговоры были самыми интересными, самыми занимательными, да просто – самыми-самыми…
Милые девушки! Вы и вправду не знаете, о чём можно поговорить с бабушкой? О, я расскажу вам. Более того, заверю, что нет более задушевных бесед, чем те, когда общаются два родных человека. Итак…
Мода. О чём ещё могут часами говорить две женщины? Конечно же, о моде! И неважно, что одной ещё только двадцать или тридцать, а второй уже больше восьмидесяти.
Наши с бабушкой понятия о стиле, конечно же – что ожидаемо – расходились. Бабуля фыркала,что понятия о красоте нынче не те, а я с пеной у рта отстаивала право на жизнь джинсов с низкой посадкой.
Самое удивительное то, что впоследствии она со мной всё-таки соглашалась – в плане, что сидят они отлично, но нет-нет да прикалывала к вороту моего платья кокетливый бантик… Любовь. Тема неизменно прекрасная, на века. В какую эпоху бы мы ни родились, сколько перемен ни пережили – песня любви будет звучать громче прочих, ибо она прекрасна.
…А ещё я узнала в один из вечеров историю бабушкиной самой первой любви. И ничего более трогательного мне слышать не доводилось. Спорт, интеллектуальные игры, телевикторины (и никакого Малахова). Как вариант, хотя на любителя.
Моя бабуля болела за немецкую (почему-то) футбольную команду, фанатела от Кости Цзю и взахлёб обсуждала со мной все его боксёрские матчи, как и очередной поединок телезрителей и любимой команды Александра Друзя в интеллектуальном казино «Что? Где? Когда?».
А ещё мы с ней по ночам резались в карты. Школа, училище, институт. Не все из стариков имели возможность учиться. Но если кому посчастливилось – можно узнать много интересного о системе обучения прошедших лет. И не только.
Бабушке повезло: её отец, мой прадед, наполовину чех, наполовину поляк, придавал огромное значение учёбе. И, рано потеряв жену, сделал всё, чтобы любимая дочь получила образование.
Немецкому языку учил её с пелёнок (что спасло обоим жизнь во время немецкой оккупации). Ну а над тем, как моя трусишка бабуля вздумала поступать в лётное училище и опозорилась на первом же прыжке с парашютом, я хохотала, не стесняясь… вместе с ней.
Она прошла в медицинский. И много лет ещё после достижения пенсионного возраста занимала должность старшей медсестры в хирургическом отделении больницы маленького городка, в котором они с дедушкой осели после войны.
А её весёлые истории, приправленные специфическим юмором медицинских работников, это… это уже другая история. Война. Многие думают, что война слишком тяжела для памяти стариков, но это не так. Да, она оживляет не самые приятные воспоминания. Но одно лишь упоминание о её окончании заставляет биться сердца ветеранов быстрее и дышать глубже – полной грудью, раздувая ноздри, словно сладкий запах Великой Победы по-прежнему витает в воздухе.
Я много знаю о своей бабушке. Практически всё, ведь мы были близкими подругами. И о дедушке тоже, хоть я и не написала о нём сейчас ни строчки. Главное – память в сердце: она никуда не уйдёт, а остальное неважно.
Говорите со своими стариками, люди. Говорите чаще; даже короткий телефонный звонок может сделать день светлее, а настроение – лучше. Говорите с любовью: они подарили вам всю жизнь, так подарите им взамен хотя бы полчаса в день – ведь это так мало. А если есть возможность, больше обнимайте: быть может, им осталось совсем недолго.
Как дружить с внуками: «правило трех минут»
Но, подрастая, почти все отдаляются: перестают звонить, приходить в гости, слушать истории старшего поколения. Изменить ситуацию можно — главное, научиться правильно разговаривать с подросшими внуками.
Сделай свою жизнь ярче
И прежде всего нужно понять: чтобы подросткам и молодым людям было интересно с вами общаться, ваша жизнь не должна быть скучной: лет с 10–12 дети предпочитают общаться с тем, у кого интересно складывается жизнь — здесь и сейчас.
— Сложились стереотипы: после пенсии наступает упадок сил и старческий маразм. Большинство людей старшего поколения сами воспринимают старость негативно — вышел на пенсию, жизнь закончилась. Старость — это прекрасно, человек заканчивает трудовую деятельность, у него выросли дети и он может посвящать время себе, развиваться и самообразовываться, делать грандиозные добрые дела, — считает Анастасия Горохова.
Да, российская пенсия не позволяет тратиться на отдых, но в больших городах, включая наш, регулярно проводятся акции для представителей золотого возраста, благодаря которым можно очень дешево, а то и совсем бесплатно ходить в кино, на концерты и выставки, заниматься спортом, посещать квесты. Но главная проблема кроется в голове у людей старшего возраста — даже если есть возможность посмотреть новый фильм бесплатно, скажем, по телевизору, они этого не делают. По сути, они перестают развиваться, узнавать новое, варятся в тех знаниях, что получили когда-то. Ну а молодежь любит все новое и интересное. Так что если хотите общаться с подросшими внуками, то через силу, как когда-то ходили в школу, идите на премьеру очередного блокбастера. Так вы получите базовые знания о том, чем интересуется молодежь.
Слишком много букв
Но даже если вы найдете темы для разговора, нужно еще и говорить с подросшими внуками правильно. Это маленькие детки любят слушать сказки. В сказках ритм повествования медленный, успокаивающий, с большим количеством описаний, мелких подробностей. И именно так рассказывают истории бабушки и дедушки — сто раз отвлекаясь на детали, сообщая подробную биографию всех участников истории. Малышам такой темп повествования нравится, взрослым — нет. «У них клиповое мышление: им нужны короткие истории, — продолжает Анастасия, — да и ритм жизни другой — порой просто нет времени, чтобы дослушать длинное повествование до конца. Поэтому нужно освоить сторителлинг — искусство преподносить свою историю интересно».
Начните с самого яркого, запоминающегося факта, это своеобразный «крючок», на который вы подцепите собеседника. Например, рассказывая о том, как вы познакомились с супругом или супругой, припомните самый смешной или самый трогательный момент. Может быть, в этот день вас окатил грязью сосед на «жигулях» или вы второпях перед свиданием надели левый ботинок на правую ногу?
Второе правило — не теряйте нить рассказа. Очень часто пожилые люди добавляют в рассказ много лишних деталей, повествуя о других участниках события. Не стоит этого делать, сосредоточьтесь на главном.
— Рассказывать историю нужно максимум за три минуты, ведь молодежь очень быстро переключает внимание и длительное повествование не воспринимает. Как они говорят, слишком много букв, — поделилась секретами сторителлинга Анастасия. — Если уж раскрашивать историю деталями, то не биографическими справками, а зарисовками о быте прошлых лет. Когда подростку говоришь, что раньше не было свежих огурцов зимой, это вызывает недоумение и интерес.
Для тех, кто хочет, но пока не может самостоятельно научиться говорить с молодежью так, чтобы им было интересно, в Новосибирске даже проводят специальные курсы. Анастасия Горохова рассказала, что в рамках их проекта «Городской доброхот», который реализуется на средства Фонда президентских грантов, проводятся курсы сторителлинга для старшего поколения.
Первый шаг
Еще одно важное правило для тех, кто хочет поддерживать хорошие отношения с подросшими внуками: всегда делайте первый шаг. Если вы хотите, чтобы о вас помнили, напоминайте о себе сами. Звоните внукам, чтобы спросить, как дела, или рассказать о том, как прошел ваш день. Но помните о правиле трех минут! Пусть это будут короткие разговоры, зато частые.
И почаще обращайтесь к опыту внуков. В большинстве случаев старшее поколение хочет делиться своим опытом, но у молодежи тоже можно многому научиться. «Попросите внучку создать для вас страничку в соцсетях, где вы будете выкладывать мастер-классы по приготовлению фирменных пирожков. Попросите ее помочь вам в съемках мастер-класса. А пока вы будете шить, мастерить табурет или стряпать пирожки, а она снимать процесс на камеру или фотоаппарат, можно как бы между делом и о жизни поговорить, — предлагает Анастасия. — Только так, шаг за шагом, по мелочам и можно сформировать настоящую дружбу со своими внуками».
Пример
В разговоре с молодежью избегайте поучительного тона.
Неинтересно: «Я сразу поняла, что твой дедушка — мой единственный на всю жизнь. Но до свадьбы мы только за ручку держались. Не то что вы сейчас — живете с мужчиной без регистрации брака».
Интересно: «Было дело — встречалась сразу с тремя парнями, такая вот я вертихвостка была. Один из них и был твой дед».
Досье
Анастасия Горохова. Специалист по социальной работе автономной некоммерческой организации «Центр развития социальных технологий» города Новосибирска, куратор проекта «Городской доброхот», специализируется на работе с людьми старшего поколения.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №51 от 22 декабря 2017 года