какие ворота есть в москве
Какие ворота есть в москве
Сначала московская триумфальная арка была деревянной, но по распоряжению императора Николая I решено было заменена на каменную. Эти проектом занимался Осип Бове, выходец из Италии, одной из самых известных работ которого, стала комплексная реконструкция Красной площади.
Триумфальные ворота были открыты 20 сентября 1834 года. Пышно орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.
Деталь: Триумфальные ворота в 1936 году были разобраны. Часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. В 1968 году Триумфальная арка была воссоздана на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».
В 1775 году разобрали рассыпавшиеся от времени Тверские ворот и засыпали ров перед ними, на этом месте теперь находится Страстная площадь.
По случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в 1709 году в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же на средства московского купечества, в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г., были построены ещё одни деревянные ворота. Ворота эти сгорели, но по желанию императрицы были восстановлены в камне.
Новые, каменные ворота представляли собой трёхпролётную древнеримскую триумфальную арку. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями, олицетворявшими мужество, экономию, торговлю, верность, постоянство, милость и бдительность. Подивиться на эти ворота съезжались со всех концов Москвы, именно горожане назвали их назвали Красными («красивыми»).
За свою историю эти ворота меняли название бесчетное количество раз! Были они и Куретными, и Неглименскими (служили проездом из Китай-города через реку Неглинку), и Львиными (рядом в глубоком рву содержались львы, преподнесенные царю Ивану Грозному английским королевским двором), и Триумфальными. Но после того как рядом между пролетами была установлена часовня, куда в 1669 г. перенесли точный список чудотворной Иверской иконы Божией Матери (подлинник которой находится в Афонском монастыре), ворота стали называть Иверскими.
Позже на башню у ворот поместили икону Воскресения Христова, и тогда стали называть Воскресенскими. Сейчас бытуют два названия — Иверские или Воскресенские.
Исторические Иверские (Воскресенские ворота) не сохранились: они были разобраны в 1931 году, когда происходила реконструкция Красной площади. Тогда правительство посчитало, что они будут мешать проезду военной техники во время парадов. Но уже в 1995 году они были воссозданы, а перед Иверской часовней символически поместили нулевой километр России.
Свое название эти ворота получили от Никитского монастыря, основанного в 1582 году Никитой Захарьиным — отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Фёдоровича. Ворота были одними из 11 проезжих ворот Белого города и, кстати, именно от них пошли и Никитская площадь, примыкающий Никитский бульвар и Никитские улицы.
Не много найдется мест в Москве и России, которые были бы стали свидетелями стольких веков и стольких событий. У историков нет сомнения, что первоначально Спасские ворота были построены вместе с кремлевской стеной, сначала деревянной, потом каменной. Спасские ворота в самом центре столицы, ведущие от Лобного время в Кремль, видели и времена при Иване Грозном и казнь палача Василия Шуйского!
Ворота эти прежде именовались Фроловскими по церкви Фрола и Лавра. Ворота были переименованы из Фроловских в Спасские после торжественного крестного хода с образом Спасителя и его постановки в Успенском соборе.
Деталь: Указом от 16 апреля 1648 года было повелено “впредь на вечные времена” не ходить под этими воротами с непокрытой головой. За хождение через них в шапках виновные должны были класть публично 50 земных поклонов или подвергались наказанию батогами в Стрелецком приказе.
Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы
Триумфальные ворота на Тверской заставе
Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.
Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов [1].
В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.
В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах. На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества [2].
Беспокойная судьба памятника
В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].
В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.
Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…
Арки и ворота: взгляд в историю
Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.
Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.
Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.
Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).
Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай. Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок [4].
В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.
Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл
Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.
В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.
А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» [1].
Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.
Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии [2]. Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора. Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.
Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года [3]. А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.
Арки нового века: реставрация и реконструкции
Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.
За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.
Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.
Использованные источники
Какие ворота есть в москве
Сначала московская триумфальная арка была деревянной, но по распоряжению императора Николая I решено было заменена на каменную. Эти проектом занимался Осип Бове, выходец из Италии, одной из самых известных работ которого, стала комплексная реконструкция Красной площади.
Триумфальные ворота были открыты 20 сентября 1834 года. Пышно орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.
Деталь: Триумфальные ворота в 1936 году были разобраны. Часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. В 1968 году Триумфальная арка была воссоздана на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».
В 1775 году разобрали рассыпавшиеся от времени Тверские ворот и засыпали ров перед ними, на этом месте теперь находится Страстная площадь.
По случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в 1709 году в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же на средства московского купечества, в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г., были построены ещё одни деревянные ворота. Ворота эти сгорели, но по желанию императрицы были восстановлены в камне.
Новые, каменные ворота представляли собой трёхпролётную древнеримскую триумфальную арку. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями, олицетворявшими мужество, экономию, торговлю, верность, постоянство, милость и бдительность. Подивиться на эти ворота съезжались со всех концов Москвы, именно горожане назвали их назвали Красными («красивыми»).
За свою историю эти ворота меняли название бесчетное количество раз! Были они и Куретными, и Неглименскими (служили проездом из Китай-города через реку Неглинку), и Львиными (рядом в глубоком рву содержались львы, преподнесенные царю Ивану Грозному английским королевским двором), и Триумфальными. Но после того как рядом между пролетами была установлена часовня, куда в 1669 г. перенесли точный список чудотворной Иверской иконы Божией Матери (подлинник которой находится в Афонском монастыре), ворота стали называть Иверскими.
Позже на башню у ворот поместили икону Воскресения Христова, и тогда стали называть Воскресенскими. Сейчас бытуют два названия — Иверские или Воскресенские.
Исторические Иверские (Воскресенские ворота) не сохранились: они были разобраны в 1931 году, когда происходила реконструкция Красной площади. Тогда правительство посчитало, что они будут мешать проезду военной техники во время парадов. Но уже в 1995 году они были воссозданы, а перед Иверской часовней символически поместили нулевой километр России.
Свое название эти ворота получили от Никитского монастыря, основанного в 1582 году Никитой Захарьиным — отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Фёдоровича. Ворота были одними из 11 проезжих ворот Белого города и, кстати, именно от них пошли и Никитская площадь, примыкающий Никитский бульвар и Никитские улицы.
Не много найдется мест в Москве и России, которые были бы стали свидетелями стольких веков и стольких событий. У историков нет сомнения, что первоначально Спасские ворота были построены вместе с кремлевской стеной, сначала деревянной, потом каменной. Спасские ворота в самом центре столицы, ведущие от Лобного время в Кремль, видели и времена при Иване Грозном и казнь палача Василия Шуйского!
Ворота эти прежде именовались Фроловскими по церкви Фрола и Лавра. Ворота были переименованы из Фроловских в Спасские после торжественного крестного хода с образом Спасителя и его постановки в Успенском соборе.
Деталь: Указом от 16 апреля 1648 года было повелено “впредь на вечные времена” не ходить под этими воротами с непокрытой головой. За хождение через них в шапках виновные должны были класть публично 50 земных поклонов или подвергались наказанию батогами в Стрелецком приказе.
Триумфальные, охранные, Красные: 5 самых впечатляющих ворот и арок столицы
Площадь Тверская Застава
Фото: mos.ru В 1834 году на площади Тверская Застава появилась величественная Триумфальная арка – она была облицована белым камнем, украшена скульптурами и увенчана колесницей, которой правила богиня победы Ника.
Прежде на этом месте стояли деревянные ворота, которые построили в 1814 году к возвращению русских войск из Парижа. Новый проект был создан по указу императора Николая I архитектором Осипом Бове. На воротах разместили надпись, сообщающую, что воздвигли их в честь «спасителя Отечества» Александра I.
Арка успела застать и XX столетие: на рубеже веков под ее сводом проходил электрический трамвай. В 1936 году арку разобрали, а в середине 1960-х решили восстановить на новом месте, на Кутузовском проспекте. Элементы убранства воссоздавали по старым фотографиям и чертежам. Помогла реконструкторам и авторская копия арки, которая хранилась в Музее архитектуры. Через несколько десятилетий во время реставрации вокруг ворот разбили цветник и установили художественную подсветку.
Главный вход ВДНХ
Фото: mos.ru
Во время городских праздников арка главного входа ВДНХ становится площадкой для светомузыкальных шоу. Но на самом деле это символ победы советского народа в Великой Отечественной войне. Ее возвели в 1950-е годы по авторскому проекту архитектора Иннокентия Мельчакова. Сооружение украшают шесть пар колонн, а на вершине – фигуры тракториста и колхозницы. Кстати, если пройти арку, то сразу откроется прекрасный вид на Главную аллею и павильон «Центральный».
Главный вход Парка Горького
Фото: mos.ru
Еще одну легендарную арку можно найти, если гулять по улице Крымский Вал, рядом с парком «Музеон» и набережной Москвы-реки. Пропустить сооружение будет непросто, ведь это центральный вход Парка Горького.
Внутри арки есть маленький музей истории парка, а еще смотровая площадка, с которой открывается вид на Воробьевы горы, Шуховскую и Останкинскую башни и высотку МИД.
Воскресенские ворота
Фото: mos.ru
На берегу реки Неглинки в середине XVI столетия установили ворота. Они выполняли охранную функцию: их запирали на ночь и открывали с наступлением дня, когда начиналась торговля в местных лавках.
Горожане называли ворота по-разному, но чаще всего по имени реки – Неглинными. Было и второе название – Курятные, поскольку те стояли у курьи реки, то есть русла. Кроме того, было и третье имя – Львиные ворота. Дело в том, что Иван Грозный велел на некоторое время разместить у ворот львов – дар английского короля Филиппа, чтобы все могли полюбоваться роскошным презентом.
В XVII веке царь Алексей Михайлович встречал у ворот присланную с Афона копию иконы Иверской Божьей Матери. По преданию, чудесный образ несколько раз переносился к воротам Иверского монастыря и потому назван Привратницей. Русский царь решил не нарушать традиции – он принял список иконы у Неглинных ворот и здесь же поручил построить часовню. С тех пор появилось еще одно название ворот – Иверские. В советскую эпоху ворота были демонтированы, а в 1990-е годы их восстановили и назвали Воскресенскими.
Фигурные ворота в музее-заповеднике «Царицыно»
Фото: портал «Узнай Москву»
Необычную арку можно найти в музее-заповеднике «Царицыно». Фигурные ворота – одна из первых построек архитектора Василия Баженова в вотчине императрицы Екатерины Великой, они отделяют дворцовую часть от парковой. В изящную арку «вписана» виноградная гроздь, по бокам – две башенки с зубчатыми навершиями, напоминающими царский венец.
Прежде декор ворот был еще более романтическим: вазы, амуры и пара фигурок мопсов, одна из них сейчас хранится в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Красные ворота
Фото: mos.ru
Исторические Красные ворота в Москве были возведены по приказу Петра I по случаю победы в Полтавской битве. Несколько раз они горели, но их восстанавливали к торжественным событиям – например, к коронации императрицы Елизаветы Петровны. Существуют несколько версий происхождения названия ворот: они могли получить его после реконструкции, когда вновь стали красными, то есть красивыми, а также из-за того, что были выкрашены красной краской, а может, просто потому, что вели в Красное село.
В 1750-е годы ворота были воссозданы в камне архитектором Дмитрием Ухтомским. А в 1927-м их решили снести, поскольку они затрудняли движение городского транспорта.
Какие ворота есть в москве
Это не занудная статья о московской архитектуре. Это московская история, как она есть! Ворота в Москве охраняли Белый город, Китай-Город, Кремль.
Сначала московская триумфальная арка была деревянной, но по распоряжению императора Николая I решено было заменена на каменную. Эти проектом занимался Осип Бове, выходец из Италии, одной из самых известных работ которого, стала комплексная реконструкция Красной площади.
Триумфальные ворота были открыты 20 сентября 1834 года. Пышно орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.
Деталь: Триумфальные ворота в 1936 году были разобраны. Часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. В 1968 году Триумфальная арка была воссоздана на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».
В 1775 году разобрали рассыпавшиеся от времени Тверские ворот и засыпали ров перед ними, на этом месте теперь находится Страстная площадь.
По случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в 1709 году в конце Мясницкой улицы возвели деревянные триумфальные ворота. Там же на средства московского купечества, в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г., были построены ещё одни деревянные ворота. Ворота эти сгорели, но по желанию императрицы были восстановлены в камне.
Новые, каменные ворота представляли собой трёхпролётную древнеримскую триумфальную арку. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями, олицетворявшими мужество, экономию, торговлю, верность, постоянство, милость и бдительность. Подивиться на эти ворота съезжались со всех концов Москвы, именно горожане назвали их назвали Красными («красивыми»).
За свою историю эти ворота меняли название бесчетное количество раз! Были они и Куретными, и Неглименскими (служили проездом из Китай-города через реку Неглинку), и Львиными (рядом в глубоком рву содержались львы, преподнесенные царю Ивану Грозному английским королевским двором), и Триумфальными. Но после того как рядом между пролетами была установлена часовня, куда в 1669 г. перенесли точный список чудотворной Иверской иконы Божией Матери (подлинник которой находится в Афонском монастыре), ворота стали называть Иверскими.
Позже на башню у ворот поместили икону Воскресения Христова, и тогда стали называть Воскресенскими. Сейчас бытуют два названия — Иверские или Воскресенские.
Исторические Иверские (Воскресенские ворота) не сохранились: они были разобраны в 1931 году, когда происходила реконструкция Красной площади. Тогда правительство посчитало, что они будут мешать проезду военной техники во время парадов. Но уже в 1995 году они были воссозданы, а перед Иверской часовней символически поместили нулевой километр России.