За что греки почитали геракла почему он завоевал себе бессмертие

Конспект урока по русской литературе на тему «Подвиги Геракла: Яблоки Гесперид»

Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». А. Белый «Игры кентавров», Д. Апдайк «Кентавр» (фрагмент)

— продолжить знакомство учащихся с мифами и произведениями писателей ХХ века, отражающими мифы древней Греции, показать переосмысление образов античной литературы в произведениях этих писателей;

— развивать мышление и речь учащихся, способность к сравнительному анализу;

— воспитывать культуру чтения, эстетическое чувство, бережное отношение к литературному наследию.

I . Организационный этап

— Кто такой Геракл, каково его происхождение? Почему жена Зевса Гера преследовала героя с самого рождения?

Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены (история рождения Геракла). При рождении младенцу было дано имя Алкид, что означало «сильный» (история со змеями). Для Зевса младенец, рождённый Алкменой, стал любимым сыном, и Зевс предрекал ему власть над всей Грецией. Но жена Зевса Гера, обидевшись на это решение своего мужа, взялась провести героя через самые серьёзные испытания и выявить, достоин ли он этого высокого предназначения. Узнав об интригах Геры, Зевс сказал ей: «Я знаю, теперь ты будешь преследовать сына Алкмены, подвергать его многим опасностям. Но он выдержит все испытания, одолеет все препятствия, а твои усилия помешать ему только увеличат его славу. Он совершит подвиги, каких до него не совершал никто, и одержит много славных побед. А когда он закончит свои земные дела, я подыму его на Олимп, и ты сама примешь его в круг бессмертных. И пусть имя его будет Геракл, что значит «прославляющий Геру».

— Кто такой Эврисфей? Почему Геракл оказался на службе у Эврисфея?

— Какой подвиг Геракла вы считаете самым значительным? Аргументируйте свой ответ.

Например: «Самым великим подвигом Геракла я считаю спуск в царство мертвых к Аиду и победу над Кербером, потому что Геракл первым из смертных смог спуститься в царство Аида и выйти оттуда живым. Этим Геракл победил страх смерти и заслужил бессмертие».

Сначала Геракла звали Алкидом. После убийства собственных детей он прибыл в Дельфы, чтобы спросить, где ему теперь поселиться. Оракул велел ему носить имя Геракл , т.е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере», и приказал поселиться в Тиринфе.

— Какие качества Геракла сделали его величайшим из героев греческой мифологии?

— Все эти качества делают Геракла положительным героем – персонажем, выражающим нравственные ценности народа. Значит, мы можем судить о том, какие нравственные качества ценились древними людьми, какими были из представления о добре и зле, о справедливости.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

— Почему 12-й подвиг Геракла был самым трудным?

12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла, потому что ему надо было дойти до края света, где простой физической силой нельзя было добиться победы, так как там властвовали уже другие законы. Прежде чем достичь края Земли, Гераклу пришлось преодолеть множество опасностей: найти Нерея, напасть на него и удержать, сражаться в Ливии с Антеем, быть связанным по приказу царя Египта Бусириса (Бусирис хотел принести Геракла в жертву Зевсу), затем держать небесный свод вместо Атласа.

Нечеловеческие силы и помощь богини Афины помогли Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас с золотыми яблоками.

— Почему Гераклу так трудно было победить Антея?

— За что почитали греки великого героя, почему он завоевал себе бессмертие? Греки почитали Геракла как великого героя, потому что он был храбр, бесстрашен, силен и совершал великие деяния: он побеждал страшных чудовищ, совершал военные подвиги и даже вступал в борьбу с волей некоторых богов. Он учредил Олимпийские игры и положил начало греческому летоисчислению. Геракл воплощал в себе качества, которые отражали представления древних об идеальном человеке: мужество, силу и выносливость, ум и смекалку, уважение к воле богов, чувство справедливости.

Образ Геракла неоднократно перерабатывался в мировой литературе разных эпох. Но не меньший, пожалуй, интерес вызывал образ кентавра Хирона и кентавров вообще. Эти фантастические существа не раз появлялись в произведениях литературы. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Андрея Белого «Игры кентавров» и отрывком из произведения Д. Апдайка «Кентавр» и посмотрим, какими увидели этих невероятных существ авторы.

Русский писатель, поэт, критик, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Буга́ев) родился 14 октября 1880 года в Москве в семье профессора, известного математика Николая Васильевича Бугаева и прожил первые годы в самом центре Москвы, на Арбате. С 1891 по 1899 год он учился в знаменитой гимназии Л.И. Поливанова. Затем обучался в Московском университете на естественном отделении математического факультета, изучал теорию Дарвина, химию, но не пропускал ни одного номера «Мира искусства».

В 1902 году Андрей Белый и его друзья организовали свой литературный кружок, получивший название «Аргонавты». Уже по названию кружка вы можете догадаться, какое значение придавали его участники античной мифологии.

После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. Белый написал ряд книг стихов и прозы. Причем его стихи не менее значительны, чем художественная проза.

Апдайк родился в г. Реддинге, до 13 лет жил в г. Шиллингтоне, в том же штате Пенсильвания (США). Его отец был школьным учителем, мать писала рассказы.

В 1954 году он с отличием окончил Гарвардский университет, где изучал английскую литературу, а также одногодичные курсы живописи в Художественной школе Раскина Оксфордского университета в Англии. В Гарварде Апдайк некоторое время был редактором сатирического журнала. Вернувшись из Англии, два года проработал в журнале «Нью-Йоркер», где и начал публиковать свои первые рассказы.

Хотя Д. Апдайк больше всего интересовался современностью, для понимания ее он неоднократно обращался к образам прошлого, в частности к античной мифологии.

3. Чтение стихотворения А. Белого «Игры кентавров». Беседа.

Учитель или ученики читают стихотворение.

— Какими изобразил кентавров А. Белый?

— Чем занимаются кентавры?

— Вызывают ли они страх?

— Почему жизнерадостный тон стихотворения вдруг прерывается тревожной нотой?

4. Беседа об отрывке из произведения Д. Апдайка «Кентавр».

— Каким в этом отрывке предстает перед нами кентавр Хирон?

— Какими знаниями он обладает?

— Кому он передает эти знания, кто его ученики?

Асклпий, Ахилл, Язон.

— Как он относился к своим ученикам?

— С чего начинались занятия?

— Как объясняет Хирон происхождение мира?

— Каким он описывает «Золотой век»?

— Похожи ли кентавры стихотворения А. Белого на кентавра из произведения Д. Апдайка? Похожи ли эти литературные образы на мифологических кентавров? В чем отличия?

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

1. Словарная работа.

Объясните происхождение и смысл выражений « прикоснуться к земле, как Антей», «авгиевы конюшни».

Очищение невероятно грязных, много лет не убиравшихся конюшен царя Авгия – один из подвигов Геракла. С тех пор о невероятной грязи, запущенности, говорят «авгиевы конюшни».

2. Работа с текстом.

— Найдите в тексте мифа рассказ о том, как Геракл держал небесный свод. Прочитайте и запишите слова и выражения, подчеркивающие нечеловеческое напряжение героя. Объясните, какую роль играют эпитеты и сравнения.

Эпитеты и сравнения делают картину достоверной, яркой, зримой.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Подготовить рассказ об одном из подвигов Геракла, нарисовать иллюстрацию к нему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *