Мик Шумахер. Что нужно знать о новом пилоте команды «Хаас»
Познакомьтесь с чемпионом «Формулы-2» 2020 года Миком Шумахером, который в этом году дебютирует в «Формуле-1» за команду «Хаас».
Родился немец 22 марта 1999 года. Будучи сыном Михаэля Шумахера ему не раз придется столкнуться с повышенным вниманием общественности.
К своему дебюты в открытых колесах в 2015 году Мик перестал скрывать свою настоящую фамилию. Немец провел два года в немецкой «Формуле-4», но ничего выдающегося не показал, закончив второй сезон на втором месте. Параллельно закончил вторым и итальянскую серию.
«Я помню, что моя первая гонка прошла в Испании. Тогда у всех гонщиков были одни и те же костюмы, одни и те же перчатки, ботинки, один и тот же гоночный карт. Это был очень уникальный класс, где все работали с одним и тем же материалом. Каждый мог испытать себя.
Честно говоря, я знаю, что это была моя первая гонка, но я не очень хорошо помню ее. Я думаю, что я, наверное, был в восьмерке лучших или что-то в этом роде. Я не совсем уверен. Я помню, что это был не первый этап сезона, так что ребята уже прошли несколько раундов, а я только что увлекся этим, так что думаю, что это было неплохо».
В 2014 году немец дебютировал в международных и национальных юношеских чемпионатах, завершив на 2-й позиции чемпионаты Мира и Европы. Аналогичный результат показал в чемпионате Германии среди юниоров по картингу.
Настало время переходить на новую ступень. В 2017 году он попал в европейскую «Формулу-3». Тогда она так называлась. Мик старался как можно меньше опираться на свою фамилию. У него это получилось. Он закончил сезон на 12-м месте.
«Я бы сказал, что это личное! У каждого свой способ общения с машиной. У каждого свои предпочтения при вождении. Я бы сказал, что каждый просто должен найти свой собственный способ быть быстрым. Для меня это моя машина, это мой секрет, и я думаю, что это то же самое для всех».
На второй год делали пошли в гору. В напряженной битве с Дэном Тиктумом он выиграл титул чемпиона «Формулы-3».
Шумахер переходи в «Формулу-2» на сезон 2019 года. В том же году его берут в Академию пилотов «Феррари». Он впервые садится за руль болида «Формулы-1» по ходу тестов в Бахрейне за «Скудерию» и «Альфа Ромео». Немец был единственным новичком на трассе, но смог показать хорошее время. Лучше был только Макс Ферстаппен.
«Учитывая, что большинство достижений приходится на чемпионаты, я бы сказал, что Формула-3 является для меня самой успешной. Я это вам говорю перед финалом Формулы-2. Надеюсь, что через две недели мой ответ на этот вопрос будет другим!».
В том сезоне он одержал свою первую победу в «Формуле-2» в спринтерской гонке в Венгрии. Мик стартовал с поул-позиции, так как для первой восьмерки используется реверсивная решетка, а в предыдущей гонке в субботу он приехал восьмым. Шумахер повторил результат 2017 года – 12-е место в чемпионате.
Прошедший сезон «Формулы-2» включал сразу пять юниоров «Феррари» на стартовой решетке. Борьба за титул вышла жаркой. В первой половине чемпионата его напарник по Prema Роберт Шварцман и соперник Каллум Илотт смотрелись получше.
«Мой отец кумир для меня. Потому что он лучший. Довольно просто».
Но, как и в «Формуле-3», Шумахер неплохо выступил во второй половине сезона. Он собрал впечатляющую серию подиумов и добавил победы в гонках в Монце и Сочи. Это вывело его на первое место в чемпионате. Перед четырьмя гонками в Бахрейне у него был преимущество в 22 очка над преследователями.
«Феррари» хотели, чтобы тот протестировал машину в пятницу на Нюрбургринге. Однако из-за плохих погодных условий сессию пришлось отменить. Ему дали эту возможность в Абу-Даби.
«Любимая трасса на все времена – это Спа. Я думаю, что самым увлекательным является этап в Макао. Трасса в Макао самая безбашенная. Выступал я тут дважды. В 2017 и 2018. Оба раза вышли сумасшедшими. Это безумное событие.
Жаль, что не получилось в этом году. Было бы весело это посмотреть. Из календаря Формулы-2 я выберу Спа. Мой любимый трек для езды по нему. Техничная и интересная. Философия трассы, а также история трассы — это то, что так меня притягивает. Увлекательно!».
Мик Шумахер дебютирует в Формуле 1. Что от него ждать в этом сезоне?
Для начала небольшое лирическое отступление, если позволите. Блог “Шумахер 2.0” начинает свой 7 сезон на сайте sports.ru. За предыдущие 6 лет вместе с Миком Шумахером мы прошли все ступеньки автоспорта и подобрались к Формуле 1. 2 вице-чемпионства в итальянской и немецкой Ф4, чемпионства в Ф3 и Ф2. Радость побед и горечь поражений. И вот, наконец, фамилия Шумахер возвращается в Формулу 1. Впервые с 2012 года я вновь буду с замиранием сердца следить за “Королевой Автоспорта”. Спасибо, за то, что были со мной и читали материалы блога! Впереди еще много интересных и увлекательных лет (очень на это надеюсь). Ну а теперь дружно смахиваем скупую ностальгическую слезу и готовимся встречать гоночный сезон образца 2021 года!
Фамилия “Шумахер” стала для Мика и даром, и проклятьем. Она открывает любые двери в автоспорте, привлекает столь нужных спонсоров, но в то же время накладывает огромный прессинг, завышенные ожидания и сравнение с легендарным отцом. Я уже не говорю о постоянном любопытстве журналистов на тему здоровья Михаэля. И все это легло на плечи совсем молодого парня. Но Мик справился. По крайней мере, справлялся до сих пор.
Готовиться к худшему, надеяться на лучшее
Если вас интересует ответ на вопрос “что ждать от Шумахера в этом году?”, то я вам посоветую запастись терпением. Впрочем, каждый новый сезон в новой для себя гоночной серии Мик начинает довольно натужно. Долго запрягает, зато быстро едет. Но в Ф1 будет чуть по другому. Команда “Хаас” переживает не самые простые времена, раз все силы были брошены на разработку болида для 2022 года. Пандемия коронавируса сильно ударила по маленьким частным командам, поэтому Джин Хаас и Гюнтер Штайнер были вынуждены расстаться с многоопытными Кевином Магнуссеном и Романом Грожаном и взять на их место двух дебютантов, которые обладают серьезной финансовой и даже технической поддержкой.
Несмотря на то, что этот год переходный для всех команд (новый технический регламент вступит в силу в следующем сезоне), все так или иначе будут обновлять свои болиды по ходу сезона. Все, кроме “Хаас”. Глава команды Гюнтер Штайнер уже заявил о том, что финальные обновления на машину этого года будут поставлены перед гонкой в Имоле. А это на секундочку лишь второй этап чемпионата из запланированных 23-х. Поэтому никаких чудес ждать от американской команды не стоит.
В прошлом году они несколько раз довольно жестко сходились на гоночной трассе, и мы в праве ожидать продолжения тех баталий. Правда, Штайнер вряд ли будет доволен борьбой колесо в колесо между напарниками. Разбитые болиды меньше всего нужны команде с ограниченными ресурсами. Плюс у Гюнтера был подобный опыт с Грожаном и Магнуссеном, поэтому хочется верить, что глава команды не допустит междоусобной войны внутри коллектива.
Так или иначе, на протяжение всего сезона все будут сравнивать двух дебютантов (и на страницах это блога в том числе). Кто окажется сильнее и кому поражение может больше навредить?
На мой субъективный взгляд Мик и Никита примерно равны, несмотря на абсолютно разный подход и стиль пилотирования. Хотя обоим нужно время, чтобы приспособиться к новым для себя условиям. Возможно, Мик адаптируется чуть медленнее, но набрав ход, его трудно будет остановить.
«Боевые тесты» и минимум ожиданий
Когда в прошлом году “Альфа Ромео” решила оставить в команде Антонио Джовинацци, тем самым закрыв Мику дорогу в эту команду, я (да и многие другие) сначала расстроился. Учиться у многоопытного Кими Райкконена было бы хорошим бонусом, да и сама “Альфа” в этом году явно будет бороться в середине пелотона, судя по результатам тестов. Но я думаю, что в “Феррари” все таки поступили правильно, посадив Шумахера в “Хаас”.
Зная о том, что Мику скорее всего нужен целый год на адаптацию, ему будет лучше проехать “боевые тесты” за команду-аутсайдера без особых ожиданий на высокие результаты. Это поможет снизить давление на Шумахера в самом начале его карьеры в Ф1. Результаты предсезонных тестов показали, что даже прозябающий последние годы на дне турнирной таблицы “Уильямс” скорее всего будет быстрее подопечных Гюнтера Штайнера. Как минимум Джордж Рассел, который уже явно перерос уровень этой команды.
Но есть одно НО. Настолько хватит терпения Мику (да и Никите тоже) плестись в хвосте пелотона без шансов на хороший результат? Насколько надежной будет машина “Хаас”? На тестах у них была одна поломка, которая стоила Мику целой смены за рулем. Надеюсь, в гонках такого не повториться.
Упорство и труд все перетрут
Многие, кто работал (или работает сейчас) с Миком, отмечают его трудолюбие и работоспособность, немецкое внимание к деталям и отличную обратную связь. Да, возможно, он и не самый талантливый и быстрый пилот своего поколения, но ведь и Михаэль в свое время не был лучшим среди ровесников. Решающую роль в итоге сыграли все вышеописанные факторы, которые юный Шумахер скорее всего перенял от своего отца.
Мик Шумахер гоняет немного скрюченным всю карьеру – и даже в «Ф-1». Такая поза ограничивает работу с тормозом и газом
Решение от Феттеля – сломать сиденье.
После финиша Гран-при Франции в интернет утекли редкие для «Формулы-1» кадры: один гонщик не просто не отогнал заглянувшего в его машину соперника, но еще и предложил ему повнимательнее оценить содержание кокпита. С учетом атмосферы всеобщего шпионажа и тотальной паранойи в паддоке – момент тут же завирусился на реддите и в соцсетях, а серия даже отдельно опубликовала его у себя.
Да, речь о немецком консилиуме над несчастным «Хаасом» – худшим болидом сезона. Дебютант Мик Шумахер пригласил старого друга семьи Себастьяна Феттеля поделиться опытом четырехкратного чемпиона – и объяснить, что же с машиной может быть не так.
Болид Шумахера так плох, что Мик привел Феттеля для проверки машины после финиша. Себ – давний друг Шумахеров
К сожалению, гонщики говорили слишком тихо и на видео диалог не записался – потому перед следующим Гран-при Штирии сыну Михаэля пришлось объясняться за нарушение всех мыслимых традиций конспирации в «Формуле-1».
«С самого начала сезона я сижу в кокпите в изогнутом положении – просто потому что само сиденье прямое, но я-то нет! – признался №47. – Мы с Себом уже обсуждали это ранее, и я просто воспользовался возможностью показать ему сам кокпит.
Так что мы просто поговорили об этом. Себ, кажется, решил посоветовать моей матери сломать сиденье, чтобы мне побыстрее предоставили новое! Но пока этого не случилось – я продолжаю пользоваться старым.
На самом деле все не так плохо, как можно подумать. Смещение сиденья совсем небольшое – и не то чтобы я не привык к таким вещам по молодежным сериям. И, будем честны, это не вредит пилотажу.
При подготовке к уик-энду мы просто стараемся сосредоточиться на других более важных вещах вместо траты времени на решение проблемы, которая вроде бы мне и не мешает. Однако у нас есть это в планах».
А босс «Хааса» внезапно выдал другую версию – якобы руководство команды вообще не знало о проблеме до уик-энда на «Поле-Рикаре».
«Я впервые узнал о проблеме с сиденьем от матери Мика [Коринны Шумахер] на Гран-при Франции, – подчеркнул Гюнтер Штайнер. – Был не в курсе. Это одна из тех ситуаций, которые просто стремительно развиваются и становятся достоянием общественности – она получила резонанс после того, как ситуацию с сиденьем решил изучить Себастьян Феттель.
Мик не совсем прямо обо всем рассказал – не совсем понятно, в чем дело: то ли он неправильно сидит, то ли тело не расположено под углом в 45 градусов, то ли ему приходится изгибаться.
Не думаю, что Мику срочно требуется новое сиденье, ведь он сам об этом не говорил. Видимо, проблема не слишком велика. Пока точно не знаю, когда именно мы подготовим ему новое сиденье. Но я точно не пойду обсуждать эту проблему с советом директоров».
Позиция Штайнера выглядит довольно странно: ведь гонщики даже в «Ф-1» не бегут к боссу команды при каждой спорной инженерной ситуации. Если им нужны новые детали – антикрылья, сиденье, руль, педали или тормозные колодки – все запросы в техштаб или стратегический отдел поступают через гоночных инженеров (для того они, собственно, и нужны) и решаются внутри соответствующих подразделений.
На уровень руководства выносятся только важнейшие вопросы вроде субординации, очередности получения новинок (какому пилоту установят свежайшую деталь первым) или дополнительных трат для изготовления нужных запчастей. Отсутствие жалоб на столе Гюнтера говорит только о желании Мика разобраться с ситуацией традиционным путем – через техштаб и без подключения ключевых лиц организации. Все-таки странно было бы обращаться к шефу для условного производства нового руля с новым расположением кнопок – разве что только нужды пилота не ограничивал бюджет. Правда, одно новое сиденье вместе с установкой стоит в районе 2 тысяч долларов – вряд ли даже у самой нищей команды «Ф-1» может не найтись такая сумма. Скорее, дело и правда в чрезмерной загрузке инженеров «Хааса» более важными вопросами настроек – все же кошмарные результаты заставляют Штайнера «считать даже не дни до 2022-го, а часы» (сказано в прямом эфире Sky Sports F1 во время Гран-при Австрии).
Вероятно, именно потому что же Мик и не стал заострять на проблеме внимание и в интервью – нет смысла обострять ситуацию, если шансы быстро и легко решить ее в свою пользу невелики. К тому же, судя по коммуникации со сторонами обоих пилотов «Хааса» – и менеджмент Шумахера, и менеджмент Мазепина изо всех сил стараются огибать острые вопросы потенциального недовольства команды и сглаживать даже самые безобидные ситуации. Скорее всего, именно поэтому №47 и заявил прессе об отсутствии влияния неудобного сиденья на пилотаж.
Но как раз посадка способна сильно ограничивать гонщика в работе с педалями и даже вызывать боль в спине. Русские пилоты даже испытывали подобное на себе – к примеру, Сергей Сироткин описал нечто подобное в колонке для блога на Sports.ru.
«Лично у меня во время выступлений в LMP1 [гонки на выносливость] не самая удобная конструкция машины могла вызвать проблемы со спиной – из-за не очень удобной посадки. Да, это не совсем травма, но после гонки спина могла действительно болеть – порой очень сильно.
Просто ты прикладываешь серьезные усилия, нажимая на тормоз. Когда в гонке некомфортно – не можешь эффективно расходовать силы и давить на педаль слаженным движением всего тела, то есть само движение получается неестественным».
Почему в «Ф-1» качают шею? Что едят в день гонки? А кофе, пиво и фастфуд можно? Рассказывает пилот Сергей Сироткин
Безусловно, ситуация Мика другая – ведь сын Шумахера бился с проблемой посадки всю юниорскую карьеру и явно должен был придумать хоть какие-то лайфахи и техтвики для адаптации. С другой стороны, в каждой серии знакомство с техникой начинается заново – так что, вероятно, №47 все еще пока на пути к привыканию к сиденью и болиду и лишь надеется на опыт поиска обходных путей в прошлом. Так что с новыми деталями или без них – Мик еще должен ускориться к осени (обычно у новичков «Ф-1» уходит около дюжины Гран-при на более-менее нормальную адаптацию).