какие выделяют категории одаренных детей один правильный

Три категории одаренных детей.

— Первая категория, дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

— Третья группа: дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).

Существуют следующие виды одаренности:

1. Общая интеллектуальная и академическая одаренность

2. Художественная одаренность

3. Творческая одаренность

4. Лидерская или социальная одаренность

5. Практическая одаренность.

Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает интеллектуальную и академическую одаренности.

1.Дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной [21, с. 56].

2. Художественный вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

3. Главная особенность творческого вида одаренности в нестандартности мышления. Здесь есть необходимость остановится лишь на некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента.

Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

— отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

— большая независимость в суждениях;

— тонкое чувство юмора;

— отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают мало возможностей для ее проявления и развития.

Еще один вид одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но нелегко принять именно как вид одаренности – это так называемая лидерская или социальная одаренность.

4. Лидерская или социальная характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Другая особенность одаренных детей – соревновательность. Склонность одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи (В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич и др.). Соревновательность, конкуренция – важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера.

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний детей, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Сверхчувствительность к проблемам. Как отмечает А.М. Матюшкин, «способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от «посредственного» человека. Среди качеств, свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест».

Психо-социальные аспекты одарённости. Перфекционизм, как указывает А.И. Савенков, «это стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.) Это качество тесно связанно со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных этапах».

Источник

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы

какие выделяют категории одаренных детей один правильный. Смотреть фото какие выделяют категории одаренных детей один правильный. Смотреть картинку какие выделяют категории одаренных детей один правильный. Картинка про какие выделяют категории одаренных детей один правильный. Фото какие выделяют категории одаренных детей один правильный Ольга Кребель
Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы

Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.

Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д. Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других людей, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры и т. д.

Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью.

Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность.

Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии.

Существует много видов классификации одарённых детей. Приведём лишь некоторые из них.

Следующие виды одаренности:

• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

• В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

• В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

• В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

• И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

1. дети с высоким IQ;

2. дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,

3. дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).

Другой специалист в области психологии интеллекта, М. А. Холодная, утверждает,что таких категорий должно быть шесть:

детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);

детей с высоким уровнем творческих способностей;

детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;

детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);

Имеющиеся в психологии материалы также позволяют обратить внимание педагогов и родителей на следующие категории одаренных детей.

I. Дети с ускоренным умственным развитием.

Нередки случаи, когда дети очень рано, начиная с двух-трех лет, тянутся к учению, в три-четыре года умеют читать и считать, иногда вопреки желанию старших. Такие дети могут на несколько лет опережать сверстников по уровню развития. Естественно можно подумать, что дети с ранним умственным подъемом – самые благополучные, преуспевающие школьники.Но на самом деле это не так: у них свои специфические трудности в учении и общении, свои драмы возрастного развития. К таким детям необходим особый подход,- они могли бы пройти школьное обучение в более сжатые сроки, а у некоторых из них могут оказаться предпосылки выдающегося интеллекта.

II. Дети с ранней умственной специализацией

Это дети, у которых, при таком же, как у сверстников, общем уровне интеллекта, обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь определенному учебному предмету (области науки или техники). Иногда сфера познавательных интересов находится за пределами школьной учебной программы.

III. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей

Данную категорию детей отличают такие замечательные качества отдельных психических процессов, как необычная память на какие-нибудь объекты или яркость воображения, особая наблюдательность и т. д.

Проблемы одарённых детей:

1. Неприязнь к школе, потому что не интересно, скучно.

2. Увлечение сложными видами деятельности, где нет попутчиков, как следствие нет общения и в результате одарённый ребёнок зачастую одинок.

4. Дисгармония между физическим, психическим и социальным развитием.

5. Стремление к совершенству, перфекционизму.

6. Ощущение неудовлетворённости, неадекватность в самооценке (комплексы либо мания величия)

7. Нереалистично завышенные цели.

8. Сверхчувствительность к критике.

9. Большая потребность во внимании окружающих.

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Развитие музыкальных способностей чаще всего являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие музыкальных.

Тестопластика в детском саду Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательно-воспитательного процесса дошкольного учреждения.

Источник

Признаки, виды и особенности одарённых детей

какие выделяют категории одаренных детей один правильный. Смотреть фото какие выделяют категории одаренных детей один правильный. Смотреть картинку какие выделяют категории одаренных детей один правильный. Картинка про какие выделяют категории одаренных детей один правильный. Фото какие выделяют категории одаренных детей один правильный Марина Владимировна Шорникова
Признаки, виды и особенности одарённых детей

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности в детском возрасте

1. Специфические стратегии познавательной деятельности,успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.

2. Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся, например, в способности быстро схватывать существенную деталь информации и быстро находить пути решения сложных задач, в рефлексивном способе переработки информации, в умении обобщать информацию на основе единичного факта и интерпретировать свои умозаключения.

3. Особыйстиль систематизации знаний: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

4. Особаяхарактеристика знаний: повышенная «клейкость», высокий удельный вес процедурных знаний, большой объем метакогнитивных знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т. д.

5.Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений; высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста.

Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности.

Психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

1.По видам деятельности:

в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;

в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;

в коммуникативной деятельности – лидерская.

2.По степени сформированности:

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. актуальную одаренность; потенциальную одаренность

3.По форме проявления:

— Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

— Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии о4.По широте проявлений в различных видах деятельности:

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). общую одаренность; специальную одаренность.

jдаренности такого ребенка. явная одаренность; скрытая одаренность.

5. По особенностямвозрастного развития: раннюю одаренность и позднюю одаренность.

Источник

Доклад «Одаренные дети.Типы одаренности»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Одаренные дети. Типы одаренности.

-Создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей.

-Систематизация работы с одаренными детьми, направленной на их личностное развитие и успешность.

-Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

-Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.

-Проведение массовых мероприятий с одаренными детьми.

-Участие одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.

1. Интеллектуальный тип одаренности.

Познавательная потребность, как уже говорилось, являющаяся непременной характеристикой любого типа одаренности, именно у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов.

Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».

2. Академический тип одаренности.

При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

3. Художественный тип одаренности.

Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем». Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.

Тот факт, что практически у всех творческих детей подростков отмечаются заметные поведенческие проблемы не случаен: именно так называемая неконформность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными, и являются личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира.

У этих учеников легко можно увидеть их недостатки, их трудности, а вот увидеть в школьной деятельности их особые творческие способности очень трудно, а порой и невозможно без специальной работы в этом направлении. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся- к этому много причин- и пониженная мотивация к усвоению /придумать им бывает легче, чем усвоить готовое/, и собственный, иногда очень причудливый познавательный мир, в котором не всегда есть место школьным урокам.

5. Лидерская, или социальная одаренность.

Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности. Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим. Есть лидеры действия- они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой.

6. Психомоторная или спортивная одаренность.

Различают также типы одарённости по видам деятельности:

В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Исходя из типов одаренности, можно условно выделить категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями;

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны быть одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Основные методы обучения:

— походы, экскурсии, тропы;

— конкурсы, викторины, конференции, олимпиады;

— научно- исследовательская и научно-практическая деятельность;

— работа с различными источниками информации (интернет– ресурсами; работа с документами; книгами; методическими пособиями).

Формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• реализация индивидуальных проектов;

• интеллектуальные марафоны и мероприятия.

Принципы построения программы:

принцип возрастания сложности (от простого к сложному);

— внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс;

— развитие самостоятельности учащихся;

принцип учёта объёма и степени разнообразия материала;

принцип интеграции и дифференциации обучения;

возрастание роли внеклассной деятельности.

принцип личностно-ориентированного обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *