о чем говорится в рассказе петька на даче кратко в сокращении
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Андреев Л. “Петька на даче” Читательский дневник, краткое содержание
Андреев Л. “Петька на даче” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Андреев Л.
Название: “Петька на даче”
Жанр: рассказ
Тема произведения: о детях
Число страниц: 8
Главные герои и их характеристика
Петька, мальчик 10 лет. Апатичный, забитый, малоподвижный, равнодушный. Ученик парикмахера. Попав на дачу, становится веселым, подвижным, озорным и счастливым.
Николка, мальчик 13 лет, тоже ученик парикмахера. Веселый, хулиганистый, ругается матом. Несчастный и одинокий.
Митя, гимназист. Обычный ребенок, добрый, веселый.
Надежда, мать Петьки. Кухарка. Простая и необразованная, любит своего сына и желает ему счастья.
Осип Абрамович. Парикмахер. Равнодушный, жестокий человек.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о жизни мальчика Петьки, который был лишен детства в городе, но который на короткое время познал счастье свободы на даче.
Сюжет — краткое содержание
Служа в парикмахерской, Петька казался всем ленивым, равнодушным ко всему и даже дурачком.
Над ним издевались подмастерья, а единственный друг Николка пил водку и ругался плохими словами.
Однажды мать повезла Петьку на дачу, и в дороге мальчик был поражен новыми впечатлениями, а на даче испугался природы.
На даче Петька познакомился с гимназистом Митей, который стал брать мальчика с собой на рыбалку, купаться и в крепость.
Петька ожил, развеселился, научился мечтать, но пришло время возвращаться в город, и Петька устроил громкий скандал.
В городе Петька вновь превратился в апатичное существо, но помнил о даче и рассказывал о ней Николке, который страшно ему завидовал.
Понравившийся эпизод
Мне понравилось, как Петька вел себя на даче. Сперва его пугала природа, он уходил к лесу, на берег и лежал в траве. Потом Петька привык, подружился с Митей и стал самым обычным мальчиком. У него появилось детство, он научился играть и веселиться.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Ребенок не должен быть лишен детства, не должен с малых лет зарабатывать себе на жизнь каторжным трудом. Ребенок всегда должен оставаться ребенком.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить детей и заботиться о каждом из них, как о своем собственном ребенке. Учит доброте и отзывчивости. Учит любить природу. Учит не быть равнодушными перед лицом чужих страданий.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень сильное и печальное произведение. Его главного героя Петьку очень жаль, ему невозможно не посочувствовать. Взрослые люди лишили мальчика счастливого детства, превратили его почти в животное, а так не должно быть никогда.
Новые слова и выражения
Аляповатый — грубо сделанный, неуклюжий.
Струпья — корочки над поверхностью раны.
Сутолока — толкотня, толчея.
Конфуз — смущение, неловкость.
Пословицы к произведению
Где веселое детство — там радость.
Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
Два раза молодым не бывать.
Дерево стало кривым, когда было молодым.
Краткое содержание Петька на даче Андреева
Герой рассказа Андреева – мальчик Петька десяти лет от роду. В семь лет он был отдан на работу к парикмахеру Осипу Абрамовичу и никогда не помнил другой жизни. Петька был маленьким, худым, вечно грязным и неухоженным, его детское лицо уже будто прорезали морщины.
Старший мальчик, Николка, которому было тринадцать, уже свыкся с парикмахерским бытом. Он знал многих клиентов и людей на улице, преимущественно пьяниц и дебоширов, сам сквернословил и курил. Петька знал, что скоро станет таким же как Николка и немного завидовал парню, но пока мало интересовался его жизнью.
Однажды приехала мать Петьки, кухарка Надежда, она забрала сына на каникулы на дачу ее господ. Мальчик впервые оказался на вокзале, увидел из окон поезда необъятное светлое небо, зелень лесов и широкую реку.
Первые пару дней на даче он провел в полном единении с природой. Поражаясь тишине и благородству леса вокруг, вдыхая ароматы цветов, он валялся на траве. Часто он приходил к матери, которую так редко видел. Потом Петька познакомился с гимназистом Митей. Вместе они купались, играли в детские игры, гуляли по развалинам дворца. По вечерам Петька бегал смотреть, как господа катаются на лодках на пруду. Мальчик стал более ухоженным, пополнел, морщины на его лице разгладились.
Вскоре хозяин велел Петьке возвращаться. Сначала мальчик даже не вспомнил, кто такой Осип Абрамович, а затем поднял страшный вой, но вскоре успокоился и смирился с судьбой. Обратно он ехал, даже не выглядывая в окно поезда. Прощаясь с матерью, Петька показал, что все же не оставил надежду вернуться на дачу – он попросил спрятать сделанную им удочку. Мать обещала это сделать.
Дни в парикмахерской снова тянулись однообразно и скучно. Вечерами Петька лишь мог предаться воспоминаниям и рассказывал Николке о даче, ведь тот вообще не видел жизни за пределами шумного города, полного пьяных и бедных людей.
Рассказ показывает судьбу детей из бедных семей на исходе XIX века. Если бы господа не просто жалели детей, а оказали бы им помощь, то их светлое детство могло быть спасено. Произведение учит нас быть благороднее и помогать бедным детям. Они сами о себе позаботиться не могут.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Андреев. Все произведения
Петька на даче. Картинка к рассказу
Сейчас читают
После выхода фильма «Печки-лавочки» автор получает письмо со своей родины Алтая. В нем говорится, чтобы автор произведения не позорил родную землю и проживающий там народ. Затем в газете выходит статья
В произведении «Защита Лужина», созданном писателем Владимиром Владимировичем Набоковым, повествуется о жизни Александра Ивановича Лужина — одного из лучших игроков в шахматы.
Дед возвращается с рыбалки. Он доволен своим уловом, у него целый обоз рыбы, он видит, что на дороге лежит мертвая лиса, он уверен, что жизнь улыбнулась ему еще больше, поэтому решает забрать лису себе на обоз и отправляется дальше.
Главный герой – Виталий Мещерский – только что поступил в университет. Приехав на каникулы домой, он уверен, что именно этим летом найдет настоящую любовь, но не подвергаться романтике
Кратко «Петька на даче» Л. Н. Андреев.
Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» – остросоциальное детское произведение, с присущей автору трепетной эмоциональностью жанра творческого реализма XX века. Сюжет произведения основан на истории из жизни одного московского парикмахера, служившего в детстве учеником цирюльника.
Очень краткий пересказ рассказа «Петька на даче».
Десятилетнего мальчика Петю отдают в ученики местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Мальчика нещадно эксплуатируют, заставляя делать тяжелую работу и грозя наказанием, не дают высыпаться. Он худ и слаб, возле глаз просматриваются тонкие морщинки, постоянно недоедает, ходит грязный. Петьке вся жизнь кажется какой-то не реальной, словно сон. Несмотря на постоянную апатию, мальчик чувствует, что его тянет в другое место, только он сам понять не может куда. Когда Петьку навещает Мать, он просил забрать его, но потом вяло прощался с матерью и снова начинается обыденная жизнь.
Однажды мать забирает мальчика на дачу к господам в Царицыно, где работала кухаркой. В поезде Петька то и дело вертелся у окна – как удивительно менялись картинки за окном. Он никогда не был в деревне, поэтому леса, полянки и речка кажутся ему странными, но интересными. Со временем Петька привыкает к новой жизни. Он уверен, дача – это именно то место, которое хочет его рвущаяся в неизвестность душа.
В деревне мальчик находит друга – гимназиста Митю. Вдвоем они хорошо проводят время, гуляют и рыбачат. У Пети с лица исчезли морщинки, он прибавил в весе и стал по-детски игривым мальчиком. Природа и свобода от обязанностей оживили ребенка.
Но все закончилось внезапно – ему сказали, что пора ехать домой. Сначала Петя устраивает истерику, потом смиряется, покорно и уныло смотря на проплывающие мимо картинки в окне поезда. Оказавшись в парикмахерской, он снова слышит крики Осипа Абрамовича, и, вздрагивая, бежит на зов. А ночью, шепотом рассказывает напарнику Николке про дачу.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание рассказа «Петька на даче» подробно.
Десятилетний Петька работает в парикмахерской Осипа Абрамовича. Цирюльня расположена в квартале домов, где есть «дешевый разврат». В грязной комнате стрижется неприхотливый контингент – обслуживающий господ персонал и «а-ля красавцы» местные щеголи.
Петька – самый младший из прислужников Осипа Абрамовича. На него чаше всех кричат. Вместе с ним, в парикмахерской служит Николка – ученик, который скоро станет подмастерье. Мальчик на три года старше, курит папиросы, ругается матом, врет, что пробовал водку, и старается казаться взрослым. Ему подмастерья Михайла и Прокопий доверяют стрижку простаков. Наедине с Петей, Николка становился добрым и учил мальчика азам парикмахерского мастерства.
Часто они вдвоем сидят окна, рядом с восковым женским бюстом, и наблюдают за утренней жизнью бульвара. Николка рассказывает пошлые истории о знакомых ему обитателях улицы, и, скалясь, смеется над ними. Петьке кажется, что друг очень умный и жутко хочется быть таким же. Но сейчас мальчик мечтает о другом месте.
Дни в парикмахерской проходят однообразно и скучно. В любое время года мальчик видел одно и то же. Два зеркала – кривое, и с трещиной, картину с двумя голыми женщинами, рыжими от копоти керосиновой лампы. Каждый день Петя слышал один и тот же крик: «Мальчик, воды!» И он бесконечно подавал эту воду, без праздников и выходных. По воскресеньям, когда парикмахерская не работала, он долго сидит на стуле, погруженный то ли в дремоту, то ли в тяжелые мысли.
Происходящее вокруг Пете казалось длинным сном. Мальчик худел, часто не слышал крика или разливал воду. Его неопрятный вид вызывал у посетителей лишь брезгливость. Да и он сам не знал, как назвать свое состояние. Ему хотелось в другое место, но он не понимал куда именно.
Петю иногда навещает мать – кухарка Надежда. Он лениво ест ее сладости и просит забрать его из парикмахерской. Но потом он забывает о просьбе и равнодушно уходит от матери, не интересуясь, когда она еще придет. А Надежда воспринимала сына как дурачка, с горем думая, что у него не все ладно с головой.
Долго ли так живет он, Петя не задумывался. Но однажды приехала мать. Поговорив с Осипом Абрамовичем, она сказала мальчику, что он едет в Царицыно, на дачу к ее господам. Петька понял, что дача – это есть то место, о котором он мечтал и стал торопить мать, не обращая внимания на Николку, стоявшего рядом. Дерзкий ученик парикмахера зло смотрел на Надежду, но в глазах его заметна тоска – у него не было матери, которая бы отвезла на дачу.
Вокзал встретил их разноголосым откликом и грохотом поездов. Когда Петька с мамой сели в вагон, он прилип к окну, рассматривая город. Через стекло поле казалось странным, лес – травою, а небо – широким и ясным. Мальчик метался из одной на другую сторону вагона, доверчиво прикасаясь грязными руками к улыбающимся ему вслед пассажирам. Один из попутчиков, читающий газету, неприязненно посмотрел на мальчика. Надежда поспешила оправдаться:
– Первый раз едет, интересно ему…
В ответ пассажир пробурчал согласие и уткнулся в газету. Мать Пети еще хотела объяснить угрюмому дядьке, что сын три года служит в подмастерьях, потому как она, слабая и одинокая женщина, не сможет его поднять сама. Но взглянув на злое лицо господина, она оставила эту мысль при себе.
Поезд промчался мимо кочковатой темно-зеленой равнины с серыми домиками по краю, затем взлетел на мост и повис над голубой гладью реки. Петька вздрогнул от неожиданности, но сразу же прильнул к окну, словно боясь потерять волшебство мгновения. Лицо мальчика изменилось – теперь он не казался сонным и растрепанным, под глазами исчезли морщинки, а взгляд сиял озорными блестками.
Первые два дня на даче буквально сбили с ног богатством впечатлений, смяв робкую маленькую душонку Петьки. Современный дикарь, воспитанный каменными объятиями города, почувствовал себя бессильным перед живой природой. Он боялся бесконечного, темного, шумного леса и светлых, зеленых полянок. Мальчик волновался и радовался, бледнел и вздрагивал, прогуливаясь по лесистым берегам пруда.
Первое время он возвращался к матери. Барин спрашивал, нравится ли ему на даче. Конфузливо улыбаясь, мальчик отвечал:
Через пару дней Петька уже был в полном соглашении с природой. И содействовал ему в этом гимназист Митя из Старого Царицына. Он рыбачил на речке, когда увидел Петьку. Мальчики быстро нашли общий язык и подружились. Сначала они рыбачили, затем пошли купаться. Петька не умел плавать, боялся заходить в воду. А когда зашел, не хотел вылезать. Он смешно бил поводе руками, делая вид что плавает, захлебывался, поднимая брызги, и был похож на щенка, попавшего в воду впервые.
По задумке неистощимого на приключения Мити, мальчики исследовали руины старого замка – сидели на разрушенной деревьями крыше или бродили среди обломков какого-то здания. Промеж каменистых груд росла молодая рябина, а в оконных амбразурах чудились страшные рожи. Петька чувствовал себя на господской даче как дома, совсем позабыл о существовании Осипа Абрамовича и его парикмахерской.
Надежда радовалась. Ей казалось, что сын растолстел, потому что она его много кормит. Но Петька ел мало – ему просто некогда было жевать, нужно успеть выкупаться, нарезать удочки из орешника, выкопать червей. Мальчик бегал босой, что в тысячу раз приятнее, чем тянуть на себе сапоги с толстыми подошвами. Свою поддержанную курточку он снял, и сразу внешне помолодел. Надевал он ее вечером, когда ходил на плотину наблюдать за катающимися в лодках господами.
В конце недели вечером барин из города привез письмо для Надежды и прочитал его ей. Она заплакала, растирая сажу на лице передником. По отрывистым фразам можно было понять, что разговор идет за Петьку. В это время сам Петька играл на заднем дворе в «классики».
Из дома вышел барин, подошел к мальчику и положил ему руку на плечо:
Петька молча и конфузливо улыбнулся. Барин подумал, что мальчишка «чудак»:
– Ехать надо, братец – повторился он.
Мальчик продолжал улыбаться. Подошла Надежда и подтвердила слова барина:
– Надобно ехать, сынок, к хозяину твоему – Осипу Абрамовичу.
У Петьки во рту разом все пересохло, и язык двигался с трудом. Он забыл про город, а место, куда так хотелось уже найдено.
– Требует приехать. Говорит, Прокопий заболел, народ не ходит. Ты не горюй – он добрый, может опять отпустит.
Вдруг Петька закричал так громко, как не кричал самый горластый мужик. Мальчик упал и стал кататься телом на земле. Его крик и поступок удивил мать и расстроил барина. Чуть позже, когда он успокоился, барин сказал барыне:
– Я тебе говорил, детское горе непродолжительное.
– Но так жалко мальчонку… – ответила она.
– Ты права, они ужасно живут. Но есть те, кто живет еще хуже.
На следующее утро поездом Петька ехал в город. Мимо проплывали седые от росы зеленые поля, но он не бегал по окнам, пытаясь разглядеть пейзажи. Мальчик тихо и спокойно сидел, смиренно сложив руки на коленях. Его старая поношенная куртка облегла худое тело, а в глазах появилась все та же сонливость и апатия. Вот мелькнула платформа и поезд остановился. Надежда с сыном вышли на перрон, и жадный город приготовился поглотить очередную жертву.
Перед дверью парикмахерской мальчик тихо попросил мать спрятать удочку. Снова в душной и грязной комнате звучал отрывистый крик «Мальчик, воды!» и посетители наблюдали, как протягивается рука к подзеркальнику под грозный шепот «Ну погоди!». Это означало, что вечно сонный мальчик опять разлил воду.
Ночами, из места, где спали Петька с Николкой, слышался детский голосок, увлеченно рассказывающий о даче и том, чего не было, никто не видел и не слышал. В тихом молчании изредка вскрикивал энергичный голос «Эх, черти, чтоб им повылазило!» да мощно громыхал на улице мимо проезжающий обоз.
Кратко об истории создания произведения.
Проза Леонида Николаевича Андреева, создаваемая им на границе XIX-XX веков, буквально пронизана чувственной остротой, заставляя читателя сопереживать литературным персонажам.
Рассказ «Петька на даче» – яркая иллюстрация беспросветной жизни детей бедняков, написан в1899 году и впервые опубликован в «Журнале для всех». Это история из детства одного модного парикмахера Москвы И. Андреева, рассказанная автору им лично.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Андреев Л. “Петька на даче” краткое содержание для читательского дневника
Андреев Л. “Петька на даче” краткое содержание для читательского дневника
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)
Рассказ о жизни мальчика Петьки, который был лишен детства в городе, но который на короткое время познал счастье свободы на даче.
Краткое содержание произведения «Петька на даче» для читательского дневника
Работая в парикмахерской, Петька создавал впечатление ленивого, безразличного ко всему мальчика. Его не уважали подмастерья, товарищ Николка ругался плохими словами. Однажды Петька отправился с семьей на дачу. В пути он увидел настоящую природу и оказался под большим впечатлением. На даче Петька сдружился с гимназистом Митей. Они ловили рыбу, купались и очень весело проводили время. Он будто начал новую жизнь, развеселился, стал мечтать. Но, хоть Петька и возмущался, все равно пришлось вернуться в город. В городе Петька снова стал равнодушным, но еще долго вспоминал о даче.
Краткое содержание произведения «Петька на даче» можно прочитать ниже
В парикмахерской у Осипа Абрамовича служил маленький мальчик Петька. Он подносил воду Осипу Абрамовичу или его подмастерьям. Ему часто грозили за пролитую воду или когда он не слышал поручения. Посетители считали, что с мальчиком так и надо поступать.
В эту парикмахерскую ходили швейцары, приказчики, служащие или рабочие. Недалеко был квартал с домами разврата.
В парикмахерской служил еще один мальчик Николка. Он был на три года старше Петьки и скоро должен был стать подмастерьем. Николка важничал перед Петькой, курил, ругался, говорил, что пил водку, и с подмастерьями ходил смотреть драки. За это Осип Абрамович бил его по щекам.
Петьке было десять лет. Он завидовал Николке. Но когда все отдыхали, Николка учил Петьку разным стрижкам.
Ребята иногда садились на окно и смотрели на бульвар. Там сидели на скамейках мужчины и женщины. Они были грязно одеты. Некоторые пытались уснуть на скамейках. Но сторож ходил и следил за всеми. Женщины здесь все говорили хриплыми голосами, могли пить водку прямо на улице с мужчинами. Иногда их били, начиналась драка, но сторож всех разгонял.
Николка рассказывал Петьке про этих мужчин и женщин и смеялся. Петька считал Николку умным и бесстрашным и хотел стать таким же. Но ему хотелось в какое-то другое место.
Каждый день у Петьки был одинаковым. В парикмахерской ничего не менялось. Петька спал много, но ему постоянно хотелось спать. Он был очень худой, маленький, с грязными руками и шеей. На лице его были морщинки.
Петьку навещала мать, кухарка Надежда. Она приносила ему сладости. Он просил мать забрать его отсюда, потом забывал о своей просьбе и прощался с матерью. Она считала Петьку дурачком.
Однажды мать приехала и сказала, что Петьку отпускают на дачу, где живут ее господа. Петька не сразу понял, но потом стал очень торопить мать. Николка смотрел на Петьку и завидовал ему. У Николки совсем не было матери, и он тоже никогда не был на даче.
На вокзале Петька очень оживился. Он боялся опоздать на поезд. В поезде Петька стал смотреть в окно и все разглядывать. Петька в первый раз видел поле, лес, широкое небо, облака. Он перебегал с одной стороны вагона к другой. Пассажиры смотрели на него и улыбались. Только один мужчина посмотрел хмуро на Петьку. Мать хотела рассказать ему, что ее Петька три года живет у парикмахера и это для него хорошо.
Петька увидел равнину, серенькие домики, церковь. На мосту через реку Петька сначала испугался, но потом опять стал смотреть в окно. Он перестал быть сонным, и морщинки исчезли.
На даче Петька сначала боялся леса и всего кругом. Он много гулял, валялся на траве. Барин спрашивал его, нравится ли ему на даче. Мальчик стеснялся и отвечал, что нравится.
Через два дня Петька познакомился с гимназистом Митей. Он научил Петьку ловить рыбу, купаться в речке, лазать по развалинам. Петька даже забыл про парикмахерскую и Осипа Абрамовича.
Петька поправился, хотя ел немного — ему было некогда.
Барин привез письмо для матери Петьки. Надежда заплакала. Барин сказал Петьке, что надо уезжать. Петька не понял, куда ему надо уезжать. Завтра он собирался на рыбалку. Мать объяснила Петьке, что надо ехать к Осипу Абрамовичу. Вдруг Петька упал на землю и стал сильно кричать и бить руками и ногами. Но потом успокоился.
Барыне стало жалко мальчика. Барин сказал, что есть люди, которые живут хуже. Барин и барыня ушли на танцы.
Утром Петька с матерью поехали на поезде в город. Петька уже ничего не рассматривал, сидел тихо, сложа руки. Он опять стал сонным, на лице появились морщинки.
На пороге парикмахерской Петька попросил мать спрятать удочку. Петька снова стал каждый день подносить воду парикмахеру. А вечером он рассказывал Николке про дачу и про то, что было и чего не было.
«Петька на даче» краткое содержание рассказа Андреева – читать пересказ онлайн
Рассказ «Петька на даче» Андреева был написан в 1899 году. В своей книге автор поднял проблему тяжелой судьбы детей из бедных семейств, которые были полностью лишены детства.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Петька на даче», которое будет полезно для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Петька – десятилетний мальчик, помощник в парикмахерской, вечно сонный, забитый, «маленький старичок».
Другие персонажи
Осип Абрамович – владелец парикмахерской, хозяин Петьки.
Прокопий и Михайла – подмастерья в парикмахерской.
Николка – единственный друг Петьки, будущий подмастерье.
Надежда – мать Петьки, кухарка, добрая и жалостливая женщина.
Барин – хозяин, у которого работала Надежда, владелец дачи.
Митя – гимназист, друг Петьки по даче.
Краткое содержание
Парикмахерская Осипа Абрамовича располагалась неподалеку от квартала с «домами дешевого разврата». Публика в это заведение захаживала весьма нетребовательная: «швейцары, приказчики, иногда мелкие служащие или рабочие».
У Осипа Абрамовича всегда был на подхвате «кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михайла». Кроме того, в заведении служили и два мальчика. Тринадцатилетний Николка готовился стать подмастерьем, и очень гордился этим. Он старался держаться, как взрослый: «курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами».
Петьке было всего десять лет, и в его обязанности входило исполнение мелких поручений хозяина и подмастерьев. Когда не было посетителей, он любил беседовать с Николкой, который объяснял ему, «что значит стричь под польку, бобриком или с пробором». Иной раз они располагались у окна и «смотрели на бульвар, где жизнь начиналась с раннего утра». Местные женщины были одеты просто, не по моде, они говорили резкими, неприятными голосами, ругались, прямо на улице «пили водку и закусывали».
Случалось, что иная пьяная женщина становилась жертвой побоев такого же пьяного мужчины, «но никто не вступался за нее». Николка знал многих женщин по именам, рассказывал своему приятелю о них «грязные истории и смеялся, скаля острые зубы». Петька очень уважал его за подобную осведомленность, и в будущем мечтал стать таким же умным и бесстрашным.
Жизнь Петьки была удивительно однообразной и скучной – дни незаметно мелькали и были похожи «один на другой, как два родные брата». С утра и до позднего вечера он слышал одну и ту же фразу – «Мальчик, воды!», и старался подавать ее как можно быстрее, чтобы избежать наказания за нерасторопность.
Маленький, худенький Петька постоянно хотел спать, и ему часто казалось, что «все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон». Маленький рост, сильная худоба, веснушчатое лицо и «грязные-прегрязные руки и шея» вызывали неприязнь у посетителей парикмахерской. Неприятное и несколько странное впечатление создавали и тоненькие морщины, наметившиеся возле глаз и под носом, которые делали Петьку «похожим на состарившегося карлика».
Когда мальчика навещала его мать, кухарка Надежда, он никогда «не жаловался и только просил взять его отсюда». Впрочем, Петька быстро забывал о своей просьбе, и женщина думала, что ее единственный «сын — и тот дурачок».
Однажды судьба преподнесла Петьке сюрприз. Его серая и безрадостная жизнь заиграла новыми красками, когда он узнал, что мать уговорила Осипа Абрамовича отпустить его «на дачу, в Царицыно, где живут ее господа». Он не понимал, что означает слово «дача», но вдруг всем существом своим понял, что это и было то место, куда он так стремился. В этот момент Петьке позавидовал даже Николка, у которого не было матери, и который никогда не бывал на даче.
Шумный и суетливый вокзал поразил воображение Петьки, наполнив его «чувством возбужденности и нетерпения». Оказавшись в вагоне, он буквально «прилип к окну», с жадностью разглядывая мелькавшие пейзажи. Для мальчика, рожденного и выросшего в городе, все было «поразительно ново и странно». Он никогда прежде не выбирался на природу, и открывшийся его глазам мир ошеломил мальчика. Петька бегал от одного окна к другому, и мать была вынуждена извиниться за него перед другими пассажирами – «Впервой по чугунке едет — интересуется…».
Удивительно, но за время небольшого путешествия глаза Петьки «перестали казаться сонными, и морщинки пропали». В первое время пребывания на даче Петька, настоящий городской дикарь, «чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы». Все время он «гулял по опушке и лесистому берегу пруда», лежал в траве и любовался чистым, бездонным небом.
Полное слияние с природой у Петьки произошло благодаря гимназисту Мите. С подачи нового друга мальчик впервые искупался в речке. Они вместе ловили рыбу, исследовали развалины заброшенного дворца, и очень быстро Петька позабыл, «что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская».
Спустя неделю «барин привез из города письмо, адресованное «куфарке Надежде»», в котором Осип Абрамович настоятельно требовал возвращения Петьки. Поначалу он не понял, куда ему следует ехать, ведь «место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено». Осознав же в полной мере, что предстоит расстаться с дачей, Петька принялся кричать и кататься по земле. Когда же он затих, барин сообщил супруге, что «детское горе непродолжительно» и «есть люди, которым живется и хуже».
В поезде «Петька не вертелся и почти не смотрел в окно», а на его лице вновь обозначились тонкие морщинки. Прощаясь с матерью, он попросил спрятать его новую самодельную удочку, которой так и не успел воспользоваться.
В «грязной и душной парикмахерской» жизнь шла своим чередом, звучала привычная для Петьки фраза «Мальчик, воды!», а на улице «пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину»…
Заключение
В своем произведении Андреев поднял остросоциальную проблему своего времени – ребенок должен учиться и жить полной, насыщенной жизнью, а не работать наравне со взрослыми.
После прочтения краткого пересказа «Петька на даче» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.