Какой параметр допустим для скользуна постоянного контакта
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ «СКОЛЬЗУНЫ ПОСТОЯННОГО КОНТАКТА» РД 32 ЦВ 116-2011 (часть 3) от 20 февраля 2012 г. N 365р
3 ТЕКУЩИЙ ОТДЕЛОЧНЫЙ РЕМОНТ (ТР-2)
Проверку высоты Н необходимо выполнять на нивелированном участке пути, при помощи проходных или непроходных шаблонов, а также с помощью «Приспособления для измерения размера между опорной поверхностью под скользун надрессорной балки и опорной поверхностью скользуна вагона» Т1394.00.000. Если есть сомнения в том, что путь ровный, или когда такой участок пути отсутствует, допускается применение метода суммирования, который заключается в добавлении измеренных значений высот двух скользунов на одной тележке.
Если эти требования не выполняются из-за слишком неровного пути, целесообразно измерения повторить на другом пути или на том же пути после перекатывания вагона на расстояние не менее 15м.
Если установочная высота Н выходит за пределы допуска на данный тип скользуна, то необходимо проверить толщину износостойких прокладок в подпятниках.
Прокладку следует заменить новой, если ее толщина, в месте наибольшего износа, будет менее 2,5мм.
Допускается вместо полимерных прокладок устанавливать износостойкие металлические прокладки из стали марки 30ХГСА, 25ХГСА, или других износостойких металлов по чертежу Ml698.04.001 (К03.08-00.00.00.0-01).
В случае невозможности добиться требуемой величины зазоров установкой новых прокладок, необходимо проверить вагон на наличие деформаций элементов рамы.
Детали скользунов имеющие трещины, отколы, повреждения коррозий или повреждениями вызванными перевозкой химически активных грузов заменить новыми.
Работы по замене элементов скользуна имеющих химические повреждения необходимо производить только в необходимых средствах индивидуальной защиты.
4 ПЛАНОВЫЕ ВИДЫ РЕМОНТА
При проведении плановых видов ремонта все детали скользунов имеющие повреждения, трещины, отколы, изломы бракуются и подлежат замене. Отсутствующие детали вновь устанавливаются. Упругие элементы подлежат замене, вне зависимости от их состояния. При сборке скользунов при плановых видах ремонта необходимо проконтролировать их установочную высоту «Н» (согласно таблицы 2).
5 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1 Требования безопасности во время проведения осмотра, технического обслуживания и плановых видов ремонта.
5.1.1 Работы по техническому обслуживанию и деповскому ремонту проводить в соответствии с требованиями приведенными в ГОСТ 12.3.002.
5.1.2 Для прохода рабочих к месту выполнения работ при текущем отцепочном ремонте и обратно определить маршруты движения, обозначенные указателями «Служебный проход». В ночное время маршруты освещать.
5.1.3 На электрифицированных путях работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту выполнять в соответствии с требованиями НПАОП 60.1-1.48-00 и инструкций по охране труда, которые действуют на предприятии.
5.1.4 В производственных, складских помещениях и на территории мест проведения работ должны быть приняты противопожарные меры в соответствии с ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.2.033, ГОСТ 12.4.009, НАПБ А 01.001, ЦУО/0018.
5.2 Требования к территории, производственным помещениям и рабочим местам.
5.2.1 Территория, производственные помещения и рабочие места, где производится осмотр, техническое обслуживание и деповской ремонт, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010.
5.2.2 Проходы и проезды должны иметь бетонное или асфальтированное покрытие и содержаться в чистоте.
5.2.3 Места пересечения пешеходных переходов с железнодорожными путями на уровне головок рельсов оборудуются настилами.
3.2.4 Естественное, искусственное, аварийное и эвакуационное освещение мест обследования вагонов и т.п. должно соответствовать требованиям ДБНВ.25-28, РД 3215.
5.3 Основные требования к оборудованию и инструменту.
5.3.1 Оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, его следует размещать в предусмотренных технологическим процессом местах.
5.3.2 Состояние и эксплуатация ручного инструмента должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.028, НПАСП 0.00-1.30-01.
5.3.3 Электроинструмент и переносные электрические светильники должны содержаться согласно НПАОП 40.1-121.
5.4 Требования к санитарно-бытовому обеспечению работников.
5.4.1 Санитарно-бытовые и вспомогательные помещения, которые используются, должны соответствовать требованиям СНиП 2.09.04.
5.4.2 Для приема пищи должно использоваться специально оборудованное помещение. Хранение и употребление пищи на рабочих местах запрещено.
5.4.3 В определенных местах должны находиться аптечки или сумки для оказания первой медицинской помощи, укомплектованные медикаментами и перевязочными материалами, а также инструкция по оказанию первой медицинской помощи.
5.5 Основные требования к персоналу.
5.5.1 Перед началом работы работник должен ознакомиться с приказами и указаниями в пределах своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента, средств измерительной техники, предусмотренного комплекта сигнальных приборов, необходимых вагонных деталей и материалов на стеллажах и ремонтных установках, а также проверить состояние спецодежды и спецобуви.
При необходимости, через руководителя принять меры по устранению выявленных недостатков согласно действующей нормативной документации.
5.5.2 При исполнении служебных обязанностей работник должен быть в спецодежде и иметь при себе исправный инструмент, средства измерительной техники и контроля, которые предусмотрены утвержденным технологическим процессом.
5.5.3 Работник должен выполнять требования правил и инструкций по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности и следить за выполнением этих требований работниками, которые находятся в его подчинении.
5.5.4 К проведению работ допускаются работники, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда согласно НПАОП 0.004.12.
5.5.5 Работники обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно НПАОП 0.004.01.
5.6 Требования охраны окружающей среды.
5.6.1 При техническом обслуживании и деповском ремонте грузовых вагонов должны выполняться требования по охране окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности в соответствии с действующим санитарным и природоохранным законодательством.
5.7 В других случаях, при организации рабочих мест, проведение технического обслуживания и деповского ремонта модернизированных вагонов, необходимо руководствоваться следующими документами: ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.1.019, ГОСТ 123.009, НПАОП 63.21-1.40; НПАОП 63.21-124.
6 ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Предприятие, проводившее ремонт скользунов, несет гарантийную ответственность за качество ремонта до следующего планового ремонта.
Приложение А
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ДАНЫ ССЫЛКИ В ДАННОМ РУКОВОДСТВЕ
Какой параметр допустим для скользуна постоянного контакта
3 ТЕКУЩИЙ ОТДЕЛОЧНЫЙ РЕМОНТ (ТР-2)
Проверку высоты Н необходимо выполнять на нивелированном участке пути, при помощи проходных или непроходных шаблонов, а также с помощью «Приспособления для измерения размера между опорной поверхностью под скользун надрессорной балки и опорной поверхностью скользуна вагона» Т1394.00.000. Если есть сомнения в том, что путь ровный, или когда такой участок пути отсутствует, допускается применение метода суммирования, который заключается в добавлении измеренных значений высот двух скользунов на одной тележке.
Если эти требования не выполняются из-за слишком неровного пути, целесообразно измерения повторить на другом пути или на том же пути после перекатывания вагона на расстояние не менее 15м.
Если установочная высота Н выходит за пределы допуска на данный тип скользуна, то необходимо проверить толщину износостойких прокладок в подпятниках.
Прокладку следует заменить новой, если ее толщина, в месте наибольшего износа, будет менее 2,5мм.
Допускается вместо полимерных прокладок устанавливать износостойкие металлические прокладки из стали марки 30ХГСА, 25ХГСА, или других износостойких металлов по чертежу Ml698.04.001 (К03.08-00.00.00.0-01).
В случае невозможности добиться требуемой величины зазоров установкой новых прокладок, необходимо проверить вагон на наличие деформаций элементов рамы.
Детали скользунов имеющие трещины, отколы, повреждения коррозий или повреждениями вызванными перевозкой химически активных грузов заменить новыми.
Работы по замене элементов скользуна имеющих химические повреждения необходимо производить только в необходимых средствах индивидуальной защиты.
4 ПЛАНОВЫЕ ВИДЫ РЕМОНТА
При проведении плановых видов ремонта все детали скользунов имеющие повреждения, трещины, отколы, изломы бракуются и подлежат замене. Отсутствующие детали вновь устанавливаются. Упругие элементы подлежат замене, вне зависимости от их состояния. При сборке скользунов при плановых видах ремонта необходимо проконтролировать их установочную высоту «Н» (согласно таблицы 2).
5 МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
5.1 Требования безопасности во время проведения осмотра, технического обслуживания и плановых видов ремонта.
5.1.1 Работы по техническому обслуживанию и деповскому ремонту проводить в соответствии с требованиями приведенными в ГОСТ 12.3.002.
5.1.2 Для прохода рабочих к месту выполнения работ при текущем отцепочном ремонте и обратно определить маршруты движения, обозначенные указателями «Служебный проход». В ночное время маршруты освещать.
5.1.3 На электрифицированных путях работы по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту выполнять в соответствии с требованиями НПАОП 60.1-1.48-00 и инструкций по охране труда, которые действуют на предприятии.
5.1.4 В производственных, складских помещениях и на территории мест проведения работ должны быть приняты противопожарные меры в соответствии с ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.2.033, ГОСТ 12.4.009, НАПБ А 01.001, ЦУО/0018.
5.2 Требования к территории, производственным помещениям и рабочим местам.
5.2.1 Территория, производственные помещения и рабочие места, где производится осмотр, техническое обслуживание и деповской ремонт, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010.
5.2.2 Проходы и проезды должны иметь бетонное или асфальтированное покрытие и содержаться в чистоте.
5.2.3 Места пересечения пешеходных переходов с железнодорожными путями на уровне головок рельсов оборудуются настилами.
3.2.4 Естественное, искусственное, аварийное и эвакуационное освещение мест обследования вагонов и т.п. должно соответствовать требованиям ДБНВ.25-28, РД 3215.
5.3 Основные требования к оборудованию и инструменту.
5.3.1 Оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003, его следует размещать в предусмотренных технологическим процессом местах.
5.3.2 Состояние и эксплуатация ручного инструмента должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.028, НПАСП 0.00-1.30-01.
5.3.3 Электроинструмент и переносные электрические светильники должны содержаться согласно НПАОП 40.1-121.
5.4 Требования к санитарно-бытовому обеспечению работников.
5.4.1 Санитарно-бытовые и вспомогательные помещения, которые используются, должны соответствовать требованиям СНиП 2.09.04.
5.4.2 Для приема пищи должно использоваться специально оборудованное помещение. Хранение и употребление пищи на рабочих местах запрещено.
5.4.3 В определенных местах должны находиться аптечки или сумки для оказания первой медицинской помощи, укомплектованные медикаментами и перевязочными материалами, а также инструкция по оказанию первой медицинской помощи.
5.5 Основные требования к персоналу.
5.5.1 Перед началом работы работник должен ознакомиться с приказами и указаниями в пределах своих обязанностей, проверить наличие и исправность инструмента, средств измерительной техники, предусмотренного комплекта сигнальных приборов, необходимых вагонных деталей и материалов на стеллажах и ремонтных установках, а также проверить состояние спецодежды и спецобуви.
При необходимости, через руководителя принять меры по устранению выявленных недостатков согласно действующей нормативной документации.
5.5.2 При исполнении служебных обязанностей работник должен быть в спецодежде и иметь при себе исправный инструмент, средства измерительной техники и контроля, которые предусмотрены утвержденным технологическим процессом.
5.5.3 Работник должен выполнять требования правил и инструкций по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности и следить за выполнением этих требований работниками, которые находятся в его подчинении.
5.5.4 К проведению работ допускаются работники, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда согласно НПАОП 0.004.12.
5.5.5 Работники обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты согласно НПАОП 0.004.01.
5.6 Требования охраны окружающей среды.
5.6.1 При техническом обслуживании и деповском ремонте грузовых вагонов должны выполняться требования по охране окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности в соответствии с действующим санитарным и природоохранным законодательством.
5.7 В других случаях, при организации рабочих мест, проведение технического обслуживания и деповского ремонта модернизированных вагонов, необходимо руководствоваться следующими документами: ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.005, ГОСТ 12.1.019, ГОСТ 123.009, НПАОП 63.21-1.40; НПАОП 63.21-124.
6 ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Предприятие, проводившее ремонт скользунов, несет гарантийную ответственность за качество ремонта до следующего планового ремонта.
Приложение А
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ДАНЫ ССЫЛКИ В ДАННОМ РУКОВОДСТВЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ «СКОЛЬЗУНЫ ПОСТОЯННОГО КОНТАКТА» РД 32 ЦВ 116-2011 (часть 1) от 20 февраля 2012 г. N 365р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 февраля 2012 г. N 365р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ «СКОЛЬЗУНЫ ПОСТОЯННОГО КОНТАКТА»
РД 32 ЦВ 116-2011
Вице-президент ОАО «РЖД»
В.Б. Воробьев
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 20 февраля 2012 г. N 365р
СКОЛЬЗУНЫ ПОСТОЯННОГО КОНТАКТА
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ
РД 32 ЦВ 116-2011
1. РАЗРАБОТАН и ВНЕСЕН Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства филиалом ОАО «РЖД»
2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ 1 апреля 2012 года
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящее Руководство по техническому обслуживанию и ремонту (далее по тексту Руководство) содержит краткое описание конструкций скользунов постоянного контакта, определяет перечень и порядок проведения работ по ремонту и техническому обслуживанию, а также указания по мерам безопасности при проведении данных работ.
В настоящем Руководстве представлены следующие модели скользунов:
— Скользун постоянного контакта ISB-12C;
— Скользун постоянного контакта ССВ;
— Скользун постоянного контакта N М78217 (Preload Plus);
— Скользун постоянного контакта N ВМ 003.000 (ООО «Вагонмаш»);
— Скользун постоянного контакта N 4536-07.00.03.000 (SBR 20);
— Скользун постоянного контакта (тележка модели 18-194-1);
— Скользун постоянного контакта N 26.В.503.00.00.000.
Все работы, выполняемые при техническом обслуживании и ремонте перечисленных скользунов представлены в соответствии с руководствами по эксплуатации:
— для скользуна ВМ.003.000: «Инструкция по монтажу, регулированию и эксплуатации изделия» ВМ 003.000 ИМ;
— для скользуна 18-194-1: «Руководство по эксплуатации» 194.00.000-1 РЭ;
— для скользуна N 26.В.503.00.00.000: «Руководство по эксплуатации» 26.В.503.00.00.000 РЭ;
— для скользунов LSB-12C, ССВ и N М78217 (Preload Plus): «Инструкция по эксплуатации и деповскому ремонту тележек с износостойкими элементами и колесами с нелинейным профилем ИТМ-73»;
— для скользуна N 4536-07.00.03.000 (SBR-20): «Тележка для грузовых вагонов колеи 1520мм с осевой нагрузкой 23,5 тс модели 18-9810. Техническое обслуживание и ремонт» РД 32 ЦВ 107-2010 (скользун тележки модели 18-9855 взаимозаменяем со скользуном тележки 18-9810);
— для скользунов М78217 (Preload Plus): «Скользун постоянного контакта Прелоад Плюс. Руководство по эксплуатации» 78217.00.000 РЭ;
Внесение изменений в согласованное и утвержденное РД производится предприятием-держателем подлинника в соответствии с ГОСТ 2.503-90.
Требования к ремонту и техническому обслуживанию других составных частей грузовых вагонов приведены в соответствующих нормативно-технических документах, действующих на территориях соответствующих железнодорожных администраций.
1 ОПИСАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ
Описание скользунов постоянного контакта и их основных параметров, а также их графическое представление представлено в таблице 1.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ «СКОЛЬЗУНЫ ПОСТОЯННОГО КОНТАКТА» РД 32 ЦВ 116-2011 (часть 1) от 20 февраля 2012 г. N 365р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 февраля 2012 г. N 365р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ «СКОЛЬЗУНЫ ПОСТОЯННОГО КОНТАКТА»
РД 32 ЦВ 116-2011
Вице-президент ОАО «РЖД»
В.Б. Воробьев
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 20 февраля 2012 г. N 365р
СКОЛЬЗУНЫ ПОСТОЯННОГО КОНТАКТА
РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ
РД 32 ЦВ 116-2011
1. РАЗРАБОТАН и ВНЕСЕН Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства филиалом ОАО «РЖД»
2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ 1 апреля 2012 года
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящее Руководство по техническому обслуживанию и ремонту (далее по тексту Руководство) содержит краткое описание конструкций скользунов постоянного контакта, определяет перечень и порядок проведения работ по ремонту и техническому обслуживанию, а также указания по мерам безопасности при проведении данных работ.
В настоящем Руководстве представлены следующие модели скользунов:
— Скользун постоянного контакта ISB-12C;
— Скользун постоянного контакта ССВ;
— Скользун постоянного контакта N М78217 (Preload Plus);
— Скользун постоянного контакта N ВМ 003.000 (ООО «Вагонмаш»);
— Скользун постоянного контакта N 4536-07.00.03.000 (SBR 20);
— Скользун постоянного контакта (тележка модели 18-194-1);
— Скользун постоянного контакта N 26.В.503.00.00.000.
Все работы, выполняемые при техническом обслуживании и ремонте перечисленных скользунов представлены в соответствии с руководствами по эксплуатации:
— для скользуна ВМ.003.000: «Инструкция по монтажу, регулированию и эксплуатации изделия» ВМ 003.000 ИМ;
— для скользуна 18-194-1: «Руководство по эксплуатации» 194.00.000-1 РЭ;
— для скользуна N 26.В.503.00.00.000: «Руководство по эксплуатации» 26.В.503.00.00.000 РЭ;
— для скользунов LSB-12C, ССВ и N М78217 (Preload Plus): «Инструкция по эксплуатации и деповскому ремонту тележек с износостойкими элементами и колесами с нелинейным профилем ИТМ-73»;
— для скользуна N 4536-07.00.03.000 (SBR-20): «Тележка для грузовых вагонов колеи 1520мм с осевой нагрузкой 23,5 тс модели 18-9810. Техническое обслуживание и ремонт» РД 32 ЦВ 107-2010 (скользун тележки модели 18-9855 взаимозаменяем со скользуном тележки 18-9810);
— для скользунов М78217 (Preload Plus): «Скользун постоянного контакта Прелоад Плюс. Руководство по эксплуатации» 78217.00.000 РЭ;
Внесение изменений в согласованное и утвержденное РД производится предприятием-держателем подлинника в соответствии с ГОСТ 2.503-90.
Требования к ремонту и техническому обслуживанию других составных частей грузовых вагонов приведены в соответствующих нормативно-технических документах, действующих на территориях соответствующих железнодорожных администраций.
1 ОПИСАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ
Описание скользунов постоянного контакта и их основных параметров, а также их графическое представление представлено в таблице 1.
ГОСТ 34387-2018 Скользуны тележек грузовых вагонов. Общие технические условия
Текст ГОСТ 34387-2018 Скользуны тележек грузовых вагонов. Общие технические условия
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (МГС)
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION (ISC,
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
СКОЛЬЗУНЫ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
Общие технические условия
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ООО «ВНИЦТТ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 февраля 2018 г. № 105-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наиыенование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 мая 2018 г. № 276-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34387—2018 введен в действие е качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2018 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационномуказателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ, оформление. 2018
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен е качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения.
2 Нормативные ссылки.
3 Термины и определения.
4 Классификация, основные параметры и размеры.
5 Технические требования.
5.1 Общие требования.
5.2 Требования к конструкции.
5.3 Требования к отливкам.
5.4 Требования надежности.
5.5 Требования к покрытиям.
5.6 Требования к комплектности.
5.7 Требования к маркировке.
8 Транспортирование и хранение.
9 Указания по эксплуатации.
10 Гарантии изготовителя.
Приложение А (справочное) Пример расчета наибольшей статической силы сжатия и наибольшего
динамического прогиба скольэуна типа ПКСПП.
ГОСТ 34387—2018
СКОЛЬЗУНЫ ТЕЛЕЖЕК ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ
Общие технические условия
Side bearings of the freight wagon bogies. General specifications
Дата введения — 2018—12—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на боковые скольэуны двухосных трехэлементных тележек по ГОСТ 9246 (далее — скольэуны) и устанавливает технические требования, правила приемки и методы контроля. Допускается применение настоящего стандарта для боковых скольэуное трех- и четырехосных тележек грузовых вагонов.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 2.106—96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы
ГОСТ 2.602—2013 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы
ГОСТ 2.610—2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов
ГОСТ 8.051—81 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм
ГОСТ 15.309—98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 977—88 Отливки стальные. Общие технические условия
ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия
ГОСТ 1452—2011 Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия
ГОСТ 4543—2016 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия
ГОСТ 7293—85 Чугун с шаровидным графитом для отливок. Марки
ГОСТ 7409—2009 Вагоны грузовые. Требования к лакокрасочным покрытиям
ГОСТ 9012—59 (ИСО 410—82. ИСО 6506—81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ 9246—2013 Тележки двухосные трехэлементные грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 14637—89 (ИСО 4995—78) Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия
ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18321—73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 19281—2014 Прокат повышенной прочности. Общие технические условия
ГОСТ 23170—78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 33211—2014 Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей згу ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 (боковой) скользун: Составная часть тележки, расположенная в концевых частях надрессорной балки и предназначенная для ограничения угловых перемещений между кузовом вагона и тележкой относительно продольной оси пути.
Примечание — Боковые скользуны постоянного контакта дополнительно предназначены для создания стабилизирующего момента сопротивления повороту тележхи относительно кузова вагона.
вертикальное направление: Направление, перпендикулярное к плоскости пути.
(ГОСТ 33211—2014. статья 3.6]
3.3 динамический прогиб (скользуна постоянного контакта): Разница установочной высоты скользуна постоянного контакта и его высоты при замыкании ограничителя хода в вертикальном направлении.
3.4 статический прогиб (скользуна постоянного контакта): Деформация упругих элементов скользуна постоянного контакта от свободного состояния до состояния под нагрузкой, соответствующей установочной высоте, без учета сил трения.
3.5 колпак скользуна: Деталь, расположенная в верхней части бокового скользуна, с рабочей поверхностью на своей внешней поверхности, передающая нагрузки от кузова вагона на корпус, или на упругие элементы скользуна. или на приливы надрессорной балки.
3.6 корпус скользуна: Деталь съемного бокового скользуна. предназначенная для размещения упругих элементов и (или) крепления колпака скользуна. передающая нагрузки от кузова вагона на надрессорную балку.
продольное направление: Направление в плоскости пути вдоль его оси.
(ГОСТ 33211—2014, статья 3.4]
3.8 рабочая поверхность (скользуна): Поверхность бокового скользуна. предназначенная для восприятия нагрузок и сил трения, возникающих при контакте с ответной боковой опорой на кузове вагона.
Примечание — Рабочей поверхностью скользуна постоянного контакта с колпаком или с колпаком и с роликами является внешняя (верхняя) поверхность колпака скользуна. контактирующая с ответной боковой опорой кузова вагона при установочной высоте. Рабочей поверхностью скользуна зазорного типа с роликами является внешняя (верхняя) поверхность колпака, контактирующая с ответной боковой опорой кузова вагона при его наклоне и замыкании зазора, а в случав роликовых схользунов зазорного типа —образующая ролика(ое). расположенная в его верхней части, контактирующая с ответной боковой опорой кузова вагона при его наклоне и замыкании зазора.
3.9 скользун зазорного типа: Боковой схользун. предусматривающий при установке кузова вагона на тележку зазор между рабочей поверхностью скользуна и ответной поверхностью боковой опоры на кузове вагона.
3.10 скользун постоянного контакта: Боковой скользун. оборудованный упругими элементами, прижимающими рабочую поверхность к ответной поверхности боковой опоры на кузове вагона.
3.11 статическая сила сжатия (при установочной высоте): Сила реакции сжатого до устано* еочной высоты скольэуна постоянного контакта.
1 Наибольшая статическая сила сжатия достигается при наибольшем статическом прогибе упругого элемента с учетом допусков на изготовление деталей бокового скольэуна.
2 Для скользунов постоянного контакта с неметаллическими упругими элементами учитывают эффект релаксации в течение 24 ч при температуре плюс 20 *С.
3.12 установочная высота (скольэуна постоянного контакта): Расстояние от опорной поверхности съемного бокового скольэуна на надрессорной балке до рабочей поверхности скольэуна. прижатой к ответной поверхности на кузове вагона.
Примечание — Для встроенных боковых скользунов допускается задавать установочную высоту от плоскости подпятника до рабочей поверхности схользуна. прижатой к ответной поверхности на кузове вагона.
3.13 визуальный индикатор предельного износа: Конструктивный(ые) элемент(ы) на поверхности пар трения, позволяющий(ив) без средств измерения визуальным способом контролировать износ поверхности пар трения при эксплуатации и ремонте.
3.14 неметаллический упругий элемент: Упругий элемент, полностью выполненный из неметаллического материала либо состоящий из соединенных между собой металлических и неметаллических элементов или металлополимерных элементов.
4 Классификация, основные параметры и размеры
4.1 Классификация скользунов по типам приведена в таблице 1.
4.2 Условное обозначение скольэуна при поставке (для съемных скользунов) или в конструкторской документации (КД) (для встроенных скользунов) должно состоять из краткого наименования изделия, обозначения типа и обозначения стандарта.
Примеры условных обозначений
1 Скользун постоянного контакта съемный с плоской формой рабочей поверхности и винтовыми пружинами:
Скользун ПКСПП ГОСТ ХХХХ-ХХХХ.
2 Зазорный встроенный скользун с плоской формой рабочей поверхности:
Скользун ЗВП ГОСТ ХХХХ-ХХХХ.
Таблица 1 — Классификация скользунов по типам
Наличие замра между рабочей поверхностью скользуия и ответной поверхностью на куэоее вагона
Способ установки на надрессорной балке
Форма рабочей поверхности
Тип упругого элемента
Неметаллический упругий элемент
Неметаллический упругий элемент
* Знак «—» в таблице обозначает отсутствие упругих элементов.
** Применяют одну или более винтовую пружину, возможно многорядную.
«* Обозначение (р) указывают, когда в качестве ограничителя динамического прогиба скольэуна применен
4.3 К основным параметрам и размерам скольэуна относят:
а) для всех типов скользунов:
1) твердость рабочей поверхности. НВ.
2) коэффициент трения рабочей поверхности по стали (для схользуное постоянного контакта указывают значение при номинальной статической силе сжатия);
б) для съемных скользунов:
2) габаритные размеры, мм;
в) для скользунов постоянного контакта:
2) статический прогиб, мм.
3) статическая сила сжатия (минимальное, номинальное и максимальное значение). кН.
4) динамический прогиб, мм.
5) наименьший вес кузова вагона, приходящийся на тележку. кН.
Основные параметры и размеры указывают в КД.
5 Технические требования
5.1 Общие требования
5.1.1 Состав скольэуна должен соответствовать КД и е зависимости от типа включать: корпус. колпак, регулировочные пластины, еинтоеую(ые) пружину(ы), неметаллический(ие) упругий(ие) элемент(ы). ролик(и).
5.1.2 Скользукы должны соответствовать климатическому исполнению УХЛ1 по ГОСТ 15150. Скольэуиы должны сохранять статическую прочность после воздействия в течение не более 4 ч температуры плюс 80 ’С. Для обеспечения требований к климатическому исполнению составные части скольэуна должны обеспечивать требования 5.1.2.1—5.1.2.3.
5.1.2.1 Статическая прочность несущих металлических составных частей скользунов после воздействия в течение не более 4 ч температуры минус 60 1 С должна соответствовать требованиям, установленным в 5.1.3.
5.1.2.2 Статическая прочность несущих неметаллических составных частей после воздействия е течение не более 4 ч температуры минус 60 1 С и плюс 80 ‘С должна соответствовать требованиям, установленным в 5.1.3.
5.1.2.3 Статическая прочность неметаллических упругих элементов при наибольшем динамическом прогибе и после воздействия е течение не более 4 ч температуры минус 60 ‘С и плюс 80 1 С должна соответствовать требованиям, установленным е 5.1.3.
5.1.3 Несущие составные части скольэуна должны обладать статической прочностью в соответствии с требованиями 4.5.1,6.1.3 ГОСТ 33211.
5.1.4 Наибольшая статическая сила сжатия скольэуна с неметаллическим упругим элементом после приложения 1,5-10 1 циклов динамической нагрузки должна составлять не менее 65 % от ее первоначальной величины.
Характеристика динамической нагрузки:
— среднее значение цикла соответствует статическому прогибу при номинальной установочной высоте скольэуна;
— амплитудное значение цикла соответствует номинальному значению динамического прогиба.
5.1.5 Несущие составные части скольэуна должны обладать статической прочностью в соответствии с требованиями 4.5.1.6.1.3 ГОСТ 33211.
5.1.6 Наибольшая статическая сила сжатия скользуна с неметаллическим упругим элементом после приложения 1.5-10 1 циклов динамической нагрузки должна составлять не менее 65 % от ее первоначальной величины. Характеристика динамической нагрузки:
— среднее значение цикла соответствует статическому прогибу при номинальной установочной высоте скользуна;
«амплитудное значение цикла — номинальному значению динамического прогиба.
5.2 Требования к конструкции
5.2.1 Конструктивные параметры скольэуна постоянного контакта:
5.2.1.1 Динамический прогиб схользуна постоянного контакта должен быть ограничен жестким упором. Значение наибольшего динамического прогиба указывают в КД. Рекомендуется применять ди-намичесхий прогиб не более 16 мм.
5.2.1.2 Суммарное (в одну сторону и в противоположную сторону) перемещение колпака сколь-зуна относительно корпуса в продольном направлении до начала работы силы трения не должно превышать 10 мм при заданном номинальном значении статической силы сжатия.
5.2.2 Установочные размеры съемных схользунов должны соответствовать 5.3.24 ГОСТ 9246. Установочные размеры съемных схользуное для трехосных и четырехосных тележек грузовых вагонов и способ их размещения должны соответствовать указанным в стандартах или технических условиях на данного вида тележки.
5.2.3 Суммарное (в одну сторону и в противоположную сторону) перемещение в продольном направлении колпака ненагруженного скольэуна зазорного типа относительно опоры не должно превышать 20 мм.
5.2.4 При применении в качестве упругих элементов цилиндрических винтовых пружин они должны соответствовать категории Б согласно разделу 4 ГОСТ 1452.
5.2.5 Для винтовых пружин других типов должны быть выполнены требования 4.16 ГОСТ 1452.
5.2.8 Рекомендуется применять на рабочей поверхности скольэуна. а также на других подверженных износу поверхностях визуальные индикаторы предельного износа. Места расположения визуальных индикаторов предельного износа устанавливают в КД.
5.2.9 Колпак или корпус схользуна могут быть выполнены методом литья, штамповки и (или) сварки. Для изготовления колпака и корпуса схользуна рекомендуется применять следующие материалы:
— сталь марки 15ЛК20 ГОСТ 977:
♦ стали марки СтЗпсб. СтЗслЗ, СтЗсп5 ГОСТ 14637;
— стали марки 20ХГСА. ЗОХГСА ГОСТ 4543.
— стали марки О9Г2С. 09Г2Д, 09Г2СД ГОСТ 19281;
— чугун с шаровидным графитом ГОСТ 7293.
Допускается применение других марок стали и чугуна при условии выполнения требований настоящего стандарта.
5.2.10 Требования к твердости поверхностей должны быть установлены в КД. Допускается повышение твердости рабочих поверхностей по отношению к иным поверхностям детали за счет выбора режимов термообработки и/или технологий упрочнения.
5.2.11 Требования к микроструктуре материала деталей, изготовленных методом литья, устанавливают в КД.
5.3 Требования к отливкам
5.3.1 Стальные отливки должны соответствовать ГОСТ 977.
5.3.2 Требования к отливкам из чугуна должны быть установлены в КД.
5.3.3 Зареэы, выломы, острые кромки и просечки не допускаются. Зарезы должны быть сглажены. острые кромки притуплены.
5.3.4 На отливках не допускаются.
— сквозные литейные дефекты;
— горячие, холодные и термические трещины;
• не сваренные с основным металлом холодильники и жеребейки.
5.3.5 Виды, число, размеры и расположение поверхностных литейных дефектов, подлежащих исправлению и допускаемых без исправления, а также методы исправления дефектов должны быть указаны в конструкторской и технологической документациях.
5.3.6 Виды, число, размеры и расположение внутренних литейных дефектов, допускаемых без исправления, а также контролируемые сечения должны быть указаны е конструкторской и технологической документациях.
5.4 Требования надежности
5.4.1 Долговечность скользуное должна быть указана в эксплуатационных документах и должна обеспечивать ресурс не менее наработки тележки грузового вагона от начала эксплуатации до ее первого планового ремонта.
Примечание — При самостоятельной поставке съемных скользуное на них разрабатывают руководство по эксплуатации согласно разделу 5 ГОСТ 2.610. При поставке скользуное е составе тележки грузового вагона сведения приводят в руководстве по эксплуатации тележки согласно разделу 5 ГОСТ 2.610.
5.4.2 Критериями предельного состояния для составных частей скользуное являются:
— признаки деградации (трещина, излом, оплавление, предельный износ, остаточная деформация) корпуса скользуна. колпака скользуна. упругого элемента;
— нарушение (ослабление) соединений, требования к которым установлены в КД;
— смятие или предельный износ сопряженных поверхностей.
5.4.3 Перечень критериев предельного состояния скользуное. а также значения характеризующих их параметров (при необходимости) должны быть указаны е эксплуатационных и ремонтных документах на конкретный скопьзун.
Примечание — При самостоятельной поставке съемных скользуное на них разрабатывают руководство по эксплуатации согласно разделу 5 ГОСТ 2.610 и руководство по ремонту согласно 7.1 ГОСТ 2.602. При поставке скользуное в составе тележки грузового вагона сведения приводят в руководстве по эксплуатации согласно разделу 5 ГОСТ 2.610 и руководстве по ремонту тележки согласно 7.1 ГОСТ 2.602.
5.5 Требования к покрытиям
5.5.1 Поверхности скользуное. подлежащие окраске, указывают в КД. Винтовые пружины окрашивают по 4.17 ГОСТ 1452. Рабочую поверхность скользуна не окрашивают.
5.5.2 Подготовку поверхностей скользуное к окрашиванию и окрашивание следует выполнять по 4.2. 4.4 ГОСТ 7409. Допускается применять другие способы и материалы для окрашивания при выполнении требований раздела 7 ГОСТ 7409.
5.5.3 Применяемые для окрашивания поверхностей скользуное лакокрасочные покрытия должны соответствовать климатическому исполнению скользуное по 5.1.2.
5.5.4 Допускается окраску скользуное производить в составе тележки или вагона.
5.6 Требования к комплектности
5.6.1 Каждую партию скользуное. являющихся объектом самостоятельной поставки, сопровождают паспортом, удостоверяющим соответствие скользуное требованиям настоящего стандарта, в котором указывают;
— обозначение основного конструкторского документа на изделие;
— наименование, условный номер изготовителя по справочнику (1) и адрес изготовителя;
— количество скользуное е партии;
— информацию о долговечности, сроке хранения, гарантиях изготовителя, утилизации;
— свидетельство о приемке.
Каждую партию скользуное. являющихся объектом самостоятельной поставки, также сопровождают копиями руководства по эксплуатации по разделу 5 ГОСТ 2.610 и руководства по ремонту по 7.1 ГОСТ 2.602.
Примечание — По согласованию с заказчиком допускается копии руководства по эксплуатации и руководства по ремонту прилагать а одном экземпляре на несколько партий скользуное. отправляемых в один адрес.
5.6.2 Сопроводительные документы по 5.6.1 должны быть упакованы согласно 2.11 ГОСТ 23170.
5.7 Требования к маркировке
5.7.1 На колпаке и корпусе съемного скользуна, на колпаке встроенного скользуна маркируют:
• условный номер изготовителя по справочнику [1];
— месяц (римскими цифрами) и две последние цифры года (арабскими цифрами) изготовления.
Знаки маркировки должны быть изготовлены методом литья или нанесены ударным способом. Маркировку наносят на поверхности, не подверженные износу в процессе эксплуатации.
5.7.2 На каждом корпусе и колпаке скользуна должно быть нанесено ударным способом клеймо приемки отдела технического контроля изготовителя. Клеймо наносят на поверхности, не подверженные износу в процессе эксплуатации.
5.7.3 Винтовые пружины маркируют по 4.18 ГОСТ 1452. Пружины из прутка диаметром менее 16 мм маркируют способом, установленным в КД.
5.7.4 Упругие неметаллические элементы скользуна должны иметь следующую маркировку:
— наименование или товарный знак, или условный номер изготовителя по справочнику [1]:
• месяц (римскими цифрами) и две последние цифры года (арабскими цифрами) изготовления.
Способ нанесения знаков маркировки устанавливают в КД.
5.7.5 Места размещения и размеры знаков маркировки и клеймения на составных частях сколь* зуна устанавливают в КД. Знаки маркировки должны быть повторены и пояснены в паспорте (при самостоятельной поставке скользунов) или в руководстве по эксплуатации на тележку (при поставке в составе тележки).
6 Правила приемки
6.1 Для контроля соответствия скользунов требованиям настоящего стандарта следует проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания в соответствии с ГОСТ 15.309. Контроля* руемые показатели и объем испытаний скользунов приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Контролируемые показатели и объем испытаний скользунов
Структурный оленемт настоящего стандарта
Прочность несущих металлических составных частей при температуре минус 60 *С
Прочность несущих неметаллических составных частей
Прочность неметаллических упругих элементов
Статическая прочность несущих составных частей
Наибольшая статическая сила сжатия скользуна с неметаллическим упругим элементом после приложения динамической нагрузки
Суммарное перемещение колпака скользуна относигегъно корпуса в продогъном направлении до начала работы силы трения
Установочные размеры съемных скользунов
Суммарное перемещение в продольном направлении колпака недогруженного зазорного скользуна относительно опоры
Соответствие цилиндрических винтовых пружин категории Б по ГОСТ 1452
Выполнение требований 4.16 ГОСТ 1452 для винтовых пружин других типов
Отсутствие выпадения составных частей при повороте нена-груженного зазорного скользуна
Окончание таблицы 2
Структурный элемент нестоящего стенде рта
Отсутствие выпадения составных частей при повороте скольэука постоянного контакта, нагруженного статической силой сжатия
Применение на рабочей поверхности скользуна. а также на других подверженных износу поверхностях визуальных индикаторов предельного износа
Материалы изготовления колпака и корпуса
Требования к твердости поверхностей
Требования к микроструктуре колпака и корпуса, изготовленного методом литья
Требования к поверхностным дефектам отливок
Требования к внутренним дефектам отливок
Требования к покрытиям
Требования к комплектности
Требования к маркировке составных частей
21 Периодические испытания.
41 Применяют при приемо-сдаточных испытаниях составной части.
Применяют при периодических испытаниях составной части.
1 Знак в С (включительно) до минус 58 °C (включительно) в течение не менее 3 ч. затем подвергают испытаниям по 7.4. Время между извлечением металлических элементов из климатической камеры и приложением силы сжатия не должно превышать 10 мин.
7.6 При подтверждении климатического исполнения по 5.1.2.2 испытаниям подвергают два образца. отобранные по 7.4. Неметаллические несущие элементы выдерживают в климатической камере при температуре от минус 60 °C (включительно) до минус 58 а С (включительно) в течение не менее 3 ч, затем подвергают испытаниям по 7.4. время между извлечением неметаллических элементов из климатической камеры и приложением силы сжатия не должно превышать 10 мин.
При положительных результатах испытаний при отрицательной температуре неметаллические несущие элементы дополнительно выдерживают в климатической камере при температуре от плюс 78 *С (включительно) до плюс 80 °C (включительно) в течение не менее 4 ч. затем подвергают испытаниям по 7.4. Время между извлечением неметаллических элементов из климатической камеры и приложением силы сжатия не должно превышать 10 мин.
7.7 При подтверждении климатического исполнения по 5.1.2.3 испытаниям подвергают два образца. отобранных по 7.4. Неметаллические упругие элементы (или боковые схользуны с ними) выдерживают в климатической камере при температуре от минус 60 ’С (включительно) до минус 58 °C (включительно) е течение не менее 3 ч. а затем подвергают сжатию в вертикальном направлении до наибольшего динамического прогиба скользуна в соответствии с программой и методикой испытаний, выполненной по ГОСТ 2.106.
При положительных результатах испытаний при отрицательной температуре неметаллические упругие элементы (или боковые скользуны с ними) дополнительно выдерживают в климатической камере при температуре от плюс 78 ‘С (включительно) до плюс 80 ”С (включительно) в течение не менее 4 ч. а затем подвергают сжатию в вертикальном направлении до наибольшего динамического прогиба скользуна в соответствии с программой и методикой испытаний, выполненной по ГОСТ 2.106.
Значение наибольшего динамического прогиба скользуна определяют по 7.9.
7.8 Наибольшую статическую силу сжатия скользуна с неметаллическим упругим элементом после приложения динамической нагрузки по 5.1.4 определяют по 7.8.1—7.8.4.
7.8.1 Определяют наибольшую статическую силу сжатия по 7.9.
7.8.2 Прикладывают к скольэуну динамическую нагрузку с характеристиками по 5.1.4. Частота приложения динамической нагрузки должна быть указана в диапазоне от 0.5 (включительно) до 2 Гц (включительно). Снижение числа циклов динамической нагрузки за счет повышения силы сжатия не допускается.
7.8.3 При отсутствии визуально выявленных повреждений неметаллического упругого элемента определяют наибольшую статическую силу сжатия по 7.28 ГОСТ 9246 после приложения динамической нагрузки.
7.8.4 Результаты испытаний считают положительными, если отсутствуют визуально определимые повреждения неметаллического упругого элемента и если наибольшая статическая сила сжатия по
7.8.3 составила не менее 65 % от наибольшей статической силы сжатия по 7.8.1.
7.9 Наибольший динамический прогиб скользуна по 5.2.1.1 определяют расчетным методом с учетом наихудшего сочетания допусков на изготовление составных частей скользуна, а также наибольших износов несущих составных частей, предусмотренных эксплуатационными документами. Пример расчета для скользуна типа ПКСПП приведен в А.5 приложении А.
7.10 Суммарное (в одну сторону и в противоположную сторону) перемещение колпака скользуна относительно корпуса в продольном направлении до начала работы силы трения по 5.2.1.2 определяют по 7.10.1—7.10.7.
7.10.1 Для проведения испытаний применяют оборудование, обеспечивающее приложение динамической силы к скольэуну в двух направлениях.
7.10.2 Скольэун нагружают в вертикальном направлении статической силой сжатия, соответствующей номинальной установочной высоте, через оснастку, имитирующую боковую опору кузова грузового вагона. Прижимающая поверхность оснастки, взаимодействующая с рабочей поверхностью скользуна. должна быть плоской с твердостью от 277 до 341 НВ.
7.10.3 К сжатому скольэуну или оснастке, имитирующей боковую опору кузова грузового вагона, прикладывают периодическую продольную силу в режиме симметричного цикла, обеспечивающую амплитуду перемещения не менее 10 мм. Частота приложения силы не должна превышать 3 Гц.
7.10.4 Производят измерение зависимостей продольной силы и продольного перемещения от времени. Частота регистрации каждого процесса — не менее 200 Гц.
7.10.5 Строят зависимость продольной силы от продольного перемещения. Пример зависимости приведен на рисунке 1. Зависимость имеет два близких к горизонтальному участку, которые соответствуют работе сил трения.
iSfifiSSSSSBaiaof Рисунок 1 — Пример зависимо-
»ШП1Н1МН«ИЯ»П1И»И»1 —1 *■ сги продольной силы от лродоль-Лрдадеепервывирм» нога перемещения
7.10.6 Суммарное перемещение колпака скольэуна относительно корпуса до начала работы сил трения по зависимости определяют как расстояние а между двумя соседними точками перелома от на* клонного участка к горизонтальному участку (см. рисунок 1).
7.10.7 Значение суммарного (в одну сторону и в противоположную сторону) перемещения колпака скольэуна относительно корпуса в продольном направлении до начала работы силы трения принимают наибольшим по результатам трех измерений.
7.11 Установочные размеры съемных скользунов по 5.2.2 контролируют шаблонами и (или) СИ. прошедшими метрологический контроль и обеспечивающими точность измерений по ГОСТ 8.051.
7.12 Суммарное перемещение в продольном направлении колпака ненагруженного скольэуна зазорного типа относительно опоры по 5.2.3 контролируют измерительным инструментом, контрольными приспособлениями или шаблонами, прошедшими метрологический контроль и обеспечивающими точность измерений по ГОСТ 8.051.
7.13 Соответствие цилиндрических винтовых пружин по 5.2.4 категории Б по ГОСТ 1452 или выполнение требований 4.16 ГОСТ 1452 для винтовых пружин других типов по 5.2.5 при периодических и типовых испытаниях устанавливают методами, предусмотренными разделом 6 ГОСТ 1452. При приемо-сдаточных испытаниях соответствие контролируют по сертификатам качества на пружины.
7.14 Отсутствие выпадения составных частей по 5.2.6 контролируют на одном образце визуально при однократном повороте ненагруженного скользуна зазорного типа (отдельно или совместно с надрессорной балкой) вокруг горизонтальной оси на 360′.
7.15 Отсутствие выпадения составных частей по 5.2.7 контролируют на одном образце визуально при однократном повороте нагруженного статической силой сжатия скользуна постоянного контакта (отдельно или совместно с надрессорной балкой) вокруг горизонтальной оси на 360′. Допускается испытывать в ненагруженном состоянии, если конструкция скользуна предусматривает устройства, ограничивающие выпадение составных частей.
7.16 Соответствие материалов для изготовления колпака и корпуса скользуна по 5.2.9 контролируют по сертификатам качества.
7.17 Выполнение требований 5.2.10 контролируют по ГОСТ 9012.
7.18 Требования к микроструктуре по 5.2.11 контролируют методами, установленными в конструкторской и (или) технологической документациях.
7.19 Требования к отливкам по 5.3 контролируют методами, установленными в конструкторской и (или) технологической документациях.
7.20 Контроль окрашенных поверхностей по 5.5 проводят по разделу 8 ГОСТ 7409.
8 Транспортирование и хранение
8.1 Условия транспортирования, хранения скользунов и допускаемые сроки сохраняемости в упаковке до ввода в эксплуатацию должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3. Таблица 3 — Условия транспортирования, хранения и допустимые сроки сохраняемости
Обозначение условий транспортирования в части воздействия
Обозначение условий хранения по ГОСТ 15150
хлиыатичестых фахтороа и условий хранения по ГОСТ J5150
Перевозки автомобильным, воздушным, железнодорожным транспортом или в сочетании их между собой с общим числом перегрузок не более четырех
Рисунок АЛ — Схема и основные размеры схользуна типа ПКСПП
А.2 Наибольшую статическую силу сжатия Рп гпах. кН. скользуна выделяют по формуле
^et max “ ^ст. тая с т#х* (А.1)
где (л max — наибольший статический прогиб упругого элемента скогъзуна при наименьшей установочной высоте
А.З Наибольший статический прогиб упругого элемента схользуна (пружины) м. при наименьшей
установочной высоте вычисляют с учетом допусков на изготовление по формуле
г ’св. тая “ Г7 уст. тт «сопл, max «max’
где — наибольшая с учетом допуска на изготовление высота упругого элемента в свободном состоянии, м:
наименьшая установочная высота схользуна с учетом допуска, м;
наибольшая с учетом допуска на изготовление толщина рабочей поверхности колпака, м: наибольшая с учетом допуска на изготовление толщина пластины, м.
А.4 8 настоящем примере в качестве упругого элемента применена цилиндрическая винтовая пружина, наибольшую жесткость которой Н/м. вычисляют по формуле
(а.тах “ ^уст.тах “ ^xopn.min
наибольшая установочная высота схользуна с учетом допуска, м;
наименьшая с учетом допуска на изготовление и износа в эксплуатации высота корпуса, м: наименьшая с учетом допуска на изготовление толщина пластины, м:
наибольший допустимый эксплуатационными документами износ ответной поверхности боковой опоры кузова вагона, м.
[1] Справочник «Условные коды предприятий» СЖА 100115 (утвержден на 56 эаседэнш комиссии специашстов по информатизации железнодорожного транспорта государств — участников Содружества Независимых Государств от 17—19 марта 2015 г.)
УДК 629.4.027.26.354 МКС 45.060
Ключевые слова: боковой скольэун. тележка, грузовой вагон, общие технические условия, железнодорожный подвижной состав
Редактор Л.С. Зимилова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор О.В. Лазарева Компьютерная верстка Л.А. Круговой
Сдано а набор 25.0S.20ie. Подписано в печать 31.05.2018. Формат 80*84’/g. Гарнитура Ариап. Уел. печ. л. 2.32. Уч.-изд. л. 2.10.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
Создано е единичном исполнении для комплектования Федеральною информационного фонда стандартов. 123001 Москва. Гранатный пер.. 4. www.poslinfo.ru
Для применения в тележках по ГОСТ 9246 установочная высота должна соответствовать 5.3.25 ГОСТ 9246.