какие враги вновь стали нарушать границы руси
Монголо-татарское иго на Руси: годы, события, последствия
Расскажем, как и почему Русь попала в зависимость от Золотой орды, почему Куликовская битва стала легендой и кто всё-таки совершил нашествие на русские земли — татары или монголы.
Начало монголо-татарского ига
Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.
В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.
Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.
Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.
В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».
Что такое «иго»
Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.
Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.
Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!
Кто такие «монголо-татары»
В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.
Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.
Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).
В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.
Годы ордынского владычества
Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.
В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.
После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.
Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.
После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.
В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.
8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.
Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.
Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.
Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.
Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.
Свержение монголо-татарского ига
Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.
Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.
Последствия монголо-татарского нашествия
Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.
Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.
В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.
Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.
Конспект урока истории России в 6 классе «Политическая раздробленность Руси»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок в 6 классе « Политическая раздробленность на Руси »
Цель урока: раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.
— определить хронологические рамки периода раздробленности Руси
— проанализировать причины и последствия политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси ;
— ознакомиться и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для характеристики последствий раздробленности на Руси
— развивать коммуникативную компетенцию через умение высказываться и участвовать в дискуссиях;
— формировать историко-географический образ, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;
— формировать устойчивый познавательный интерес к истории своей страны
— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
— вырабатывать умение работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;
— развивать готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии –технология проблемного обучения
— учебник История России. 6 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М:Просвещение,2016.;
— раздаточный материал, оценочные листы работы в группе.
I .М отивация и постановка проблемы.(7 мин)
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию отрывки из исторических источников, которое описывает состояние земли русской в рамках одного хронологического времени.
1.«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты – озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивным».
2.«раздрася русская земля».
Какое настроение передается Автором (горестное,страшное)
– Почему разная оценка одного и того исторического времени Руси? Как Вы думаете?
Учащиеся передают версии. (Хорошо).
Сформулируйте тему нашего урока.
Учащиеся отвечают : предлагают свои варианты ответов.
Итак, запишите пожалуйста в тетрадях тему: « Политическая раздробленность на Руси ».
1.Причины распада единого Древнерусского государства?
2.Какие последствия имела раздробленность Руси?
3. Всегда ли последствия раздробленности носили негативный характер?
4. Какое государство более могущественно- единое или раздробленное?
Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства.
Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
1. Причины распада единого Древнерусского государства. (5 мин)
Поговорим о причинах политической раздробленности:
Прочитав п.1 параграфа попробуйте заполнить схему на доске дается только шапка схемы):
Стороны света надо знать,
Чтобы карту уметь прочитать.
И чтобы каждый назвать их смог:
Север (хлопок руками над головой)
Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)
Восток (хлопок с поворотом корпуса направо)
Закройте глаза и не спешите
Носом стороны вы покажите.
(наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)
Задание: Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы. Работая над вопросами параграфа параллельно заполняем таблицу
ПЕРВАЯ ГРУППА работает со вторым пунктом § 12 учебника «Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси».
Вопросы для первой группы:
— Когда наступила раздробленность на Руси? (с середины XII в.)
— К чему привели усобицы между князьями? (Русь окончательно распалась на несколько частей).
— Как изменился порядок владения землей? (князья наделяли вотчинами своих старших дружинников.).
— Что стало основой богатства бояр? (Основой богатства бояр становилась теперь не дань, собираемая с подвластных земель, и не раздел военной добычи, а эксплуатация населения их вотчин).
— Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли? (это связано с упадком торгового пути «из варяг в греки» из-за нападений половцев, а также с освоением торговых путей между Западной Европой и Византией и странами Востока через Средиземное море).
— Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно? (в боярских вотчинах производилось практически все необходимое для жизни людей. Торговля между различными частями Руси была развита слабо, была нерегулярной).
— Каким образом факт отсутствия твердого и определенного порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель? (принцип старшинства стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколении Ярославичей. Возник неразрешимый вопрос кто имеет преимущество старшинства: младший по возрасту брат князя или старший по годам княжеский сын? Подобные вопросы часто решались силой, в ходе военных столкновений).
Вывод: Русь окончательно распалась на несколько частей, дробились княжества между наследниками, упадок торгового пути «из варяг в греки», формировались новые торговые пути,
отсутствие четкого порядка престолонаследия ( вносим информацию в таблицу)
ВТОРАЯ ГРУППА работает с третьим пунктом § 12 учебника «Роль церкви в условиях распада Руси».
Вопросы для второй группы:
— Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну? (Русская православная церковь).
— Какой властью обладал киевский митрополит? Приведите доказательства полноты его власти. (Киевский митрополит был единственным лицом, чья власть (хоть и духовная) распространялась на всю Русь).
— Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами? (из-за роста городов и земель – фактически самостоятельных государств).
— Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов? (шло строительство храмов, возникали церковные школы, центры иконописи).
— С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности? (духовенство призывало людей к единству, выступало за преодоление розни и прекращение усобиц, говорило о необходимости защиты и сохранения веры предков, единого Отечества).
Вывод: В княжествах шло строительство храмов, возникали церковные школы, центры иконописи т.е. происходил расцвет культуры ( вносим информацию в таблицу)
ТРЕТЬЯ ГРУППА работает с четвертым пунктом § 12 учебника «Идея единства Руси».
Вопросы для третьей группы:
— Привел ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого? (нет, в отдельных землях жили люди, составлявшие единую древнерусскую народность. Они говорили на одном языке, исповедовали общую религию. Во всех княжествах продолжали судить по законам Русской Правды. В Киеве жил митрополит, отсюда он руководил всеми священнослужителями).
— Когда у русских людей проявлялись чувства принадлежности к одной Русской земле? (в период обострения внешней опасности, которая исходила прежде всего от половцев).
— Что стало выражением народного стремления к единению? (сказания и былины).
— Какие события легли в основу «Слова О полку Игореве»? (события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 г.)
— Какие важные вопросы ставит автор этого произведения? (о судьбе Русской земли: почему князь Игорь был разбит половцами? Почему в борьбе с кочевниками раньше почти всегда побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?)
— К кому он обращается? (к самым могущественным князьям своего времени).
— Кого приводит в качестве примера для подражания? (Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).
Вывод: в отдельных землях жили люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали общую религию, жили по единым законам, один митрополит
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА работает с пятым пунктом § 12 учебника «Отношения Руси с кочевниками».
Вопросы для четвертой группы:
— Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси? (подорвали обороноспособность Руси).
— Какие враги вновь стали нарушать границы Руси? (разгромленные Владимиром Мономахом, половцы).
— На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть? (русские князья нередко призывали половцев в своей борьбе друг с другом. В качестве расплаты за помощь половцы получали право на разграбление русских земель).
— Какая земля особенно страдала от половцев? (Киевская земля).
— Каковы были последствия их набегов? (русская земля представляла страшную картину – дымились выжженные до тла селения. Заброшенные пашни зарастали кустарником и т.д.)
— Какова роль степняков в распаде Руси?
Вывод: подорвали обороноспособность Руси, разграбление русских земель, ослабление некогда единой и сильной державы.
ПЯТАЯ ГРУППА работает с шестым пунктом § 12 учебника «Государственное управление в период раздробленности».
Вопросы для пятой группы:
— На сколько частей распалась Русь в середине Х II в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте. (Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными были Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское княжества, а также Новгородская земля).
— Как стали именовать себя наиболее могущественные князья? (великими).
— Что такое удел? (удел – владение младших членов княжеского рода).
— Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности? (существовавшими тогда обычаями и заключавшимися между ними соглашениями).
— Как изменились цели участников княжеских усобиц? (цель была иной: не захватить власть во всей Руси, а укрепить свое княжество, расширить его за счет соседей).
Вывод: Каждое княжество стремилось стать сильнее и богаче.
ШЕСТАЯ ГРУППА работает с седьмым пунктом § 12 учебника «Международные связи русских земель».
Вопросы для шестой группы:
— Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель? (нет).
— Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами? (торговля продолжала развиваться как с соседними княжествами, так и с дальними соседями в Европе. (галицкие купцы везли соль в Киев и Чернигов. Суздальцы отправляли хлеб в Новгород. Смоленские, витебские, полоцкие и новгородские купцы торговали с немецкими городами. Торговцы из Византии, Венгрии, Польши, Венеции, Хорезма привозили свои товары в Киев и Владимир).
— Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами? (дипломатические связи).
Вывод : раздробленность не привела к изоляции русских земель.
СЕДЬМАЯ ГРУППА работает с восьмым пунктом § 12 учебника «Развитие русской культуры: формирование региональных центров».
Вопросы для седьмой группы:
— Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности? (раздробленность сопровождалась ростом старых и появлением новых городов).
— Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель. (сюда приходили на вечевые собрания жители пригородов. Здесь собиралось военное ополчение. Число городов увеличилось втрое. В городах существовало до 60 ремесленных специальностей).
— Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами? (здесь велось большое строительство. Возводились храмы и дворцы из камня).
— Какие памятники культуры появились в этот период? (Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, храмы Новгорода, Пскова, Чернигова и других городов.
— Какую роль в истории Русской земли играли летописи? (историк Г. Миллер писал: «…создали систему русской истории, которая настолько полная, что ни одна другая нация не может похвалиться таким сокровищем).
Вывод: появлялись новые города их число увеличилось в трое, развивалось ремесло, строительство
(информация вносится в таблицу)
3.Учитель: Мы определили положительные и отрицательные последствия раздробленности. Каких на ваш взгляд последствий больше положительных или отрицательных? Всегда ли последствия раздробленности носили негативный характер?
4. Какое государство более могущественно- единое или раздробленное? Какие факты нам говорят об этом? (ответы учеников)
Выберите и обоснуйте ответ, который считаете правильным, или предложите свой вариант ответа, если ни один из ответов вас не устраивает:
-Раздробленность была для Русской земли катастрофой, но ее нельзя было избежать.
-Раздробленность способствовала развитию Русской земли, и ее нельзя было избежать.
-Я так считаю, потому что ____________________________
Обсудите в группах какую оценку вы можете себе поставить.
Ковидная война проиграна, или Чего боится Кремль?
С таким глубинным народцем, что населяет сейчас просторы России, мы бы не смогли повторить подвиг наших отцов и дедов. Увы, народец нынче стал другой, способный лишь громыхать патриотизмом только на словах и за столом, а не встать плечом плечу и достать шашку, когда враг уже ворвался в наши дворы и дома.
Объявленные властями каникулы превратились в день непослушания и всеобщего веселья, в день массовой скупки путёвок заграницу, бронирования отелей и билетов.
В сторону юга полетели забитые под завязку ковидные колесницы, и плевать народец хотел на все эти странные призывы Президента прервать страшную ковидную цепь, проведя эти дни в кругу семьи, дома.
По данным аналитика Александра Драгана из компании Aviassales, только в первые сутки после объявления каникул количество запросов выросло на 53%, а за прошедшую неделю в 2,6 раза.
Сочи +116%, Краснодар +208%, Симферополь +161%, Калининград +111%, Минводы +163%. Зарубежные направления так же выросли в запросах более, чем в 2 раза. Турция +116%, Египет и ОАЭ +80%, Армения и Кипр +118%.
В тоже время коечный фонд во многих туристических регионах уже исчерпан, а только что привитые Спутником-Лайт получают практически сразу QRкод, но не выработку антител. Так что по мнению Александра Драгана ситуация просто катастрофическая, с чем полностью согласен и очень рекомендую прочитать его анализ в оригинале.
Фактически объявленные каникулы вместо того, чтобы выполнить роль замедлителя распространения коронавируса и спасения не только россиян, но и медицины от окончательного укладывания её в землю, стали/станут катализатором новых заболеваний.
Разве такого эффекта ожидали наши власти и можно ли было это просчитать заранее? Очевидно, что всё это было ожидаемо и предпринимаемые полумеры только усугубили ситуацию.
Но почему вместе с ожидаемым результатом от этих каникул Крым и Краснодарский край не усилили врачами, скорыми и мобильными крематориями? Местные морги и крематории просто не справляются с перегрузкой, смертность растёт, привиться очень сложно и я очень сомневаюсь в цифрах официальной статистики.
А что бизнес? А бизнес разный и, если одни проигрывают, то есть те, кто очевидно выигрывает. Туристический, похоронный, интернет торговля и доставка гребут прибыля лопатой, и не одной.
Бизнес ноет и требует помощи, Правительство обещает помочь, но всё это лишь латание дыр и деньги на ветер. Декларирование помощи — это хорошо, но бизнес это риски и никто не обещал собственникам, что они на своей теме будут вечно рубить бабло. Все прекрасно понимали, что коронавирус не уйдёт, это уже четвёртая волна и надо было готовиться.
Собственнику нужна прибыль, наемным работникам зарплата и, чтобы там не мычали про социально ориентированный и ответственный бизнес, только прибыль и ничего более не волнует людей.
Почему властям нельзя назвать реальные цифры ковидной статистики, почему нельзя сказать, что сами всё продули, избегая вакцинирования, что выкручивайтесь как хотите и ввести локдаун на 3-4 недели? Почему не подготовились заранее? Ответ простой – были выборы и Кремль не готов был говорить правду.
Но меня волнует не столько бизнес, сколько обычные люди, хотя, конечно, тут есть прямая связь. Нужна адресная помощь конкретным людям, а не абстрактному бизнесу. Нужна ли помощь тем, кто рванул на Юга? Однозначно нет, но и они будут выть про убытки.
Сколько продлятся вынужденные каникулы? Это ключевой вопрос, который беспокоит бизнес и рядовых граждан. Большинство экспертов сходится на 3-4 неделях, в зависимости от ситуации в том или ином регионе.
Севастополь закрыл не только въезд для не привитых, но и на выезд за границы города. Законно ли не знаю, но эффективно. В Хакасии вводится комендантский час и прекращает работать общественный транспорт. Жёстко? Да, но эффективно.
Пока одни будут отдыхать на югах, другие будут работать дистанционно или очно. Так что в таком формате каникул, которые нам предложены они не имеют никакого смысла. Надо либо закрывать всех на 2-3-4 недели и наращивая темпы вакцинации, либо оставлять всё, как есть и не играть в войнушку с короной.
Чего боится власть? Протестов? Нет. Аномальной смертности? Нет. Так чего-то она боится, если играет в полумеры. Для меня это главный вопрос и на него ответа нет.
Чего боится Кремль и почему опять полумеры? Есть ли у Вас ответ на этот вопрос? Как и где Вы проведёте эти ковидные каникулы? Пишите мне Здесь!