Йога парампара что это
Гуру-парампара
На санскрите «парампара» означает непрерывный ряд, преемственность и относится к последовательности учителей и учеников в индийских учениях. У всех традиционных Гуру есть определенная парампара учителей, по которой от учителя к ученику передаются знания и практики, а также сила реализации всех йогинов данной линии, которая поддерживает в садхане.
Натха-сампрадая (традиция Натхов) состоит из 12 основных пантхов. Каждый из них имеет свою собственную Гуру-парампару. Все пантхи основаны известными Натха-сиддхами, парампара которых обычно восходит к Адинатху, Матсьендранатху или Горакшанатху. В рамках каждого пантха может существовать множество ветвей ученической преемственности. Это связано с тем, что как основатель пантха, так и последующие учителя могли иметь нескольких Гуру, при этом были нередки пересечения парампар разных пантхов. В некоторых случаях Гуру-Натхов можно найти в списках учителей сиддхов, тантрических, вайшнавских и даже буддийских линий, что неудивительно, ведь последователем Натха-сампрадаи может быть человек любой религии.
В 2004 году Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж, был посвящен в аугхары Гуру Йоги Митхилешнатхом Махараджем, который принадлежит к Дхарманатх пантху (Деви Патан, Индия); благодаря ему Йоги Матсьендранатх в дальнейшем получил саньясу (даршани) и право развивать Традицию. Согласно правилам сампрадаи, Йоги Матсьендранатх принял Гуруджи Митхилешнатха Махараджа как своего мула-гуру (основной Гуру) и Дхарманатх-пантх как основной пантх.
Ниже приведены две парампары Гуруджи Матсьендранатха в Дхарманатх пантхе. Первая из них связана с тантрическими учителями:
Адинатх → Атринатх → Даттатрея → Джанардана → Экнатх → Нитьянанда → Кришнананда → Вишибананда → Мухранатх → Рангнатх → Гопалнатх → Балабхадрнатх → Дилварнатх → Сундарнатх → Брахманатх → Гамбхирнатх → Дигвиджаянатх → Наваминатх→ Камалнатх → Митхилешнатх → Матсьендранатх.
К другой линии передачи относятся только Гуру традиции Натхов. Даты в скобках обозначают период, когда тот или иной Гуру был махантом (настоятелем храма) или является им в настоящее время:
Парампара. Линия преемственности
Живые практики Тантры всегда находились внутри своеобразного «сосуда» — линии преемственности. Но что такое линия преемственности (парампара*)? Некая организация, наделяющая полномочиями учителя? Или высшее общество, куда нужно получить доступ посредством инициации?
Когда Вы видите того, кого любите, находитесь рядом с ним/ней, смотрите в глаза, шепча прекрасные, удивительные слова… что-то передаётся Вам, когда он/она произносит: «Я люблю тебя». Эти слова не новы, многие говорили Вам те же самые слова, Вам сотни тысяч раз писали их. Но что-то происходит, передаётся что-то настоящее, то, что разделяют два человека, находящиеся в глубокой духовной связи. Это — самый простой способ описать линию преемственности. Это не социальная организация, не иерархия власти, не фан-клуб учителя, хотя многие линии преемственности прерываются, устремившись в одном из этих направлений. Это так естественно, просто — делиться глубочайшими человеческими переживаниями.
Мы все ощущали линию преемственности своих матерей, друзей и близких, передающих нам любовь и заботу. Но помимо этого существует линия преемственности пробуждённой энергии, так рождается «Парампара».
Парампара. Живая пульсация Тантры
Когда человек переживает измерение за пределами ограничений, вместе с экстатическим открытием приходит глубинный импульс поделиться этим даром с другими. Передавать такие измерения — это одновременно и самая неблагодарная, и до глубины удовлетворяющая ответственность. Рис готовится, просто соприкасаясь с огнём, так и учения передаются как живущее тепло, способное преобразовать саму природу переживания жизни. Рисовая крупа не просто меняется, меняется сама природа твёрдой субстанции, которая превращается в мягкую живительную пищу.
В сердце парампары — линии преемственности лежат прежде всего человеческие отношения между учителем и учеником. То, что преобразовывает жизнь — не просто техника, перечень инструкций. Если бы это было так, книги меняли бы жизнь, DVD заняли бы место учителей, а Интернет стал бы «Сатгуру» — пробуждающим учением. Человек не узнает, что такое любовь, прочитав романтическую повесть, точно также невозможно познать практику, прочитав инструкции к её выполнению. Для того, чтобы практика могла изменить Вас, её необходимо получить как живой процесс, а не в форме безжизненных указаний. В человеческих отношениях есть особое волшебство, открытые отношения между сердцами и умами становятся проводником того, о чём нельзя рассказать, что нельзя увидеть или потрогать. Это не перевод средств, это невозможно купить и продать. В современном мире, где всё ощущается, как предмет потребления, данное измерение жизни становится недоступным, и, хотя разнообразие духовной литературы сейчас более велико, чем когда-либо, настоящий духовный процесс скрыт, потому Йога и Тантра всегда назывались «Гухва», или тайные учения. Не потому, что они недоступны, но потому, что только в закрытом пространстве истинного «Парампара» они оживают. И, хотя тысячи людей практикуют методы йоги и тантры, эти методы остаются тайной человека, учением, доступным лишь тому, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать.
Человечные отношения основываются на почве взаимного доверия, любви и желания, а не на подчинении и контроле. Чрезмерный романтизм, наивность и мифы затмили весьма реальную возможность таких отношений. Чтение книг о совершенных мастерах, о тех, кто выше любых ошибок, чьи действия мы, простые смертные, не подвергаем сомнению, также породило одни из самых несправедливых отношений на планете. Нужно лишь зрелое понимание того, что мы должны отпустить романтические представления о святом человеке из Гималаев, который одним прикосновением решит все наши проблемы, и всё, что требуется от нас — припасть к его ступням и получить благословение. Это важно, как зрелые практикующие 21 века, мы понимаем, что никто не сделает внутреннюю работу за нас, в собственном беспорядке нужно разбираться самостоятельно. Великие мастера могут передать нам живую энергию, указать путь, благословить, но мы сами являемся спасителями собственных жизней. Мы сами — те, кого так долго ждём. Передача живой энергии Тантры — реальность, но она может оказаться далёкой от наших радужных ожиданий (а порой и желаний). Конечно, фальшивые обещания о незамедлительном результате можно услышать, но лишь от тех, кто хочет извлечь выгоду из фантазий духовных искателей.
Не стоит впадать в крайности материализма и рассматривать всё вокруг, как мир потребления, где учителя являются продавцами, предлагающими товар, который можно купить, либо наивно полагать, что мудрый учитель проделает всю работу за нас, если мы попросту начнём ему подчиняться, или заплатим деньги. Следует найти гармоничный подход, новое пространство, в котором учитель и ученик соединяются в духе истинного «Парампара». Есть известная мантра, которую читают и учитель, и ученик перед началом обучения, и в ней мы слышим голос зрелых отношений между учеником и учителем.
Ом сахана вавату
Сахано бхунакту
Саха вирьям карававахаи
Теджасви навадхи тамасту
Ма видвишавахаи
Ом шанти шанти шанти
Ом пусть Он защитит нас (учителя и ученика),
Пусть Он взращивает нас (нашу внутреннюю суть),
Пусть наша совместная работа наполнится энергией,
Дай нам достичь внутреннего света, который возникает в процессе работы над собой,
Пусть между нами не возникнет вражды,
Ом, мир, мир, мир.
*Парампара — (санскр. букв. «от одного к другому») — цепь преемственности от учителя к ученикам в индийской культуре. В буквальном переводе с санскрита парампара означает «непрерывная цепь преемственности». В системе парампары знание передаётся без изменений из поколения в поколение. По линии парампары могут передаваться самые различные виды знания как в духовной сфере, так и в искусстве, музыке, танцах и образовании.
Перевод с английского — Елизавета Никонова.
Парампара
На страницах журнала «Обратно к Богу» вы можете часто встретить термин «ученическая преемственность». Это английский вариант перевода санскритского слова «парампара». Значение слова простое, но важное.
Парампара – это цепь духовных учителей и учеников, через которых передается и воспринимается сознание Кришны. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит:
«Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал ее Ману, отцу человечества, а Ману в свой черед поведал ее Икшваку. Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и ее постигали праведные цари».
Таким образом, в системе парампары истинным учителем, истинным духовным наставником является Господь Кришна, Сам Бог. Господь дает совершенное знание, и это знание передается от учителя к ученику. Таким же образом спелый фрукт передается из рук в руки, от верхушки дерева к земле.
В цепи парампары каждый духовный учитель обязан передавать знание о сознании Кришны без искажений. Он не должен ничего добавлять, отнимать или менять что-то. Он просто должен доставить послание, как почтальон доставляет письмо, оставляя содержимое нетронутым.
Согласно Ведическим писаниям, тот, кто серьезно настроен на достижение самоосознания или осознания Бога или на конечную цель в жизни, должен обратиться к такому честному духовному учителю. Принятие истинного духовного учителя необходимо.
Метод принятия духовного учителя объясняется в «Бхагавад-гите»: человек должен предаться ему, вопрошать его и служить ему. Одного вопрошания недостаточно. Человек должен смиренно выполнять наставления духовного учителя, признавая его представителем Господа.
Духовный учитель не является Богом, и любые так называемые духовные учителя, объявляющие себя Богом, должны быть немедленно отвергнуты как лжегуру. Но духовный учитель почитается наравне с Богом, потому что он непосредственно служит Ему через цепь ученической преемственности. Так как каждый духовный учитель служит своему собственному духовному учителю, все представители цепи являются непосредственными слугами Бога, и, поэтому они очень дороги Ему. Если говорить более точно, то истинный духовный учитель является слугой слуги слуги Бога, или Кришны.
Это один из секретов системы парампары: чтобы быть истинным учителем, нужно быть истинным слугой. Таким образом, ученик предается духовному учителю и служит ему, а учитель, отвечающий на вопросы ученика, просвещает его в трансцендентном знании. Для искреннего ученика, который полностью уверовал в Кришну и имеет равную веру в истинного духовного учителя, практически открыты все истины духовной реализации.
Настоящий ученик навеки признателен духовному учителю и постоянно продолжает служить ему. Таким образом, даже когда духовный учитель покидает этот мир, связь между наставником и учеником сохраняется. Ученик продолжает служить духовному учителю, следуя его наставлениям и обучая им других. Так истинный ученик становится истинным духовным учителем, и цепь преемственности продолжается.
Что такое парампара
В йоге есть понятие «парампара». И даже мудрейшая википедия с санскрита это слово переводит как «цепь преемственности от учителя к ученикам» или «непрерывная цепь преемственности».
Но штука в том, что парампара – это вообще не цепь и с преемственностью никак не связана.
Парампара это когда непосредственно, то есть прямо. Когда находишься рядом с кем-то мудрым и обретаешь мудрость или когда находишься рядом с кем-то, потерявшим ум, вместе с ним заражаешься его «безумностью», как вирусом. Тут-то и происходит парампара.
То же самое с умностью, с психологичесими клешами. Когда находишься рядом с кем-то шибко серьёзным и умным, заражаешься его серьёзностью, можно сказать осерьёзниваешься. И это тоже парампара.
И первые гуру, самые первые учителя для каждого человека на планете – это его родители. Первые полноценные и безоговорочные гуру, те, чью парампару или прямую передачу целостного психологического механизма ума (со всей целиковой цепочкой преемственности вплоть до адамова колена) каждый прямо сейчас носит в себе. Так что про то, что парампара – не цепь и вообще не связана с преемственностью, чуть выше я слукавил.
Но парампара – это явление, связанное не только с гуру или учителем, а с каждым из нас. Как это так?
А вот так: тот, кто находится рядом с тобой, всегда на тебя влияет, заражает тем, чем заразен сам – если заразен мудростью, безумием (и ты восприимчив) – заразишься этим; заразен серьёзностью, умничаньем – почувствуешь это. Ну или если твоё собственное безумие глубокое и недвижимое, возможно, умника заразишь уже ты, а не он тебя – тут уж кто кого, как в боксе.
Поэтому с парампарой совсем не сложно, очень просто: прямая передача всегда происходит молчаливо, незаметно, неярко и неявно, очень-очень просто. Всё остальное яркое и особенное – это не парампара, это опыт. И не забывайте: парампара знакома каждому, минимум единожды. Ум или личность каждого человека – это именно то, что молчаливо, совсем незаметно однажды из крохотных родительских зёрен проросло и дало свои плоды в виде того, что прямо сейчас вы считаете собой. Хотите ли вы того или нет, готовы ли вы это признать или нет, но вы текущий – это целиком результат родительской парампары.
P.s. Если статья вас вдруг задела или вызвала бурю протеста, несогласия, негодования, любую уверенность в правдивости или ложности описанных взглядов или любую другую яркую эмоцию, я бы предложил прочитать её ещё раз, но оставив за бортом нарочитую серьёзность, прочитать как бы в шутку, не забывая о том, что в каждой шутке есть доля шутки. Чуть меньше гордыни, чуть меньше химсы и дукхи, чуть больше ахимсы и читта-вритти-ниродха, а лучше сразу сат-чит-ананды – так, на мой взгляд, будет йогичней 🙂
Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите: Ctrl+Enter
Здоровье и йога
Живые практики Тантры всегда находились внутри своеобразного «сосуда» — линии преемственности. Но что такое линия преемственности (парампара*)? Некая организация, наделяющая полномочиями учителя? Или высшее общество, куда нужно получить доступ посредством инициации?
Когда Вы видите того, кого любите, находитесь рядом с ним/ней, смотрите в глаза, шепча прекрасные, удивительные слова… что-то передается Вам, когда он/она произносит «Я люблю тебя». Эти слова не новы, многие говорили Вам те же самые слова, Вам сотни тысяч раз писали их. Но что-то происходит, передается что-то настоящее, то, что разделяют два человека, находящиеся в глубокой духовной связи. Это — самый простой способ описать линию преемственности. Это не социальная организация, не иерархия власти, не фан-клуб учителя, хотя многие линиии преемственности прерываются, устремившись в одном из этих направлений. Это так естественно, просто — делиться глубочайшими человеческими переживаниями.
Мы все ощущали линию преемственности своих матерей, друзей и близких, передающих нам любовь и заботу. Но помимо этого существует линия преемственности пробужденной энергии, так рождается «Парампара».
Парампара. Живая пульсация Тантры
Когда человек переживает измерение за пределами ограничений, вместе с экстатическим открытием приходит глубинный импульс поделиться этим даром с другими. Передавать такие измерения — это одновременно и самая неблагодарная, и до глубины удовлетворяющая ответственность. Рис готовится, просто соприкасаясь с огнем, так и учения передаются как живущее тепло, способное преобразовать саму природу переживания жизни. Рисовая крупа не просто меняется, меняется сама природа твердой субстанции, которая превращается в мягкую живительную пищу.
В сердце парампары — линии преемственности лежат прежде всего человеческие отношения между учителем и учеником. То, что преобразовывает жизнь — не просто техника, перечень инструкций. Если бы это было так, книги меняли бы жизнь, DVD заняли бы место учителей, а Интернет стал бы «Сатгуру» — пробуждающим учением. Человек не узнает, что такое любовь, прочитав романтическую повесть, точно также невозможно познать практику, прочитав инструкции к ее выполнению.
Для того, чтобы практика могла изменить Вас, ее необходимо получить как живой процесс, а не в форме безжизненных указаний. В человеческих отношениях есть особое волшебство, открытые отношения между сердцами и умами становятся проводником того, о чем нельзя рассказать, что нельзя увидеть или потрогать. Это не перевод средств, это невозможно купить и продать. В современном мире, где все ощущается как предмет потребления, данное измерение жизни становится недоступным, и, хотя разнообразие духовной литературы сейчас более велико, чем когда-либо, настоящий духовный процесс скрыт, потому Йога и Тантра всегда назывались «Гухва», или тайные учения. Не потому, что они недоступны, но потому, что только в закрытом пространстве истинного «Парампара» они оживают. И, хотя тысячи людей практикуют методы йоги и тантры, эти методы остаются тайной человека, учением, доступным лишь тому, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать.
Человечные отношения основываются на почве взаимного доверия, любви и желания, а не на подчинении и контроле. Чрезмерный романтизм, наивность и мифы затмили весьма реальную возможность таких отношений. Чтение книг о совершенных мастерах, о тех, кто выше любых ошибок, чьи действия мы, простые смертные, не подвергаем сомнению, также породило одни из самых несправедливых отношений на планете. Нужно лишь зрелое понимание того, что мы должны отпустить романтические представления о святом человеке из Гималаев, который одним прикосновением решит все наши проблемы, и все, что требуется от нас — припасть к его ступням и получить благословение. Это важно, как зрелые практикующие 21 века, мы понимаем, что никто не сделает внутреннюю работу за нас, в собственном беспорядке нужно разбираться самостоятельно.
Великие мастера могут передать нам живую энергию, указать путь, благословить, но мы сами являемся спасителями собственных жизней. Мы сами — те, кого так долго ждем. Передача живой энергии Тантры — реальность, но она может оказаться далекой от наших радужных ожиданий (а порой и желаний). Конечно, фальшивые обещания о незамедлительном результате можно услышать, но лишь от тех, кто хочет извлечь выгоду из фантазий духовных искателей.
Не стоит впадать в крайности материализма, и рассматривать все вокруг как мир потребления, где учителя являются продавцами, предлагающими товар, который можно купить, либо наивно полагать, что мудрый учитель проделает всю работу за нас, если мы попросту начнем ему подчиняться, или заплатим деньги. Следует найти гармоничный подход, новое пространство, в котором учитель и ученик соединяются в духе истинного «Парампара». Есть известная мантра, которую читают и учитель и ученик перед началом обучения, и в ней мы слышим голос зрелых отношений между учеником и учителем.
Ом сахана вавату
Сахано бхунакту
Саха вирьям карававахаи
Теджасви навадхи тамасту
Ма видвишавахаи
Ом шанти шанти шанти
Ом пусть Он защитит нас (учителя и ученика)
Пусть Он взращивает нас (нашу внутреннюю суть)
Пусть наша совместная работа наполнится энергией
Дай нам достичь внутреннего света, который возникает в процессе работы над собой
Пусть между нами не возникнет вражды
Ом, мир, мир, мир.
Автор статьи — Садашива
Перевод с английского — Елизавета Никонова
Использованы фотографии из личного архива Глеба Мазаева
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов