какие вопросы задает невролог ребенку перед школой

10 вопросов к детскому врачу-неврологу

Неврологические проблемы у детей в современной медицине не такая уж и редкость. Многие сталкиваются с последствиями родовых травм или падений, наследственными заболеваниями или развитием неврологических патологий. Каждый случай индивидуален, но некоторые ответы на частые вопросы вы можете найти в нашем интервью с детским неврологом Соловьёвой Анной Вячеславовной

– Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка на разных возрастных этапах и выявить неврологические проблемы. И врачу, и родителям важно вовремя обнаружить состояния, которые требуют своевременного назначения лечения. Поэтому визит к неврологу с новорождённым малышом откладывать не стоит.

– Первый профилактический осмотр невролога проводится в один месяц. Перед консультацией необходимо подготовить интересующие вас вопросы. Мне как неврологу нужна будет следующая информация: особенности протекания беременности и родов, продолжительность сна и бодрствования ребёнка, набор массы на первом месяце жизни. На приём возьмите с собой медицинскую документацию, которую выдавали при выписке из роддома. Желательно, чтобы малыш во время осмотра был сыт и выспался – тогда его поведение позволит провести всесторонний осмотр.

– Я считаю, это связано с высокой нагрузкой врачей узких специализаций, просто нет возможности в условиях поликлиники осуществлять профилактические осмотры настолько часто. Но вы можете не беспокоиться: любой ребёнок, нуждающийся в осмотре невролога, будет направлен педиатром на консультацию по показаниям. Сроки осмотра педиатром не изменились и осуществляются ежемесячно. Если врач общей практики заподозрил возможность нарушений на самых ранних стадиях, то он обязательно вам это скажет и направит ко мне.

– Есть определённые нормы психического и моторного развития малыша на первом году жизни, и от них никуда не деться. Сейчас часто пишут, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому на сроки развития обращать внимания не стоит. Однако врачи с этим могут поспорить. Если ребёнок отстаёт в приобретении нового моторного навыка на месяц и более (не держит голову, не переворачивается, не сидит и т.д.), то это серьёзный повод прийти на консультацию.

Также должны настораживать родителей любые двигательные нарушения: отсутствие движения в одной из конечностей, различная двигательная активность правых и левых ручек – у ребёнка не существует до определённого момента понятия «правша» и «левша», поэтому, например, захватывать игрушку малыш должен одинаково и той, и другой рукой. Если захвата какой-то рукой нет, то это является поводом для консультации специалиста. Если с началом ходьбы малыш «подволакивает» одну ногу или не опирается на неё – это тоже повод к обращению.

Повышенная активность, срыгивания, беспокойный сон – это, чаще всего, физиологические, нормальные для ребёнка состояния, но, если у мамы это вызывает тревогу, то лучше обратиться к педиатру, а не к неврологу.

– При острых состояниях: потеря сознания, судороги, отсутствие или сильное нарушение сна, сильные головные боли, приступы длительного крика, острой гипоксии – медлить нельзя, и консультация невролога необходима в самое ближайшее время.

– Игрушки должны соответствовать возрасту малыша, и их не должно быть много. Ребёнок не должен спать в кроватке с плюшевыми друзьями – есть риск удушения. На первом году жизни лучше не использовать мягкие игрушки, потом малышу нужны развивающие игрушки. Маленьким деткам будут интересны многофункциональные подвесные игрушки, различные дуги, музыкальные комплексы и яркие погремушки. Нужны такие игрушки, в которых ребёнку самому нужно что-то сделать: построить, рассортировать, слепить, собрать в единое целое.

– Я считаю важными в формировании моторного развития ребёнка курсы общего массажа – по 10 раз в 3 и в 6 месяцев. В остальные сроки – по показаниям специалистов. Плавание полезно с рождения под наблюдением специально обученных людей. Самостоятельная гимнастика должна проводится ежедневно с месячного возраста.

– Любое назначение специалиста должно обсуждаться с ним по конкретному ребёнку и конкретному заболеванию. Родителям необходимо ознакомиться с противопоказаниями, побочными эффектами назначенных препаратов. При появлении каких-либо вопросов лучше проконсультируйтесь с лечащим врачом, а не отменяйте лекарство самостоятельно. Препараты, которые на данный момент назначаются детишкам с раннего возраста, прошли необходимые клинические исследования и считаются безопасными. При применении любого лекарственного средства со стороны ребёнка возможны аллергические реакции и другие побочные действия, при индивидуальной непереносимости лекарственное средство отменяется.

– Для роста и развития здорового ребёнка необходимы адекватное питание, много общения, спокойная и любящая обстановка в семье, и зачастую этого достаточно. Не ищите проблем и болезней в своём ребёнке, спокойно и адекватно наблюдайте за его развитием. Многие мамы боятся заметить проблему в своей крохе, но при этом не торопятся обращаться к врачам. Если у вас появились вопросы или жалобы, смело идите к специалистам, ведь многие состояния у детей являются частью определённого этапа развития. Большинство заболеваний лучше поддаются лечению при раннем выявлении проблем.

Источник

Как подготовиться МАМЕ к приему детского невролога

врач-невролог первой категории (детский), врач-неонатолог высшей категории, врач-педиатр

Кто же такой детский невролог? Это врач, который, так же, как и педиатр, наблюдает за развитием и созреванием нервной системы малыша. Невролог оценивает психомоторное развитие, соответствует ли оно возрастному периоду, наблюдает вместе с родителями за ростом ребенка, за обретением необходимых навыков.
Основная задача детского врача-невролога — это вовремя увидеть, даже незначительные отклонения от нормального развития и назначить эффективный курс лечения и профилактики. Детский невролог обязательно взаимодействует с другими специалистами для уточнения диагноза и подбора индивидуальной программы наблюдения и лечения ребенка.

Наблюдаемся регулярно

Наблюдаться у детского невролога необходимо регулярно. Специалисты рекомендуют начать посещение этого врача сразу после рождения и осмотра педиатра. Если невролог не выявил никаких отклонений, то следующий визит должен состояться, когда малышу исполнится 3 месяца, затем – в полгода. Таким образом, здоровый ребенок в течение первого года жизни должен показываться неврологу каждые три месяца.
Далее малыш до 3 лет должен посещать специалиста раз в полгода, а до 6 лет – хотя бы один раз в год. Такие сроки оптимальны для тех детей, у которых все идет нормально, без отклонений.
Однако если родителей беспокоит, то нужно, не дожидаясь планового визита, показать кроху врачу. Неврологические заболевания, как и многие другие, легче диагностировать и лечить на ранней стадии.

На приеме у врача

Хорошо, когда родители приходят на плановый прием к неврологу подготовленными. Это означает, что они внимательно наблюдают за крохой и готовы ответить на все его вопросы. Важно родителям вести дневник психомоторного, психоречевого развития ребенка, согласно возрастным шкалам развития.
Прием детского невролога проходит аналогично приему педиатра. Первоначально врач задает вопросы родителям о том, как проходила беременность, роды, как родился малыш, что уже умеет к данному возрасту, замечали ли родители какие-то особенности в поведении сына или дочки, что беспокоит родителей и тому подобное. Далее врач осматривает ребенка, проверяет его основные рефлексы, двигательные навыки и проводит необходимые диагностические тесты.
После чего доктор устанавливает соответствие возраста и развития ребенка, дает заключение и рекомендации родителям.
Если у врача возникают сомнения по тому или иному поводу, он может назначить дополнительное обследование крохи, по результатам которого впоследствии назначит нужное лечение.

Когда идти к неврологу

Малыш весел и активен, ведет себя хорошо и непринужденно? В этом случае нет повода для беспокойства, и посещать невролога необходимо лишь по плану. Однако существуют состояния, когда нужно, не откладывая, обращаться к специалисту.
Если ребенок:
— плохо спит,
— теряет аппетит,
— имеет изменение в поведении (быстро утомляется или чрезмерно активен, возбудим, плачет, замыкается в себе)
— имеет нарушение двигательного или речевого развития,
— наблюдается недержание мочи,
— испытывает затруднения при общении и в обучении,
— жалуется на головные боли,
— приступы необоснованного плача (особенно ночью).
Во всех этих случаях необходимо обратиться к детскому неврологу. Также специалисты советуют внимательно следить за ребенком, и если настораживает – сразу же идти к врачу.
Если не обнаружить и не предупредить любые отклонения от нормы вовремя, то это может привести к тяжелым последствиям: от задержки развития психомоторного и речевого аппарата до нарушений поведения, формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональной неустойчивости.

ООО «Частная клиника «КОСМА»», Самара

Лицензия на осуществление медицинской деятельности №ЛО-63-01-004986
от 13 февраля 2019 года, выдана Министерством здравоохранения
Самарской области

Источник

Как подготовить ребенка к психолого-медико-педагогической комиссии?

Психолого-медико-педагогическая комиссия — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.)

и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.

Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.

Обследование на ПМПК

На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В состав комиссии входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.

Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Участники комиссии задают вопросы и дают определенные задания. Стоит отметить, что сама форма проведения ПМПК может быть некомфортна для ребенка. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой еду и питье.

Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?

Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.

Что спрашивают на ПМПК?

Специалисты просят ребенка рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.

Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).

Участники комиссии проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он сделал такой выбор. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.

Специалисты обязательно будут проверять память: попросят повторить озвученные слова, распределить картинки или предметы и объяснить, что изменилось до и после раскладывания картинок.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:

Готовить к ПМПК ребенка можно, чтобы он не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Обратите внимание, при несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.

Для подготовки к участию в комиссии педагоги, психологи, логопеды, родители могут пройти дистанционное обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

Программы профессиональной переподготовки:

Программы повышения квалификации:

Для воспитателей и сотрудников ДОУ действует специальное предложение.

Для руководителей образовательных организаций действует специальное предложение – «Пакетное обучение сотрудников».

Экспресс-обучение (от 3 до 10 дней) по программам повышения квалификации, в рамках обучения предоставляются также скидки для коллективных заявок от одной организации до 30%

На сайте Института новых технологий в образовании ответьте на 3 вопроса и получите подарочный сертификат на обучение номиналом 500 руб.!

Источник

Что такое неврологическая готовность ребенка к школе?

Большинство дошкольников проходят диагностику психологической готовности к школе, но многие скрытые проблемы в развитии ребенка и некоторые неврологические заболевания при этом остаются за кадром.

Обычно психолог может определить уровень познавательной готовности ребенка к школе, оценить отдельные стороны его физического развития, особенности эмоциональной сферы, но высокие баллы в психологических тестах не являются гарантией того, что ребенок будет в школе успешным.

Знаете ли вы, что существует неврологическая готовность ребенка к школе? Успешность ребенка зависит не только от его знаний. Более 40% школьников испытывают трудности из-за функциональной незрелости мозга, которая мешает учебной деятельности. Трудности возникают с чтением, письмом, математикой, поведением, работоспособностью. При этом уровень интеллекта неуспешного в учебе школьника может быть очень высоким.

Каждый родитель должен знать о том, что неврологические признаки будущих трудностей в школе можно выявить уже в 4-5 лет, если провести неврологическое обследование ребенка должным образом с использованием специальной аппаратуры. У каждого дошкольника есть слабые и сильные стороны в развитии, хорошо об этом узнать не прямо перед школой, а как минимум за год до первого класса.

Неврологическая подготовка детей к школе

Детям с трудностями в обучении необходима кратковременная интенсивная помощь для того, чтобы функционально «дорастить» мозг. При своевременном выявлении слабых звеньев и интенсивном тренинге, способность к обучению резко возрастает.

Успешность ребенка в начальной школе зависит от того, как быстро он научится писать, читать и считать. Эти базовые навыки у детей младшего школьного возраста в основном определяются качеством функционирования ствола мозга, вестибулярной системы и мозжечка.

Мы знаем, как выявить слабые стороны функционирования этих структур мозга и как провести эффективный тренинг.

Какие методики для оценки готовности к школе используются в клинике «Прогноз»?

В клинике «Прогноз» создан единственный в мире комплекс аппаратной диагностики для определения неврологической готовности ребенка к школе.

Если у ребенка будут выявлены дефициты, то до сентября можно делать упражнения или просто отложить поступление в школу на один год.

Записаться на диагностику неврологической готовности к школе можно через форму записи на сайте или по телефону.

Источник

Какие вопросы задает невролог ребенку перед школой

Как пережить период адаптации к школе. Советы невролога

какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Смотреть фото какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Смотреть картинку какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Картинка про какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Фото какие вопросы задает невролог ребенку перед школойНачало учебного года – время и радостное, и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Нередко когнитивные нарушения у детей выявляются как раз именно при начале обучения. На что обратить внимание родителям, и как пережить этот непростой период? Стоит ли записываться в кружки и спортивные секции? Сколько времени можно проводить за компьютером, и так ли опасны для ребенка гаджеты? Об этом и многом другом мы поговорили с детским неврологом, врачом городской детской больницы № 3 Ольгой Лопатиной.

Ольга Викторовна, расскажите, пожалуйста, с какими проблемами могут столкнуться родители первоклассников в этот период?

Ольга Лопатина: Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание к школьным условиям. Каждый день дошкольника наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками. В школе все иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость все успевать.

Если физиологически, психологически и интеллектуально ребенок готов к обучению, адаптация проходит удовлетворительно. В случае незрелости или наличии нарушений в каких-либо сферах первоклассник и его родители могут столкнуться с проявлениями школьной дезадаптации.
Основные из них:

На какие тревожные симптомы родителям следует обратить внимание? Как отличить вариант нормы от ситуации, требующей коррекции у невролога? Когда действительно нужно показать ребенка врачу?

Ольга Лопатина: Трудности усвоения школьной программы могут быть связаны с различными причинами:

– педагогическая запущенность (с детьми недостаточно занимались перед школой, и они не приобрели достаточно знаний и умений, необходимых первокласснику);
– недостаточная подготовка к школе больных детей – часто и (или) длительно болеющие дети нуждаются в щадящем режиме, занятия нерегулярные, образуются пробелы в знаниях;
– нарушения интеллектуального развития;
– нарушения развития слуха, зрения, речи.

В случае школьной неуспеваемости необходимо изучение причин, вызывающих ее. Возможны консультации психолога, логопеда, врачей различных специальностей (невролога, офтальмолога, сурдолога, психиатра) для устранения этих причин или подбор адекватной возможностям ребенка учебной программы, формы обучения.

Нарушения адаптации ребенка к школе проявляются на психологическом и физиологическом уровнях. Психологические признаки нарушения адаптации к школе:

В случае, когда нарушения адаптации проявляются на физиологическом уровне (нарушения сна, аппетита, головные боли, головокружения, боли в животе, запоры, поносы, недержание мочи, учащенные или редкие мочеиспускания, навязчивые движения), следует обратиться к врачу.

Самый распространенный симптом – ребенок отказывается идти в школу. В этом случае родителям первоклассника необходимо проконсультироваться с психологом.

В последнее время все чаще говорят о таком диагнозе как синдром дефицита внимания. Где грань между темпераментом ребенка и неврологической проблемой?

Ольга Лопатина: Одной из причин школьной дезадаптации является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ – наиболее распространенное нервно-психическое расстройство в детском возрасте. Это проявление легкой недостаточности головного мозга, нарушение созревания мозговых структур. Проблема эта комплексная: медицинская, психологическая и педагогическая, а также социальная, так как встречается у достаточно большого количества детей.

Главным проявлением синдрома является неспособность ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушение внимания и импульсивность. Такие дети неусидчивы, невнимательны, выкрикивают с места, суетливы, болтливы, не дожидаются своей очереди, не доводят задание до конца, теряют личные вещи и учебные принадлежности, испытывают трудности организации своей деятельности. Причем, подобное поведение отмечается в различных ситуациях: на уроках, дома, на улице и в других местах.

Прежде всего, мы не должны забывать о том, что существуют индивидуальные особенности темперамента, не смешивать понятия гиперактивный и активный ребенок. Если ребенок полон энергии, и она иногда бьет через край, появляются упрямство, непослушание – это еще не значит, что ребёнок гиперактивен. Двигательная активность может быть проявлением его физиологических потребностей в движении.

Отличия активного и гиперактивного ребенка какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Смотреть фото какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Смотреть картинку какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Картинка про какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Фото какие вопросы задает невролог ребенку перед школой

Лечение СДВГ должно быть комплексным. Основными терапевтическими вмешательствами при СДВГ являются психообразование, поведенческая терапия и психофармакотерапия. В основе всей терапевтической программы лежит последовательное психологическое просвещение. Речь идет об образовании как детей, так и родителей, учителей, ровесников и, в конце концов, всего общества, их информирование о природе СДВГ, особенностях поведения детей и способах помощи им.

Действительно ли использование современных гаджетов может негативно отразиться на здоровье ребенка? Нужны ли первокласснику мобильный телефон и планшет? Сколько времени в день можно проводить за компьютерными играми?

Ольга Лопатина: Очень важный вопрос – использование телефонов, планшетов, компьютеров, игровых приставок детьми. В настоящее время существует множество предубеждений относительно использования гаджетов в детском возрасте. Например, постоянное пребывание в виртуальной реальности вредит интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Он не испытывает интереса к самостоятельному мышлению, к чтению, ручному труду. Но у компьютера есть и масса преимуществ, облегчающих жизнь школьника: разнообразные обучающие программы по предметам, возможность получить информацию по какому-то вопросу.

какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Смотреть фото какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Смотреть картинку какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Картинка про какие вопросы задает невролог ребенку перед школой. Фото какие вопросы задает невролог ребенку перед школойМногих родителей беспокоит, что ребенок может встретиться в виртуальном мире с той информацией, от которой хотелось бы его защитить. Но с этой информацией он может встретиться и в реальной жизни. Противопоставить этому можно только доверительные отношения с ребенком, постоянный интерес к его жизни, воспитание у него критического мышления.

Следующее предубеждение – компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами. Но ведь не компьютер создает проблемы общения. Далеко не у всех детей увлечение компьютером ограничивает круг общения со сверстниками. Наоборот, некоторым застенчивым и не слишком коммуникабельным он помогает найти друзей со сходными интересами.

Очень большие претензии у многих родителей и педагогов к компьютерным играм. Во-первых, компьютерные игры удовлетворяют естественную потребность ребенка в игре. Во-вторых, можно подобрать игры, развивающие активное целенаправленное внимание, память, пространственное воображение, логическое мышление, помогающие улучшить координацию движений, повысить скорость реакции. У игры, в том числе компьютерной, есть еще одно важное свойство. Некоторые виды игр помогают снять нервно-психическое напряжение.

При этом родители должны следить за тем, сколько времени ребенок проводит у компьютера, какую информацию он получает, в каком положении сидит, как освещено его рабочее место. Длительность времени, проведенного с гаджетами, не должна превышать академический час.

Многие родители стараются записать первоклассников еще и в художественную или музыкальную школу, на спортивную секцию и в различные кружки. Как подобрать оптимальную нагрузку, которая будет ребенку по силам?

Ольга Лопатина: Нужны или нет дополнительные занятия – музыкальная, художественная школа, спортивные и другие кружки?

Период адаптации длится от 3-х недель до 3-х месяцев, и основная задача для первоклассника – научиться учиться в школе, жить по режиму, выполнять школьные требования. Целесообразным будет повременить с вводом в жизнь первоклассника новых спортивных секций, кружков до того времени, когда пройдет успешна адаптация. Исключением может стать привычная для ребенка деятельность, как способ вернуться в зону комфорта, пережить привычные ощущения.

Как пережить период адаптации к школе? Что можно посоветовать родителям?

Ольга Лопатина: Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника постепенно, заранее:

Важно родителям не «стараться учиться», продолжайте играть с ребенком, общайтесь на темы, не касающиеся школьного обучения. Если родители постоянно напряжены, фиксированы на школьных успехах ребенка, то они могут демонстрировать состояние повышенной тревоги и своим тревожным состоянием «заразить» первоклассника.

1. Будите ребенка ласково, чтобы у него было хорошее настроение на весь день.
2. Не торопите ребенка, правильно рассчитать время – задача родителей.
3. Не запугивайте ребенка перед выходом в школу.
4. Забирая ребенка после школы, не приставайте к нему с расспросами по поводу школы, дайте ему отдохнуть.
5. Если вы видите, что малыш чем-то расстроен – дайте ему время рассказать самому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *