Евгений Львович Шварц родился 9 (21) октября 1896 в Казани в семье врача. Детство его прошло в г.Майкопе. Шварц не окончил юридический факультет Московского университета, где учился в первые годы после Октябрьской революции 1917, поскольку начал играть в театрах-студиях – сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 в Петрограде, в «Театральной мастерской». В рецензиях на спектакли «Театральной мастерской» критики отмечали выдающиеся пластические и голосовые данные Шварца и прочили ему блестящее актерское будущее. Несмотря на это, он оставил сцену в начале 1920-х годов и работал литературным секретарем К.И.Чуковского, а в 1923–1924 – журналистом различных изданий г.Донецка, в том числе журнала «Забой» и известной за пределами Донбасса газеты «Кочегарка», для которой сочинял стихотворные фельетоны под псевдонимом Дед Сарай. Сотрудничал с журналом «Ленинград».
В 1924 Шварц вернулся в Ленинград, работал в детской редакции Госиздата под руководством С.Маршака. Одной из главных его обязанностей была помощь дебютантам, многие из которых вспоминали о том, что Шварц отличался редкостной способностью развивать и дополнять чужие замыслы, помогая таким образом новичкам прояснить их индивидуальные возможности и намерения.
В эти годы Шварц был близок к группе ОБЭРИУ. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж» (Рассказ старой балалайки, 1925, и др.), издавал детские книги. Вспоминая общественную обстановку тех лет, Шварц писал: «Противники антропоморфизма, сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение. Единственное, что, по их мнению, разрешалось делать детским писателям, это создавать некоторые необязательные довески к учебникам». В такой атмосфере рождалась драматургия Шварца.
В 1929 Шварц написал свою первую пьесу «Ундервуд». Сюжет ее прост: студент Нырков получил для срочной работы на дому пишущую машинку «Ундервуд», жулики решили ее украсть, а пионерка Маруся помешала им. Детский образ, воплощающий в себе дружбу и самоотверженность, благодаря которым развеиваются силы зла, стал сквозным образом пьес Шварца – подобно Марусе из «Ундервуда» и девочке Птахе, героине пьесы «Клад» (1933).
В 1934 режиссер Н.Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена» – сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении, где управделами Упырев оказывался настоящим упырем, а уборщица Кофейкина – доброй феей.
Пьеса «Тень» (1940), написанная, как и некоторые другие пьесы Шварца, по мотивам сказок Х.К.Андерсена, была снята с репертуара сразу после премьеры, т.к. в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире. Возможно, этим объясняется обращение Шварца к современной теме с «идеологически выдержанных позиций» и без сказочных элементов. Незадолго до Великой Отечественной войны он написал пьесы «Брат и сестра» (о спасении детей со льдины) и «Наше гостеприимство» (о бдительности советских людей накануне войны). В годы войны написал пьесу о блокаде Ленинграда «Одна ночь» (1942), в которой также не было элементов сказки.
В годы Великой Отечественной войны Шварц был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой «Дракон» (1943), которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962. Содержание пьесы не сводилось к победе доброго рыцаря Ланцелота над злым правителем Драконом. Могущество Дракона было основано на том, что он сумел «вывихнуть людские души», поэтому сразу после его смерти началась борьба за власть между его приспешниками, а народ по-прежнему довольствовался своим убогим существованием.
Ознакомившись с режиссерской экспозицией Дракона, сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе. Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, – оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, – зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен». Читатель и зритель пьес Шварца мог делать выводы о позиции автора, исходя из конкретных образов и ситуаций, из последовательного раскрытия драматургом психологии персонажей. При наличии глубокого философского подтекста, пьесы Шварца «Голый король» (1934), «Красная Шапочка» (1936), «Снежная королева» (1938), «Золушка» (1946), «Обыкновенное чудо» (1954) и другие антидидактичны; необыкновенное, сказочное сочетается в них с реальным, узнаваемым. По аналогии с «комедиями характеров» критики называли их «сказками характеров».
После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его Автобиография, написанная в 1949 и изданная в 1982 в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли – и в СССР, и за рубежом.
В 1955–1956 Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его «Телефонной книжки» – уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. «Телефонная книжка» (впервые полностью опубл. 1997) – это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений – творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и т.п. Цель ведения «Телефонной книжки» Шварц определил в ней же самой: «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг – исчезнут. Мне кажется, что любое живое лицо – это историческое лицо. Вот я и пишу, называя имена и фамилии исторических лиц».
И.Эренбург охарактеризовал Шварца как «чудесного писателя, нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить». В.Каверин называл его «личностью исключительной по иронии, уму, доброте и благородству».
Шварц написал около 25 пьес, не все они изданы. По его сценариям поставлены фильмы «Первоклассница», «Золушка», «Дон-Кихот», в которых снимались блистательные актеры Э.Гарин, Я.Жеймо, Ф.Раневская, Н.Черкасов, Ю.Толубеев и др.
Сказки Евгения Шварца для детей.Список произведений.Краткая биография
Краткая биография Евгения Шварца
Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), драматург.
Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Отроческие годы провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914— 1916 гг.).
В печати Евгений Шварц впервые выступил в 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники.
В конце 20-х — 30-х гг. Е.Шварц работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К.И.Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повести Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).
Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», поставлена в 1929 г., издана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатирическая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X.К.Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», 1934 г., опубликована в 1960 г.; «Красная шапочка», 1937 г.; «Снежная королева», 1938 г.; «Тень», 1940 г.).
В годы Великой Отечественной войны Е. Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссёром М Н. П. Акимовым в Ленинградском театре комедии).
В послевоенные годы в драматургии Евгения Шварца усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенное чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.), «Дон Кихот» (1957 г.; по роману М. де Сервантеса) и др. Умер Евгений Львович Шварц 15 января 1958 г. в Ленинграде. ——————————————
Пьеса «Голый король» (1934) Евгения Львовича Шварца – это причудливый и занимательный коктейль из трех андерсеновских сказок: «Свинопас», «Принцесса на горошине» и «Новое платье короля».
Два клёна — Евгений Шварц
Два клёна — пьеса Евгения Шварца, понятная и близкая детям. В ней трое братьев, Федор, Иван и Егор, отправляются посмотреть на мир вопреки материнскому запрету.
Дракон — Евгений Шварц
Пьеса-сказка в трех действиях советского драматурга Евгения Шварца. Написана в 1942—1944 годах, в эвакуации из блокадного Ленинграда в Сталинабаде.
Исправить «вывихнутые души». Тайная проповедь Евгения Шварца
Современному человеку имя Евгения Шварца в общем-то известно: на основе его пьес в советские годы было снято немало популярных «семейных» фильмов, которые продолжают смотреть и до сих пор — «Обыкновенное чудо», «Золушка», «Марья-искусница».
Марья-искусница — Евгений Шварц
Отставной солдат-барабанщик возвращается в родные края. Два медвежонка попросили его выручить из капкана их деда. Далее солдат натолкнулся на спящего Иванушку. Иванушка рассказал солдату, что ищет свою мать — Марью-искусницу, похищенную водяным царём Водокрутом Тринадцатым.
Обыкновенное чудо — Евгений Шварц
— «Обыкновенное чудо» — какое странное название! Если чудо — значит, необыкновенное! А если обыкновенное — следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви.
Повесть о молодых супругах — Евгений Шварц
Пьеса пронизана идеями терпения и прощения своих близких. Особенно тех людей, которых мы сами выбираем и приводим в свою жизнь и временами мучаем их, сами не понимая зачем.
Сказка о потерянном времени — Евгений Шварц
Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
Сказки — Евгений Шварц
В книгу вошли наиболее известные сказки Евгения Шварца. Это удивительные, необычные сказки, в которых автор ставит глубокие нравственные вопросы и, отвечая на них, стремится как можно глубже затронуть душу юного читателя, заставить его сопереживать героям.
Уважаемые друзья! Предлагаем вашему вниманию список произведений великого сказочника советской эпохи Е.Л.Шварца, по которым сняты художественные фильмы и мультфильмы. Места хранения книг писателя уточните в Электронном каталоге
Евгений Львович Шварц – знаменитый и всеми любимый «недетский» сказочник, покоривший взрослых читателей и детей, автор более двадцати пьес, а также сценариев к кинофильмам и мультфильму, мыслитель, сумевший в своих пьесах передать трагичность переживаемого времени и одновременно веривший в неизбежность торжества добра.
Фильмы, снятые по его произведениям, – это удивительное явление в советской киноиндустрии.
Для детей:
Шварц, Е. Л. Сказка о потерянном времени / Е. Л. Шварц, художник Л. Токмакова, В. Юдин. – Москва : Оникс, 2011. – 160 с.: ил. – (Библиотека младшего школьника). – Текст: непосредственный
Фильм «Сказка о потерянном времени» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Шварц, Е. Л. Сказки / Е. Л. Шварц, художник Е. Борисов. – Москва : Росмэн-Пресс, 2012. – 80 с. – (Золотая библиотека). – В содерж. : Кот в сапогах. – Текст: непосредственный
Фильм «Новые похождения Кота в сапогах» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Шварц, Е. Л. Золушка : киносценарии / Е. Л. Шварц, вступительная статья А. Германа; комментарии Е. Грачевой. – Санкт-Петербург : Сеанс: Амфора, 2006. – 446 с. – (Библиотека кинодраматурга). – Текст: непосредственный
Фильм «Золушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Фильм «Доктор Айболит» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Фильм «Снежная королева» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Фильм «Марья-искусница» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Обыкновенный волшебник для взрослых:
Шварц, Е. Л. Дракон : пьесы, сценарии / Е. Л. Шварц. – Москва : ЭКСМО, 2011. – 606 с. – (Русская классика). – Текст: непосредственный
Фильм «Убить Дракона» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Шварц, Е. Л. Обыкновенное чудо; Пьесы; Сказки / Е. Л. Шварц. – Москва : ЭКСМО, 2011. – 672 с.: ил. – (Библиотека всемирной литературы). – Текст: непосредственный
Фильм «Обыкновенное чудо» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Фильм «Тень» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Шварц, Е. Л. Избранное / Е. Л. Шварц. – Санкт- Петербург : Кристалл, 1998. – 863 с. – (Библиотека мировой литературы). – В содерж.: Первоклассница. – Текст: непосредственный
Фильм «Первоклассница» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Фильм «Дон Кихот» можно посмотреть, перейдя по ссылке
Экранизации произведений Е.Л.Шварца
1947 – Золушка – режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро
1963 – Каин XVIII по сказке «Два друга» – режиссеры-постановщики Н.Кошеверова, М.Шапиро; режиссер А.Тубеншляк
1964 – Обыкновенное чудо – авторы сценария и режиссёры Э.Гарин и Х.Локшина
1964 – Сказка о потерянном времени – автор сценария В.Лифшиц, режиссёр А.Птушко
1966 – Снежная королева – режиссёр Г.Казанский
1971 – Тень – авторы сценария Ю.Дунский, В.Фрид, режиссёр Надежда Кошеверова
1978 – Обыкновенное чудо – автор сценария и режиссёр М.Захаров
1978 – Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) – австрийский телефильм по пьесе «Два клена»
1990 – Сказка о потерянном времени (музыкально-кукольный фильм-спектакль) – режиссёр Д.Генденштейн
1991 – «Тень, или Может быть, все обойдется» по мотивам пьесы «Тень» – автор сценария и режиссер М.Козаков, композитор В. Дашкевич
Мультфильмы
1978 – «Сказка о потерянном времени» – режиссер Кирилл Малянтович
1977 – «Два клёна» – режиссер А. Солин
1977 – «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia») – серия мультипликационного сериала «Анимационные сказки мира» (англ. «Animated Tales of the World»)
Составитель: Н.В.Боталова, главный библиотекарь отдела библиографической деятельности Центральной городской библиотеки
Выдающийся советский автор, драматург создал около 25 пьес. И хоть не все они были изданы, его творческие достижения невозможно переоценить. Перу Шварца принадлежат известные каждому пьесы «Дракон», «Тень», «Обыкновенное чудо». Его сценарии сделали возможным появление таких шедевров кино, как «Дон Кихот»,«Золушка», и «Первоклассница».
Евгений Шварц появился на свет в городе Казань в семье православного еврея, врача Льва Борисовича Шварца, и Шелковой Марии Федоровны.
Лев Шварц, рожденный 10 декабря 1874 года в Керчи в семье мещанина Берки Шварца, учился в военных гимназиях, а в 1892 году успешно окончил обучение в Екатеринодарской мужской гимназии. Он мечтал получить высшее образование, но в Императорском Харьковском университета ему не нашлось места среди «принятых студентов-евреев». После подачи прошения к министру просвещения Лев Шварц был зачислен на медицинское отделение Казанского университета. Обучаясь там, он познакомился с Марией Шелковой, которая посещала акушерские занятия. В 1895 году молодые люди вступили в брак. Лев Шварц принял православие 18 мая 1895 года в Михайло-Архангельской церкви в Казани.
Уже вскоре Лев и Мария Шварцы стали родителями первенца Евгения. У писателя не осталось воспоминаний о Казани, поскольку вскоре Шварцы покинули город и переехали в Армавир.
Хотя Лев Шварц не относился к числу «благонадежных» студентов, он весьма успешно закончил обучение в Императорском Казанском Университете в 1898 году и переехал в Дмитров. Но уже в этом году он был заподозрен в антиправительственной пропаганде, так и не успев купить квартиру в петербурге. После обыска и ареста Льва Шварца семья была выслана в Армавир, затем в Ахтыри, а следом – в Майкоп. События в Дмитрове не стали последним эпизодом в истории столкновений семейства Шварцев с представителями власти. Обвинения в революционных действиях еще не раз становились причиной арестов и ссылок.
На малолетнем Евгении политические взгляды его отца мало отразились. Он также был крещен в православие и причислял себя к русской национальности. Для него православие было равно принадлежности к русскому народу.
Детские годы и юность
Детские годы и юность драматурга прошли в городе Майкоп. Эти места он всегда вспоминал с исключительной нежностью.
В 1914 году Евгений Шварц стал студентом университета имени Шанявского в Москве, поступив на юридическое отделение. Уже через два года он осознал, что не создан для профессии юриста и принял решение посвятить себя театру и литературе.
В 1917 году Шварц был призван в армию. Когда случился Октябрьский переворот, Евгений Львович вступил в ряды Добровольческой армии. Он получил сильную контузию при штурме Екатеринодара и был демобилизован. Травма не прошла для его здоровья бесследно – тремор рук сопровождал писателя до конца его дней.
После демобилизации Евгений Шварц стал студентом университета в Ростове-на-Дону. Благодаря работе в «Театральной мастерской», он свел знакомство с Николаем Олейниковым, который стал его соавтором и лучшим другом.
В 1921 театральная труппа, где работал Евгений Львович, приехала в Петроград. Критики отмечали выдающиеся актерские способности молодого Шварца, но вскоре он оставил сцену и стал секретарем у знаменитого Корнея Чуковского, помогая ему в литературных вопросах. В 1923-1924 годах Шварц писал фельетоны для изданий Донецка, взяв псевдоним Дед Сарай.
После возращения в Ленинград в 1924, писатель начал работать в детской редакции Госиздата, помогая молодым авторам сделать первые шаги в литературе.
Он принял участие в создании и работе изданий «Еж» и «Чиж». Писал детские стихи и рассказы для журналов, общался с членами группы ОБЭРИУ.
Первая пьеса Евгения Шварца «Ундервуд» была написана в 1929 году, а в 1934 автор уступил уговорам режиссера Н.Акимова и создал свое первое произведение для взрослых – сатирическую пьесу «Похождения Гогенштауфена».
Драма «Тень», написанная в 1940 году представляла собой неприкрытую политическую сатиру, и ее век на сцене был крайне недолгим. После того как «Тень » сняли с репертуара, Евгений Шварц работал над рядом реалистичных произведений на современные темы.
В рамках военной эвакуации Шварц проживал в Кирове и Сталинабаде, где создал пьесу «Дракон», которой, как и остальным драматическим работам Шварца, не суждено было иметь долгий век на сцене. Только после смерти Сталина усилиями Ольги Берггольц, высоко оценившей Шварца на съезде писателей, увидел свет первый сборник пьес Евгения Шварца.
15 января 1958 года умер Евгений Шварц. Он похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде. О писателе и его творчестве было снято несколько документальных фильмов.