шахматы это какая направленность в доп образовании
Программа дополнительного образования «Шахматы»
Педагоги
Хизриева Айша Ахмедовна
Содержание программы
Раздел 1. Что такое шахматы. История шахмат (2 часа)
Тема 1.1. Значение слова шахматы. Легенда о шахматах
Теория (2 ч.). Что такое шахматы. Легенда возникновения шахмат. История шахмат. Чатуранга. Шатрандж.
Раздел 2. Начинаем играть в шахматы (36 часов)
Тема 2.1. Шахматная доска
Теория (2 ч.). Расположение доски между партнерами. Горизонталь. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикаль. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Цели программы
Цель программы: развитие логического и аналитического мышления обучающихся посредством обучения основам шахматной игры и участия в спортивных турнирах для начинающих.
Результат программы
Будут знать:
— историю мировых и русских (советских) шахмат;
— шахматные фигуры, их начальные позиции и ходы;
— шахматную нотацию;
— сравнительную ценность фигур;
— понятия шах, мат, пат;
— общие принципы игры;
— шахматный этикет;
Будут уметь:
— играть простую шахматную партию, в том числе с записью ходов;
— анализировать партию;
— правильно вести себя во время игры;
— владеть собой и достойно принимать поражение или победу.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Комитет образования Администрации МР «Карымский район»
«Дом творчества п. Карымское»
Принята на заседании
от « ___» _____________ 20____г.
Директор Дома творчества
« ___» ________________ 20____г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год
Землянкин Михаил Сергеевич,
педагог дополнительного образования
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»……………. 3
Цель и задачи программы………………………………………………….6
Учебный план. Содержание учебного плана..……………………………8
Планируемые результаты………………………………………………. 12
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»………..14
2.1 Календарный учебный график……………………………………………15
2.2 Условия реализации программы………………………………………. 24
2.5 Методические материалы…………………………………………………26
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» разработана в соответствии с:
— Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08. 2013 г. №1008;
— Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования от 04.07.2014 г. №41;
— Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации»;
— Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726;
— Уставом Муниципального учреждения дополнительного образования «Дом творчества п. Карымское».
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: “Разумом одерживать победу”.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала.
Отличительная особенность программы состоит в том, что программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Адресат программы – учащиеся в возрасте 11-16 лет.
Объём и срок освоения программы. Данная программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.
Форма обучения – очная .
Режим обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу. В первой группе совершенствования занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие фундаментальными знаниями по теории игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также имеющие некоторый игровой опыт. Во второй группе совершенствования занимаются учащиеся, уверенно владеющие тактическими приемами, умеющие выстраивать стратегические планы, знающие основные дебюты, имеющие опыт выступления в соревнованиях разного уровня и имеющие спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
личностные: отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
1) формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к учению и познанию;
3) формирование ценностно-смысловых установок выпускников, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
4) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
5)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные: характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
1) развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
6) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные: характеризуют опыт учащихся в специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению:
1) знакомство с элементарными понятиями шахматной игры (с шахматными терминами: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр с белыми, чёрными шахматными фигурами; с расставлением фигур перед игрой), названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
2) овладение приёмами тактики и стратегии шахматной игры; (сравнивать, находить общее и различие; уметь ориентироваться на шахматной доске: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, знать основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля);
3) обучение воспитанников игре в шахматную партию с записью;
4) обучение решению комбинации на разные темы (грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания);
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» (стартовый уровень)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
администрации муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
городской округ Люберцы Московской области
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
Директор МУДО ДДЮТ
От «_____»____________20____г. ______________ С.Н. Ионова
Приказ № _____ от _________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Возраст обучающихся: 7–10 лет
Срок реализации: 1 год.
Якушева Ольга Владимировна,
педагог дополнительного образования
Направленность программы – физкультурно-спортивная .
Занятия шахматами положительно способствуют развитию таких важных качеств ребенка как память, логическое мышление, внимание и воображение, помогают выработке важнейших практических навыков – умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Шахматы являются почти идеальной моделью для развития успешной способности действовать в уме.
Обучение шахматам детей в объединении дополнительного образования направлено на формирование высоконравственной, гармонично развитой и творчески активной личности. Игровая форма обучения превращает знакомство с шахматами в увлекательный процесс, а соревновательный элемент помогает поддерживать устойчивый интерес к получению новых знаний, которые немедленно находят применений в игре в шахматы между детьми. Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
мотивация к развитию творческих способностей детей в процессе ознакомления с основами игры в шахматы.
Научить элементам шахматной тактики и технике расчёта вариантов в практической игре;
Научить стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
Научить стратегическим элементам шахматной позиции и основным стратегическим приёмам в типовых положениях;
Научить способам реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях;
Научить основным стратегическим и тактическим идеям большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара.
Ознакомление с основными правилами шахматной игры.
Развить мыслительные способности и интеллектуальный потенциал обучающихся.
Воспитать у детей навыки волевой регуляции характера и дисциплины мышления, воли к победе, умения самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год. О бщее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Основная форма работы на занятии – групповая. Состав группы разновозрастной. Состав группы постоянный.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
— название шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка;
— ходы и взятия фигур, их обозначение при записи партии;
— шахматную нотацию, историю возникновения шахмат, общие принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, основные тактические приемы шахматной борьбы.
— правильно располагать шахматную доску между партнерами;
— правильно расставлять начальную позицию перед игрой;
— правильно рокировать, объявлять шах, ставить мат, защищаться от шахов, видеть все возможные взятия;
— ставить простейший мат (ферзь и король против короля, линейный мат, ладья и король против короля);
— правильно разыгрывать простейшие окончания (король и пешка против короля; король, ладья и пешка против короля и ладьи);
— уметь разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений «Правил игры в шахматы».
Компетенции и личностные качества обучающихся: программа направлена на создание условий для развития личности ребенка через приобщение к шахматному искусству, дети проходят путь от знакомства с правилами игры в шахматы к участию в соревнованиях по шахматам различного уровня.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Умение разыгрывать шахматную партию от начала и до конца с записью всех ходов и без нарушений правил игры в шахматы. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Форма итоговой аттестации : тестирование.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
материалы тестирования, протоколы и турнирные таблицы соревнований, протоколы результатов конкурсов, грамоты и дипломы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по результатам промежуточного и итогового тестирования, аналитический материал по результатам конкурсов, аналитический материал по результатам участия обучаемых в соревнованиях различного уровня.
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет – площадью 60 кв. м.
Столы компьютерные – 1 шт.
Стол для педагога – 1 шт.
Шкаф для хранения литературы и документации – 1 шт.
ЖК монитор 50 дюймов по диагонали – 1 шт.
Проектор, экран – 1 шт.
Комплекты шахмат – 12 шт.
Часы настенные – 1 шт.
Классная доска – 1 шт.
Информационное обеспечение программы:
Кадровое обеспечение программы
Реализовать программу «Шахматы», стартового уровня может педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области шахматной игры и владеющий компьютером.
Безопасность дорожного движения
Волшебный мир шахмат
Шахматная доска. Шахматные фигуры
Мат-цель игры в шахматы
Ничья, пат, вечный шах
Вводное занятие. 1 час
Шахматы – история и современность. Правила поведения на занятиях по шахматам. Правила обращения с шахматным инвентарем. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Спортивная этика.
Безопасность дорожного движения. 1 часа
Правила безопасности дорожного движения. Дорожные знаки и разметка. Сигналы светофора. Правила пересечения проезжей части улиц.
Волшебный мир шахмат. 1 час
Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат. Место шахмат в мировой культуре. Выдающиеся деятели шахматного искусства. Беседа о здоровом образе жизни: «Гимнастика за компьютером».
Шахматная доска. Шахматные фигуры 1 час
Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры. Расположение доски перед началом игры. Черные и белые поля. Вертикали, горизонтали, диагонали. Беседа о здоровом образе жизни: «Полезные и вредные привычки».
Начальное положение. 1 часа
Расстановка шахматных фигур и пешек в начальном положении. Ферзь любит свой цвет, а король – чужой. Беседа о здоровом образе жизни: «Как беречь зрение».
Пешка – душа партии. Начальное расположение пешек. Ход и взятие пешкой. Блокированные пешки. Проходные пешки. Превращение пешки в фигуру. Правило взятия на проходе. Сдвоенные, связанные и изолированные пешки. Беседа о здоровом образе жизни: «Режим дня».
Игра пешками. Разыгрывание позиций с пешками. Тестирование.
Ход ладьей. Взятие. Ладья против пешек. Беседа о здоровом образе жизни: «Здоровое питание».
Игра ладьей против пешек («Волк и овцы», «Лабиринт»). Тестирование.
Ход слоном. Взятие. Чернопольный и белопольный слоны. Беседа о здоровом образе жизни: «Закаливание».
Игра слонами против ладей. Игра слонами против пешек. Тестирование.
Ход ферзем. Взятие. Ферзь против фигур и пешек. Беседы о здоровом образе жизни: «Витамины», «Личная гигиена».
Игра ферзем против ладей. Игра ферзем против слонов. Тестирование.
Решение позиций с движением коня по шахматной доске. Игра конем против пешек и фигур. Тестирование.
Ценность фигур. 2 часа.
Сравнительная ценность фигур. Пешка – мера веса шахматной фигуры. Понятие о выгодном и невыгодном размене.
Решение задач по оценке позиции по ценности фигур. Тестирование.
Король, шах и мат. 3 час.
Ход королем. Взятие. Нападение на короля – шах. Шах различными фигурами. Способы защиты от шаха. Мат – цель игры в шахматы. Мат пешкой, ладьей, слоном. Рокировка. Когда можно рокировать
Решение позиций на мат в один ход. Решение позиций на защиту от шаха. Тестирование.
Мат – цель игры в шахматы. 2 час.
Мат различными фигурами. Линейный мат. Матование короля тяжелыми фигурами. Детский мат. Спертый мат. Беседа о здоровом образе жизни: «Неподвижный образ жизни».
Решение позиций на мат в один и два хода. Конкурс решений. Тестирование.
Ничья. Разновидности ничьей. Чем пат отличается от мата. Вечный шах. Патовые ловушки.
Решение позиций на пат. Тестирование.
Шахматная нотация. 1 час
Обозначение горизонталей и вертикалей на шахматной доске. «Адрес» поля как место пересечения вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и угловые поля.
Тактические приемы. 4 час.
Решение позиций. Тренировочные партии. Конкурс решений. Тестирование.
Решение позиций. Тестирование.
Простейшие окончания. 2 час.
Король и пешка против короля. Ладья, король и пешка против короля и ладьи. Король и ладья против короля и пешки. Король и ферзь против короля и пешки. Король, слон и ладейная пешка против короля.
Решение позиций. Разыгрывание эндшпильных позиций между обучаемыми. Конкурс решений. Тестирование.
Шахматные задачи. 2 час.
Решение задач на мат в два хода. Конкурс решения шахматных задач.
Итоговая аттестация. 1 час
Тестирование по программе обучения.
Итоговое занятие. 1 час
Подведение итогов за год.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
словесный, наглядный практический, объяснительно иллюстративный, игровой.
убеждение, упражнение, поощрение, мотивация и стимулирование.
Формы организации образовательного процесса:
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
— практическая работа (решение позиций на демонстрационной доске, решение позиций по карточкам и на компьютере, разыгрывание позиций с педагогом, тренировочные партии между обучаемыми, тренировочные партии с компьютером, тренировочные партии с педагогом, анализ сыгранных партий, решение тестов по изучаемой теме занятия);
Современные педагогические технологии
Здоровьесберегающие технологии (авторы: В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.Г. Щедрина).
Личностно-ориентированная технология (автор: Якиманская И.С.).
Технология анализа конкретной ситуации.( авторы:.А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева)
Информационные технологии. (автор: Кручинина Г.А.)
Игровые технологии (авторы: К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков, Л.С. Выгодский).
Алгоритм учебного занятия:
Приветствие, проверка присутствия обучаемых;
Объявление темы и цели занятия;
Повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
Повторение пройденного материала;
Объяснение нового материала;
Опрос по усвоению нового материала;
Практическая работа – решение позиций на демонстрационной доске, решение позиций по карточкам и на компьютере, разыгрывание позиций с педагогом, тренировочные партии между обучаемыми, тренировочные партии с компьютером, тренировочные партии с педагогом, анализ сыгранных партий, решение тестов по изучаемой теме;
Подведение итогов занятия;
Уборка рабочих мест.
Карточки с заданиями по тактике, эндшпилю, задачами, этюдами.
Блокноты шахматиста для записи тренировочных партий.
Бланки для записи турнирных партий.
Карточки для составления дебютной картотеки.
Обучающие шахматные программы для компьютера.
Игровые шахматные программы для компьютера.
Электронные базы шахматных партий.
Диагностика результатов по общеразвивающей программе. Критерии оценки
В течение учебного года ведется мониторинг эффективности образовательного процесса (Приложение 2), который оформляется отдельным документом и сдается в учебную часть в конце учебного года. В нем отражаются первичная и текущая диагностика обучающихся по разделам дополнительной общеразвивающей программы, итоговая аттестация, делаются выводы по организации образовательного процесса и корректировки программы.
Критерии оценивания теоретических знаний:
Высокий уровень – обучающийся знает изученный материал. Может дать развернутый, логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Понимает место излагаемого материала в общей системе изучаемого предмета. Свободно оперирует терминами, может их объяснить. Может объяснить порядок действий на уровне причинно-следственных связей. Понимает значение и смысл своих действий.
Средний уровень – обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытий темы требуются дополнительные вопросы. Взаимосвязь материала с другими разделами изучаемого предмета находит с помощью педагога, но комментирует самостоятельно. Знает термины, но употребляет их не достаточно. Может объяснить порядок действий, но совершает незначительнее ошибки при объяснении теоретической базы своих действий.
Низкий уровень – обучающийся фрагментарно знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Не может самостоятельно встроить материал темы в общую систему полученных знаний, требуется значительная помощь педагога
Критерии оценивания практических навыков и умений:
Высокий уровень – обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи. Последовательность действий отработана. Порядок действия выполняется аккуратно; тщательно; в оптимальном временном режиме. Видна нацеленность на конечный результат. Результат не требует исправлений.
Средний уровень – обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи, но не учитывает всех нюансов ее выполнения. Для активизации памяти самостоятельно используются алгоритмические подсказки. Порядок действия выполняется аккуратно, видна нацеленность на конечный результат. Результат требует незначительной корректировки.
Низкий уровень – Подготовительные действия носят сумбурный характер, недостаточно эффективны или имеют ряд упущений, но в целом направлены на предстоящую деятельность. Порядок действий напоминается педагогом. Порядок действий выполняется аккуратно, но нацелено на промежуточный результат. Результат в целом получен, но требует серьезной доработки.
Критерии оценивания личностных качеств:
Высокий уровень – сформированность гражданской и этнокультурной идентичности выражается – «я знаю», «я люблю», «я ценю и уважаю», «я делаю (готов сделать)»; так же выражаются на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях:
сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, личностного смысла в учении и непрерывном образовании, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств, потребности к творческому труду, установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Средний уровень – имеются представления о гражданской и этнокультурной идентичности, гуманистических и демократических ценностных ориентаций, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям «гражданин», «национальная принадлежность», «культура моего народа», «человек, личность», «уважение прав и достоинств человека»;
имеются предпосылки к адаптивному поведению, но поясляются неустойчиво и фрагментарно, ситуативно;
имеются представления, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям «учение», «образование», «самостоятельность», «ответственность», «ответственное поведение», «искусство», «жизнь», «здоровье», «здоровый образ жизни.
Низкий уровень – несформированность представлений:
о гражданской и этнокультурной принадлежности,
о гуманистических и демократических ценностях,
навыков адаптивного поведения, личностного смысла в учении и образовании, самостоятельности и ответственности за свое поведение,
эстетической потребности, о безопасном и здоровом образе жизни.