какие вопросы задать себе при выборе профессии
Десять вопросов, которые нужно задать себе, прежде чем искать новую работу
Кандидаты действуют наоборот. Редко кто проводит больше 15 минут, перечитывая вакансию, изучая отзывы о работодателе, размышляя о том, что хорошего принесет ему новая работа и какие недостатки у нее есть.
В руках у работодателя — список будущих обязанностей сотрудника, требования, которым он должен соответствовать. У кандидата — всего лишь представление о том, какая зарплата ему нужна и с какой работой он сможет справиться.
Не полагайтесь на случайность и судьбу: поиск работы — двусторонний процесс!
Приходите на собеседование во всеоружии. Вместе с сервисом «Профориентация» мы разобрали 10 вопросов, которые помогут оценить свои потребности — и сделать правильный выбор из 350 тысяч вакансий на нашем сайте.
1. Чем бы я хотел заниматься большую часть времени на новой работе?
Некоторые не представляют жизни без постоянного риска, ответственности и невыполнимых на первый взгляд задач. Другие способны часами приводить в порядок документы, добиваясь точности и аккуратности во всем. Третьи не умеют руководить и добиваться от других результата, но сами являются прекрасными и самостоятельными исполнителями. Определитесь с ролью, которая вам удается больше всего.
2. В каком коллективе мне комфортно работать?
Приятный коллектив — это поддержка и взаимопомощь, терпение и активное взаимодействие между коллегами. С кем вы смогли бы свободно обсудить рабочие проблемы? Каким людям вы готовы помогать и от кого сами готовы принять помощь?
3. Какие задачи/проекты из предыдущего опыта заинтересовали меня больше всего?
Задачи, которые вдохновляют вас, и вы хорошо с ними справляетесь, встречаются не так часто. Вспомнить их легко: подумайте о том, какие ваши действия заслужили похвалу коллег или клиентов. Знание своих сильных сторон — основа успешного поиска работы.
4. Какой уровень зарплаты для меня минимальный? Готов ли я работать за меньшие деньги во время испытательного срока?
Невозможно испытывать удовлетворение от работы, если вознаграждения не хватает на спокойную жизнь. Поэтому поиск работы стоит начать с определения зарплатного минимума.
С осторожностью относитесь к тем, кто предлагает на испытательном сроке более низкий уровень зарплаты. Если в трудовом договоре ничего не сказано о том, что через три месяца она станет выше, то никаких гарантий у вас нет.
5. Какие у меня сильные стороны? Какие компетенции у меня развиты и как они проявлялись в предыдущей работе?
Этот вопрос зададут на собеседовании, но сперва честно ответьте на него самому себе. Сильные и слабые стороны — то, что поможет обойти конкурентов, то, что окружающие замечают в человеке. Иногда ответ на этот вопрос приводит к смене профессии: если ваши сильные стороны нельзя применить в одной сфере, то они пригодятся в другой.
6. Какие у меня слабые стороны? Что не получалось на старой работе?
Не обязательно рассказывать об этом на собеседовании, но помнить об этом нужно. Вряд ли вы наступите на те же грабли: опыт делает свое дело. Но понимание слабостей поможет выбрать работу, на которой вы будете более эффективны.
7. Какой график работы для меня идеален? Готов ли я работать сверхурочно?
Для молодой мамы задержки на работе окажутся неприятным сюрпризом. А творческому работнику вряд ли понравится строгий контроль за временем прихода на работу. Ломать себя ради работы не все хотят и могут: иногда о графике можно договориться, иногда приходится терпеть — до самого долгожданного увольнения.
8. Какие предложения я могу сделать своему работодателю по улучшению работы?
Это ваша экспертиза — и возможность наладить процессы на старой работе. Может быть, у нее гораздо больше достоинств, чем недостатков?
9. Что является основным приоритетом: зарплата, график, интерес, творчество? И чем я готов пожертвовать в первую очередь?
Неправильная расстановка приоритетов открывается в первые же три месяца: новая работа начинает раздражать или, наоборот, оставляет совсем равнодушным. Составьте список в порядке убывания значимости этих пунктов и ищите вакансии, соответствующие списку.
10. Есть ли у меня планы на ближайшее будущее?
Если в планах есть крупные кредиты, выплата долга, развитие собственного бизнеса, образование, то приоритеты придется расставить с учетом этих обстоятельств. Заодно подготовитесь к ответу на любимое работодательское «Кем вы себя видите через пять лет?».
Какие вопросы нужно себе задать, чтобы выбрать «правильную» профессию
После окончания школы молодые люди сталкиваются с проблемой выбора профессии, которая во многом определит всю их дальнейшую жизнь. Поэтому выпускников так часто снедают сомнения и им трудно сделать окончательный выбор. Однако рано или поздно, но определиться с профессией необходимо, и с этой задачей лучше всего поможет справиться самоанализ.
Психологи утверждают, только разобравшись в себе и определив свои явные/скрытые таланты и наклонности, можно понять, какая профессия может стать делом всей жизни. А сделать это можно с помощью ряда вопросов, на которые нужно ответить самому себе честно и по возможности развернуто.
Что я люблю и умею делать? Чем хочу заниматься?
Подумайте, и ответьте как можно честнее, какое занятие вы бы выбрали для себя, если бы не было необходимости зарабатывать?
Скорее всего, воплотить фантазию в чистом виде не получится, но ответ на этот вопрос поможет понять, в каком направлении нужно двигаться. Хочется путешествовать? Можно рассмотреть вариант работы, например, пилотом или экскурсоводом, либо податься в науку и исследовать малоизученные уголки планеты, став археологом. Привлекает писательство? В зависимости от предпочтений можно выбрать профессию редактора или переводчика, пойти в журналистику или стать независимым копирайтером.
Также можно составить два списка: «Чем мне нравится заниматься» и «Что я делаю лучше всего», посмотреть, какие пункты в них пересекаются, и от этого отталкиваться. Кроме того, полезно будет узнать мнение со стороны: расспросите родных, друзей, учителей и просто знакомых, к чему, по их мнению, у вас есть склонность. Оценивать себя самому порой трудно, а их наблюдения позволят увидеть то, что прежде от вас ускользало.
Какую роль должна играть работа в моей жизни?
Что для вас важнее, чтобы работа была целью вашей жизни или же чтобы она являлась средством достижения цели?
Некоторые люди считают себя неудачниками только лишь потому, что им не удалось найти работу своей мечты. При этом они даже не задумываются о том, что между любовью и ненавистью к своей профессиональной деятельности существуют и промежуточные варианты. При выборе профессии важно помнить, что работа может быть не только способом самовыражения или, напротив, пыткой. Она также может быть просто источником стабильного дохода и удовлетворения от того, что вы хороши в своем деле и знаете об этом.
Если сразу, «на берегу», решить, какое место должна занимать работа в вашей жизни, будет проще сбалансировать карьеру и личностную самореализацию.
В какой атмосфере я хочу работать?
Может так случиться, что работа сама по себе окажется интересной и приятной, однако окружение на рабочем месте сделает ее практически невыносимой. Чтобы этого не произошло, стоит заранее подумать о том, в какой атмосфере вам будет комфортно трудиться, и, учитывая этот нюанс, выбирать сферу деятельности.
Для того чтобы с большой долей вероятности определить предпочтительную лично для вас рабочую атмосферу, можно пройти простой тест на определение типа личности – он поможет выяснить, интроверт вы или экстраверт (если вы пока этого не знаете наверняка). Если результаты теста покажут, что вы интроверт, то вам лучше всего выбирать профессию, рабочее место которой предполагает отсутствие большого количества людей. Это может быть, например, работа в исследовательских лабораториях или даже на дому. Для экстравертов же, наоборот, предпочтительнее работа, связанная с общением. Они удовольствием будут контактировать с большим количеством коллег/клиентов, выступать на публике или рекламировать товар в торговом зале.
Важнее преуспеть или избежать провала?
Ответ на этот вопрос поможет выявить вашу мотивацию. Это очень важно, поскольку работа, подкрепленная правильной мотивацией, будет даваться намного легче и принесет больше удовольствия.
Для первых характерно абстрактное мышление. Они действуют быстро и нередко импульсивно, не боятся ошибиться и всегда стараются найти новые пути решения проблемы. «Достигаторам», как правило, нуждаются в творческой атмосфере и свободе действий. Из них получаются успешные предприниматели, исследователи и изобретатели, представители творческих профессий и фрилансеры.
«Предотвращатели» предпочитают просчитывать наперед каждый свой шаг и все возможности. Они осторожны и обязательны, склонны к аналитическому мышлению и внимательны к деталям. «Предотвращатели» вполне комфортно себя чувствуют на должностях, которые требуют неукоснительного соблюдения правил. Они могут стать превосходными юристами или экономистами, которые отлично справятся с организацией производства или бухгалтерским делом, также они могут достичь успеха на должности инженера.
Где и как я хочу жить?
Какую жизнь вы хотите вести через 10-15 лет, когда уже добьетесь чего-то не только в личной жизни, но и на профессиональном поприще? Подумайте не только о желаемом уровне доходов, но и о том, сколько вы хотите иметь свободного времени, подходят ли вам командировки. Сравните свои желания с тем, что имеют представители интересующих вас профессий.
При этом необходимо учитывать и то, где бы вы хотели жить – в столице, в небольшом городке или в деревне, у моря или даже в море, на корабле? Каждое местожительство не только предлагает свои карьерные возможности и свои варианты досуга, но и задает свой ритм жизни. Опять таки, чтобы наглядно представить себе как может сложиться ваша жизнь при выборе той или иной профессии, понаблюдайте за тем, как живут и работают ее представители примерно в той же местности и ситуации, в какой вы бы хотели жить в будущем.
Вместо заключения
Как вы уже, наверное, поняли, при выборе профессии нужно учесть много факторов сразу. Не стоит спешить. Детально обдумайте каждый, предложенный нами вопрос, и постарайтесь дать на него максимально честный ответ. Можете не ограничиваться перечисленными выше вопросами. Определитесь, что еще для вас важно в жизни, и подумайте, как это может соотноситься с работой. В конце проанализируйте все ответы, посмотрите, что в них есть общего и что получается на выходе.
20 вопросов, которые помогут выбрать профессию
Обычно в этот момент родители или психолог-профориентолог хватаются за голову и начинают придерживать дергающийся глаз. В этом материале мы публикуем совет эксперта проектов «Родительский университет: PRO-Родители!» ГК «Просвещения» и ГЕРОИ — Марии Косинец, психолога, профориентолога и создателя программы профориентации для школьников «Мой выбор».
Зачем нужен осознанный выбор?
Чтобы сделать осознанный выбор будущего, каждому подростку предстоит столкнуться с перечнем вопросов. Но что значит осознанный?
Плотно связанный с представлением, что выбранная вами профессия будет пронизывать всю жизнь, поможет реализовать мечты и амбиции, а не только заработать.
Выбор профессии – это выбор образа жизни. Учитель, бухгалтер, экономист – вы с легкостью можете представить, из чего складывается их день?
Каждая профессия несет определенную специфику. Мы выбираем не только зарплату, которую “гарантирует” профессия, но и распорядок дня. Будут ли выходные, будет ли работа, которую придется забирать на дом, будут ли нервные перегрузки. Исходя из статистики, 4 из 10 студентов отчисляются и переходит на другие направления, ведь только после знакомства и обучения они понимают, что выбранная ими сфера – совсем не то, чему хотелось бы уделять время.
Говорят, что один из трех студентов не в курсе, сколько стоит его обучение. Мы с Леной в курсе. А ты?
Кроме причин психологического характера, добавляется финансовая. Подросток может не знать, а взрослые – забыть, что перечень бесплатного обучения гарантированного государством по профессиональным программам органичен одной специальностью в ступени СПО и ВО.
Над детьми в любом случае довлеет ситуация: родители, учителя, одноклассники – так или иначе стараются склонить к выбору. Параллельно с этим меняется мир – к нам приходит автоматизация, меняется и сам рынок профессий.
Все 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение. Кстати, что это?
Умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего они хотят от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.
Начнем мы именно с них – с вопросов, которые помогают ребятам сформировать свой список желаний.
1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?
Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить день с семьей. Выписывайте все критерии в столбик — это и будет основой, через которую можно смотреть на профессиональный мир.
2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?
Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно уже сейчас, в учебной деятельности, видна эта разница.
К ответу на этот же вопрос относятся:
Когда мы соберем вот эти показатели, станет ясно, из чего возможно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.
Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу работать с людьми. Хочу быть актером, но люблю только индивидуальную деятельность. Получится? Нет.
Сейчас мы с Пашей на третьем курсе. И только в этом семестре узнали, что ежедневно делают HR-менеджеры. Не надо так.
3. Хочу, могу и надо. + Не хочу и могу научиться
Если мы определяем только наши «хочу», выбор профессии может зайти в тупик, так как мечты и возможности необходимо соотносить.
Пусть подросток подумает, что он готов делать с точки зрения «могу».
Например: Кто-то не в состоянии заниматься монотонной работой, но хочет быть юристом. Получится? Нет.
Качества, которые характеризуют рабочую деятельность, — крайне важный элемент выбора. И здесь подростку потребуется помощь взрослого, способного смотреть правде в глаза.
Например: Кто-то имеет физические особенности, по зрению не проходит на военную деятельность. Не на всю, но на какую-то. Профессиональный отбор нужно также мягко учитывать.
Еще один важный вопрос – работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас. Создайте и этот список.
4. Формат интересующей меня работы
Работать в современном мире нужно тоже по-разному.
Например: Если ребенок хочет быть “судьей”, но одновременно “фрилансером” – ничего не выйдет. Точно так же, как учитель не может приходить только во вторник и четверг. Репетитор – может. И юрист консультант – может.
5. В каких схемах и областях мне интересно работать?
Разделение на естественные и гуманитарные науки сильно упрощает. Ребятам надо объяснить, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Прямая связь с дисциплиной может пугать ребенка.
Например: Я хочу быть журналистом, но не хочу сдавать литературу, мне говорят, что я в ней плох. Но ведь журналист работает и с людьми, и с творчеством, и с информацией, а если пишет про науку или технику — добавляет ее.
Чем шире информация о пересечении внутри выбранной области, тем проще выбрать.
6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?
Ребята всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы, и важно максимально его расширять.
Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых работ, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, а в интернете – подборок современных профессий.
YouTube – это возможность посмотреть на разные профессии, не устраиваясь на работу.
7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?
Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности может быть ошибочным подходом. Часто ребенок решает: мне нужна физика и информатика по ЕГЭ, а больше я ничего учить не будут, литературу, биологию, географию закрою “для галочки”.
В итоге ребенок себя ограничивает, и не имеет возможности, даже в случае желания, изменить подход оперативно и без потерь.
Изучение школьных предметов помогает ребятам расширить представление о мире, о том, чем можно заниматься. Возможно, если бы мы преподносили школьную программу именно так, уровень мотивации и ее смысл были бы другими.
8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?
Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но дело в том, что в кино обычно показывается всего одна сторона: без подробностей и трудностей. А, возможно, наоборот, без повседневной рутины.
Понимание должно быть максимальным: вот я отучусь, приду на работу и… Что и?
Например: Некоторым детям удивительно, что учителя заполняют документы после того, как школьники уходят домой. Учитель — это не только работа с подростками, это еще и бумажная работа. Если вы к такому не готовы, задумайтесь сразу.
9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?
Только интернет, только слова одного человека, только фильм – это не вариант.
Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше.
Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно неудовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания.
Чем больше знает ребенок, тем меньше субъективное влияние на его выбор.
10. Могу ли я попробовать сейчас интересующую меня профессию?
Речь не о том, чтобы трудоустроиться на несколько месяцев сразу, хоть это и желательный исход. Не всю работу можно попробовать в 15 или со стандартным уровнем подготовки.
Тем не менее, любую деятельность можно разбить на компетенции или навыки и попробовать себя через них.
Например: Будущий юрист может попробовать почитать законы и посмотреть, не вызывает ли это отторжение. Журналист — написать в блог по законам жанра, а не просто как пост в Инстаграм.
11. Есть ли рабочие места на интересующую меня профессию в моем регионе?
На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду.
С приходом в нашу реальность цифры, некоторую работу можно перевести в онлайн, так что и переезжать не придется. Но на начальном уровне занятости соискателю очень редко дают возможность работать удаленно.
Алиса! А нужны вообще генетики в Салехарде?
12. Если рынок труда перенасыщен, что я буду делать?
В любой период существуют востребованные специальности, как следствие – рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации.
Например: Программист – очень востребованная и очень популярная профессия. К тому же, в ней крайне много направлений и задач. Но ребята, кто готов работать на таком перенасыщенном рынке, должны сразу же обогащать себя, прокачивать навыки. Здесь чтобы быть востребованным, нужно быть в три раза более конкурентоспособным.
13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?
Вопрос связан отчасти с предыдущим. Мы выбрали профессию, она соответствует всем нашим желаниям и целям, теперь необходимо рассмотреть саму деятельность.
Готовы ли вы «прокачиваться» в такую сторону? Готовы ли начать приращение навыка прямо сейчас и потом – постоянно – в будущем? Есть профессии, “застой” в которых означает выбывание из гонки.
14. Перспективна ли эта профессия, не исчезнет ли она к завершению образования?
Изучите рынок труда, изучите университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.
15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)
С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент – и это нормально.
Например: Иногда ребятам выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз.
Каждая наша проба – особенно вопрос № 10 – дает понимание, чего именно ты хочешь хочешь.
Например: Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.
16. Понимаете ли вы все минусы и плюсы интересующей профессии?
У любой профессии и любой деятельности есть минусы и плюсы. 24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие, как бы нас ни уверяли в обратном.
Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними.
Выпишите на лист и то, и другое, чтобы понять: перевешивают ли конкретные плюсы – минусы?
У тебя получилось больше плюсов хотя бы в одной профессии? Кажется, у нас не все данные, Маш.
17. Представьте, что вы занимаетесь выбранной профессией 5-10 лет
Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день подросток будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?
18. Знаете ли вы, где и как вы можете получить интересующую вас профессию?
Мечты – это прекрасно, но в вашем плане должна быть реальность. Если после школы у вас есть возможность переехать в другу страну и там получать степень “гендерного исследователя” – это хорошо. Если нет, стоит поискать смежные профессии.
19. Какие экзамены мне предстоит сдавать? И как повысить шансы на поступление?
Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях.
Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак, нужны статьи в газетах. Если вы выяснили об этом весной 11 класса, можно не успеть подготовить пакет требуемых документов.
Подготовка к Олимпиадам – мой шанс получить 100 баллов за предмет ЕГЭ. И отличная тренировка для вступительного экзамена.
20. Когда я начну выбирать?
Для большей определенности и спокойствия решите, какие сроки получения ответа вы ставите себе на каждый вопрос.
Абсурдно оставлять все 19 тем на май месяц выпускного класса. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу чаще всего не ведут к успеху. Перед нами и так период большого стресса, а эффективно делать параллельно столько задач невозможно.
Оптимальным сроком для старта профориентационной (самоопределение) кампании является 7-8 класс. К началу 11 класса детям рекомендуется понимать, какое направление они выбирают.
Экстренные меры не всегда хороши. Например, найти первый попавшийся в интернете тест и окончательно запутаться после ответа на 7 вопросов из серии “Нравится ли вам?”.
Что еще поможет определиться?
Каждый ответ сужает список специальностей, каждая проба помогает определиться. Но что делать, если все 20 вопросов пройдены? Максимально кратко:
Если вы читаете этот текст и вы – подросток, то запомните: к рекомендациям родителей и педагогов стоит относиться с легкостью, так как их общая цель одна — счастливое будущее. Ваше будущее. Так что ваша общая задача – быть в свободном диалоге без директив.
Материал подготовлен на основе онлайн-лектория, организованного проектом “Родительский университет: PRO-Родители” ГК “Просвещение”, проектом ГЕРОИ и при поддержке Фонда Яны Поплавской.