мужской или женский пол у птиц является гетерогаметным
Наличие Y-хромосомы связали с меньшей продолжительностью жизни
The Curious Case of Benjamin Button / Paramount Pictures, Warner Bros, Kennedy/Marshall Company, Sessions Payroll Management, 2008
Ученые из Австралии выяснили, что продолжительность жизни особей с двумя одинаковыми половыми хромосомами на 17,6 процентов больше, чем тех, у кого вторая хромосома уменьшена или отсутствует. При чем гетерогаметные самцы живут дольше, чем такие самки. Статья опубликована в журнале Biology Letters.
Для многих организмов пол определяется специальными хромосомами — гоносомами. У части организмов такие хромосомы одинаковы — это гомогаметный пол (например, XX у человека — женский тип, а ZZ у птиц — мужской). У гетерогаметных представителей вторая гоносома уменьшена или отсутствует (XY у человека — мужской набор, ZW у птиц — женский).
Существует гипотеза, что у организмов с разными половыми хромосомами выше вероятность проявления нежелательных морфологических и физиологических признаков. Это обосновывают тем, что рецессивные мутации у гомогаметного пола маскируются второй копией хромосомы, а у гетерогаметных особей частота их проявления в фенотипе выше.
Можно предположить, что такая тенденция влияет также и на продолжительность жизни представителей разных полов. Тому есть некоторые свидетельства: например, у млекопитающих самцы в среднем умирают раньше самок, а у птиц наоборот. Однако, кроме пола, на продолжительность жизни влияет огромное число факторов, таких как забота о потомстве, смертность от хищников и половой отбор, поэтому для точного установления корреляции необходим анализ большого числа видов.
Трое австралийских ученых из Университета Нового Южного Уэльса под руководством Зои Хироцостас (Zoe Xirocostas) решили проверить гипотезу о меньшей длине жизни гетерогаметных особей. Для этого они собрали данные о продолжительности жизни самок и самцов 228 видов, которые входят в состав 99 семейств, 38 отрядов и восьми классов. В анализе учли влияние филогенетических связей организмов, а также сравнили различия в длине жизни между организмами, чьи самки гетерогаметны, и теми, у кого разные половые хромосомы имеют самцы.
В результате метаанализа ученые выяснили, что представители гомогаметного пола живут на 17,6 процентов дольше вне зависимости от эволюционного происхождения вида. Надо учитывать, что в группу гетерогаметных особей были включены как те, у кого вторая хромосома отсутствует, так и те, у кого она значительно уменьшена или же почти одинаковой длины с первой. В дальнейшем необходимо проверить гипотезу о том, что разница в продолжительность жизни между полами пропорциональна степени укорочения второй гоносомы.
Zoe Xirocostas, Susan Everingham and Angela Moles / Biology Letters, 2020
Повышенная смертность у птиц и млекопитающих свойственна гетерогаметному полу
В обзоре представлены данные по смертности и выживаемости самок и самцов у разных видов птиц. Показано, что в большей части исследованных популяций доля самцов взрослых птиц выше, чем таковая самок, при этом соотношение птенцов разных полов в кладках равное. У большинства видов птиц, в отличие от млекопитающих, самкам в сравнении с самцами в среднем свойственна более высокая смертность и более дальнее расселение, а самцам – более высокий уровень выживаемости, что определяется в первую очередь генетической детерминацией пола.
Ранее было широко распространено мнение, основанное на данных статистики, что у большинства разных животных, и в первую очередь млекопитающих, включая человека, самцам свойственна повышенная по сравнению с самками смертность и пониженная продолжительность жизни. Это иногда объяснялось, как следствие недостаточного выкармливания более требовательных к ресурсам растущих мужских отпрысков. Универсальность повышенной смертности самцов, однако, была поставлена под сомнение сначала на данных по птицам, а затем и на отдельных примерах из других групп животных.
Соответствуют ли половые различия в уровне смертности животных различиям в численности самцов и самок? Рассмотрим этот вопрос на многочисленных данных по птицам. По постулатам Р. Фишера, с теоретической точки зрения, при одинаковом родительском вкладе соотношение во время оплодотворении определяется сочетанием половых хромосом и равно 1:1, и это сбалансированное соотношение адаптивно, поскольку обеспечивает стратегию эволюционной стабильности. Однако впоследствии стало всё более очевидным, что среди взрослых особей количественное смещение в сторону самцов или самок в популяциях – обычная ситуация в животном мире. Э. Майр был первым, кто заложил основы изучения соотношения полов в классе птиц. По Майру, у птиц соотношение самцов к самкам при оплодотворении и в кладках яиц должно трактоваться как первичное, среди птенцов в гнезде и молодых – как вторичное, и у взрослых – как третичное. Вторичное и третичное соотношения полов зависят от поло-специфичной смертности, контролируемой естественным отбором.
По результатам изучения разных видов и популяций соотношение полов у взрослых птиц в большинстве случаев количественно смещено в сторону самцов, а в кладках яиц и у вылупляющихся птенцов соотношение полов равное. Очевидная причина нарушения равного полового соотношения по мере взросления птиц – более высокий уровень смертности самок по сравнению с самцами. Действительно, по результатам многочисленных исследований существует стойкая тенденция к более высокой среднегодовой выживаемости самцов по сравнению с самками. Широко распространенная концепция о повышенной смертности мужского пола у всех животных не подтверждается на птицах.
Наиболее логичное объяснение разнонаправленной смертности у птиц и млекопитающих (у птиц повышенная у самок, а у млекопитающих повышенная у самцов) – генетическое, а именно фактор детерминации (становления) пола. И у тех, и у других смертность взрослых выше у гетерогаметного пола, но у птиц гетерогаметны самки, а у млекопитающих – самцы. Считается, что более высокая смертность гетерогаметного пола может объясняться проявлением вредоносных аллелей, остающихся у него для действия отбора. Отклонения от равного соотношения полов в популяциях возникают вскоре после покидания гнезда выросшими птенцами. Разлёт молодых птиц более выражен у самок, и это в сочетании с гетерогаметностью может сопровождаться их большей гибелью по сравнению с самцами. Таким образом, количественное преобладание самцов в популяциях птиц действительно определяется их повышенной выживаемостью по сравнению с самками.
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Дигибридное скрещивание»
1. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
2. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
4. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страдающего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
5. У кур оперённые ноги – доминантный аутосомный признак. Доминантный ген рябой окраски оперения находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным полом у птиц является женский. При скрещивании курицы с оперёнными ногами, рябой окраской оперения и дигомозиготного петуха с оперёнными ногами, черной окраской оперения получено потомство. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные варианты генотипов курицы и полученного потомства, его пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
А-правша, а-левша
Е-свертывают, е-не свертывают
Жена А_Е_, муж А_ее
Ребенок ааее, от каждого родителя в гамете он получил ае, следовательно, родители АаЕе х Ааее
10. Группа крови и резус-фактор – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IA, третью группу (В) определяет доминантный аллель IB, а четвертую (АВ) – два доминантных аллеля IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. Женщина, имеющая III группу крови и положительный резус-фактор, вышла замуж за мужчину со II группой крови и положительным резус-фактором. У них родился ребенок с I группой крови и отрицательным резус-фактором. Определите вероятность рождения второго ребенка с таким же генотипом.
11. Зеленая корка арбуза доминирует над полосатой, а круглая форма плода над удлиненной. Гены, определяющие эти признаки, локализованы в разных парах хромосом. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготных зеленых круглых арбузов с полосатыми удлиненными арбузами?
12. Группа крови (I) и резус-фактор (R) – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-фактором?
13. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления в Х-хромосоме между генами А и В составляет 6%, между генами А и С – 18%, между генами С и В – 24%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Будет ли происходить с равной вероятностью нарушение сцепления этих генов у самцов и самок? Ответ поясните.
Нарушение сцепления происходит в результате кроссинговера. Поскольку у самцов дрозофил только одна Х-хромосома и ей не с кем производить конъюгацию и кроссинговер, то у самцов нарушение сцепления происходить не будет.
14. Плоды томатов бывают красные и желтые, гладкие и пушистые. Ген красного цвета доминирует над желтым, а ген гладкой поверхности плодов над пушистостью. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от скрещивания дигетерозиготного растения с особью, гомозиготной по двум рецессивным признакам?
15. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами?
За единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера.
16. У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов. В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получились две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.
17. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Закономерности наследственности». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила. (2) Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и составляют одну группу сцепления. (3) Среди гибридов второго поколения может находиться небольшое число особей с перекомбинированными признаками. (4) Одна из причин перекомбинации признаков – конъюгация хромосом. (5) Этот процесс осуществляется во втором делении мейоза. (6) Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление. (7) Явление неполного сцепления признаков легло в основу построения генетических карт.
18. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. Скрещивали самок дрозофилы с серым телом, красными глазами и самцов с чёрным телом, белыми глазами, всё потомство было единообразным по признакам окраски тела и глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с чёрным телом, белыми глазами и самцов с серым телом, красными глазами в потомстве получились самки с серым телом, красными глазами и самцы с серым телом, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Поясните, почему во втором скрещивании произошло расщепление признаков.
19. Скрестили высокие растения томата с округлыми плодами и карликовые растения с грушевидными плодами. Гибриды первого поколения получились высокие с округлыми плодами. В анализирующем скрещивании этих гибридов получено четыре фенотипические группы: 40, 9, 10 и 44. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.
20. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 7%, между генами А и С – 18%, между генами С и В – 25%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Существует ли зависимость между частотой кроссинговера и расстоянием между генами? Ответ поясните, используя фрагмент хромосомы.
21. У пшеницы безостость доминирует над остистостью, а красная окраска колоса над белой. Оба гена не сцеплены. Скрещивались растения безостого белоколосного сорта с остистым красноколосным. В потомстве получено 40 растений безостых красноколосных и 37 безостых белоколосных. Определите генотипы скрещиваемых растений и потомства.
22. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет определить последовательность расположения генов в хромосоме и составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А и В составляет 6%, между генами А и С – 18%, между генами С и В – 24%. Перерисуйте предложенную схему хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Что называют группой сцепления?
Группой сцепления называют гены, расположенные в одной хромосоме.
23. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, а в гомозиготном рецессивном – мыши погибают на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с черной окраской тела, длинным хвостом и самца с черной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: особи с черной окраской тела, длинным хвостом и особи с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании гомозиготной самки мыши с черной окраской тела, укороченным хвостом и гомозиготного самца с черной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: одна часть особей с черной окраской тела, длинным хвостом и две части особей с черной окраской тела, укороченным хвостом. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства при скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
24. Скрещивали самку дрозофилы с короткими крыльями, отсутствием пятна у основания крыла и самца с нормальными крыльями, наличием пятна у основания крыла, все полученные гибриды F1 имели нормальные крылья и пятно у основания крыла. Гены длины крыльев и наличия пятна у основания крыла находятся у дрозофилы в одной хромосоме. Получившихся в F1 самцов возвратно скрещивали с исходной родительской особью. В потомстве получилось расщепление по фенотипу 1:1. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы исходных особей, генотипы и фенотипы потомков. Объясните формирование двух фенотипических классов во втором скрещивании.
25. У кур признаки наличия гребня, оперенных ног аутосомные. При скрещивании курицы с гребнем, оперенными ногами и петуха с гребнем, голыми ногами 1/4 часть потомства получилась без гребня, но все потомство имело оперенные ноги. Во втором скрещивании другой курицы с гребнем, оперенными ногами и этого же петуха в потомстве получилось расщепление по фенотипу 3:3:1:1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях. Какова вероятность получения во втором скрещивании потомства, генотипически сходного с петухом?
26. При скрещивании растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой и растения с красными цветками, овальной пыльцой получилось потомство с фиолетовыми цветками и овальной пыльцой. В анализирующем скрещивании полученных гибридов наблюдается появление четырех фенотипических групп потомков: 35, 34, 11 и 9 особей. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните формирование четырех фенотипических групп.
27. При скрещивании растений томата с пурпурным стеблем, рассеченными листьями и растений с зеленым стеблем и цельными листьями все растения получились с пурпурным стеблем, рассеченными листьями. В анализирующем скрещивании особей F1 в потомстве получены четыре фенотипические группы: 321, 105, 103 и 315 растений. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырех фенотипических групп в указанном соотношении.
28. У дрозофилы гетерогаметным является мужской пол. В первом скрещивании длиннокрылых красноглазых самок дрозофилы и самца с зачаточными крыльями, белыми глазами все потомство было единообразным по признакам длины крыльев и окраски глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с зачаточными крыльями, белыми глазами и длиннокрылых красноглазых самцов в потомстве были длиннокрылые самки с красными глазами и длиннокрылые самцы с белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
29. При скрещивании самки кролика с чёрной мохнатой шерстью и самца с белой гладкой шерстью потомство имело белую мохнатую и чёрную мохнатую шерсть. Во втором скрещивании другой чёрной мохнатой крольчихи с этим же самцом потомство имело чёрную мохнатую и чёрную гладкую шерсть. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства во всех скрещиваниях. Как называется такое скрещивание? Для чего оно проводится?
30. При скрещивании самок жука жужелицы с коричневым широким телом и самцов жука жужелицы с зеленым узким телом все потомство получилось с коричневым узким телом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы численностью: 30, 28, 12, 10 особей. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях, и численность каждой группы во втором скрещивании. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
31. Группа крови и резус-фактор контролируются аутосомными несцепленными генами. Группы крови определяются аллелями i0, IA, IB. Мать имеет третью группу крови и положительный резус-фактор (R), у отца первая группа крови и отрицательный резус-фактор, в семье родился ребенок с отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какова вероятность рождения в этой семье детей, фенотипически сходных по указанным признакам с матерью?
32. Окраска шерсти у овец контролируется геном, который в гетерозиготном состоянии обусловливает серую окраску, в гомозиготном рецессивном – чёрную окраску, в гомозиготном доминантном – гибель овец на эмбриональной стадии развития. Гены наличия рогов (В) и окраски шерсти наследуются независимо. Скрестили серую рогатую овцу с серым комолым самцом. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Объясните полученное фенотипическое расщепление в потомстве.
33. У душистого горошка пурпурные цветки (А) доминируют над белыми, высокий рост (В) – над карликовым. Скрестили гетерозиготные по всем признакам растения душистого горошка между собой. Гены, определяющие признаки, находятся в разных парах гомологичных хромосом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Какую часть потомства будут составлять растения с генотипом aabb?
35. У птиц гетерогаметным полом является женский пол. При скрещивании курицы с гребнем, полосатым оперением и петуха без гребня, с белым оперением в потомстве получились самки с гребнем, белым оперением и самцы с гребнем, полосатым оперением. При скрещивании курицы без гребня, с белым оперением и петуха с гребнем, полосатым оперением все гибридное потомство было единообразным по наличию гребня и окраске оперения. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
36. У бабочек гетерогаметным полом является женский пол. При скрещивании самки бабочки с длинными усами, однотонным окрасом крыльев и самца с короткими усами, наличием пятен на крыльях в потомстве получились самки с длинными усами, наличием пятен на крыльях и самцы с длинными усами, однотонным окрасом. При скрещивании самки бабочки с короткими усами, наличием пятен на крыльях и самца с длинными усами, однотонным окрасом крыльев всё гибридное потомство было единообразным по длине усов и окраске крыльев. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
37. У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки дрозофилы с серым телом, нормальными крыльями и самца с чёрным телом, обрезанным краем крыльев всё гибридное потомство было единообразным по цвету тела и форме края крыльев. При скрещивании самки дрозофилы с чёрным телом, обрезанным краем крыльев и самца с серым телом, нормальными крыльями в потомстве получились самки с серым телом, нормальными крыльями и самцы с серым телом, обрезанным краем крыльев. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
38. От скрещивания самок с самцами мух дрозофил в потомстве были получены особи с серым телом, нормальными крыльями и черным телом, укороченными крыльями, а также 17% особей с перекомбинированными признаками (серое тело, укороченные крылья и черное тело, нормальные крылья). Серое тело (А) и нормальные крылья (В) – доминантные признаки, кроссинговер происходит только у самок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы скрещиваемых самок и самцов, генотипы и фенотипы потомства. Объясните полученные результаты.
39. У дрозофил черное тело (а) и укороченные крылья (b) – рецессивные признаки по отношению к аллелям серого тела и нормальных крыльев. Гены наследуются сцеплено, кроссинговер при образовании половых клеток у самцов не происходит. Скрестили гомозиготных по двум парам рецессивных признаков самок мух дрозофил с дигетерозиготными самцами. Скрестите схему решения задачи. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства в F1. Каково соотношение фенотипов дрозофил в потомстве? Объясните почему.
40. Ген группы крови человека имеет три аллеля: i0, IA и IB. Аллели IA и IB кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба), и они оба доминантны по отношению к аллелю i0. Резус-фактор наследуется независимо от группы крови, положительный резус R доминирует над отрицательным r. Женщина со II группой крови и отрицательным резусом, мать которой имела I группу, выходит замуж за мужчину с IV группой и положительным резусом. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения ребёнка c III группой и отрицательным резусом у этих родителей?
41. У кроликов окраска шерсти контролируется серией множественных аллелей. Аллель А определяет черную окраску и доминантен по отношению ко всем остальным аллеям. Аллель аh определяет гималайскую окраску и доминантен по отношению к аллелю альбинизма а, но рецессивен по отношению к аллелю черной окраски. Аллель нормальной длины шерсти В доминирует над длинной шерстью b. Скрестили самку гималайской окраски с длинной шерстью и самца чёрного цвета с шерстью нормальной длины. В потомстве получили кроликов всех трех окрасов с шерстью нормальной длины. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства. Каким будет потомство от скрещивания самца гималайской окраски из потомства с его матерью? Укажите расщепление по фенотипу.
42. У томатов А – круглая форма плодов, а – грушевидная, В – красная окраска плодов, b – желтая. Гены формы плодов и окраски находятся в различных парах гомологичных хромосом. Скрестили растение томата, гетерозиготное по гену А и гомозиготное по гену В с рецессивным дигомозиготным растением. Потомков F1 с разным генотипом скрестили между собой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколении, их соотношение по фенотипу в каждом поколении.
43. От скрещивания самцов морских свинок с белой гладкой шерстью с самками, имеющими черную мохнатую шерсть, в потомстве получены особи белые мохнатые и чёрные мохнатые. При скрещивании таких же самцов (с белой гладкой шерстью) с самками, имеющими чёрную гладкую шерсть, все потомство имело черную гладкую шерсть. Составьте схему решения задачи. Определите доминантные и рецессивные признаки, генотипы всех родительских самцов и самок морских свинок. Объясните, какие генетические законы соблюдаются в этом случае.»
44. Скрестили самку дрозофилы с короткими крыльями, с пятном на крыле и самца с нормальными крыльями, без пятна на крыле. Все полученные гибриды первого поколения имели нормальные крылья с пятном. Для анализирующего скрещивания взяли самца из F1. В полученном потомстве (F2) оказалось 50% особей с нормальными крыльями, без пятна на крыле и 50% с короткими крыльями, с пятном на крыле. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в двух скрещиваниях. Объясните формирование двух фенотипических групп во втором скрещивании.
45. Для каких случаев справедлив закон Моргана и в каких случаях он нарушается?
1) Закон справедлив для генов, локализованных в одной хромосоме.
2) Закон нарушается при кроссинговере гомологичных хромосом.
46. В результате скрещиваний было определено расположение генов А, В, С на генетической карте, расстояние АВ равно 3%, АС 10%. Нарисуйте отрезок, расположите на нем точки указанных генов, обозначьте расстояние между этими генами. В каких единицах измеряется расстояние между генами, кроме процента кроссинговера?
47. У человека между аллелями генов ихтиоза (заболевание кожи) и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у дигомозиготной матери – ихтиоз, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, в этой семье родился ребёнок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
48. У человека между аллелями генов отсутствия потовых желёз и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у дигомозиготной матери – отсутствие потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, в этой семье родился ребёнок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы и фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
49. Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с черной окраской тела, длинным хвостом и самца с черной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с черной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с черной окраской тела, укороченным хвостом и самца с черной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.