За что кабаниха упрекает сына гроза
Отношения Кабанихи и Тихона: в чем их особенность, описание
Содержание:
Знаменитый писатель Александр Островский родился в 1823 году. Основные произведения, написанные автором, относились к жанру реализма. «Гроза» – известная пьеса, написанная в 1859 году. Она привела в восторг отечественных драматургов своим глубинным смыслом, простотой написания. Повесть основывается на разборе главного конфликта социально-исторического типа. Это отношения Кабанихи и Тихона, невестки Катерины.
Тихон Кабанов – робкий, неспособный возразить матери молодой человек. Властная женщина Марфа могла на его глазах материть Катерину, он не возражал, будучи полностью подавленным. Островский создал произведение под влиянием эмоций, вызванных путешествием по реке Волга. Творческому человеку нравилось записывать интересные сцены, бытовое общение людей. Особенно интересными ему казались провинциалы из Поволжья.
В пьесе редко упоминается, как звали мужа Кабанихи. Дикой погиб, оставив Марфу с двумя детьми, поэтому автор практически не вспоминает данное действующее лицо.
Характеристика семьи Кабановых – краткое содержание «Грозы»
Чтобы рассмотреть отношение Кабанихи к сыну, необходимо познакомиться с основными действующими лицами пьесы:
Кабаниха и Тихон – взаимоотношения в семье
Какая-то часть Тихона испытывает негодование от постоянной власти матери, но он не решается с ней спорить. По этой причине мужчина находится под давлением, беспрекословно слушается Марфу Игнатьевну. Переломным моментом в отношениях станет самоубийство Катерины. Сын переборет себя, повысив голос на деспотичную женщину при людях, обвинив ее в гибели жены.
Тест некоторых реплик Кабанихи указывает на ее доброе отношение к сыну. Она утверждает, что строгость – признак материнской любви. Образ героини воспринимается двояко. С одной стороны, она заботится о Тихоне, ругает его, чтоб уберечь от ошибок, держит в строгости, потому что любит. С другой стороны, она не дает молодому человеку нормально жить, изводит его жену, бранит.
Катерина и Борис – жизненный урок
Семейный деспотизм, издевательства свекрови привели Катерину к измене. Ей требовалась опора, помощь в борьбе с Марфой Игнатьевной. Девушка встречает Бориса, влюбляется в него, надеется на его защиту. Однако Борис был безвольным, слабым человеком. Он не может защитить девушку от деспотичных нападок.
Катерина не выдерживает поведения свекрови, ее ранит предательство любовника. Женщина прыгает в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Истинной причиной трагедии стало безразличное отношение Тихона к сложившейся ситуации.
Кабаниха
История создания героя
Кадр из ф/с «Гроза». Кабаниха — актриса Ольга Хорькова
Первая редакция пьесы значительно отличалась от окончательного варианта. А. Н. Островский планировал создать комедию. Одним из персонажей произведения была помещица Ксанфиппа Дуловна, превратившаяся впоследствии в Кабаниху.
Описание героя
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купеческая вдова, мать Тихона. Полусумасшедшая женщина, строго придерживающаяся архаических понятий и правил поведения.
Кабаниха является одним из «столпов» провинциального города. Она стремится сохранить в городском обществе давно устаревшие порядки: беспрекословное подчинение старшим, неприятие новых идей, деспотические отношения в семье и т. д.
Марфа Игнатьевна с презрением относится к молодым людям, которые «ничего-то не знают, никакого порядку». По ее мнению, первостепенное значение в жизни имеют обычаи времен Древней Руси, закрепленные в Домострое. Кабаниха уверена, что когда «старики перемрут» и «старина выведется», неизбежно наступит конец света.
Главными жертвами властолюбивой старухи являются ее родной сын Тихон и его молодая жена Катерина. Марфа Игнатьевна каждый день с утра до вечера учит их жить. Часто она не может удержаться от ругани: «Дурак!».
Яркий пример воспитания Марфой Игнатьевной сына представляет собой сцена отъезда Тихона. Мать заставляет его прощаться с женой согласно строгому порядку, установленному в незапамятные времена. Кабаниха твердо убеждена в необходимости наставлений. Под ее диктовку Тихон произносит смехотворные приказания Катерине: «Не груби [свекрови]!», «В окны не гляди!», «Не заглядывайся на парней!».
Кабаниха и Тихон. Иллюстрация С. Герасимова
Кабаниха добилась полного подчинения Тихона своей воле. И без того слабохарактерный сын превратился в «тряпку».
Марфа Игнатьевна – очень ограниченная женщина со средневековыми представлениями об окружающем мире. Ее отношение к прогрессу наглядно продемонстрировано автором в сцене беседы с безумной странницей Феклушей. Купчиха полностью разделяет взгляды собеседницы насчет недобрых знаков, свидетельствующих о близости Апокалипсиса: «огненного змия стали запрягать», «время-то короче становится».
Роль героя в произведении
Марфа Игнатьевна символизирует косность и отсталость провинциального общества. В пьесе она играет роль властолюбивого тирана, требующего от окружающих полного подчинения.
Кабаниха разрушает счастье родного сына. По ее вине Тихон стремится любой ценой хоть ненадолго вырваться из «кандалов», забывая о любимой жене.
Грубость, бесконечные нотации и придирки Марфы Игнатьевны косвенным образом толкают Катерину на измену мужу. Тем самым молодая женщина выражает протест против жизни в доме Кабанихи: «Кабы не свекровь. стены-то даже противны».
В конечном счете Кабаниха виновна и в самоубийстве Катерины. Жена Тихона, успевшая ненадолго почувствовать себя свободной, уже не представляла себе, как будет жить дальше под гнетом злой и неуклонно сходящей с ума старухи.
Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова
Развитие героя по мере сюжета
Марфа Игнатьевна отрицает само понятие развития. На протяжении всей пьесы она лишь находит подтверждение своим навсегда устоявшимся взглядам. Кабаниха «в штыки» воспринимает любое отклонение от правил. Ей смешно смотреть на отношения сына с женой, их поведение и поступки.
Марфа Игнатьевна не устает повторять, что люди должны руководствоваться в жизни заветами «предков»: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть…», «У старых людей на все приметы есть» и т. п. Признание Катерины в измене приводит к злорадному восклицанию Кабанихи: «Куда воля-то ведет! Говорила я…».
В самом финале Марфа Игнатьевна неожиданно впервые в жизни сталкивается с открытым «бунтом» Тихона: «Вы ее погубили!». Однако даже этот исключительный случай не может повлиять на старуху. Она зловеще говорит сыну: «Ну, я с тобой дома поговорю». Можно предположить, что Кабаниха сделает сыну хорошее «внушение» и навсегда отобьет у него охоту к сопротивлению.
Отношение автора к герою
В произведении нет открыто высказанного авторского мнения о героях. Отношение Островского к Марфе Игнатьевне выражается через суждения других персонажей: «Хороша тоже и Кабаниха» (Шапкин); «ханжа… домашних заела» (Кулигин); «нашла место наставления читать» (Варвара); «сокрушила она меня» (Катерина). В этих метких характеристиках положительных героев пьесы писатель безусловно высказывает собственное мнение.
Кадр из фильма-спектакля «Гроза». 1977
Экранизации
Впервые знаменитая пьеса А. Н. Островского была экранизирована еще до революции («Гроза», 1912 г.). Роль Марфы Кабановой исполнила актриса Лидия Сычева.
В 1933 г. была предпринята еще одна попытка воплотить на экране знаменитый образ. На роль в фильме «Гроза» была приглашена известная артистка МХАТа Варвара Массалитинова.
Самой последней экранизацией произведения стал фильм-спектакль «Гроза» 1977 г., в котором главную женскую роль сыграла актриса Ольга Хорькова.
Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»: описание характера, портрет в цитатах
Кабаниха и Тихон. Художник С. В. Герасимов |
Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика Кабанихи
Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.
Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах
«. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней. «
«. недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет. » (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)
«. (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. «
Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь. » (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)
«. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. «
«. А теперь поедом ест, проходу не дает. » (Кабаниха обижает сына Тихона)
«. Мать на нее нападает. » (о Кабанихе и Катерине)
«. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет. «
«. ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. » (Варвара о своей семье)
Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:
«. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. «
«. а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. «
«. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая. «
«. Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне. «
«. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет. «
«. Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то. «
Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»
Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.
Действие драмы происходит летом, на берегу Волги, в городе Калинове.
ДЕЙСТВИЕ 1
В общественном саду сидит на скамейке Кулигин и говорит прогуливавшимся Кудряшу и Шапкину, что 50 лет глядит за Волгу и не может наглядеться на эту красоту. Затем спрашивает, кто это размахивает руками. Кудряш отвечает, что это ругает племянника Дикой. Шапкин с Кудряшом говорят между собой, что таких ругателей, как Дикой и Кабаниха, нужно ещё поискать. Кудряш служит у Дикого конторщиком и говорит, что в ответ на ругань хозяина тоже ругается, что «рабствовать» перед ним не станет.
Кулигин возражает, что лучше стерпеть, а не брать пример с Дикого. Хотя был праздник, Дикой отругал Бориса, что он дармоед и бьёт баклуши. Когда Дикой ушёл, Кулигин спросил Бориса, почему он живёт у дяди и переносит его брань. Тот ответил, что делает это оттого, что бабушка оставила им с сестрой наследство. Получить они его смогут, когда станут совершеннолетними, но при условии, что будут почтительны к дяде. Кулигин сказал, что, значит, наследства им никогда не получить. Борис пожаловался, что дяде не угодить, он всегда найдёт за что отругать. Кулигин сказал, что вообще в их городе нравы жестокие. Когда Кулигин ушёл, Борис стал рассуждать, что придётся ему загубить в этом городе свою молодость, да ещё влюбился он в замужнюю женщину, с которой никогда и поговорить не удастся.
Увидев семью Кабанова, он ушёл. Кабанова наказывала сыну, которого хотела отправить в поездку по делу, всё сделать, как она приказала. Кабанов уверяет, что он всегда её слушается. Мать начала учить сына, что с женой нужно обращаться строго, чтобы она его боялась. Долго Кабаниха выговаривала Тихону да учила его жить, а когда ушла, он пошёл выпивать к Дикому. Катерина рассказывает сестре мужа, Варваре, как она хорошо жила до замужества. Мать её очень любила. А сейчас дома ей душно, хочется убежать. Призналась, что у неё страшный грех — любит другого. Варвара говорит, что когда брат уедет, можно устроить Катерине свидание с любимым. Но та испугалась и стала отказываться. Проходящая старая барыня начала говорить им, что красота их ведёт в омут. Катерина испугалась этих слов, но Варвара сказала, что старуха всем пророчит плохое и пугает. Катерина заторопилась домой, потому что надвигалась гроза, а она очень боялась, так как молния убивает мгновенно, и человек не успевает раскаяться в грехах.
ДЕЙСТВИЕ 2
В доме Кабановых Глаша собирает в дорогу хозяина, а Феклуша рассказывает ей небылицы о других странах. Варвара говорит Катерине, что давно заметила, её любовь к Борису. Катерина сокрушается, что скрыть ничего не может. Варвара говорит, что на обмане у них весь дом держится. Провожая Тихона в поездку, мать наставляла его, как прощаться с женой — приказывать ей, чтобы на молодых людей без него не заглядывалась, не сидела, сложа руки, не грубила свекрови.
Тихон послушно повторял вслед за матерью наказы. Когда та ушла, Катерина сказала мужу, что обиделась на свекровь, а Тихон успокаивал её, убеждал, чтобы слова матери мимо ушей пропускала. Катерина попросила мужа не ехать или взять в поездку её с собой. Но он не согласился. Тогда она начала клясться, что не будет говорить с чужими и не будет ни о ком думать, кроме мужа. Но не договорила, так как Тихон перебил её, сказав, что об этом и слушать не хочет. Когда все стали прощаться с Кабановым, свекровь заставила Катерину кланяться мужу в ноги. После отъезда Тихона Кабанова упрекнула её, что не выла, проводивши мужа. Варвара сообщила Катерине, что маменька позволила им ночевать в саду, и отдала ей ключ от калитки, который утащила у матери. Затем сказала, что если встретит Бориса, скажет, чтобы пришёл к калитке. Катерина с испугом отказывается. Оставшись одна, она подумала, что всё же хочет увидеть Бориса.
ДЕЙСТВИЕ 3
На скамейке сидят Кабаниха и Феклуша, которая рассказывает, что наступили последние времена. Подходит хмельной Дикой. В разговоре с ним Кабаниха сказала, что он всю жизнь воюет дома с бабами, и никто угодить ему не может. На улице встретились Кулигин и Борис. Кулигин стал рассказывать про нравы в Калинове. Богатые тиранят своих домашних, пьянствуют, развратничают — и всё это за запертыми воротами, чтобы никто не видел. Когда Кулигин ушёл, к Борису подошла Варвара и сказала ему прийти попозже в овраг за садом Кабановых.
Ночью к калитке сада Кабановых пришёл Кудряш с гитарой и стал петь. Подошёл Борис. Кудряш, думая, что он пришёл к Варваре, стал ему угрожать, но тот признался, что полюбил Катерину. Появилась Варвара, и они с Кудряшом ушли гулять. К Борису вышла Катерина, он признался ей в любви. Сначала Катерина его упрекает, что он хочет её погибели, а потом говорит, что не побоится греха и людского суда. Борис, узнав, что муж уехал на 2 недели, обрадовался: «О, так мы погуляем!» Подошли Варвара и Кудряш. Варвара сказала, что завтра пораньше выйдут с Катериной и побольше погуляют.
ДЕЙСТВИЕ 4
Действие происходит через 10 дней. Накрапывает дождь, несколько гуляющих вошли в галерею старинной постройки. На стене её — старинная роспись — геенна огненная. Зашли туда спрятаться от дождя и Дикой и Кулибиным. Кулибин уговаривает купца пожертвовать деньги на устройство на бульваре часов. Тот не согласился. Тогда Кулигин стал уговаривать, чтобы в городе завели громовые отводы, так как здесь частые грозы. Дикой сердится и говорит, что грозу посылает Бог в наказание. Когда они ушли, под своды зашла Варвара, потом Борис.
Варвара сказала ему, что приехал брат, и Катерина стала сама не своя, не смеет на него глядеть. Варвара боится, что она расскажет мужу об измене. Борис ушёл. Собирается гроза, в галерею вошли Кабанов, Тихон, Катерина. Катерина сильно испугана, она уверена, что гроза убьёт её. Вошла барыня с лакеем, и Катерина спряталась. Барыня сказала ей, что нечего прятаться, лучше с такой красотой — в омут, чтобы не соблазнять ею людей. Катерина увидела на стене изображение геенны огненной и призналась, что грешна перед Богом и перед мужем с его матерью, чтовсе 10 ночей она гуляла с Борисом.
ДЕЙСТВИЕ 5
На бульваре встретил Тихон Кулигина и стал рассказывать, что в поездке пил так, чтобы на целый год хватило. Говорит, что в том, что случилось у них в семье, виновата маменька с её крутым нравом. Мать жену поедом ест, а она только плачет. Тихону жаль Катерину, он её любит и простил. Кабанов говорит, что Дикой посылает Бориса работать в Сибирь к знакомому купцу, и что Варвара убежала из дому с Кудряшом из-за ругани матери. Пришла Глаша и сказала, что нигде нет Катерины.
Тихон испугался, как бы Катерина руки на себя не наложила, и пошёл с Кулигиным её искать. Выходит Катерина. Встретив Бориса, она просит его взять её с собой в Сибирь. Борис говорит, что нельзя, едет он не по своей воле. Катерина сказала, что её свекровь запирает и всем говорит, что она хитрая, а муж то ласков, то сердится и всё пьёт. Попрощавшись с Борисом, Катерина не хочет идти домой, говорит, что в могиле лучше. Когда она ушла, вошли Кабанова, Тихон, Кулигин. Они ищут Катерину и слышат крик, что в воду бросилась женщина. Кулигин вытащил её из прибрежного омута и сказал Кабановым, что душа Катерины сейчас перед судьёй, который милосерднее их. Кабанов кричит матери, что она погубила его жену, что Катерине теперь хорошо, а он остался жить и мучиться.
События пьесы происходят в середине XIX столетия в городке Калинов на берегу Волги.
Действие 1
Жители города слышат, как жадный и злой купец Дикой ругает своего племянника Бориса. Когда Дикой уходит, Борис признается своему знакомому Кулигину, что он терпит ругань Дикого ради наследства. Борис и его сестра получат наследство дядьки Дикого, если будут во всем его слушаться. Оставшись один, Борис думает о Катерине Кабановой — замужней женщине, в которую он влюблен. В это время на прогулку идет купчиха Кабаниха с дочерью Варварой, сыном Тихоном и его женой Катериной Кабановой. Кабаниха упрекает сына в том, что тот, женившись, перестал любить мать, как прежде. Тихон успокаивает мать, и та уходит. Сам Тихон идет в гости к Дикому. Варвара и Катерина остаются вдвоем. Катерина признается Варваре, что она любит другого человека, а не своего мужа Тихона. Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее.
Действие 2
Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает. Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом. Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса.
Действие 3
В гости к Кабанихе приходит ее кум – купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали. Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет. Придя на место, Борис видит свою возлюбленную Катерину. Они признаются друг другу в любви и уходят побыть вдвоем. Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться.
Действие 4
Проходит десять дней. Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел. Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее. Мимо Катерины проходит “полусумасшедшая барыня”, которая внезапно называет Катерину грешницей. Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом.
Действие 5
Тихон встречает на улице Кулигина и рассказывает ему новости: Варвара убежала из дома с Кудряшом, Катерина ведет себя странно, Дикой отправляет Бориса в другой город на три года. Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать, Кабаниха, не позволит этого, а он во всем слушается матери. Тут же Тихон слышит от служанки, что Катерина ушла из дома. Тихон идет ее искать. Тем временем Катерина идет по городу и видит Бориса. Он прощается с ней, так как ему нужно ехать в Сибирь по делам по приказу дядьки Дикого. Они прощаются. Убитая горем Катерина говорит себе, что хочет умереть. Кабаниха, Тихон Кабанов и другие герои ищут Катерину по городу. Вдруг Катерину находят в речке. Тихон хочет бросится в воду, чтобы спасти ее. Но Кабаниха останавливает сына. Она обещает проклясть его, если тот бросится спасать жену. Наконец тело Катерины выносят на берег. Тихон бросается к мертвой жене и винит во всем мать, Кабаниху.
Тихон и Кабаниха
Тихон и Кабаниха – сын и мать семейства Кабановых. Тихон находится в постоянной несвободе, но не пытается что-либо сделать против материнского деспотизма. Кабаниха подчиняет сына своей воли, и только гибель Катерины меняет отношение Тихона к собственной матери.
Подчинение
Тихон из «Грозы» Островского является «маменькиным сынком». Он полностью подчиняется Кабанихе, выполняя все ее прихоти. Каждое действие Тихона находится под полным контролем Кабанихи, он и шагу не может ступить без материнского разрешения. Герой уверен, что должен выполнять все приказы и наказы Кабанихи. Тихон терпит все обиды, причиненные ему Кабанихой. Так, автор драмы показывает явно невыраженный, но существующий конфликт между матерью и сыном.
Если рассматривать то, как Кабаниха относится к Тихону, важно отметить неоднозначность. Героиня говорит следующее: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».
Данная фраза говорит о том, что Кабаниха признает то, что она слишком строга с Тихоном. Но это же высказывание подчеркивает и то, что Кабаниха чувствует любовь к своему сыну. Кабаниха привыкла так выражать свою родительскую любовь и искренне думает, что она поступает со своим сыном правильно.
Кабаниха постоянно дает своему сыну нравоучения: перед поездкой Тихона Кабаниха просит его дать приказы Катерине. По наказу Кабанихи Тихон говорит своей жене, чтобы она не грубила свекрови и почитала ее, как мать родную, чтобы она не сидела дома без дела, в окна не заглядывая, чтобы она не смотрела на других парней. Тихон понимает, что данные наказы могут обидеть Катерину, но ослушаться свою мать герой не может.
Поездка Тихона
Тихон отправляется по настоянию матери в поездку. Эта поездка для героя становится возможностью отдохнуть от материнского гнета и постоянного мучения. Тихон радуется тому, что на целых две недели он избавится от «кандалов этих на ногах».
Показывая истинное отношение Тихона к своей матери, автор «Грозы» демонстрирует, что Тихон осознанно мирится с деспотизмом Кабанихи и не пытается исправить свое несвободное положение.
Финал произведения
После смерти Катерины Тихон обвиняет свою мать в произошедшей трагедии. Тихон, не стесняясь окружившей их семью толпы, впервые повышает на Кабаниху голос и говорит о том, что именно она виновата в гибели его жены Катерины. Автор произведения показывает, что самоубийство главной героини навсегда изменило отношения между Тихоном и Кабанихой. Финал драмы остается открытым: неизвестно, как будут строиться взаимоотношения между персонажами в дальнейшем.