цой к какому жанру относится
Кино (группа)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока — в частности, вместо обычных ударных установок нередко использовались разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин, что порой придавало звучанию налёт «дискотечности» или «попсовости». Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики»; в более же поздних текстах героика и протест сочетаются с трагичностью мироощущения.
Популярность «Кино» с годами постоянно росла, и если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день — место работы музыканта стало объектом паломничества многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства; в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая «стена Цоя», которую поклонники исписали цитатами из песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре, оставленное ими наследие высоко оценивается сегодняшними обозревателями и музыковедами.
К какому жанру относится музыка Виктора Цоя?
Стиль музыки Виктора Цоя классифицируют как русский рок «новая волна». Но в этом стиле мне кажется написаны только последние его три альбома «Группа крови», «Звезда по имени Солнце» и «Черный альбом», вышедший после смерти Цоя. Ранние же его альбомы написаны скорее в стиле панк-рок.
Мне помогает заниматься умственной работой музыка Транс. Но и транс музыка бывает разной.
Транс на подобии того который указан в видео.
Мелодичный, ритмичный транс. Эпический транс.
Это своеобразная как новая классическая музыка.
посмотрите Токийского гуля 1, 2 сезоны + летом 2017 выйдет 3 сезон
Sword Art Online 1, 2 сезоны + в феврале 2017 вышел фильм (ОВА)
Потому при ее чтении не напрягаются мозги. Не на чем глазу остановиться, не о чем подумать, что-то проанализировать, выписать для себя, поделиться какой-то мыслью с друзьями. Просто читаешь, как, например, фильм приключенский смотришь. Часто человек читает такую литературу для отдыха, для перемены рода деятельности.
Мне по работе приходится писать и читать научные статья, как раз сейчас сама готовлюсь к двум конференциям, то есть пишу две статьи, и контролирую написание двух статей у своей магистрантки. Чтобы написать такие статьи прилично, приходится включать мозги, перечитывать много других статей, чтобы в голове возникла идея чего-то нового, потом необходимо все грамотно оформить. Эта работа хотя мне и нравится, но тебует некоторого напряжения, свежей головы и вдохновения.
А когда я прихожу иногда с работы усталая, ужинаю, затем плюхаюсь на диван, хочется расслабиться, ни о чем не думать. В такие моменты приключенческая литература помогает отдохнуть, снять напряжение дня, забыться. А легким жанром ее считают потому, для ее восприятия совершенно не требуется никаких усилий. Только следишь за сюжетом и ничего больше.
Позже в жанр «фу» включили также произведения жанра «чу цы», что русскоязычному читателю мало что скажет. Свод стихотвороений «Чуские строфы» является одним из древнейших памятников китайской литературы.
Нужно заметить, что гениальный А.Пушкин довольно свободно/вольно обошёлся с традиционными сказочными персонажами в этой чудесной сказке, впрочем, как и в других (на то он и гений).
Однако она, пусть даже и авторская/художественная, всё же сказка, поэтому важна концовка.
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» главный закон сказочного жанра соблюдён: история завершилась счастливо для положительной героини, через несчастья и страдания она пришла к счастью.
Обычная формулировка сновного сказочного закона (оформляю как цитату, поскольку это почти литературный термин) —
Группа «Кино»
Биография
Легенда российского рока – группа «Кино» – одна из самых любимых в кругах меломанов 80-х годов прошлого столетия. Команда удивила необъяснимым феноменом – после смерти лидера и распада коллектива популярность только увеличилась. Лозунг фанатов «Цой жив!» оказался пророческим: музыка до сих пор актуальна, песни звучат на семейных застольях и на молодежных тусовках, а новые исполнители не перестают делиться собственным взглядом на творчество «Кино», перепевая Виктора Цоя.
История создания и состав
В разгар лета 1981 года, отдыхая на Крымском побережье, бывший бас-гитарист «Палаты № 6» Виктор Цой и музыканты коллектива «Пилигрим» Олег Валинский и Алексей Рыбин решили объединиться и сколотить группу. Название пришло на ум сразу – «Гарин и гиперболоиды» (отсылка к фантастическому произведению Алексея Толстого), а в основу репертуара легли творческие наработки Цоя.
Трио успело провести несколько квартирников и приказало долго жить. Валинского забрали в армию, барабанщик так и не вернулся на сцену. Цой с Рыбиным отправились покорять Ленинград, влившись в ряды питерского рок-клуба. Там-то и случилось судьбоносное событие – на необычную команду обратил внимание лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков, взяв на себя вопросы продюсирования. Временем рождения «Кино» считают весну 1982 года.
Название родилось в спорах. Артисты искали нечто емкое, запоминающееся. Сказалась и неудача труднопроизносимого «Гарина и гиперболоидов». Когда коллеги устали спорить, заметили светящуюся вывеску учреждения культуры и решили остановиться на «Кино».
Ребята разделили задачи. Виктор занимался созданием репертуара, а Алексей подыскивал музыкантов, организовывал концерты. В коллективе играли барабанщик Валерий Кириллов, гитарист Юрий Каспарян и басист Максим Колосов.
Однако спустя год в команде начались разногласия. Рыбина не устраивало, что все правила диктует напарник, оставляя за собой слово в каждом вопросе. Цой же выражал недовольство тем, что Алексей не создает песни, а только пользуется плодами его труда. Амбиции взяли верх, в итоге молодые люди расстались.
После ухода Рыбина в приоритете у Виктора оказались акустические концерты, вместе с Каспаряном музыкант записал демоальбом «46». Чуть позже в «Кино» вошли Георгий Гурьянов (барабаны) и Александр Титов (бас). Последний совмещал работу в группе «Аквариум» и однажды, не выдержав нагрузки, ушел от Цоя. Место басиста занял Игорь Тихомиров. Сложившийся коллектив просуществует в таком составе до конца.
Музыка
Дебютный альбом, получивший название «45» (по продолжительности минутах), вышел в свет из студии Андрея Тропилло в 1982 году. Барабанщика, которого пока так и не нашли, заменила драм-машина. Первое детище, впрочем, не оценили критики, да и сам автор позже назвал запись сырой. А вот слушатели прониклись творчеством новичка, «Кино» набрала популярность, и вскоре стартовали первые концерты.
Этой же осенью Цой записал ряд композиций в Малом драматическом театре и спрятал в долгий ящик. Лишь через 10 лет работу обнародуют под заголовком «Неизвестные песни Виктора Цоя». Борис Гребенщиков, выступивший продюсером первого альбома, помог в продвижении и второй пластинки. В создании первых дисков участвовал коллектив «Аквариум». В 1984 году меломаны получили сборник новых треков под названием «Начальник Камчатки».
При создании альбомов «Это не любовь» (1985) и «Ночь» (1986) группа уже заняла прочное место в советской рок-тусовке и сердцах фанатов. До середины 80-х репертуар Цоя отличался лиричностью и романтикой, но к 1987 году солист поменял курс. Дискография наполнилась нотами героизма, тексты приобрели стальную жесткость, музыкальное сопровождение сместилось в сторону минимализма.
Группа «Кино» — «Группа крови»Рассуждая о жанре «Кино», меломаны спорят. Одни поклонники отчетливее слышат элементы пост-панка, другие относят к «классическому русскому року», а третьи даже подмечают эстрадные мотивы.
В карьере команды присутствовало сотрудничество с певицей Джоанной Стингрей (будущей супругой Каспаряна). Благодаря американке «Кино» узнали за пределами Советского Союза: женщина выпустила в США двойную пластинку, одну сторону которой полностью посвятила группе. На этом артистка не остановилась: Джоанна записала клипы на песни «Видели ночь» и «Фильмы».
Прорывом в творчестве Виктора Цоя и «Кино» называют альбом «Группа крови» (1987), ставший одним из лучших рок-творений в истории России. Знакомство с Юрием Белишкиным открыло невероятные гастрольные возможности. Мужчина устраивал для коллектива туры не только по городам и весям СССР, но и за границей – ребят тепло встречали Америка, Германия, Франция.
Группа «Кино» — «Кукушка»В 1987-м «Кино» гремела нас весь Союз, градус популярности увеличила картина «Асса», которую представил зрителям Сергей Соловьев. Фильм заканчивался песней «Перемен!». После премьеры Виктор Цой проснулся знаменитым. А год спустя вышла артхаусная драма «Игла» с солистом в главной роли.
В 1989 году поклонники рока наслаждались композициями из альбома «Звезда по имени Солнце». Диск примечателен тем, что впервые «Кино» записывала треки в условиях профессиональной студии, которую любезно предоставил в аренду Валерий Леонтьев.
Вскоре Виктор Цой с «Кино» попали в управление гениального музыкального директора Юрия Айзеншписа. Лидер группы не переставал восхищаться деловыми качествами нового продюсера. В 1990 году Юрий Шмильевич организовал для команды грандиозные гастроли по России с невозможным графиком – 2-3 мероприятия в день. После тура парни собирались работать над новой пластинкой и съездить к фанатам в Японию. Однако жизнь распорядилась иначе.
Смерть Виктора Цоя
Последним концертом «Кино» оказалось выступление, прошедшее в олимпийском комплексе «Лужники» в конце июня 1990 года. Выжав силы до капли, коллектив устроил отпуск. Цой вместе с Каспаряном отправились в Латвию, где начали запись нового диска.
Сергей #Курёхин, Джоана #Стингрей, Юрий #Каспарян. Концерт в ДК 1-го Мая.
Коллеги Виктора встретились осенью, чтобы довести до ума начатое солистом. Голос Цоя музыканты оставили неизменным, лишь подправили аранжировку. Пластинку под названием «Кино», которую позже нарекли «Черным альбомом», представили слушателям в конце 1990 года, а через месяц на пресс-конференции участники коллектива заявили о закрытии группы.
После Цоя
С того трагического дня о Викторе Цое и легендарной «Кино» не перестают говорить. В 1992 все кассеты переиздала на CD компания Moroz Records, вслед за этим супруга певца Марианна Цой обнародовала необработанные ранние записи «Неизвестные песни Виктора Цоя».
На пороге нового тысячелетия Марианна вместе с Игорем Гудковым задумали необычный проект с участием современных рок-групп – вышел трибьют-альбом «КИНОпробы», в котором музыканты представили собственное видение творчества Цоя.
Каспарян и Тихомиров одно время надеялись возродить «Кино», пригласив на роль вокалиста чеченского исполнителя Бекхана Барахоева, чей голос напоминает тембр рано ушедшего Виктора Цоя. Певца хватило на несколько концертов, затем Бекхан отправился строить сольную карьеру.
В «золотом составе» «Кино» первый и единственный раз после распада собралась в 2012 году. Музыканты записали неизвестную поклонникам композицию лидера коллектива «Атаман». Но долго команда не просуществовала. В 2013-м из-за рака печени скончался Георгий Гурьянов.
Группа «Кино» — «Звезда по имени Солнце»В то же время Каспарян представил публике шоу «Симфоническое Кино», в рамках которого играл произведения Цоя под аккомпанемент оркестра. Помимо этого, в память вокалиста проходило множество концертов, на которых современные знаменитости исполняли песни великого рокера. Одной из удачных интерпретаций признан ремикс Полины Гагариной «Кукушка».
В 2018 году на Каннском фестивале состоялась презентация фильма «Лето», снятого Кириллом Серебренниковым. В Виктора Цоя перевоплотился актер-кореец Тео Ю. Биографичная лента рассказывала о становлении «Кино» и необнародованных фактах жизни музыканта.
2019-м сын Виктора и Марьяны Александр Цой впервые заявил о желании организовать концерты «Кино». О том, как осуществить задуманное, наследник рассказал год спустя «Новой газете». Александр придумал вывести на сцену живых участников группы: Тихомирова, Титова и Каспаряна. А голос отца обработать и включать запись на выступлениях. Исполнители тоже рассказали фанатам о проекте, но в программе «Вечерний Ургант».
Группа «Кино» сейчас
В марте 2021 года звезды рока представили альбом «Кино в Севкабеле». Сейчас старожилы жанра ведут вполне современный образ жизни. Так, часть средств на запись диска собрали на краудфандинговой платформе, а запись одноименного концерта выложили на «Ютьюбе» и других площадках.
Группа «Кино» сейчас — концерт в СевкабелеДолгожданные мероприятия с подлинным голосом Виктора Цоя стартовали в мае на московской «ЦСКА Арене». Целью проекта организаторы назвали демонстрацию того, «каким выступление “Кино” может быть в 2021 году, с хорошим звуком и сценическим продакшеном».
История создания культовых песен Виктора Цоя: От «Группы крови» до «Перемен»
Кто вдохновил музыканта на песню «Восьмиклассница», где он сочинил «Кукушку» и о чем на самом деле трек «Перемен».
Фото: Globallookpress / Чумичев Александр,Шогин Александр
15 августа 2020 года исполняется 30 лет со дня смерти Виктора Цоя, фронтмена группы «Кино» и кумира миллиона советских подростков. Его песни по сей день звучат в наушниках молодежи, а некоторые хиты слушают и за рубежом.
5-tv.ru узнал истории создания культовых композиций Виктора Цоя и попытался ответить на вопрос, почему его треки не теряют актуальности по сей день.
«Восьмиклассница», альбом «45», 1982 год
Композиция «Восьмиклассница» вышла на дебютной пластинке группы «Кино» «45». На создание «Восьмиклассницы» Виктора Цоя вдохновила знакомая из ПТУ. Уже тогда молодой человек пел в местной рок-группе, исполняя хиты известных зарубежных коллективов и песни собственного сочинения. У музыканта появляются первые поклонницы.
Цой знакомится с девушкой, с которой они сближаются и проводят много времени. После одной из таких встреч будущая звезда вернулась домой и перенесла все произошедшее в тот вечер на лист бумаги. Так на свет появилась «Восьмиклассница». По словам автора, он и не подозревал, что способен на такую романтику.
Слушайте Восьмиклассница — КИНО на Яндекс. Музыке
Позже композиция войдет в дебютный альбом группы «Кино». Презентация пластинки пройдет на рок-концерте весной 1982-го. Примечательно, что музыкальные критики изначально в штыки восприняли творчество новичков. В то время коллектив исполнял не тот рок, которым он известен сегодня, но романтические, местами меланхоличные композиции. Профессиональные критики сочли материал дебютантов слишком легковесной и раскритиковали группу за то, что она якобы далека от жанра рока. Юношей даже называли новыми романтиками. Мало кому в тот момент могло прийти в голову, что перед ними будущие рок-звезды.
«Группа крови», альбом «Группа крови», 1988 год
Впервые публика услышала «Группу крови» на пятом фестивале рок-музыки в 1987-м. Примечательно, что в тот раз слушатели прохладно восприняли новинку. В то же время «Группа крови» уникальна тем, что все инструментальные партии к ней писал сам Виктор Цой, что случалось нечасто.
Настоящую любовь меломанов «Группа крови» получила после выхода в 1988-м фильма «Игла», где она звучала в одном из эпизодов. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило Цоя на создание трека. Однако широко распространена версия о том, что в тексте композиции рассказывается о военном конфликте в Афганистане. Хотя известно, в то время группу крови на руках и ногах не указывали, ведь солдат мог потерять их во время боя. Сам Цой предпочел оставить историю создания песни «Группа крови» без разъяснений.
Слушайте Группа крови — КИНО на Яндекс. Музыке
«Пачка сигарет», альбом «Звезда по имени Солнце», 1989 год
Песня «Пачка сигарет» родилась у Виктора Цоя во время съемок фильма «Игла». Работа проходила в Казахстане. В перерывах между дублями музыкант сочинил одну из самых известных своих композиций.
Слушайте Пачка сигарет — КИНО на Яндекс. Музыке
По словам гитариста «Кино» Юрия Каспаряна, в «Пачке сигарет» все выверено математически. Ноты подобраны к ней максимально точным образом. В будущем трек окажется одним из самых узнаваемых песен российской рок-группы. Впрочем, куда большую известность получит другое произведение проекта.
«Перемен», сборник перезаписанных песен «Последний герой», 1989 год
Еще при жизни Виктора Цоя называли голосом поколения и «борцом» за свободу. Сам он отказывался от всех этих званий, считая себя музыкантом и поэтом. Что касается культовой «Перемен», то в ней речь идет вовсе не о протестах, а о внутренних переменах внутри человека. Однако публика услышала в тексте то, что хотела слышать, а именно — уход от опостылевшего «совка» к новой жизни.
В этот период выступления группы «Кино» частенько срывались приездом милиции. На одном из таких перенесенных концертов с Виктором Цоем познакомился режиссер Сергей Соловьев, который в будущем поставит культовую картину «Асса».
Слушайте Перемен — КИНО на Яндекс. Музыке
По словам режиссера, Цой легко согласился на это условие. Возможно, решающую роль в этом сыграло то, что фильм снимался на «Мосфильме». А группу «Кино» в тот период из государственных предприятий слушали разве что в КГБ. Трек получил признание слушателей. «Перемен» стала последней песней, которую Цой исполнил на концерте в Лужниках 24 июня 1990 года, менее чем через месяц артиста не стало.
В 2020-м «Перемен» включили митингующие белорусы в знак протеста против результатов президентских выборов. Иная слава ожидала трек «Кукушка».
«Кукушка», «Черный альбом», 1991 год
«Кукушка» вышла уже после гибели Виктора Цоя. Известно, что музыкант сочинил ее, пребывая на отдыхе в поселке под Юрмалой, куда он отправился с Юрием Каспаряном. По словам последнего, Цой потратил на песню весь день, поэтому гитарист предположил, что это очень личная песня. Там же, под Юрмалой, Виктор Цой записал черновую версию трека. Свет услышит «Кукушку» в январе 1991-го уже после гибели ее автора. О том, что вдохновило его на создание хита, неизвестно по сей день.
Слушайте Кукушка — КИНО на Яндекс. Музыке
Группа «Кино» похожа на церковное пение и летающий логотип DVD. Музыковед о творчестве Виктора Цоя
Песни «Кино» — это про меланхолию, решимость и перемены
Про музыку можно рассказывать с разных ракурсов: о том, сколько было записано альбомов, о смыслах текстов, о биографии композиторов и так далее. Но куда важнее понять связь между ощущениями и музыкальными средствами, которыми композитор добился возникновения тех или иных ощущений.
Когда мы слушаем песни группы «Кино», у нас обычно возникают ощущения меланхолии, холодной решимости, брутального спокойствия, собранности и желания что-то поменять. Чтобы понимать, как автор добился такой эмоции, нужно разобрать несколько основных понятий.
В музыке есть несколько важных слоев: это лад, ритм и аккорды. Если коротко:
Также важен состав инструментов, слова, музыкальные символы, но об этом чуть позже.
Чем «Звезда по имени Солнце» похожа на церковное пение
Про группу «Кино» принято говорить, что их песни неординарны и гениальны. Сейчас мы проведем эксперимент. Сначала мы послушаем «Звезду по имени Солнце», а потом я буду немножечко портить ее и сделаю из нее обычную нормативную песню. Так мы увидим, что в ней такого ненормативного и гениального.
Если вы немного занимаетесь музыкой, вы наверняка знаете, что в этой песне такая последовательность аккордов: Am (ля минор), C (до мажор), Dm (ре минор), G (соль мажор).
Особенный здесь только последний, четвертый аккорд. Если мы первые три оставим, а последний заменим, получится совсем другое настроение. С первого аккорда идет накопление напряжения, и в конце — по идее, в нормальных песнях — должно быть что-то яркое, с перчинкой. А у Цоя не так — вместо того, чтобы добавлять остринку, он использует прохладный и спокойный аккорд.
Песня в миноре. Вообще минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. Цой пользуется первым из них. Раньше натуральный минор использовали в народном и церковном пении. Поэтому в нем нет нервических нот. В натуральном миноре используют натуральный лад — это система взаимоотношений между звуками, которая ощущается без эмоциональных перепадов. Но для всех остальных нормальных песен характерно использование гармонического минора, где есть и остринка, и вопросительная интонация в конце.
Получается, что «Звезда по имени Солнце» за счет натурального лада ощущается как песня без эмоциональных перепадов. Но благодаря ритму в ней как будто напряжение по чуть-чуть накапливается, но нигде не выплескивается. Поэтому после прослушивания такой песни мы похожи на бочку с энергией — нам не дали ее выпустить. Поэтому мы и чувствуем решительность.
Как «Перемен» дает чувство стабильности
Ритм в песне «Перемен» ровный, но в нем есть одна особенность. Вообще, в музыке все стремится к «квадратности»: часто используют по кругу четыре аккорда, а строчки песен превращаются в грани квадрата. Композиторы стараются это немного исправить — пытаются оттянуть мелодию после четвертого аккорда или ставят длинную ноту в конце в голосе. Тогда у нас нет ощущения, что песня рубленая.
Цой, наоборот, подчеркивает разорванность музыкальных блоков и их упорядоченность — меня она немного пугает. В голосе тоже нет никаких вокальных выкрутасов — он просто поет в среднем регистре и не добавляет выразительности голосу. Сильные доли в мелодии совпадают с сильными долями аккомпанемента — это как раз создает ощущение рубленности.
Кроме того, первая доля оказывается подчеркнута и в голосе, и в ударной установке. Я училась как композитор, и нам все время говорили, что так делать нельзя — а то получается слишком жирный акцент. А Цой не следует этим правилам, и в этом проявляется его неординарность.
В припеве этой песни есть еще кое-что интересное. Он построен на повторяющемся мотиве, который заканчивается в конце каждой строчки. То есть для нас это ощущается так, что в конце каждой строчки припева ставится точка. Для припевов это не очень характерно — в любой нормативной песне он становится некой длинной итоговой фразой. В «Перемен» иначе — здесь несколько раз планомерно что-то подходит к концу, и от этого создается ощущение статичности и уверенности.
«Перемен» — аккорд субдоминанта, это тот самый ух какой аккорд. «Требуют» — продолжение, «наши» — нарастает напряжение. «Сердца» — это тоника. Я раньше своим ученикам говорила так: тоника бывает на первое и третье время, нельзя ставить ее в конец, потому что нам надо, чтобы песня продолжалась, чтобы ее захотели дослушать. А Цой так не делал — в этом и проявляется талант, когда нарушение правил звучит замечательно.
Что общего у «Пачки сигарет» и летающего логотипа DVD на старом телевизоре
«Пачка сигарет» — вся какая-то нестабильная. Есть похожие ноты в волнах мелодии, но они как будто все время на разные доли приходятся и по-разному стыкуются с аккомпанементом. Как будто у нас аккорды идут блоками, а мелодия на полтора аккорда идет. А потом, когда второй раз она пошла, она уже в другом месте с ней соприкоснулась. Как старая заставка на телевизоре.
А что происходит, когда Цой вступает? Он как будто делает это слишком рано. Вообще, есть ощущение, что все играют себе что-то под нос, а потом Цой заходит — он, например, за чаем ходил, — вернулся и просто так начинает петь. У нас могли от этого появиться разные ощущения: например, что у них там полный хаос или что они джазовые импровизаторы. Но у нас возникает чувство, что они просто все очень закрыты в себе. Вроде в припеве они как бы сходятся, но тоже не особенно.
А еще у всех музыкантов, помимо разных аккордов и мелодий, различается также длина мотива. Но при этом из общего пульса они не выбиваются и держат ровный ритм. Поэтому эта несогласованность никого не напрягает. Как будто они могут часами стоять, пощипывать гитарки, что-то напевать. Это настроение передается и слушателю — я от этой песни ухожу в себя.
Есть ли в песнях «Кино» глубокий смысл
Я примерно прикинула пункты, по которым мы обычно относим песню к категории «текст с глубоким смыслом». Получился такой список:
Тексты группы «Кино» заигрывают со слушателем, балансируя на грани между отсутствием метафоры и сложной метафорой. Такой прием оставляет нам пространство для собственной трактовки и отлично резонирует с культурой метамодерна — перевернутой иронии. Для примера можно посмотреть на песню «Группа крови на рукаве».
Для кого-то эта песня глубокая, для кого-то там все на поверхности. Для одних это песня о реальной войне — возможно, эти люди сами имели такой опыт, поэтому с ними это автоматически резонирует. А кто-то, с кем это не резонирует напрямую, стал искать смысл поглубже — и находит в ней войну внутреннюю. Конечно, играет роль и феномен авторитета — возможно, если бы Цой не оброс им, мы бы и не искали тут ничего.
Русская музыка XX века
Чтобы понять, почему тот или иной композитор считается гениальным, нужно слушать не просто его произведения, а обратить внимание на то, что писали другие авторы в то же самое время.
Чтобы лучше понять, как проходило становление русского рока, пробежимся по общей истории русской музыки. Фольклор бытовал как популярная форма пения русской деревни до 30-х годов XX века. Тогда из-за исторических событий люди постепенно потянулись из деревень в города, и традиции начали постепенно размываться.
Между фольклором и современным музицированием был интересный период, про который мы склонны забывать. Это период городского романса: странная смесь классических произведений, которые бытовали в городах, песенных традиций, которые привозили из деревень, и цыганского романса. Получился уникальный, полуакадемический и полуэстрадный жанр. Из него позже выросла поп-музыка 90-х.
По мере того как старели юные городские молодцы, которые пели городской романс, из него вытекла бардовская песня. Потом одно из ответвлений пошло в тюремный шансон. В России очень богатый, интересный — хоть и агрессивный, — с уникальными смыслами и большим количеством модуляций в гармонии тюремный шансон. Меня это каждый раз приводит в восторг, но читать лекцию по этому жанру не представляется этичным.
Дальше, в 60-е годы, произошла скиффл-лихорадка — это то, во что попали ранние Beatles. Если кратко, мир сошел с ума от того, что можно очень просто музицировать — например, вместо ударной установки использовать терку для стирки белья. Люди открыли для себя DIY-эйфорию и начали раскрывать свое творчество, даже не имея особого образования. Отсюда уже вышли русский рок и русский поп.
Чтобы все-таки понять, что в «Кино» особенного, послушаем их современников.
Вот, например, «Беспечный ангел» «Арии».
Здесь текст сложнее, и вообще это совсем другой жанр — баллада. Хотя и «Арию», и «Кино» питал Ленинградский рок-клуб. В «Беспечном ангеле» стандартный ритм, структура понятная — в конце куплета всем понятно, что вот сейчас будет припев (а не как в той же «Электричке», например, где припев начинается совершенно неочевидно). Вот «Ария» писала по-человечески, не то что Виктор Цой.
Или песня «Веретено» группы «Алиса».
Ритм посвободнее, гармония более в поп-сторону. Перед разрешением накапливающегося напряжения обязательно использую острый аккорд — все как у людей. Этот аккорд в сочетании со старыми семплами инструментов звучит немного ностальгически.
Еще один пример — «ДДТ» и песня «Дождь».
Здесь ритм немного расслабляет. Гармония тотально не похожа на то, что есть в «Кино», — она мне здесь напоминает что-то из поп-музыки. Они такая меланхоличная, грустная, что хочется, чтобы действительно дождь пошел. А еще мне мотивы этой песни слышатся в песне Светланы Лободы «Твои глаза».
«Наутилус Помпилиус», песня «Гуд-бай, Америка».
Структура песни не взращивает нам один материал, как это делает Цой, а просто показывает ее разнообразие. Поэтому на «Кино» тоже не похоже.
Прямота, простота, монотонность — что забрали у «Кино» потомки
Было много коллективов, которые стали подражать группе «Кино». Что взяли от них потомки:
Таких групп появилось довольно много. Мой любимый пример — это «Буерак». Просто послушайте, и все поймете.
Полность лекцию можно посмотреть здесь.