какие вопросы можно задать труженику тыла
Интервью с тружеником тыла
хотелось бы поделиться материалом для интервью.Вопросы для интервью.
Не оставляйте без внимания никакое важное событие, о котором вы узнали в ходе беседы! Если рассказчик говорит, что был ранен, спросите, как и где это произошло, где и как его лечили, куда направили после лечения; если он попал в плен, то попросите рассказать, как, когда и где это произошло, при каких обстоятельствах, как содержали пленных и как с ними обращались, как и когда удалось выбраться/произошло освобождение, как встретили его свои, куда направили и т.д.; если он был во время войны в отпуске, то за что он его получил, на сколько дней, как добирался домой, что там увидел; если участвовал в освобождении европейских стран, то каких и когда, какие эпизоды военных действий или общения с населением запомнились больше всего и почему т.д.; если он подвергся репрессиям, то когда, за что, как это происходило, чем закончилось и т.д.
Таким же образом строятся интервью с теми, кто был в партизанском
1. Ваши фамилия, имя, отчество?
2. Где и когда вы родились?
3. Кто были ваши родители, как жила ваша семья?
4. Где и кем вы работали/учились до войны? (Если из ответов на эти вопросы обнаруживается, что рассказчик участвовал в гражданской войне, финской войне, войне в Испании и т.д., может рассказать о том, как проходили коллективизация, о первых пятилетках, о голоде в Поволжье, о репрессиях 30-годов и других значимых, в т.ч. малоизвестных событиях, обязательно задайте вопросы, стимулирующие рассказывать об этом. Не упустите возможность сделать эту уникальную запись!).
5. Как вы узнали о том, что началась война?
6. Что вы сделали, когда узнали об этом?
7. Как изменилась жизнь вашей семьи?
8. Когда и где вы были призваны в армию?
9. Где, как, сколько и по какой специальности вас обучали до отправки в действующую армию?
10. Куда вас направили, что там происходило?
11. Назовите своё воинское подразделение: взвод, рота, батальон и т.п.
12. На каких фронтах воевали?
13. Чем вам запомнилась первая военная операция, в которой вы участвовали?
14. Когда и где это происходило, чем это закончилось?
15. Какие военные операции, в которых вы участвовали, запомнились вам больше всего и почему?
16. Где и когда это происходило?
17. Как вы узнали о том, что война закончилась?
18. Где вы встретили это известие, что делали в этот момент?
19. Как вы возвращались домой?
20. Что там произошло, пока вас не было?
21. Как сказалась война на вашей жизни и жизни вашей семьи в первые послевоенные годы?
Какие вопросы можно задать труженику тыла
С каждым годом становится все меньше ветеранов. Уходят те, кто может рассказать, что значит защищать свою страну, воевать и встретить долгожданную Победу. Каждая встреча с ними должна навсегда остаться в памяти поколений. Поэтому так важно сегодня запечатлеть в слове их истории, живые свидетельства подвига русского народа.
Как организовать интервью с ветераном? Какие вопросы ему задать? На эти и некоторые другие вопросы я постараюсь ответить в своей статье.
Где найти ветеранов?
Есть несколько вариантов: это могут быть прабабушки и прадедушки ваших учеников или воспитанников, или же бабушки и дедушки коллег, которые могли бы согласиться прийти в ваше образовательное учреждение. Это – самый простой вариант. Если же пойти по этому пути возможности нет, то можно обратиться в совет (комитет) ветеранов и попросить контакты ветеранов там. Записывая контакты, уточните не только полные Ф.И.О. будущих гостей, но и их статус (ветераны/дети войны/труженики тыла/ жители блокадного Ленинграда). Это поможет вам спланировать будущую беседу, подобрать наиболее удачные вопросы для интервью.
Приглашение
И вот вы звоните ветерану. Представьтесь, расскажите, какое ОУ вы представляете, объясните, откуда у вас его контакты и расскажите о цели вашего звонка. Если ветеран согласен прийти к вам и рассказать о себе, расскажите, в каком формате предполагается беседа: интервью будете брать вы лично, или, может, это будет какой-то ученик, или же все будет организовано в формате пресс-конференции. Попросите принести с собой его фотографии в военные годы (если есть), вырезки из газет, награды, письма. Если это ветеран – уточните, в какой период, в каком роду войск и части он воевал, если житель блокадного Ленинграда или, например, ребенок войны, то сколько ему было лет в те годы. Это поможет вам, готовясь к интервью, собрать историческую информацию, подобрать не общие, а более «предметные» вопросы и исключить те, на которые гость точно не сможет дать ответ.
Что с собой брать на интервью?
На интервью возьмите с собой диктофон и фотоаппарат, или же можно обойтись смартфоном (в случае, если он записывает качественно звук и делает качественные фотографии). Если вы планируете снять видео – возьмите камеру (обязательно заранее обсудите с гостем возможность видеосъемки, ведь многие стесняются говорить на камеру). Также не забудьте свой опросник, бумагу и несколько ручек. Стоит фамилии и географические названия не только записывать на диктофон/камеру, но и дублировать на бумаге (т.к. при их расшифровке на слух есть риск совершить ошибку).
Какие вопросы можно задать?
Ниже я приведу самые разные вопросы, которые можно задать гостю, вы можете выбрать наиболее подходящие или же придумать свои.
1. Мирная предвоенная профессия, место рождения, условия жизни, состав семьи.
2. В каком возрасте вы попали на войну? Каким образом (по призыву, добровольно, другим путем, каким именно)?
3. Где и как застало вас известие о войне? Какие чувства вызвало?
4. Какое участие в войне – на фронте и в тылу – принимали другие члены семьи.
5. Где Вы начали войну и где закончили?
6. Вы помните первого увиденного Вами немца? Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали? Образ врага, противника, неприятеля – смысловой оттенок слов: что более подходит? Какое значение в этой связи имели идеологические мотивы?
7. За какой подвиг и в каких обстоятельствах совершенный были получены награды? Какая для Вас особенно дорога и почему?
8. Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?
9. Были ли вы ранены, когда, где и сколько раз? Как и кто оказывал медицинскую помощь, в каких госпиталях и медсанбатах Вы лечились, кого запомнили в стационаре и в дороге, на санитарных летучках, в санитарных поездах? Куда именно вы были ранены? В свою или в другую часть возвращались на фронт после ранения?
10. Когда и откуда писали домой, что сообщали о себе?
11. Когда и какие получали известия из дома?
12. Кто из семьи во время войны был убит или ранен на фронте, кто из семьи отличился на фронте или работая в тылу?
13. Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм. Что для фронтовиков было источником мужества? Можете ли Вы рассказать о подвиге, которому были свидетелем?
14. Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем?
15. Какая немецкая техника противостояла солдату в боях, с чем Вы сталкивались?
16. Какая наша техника на земле и в воздухе поддерживала солдата в разное время войны: авиация, артиллерия, танки, «катюши» и все другие средства поддержки?
17. Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена. Как Вы и ваши товарищи относились к тем солдатам, которые побывал в плену? Были ли такие среди ваших знакомых?
18. Что запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах, во время наступления и встреч с освобожденными от оккупации жителями?
19. Расскажите о бытовых трудностях на фронте. Как Вы их преодолевали? В какое время года было труднее воевать? Почему?
20. Солдатский быт. Трудности. Забавные случаи.
21. Были ли вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Если да, то каким образом?
22. С какими развлечениями в минуты и часы отдыха приходилось встречаться Вам за годы войны: песня, выступления артистов, концерт фронтовой бригады?
23. Была ли любовь на войне? Расскажите
24. Что в разное время войны думали о будущей победе, что Вы думали о времени ее?
25. Что думали о Ленинграде в период его блокады?
26. Где были в День Победы, что делали и что чувствовали?
27. Кем и где вы работали после войны?
28. С кем вы поддерживаете/поддерживали связь из однополчан?
29. Какая ваша любимая военная песня, фильм? Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать?
30. Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем?
31. Какое напутственное слово Вы скажете современному молодому поколению?
После интервью не забудьте поблагодарить вашего гостя.
Не забудьте сделать качественные фотографии. Можно сделать несколько во время интервью и несколько – после. Для этого заранее подготовьте помещение с хорошим освещением и удачным фоном.
Не печатайте просто расшифровку записи интервью, расположите в логической (чаще хронологической) последовательности рассказанные ветераном эпизоды, при этом стараясь придать тексту литературный вид. Ответы на вопросы по одной теме стоит объединить в единый рассказ. Используйте ваши вопросы в качестве логических связок. Будьте внимательны и, обрабатывая текст, не искажайте смысл ответов ветерана. Будет здорово, если перед публикацией вы сможете еще раз связаться с ветераном, показать ему получившийся в итоге текст и при необходимости внести в него последние правки.
Интервью с ветераном труда, тружеником тыла
Интервью с ветераном труда, тружеником тыла
Вот уже прошло более полувека со дня великой победы 1945 года. События тех времен уходят в прошлое, но память о них останется навсегда. Мало осталось в живых очевидцев, и еще меньше участников Великой Отечественной Войны. Мы взяли интервью о том времени у ветерана труда и труженика тыла.
— Здравствуйте, скажите нам, как вас зовут и где вы родились?
— Меня зовут Большакова Анна Ивановна, я родилась 12 декабря 1928 года в селе Мертвецовка, а ныне это колхоз Трудовое.
— Где настигла вас информация о войне, и как местные жители восприняли известие о войне?
— Мне шел тогда тринадцатый год, моя семья к тому времени уже жила в Соль-Илецке. Я была одна дома, занималась домашним хозяйством, родители работали. В первый день в газете ничего о войне не было сказано, а когда по радио передали известие о войне, люди кто был дома выходили на улицу и спрашивали друг друга правда ли,что началась война? Это известие стало неожиданностью для всех, здесь, вдали от фронта, трудно было поверить, что мирная жизнь закончилась. И когда родители пришли с работы, отчим сказал, что началась мобилизация.
— Расскажите нам про первые месяцы войны.
— В первые месяцы войны жизнь резко поменялась. Во-первых, на фронт забрали практически всех мужчин. Ушли все мои дядья и крестный. Остались женщины, старики и дети. Мой отчим не пошел на войну, он работал на железной дороге, и его работа была важна здесь в тылу, но таких мужчин было мало. Мужскую работу стали выполнять женщины и дети.
Первого сентября я должна была пойти в новое, только что выстроенное здание школы №1, но туда поселили эвакуированных людей, а потом там открыли госпиталь. А учеников вместо школы отправили работать в колхоз на поля. Так в сорок первом году в колхозе я заработала два пуда пшеницы – это 32 кг, и об этом еще напечатали в местной газете.
— Чем вы занимались во время войны?
— Училась во время войны я мало. В основном работала в колхозе на полях, ведь фронту нужны были продукты. Зимой занимались искусственным задержанием снега на полях для увеличения запасов влаги в почве и для утепления зимующих растений, расчищали снег на аэродроме. Вязали теплые носки и варежки и отправляли их на фронт бойцам, вместе с благодарственными письмами от школы.
— Что было важно для каждого из вас во время войны?
— Важна была вера в то, что война скоро закончится, и вернутся родные и все встанет на свои места. Важно было то, что продуктов будет много, и не надо будет голодать. Я мечтала об этом, когда ела выдаваемый в школе маленький кусочек черного кислого хлеба, и он тогда мне казался самым вкусным на свете.
— Были ли радостные минуты во время войны?
— Люди во время войны не веселились, было не до веселья. Хотя радостные события были – это и успехи нашей армии на фронте, и когда кто-нибудь возвращался домой живым. Тогда все собирались вместе, расспрашивали его, радовались, пели песни, рассказывали смешные стишки и придумывали частушки про фашистов. Были, конечно, и праздники – 17 ноября, новый год, но большого веселья во время войны не было.
Большая радость была, когда объявили, что война закончилась и фашистская армия разгромлена. В этот день, я помню, как раз прошел сильный дождь, и везде стояли большие лужи. Люди шли по улице, радовались и смеялись,никто не обращал внимания на лужи. Все обнимались и поздравляли друг друга – вот это был настоящий праздник.
— Чем вы занимались после войны и с какими трудностями столкнулись в послевоенное время?
— После войны я продолжала работать в банке. Моя семья держала хозяйство, и мы сдавали государству молоко и яйца. Стали возвращаться мужчины с войны, но их было так мало, что женщины и подростки продолжали работать вместо мужчин. Еще первые послевоенные годы были неурожайными, в стране не хватало хлеба и других продуктов. Но мы это пережили, наладили быт. Жизнь встала на свои места.
Прошло много лет и мы, уже праправнуки тех, кто жил и трудился во время войны, сколько бы не было им тогда лет, ценим их великий подвиг. И шлем им низкий поклон!
Интервью подготовили Никитин Саша и Никитин Дима,7″а» класс
Тэги: Интервью с ветераном труда, тружеником тыла
Твой труд приблизил час Победы,
Дал людям радость и покой,
А на фронтах отцы и деды
Край защитили наш родной.
Совсем молоденькой девчонкой
Пришла к станку ты на завод,
Где шум стоял довольно громко,
В твоих руках нуждался фронт.
Для артиллерии снаряды
Производили вы тогда,
И ветераны были рядом
Трудились честно, как всегда.
В две смены на заводе были,
Не покладая нежных рук,
Детали на станке точили,
Забыв про боль и про недуг
Вы ждали весточки солдата,
Что вас на фронте защищал,
Вы ждали от отца и брата,
От тех, кто с немцем воевал.
От тех, кто бил врага повсюду:
На море, в небе и в лесах.
Их ратный подвиг не забуду.
Он будет навсегда в сердцах.
О вас, о тружениках тыла,
Кто час ПОБЕДЫ приближал,
Страна родная не забыла,
Вам должное за всё воздав.
Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ,
Кто был в тылу, кто воевал,
Ваш тяжкий труд, что был желанный,
Народ поднял на пьедестал.
9 мая 2009 года.
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Перечень вопросов, интересных для участников и зрителей интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках Всероссийского проекта «Наша общая Победа» (диалоговый лист)
интересных для участников и зрителей интервью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках Всероссийского проекта «Наша общая Победа» (диалоговый лист)
Было ли у Вас ощущение надвигающейся войны?
Из чего оно складывалось? Частные разговоры? СМИ? Политзанятия?
Что Вы думали о войне в Испании, столкновении с Японией на Халхин-Голе, начале Второй мировой в Европе?
Что Вы думали о действиях советского правительства на международной арене и внутри страны накануне войны?
Как Вы узнали о начале войны?
Какова была Ваша реакция (и ваших близких)?
Что Вы думали тогда о причинах войны?
Слышали ли Вы речь 22 июня 1941 г?
Слышали ли Вы речь И. Сталина 3 июля 1941 г.?
Какое впечатление они произвели на Вас тогда?
Расскажите о том, когда и как Вы были призваны в действующую армию.
В каких сражениях (операциях) Вам пришлось принимать участие?
Оборонял город (село) __________________________
Освобождал город (село) ________________________
Вспомните один или несколько наиболее ярких боевых эпизодов с Вашим участием.
Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными?
Какое событие запомнилось как радостное?
Мы знаем, что советские солдаты на фронте проявляли массовый героизм.
Что для фронтовиков было источником мужества?
Можете ли Вы рассказать о подвиге, которому были свидетелем?
Имеете ли Вы награды? Какие и за какие заслуги?
Какая для Вас особенно дорога и почему?
С какими чувствами Вы шли на войну? С какими возвращались?
Как воспринималось в начале войны то, что Красной Армии пришлось отступать?
Были ли сомнения в победе?
Что Вы знали осенью 1941 г. о положении под Москвой?
Как Вы воспринимали то, что враг подошел вплотную к столице нашей Родины?
Что Вы почувствовали, узнав о начале контрнаступления под Москвой?
Расскажите о своих командирах. Кто из них больше всего запомнился? Чем?
Кого Вы и Ваши товарищи считали во время войны наиболее выдающимся полководцем?
Изменилась ли Ваша оценка сегодня?
Каково было ваше отношение и ваших сослуживцев к личности И. Сталина?
На фронте были люди разных национальностей.
Что, по-Вашему, объединяло представителей разных народов на фронте?
Случались ли взаимное непонимание, конфликты на национальной почве?
Верили ли Вы в Бога до войны?
Повлияло ли участие в войне на ваше отношение к религии? Каким образом?
На фронте часто складывалось тяжелое положение.
Как удавалось не падать духом, поддерживать воинскую дисциплину?
Какую роль в развитии событий сыграл приказ Наркома обороны № 000 «Ни шагу назад»?
В этом приказе говорится о создании заградотрядов. Вам лично приходилось с ними сталкиваться?
Что Вам запомнилось из встреч с населением во время отступления, во время пребывания в прифронтовых населенных пунктах? Где и когда это было?
Как встречали Вас люди в освобожденных городах и селах?
Что Вам запомнилось больше всего?
Где и когда это было?
Каким было отношение к Вам и Вашим товарищам населения освобожденных стран Европы?
Ваше отношение к вражеским солдатам: какими Вы их видели, воспринимали?
Первый пленный враг, которого Вы увидели. Ваши чувства, впечатления.
В составе вражеской армии были не только немцы, но и представители других стран, поддержавших войну против СССР? Что Вы думаете по этому поводу?
Приходилось ли Вам во время войны слышать о «власовцах» (других предателях)?
Каково к ним было Ваше отношение тогда? Ваших товарищей?
Как Вы относитесь к современным попыткам оправдать власовцев?
Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства?
Если да – это были отдельные случаи?
Каково Ваше личное отношение к дезертирам?
Приходилось ли Вам сталкиваться со штрафниками?
Были ли среди Ваших знакомых люди, прошедшие через штрафбат?
Как Вы относитесь к возможности человека искупить свою вину, которую предоставлял штрафбат?
Расскажите о бытовых трудностях на фронте.
Как Вы их преодолевали?
В какое время года было труднее воевать? Почему?
Как Вы оцениваете нашу боевую технику?
Как Вы отдыхали на войне в часы затишья?
Приходилось ли Вам слышать выступления артистов, концерты фронтовых бригад?
Какое значение они имели для Вас? Вспомните конкретный случай, пример.
Была ли любовь на войне?
Знаменитые «наркомовские» сто грамм – какую роль они играли для Вас и Ваших товарищей на войне?
Когда и откуда Вы писали домой, что сообщали родным о себе?
Могли ли Вы писать обо всем, что с Вами происходит?
Когда и какие получали известия из дома?
Помните ли вы лечивших Вас людей?
Вы были в плену или в оккупации? Расскажите о том, что пришлось пережить в плену и после возвращения из плена.
Как Вы и ваши товарищи относились к тем солдатам, которые побывал в плену?
Были ли такие среди ваших знакомых?
Что вы знали о союзниках СССР?
Насколько ощущалась на фронте их помощь?
Сталкивались ли Вы с полученными по ленд-лизу танками, самолетами, автомобилями, продовольствием? Где и когда?
Какой помощи Вы ждали от союзников?
Считаете ли Вы, что их помощь была своевременной и достаточной?
Где и как Вы встретили День Победы 9 мая 1945 г., что делали и что чувствовали?
Какой фильм о войне, по Вашему мнению, лучше всего передает атмосферу военных лет, отношения между людьми?
Произведения какого писателя наиболее правдиво отображают войну?
Какой фильм о войне Вы посоветуете посмотреть молодежи, какую книгу прочитать?
Принимали ли Вы участие в войне с Японией? Что запомнилось больше всего?
Как Вы восприняли победу над Японией?
Как Вы думаете сейчас, почему началась война? Как избежать угрозы войны для нашей страны в будущем?
Что Вам еще хочется рассказать, добавить ко всему сказанному?
Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи?
Инструкция для участника проекта
(Технология подготовки и проведения видеоинтервью)
1. Видеоролики с текстовой сопроводительной документацией (приложение 3) необходимо прислать в оригинале г. Кемерово, Советский пр-т, 60, 331 каб. Количество необходимого числа видеороликов города (района) указано в таблице 1(приложение 3).
2. Пакет документов для проведения интервью:
· Первая часть касается личных данных ветерана и должна быть заполнена в письменном виде в соответствующих графах. Эти данные будут основой поисковой системы на сайте архива.
· Вторая часть (Приложение 1) состоит из открытых вопросов к ветерану и составлена таким образом, чтобы полученные ответы (видеоматериал архива Великой Отечественной Войны) стали персональными свидетельствами о событиях и фактах Великой Отечественной войны (в том числе об острых моментах).
3. Для встречи с ветераном обратитесь в районный совет ветеранов своего города (района). С помощью районного совета ветеранов договоритесь о встрече с ветераном.
4. Рекомендации по подготовке к видеоинтервью:
· Прочитайте и максимально запомните вопросы анкеты для того, чтобы в момент съемки сократить время потери «зрительного контакта» с ветераном.
· Разберитесь в непонятных для Вас терминах (если таковые есть).
· Заранее убедитесь, заряжена ли камера и достаточно ли свободного места на цифровом носителе.
· Обратите внимание на свой внешний вид. Постарайтесь приблизить свой стиль одежды к классическому. Если на лице есть пирсинг, необходимо его снять, к девушкам просьба – минимум косметики на лице.
· Ведите себя максимально уважительно и почтительно.
· Видеоматериал должен нести максимальную информационную нагрузку, поэтому до начала съемок попросите ветерана надеть китель (пиджак) с наградами. В случае его отказа ввиду каких-либо причин, достаточно будет попросить надеть пиджак с планками. Будьте вежливы, в случае отказа не настаивайте.
· Видеосъемка длится от 35 мин до полутора часов, поэтому помогите ветерану устроиться таким образом, чтобы ему было максимально удобно на протяжении всего времени интервью.
· Обратите внимание на задний план. В кадр не должны входить отражающие поверхности и прямые источники света. Также в кадре не должна находиться символика политических партий и общественных организаций.
· Камера должна быть установлена под нулевым либо минимальным углом к респонденту. Зафиксируйте видеокамеру таким образом, чтобы видеоизображение было стабильным. Если есть возможность, используйте штатив.
· Видеосъемка в помещении предполагает наличие дополнительного света. Чтобы избежать размытости и неправильной цветопередачи изображения, используйте комнатное освещение.
· Перед началом съемки создайте в помещении максимальную тишину и предотвратите возможное появление посторонних шумов (поставьте мобильный телефон на беззвучный режим, попросите членов семьи ветерана, других, присутствующих в помещении лиц, не беспокоить во время видеосъемки, по возможности закройте окна и двери).
· Заранее проинструктируйте ветерана о желательном формате ответов на вопросы. По возможности, ответ должен быть коротким (не более 2-х минут), но содержательным.
· Если все условия соблюдены, приступайте к записи интервью, предупредив ветерана о начале съемки.
5. Рекомендации по проведению видеоинтервью:
В ходе проведения интервью следует придерживаться следующих правил:
· Задаваемые Вами вопросы по возможности не должны отличаться от вопросов анкеты (по порядку и содержанию). Внутренняя структура архива будет выстроена исходя из тематики вопросов.
При этом следите за ответами ветерана, избегайте повторных вопросов, даже если они указаны в вопроснике.
· Будьте внимательны! Вопросы сформулированы так, чтобы разграничить мнение ветерана (которое у него могло сформироваться после войны под влиянием прочитанных книг, фильмов и т. п.) и факты, свидетелем которых он действительно был. Поэтому ответы на ряд вопросов подразумевают возможность их конкретизации. Например, вопрос №23: «Дезертиры. Сталкивались ли Вы со случаями дезертирства? Если да – это были отдельные случаи?». Если Вы получаете расплывчатый ответ на вопрос, необходимо уточнить – «Вы лично с ними сталкивались?».
Этого принципа следует придерживаться всегда.
· Максимально внимательно слушайте ответы, старайтесь превратить разговор в непринужденную беседу, но, по возможности, не позволяйте уходить в долгие лирические отступления.
· Ни в коем случае не прерывайте речь ветерана и не перебивайте его! В моменты пауз постарайтесь уточнить ответы наводящими вопросами и скорректировать ответы ветерана в случае, если он уходит в сторону от темы беседы.
· Разговаривайте вежливо, адекватно реагируйте на шутки и трагические истории.
· После окончания опроса поблагодарите ветерана за уделённое Вам время, полные и развернутые ответы.
· Попросите ветерана показать военные фотографии, награды, письма. Сфотографируйте их. Если Вам отказали в какой-либо просьбе, не настаивайте.
· Вежливо попрощайтесь, еще раз поблагодарив за интервью.
6. Подготовка документов для передачи в архив:
· Уйдя от ветерана, просмотрите отснятый Вами материал и заполните правую часть формализованного варианта вопросника, отмечая «галочками» в соответствующих местах, на какие вопросы получены ответы фактического содержания (приведены примеры, рассказан случай из жизни), по каким высказано мнение, а по каким не удалось получить ни того, ни другого.
· Обязательно передайте полученный видеоматериал руководителю общественного штаба. Проследите, чтобы все полученные данные из первой части вопросника, а также заполненный Вами формализованный вариант анкеты были также переданы и дополнительно приобщены к видеоматериалу на сайте.
· Обращаем Ваше внимание, что все полученные данные обрабатываются и размещаются на сайте архива с указанием Вашего имени и фамилии в качестве интервьюера.
· Внимание! Третья часть вопросника с подписью ветерана передается руководителю Регионального общественного штаба, без нее интервью не может быть использовано и принято штабом.
комплекта, созданного в рамках Всероссийского проекта «Наша общая Победа»,
видеодокумента с текстовой сопроводительной документацией,
передаваемого на постоянное хранение
в Российский государственный архив кинофотодокументов
1. Видеодокумент в электронном виде в формате MPEG-2 (2экз.).
2. Диалоговый лист.(Приложение 1)
3. Копия личных данных ветерана Великой Отечественной войны.
4. Копия «Согласия на использование персональных данных». (Приложение 6)
5. Фамилия, имя, отчество, год рождения, род занятий лица, производившего видеозапись.(Приложение 5).
ФИО, контактный телефон, e—mail ____________________________________________________________________________________________________________________
Место проведения интервью:
Дата проведения интервью «___»_______________20__ г.
на использование персональных данных
паспорт № ___________, выдан _________________________________________________
«____»_____________ 201_ г.
Заполните все графы таблицы. В случае, если у ветерана сохранились документы, фотоснимки, награды, попросите разрешения сфотографировать их (фотографии необходимо приложить к отчету; наличие Приложений отметить в последней графе).