какие выделены уровни методологического знания

Уровни методологических знаний

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, обще-научный, конкретно-научный, технологический.

Содержание высшего – философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологические функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень – обще-научная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

Чтобы успешно осуществляться научно-исследовательскую деятельность, педагогу необходимо овладеть методологической культурой, основными признаками которой являются:

У будущих педагогов должны быть сформированы основы методологической культуры. Работающие педагоги должны строить свою теоретическую и практическую деятельность на основе системы методологических принципов и способов.

Источник

Конспект лекции на тему «Понятие методологии, уровни и функции»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект лекции на тему: « Понятие методологии, уровни и функции »

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

— определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

— предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

— обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

— помогает введению новой информации;

— обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

— создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

4. Временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы [3.].

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

«Философский, общенаучный и другие уровни методологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах познавательной деятельности. Методология образования – это учение о самом психолого-педагогическом знании, закономерностях его развития, принципах подхода и способах его добывания, категориальном аппарате, основаниях и структуре психолого-педагогической теории.

Четыре уровня методологии образования:

На философском уровне методология представляет собой систему исходных философских идей. Философский уровень методологии образования определяет также общие принципы познания и категориальный строй психолого-педагогической науки.

Общенаучный уровень методологии образования представляет собой систему подходов к пониманию действительности, применяемых во всех или в большинстве научных дисциплин. На этом уровне определяются также типы научно-педагогических и психологических исследований, их этапы и элементы (объект, предмет, проблема, тема и др.). Если на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение, то на общенаучном уровне исследователем избираются общие способы изучения образовательных феноменов.

Конкретнонаучный уровень методологии представляет собой систему методов, принципов исследования и исследовательских процедур, специфичных для педагогики или психологии, применяемых только в данной отрасли научного знания.

Технологический уровень методологии – это уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит ярко выраженный нормативный характер, выступая как система рекомендаций по организации и проведению педагогического исследования.

Сегрегация рассматривается как раздельное обучение детей, имеющих различные отклонения в развитии.

Интеграция – объединение в целое ранее разрозненных частей. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Источник

Доклад на тему «Понятие методологии научного исследования, уровни и функции

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Доклад на тему: «Понятие методологии научного исследования, уровни и функции »

Проблемой методологии занимались ученые еще до нашей эры. Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю.

Сократ определял в своем учении диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. д.

Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета.

Поэтому анализ и изучение данной науки имеет важную роль и смысл.

Любому начинающему педагогу необходимо овладеть методологической культурой, иметь представление о самой науке методологии и способах и принципах практической деятельности. Имея эти знания, педагог сможет успешно осуществлять свою научно-исследовательскую деятельность.

Исходя из этого, целью нашей работы поставлено – выявить с пецифику науки методологии в отличие от искусства и религии.

Мы ставим перед собой задачи:

2. Изучить понятие науки методологии, ее уровни и функции.

3. Рассмотреть понятие методологии научного исследования.

4. Найти отличительные признаки методологии науки от искусства и религии.

1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;

2) учение о методах познания и преобразования действительности.

Методология это учение об организации деятельности.

Методология выполняет следующие функции:

— определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;

— предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;

— обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;

— помогает введению новой информации;

— обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;

— создает систему научной информации, которая базируе тся на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания[6.].

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня:

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвижение. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.[1, с. 87].

На основе учения о методологии составлена схема структуры методологии:

1. Основания методологии: философия, психология, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;

2. Характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

3. Логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

4. Временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы [3.].

Источник

Функции, формы и уровни методологического знания

какие выделены уровни методологического знания. Смотреть фото какие выделены уровни методологического знания. Смотреть картинку какие выделены уровни методологического знания. Картинка про какие выделены уровни методологического знания. Фото какие выделены уровни методологического знания какие выделены уровни методологического знания. Смотреть фото какие выделены уровни методологического знания. Смотреть картинку какие выделены уровни методологического знания. Картинка про какие выделены уровни методологического знания. Фото какие выделены уровни методологического знания какие выделены уровни методологического знания. Смотреть фото какие выделены уровни методологического знания. Смотреть картинку какие выделены уровни методологического знания. Картинка про какие выделены уровни методологического знания. Фото какие выделены уровни методологического знания какие выделены уровни методологического знания. Смотреть фото какие выделены уровни методологического знания. Смотреть картинку какие выделены уровни методологического знания. Картинка про какие выделены уровни методологического знания. Фото какие выделены уровни методологического знания

какие выделены уровни методологического знания. Смотреть фото какие выделены уровни методологического знания. Смотреть картинку какие выделены уровни методологического знания. Картинка про какие выделены уровни методологического знания. Фото какие выделены уровни методологического знания

какие выделены уровни методологического знания. Смотреть фото какие выделены уровни методологического знания. Смотреть картинку какие выделены уровни методологического знания. Картинка про какие выделены уровни методологического знания. Фото какие выделены уровни методологического знания

Функции методологического знания:

1) ф-я катализации, стимулирования процесса познания;

2) ф-я проблематизации и критического осмысления функционирующих в культуре идей; 3) ф-я формирования творческой личности ученого за счет расширения его кругозора, воспитания культуры мышления;

4) организация и структурирование научного знания, выделение единых философско-мировоззренческих принципов познания;

5) ф-я определения стратегии развития науки, оценки перспективности того или иного научного направления;

6) рефлексивная функция – позволяет выйти ученому в рефлексивную позицию, осознать свои познавательные средства и адекватность их применения;

7) ф-я мировоззренческой интерпретации результатов научного поиска с точки зрения той или иной картины мира;

8) коммуникативная функция: а) ученые люди рефлексирующие, а поэтому способные к интеллектуальному охвату и тех подходов, теорий, позиции которых ими не разделяются, б) коммуникативную функцию могут выполнять те теории, развитие которых способствует интеграции психолого-педагогического знания.

Формы методологического знания:

Два аспекта методологического знания: 1) системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических) которые являются руководящими принципами в научной и практической деятельности; 2) нормативное знание о способах (методах) организации научного исследования в образовании, его логике, этапах, процедурах и т.д.

А) Дескриптивная методология – рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам. Ретроспективное описание процессов научного познания;

Б) Нормативная методология – рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Ее результат – построение предписаний и норм, регламентирующих процесс научного познания. Стандартизация исследовательской деятельности (Но надо помнить – готовых рецептов нет!)

Уровни методологического знания: 1) Философский уровень имеет форму философского знания (в высшей степени отрефлексированное мировоззрение), оценка методологического фундамента науки, мировоззренческая интерпретация результатов науки с точки зрения той или иной картины мира; 2) Уровень общенаучных принципов и форм исследования. Междисциплинарный характер принципов (системность, детерминизм); 3) Уровень конкретно-научной методологии. На этом уровне методологии общенаучные принципы и философские идеи реализуются (адаптируются) применительно к психологическим теориям: гуманистическая психология, экзистенциальная психология, бихевиоризм и т.д.; 4) Уровень методики и техники исследования. Наиболее близко примыкает к исследовательской практике. Описание конкретных приемов сбора эмпирических данных. Правила и принципы организации экспериментальной работы и т.д.

Методология педагогики – это учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создания концепции) и практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания. Методология педагогики включает в себя следующие положения. 1. Учение о структуре и функциях педагогического знания. 2. Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл. 3. Учение о логике и методах педагогического исследования. 4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *