какие возможности у вас есть когда вы выбираете где учиться
Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.
Окончить курс и изменить жизнь: 7 историй, как дополнительное образование делает нас сильнее
Продакт-менеджер, барбер, астролог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Образовательная траектория «школа — университет» все чаще оказывается неактуальной, ведь профессию можно получить множеством других способов. Мы попросили читателей Т—Ж рассказать об образовательных курсах и школах, которые помогли им найти новую профессию, увеличить доход и начать все заново.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Где учили: мастер-класс «Фейд-калькулятор» Николая Генералова
Чему учили: парикмахерское дело
Стоимость: 20 000 Р
После окончания учебы в техникуме я понял, что профессия, которую я получил, — не то, чего я хочу. В качестве промежуточного места работы выбрал магазин обуви и должность продавца-консультанта. Но работа мне быстро надоела: непонятный график, негатив от клиентов, отсутствие свободы. В один из перерывов я вышел на улицу покурить и понял, что так продолжаться больше не может. И меня осенило: почему бы не научиться стричь? Мужскими стрижками я интересовался уже давно и понимал, что зарплаты там неплохие. К тому же ты приходишь на работу и что-то создаешь, а не просто обмениваешь свое время на деньги.
На собеседовании в барбершопе мне предложили два варианта: либо отправляют в другой город на курсы и платят половину стоимости за меня, либо я прохожу обучение прямо в барбершопе. Я выбрал второй вариант, и это, возможно, было моей ошибкой.
Оказалось, что мастер, который должен был меня учить, совсем не горит этим желанием. Я понял, насколько разные вещи «уметь хорошо стричь» и «уметь научить хорошо стричь». Не было никакого системного подхода к процессу моего обучения, и мне казалось, что все это время я просто стоял на одном месте. В какой-то момент я понял, что никому совершенно нет дела до того, научусь ли я вообще стричь, и решил взять ситуацию в свои руки.
Нужен был какой-то толчок, который бы сдвинул меня с мертвой точки, и как раз в тот момент друг предложил мне съездить на двухдневный мастер-класс Николая Генералова в Москву. До мастер-класса оставалось чуть меньше полутора месяцев, и я пошел на отчаянный шаг: все деньги, которые у меня тогда были, — 4000 Р — отправил как предоплату и не оставил себе шансов. Пришлось работать почти без выходных и тотально экономить даже на еде. В конце концов я впритык накопил нужную сумму, чтобы оплатить мастер-класс, а с расходами на проживание, билеты и еду мне помог отец.
Пройденный мастер-класс действительно заполнил пробелы в моих знаниях. Это были интереснейшие два дня, которые зарядили меня мотивацией, чтобы продолжать заниматься стрижками.
Возможно, это стало моим спасением.
По возвращении в свой город я начал отрабатывать полученные знания на живых людях, и мне стали нравиться мои работы! Я начал подписываться на всевозможных мастеров и наблюдать за их работами, анализировать их. Пересматривал все видеоуроки на «Ютубе», которые только мог найти. Вступил в чат барберов, в котором состояли опытные парикмахеры, и начал собирать информацию по кусочкам.
Сейчас я занимаюсь стрижками уже почти два года и потратил на обучение всего 20 тысяч рублей. В конце концов, я рад, что все сложилось именно так. Когда ты записываешься на курс с нуля, тебе преподносят информацию на блюдечке и у тебя нет возможности взглянуть на все с разных сторон. Когда разбираешься сам, тратишь много времени, но получаешь более полную картину, вырабатываешь собственное мнение.
Я проходил несколько онлайн-программ обучения финансам в SF Education. Выбрал эту платформу по нескольким причинам:
Из минусов можно отметить интенсивность обучения. Программы предполагали строгие дедлайны по материалам и темам, в которых я не особо разбирался. Я не самый системный человек на свете, поэтому было сложно. Когда я ближе к концу курса написал основателю SF Education, Александру Вальцеву, что ничего не успеваю, он без проблем перевел меня на новый поток, за что я ему безумно благодарен.
Где учили: онлайн-школа Granich
Чему учили: графический дизайн
Стоимость: 26 000 Р
Школа устроена следующим образом. Каждый новый урок открывается в среду и воскресенье. В уроке две лекции по полчаса, презентация, огромное количество дополнительного материала — его просто невозможно успеть прочитать полностью — и, конечно, объемное домашнее задание.
На каждую домашнюю работу дается неделя. Домашка включает в себя в среднем 15 различных заданий по материалам лекции, а также творческий проект по созданию своего макета. Финальный экзамен — это верстка многостраничного буклета. Именно творческие работы можно будет добавить в свое портфолио по окончании обучения.
От курса я в восторге. Он разработан так, что, если ты пришел учиться и работать, тебе в этом помогут. Если ты не делаешь задания в срок, тебя отчисляют. И деньги не возвращаются. Совмещать с работой можно, если после рабочего дня еще есть силы на обучение. Про себя могу сказать, что мне это дается тяжело. Я почти не сплю последний месяц: обучение занимает около 4—6 часов в будни и 7—8 часов в выходные. Но оно того стоит.
В работе я уже начала применять свои навыки, планирую и дальше заниматься графическим дизайном. Я точно сделаю портфолио: у меня уже есть работы для него. Возможно, пройду еще курсы этой онлайн-школы, например по медиадизайну.
Став на путь предпринимателя, я проходила очень много курсов. Некоторые были платными, но не самыми эффективными. Причина в том, что инфобизнес, к которому я в какой-то степени отношусь, бывает разным, и далеко не все алгоритмы универсальны. Так сложилось, что по специальности я программист, и все проекты, которые я когда-либо запускала, представляют собой онлайн-сервисы каких-либо услуг. Я позиционирую себя как астролога, но не предсказателя в привычном понимании этого слова — в свою область я пытаюсь внедрить научный подход.
Некоторые ключевые рекомендации преподавателей платных программ мне совершенно не подходили: например, обязательным пунктом было создание обучающего онлайн-курса. Мне эта идея была изначально противна, потому что я считаю, что учить других надо только в том случае, если есть к этому призвание. Я пыталась высосать из пальца идею, но ничего путного из этого не вышло, массового спроса не было. В итоге я начала развиваться совершенно в другом направлении и не прогадала.
Я пошла учиться в «Бизнес-класс», потому что хотела увеличить доход от личного бизнеса и систематизировать все накопленные знания в этой теме, так как даже после прохождения множества мастер-классов и прочтения массы книг было ощущение, что у меня нет четкой стратегии.
Психологические курсы «Открытого образования» я проходила, потому что тесно работаю с людьми. Они приходят ко мне со своими проблемами, и, чтобы научиться эффективнее доносить до них информацию, как позитивную, так и негативную, я изучала различные способы коммуникации — это оказалось очень полезным. Кроме того, мне и самой важно морально восстанавливаться после общения с клиентами, и некоторые психологические методы в этом помогают.
Марафоны Ирины Хакамады я проходила скорее не ради знаний, а ради мотивации к действию. На «Хакаматоне» встречались интересные люди, чей опыт оказался полезным. Кроме того, «Хакаматон» помог мне избавиться от страха публичности.
Очень довольна всеми пройденными курсами, потому что имела счастье лично пообщаться с преподавателями и получить информацию, выходящую за рамки курса, например источники, которые они сами читают. Но все же главный учитель — практический опыт, потому что все ключевые выгодные изменения, сделанные на моем сайте, были продиктованы потребностями моих клиентов, которые я постоянно анализировала. Научил меня этому именно «Бизнес-класс».
Где учили: GoPractice
Чему учили: продакт-менеджмент
Стоимость: 30 000 Р
Меня всегда привлекали высокие технологии и классные ИТ-продукты, но еще в 15 лет профориентационные центры маленького уральского городка сказали: «Только гуманитарные науки», и моя участь была решена. К тому же по математике была стабильная тройка в дневнике, да и родители были уверены, что « банкиры-то везде нужны». Поэтому я после девятого класса пошел в колледж на профессию финансиста и дальше в университет по той же специальности.
К моменту, когда я решился сменить профессию, я находился в очень подавленном, близком к депрессии, как я узнал сильно позже, состоянии. Красный диплом филиала московского вуза по экономике, неоконченная аспирантура, работа не по специальности, но с неплохим доходом — все это никак не помогало отделаться от ощущения, что мне чего-то не хватает в жизни.
В какой-то момент я вышел из дома, сел в машину и не остановился, пока не приехал в Москву. Плана не было, но было очень сильное желание получить новую профессию. Так я и нашел курс GP, который буквально помог мне начать новую жизнь.
Курс весьма самостоятельный. Занимаешься, когда тебе удобно и как удобно. Можешь пройти за 20 дней, а можешь растянуть на полгода. И это логично, ведь продакт-менеджер — это человек, который расставляет приоритеты. Логично в такие условия ставить с самого начала.
Сам курс делится на две основные части: теория, где дают базу, и практика, где ты начинаешь действовать, принимать решения и анализировать ошибки. Многое приходится изучать в том числе самому.
Тут все как в реальной жизни: хочешь узнать глубже — копай.
Я получил все, что нужно знать о работе продакт-менеджера в ИТ. Все задачи, как и теория, тесно переплетены между собой внутри выдуманного продукта, чьим продакт-менеджером вам предстоит стать на время обучения. Переписка, задачи от фаундера, аналитическая система — все максимально похоже на реальные условия. И такая геймификация позволяет гораздо сильнее погрузиться в новый мир. Еще классным бонусом стала возможность рассылки резюме для компаний — партнеров курса. Именно так я проходил первые собеседования и выполнял тестовые задания. Это потрясающе, такого я не встречал ни у кого.
Симулятор изменил мою жизнь. После окончания курса я в течение двух недель смог найти работу, при этом получив офферы от топовых ИТ-компаний рунета. Во многом благодаря этому курсу я смог изменить свою жизнь именно в том направлении, в котором всегда хотел.
Как учиться эффективнее: гид по формам обучения
Об эксперте: Рената Гизатуллина — основатель и куратор программ LLLab. Lifelong Learning Lab — это школа и коммьюнити для специалистов в образовании, исследующая новые методики в обучении. Школа фокусируется на том, чтобы сделать обучение качественнее и эффективнее и для отдельных людей, и для компаний.
Почему формы обучения важны
Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.
При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
Глобально все обучение бывает:
Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.
Обучение в сообществе
Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.
Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.
Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.
Вот несколько вариантов обучения в сообществе.
Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.
Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.
Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.
Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:
«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.
В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям. Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.
Участие в мастермайнде учит:
Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.
Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».
Обучение на рабочем месте
Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.
Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.
Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:
Менторинг и коучинг
Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:
Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:
Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.