на какой высоте над уровнем пола должна находиться рабочая поверхность наковальни при установке
На какой высоте над уровнем пола должна находиться рабочая поверхность наковальни при установке
Техника безопасности при кузнечных работах
Кузнечные работы относятся к работам повышенной опасности, поэтому большое внимание должно уделяться качеству ручного и съёмного инструмента, одежде и индивидуальным средствам защиты.
Одежда кузнеца состоит из куртки, сшитой из хлопчатобумажной ткани, брюк,ботинок, рукавиц, фартука, головного убора, очков и защитного
Меры предосторожности при обслуживании электросварочного агрегата и при работе на нём.
Основные причины, приводящие к несчастным случаям при электросварке, следующие:
а) ушибы и порезы при подготовке изделия к сварке;
б) поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям электрической цепи, находящейся под рабочим напряжением;
в) ожоги от разбрызгивания расплавленного металла и шлака;
г) пожары от расплавленного металла и шлака;
д) отравление вредными газами, выделяющимися при электросварке;
е) взрывы при сварке вблизи легко воспламеняющихся и взрывоопасных веществ и при сварке сосудов, находящихся под давлением, или тары из под горючего вещества;
ж) поражение лучами вольтовой дуги открытых участков кожи.
Для предотвращения возникновения указанных причин необходимо соблюдать следующие основные правила техники безопасности:
Работать только в сухой обуви и на резиновом коврике. Сидеть при работе нужно на деревянной сухой табуретке. Провода от сварочной машины к щитку и от щитка к рабочим местам должны быть хорошо изолированы и защищены от действия температуры и механических повреждений. Рукоятка электрододержателя должна быть хорошо изолирована. Козырёк электрододержателя должен быть исправным. Корпус сварочной машины и кожух трансформатора должны быть заземлены. В случае ощущения удара тока от прикосновения к частям сварочной машины и аппарата, которые не являются токоведущими, нужно немедленно прекратить работу, выключить из сети аппарат и сообщить электромонтёру о неисправности аппарата. Нельзя прикасаться голыми руками к токоведущим частям сварочной установки, так как она присоединена к электрической сети, напряжение которой опасно для жизни.
Особо осторожным следует быть при работе в сырых помещениях, так как в этих условиях напряжение тока даже в 24 вольта опасно для жизни. Не меньшую опасность представляет напряжение 40 вольт при работе в сухом помещении. При перерывах в работе или по окончании работы нужно обязательно выключить ток. Если сварка ведётся на постоянном токе, то необходимо выключить постоянный, а затем переменный ток, питающий двигатель сварочной машины. Прикосновение обеими руками одновременно к прямому и обратному проводам смертельно. При поражении электрическим током необходима немедленная первая помощь. Малейшее промедление в оказании помощи может привести к смертельному исходу.
§ 18. Требования техники безопасности при работе на кузнечно-прессовом оборудовании.
При работе в кузнечных цехах большое внимание должно уделяться качеству ручного и съемного инструмента, индивидуальным средствам защиты работающих и рациональной организации работы и рабочих мест.
Рабочий должен быть правильно одет. Его куртка должна закрывать поясную часть брюк, а брюки — верхнюю часть ботинок. Не разрешается работать без рукавиц, фартука и головного убора, если их ношение предусмотрено правилами безопасности.
Перед началом работы следует проверить исправность оборудования (наковальни, нагревательных устройств, воздуховодов и др.), принять меры к устранению замеченных недостатков. Нельзя приступать к работе, не удостоверившись в полной исправности оборудования. Наковальня должна быть надежно прикреплена к стулу и стоять устойчиво при горизонтальном расположении ее рабочей поверхности. При нормальной установке наковальни ее рабочая поверхность должна находиться над уровнем пола на 650—800 мм, чтобы кузнец, стоя на полу, мог касаться пальцами поверхности наковальни. Расстояние между наковальней и горном должно быть не менее 1,5 м, между рядом расположенными наковальнями — не менее 4 м и от наковальни до прохода— не менее 2 м. При проверке наковальни «на удар» звук должен быть чистым, звонким, без дребезжания, что свидетельствует об отсутствии трещин.
До начала работы со стороны проходов и в других местах необходимо установить щиты для предохранения окружающих от возможного поражения отлетающей окалиной или частицами металла, а также экраны для защиты от вредного теплового воздействия нагревательных устройств.
Перед началом работы следует проверить инструмент. Разрешается работать только исправным инструментом и обязательно использовать его по прямому назначению. Инструменты необходимо располагать на рабочем месте с максимальным удобством для пользования, не допуская в зоне работы лишних предметов. Пол на рабочем месте должен быть ровным и сухим (не скользким); следует своевременно производить его уборку и не загромождать заготовками, отходами и другими предметами. В бачке для охлаждения инструмента должна быть всегда чистая вода.
Перед работой необходимо очистить от окалины, масла, воды или других возможных загрязнений рабочую поверхность наковальни, протереть тряпкой (ветошью) мокрый или замасленный инструмент.
Во время работы следует пользоваться защитными очками с небьющимися стеклами для предохранения глаз от поражения отлетающими частицами, а при обработке поковок, нагретых до белого каления, — очками со свето-фильтром. Нельзя смотреть незащищенными глазами на яркий свет (пламя), который может привести к ослаблению и потере зрения.
Для предохранения от вредного воздействия теплового излучения важное значение имеет правильное использование защитных средств у нагревательных устройств, необходимо вовремя их устанавливать и следить за их исправной работой.
На рабочем месте недопустимо присутствие лиц, непосредственно не участвующих в работе. При выполнении работы надо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела или разговоры и не отвлекать других.
При ковке заготовок необходимо соблюдать температурный интервал, установленный технологической картой. Ковка перегретого или охладившегося ниже нормы металла запрещается, так как это может быть причиной несчастного случая.
Инструмент, подвергающийся удару, перед применением надо подогревать, а сильно нагревшийся во время работы охлаждать в бачке с чистой водой и затем просушивать. Удалять окалину и обрубки с наковальни рекомендуется специальными щетками или короткой метлой. Допускается использование сжатого воздуха для сдува окалины с наковальни.
Перед ковкой следует удалить с заготовки окалину металлической щеткой, скребком или легкими ударами молотка. Поковку надо брать клещами так, чтобы губки клещей плотно прилегали к ней. Для надежного крепления поковок в клещах на их ручки рекомендуется надевать предохранительные кольца. Заготовку укладывают на наковальню так, чтобы она плотно прилегала к ней (проверять это легким ударом по заготовке молотком). Для подъема и перемещения к наковальне вручную тяжелых заготовок следует пользоваться самозажимающими (болваночными) клещами.
Ручки инструмента при ударах надо держать только сбоку, а не перед собой. Нельзя держать пальцы между ручек клещей ввиду опасности их сдавливания. Необходимо следить за тем, чтобы молотобоец стоял к кузнецу вполоборота, а не напротив. Молотобойцу следует подавать четко, громким голосом команды: «наложи», «бей сильно», «бей раз», «бей до команды «стой» и показывать молотком или другим инструментом место удара. Наносить удары можно только по месту ковки.
Должны быть исключены удары по клещам, ручкам инструмента, холостые удары кувалдой на наковальне. Окончание ковки производить по команде «стой», а не выносом поковки с наковальни. Класть какой-либо инструмент на поковку или изменять ее положение разрешается только после предупреждения молотобойца.
По окончании работы отключают нагревательные устройства, душирующие установки и другое оборудование.
Основными причинами травматизма при ковке и штамповке под молотами могут быть: перекос бойков, в результате которого при ударе происходит вырывание клещей; поломка штока поршня, бабы и бойков вследствие их недостаточного предварительного прогрева или при возникновении трещин; поломка крышки цилиндра молота или разрыв трубопровода вследствие образования конденсата в цилиндре; недостаточность смазки трущихся частей и механизма управления молота, в результате чего возникают заедание и неправильные удары; поломка непрогретого инструмента, отлетающие осколки, брызги при работе мокрыми бойками или мокрым инструментом.
Машинист молота обязан применять правильные и безопасные приемы работы и следить за исправностью молота и его правильной эксплуатацией; хорошо знать и строго выполнять требования инструкций.
gallery
WhatsApp: +7(916) 934-09-47
Viber: +7(916) 934-09-47
Техника безопасности при кузнечных работах
Кузнечные работы относятся к работам повышенной опасности, поэтому большое внимание должно уделяться качеству ручного и подкладного инструмента, одежде и индивидуальным средствам защиты. Одежда юного кузнеца состоит из куртки, сшитой из плотной хлопчатобумажной ткани, брюк, ботинок, рукавиц, фартука и головного убора. При этом куртка имеет длинные рукава с манжетами, а нижняя ее часть перекрывает верхнюю часть ботинок. Ботинки должны быть на толстой, лучше кожаной подошве. Рукавицы рекомендуется шить из толстого брезента, а некоторые даже могут иметь накладки из асбестовой ткани. Фартук также шьется из толстого брезента, асбестовой ткани или кожи. Фартук, закрывающий грудную часть, лучше сшить чуть ниже колен. Можно сделать на фартуке один карман на груди или с правой стороны у пояса.
Работать в кузнице надо обязательно в головном уборе — это может быть старая фетровая шляпа или берет, фуражка или просто налобная повязка. Головной убор предохраняет голову от перегрева, сохраняет чистоту волос и не дает им распадаться. Перед началом работы следует проверить исправность молота и ручника, а также наковальни, горна и воздуходувов и принять меры к устранению замеченных недостатков. Наковальня должна быть надежно прикреплена к стулу и етеять устойчиво, а ее « лицо» — горизонтально расположено. При нормальной установке наковальни ее рабочая поверхность должна находиться над уровнем пола на высоте 650-800 мм, чтобы кузнец, стоя на полу, мог касаться пальцами, сжатыми в кулак, поверхности наковальни. Расстояние между наковальней и горном должно быть не менее 4 м, от наковальни до прихода — не менее 2 м. При проверке наковальни « на удар» звук должен быть чистым, звонким, без дребезжания, что свидетельствует об отсутствии трещин.
До начала работы со стороны проходов и в других местах необходимо установить щиты для предохранения окружающих от возможного поражения отлетающей окалиной или частицами металла, а также экраны для защиты от вредного теплового воздействия нагревательных устройств, находящихся в кузнице. Перед началом работы следует проверить инструмент. Разрешается работать только исправным инструментом и обязательно использовать его по прямому назначению. Инструменты необходимо располагать на рабочем месте с максимальным удобством для пользования, не допуская в зоне работы лишних предметов. Пол на рабочем месте должен быть ровным и сухим ( не скользким), лучше своевременно производить его уборку и не загромождать заготовками, отходами и другими предметами. В бачке для охлаждения инструмента должна быть всегда чистая вода. В кузнице рекомендуется поставить емкость с сухим песком для засыпки скользких мест.
Перед работой необходимо очистить от окалины, масла, воды или других возможных загрязнений рабочую поверхность наковальни, протереть тряпкой ( ветошью) мокрый или замасленный инструмент. Во время работы следует пользоваться защитной маской или очками с небьющимися стеклами для предохранения глаз от поражения отлетающими частицами, а при обработке поковок, нагретых до белого каления,- очками со светофильтром. Нельзя смотреть незащищенными глазами на яркий свет ( пламя), который может привести к ослаблению и потере зрения. На рабочем месте недопустимо присутствие лиц, непосредственно не участвующих в работе. При выполнении работы надо быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела, не разговаривать. При ковке заготовок необходимо соблюдать температурный интервал ковки ( см. диаграмму на цветной вклейке). Ковка перегретого или охлажденного ниже нормы металла запрещается, так как это может быть причиной несчастного случая.
Сильно нагревшийся во время работы инструмент следует охлаждать в бачке с чистой водой и затем просушить. Удалять окалину и обрубки с наковальни рекомендуется специальными щетками или короткой метлой. Перед ковкой следует удалить с заготовки окалину металлической щеткой, скребком или легкими ударами молотка. Поковку надо брать клещами так, чтобы губки клещей плотно прилегали к ней, а рукоятки клещей не смыкались и пружинили. Для надежного крепления поковок в клещах на их ручки рекомендуется надевать зажимные кольца или скобы. Заготовку надо укладывать на наковальню так, чтобы она плотно прилегала к ней ( это можно проверить легким ударом по заготовке молотком). Для подъема и перемещения по наковальне тяжелых заготовок следует пользоваться самозажимающими ( болваночными) клещами. Ручки инструмента при ударах надо держать только сбоку от себя, а не перед собой. Нельзя держать пальцы между ручек клещей ввиду опасности их сдавливания. Необходимо следить за тем, чтобы молотобоец стоял к кузнецу вполоборота, а не напротив. Молотобойцу следует подавать команды четко, громким голосом: « Наложи!», « Бей сильно!», « Бей раз!», « Бей по команде!», « Стой!» — и показывать молотком или другим инструментом место удара. Наносить удары можно только по разогретой заготовке.
Интересно, что
При художественной ковке очень важно определить, какая часть изделия будет коваться целиком, а какие элементы будут выполняться отдельно, а затем соединяться. От правильного технологического процесса во многом зависит успех работы. В свою очередь, для разработки технологии необходимо…
Подробнее в статье «Приёмы сборки кованых изделий»
Навроцкий А.Г. «Художественная ковка»
Художественная ковка для начинающих: устройство наковальни
Кузнечное дело является одним из самых древних ремесел. В наше время желание заняться художественной ковкой возникает у людей разных профессий. Причин для этого несколько. Кто-то уже имеет необходимый комплект инструментов и желает сделать что-либо не столько функциональное, сколько эстетичное, чтобы творчески выразить себя. Некоторые владеют другими ремеслами и хотят расширить спектр используемых материалов и умений. Другие задумали какой-то проект и хотят узнать, как его реализовать своими руками, а не заказывать в кузне или покупать готовое изделие. В этой серии мы познакомим вас с избранными главами из книги Пита Оберона «Художественная ковка. Практическое руководство для начинающих».
Для занятия кузнечным делом необходимо приобрести специфические инструменты. Вам потребуется что-нибудь тяжелое, устойчивое и плоское, предпочтительно наковальня, на чем можно обрабатывать металл ударами, и молоток для нанесения этих ударов. С этого начинают свой путь в царстве ковки большинство кузнецов.
Наковальня и молоток – то, с чего начинается путь в царство ковки
Самым важным инструментом (приспособлением) кузнеца является его наковальня. В Британии наиболее распространена однорогая консольная наковальня лондонского типа (образца). Такая конструкция сформировалась 300 лет назад и ее вряд ли можно улучшить. Есть также наковальни бирмингемского и портсмутского типов, как и другие, слегка различающиеся типы наковален. Все эти конструкции используются и в России.
На фото слева: однорогая нако вальня лондонского типа. Высота наковальни должна позволять стоящему с выпрямленной спиной кузнецу свободно положить ладонь на наковальню. В центре – однорогая наковальня бирмингемского типа. Похожа на наковальню лондонского типа, но без прямоугольной площадки между рогом и лицом наковальни. Справа: н аковальня портсмутского типа. Дву рогая наковальня, похожа на наковальню бирмингемского типа, но имеет второй, четырехгранный рог.
Слева направо: однорогая наковальня лондонского типа, однорогая наковальня бирмингемского типа, двурогая наковальня портсмутского типа
Части наковальни
Рог является характерной выступающей деталью многих типов наковален (существуют и безрогие наковальни). Благодаря сужающейся (конусообразной) форме имеет бесконечное множество радиусов кривизны, что позволяет придавать заготовкам различные изгибы.
Ковка на роге наковальни
Квадратное отверстие с другой стороны от рога, в хвосте наковальни, служит для установки подкладного инструмента (нижников). За долгое время работы кузнец изготавливает множество удобных для него подкладных инструментов с квадратным хвостовиком, который вставляется в это отверстие.
Слева: набор инструментов, используемых с квадратным или круглым отверстиями наковальни.
Справа: кузнечный инструмент — вилка
Кроме квадратного существует еще одно (или более) круглое отверстие меньшего размера. На него кладут плоскую заготовку, когда требуется пробить в ней круглое отверстие. Из-за пластичности металла заготовки пробитое отверстие получается с выдавленными краями, и требует выравнивания.
Плоская горизонтальная рабочая поверхность наковальни — лицо (наличник) упрочнено термической обработкой. Несмотря на то что при ковке удары наносятся по разогретому и достаточно мягкому металлу, упрочнение лица необходимо.
До девятнадцатого века наковальни делали из кованого железа, а лицо из упрочненной термической обработкой стали, приваривали. С течением времени на наиболее используемой, левой части лица наковальни возникали впадины. Наковальни из кованого железа имели отверстия под рогом и хвостом. В них вставлялись огромные клещи при перемещении наковальни в горн и обратно. Современные наковальни обычно отливаются из стали и не имеют таких отверстий. В процессе работы они не так сильно деформируются, как наковальни из кованого железа.
При работе правши рог обычно размещается слева от него. На другой стороне наковальни, у левого (относительно кузнеца) края ее лица, ребро имеет малый радиус закругления (радиус кривизны). Оно используется для различных работ, о которых вы можете прочитать в книге.
Слева: малый радиус ребра на левом (относительно кузнеца) крае лица наковальни. Кузнец располагается с противоположной стороны наковальни. Справа: хвост наковальни лондонского типа с квадратным и круглым отверстиями
Важно: н агретое железо окисляется, покрываясь твердой окалиной (Fe3O4). При ковке окалина осыпа ется на лицо наковальни и может оставить отметины на нижней сто роне поковки. Поэтому в процессе работы желательно ее сдувать или сметать.
Крепление наковальни. Основание под наковальню
Шпераки также являются опорным кузнечным инструментом, но с меньшей массой, и имеют разнообразные формы. Их обычно изготовляют сами кузнецы для определенного вида работ (рис. 4.)
Способы крепления шпераков также разнообразны: их можно вставлять в квадратное отверстие наковальни, зажимать в кузнечных тисках, а также забивать в деревянный стул.
При изготовлении молотков следует уделить особое внимание двум моментам: при пробивании отверстия для ручки нужно следить за тем, чтобы «всад» имел элипсообразную форму, т. е. расширялся от центра к краям, тогда при расклинивании ручки клином по диагонали она надежно закрепляется в молотке; непременным условием для изготовления молотка является его уравновешенность по массам, т. е. независимо от линейных размеров его рабочих частей (боя и задка) отверстие должно находиться в центре равновесия, масса боя соответствовать массе задка (рис. 6).
Для удержания и перемещения горячих заготовок применяют клещи, различающиеся размерами, а также формой губок, зависящей от формы заготовок, которые они удерживают (рис. 7). Существуют и специальные виды клещей, изготавливаемые кузнецом для определенного вида работ, например для удержания заклепок.
Кроме кувалд, ручников и клещей, для художественной ковки требуется также различный подкладной инструмент.
Гладилку применяют для выглаживания заготовок после проковки. Рабочая часть шлифованная. Имеет деревянную ручку.
Наиболее высококачественным топливом является древесный уголь. Однако большой расход при использовании для горна и трудности с приобретением сдерживают его применение. В горнах современных конструкций целесообразно применять литейный кокс, который по качеству не уступает древесному углю, а в некоторых случаях превосходит его. Конструкция традиционного горна, используемая кузнецами, приведена на рисунке 10. Основой его является стол с очагом и местом для нагреваемых заготовок. Размер стола 1 X 1,5-1,5 Х 2 м, высота произвольная в зависимости от роста кузнеца. Изготовляют его из деревянных бревен или камня. Внутренность заполняют камнем, песком, глиной, жженой землей и хорошо утрамбовывают. Для изготовления стола можно использовать кирпич, бетон, а также сварные металлические конструкции.
Очаг, или горновое гнездо, где сжигается топливо, футеруют огнеупорным кирпичом или изготовляют цельным из шамотной глины. Размер очага в плане произвольный и зависит от размера нагреваемых заготовок, но не более 40 X 40 см, глубиной 10-15 см.
Для сопла используют чугунные втулки или отрезки чугунных труб, изолированные шамотной глиной.
Воздух в горн подают с помощью меха или электрических центробежных вентиляторов. Использовать мех для дутья нецелесообразно, так как это трудоемкий и малопроизводительный процесс. Для сбора и отвода дыма и газов над горном устанавливают зонт из листовой стали толщиной 1-1,5 мм. Обычно размеры улавливающей части зонта соответствуют размерам стола. Сечение дымового канала должно быть не менее 20 X 20 см. Высота расположения зонта зависит от объема сжигаемого топлива, силы поддува и высоты вытяжной трубы. Подбирают ее опытным путем. Однако не рекомендуется зонт поднимать выше 80 см над уровнем стола.
Конструкция современного стационарного горна приведена на рисунке 11. На сварной металлической конструкции укреплена литая чугунная плита (стол) с отверстием в центре, в которое вставляется съемное чугунное горновое гнездо, имеющее фланцевое соединение для подсоединения воздуховода, донную крышку для удаления золы из зольника и место для установки сменных колосниковых решеток. Воздуховод оборудован заслонкой для регулировки подачи воздуха. В зависимости от необходимости получения пламени определенной конфигурации используют колосники с отверстиями различной формы. Колосники с равномерно расположенными отверстиями дают широкое факельное пламя, равномерно прогревающее заготовку. Дли местного нагрева применяют колосники со щелевидными отверстиями.
Кроме стационарных конструкций горнов, широко распространены переносные. Малые размеры, возможность транспортировки, относительная несложность изготовление являются несомненными достоинствами их для использования в домашней мастерской. Однако следует учесть, что переносной горн не рассчитан на нагрев больших заготовок, но для изготовления инструмента и небольших кованых изделий его вполне достаточно. Конструкция переносного кузнечного горна такая же, как и современного с литым чугунным очагом или подовой доской, только меньших размеров (рис. 16). Воздух подается от вентилятора, вращаемого ножной педалью.
Имеются конструкции с ручным приводом вентилятора через многоступенчатый редуктор. Если горн будут использовать в условиях мастерской, то рекомендуется предусмотреть применение также электрического вентилятора, а если необходимость в нагреве металла возникает от случая к случаю, то для изготовления строительных скоб, петель и т. п. можно использовать простейшие нагревательные конструкции (рис. 17). Например, отрезок стальной трубы необходимого диаметра с заваренным дном или металлическое ведро футеруют огнеупорным кирпичом и обмазывают шамотной (огнеупорной) глиной так, чтобы углубление имело форму конуса. На уровне вершины конуса вмуровывают отрезок чугунной трубы (фурмы), к которой подсоединяют патрубок пылесоса. Вместо него можно использовать паяльную лампу, тогда диаметр фурмы должен быть чуть больше диаметра сопла паяльной лампы. Отрезок чугунной трубы размещают на одном уровне с паяльной лампой. Эту конструкцию можно усовершенствовать, если применить чугунные угловые патрубки для паяльных ламп (рис. 18). Для повышения мощности горна, сложенного из кирпича, рекомендуется использовать две паяльные лампы (рис. 19).
Если возникает необходимость в изготовлении одинаковых элементов (завитков, меандров и т.п.), применяют стальную гибочную плиту с отверстиями, в которые по заданному рисунку вставляют стержни и по ним огибают разогретую заготовку (рис. 25). Плиту укладывают в раму из стальных уголков, которую желательно крепить на жестком основании или укладывают на наковальне, фиксируя ее в квадратном отверстии.
В кузнице желательно иметь кузнечную форму, представляющую собой массивную плиту с отверстиями и ручьями. Разогретую заготовку кладут на соответствующее место плиты и ударами молотка придают ей необходимую форму (рис. 26).
Контрольно-измерительные инструменты, применяемые в кузнечном деле, подразделяют на универсальные, специальные и шаблоны.
К универсальным инструментам относят линейки, рулетки, штангенциркуль. Для контроля перпендикулярности применяют угольники с углом 90°. Штангенциркулем измеряют наружные и внутренние размеры заготовок.
Фасонные шаблоны различают контурные и профильные. Кроме них, используют также усадочные шаблоны для измерения линейных размеров заготовок с учетом усадки металла после охлаждения.
В кузнечно-слесарной мастерской желательно иметь также инструменты и оборудование, существенно облегчающие работу и дающие возможность применять новые приемы художественной обработки металлов. К ним относятся электросварочный аппарат, сверлильный станок, электрический гибкий вал с набором сменных головок, рычажные ножницы и др.
Для основных кузнечных работ (ковки, рубки, гибки и т.д.) используют стационарную наковальню массой более 300 кг.
Хвост наковальни может быть снабжен квадратным отверстием размером 35×35 мм для установки подкладного инструмента или наковальни-шперака.
Нижняя часть наковальни (башмак) снабжена лапами с 4-мя крепежными отверстиями для скоб или костылей. Основание башмака имеет выемку, в центре которой находится шип, соединяющий наковальню с подставкой (стулом). При помощи стальных скоб, хомутов или костылей наковальня прочно крепится к стулу, в роли которого могут выступать деревянный чурбан или металлическая подставка. В любительских мастерских небольшого размера стул может быть заменен дубовым, кленовым или березовым пнем диаметром 50-60 см либо деревянной подушкой, установленной на металлической или деревянной бочке, заполненной песком, глиной или землей. Песочная или деревянная подушка под наковальней очень желательна, так как она гасит импульс от удара по рабочей части наковальни. Нередко верхнюю грань стула обивают кровельным железом с целью его защиты от окалины и горячих обрубков заготовки, неизменно сопровождающих работу кузнеца. Для глушения шума под наковальню рекомендуется положить резиновую прокладку толщиной около 1 см.
Каждая часть несет определенную функциональную нагрузку и используется в том или ином виде кузнечных работ. Большую часть операций ковки выполняют на лице наковальни.
На роге производят гибку под острым углом прутков различного сечения и полосового металла, а также раскатку и сварку кольцевых заготовок.
На ребре наковальни осуществляют гибку изделий, раздачу материала и другие вспомогательные работы.
Хвост предназначен для правки замкнутых прямоугольных заготовок и гибки под прямым углом. На однорогой наковальне, за неимением хвоста, гибку под углом в 90° производят на ребре.
Наковальню изготавливают методом литья из прочной легированной стали марки 45Л. Поверхность лица обрабатывают до твердости 45-50 HRC, после чего шлифуют. При пробном надпиливании лица должен оставаться едва заметный след. Молоток должен отскакивать от наковальни со звоном. При этом сама наковальня во время ковки должна издавать высокий чистый звук, свидетельствующий об отсутствии трещин.
Предназначение наковальни
Применяется данный вид рабочего инструмента во многих областях производства. Бывают наковальни кузнечные, слесарные, ювелирные, даже для медицинских целей. Техники в стоматологии используют их, но, естесственно, гораздо меньшего размера. В кузнице на ней выполняются все ручные операции: ковка и закалка деталей после горна, придание заготовке нужной формы.
Наковальня слесарная нужна мастерам для рихтовочных работ, для прогибания металлических поверхностей. В ювелирных мастерских используются небольшие стальные наковальни, на которых сгибают и ровняют кольца, серьги, браслеты, отбиваются отверстия при декорировании изделий и т.д. В стоматологии при изготовлении коронок мастера также ее используют. Вообще, в каждом хозяйстве и в частном доме необходимо иметь наковальню, хотя бы небольшого размера, чтобы элементарно можно было выровнять гвоздь или согнуть уголок.
Устройство наковальни кузнечной
Идеальным и универсальным вариантом считается двурогая наковальня. На крепких металлических лапах располагается, так называемое, «лицо» или основная ровная поверхность, на которой кузнец производит все процедуры плоской ковки. Чтобы данная деталь была идеально ровной и гладкой, на ней устанавливается шлифованная пластина из стали марки 35Л, то есть, легированной.
С одной стороны приваривается конусной формы рог. Он служит для раскатки и сгибания деталей. Иногда устанавливают их с двух сторон, в зависимости от вида работ. С другой стороны часто приваривается квадратный хвостовик. С его помощью изделия сгибают под углом в 90 градусов. Для удобства при работе с заготовками мастера могут придать дополнительные функциональные возможности своим наковальням. Например, приварить или вырезать квадратное отверстие для подкладного инструмента или шперака. Можно еще сделать круглое отверстие для фиксации, например, металлического прута при сгибании.
Шперак вставляется при необходимости иметь маленькую рабочую поверхность (мини-наковальню). Он состоит из цельнометаллического чекана с наконечниками с двух сторон и специальным подтоком. На шпераке удобно заниматься художественной и декоративной ковкой изделий.
Подготовительный этап
Чтобы сделать наковальню своими руками, необходимо иметь кусок кранового рельса, приблизительно 25 см, болгарку, сварочный аппарат, отрезки арматуры одинаковой длины, кусок профильной трубы (около 10 см). Также, если мастеру нужен конусный рог, то тут существует два варианта выхода из положения. В первом случае берется болгарка, с цельного куска рельса срезается и вытачивается конус. Это очень трудоемкий процесс, поэтому лучше воспользоваться вторым вариантом, и приварить уже готовый конус, выточенный отдельно на токарном станке. Дальше начинайте разметку будущих частей. Когда все продумано и вымерено, то можно приступать к основной работе по изготовлению наковальни своими руками.
Основной этап работы
Болгаркой спиливается верхний слой рельса и создается максимально ровная поверхность. Желательно установить на ней пластину с легированной стали и тщательно отшлифовать. Проверьте треугольником ровность углов наковальни. Это важный момент. Дальше приваривается рог с одной стороны и квадратный хвостовик с другой стороны.
Чтобы проверить гладкость и качество шлифовки рабочей части наковальни, нужно ее испытать. Для этого необходимо ударить по ее поверхности молотком или молотом. Если все сделано правильно, то молот должен отскочить от нее, как мяч. При этом слышится характерный звон, который держится долгое время. Если наковальня прошла проверку удачно, то можно приступать к следующему этапу работы, а, именно, правильно и надежно закрепить наковальню из рельса на основание.
Опора для наковальни
Существует несколько вариантов выполнения крепкого основания.
1. Если опора стационарная, то берется большой массивный пень из твердых пород дерева и вкапывается в землю. Чтобы он дольше прослужил, нужно взять и оббить его Для того, чтобы наковальня крепко держалась на пне, и не свалилась на ногу кузнецу при первом же ударе, нужно приварить к нижней части рельса куски арматуры, согнутые под прямым углом, буквой Г. Получившиеся лапы ставят на пень и вбиваются в него, но не плотно.
2. Следующий вариант для опоры делают из металлической бочки, вкопанной в землю. Засыпается пень или металлическая сварная рамка песком, заполняя весь объем бочки. Это уличный вариант для основания наковальни. Высоту пня или металлической бочки кузнецы выставляютс учетом своего роста. В момент удара по заготовке, рука мастера должна находиться на уровне горизонтальной плоскости.
3. Если наковальня будет переносная, то для нее необходима сварная металлическая основа с чтобы она могла выдерживать удары разной мощности. Можно ее облагородить и оббить деревянным ящиком с кармашками для разных клещей и молотков.
Дополнительные функции
При изготовлении наковальни своими руками и кузнец, и слесарь, и домашний мастер могут продумать и дополнить изготовленную вещь приятными деталями. Например, сделать площадку для прошивок отверстий под заклепки. Не бесполезным элементом будет расчерчивание линейки с делениями. Тогда не нужно будет каждый раз вымерять поковки. Они будут все одинаковой длины. В этом прелесть самодельной наковальни, что она может отвечать всем требованиям мастера.
Самостоятельно сделанная наковальня пригодится не только профессиональным кузнецам, но и простым любителям кузнечного дела, которые хотят проявить свою фантазию и умения в оформлении загородного участка или дачи.
Качество | Звук от удара молотком | Твёрдость | Высота подскакивания |
Отличное | Очень звонкая | Отличная | 24,5-23,5см |
Хорошее | Звонкая | Хорошая | 23- 21см |
Среднее | Не звонкая | Мягкая | 18-16см |
Плохое | Глухой | Очень мягкая | 12см |
Для металлообработки способом горячей и холодной ковки важно наличие многих инструментов и приспособлений. И, если некоторые из них можно заменить или вообще проигнорировать, то кузнечная наковальня практически незаменимый элемент мастера. Ведь на ней выполняется вся основная обработка, особенно горячим способом.
В нашем материале мы рассмотрим типы и особенности такой принадлежности каждого кузнеца.
Устройство наковальни довольно простое, но каждый из отдельных элементов назначен выполнять различные операции по металлообработке.
Сам кузнечный «рабочий стол» состоит из следующих частей.
Дополнительно каждая наковальня имеет отверстия круглого и квадратного сечения на поверхности, а также крепежные скобы (в стационарном исполнении).
Материалом для изготовления является легированная сталь марок 35 или 45Л. Изделие производится способом литья и имеет закаленные и незакаленные поверхности.
Вся поверхность тщательно шлифуется практически до зеркального блеска. Грани по сторонам от лица наковальни выдерживаются точно под прямым углом. Ребра обязательно заостренные без сколов и вмятин.
На лице наковальни проводят многие кузнечные операции, а на ребрах выполняют гибку заготовок и листового металла.
1)лицо, 2,9)отверстия, 3)хвост, 4)крепежные скобы, 5)стул, 6)лапы, 7)рог, 8) не закаленная площадка.
Кузнечный «рабочий стол», в зависимости от типа, может иметь один или два рога, их количество определяет и форму изделия.
Назначение такого элемента в выполнении функции оправки, на которой выполняют гибку полос или прутков, а также раскатку или сварку. Если есть второй пирамидальный, то на нем проводят изгибание и правку заготовок или куют изделия других сложных форм.
Некоторые типы наковален между лицом и рогом имеют незакаленную часть площадки, на ней проводят рубку металла зубилами.
Также, кроме перечисленных элементов, приспособление может быть дополнительно оборудовано слесарными тисками для более удобного выполнения кузнечных операций в одиночку.
Существует несколько типов этого кузнечного приспособления, их различают по наличию или отсутствию некоторых конструктивных элементов, габаритам и массе, а также по рабочему назначению.
Типы наковален
Государственным стандартом определяются следующие типы наковален заводского изготовления.
Выбирать наковальню нужно в зависимости от планируемых работ. Для габаритных и тяжелых обрабатываемых заготовок нужно приспособление более тяжелое, а для небольших поковок можно обойтись и относительно нетяжелой однорогой конструкцией. Также выбор будет зависеть от видов работ. Возможно, придется поискать двурогие наковальни с различными отверстиями.
Для ювелирных работ используются небольшие по размеру и массе шпераки, так как изделия довольно маленькие и не требуют тяжелой ударной обработки. Часто ювелирная наковальня изготовляется под заказ по личным потребностям, со своими индивидуальными элементами в конструкции.
Качественное кузнечное приспособление при ударе по ней молотком звенит, а сам ударный инструмент отскакивает от лицевой поверхности.
Кроме выбора и приобретения, важно правильно установить такое массивное приспособление, чтобы в дальнейшем не возникло проблем во время рабочего процесса.
Как установить наковальню
Несмотря на то, что наковальня довольно массивное приспособление, она требует серьезного подхода к установке. Неправильный монтаж может спровоцировать проблемы: падения и опрокидывания. Но, самое главное, подставка должна гасить всю энергию удара.
В качестве стула чаще всего используется большой деревянный чурбак диаметром от 500-600 миллиметров. Древесина должна быть из твердых пород: дуб, клен, ясень, береза и других подобных. Если нет подходящего материала, можно использовать бочку из дерева или металла. В нее засыпается земля, глина, песок и очень плотно трамбуются. Сверху закрепляется толстая деревянная прокладка, на которую и монтируют наковальню.
Высота подставки выбирается индивидуально, зависит от роста кузнеца.
Сам стул из деревянного чурбака не должен создавать дополнительных вибраций, поэтому его нужно вкопать в землю на глубину не менее, чем 0,5 метра с песчаной, плотно утрамбованной, подкладкой на дне ямы. Обязательно при этом сверяется уровень установки стула (горизонтальный и вертикальный).
Чем заменить
Если нет возможности приобрести наковальню, то ее можно заменить, например, самодельным приспособлением, сделанным из рельса, швеллера или двутавровой балки.
Сделанная из рельса наковальня прослужит длительный срок, хотя и не заменит полноценное заводское изделие.
Как сделать замену промышленному изделию можно посмотреть в видео
Самоделки со швеллера или двутавра могут использоваться лишь временно, так как их полки недостаточно толстые, а сталь не обладает стойкостью к механическому воздействию.
Конечно, лучшим вариантом станет полноценная заводская наковальня, изготовленная литьем и имеющая все необходимые элементы с закаленной поверхностью. Такое изделие прослужит в кузнечной мастерской практически вечно.
А что вы можете добавить к этому материалу? Насколько критично отсутствие в кустарной мастерской заводской наковальни и как можно ее заменить? Поделитесь своим опытом в выборе этого кузнечного приспособления и его использовании. Примите участие в обсуждении материала статьи в блоке комментариев.
Как-то сидел в интернете и искал хотя бы какой справочник или книгу по гормональной системе, о том как вообще гормоны влияют на организм и психику человека, но увы ничего полезного не нашёл и поэтому решил взять на себя ответственность и написать цикл с
Ответ на этот вопрос не понравится США и Европе Самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines (Амстердам – Куала-Лумпур) вылетел из амстердамского аэропорта «Схипхол» в 10.14 UTC (14.14 мск) 17.07.2014 и должен был прибыть в пункт назначения в 6.10 по