какие вопросы задать клиенту перед запуском таргетированной рекламы
Бриф таргетолога – примеры: 10 универсальных вопросов
Таргетинг представляет собой рекламу для ЦА в социальных сетях. Таргетированной рекламу называют ту, которая ориентирована на целевую аудиторию (ЦА). В этом и состоит отличие таргетированной рекламы от контекстной, последняя зависит от запросов, введённых пользователем в поиске.
Таргетолог
Таргетолог — это специалист, настраивающий таргетированную рекламу. В целом, слово «таргет» происходит из английского «target», что означает «цель».
В настоящее время таргетолог является одной из востребованных онлайн профессий. В его обязанности входит настройка рекламы и ведение рекламных кампаний в соцсетях.
Этот специалист просто обязан уметь работать в рекламном кабинете «ВКонтакте» и Facebook, а также с инструментами «Яндекс.Директ», «myTarget», «Google Ads».
Бриф таргетолога
Компании и частые специалисты давно начали работать с брифами, которые позволяют получить максимум информации от клиентов при минимальных временных затратах.
Чек за услуги таргетолога, в среднем, составляет 5 000 рублей. Чтобы зарабатывать 50 000 рублей в месяц, специалист по таргетированной рекламе обязан работать как минимум с 10-ю клиентами.
Получается, совершенно не выгодно тратить время на длительные переговоры, после которых не всегда понятно, чего именно хочет от вас рекламный заказчик. Гораздо проще работать с заранее подготовленным шаблоном брифа.
Что такое бриф?
Бриф также происходит от английского слова «brief», что в переводе на русский язык означает «инструкция, сводка». По сути, бриф — это документ, краткая письменная форма согласительного порядка между планирующими сотрудничать сторонами.
В нём прописываются основные параметры будущего программного, графического, медийного или какого-либо другого проекта. Простыми словами, это документ с набором вопросов, ответив на которые, заказчик даёт исчерпывающую информацию касательно предстоящего сотрудничества.
В общем, бриф таргетолога ничем не отличается от брифа копирайтера или CMM-менеджера (Social Media Marketing). Из себя бриф представляет обычную таблицу с 2-я столбцами: один для вопросов, а 2-й и пустой для ответов.
Примеры вопросов из брифа
1. Расскажите нам о себе (своём бренде).
Лучший способ начать бриф – это познакомиться с будущим клиентом. Пусть он расскажет вам о своём деле как можно подробнее. Именно после этого вопроса вам станет понятно, насколько сложно будет продвигать тот или иной бренд, и готовы ли вы вообще сотрудничать с этой конкретной компанией.
Неплохим вариантом будет, если клиент оставит ссылку на коммерческий профиль. Тогда вы сможете наглядно оценить, с чем именно вам придётся работать.
2. Опишите (по возможности, покажите) продукт для рекламы.
От рекламируемого продукта напрямую зависят и объём работы, и вознаграждение таргетолога. Для продвижения не очень популярного и узконаправленного продукта для небольшой целевой аудитории потребуется больше времени и денег, чем при работе с уже хорошо раскрученным продуктом, который подойдёт для широкого круга потребителей.
3. Обозначьте цель рекламной компании (как можно конкретнее).
Таргет может иметь разные цели – желание рассказать о собственном бренде максимальному количеству людей для получения охвата, либо потребность срочно распродать товар, и т.д.
Клиент должен чётко сформулировать и определиться насчёт того, чего он хочет получить, просто чтобы специалист понял, какую рекламную стратегию строить.
Примеры целей: охват, конверсии, трафик сайта, продажи, лидогенерация, точечный трафик, увеличение продаж.
4. Расскажите о своей ЦА (подробно).
Обратите внимание на тот факт, что не все придут к вам с готовым анализом ЦА. Начинающие бренды и блогеры часто ничего не знают о своей потенциальной аудитории. В этом случае вы можете предложить им услуги по аналитическому исследованию.
Если же это серьёзный бренд, то он не только знает стандартный набор характеристик своей ЦА (пол, возраст, география), но и понимает, что интересно потенциальным клиентам, каковы их ориентиры, авторитеты и ценности. Чем больше информации в этом разделе вы получите, тем легче будет попасть точно в «яблочко».
5. Расскажите, почему люди должны обратить внимание на ваш продукт.
Важно не просто разрекламировать внешний вид товара, но и показать его, как говорят англичане, «to advantage», т.е., что-то типа, если говорить по-русски, «во всей своей красе», в целом, продукт должен смотреться в самом выгодном свете.
Даже если таргетолог на 99% будет точен в подборе нужной аудитории, ему всё равно придётся убедить публику сделать выбор в пользу данного продукта.
От клиента нужно узнать о клиентской выгоде, конкурентных преимуществах и особенностях бизнеса. На самом деле, это вопрос из категории: «Почему я должен покупать это именно сейчас, причём у вас?».
6. Рекламировали ли вы ранее этот продукт (если да, по возможности, поделитесь результатами).
Всегда просите цифры, живые примеры и кейсы. При этом, абсолютно неважно, работал ли клиент с другим таргетологом, заказывал ли ретаргетинг или контекстную рекламу. И также неважно, были ли эти рекламные кампании успешными.
Для вас эти цифры станут примерами того, как вам нужно и как не нужно работать с этим продуктом. Многие специалисты отказываются изучать опыт предыдущих исполнителей, и очень напрасно.
7. Покажите, как вы хотите, чтобы ваш продукт рекламировался.
Гораздо лучше будет, если клиент не только расскажет, но и покажет, что ему нравится. Это особенно в том случае, если ещё раньше этот продукт или бренд вообще не рекламировался. Вам необходимо будет знать, на чём сосредоточить внимание.
8. У вас есть брендбук? (если да, предоставьте его).
Работать с брендбуком гораздо проще, в нём имеется разработанная визуальная концепция. Вам будут доступны формат рекламы, цвета, шрифты, логотипы, слоганы.
Если нет брендбука, то потребуется как можно больше получить информации из предыдущего вопроса.
9. Укажите стоп-слова и приёмы, не приемлемые для рекламы вашего продукта.
Здесь важно учесть все пожелания заказчика. Кому-то не по душе сравнение его бизнеса с другими брендами в этой отрасли. Прочие не любят резких реклам. Некоторые не переносят жаргона.
Всё-всё должно до мелочей быть оговорено, чтобы потом не было никаких претензий. Учтите, бриф защищает вас в случае возникновения спора.
10. Какой бюджет вы готовы инвестировать в таргетинг?
Последний, но не менее важный вопрос касается финансовой стороны. Важно понимать, что клиенты бывают разные, и всякий раз вам придётся иметь дело с заказчиками, у которых разные денежные возможности.
Одни способны заплатить за рекламу всего 5 000 рублей, другие – 150 000. И это нужно выяснить заранее, чтобы не думать понапрасну стратегии, на которую у рекламодателя просто не хватит средств.
Также желательно спросить
Подытоживание
Это всего лишь общий список вопросов для брифа. Если вам нужно будет не только настроить рекламу, но и создать для неё контент, вопросов будет гораздо больше. В этом случае однозначно добавляется бриф дизайнера и маркетолога.
По мере того как каждый таргетолог накапливает свой уникальный опыт, он создает подходящий для себя бриф. Вспомните спорные ситуации с клиентами, обратите внимание на то, какую информацию вам приходилось уточнять и переспрашивать. Желаем удачи!
Бриф таргетолога — примеры вопросов
К омпании и частые специалисты уже давно перешли на работу с брифами. Бриф помогает получить максимум информации от заказчика, затратив при этом минимум времени.
Средний чек за услуги таргетолога – 5 000 рублей. Получается, чтобы заработать 50 000 рублей в месяц специалист по целевой рекламе должен поработать минимум с десятью клиентами. При таком раскладе абсолютно не выгодно тратить время на многочасовые разговоры, после которых не всегда понятно, что именно хочет от вас заказчик рекламы. Намного проще работать с заранее подготовленным шаблоном брифа.
Что такое бриф таргетолога?
Простыми словами, это документ с набором вопросов, ответив на которые заказчик даст исчерпывающую информацию о предстоящем сотрудничестве
Бриф таргетолога: пример, универсальные вопросы
По внешнему виду бриф таргетолога ничем не отличается от брифа копирайтера или SMM менеджера. Это простая табличка с двумя столбцами: одна для вопросов, а вторая (пустая) для ответов.
👉 Рассмотрим пример вопросов из брифа:
1 Расскажите о себе (своём бренде) Бриф разумнее всего начинать со знакомства с будущим заказчиком. Позвольте ему рассказать о своём деле максимально подробно. Именно после этого вопроса вы поймете, насколько сложно будет продвигать конкретный бренд, и готовы ли вы вообще сотрудничать именно с этой компанией. Хорошо если заказчик оставит ссылку на коммерческий профиль. Тогда можно будет наглядно оценить, с чем именно предстоит работать.
2 Опишите и по возможности покажите продукт, который планируете продвигать Объем работ и вознаграждение таргетолога напрямую зависит от рекламируемого продукта. Чтобы продвинуть не очень популярный и узконаправленный продукт для небольшой ЦА, потребуется больше времени и средств, чем при работе с уже хорошо пропиаренным продуктом, подходящим для широкого круга потребителей.
3 Опишите цель рекламной кампании (максимально конкретно) Таргет может преследовать абсолютно разные цели. Это может быть желание рассказать о своём бренде максимальному числу людей (получить охваты), или необходимость быстро распродать товар. Заказчик должен чётко сформулировать и обозначить, что он хочет получить, только так таргетолог поймет, какую рекламную стратегию построить. 💭 Примеры целей : охват, конверсии, переходы на сайт, продажи, генерация лидов, посещаемость точек, увеличение продаж.
4 Расскажите о своей целевой аудитории (подробно) Учтите, что не все будут приходить к вам с готовым анализом ЦА на руках. Начинающие бренды и блоггеры чаще всего ничего не знают о своей потенциальной аудитории, в таком случае вы можете предложить им услуги по анализу. Если же это серьезный бренд, то он не просто знает стандартный набор характеристик своей ЦА (вроде гендерной принадлежности, возраста и географии), но и понимает, что интересно потенциальным клиентам, какие у них ориентиры, авторитеты и ценности. Чем большей информации в этом разделе, тем проще будет попасть точно в цель.
5 Расскажите, почему люди должны обратить внимание именно на ваш продукт В рекламе важно не просто показать продукт, но и выставить его в максимально выгодном свете. Даже если таргетолог с точностью в 99% подберет подходящую аудиторию, ему предстоит еще и убедить людей сделать выбор именно в пользу конкретного продукта.
От заказчика нужно узнать про:
По сути, это вопрос из разряда: «почему я должен купить это именно сейчас, и именно у вас?».
6 Запускали ли вы ранее рекламу для этого продукта (если это возможно, поделитесь результатами) По возможности всегда запрашивайте цифры, живые примеры, кейсы. И не важно, работал ли заказчик с другим таргетологом, заказывал ретаргетинг или контекстную рекламу. И тем более не важно, были ли эти рекламные кампании успешными. Для вас все эти цифры – примеры того как нужно, и не нужно работать с этим продуктом. Многие специалисты отказываются изучать опыт предыдущих исполнителей, и очень зря.
7 Покажите, какой вы хотите видеть рекламу своего продукта Всегда лучше чтобы клиенты не просто рассказали, а именно показали, что им нравится. Особенно если ранее у них еще не было рекламы, и вам не на что ориентироваться.
8 Есть ли у вас брендбук? (если да, предоставьте его) Здесь все предельно понятно. Работать с брендбуком намного проще. В нём уже есть разработанная визуальная концепция, вы увидите допустимый формат рекламы, цвета, шрифты, логотипы, лозунги. Ну а если брендбука нет, нужно выжить максимум из ответа на предыдущий вопрос.
9 Укажите все стоп-слова и запрещенные приёмы, которых не должно быть в рекламе Важно учитывать все пожелания заказчика. Кому-то категорически не нравится сравнение его бизнеса с другими брендами в нише, другие не хотят получить резкую рекламу, или полностью не переносят жаргонизм. Все это должно быть чётко обозначено, чтобы после к вам не предъявили никаких претензий. Помните, что бриф защищает вас в случае спорной ситуации.
10 Какой бюджет вы готовы вложить в таргетинг? Последний, но не менее важный вопрос, затрагивает финансовую сторону. Важно понимать, что клиенты разные, и каждый раз вы будете сталкиваться с разными денежными возможностями. Одни выложат на рекламу всего 5 000 рублей, другие уже 150 000 рублей. И узнать это нужно еще на берегу, чтобы вы зря не продумывали стратегию, на которую у рекламодателя просто не будет денег.
Так же будет логичным спросить:
Последний вопрос нужен, чтобы вы понимали каков ваш финансовый «потолок» в работе.
Это лишь примерный перечень вопросов для брифа. Если предстоит не просто настраивать рекламу, но и создавать для неё контент, вопросов будет намного больше. При таком раскладе обязательно добавляется бриф дизайнера и маркетолога.
По мере накопления своего уникального опыта, каждый таргетолог сам создает подходящий именно ему опросник. Запоминайте спорные ситуации с заказчиками, подмечайте, какую информацию приходиться уточнять и переспрашивать.
Задача брифа – помочь узнать все пожелания клиента, и максимально упростить работу с ними
Как настроить таргетированную рекламу самостоятельно
Таргетированная реклама в социальных сетях, в отличие от контекстной или медийной, показывается только заинтересованному сегменту аудитории. У каждой социальной сети свои особенности и настройки, поэтому кажется, что на изучение всего этого понадобится вечность. На самом деле существует общий принцип работы с таргетированной рекламой. Если вы его поймете, то сможете быстро разобраться с рекламным кабинетом и самостоятельно настроить кампании в соцсетях. А наши пошаговые инструкции вам в этом помогут.
Что нужно для запуска рекламы в социальных сетях
Перед тем как запускать кампании в любой соцсети, подготовьте всё необходимое:
1. Портрет вашей целевой аудитории. Проанализируйте информацию о существующих клиентах или представьте своего идеального покупателя, если только начинаете проект. Ответьте на важные вопросы о ваших потенциальных клиентах:
2. Продукт, товар или услугу. Пройдите по шагам потенциального клиента от показа рекламы до покупки: достаточно ли ему информации; понятно ли, как купить или заказать; может ли он прямо сейчас совершить покупку или ему нужно подготовиться.
3. Существующие ресурсы и соцсети для рекламы. Узнайте, в какой из соцсетей ваша аудитория наиболее активна, где у вас популярное сообщество или личный профиль. Оцените, позволяет ли ваш рекламный бюджет охватить сразу несколько соцсетей.
4. Базы действующих и потенциальных клиентов. Это могут быть почты, номера телефонов или данные, собранные пикселями на сайтах. Этот ресурс поможет начать продвижение с «теплой» аудитории и масштабировать в дальнейшем рекламу более эффективно.
5. Площадку для рекламного трафика. Проверьте, что системы аналитики настроены, сайт информативен, а сообщество в соцсети заполнено базовым контентом.
Этапы настройки таргетированной рекламы
Этап 1: правила размещения рекламы в соцсети
Когда вы определитесь с выбором соцсети для создания рекламной кампании, ознакомьтесь с правилами площадки. Обзор правил в Facebook и Instagram читайте в нашей статье.
Этап 2: анализ рекламы конкурентов в соцсети
Изучите объявления конкурентов. Проанализируйте подачу, тексты, креативы и всю цепочку в целом — от показа объявления до взаимодействия с продуктом. Чтобы увидеть рекламу некоторых конкурентов в своей ленте ВКонтакте, достаточно подписаться на популярные тематические сообщества, а в Instagram и Facebook — проявить интерес к контенту по выбранной теме.
Этап 3: подготовка текстово-графических материалов для выбранной соцсети
Создание креативов для рекламы стоит начинать после того, как вы определились, в каких соцсетях будете ее размещать. У каждой площадки свои требования к форматам картинок, видео, объему текста. Для отрисовки баннеров и создания простых видео можно воспользоваться встроенными редакторами внутри рекламных кабинетов, сторонними сервисами и приложениями или услугами дизайнера.
Тестируйте разные варианты объявлений — во многих тематиках простые фото с телефона срабатывают в рекламе гораздо лучше брендированных дизайнерских баннеров.
Этап 4: создание рекламного кабинета
Если вы еще не запускали рекламу в выбранных соцсетях, то начните работу с создания и настройки рекламного кабинета. Мы подготовили подробные гайды для Facebook Ads и ВКонтакте.
Этап 5: настройка рекламы
Аудиторию для рекламы в соцсетях можно поделить не только по сегментам, исходя из общего портрета, но и по степени лояльности к вашему продукту или услуге.
Учитывайте эти категории при разработке своей стратегии рекламной кампании в любой из социальных сетей.
Если запускаете рекламу впервые, начните с тестовой рекламной кампании: выделите небольшой бюджет, определите 3-5 основных сегментов аудиторий, создайте под каждый 1-3 объявления и «покрутите» рекламу не меньше 1-2 недель.
Правильно настроить рекламу в соцсетях помогут наши пошаговые инструкции для Facebook, Instagram, ВКонтакте.
Этап 6: оптимизация и анализ результатов
После запуска первой рекламной кампании важно оценить ее эффективность и при необходимости скорректировать настройки.
В зависимости от выбранной цели оцените основные показатели. В большинстве соцсетей оптимизация происходит автоматически: алгоритм сам выбирает, какое из объявление работает лучше, и перераспределяет бюджет.
Если же вы не выбрали эту опцию, то оптимизацию можно провести вручную, отключая неэффективные объявления или группы объявлений.
Важно соотнести показатели эффективности рекламы с показателями бизнеса. Давайте разберем на примере.
Допустим, вы хотите получить больше переходов (цель «трафик») и привлечь подписчиков в свой аккаунт или сообщество. В этом случае нужно оценить не только стоимость перехода, но и стоимость подписчика. В долгосрочной перспективе — еще и качество сегмента аудитории, когда эти подписчики начнут или не начнут покупать ваш продукт. Бывает так, что переходы и подписки обходятся дешево, но в дальнейшем аудитория ничего не покупает. А привлечение другого сегмента обходится дороже, но в итоге решает конечные задачи проекта или бизнеса.
Еще один пример: представим, что ваша цель — конверсии на сайте. После обучения алгоритма вы сможете увидеть стоимость привлечения заявки или покупателя в самом рекламном кабинете. Понять, насколько выгоден этот параметр для вас и можно ли масштабироваться, поможет расчет сопутствующих бизнес-показателей:
Все эти данные помогут сформировать полную картину для принятия решений о дальнейшем ходе рекламной кампании.
Когда лучше запускать таргетированную рекламу
Если бюджет сильно ограничен и ваш продукт не привязан к определенной волне спроса, избегайте запуска рекламы в период массовых акций («черная пятница», «киберпонедельник») и больших праздников (Новый год, 23 Февраля и 8 Марта).
Из-за огромного количества рекламодателей аукцион сильно разогревается, а реклама становится очень дорогой — ставки за внимание пользователя очень высокие. Стоимость конверсии может вырасти в 2-3 раза, а в отдельных конкурентных тематиках и выше.
Что нужно сделать перед запуском рекламы в Инстаграме
Разбираем, какие задачи решает таргетированная реклама и что нужно сделать перед запуском рекламной кампании
Юлия Бекетова
Таргетинг — это слив денег. К такому выводу может прийти всякий, кто запускал рекламную кампанию в соцсетях без подготовки: без изучения аудитории, выбора форматов и постановки конкретной цели.
В этой статье мы расскажем о том, что надо знать о таргетированной рекламе перед запуском и как подготовиться, чтобы не слить деньги впустую.
Статья написана при участии перформанс-маркетолога Екатерины Гусельниковы из Aitarget One.
Что такое таргетированная реклама
Таргетированная реклама в социальных сетях — это когда соцсеть, например Инстаграм, показывают рекламу в своем приложении или на сайте только тем пользователям, которым она может быть интересна. Для этого соцсети собирают данные о пользователях: изучают их интересы и поведение, запоминают, где они бывают, сколько им лет, какой у них пол.
Например, Фейсбук собирает такую информацию:
Это далеко не все данные, которые собирает Фейсбук. Обо всем можно прочитать в политике использования данных.
Таргетированную рекламу предлагают многие соцсети: Инстаграм, Фейсбук, Ютуб, ВКонтакте, Твиттер и Тикток. В этой статье мы будем говорить только об Инстаграме и таргетированной рекламе, которую можно настроить в рекламном кабинете Фейсбука.
Какие бывают форматы рекламы
Форматы рекламы в Инстаграме и Фейсбуке можно поделить на четыре типа:
Все форматы можно разместить в разных частях приложений. Например, изображение можно разместить в ленте Инстаграма и в сторис Фейсбука, а кольцевую галерею — в поиске Фейсбука и во входящих мессенджера. Вот некоторые из мест размещения:
Чтобы увидеть, как будет смотреться тот или иной формат рекламы в определенной части приложения, можно заглянуть в руководство Фейсбука.
Форматы рекламы сильно меняются мест размещения. Например, видео 1080 × 1080 нормально смотрится в ленте, а в сторис оно слишком маленькое для формата: сверху и снизу видео будет статичный фон. Чтобы рекламодатели понимали, как им разрабатывать рекламу, Фейсбук описал технические требования к каждому формату.
Требования делятся на минимальные и рекомендуемые. Минимальные нужно соблюдать обязательно.
Максимальный размер файла для видео в ленте Фейсбука — 4 ГБ. Если загрузить видео размером 5 ГБ, оно просто не загрузится, и вы не сможете использовать его в рекламной кампании.
Чтобы выбрать формат рекламы, ориентируетесь на бизнес-задачи рекламной кампании.
Продаем эргономичные клавиатуры, хотим познакомить клиентов с ними → можно показать видео в сторис, ленте и где-либо еще.
Продаем игрушки на маркетплейсе, хотим привлечь клиентов на страницу в Яндекс.Маркете → можно показать изображения и кольцевые галереи везде, где можно.
Какие задачи решает таргетинг
У таргетированной рекламы есть свои преимущества. Вот какие задачи она помогает решать:
Привлечь клиентов в офлайн-магазин. Таргетированную рекламу можно использовать, когда вы открываете новую кофейню, продуктовый, смузи-бар, магазин одежды, тату-салон. Рекламу можно настроить так, чтобы ее увидели только потенциальные клиенты в радиусе километра от вашей торговой точки.
Собрать заявки. Иногда продукт или услугу нужно сначала заказать: заполнить заявку и начать общаться с менеджерам. Такое бывает с маленькими интернет-магазинами, оптовыми закупками и сложными услугами для компаний вроде разработки сайтов или продажи ПО.
Рекламу можно настроить так, чтобы ее увидела целевая аудитория продукта и оставила заявку. Для этого нужно найти своих клиентов с помощью параметров рекламного кабинета и пикселя. Об этом расскажем дальше.
Собрать заявки через таргет могут не только B2C-компании, но и B2B-компании. В соцсетях сидят люди, и они тоже могут почувствовать, посовещаться с коллегами в чате и записаться на консультацию. Но не стоит ждать, что это будет дешевле и быстрее, чем в других каналах.
Чем уже целевая аудитория, тем больше будет стоить таргетированная реклама. Например, если вы продаете 3D-принтеры в Арабские Эмираты, собрать заявки через соцсети будет стоить столько же, сколько стоят заявки, собранные на отраслевой выставке.
Начать знакомство с клиентом. Это может подойти организациям, которые оказывают услуги или продают товары крупным компаниям. Обычно они ищут новых клиентов с помощью холодного обзвона, а это не всегда оказывается так эффективно, как хотелось бы.
Чтобы холодные обзвоны с большей вероятностью переходили в сделки, можно начать знакомиться с клиентом в соцсетях. Например, производитель ноутбуков может рассказать о своих продуктах в статье и продвигать посты со ссылкой на нее среди потенциальных клиентов. Если они часто будут видеть в соцсетях хотя бы название компании, это создаст минимальное доверие и клиенты будут охотнее идти на контакт.
Можно настроить рекламу, чтобы ее увидели люди из определенных офисов. Для этого нужно зайти на Google Карты и вбить там название бизнеса и его расположение: город, область или страну — например, «разработка сайтов Екатеринбург». Затем скопируйте адреса и вставьте их в рекламный кабинет — в поле «Местоположение».
Собрать лояльную аудиторию в соцсети. В соцсетях можно собирать лояльную аудиторию — например, чтобы получать оттуда продажи или собирать обратную связь по продукту. Чтобы привлекать новых подписчиков, можно продвигать посты через таргетированную рекламу. Для этого нужно хорошо знать, кого именно нужно привлекать. Дальше об этом расскажем подробнее.
Напомнить клиенту о себе. Бывает, клиент увидел рекламу, захотел купить, почитал сайт и внезапно ушел по своим делам. Тогда его можно догнать ретаргетингом — это когда человеку показывают рекламу товара, который он только что смотрел на сайте.
Толик выбирает роллы на ужин. Вдруг ему звонит жена и просит забрать ребенка из садика. Толик откладывает роллы, чтобы поскорее забрать дочь.
Толик садится в машину и встает в пробку. Чтобы скрасить ожидание, он достает смартфон и листает сторис в Инстаграме. Внезапно ему показывают рекламу с теми самыми роллами, которые он хотел заказть. Теперь у него есть время, и он переходит на сайт через рекламу, заказывает роллы и предупреждает жену, что можно не готовить.
Если бы не ретаргет, Толик мог бы забыть о роллах, а жена приготовила бы картошку с грибами на ужин. Тогда компания не получила бы заказа.
Чтобы настроить ретаргетинг, нужно создать пиксель Фейсбука и добавить его на сайт. Объясняет в соседней статье, как это сделать.
Что нужно сделать перед запуском рекламной кампании
Перед тем как запускать таргетированную рекламу, нужно подготовиться. Вот минимум, который нужно сделать, чтобы рекламная кампания удалась:
Изучить аудиторию. Когда бизнес не знает аудиторию, трудно придумать и настроить рекламу, в которой будет адресное предложение. Чтобы настроить рекламу на аудиторию вашего продукта, нужно понимать ее главные характеристики: географические, социально-демографические, психографические и поведенческие.
Что это значит | Пример | Как учитывать в рекламе | |
---|---|---|---|
Географические | Где живет клиент и где бывает | Клиенты живут на Московской улице, и им важно, чтобы до кофейни было недалеко идти | Настроить рекламу только на тех, кто бывает на Московской улице или живет там |
Социально-демографические | Образование, доход, пол, семейное положение, наличие детей и остальное | Неоконченное высшее, юноши и девушки, 16—25 лет, может быть, состоят в отношениях, детей нет | Можно указать возраст, чтобы привлечь целевую аудиторию. А пол, семейное положение и остальное лучше не учитывать, чтобы не сужать аудиторию |
Психографические | Социальная группа аудитории, личные качества человека, ценности, мечты и страхи, хобби | Большая часть считает себя обычными студентами. Любопытные, общительные. Смотрят сериалы, ютуб. Вообще не знают, чего хотят от жизни | Не стоит это учитывать в настройке рекламы. Иначе можно сильно сократить охват аудитории. Но в самой рекламе можно использовать цитаты из сериалов и мемы |
Поведенческие | Анализ поведения человека, когда он принимает решение о покупке и совершает ее | Склонны спать меньше шести часов и идти за кофе, чтобы взбодриться перед зачетом или контрольной работой | Не стоит это учитывать в настройке рекламы. Иначе можно сильно сократить охват аудитории. Но в самой рекламе можно объяснять, как кофе помогает студентам избавиться от усталости |
Опросы помогут разобраться в аудитории. Их можно провести своими силами или делегировать сотрудникам. Разобрали в отдельной статье, как проводить опросы и изучать аудиторию.
Составить карту сегментов. Сегментация — это когда мы делим целевую аудиторию на группы, чтобы для каждой сделать свое рекламное объявление под их потребности. Например, владельцам котов показываем рекламу с кошачьим кормом, а владельцам собак — с собачьим.
Критерии сегментации могут быть такие: категория товаров, средний чек, регулярность покупок и пол. Не обязательно критерии должны быть именно такие. Все зависит от специфики вашего бизнеса. Например, зоомагазины могут убрать пол и добавить критерий «домашние животные»: кошки, собаки, попугаи, грызуны, рыбки. Давайте разберем пример с этим магазином в таблице.
Критерий | Пример |
---|---|
Категория товаров | Корм, витамины, наполнители, игрушки, посуда, будки, одежда, амуниция, предметы гигиены, клетки, переноски, сумки, аквариумы |
Домашние животные | Кошки, собаки, попугаи, грызуны, рыбки |
Средний чек | 100, 500, 1000, 3000, 5000, 10 000, 20 000 ₽ |
Регулярность покупок | Время от времени, регулярно |
Когда вы определите, по каким критериями будете делить аудиторию на группы, выпишите сегменты, которые хотите привлечь через таргетированную рекламу. У зоомагазина получится такое:
Это далеко не все сегменты, на которые можно ориентироваться зоомагазину. В нашем примере их может быть десятки и сотни — и это нормально. Первое время можно руководствоваться правилом:
Чем уже сегмент, тем лучше зайдет предложение.
О том, как по правильно составить сегменты, мы написали отдельную статью.
Продумать воронку. Воронка — это путь клиента от знакомства с продуктом до оплаты:
увидел рекламу → перешел по ссылке на сайт → убедился, что ему это нужно → оплатил.
Когда одно из звеньев воронки не продумывают, воронка не работает и клиент уходит на этапе. Тогда никакая таргетированная реклама ничем не поможет.
В предыдущем разделе мы говорили о том, что таргетированная реклама может помочь привлечь новых посетителей в кофейню. Здесь можно допустить ошибку, если не продумать, как побудить клиента перейти из онлайна в офлайн-точку.
❌ Воронка не продумана: увидел рекламу об открытии кофейни в районе → перешел в профиль → полистал посты → ушел по своим делам.
✅ Воронка продумана: увидел рекламу об открытии кофейни в районе → перешел в профиль → полистал меню → подписался, чтобы как-нибудь сходить → через неделю увидел рекламу об акции для подписчиков «пришел до 9:00 — получи капучино в подарок» → пришел к 8:00 за капучино.
О том, как построить воронку продаж, мы написали отдельную статью.
Выбрать цель рекламы. Нужно разобраться, что именно мы хотим получить от рекламы и как мы проверим, что достигли результата. Если просто так запустить рекламу, есть риск потратить деньги впустую.
❌ Размытая цель | ✅ Четкая цель |
---|---|
Привлечь клиентов, чтобы появились первые продажи | Привлечь клиентов на лендинг и получить 10 заявок на оборудование для фитнес-клубов за две недели |
Набрать как можно больше подписчиков в соцсетях | Набрать 500 подписчиков к марту в Инстаграме, чтобы появилась база, через которую можно допродать аксессуары к смартфонам |
Собрать трафик на статью, чтобы аудитория перестала воспринимать нас как ноунеймов | Получить 100 дочитываний в Яндекс.Дзене от компании «Красная почка» из офиса на Первомайской, чтобы получить заявку от них на холодном созвоне |
Запустить какую-нибудь акцию, чтобы увеличить продажи | Хотим проверить гипотезу: «Если клиентам книжного дарить рюкзак при покупке 20 тетрадей, 100 из 1000 могут согласиться и средний чек вырастет на 15%» |
Рассчитать бюджет на рекламу. Чтобы рассчитать бюджет, нужно знать две вещи:
Целевое действие — это, что вы хотите получить от тех, кто видит рекламу: заявки, подписки, продажи. Оно зависит от цели рекламы и сферы бизнеса.
Если цель — собрать 10 заявок за месяц от фитнес-клубов на разработку лендингов, нужно знать, сколько стоит собирать такие заявки.
Если цель — привлечь 500 новых подписчиков в инстаграм-аккаунт кофейни, нужно знать, сколько стоит одна подписка.
Стоимость целевого действия можно узнать у конкурентов, маркетологов или таргетологов — это специалисты, которые настраивают рекламу за деньги для разных бизнесов.
Если узнать не получается, можно сделать тесты — это когда настраивают рекламу, но не тратят на нее все деньги, а только часть. Во время тестов можно узнать, сколько стоит целевое действие и какие объявления не работают. На тесты тоже нужно выделить бюджет. Дальше расскажем, как это делается.
Конверсия — это процент клиентов, которые совершили целевое действие: купили, оставили заявку, пришли на точку. Вам нужно знать, сколько в среднем у вас конверсия, например на сайте. Такие данные можно взять у конкурентов, но вряд ли вам это даст. Конверсия сильно зависит от параметров вашего бизнеса: например, насколько все понятно написано на сайте, какая у вас воронка, какой спрос на продукт и вообще что это за продукт.
Давайте на примере языковой школы рассчитаем минимальный бюджет для тестов рекламной кампании.
Цель языковой школы — собрать 150 заявок на уроки французского языка за месяц. В школе уже продвигали услуги через поисковики и знают, что стоимость заявки на первый бесплатный урок — 800 ₽. Конверсия из первого урока в дальнейшие покупки — 10%.
В школе хотят узнать, во сколько обойдутся заявки из соцсетей для тестовой рекламной кампании.
Сперва разберемся, сколько нужно заявок для тестов. Раз конверсия из бесплатного урока в покупку — 10%, значит, нужно собрать из соцсетей минимум десять заявок, чтобы увидеть хоть конверсию и понять, насколько целевые заявки пришли. Для запаса будем ориентироваться на 20 заявок.
Теперь рассчитываем минимальный бюджет для тестов. Раз мы знаем, что в поисковиках заявки обходятся в 800 ₽, будем считать, что и в соцсетях будет так же.
Значит, тестовый бюджет такой: 20 × 800 ₽ = 16 000 ₽.
Когда выясняете по тестам, сколько стоит целевое действие, можно начать рассчитывать бюджет на всю рекламную кампанию. Для этого нужно построить финансовую модель, по которой станет понятно, сколько нужно потратить, чтобы получить желаемый результат. Такая модель выглядит примерно так.
Цель — собрать 150 заявок на уроки французского языка за месяц.
По результатам тестов заявка стоит 500 ₽. Считаем, сколько нужно потратить, чтобы получить 150 заявок в месяц:
Сет из восьми уроков французского языка стоит 5000 ₽. Считаем, сколько человек должно купить сет, чтобы вложения в рекламу окупились:
По результатам тестов конверсия в соцсетях такая же, как в поисковиках, — 10%. Значит, скорее всего, из 150 человек купят 15, а это минимум, который нужен. Чтобы все было не впритык, возможно, стоит расширить воронку, увеличить стоимость сета или придумать другой способ продвижения.
Продумать коммуникацию под все сегменты. Когда компания изучила аудиторию и разбила ее на сегменты, становится понятно, что и кому предлагать. Давайте разберем на примере онлайн-магазина ноутбуков, как показать, чем каждому сегменту пригодится продукт.
Допустим, у нас есть магазин, в котором продаются ноутбуки для всех: офисных работников, геймеров, дизайнеров, монтажеров, руководителей. Цель рекламной кампании — проверить гипотезы для каждого сегмента. Мы поделили аудиторию на сегменты по категориям покупок, роду занятий и среднему чеку. Собрали в таблицу, что получилось. Это не реальный кейс, а просто пример, чтобы можно было понять принципы.
Создать креативы под все сегменты. Когда понятно, какие мысли доносить, нужно оформить рекламные объявления и видео в подходящие форматы. О них мы говорили в начале статьи.
Главные принципы в подготовке рекламы знают дизайнеры, редакторы, операторы-монтажеры, таргетологи и маркетологи. Закажите у них то, что нужно по формату и коммуникации. В общении объясните технические требования, суть коммуникации и зачем вообще эта рекламная кампания вам нужна. Так вы быстрее получите то, что нужно.
О том, как ставить задачи, мы написали отдельную статью. Она основана на методике СМАРТ — это подойдет, если задача не срочная.
Подготовить рекламный кабинет. Настройка рекламы для Инстаграма происходит в рекламном кабинете Фейсбука. Чтобы начать рекламную кампанию в Инстаграме, нужно сделать шесть вещей:
О том, как подготовить рекламный кабинет к работе, мы написали отдельную статью.
Подготовиться к обработке заявок. Если цель рекламы — собрать заявки, нужно подготовить менеджеров по продажам. Для кофейни это не очень актуально. Другое дело, если вы запускаете рекламу на сайт, где целевое действие — оставить телефон или совершить заказ. Тогда важно, чтобы эти заявки быстро обрабатывали.
В идеале менеджеры должны иметь возможность обработать заявку в первые минуты после поступления, когда люди больше всего готовы купить. Если не обрабатывать заявку хотя бы день в день, есть риск, что клиент передумает, потратит деньги на другое или закажет у конкурента.
Проблема в том, что реклама в соцсетях приходит неожиданно. Когда запускают рекламу, чтобы получить заявки, людей подталкивают к спонтанным покупкам. Объявление застает людей, когда они расслаблены: смотрят фотографии знакомых и мемы с котами. В такой ситуации человек или покупает на эмоциях, или пропускает рекламу. Когда эмоции отпустят, он может передумать.
Чтобы менеджеры по продажам могли быстро обработать заявки, можно освободить им день от срочных задач и поручить несрочные, пока они ждут.
Бизнес-карта для оплаты рекламы
Можно выпустить виртуальную карту, чтобы расплачиваться за рекламу в соцсетях прямо с расчетного счета: