нужно ли платить за домофон если в квартире нет трубки
Нужно ли платить за домофон?
Если вы проживаете в многоквартирном жилом доме, то почти у вас наверняка в настоящее время на входной двери в подъезд стоит домофон, а у многих в квартирах также установлены переговорные устройства. Однако далеко не все задумываются, заключен ли у них договор на техническое обслуживание домофонной системы и не обращают внимания на квитанции по оплате этих услуг, которые ежемесячно или ежеквартально бросают в почтовые ящики, полагая, что оборудование обслуживается, содержится и модернизируется само по себе без чьего-либо стороннего вмешательства. Обычно этот вопрос возникает после того, как человек обнаруживает, что электронный ключ не открывает входную дверь, а дозвониться на трубку в квартиру невозможно. Как правило, пытаясь выяснить причину этой неприятности, житель дома узнаёт в домофонной компании, что саму по себе домофонную систему никто не отключал, вполне возможно, что на линии поломка, однако, для её устранения заявителю необходимо оплатить имеющуюся задолженность либо заказать в домофонной компании платную услугу по ремонту системы. В этот момент практически у всех людей, попавших в такую ситуацию, возникает мысль о том, что договор то я не заключал и, соответственно, никому ничего не должен. Давайте разберёмся, как всё может обстоять на самом деле.
В большинстве случаев домофонные компании заключают договоры на техническое обслуживание домофонного оборудования не с каждым жителем по отдельности, а один общий договор на подъезд. Своё согласие на заключение такого договора жильцы выражают путём заполнения своих паспортных данных и подписи в приложении к договору. Немногие могут после нескольких лет вспомнить, что они что-то подписывали, однако даже если вы забыли об этом, факт заключения договора имеет место быть. Обычно в случае если договор с домофонной компанией заключен, в присылаемых квитанциях указана фамилия представителя вашей квартиры. В случае если платёжные документы приходят без указания ФИО плательщика, это может говорить о том, что у домофонной компании нет сведений по вашей квартире, следовательно вы не принимали участия в заключении договора. В этой ситуации направляемые квитанции являются ни чем иным как публичной офертой. Оплачивая квитанции, вы выражаете своё согласие на получение услуги. Срок действия оферты ограничен одним кварталом или одним месяцем (в зависимости от того, за какой период предъявляется плата). В случае несогласия Вы вправе не оплачивать квитанцию, то есть не акцептировать оферту. Задолженность по таким квитанциям образовываться не может.
В случае если вы все-таки заключали договор на обслуживание системы, даже если вы об этом не помните, то обязательства по оплате оказываемых услуг у вас есть даже если переговорного устройства в квартире нет и вы пользуетесь исключительно электронным ключом. Домофонная система – это комплекс оборудования, который не ограничивается только переговорной трубкой. Статья 309 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
При отсутствии заключенного с вами договора, у вас нет обязательств по оплате услуг и задолженности.
Если вы продолжаете настаивать на отсутствии договора и не хотите оплачивать возникшую задолженность либо если у вас на самом деле нет договора, а ключ и трубка по прежнему не работают, то для восстановления их функционирования вы можете вызвать мастера из домофонной компании для устранения неполадок. Однако в этом случае услугу вам придётся оплатить разово в соответствии с прейскурантом компании. По итогам выполнения работ вам должны будут выдать квитанцию, договор либо иной документ, подтверждающий оплату.
Если же вы обладаете доказательствами умышленного отключения оборудования с целью ограничения вашего доступа в жилое помещение, либо если у вас есть законные основания получать услугу по техническому обслуживанию домофона безвозмездно, то вы вправе обратиться в правоохранительные органы и в суд за восстановлением нарушенных прав.
Нужно ли платить за домофон если в квартире нет трубки
По наиболее часто задаваемым вопросам представляем свой комментарий.
Вопрос 1. Пользование домофоном является услугой или использованием товара?
Домофон является товаром, но товаром сложным, поэтому, когда жильцы приобретают домофонное оборудование, то также приобретают услугу по его установке, и как правило, заключают смешанный договор или два договора: на приобретение домофона (договор купли-продажи) и его установку (договор бытового подряда). Также фирмы, продающие домофоны, нередко указывают в своих договорах в обязательном порядке техническое обслуживание домофонного оборудования. Следует иметь ввиду, что по Закону РФ «О защите прав потребителей» данные организации не вправе навязывать дополнительные услуги потребителям без их согласия (статья 16). Жильцы могут сами выбрать любую фирму, которая будет обслуживать домофон, а также могут вообще не заключать договор на обслуживание ни с какой организацией и вызывать специалиста только при наличии возникших проблем с домофоном. В отношении последнего варианта следует уточнить, что воспользоваться этим выгодно, если домофон работает исправно и редко ломается, поэтому платить ежемесячную плату нет необходимости. Если же происходит обратное, то дешевле платить за техническое обслуживание, поскольку фирма будет устранять недостатки согласно договора.
Вопрос 2. Все ли жильцы подъезда должны оплачивать услуги за техническое обслуживание домофона?
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Статья 290 ГК РФ относит домофоны к общему имуществу собственников. Следовательно, собственники обязаны платить за общее имущество, в данном случае за содержание домофона. Также, кроме собственников в число плательщиков должны быть включены и те жильцы, которые занимают помещения на основании договоров социального найма (наниматели жилья). Согласно п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ для обеих этих категорий жильцов плата за содержание и ремонт жилого помещения включает «плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме». Следовательно, за домофон должны платить не только собственники, но и наниматели жилья. Но бывают ситуации, когда не все жильцы готовы платить за установку домофона и отказываются ставить у себя в квартире домофонную трубку. В данном случае взимание с них платы за обслуживание домофона является не законным. Данным жильцам могут предложить приобрести ключи для пользования домофоном. В случае разногласий между жильцами по условиям пользования домофоном все споры разрешаются судом.
Вопрос 3. После заключения договора на установку домофона кто является собственником домофонного оборудования?
При заключении договора с фирмой внимательно его читайте. Если заключается договор купли-продажи, то домофон становится общей собственностью покупателей, т.е. жильцов подъезда многоквартирного дома. Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включается в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). В п. 7 указанных Правил указано, что в состав общего имущества включаются автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов многоквартирного дома. Таким образом, домофон отвечает всем признакам общего имущества в многоквартирном доме.
Также хотелось бы предложить потребителям при заключении договоров внимательнее их читать и заключать договоры только на выгодных для потребителей условиях, т.к. в настоящее время организаций, предоставляющих услуги по установке домофонов достаточно много.