За что критикует монтескье французского монарха

ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § 2 Эпоха Просвещения

Стр. 22. Вопрос в начале параграфа

Вспомните, какие открытия были сделаны в ходе научной революции.

Ученые и мыслителиСтранаОсновные идеиОткрытияНа формирование каких новых взглядов они влияли
Николай Коперник (1473-1543)ПольшаОтказ от учения о неподвижности ЗемлиЗемля вращается вокруг Солнца и вокруг своей осиРазрушил учение о неподвижности Земли
Джордано Бруно (1548-1600)ИталияВселенная не имеет центра – ни Земля, ни Солнце не являются центрами мираВселенная – это бесчисленное множество звезд, она существует вечно и исчезнуть не можетРазрушил учение о неподвижности Земли
Галилео Галилей (1564-1642)ИталияЗемля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси; Вселенная не имеет центраНовые звезды – спутники Юпитера, сформулировал законы падения тел, движения маятникаПодтвердил учение Коперника и сделал переворот в представлении людей о строении Вселенной
Исаак Ньютон (1643-1727)АнглияЗемля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси; Вселенная не имеет центраЗакон всемирного тяготения, произвел опыт разложения солнечного света, изложил основные понятия классической механики, закон распространения светаПереход от простого описания солнечной системы к объяснению законов ее движения и окончательно утвердило победу учения Коперника; открытые им законы носили универсальный характер, завершил создание новой картины мира
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)АнглияВсе данные можно подтвердить опытомНовый метод изучения природы – рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данныхСоздал новую философию
Рене Декарт (1596-1650)ФранцияГлавная цель науки – достижение человеком господства над силами природы, которые следует заставить служить людям; математика – идеал и образец для всех других наукАналитическая геометрия, понятие переменной величиныОсновоположник науки и философии Нового времени

Стр. 32. Вопросы в конце параграфа

1. Как можно определить, что такое Просвещение?

Просвещение – особая культурная эпоха, проходившая под знаком свободы и всевластия разума, которая занимает период конца XVII – конца XVIII в.

2. Почему для просветителей оказался столь важным разум?

Просветители считали, что, только поняв законы управления обществом, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Необходимо все подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Таким образом, разум были единственным инструментов для поиска ответов на вопрос, как лучше управлять обществом.

3. Какие проблемы волновали философов больше всего?

В эпоху Просвещения ученые искали ответы на вопросы о том, по каким законам живет общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания. Проблема переустройства общества, государства, церкви становится центральной у философов эпохи Просвещения.

4. Как с точки зрения просветителей возникли общество и государство?

Томас Гоббс и Джон Локк высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы. Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой, заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государство. Локк же считал, что ради безопасности и сохранения собственности человек передает ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства.

Согласно идеям Жан-Жака Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить.

5. Что нового появилось в науке в век Просвещения?

Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой – решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и ученых. Собирать материал для исследований становится модным. Возникают крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов. Появляются новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках).

Стр. 32. Подумайте

1. Почему, с вашей точки зрения, просветители считали себя частью единой республики, в то время как большинство стран той эпохи были монархиями?

Просветителей объединяла идея критики разумом общества, государства, морали, церкви, религии, которые неправильно существуют и управляются. Таким образом, несмотря на разность в религии и национальности, общая идея заключалась в борьбе против существующих порядков, которые ассоциировались с монархическим строем.

2. Используя дополнительные материалы, составьте в тетради таблицу с указанием особенностей Просвещения в различных странах.

СтранаОсобенности Просвещения
АнглияВ Англии зародились идеи Просвещения в сочинениях Дж. Локка, который сформулировал основные учения: учение о естественных, прирожденных правах человека: на жизнь, свободу и собственность. Особенностью Просвещения в Англии можно назвать развитие идей эпохи в экономике, которые формировались в работах Адама Смита, где за основу была взята идея свободы – свободы конкуренции, свободы обмена товарами, свободы торговли землей
ФранцияФранция была центром Просвещения. Основные идеи заключались в необходимости переустройства государства. Монтескье продолжил теорию Локка о правовом государстве, предложив разделение ветвей власти. Вольтер был сторонником идей просвещенного абсолютизма, его идеи распространялись по Европе и заложили основы для будущей Великой Французской революции
СШАИдеи просветителей легли в основу государства, в котором были провозглашены свободы, равенство. Конституция США закрепила основные идеи просветителей
Священная Римская империяИмператоры Священной Римской империи активно пользовались идеями просвещенного абсолютизма, проводя активные реформы
ПруссияПример государства, где активно проводились реформы в духе просвещенного абсолютизма

3. Как вы полагаете, почему в XVIII в. прозвучал призыв к веротерпимости?

Призыв к веротерпимости прозвучал в связи с распространением идей Просвещения, которые заключались в свободе людей во всех сферах жизни общества. Просветители отстаивали идею о том, что вера – личное дело каждого. Поэтому веротерпимость становилась одним из необходимых условий для развития прогрессивного общества.

4. Почему в век национальных государств стал столь популярным космополитизм?

Космополитизм стал реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами. Просветители считали, что выявленные ими законы действуют повсеместно. Развитие торговли, научных, культурных связей закрепляли идею единства народов, которые могут существовать по единым законам. Поэтому создание национальных государств воспринималось, как искусственные рамки, что вызывало неприятие у просветителей.

5. Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение об оном из упомянутых в параграфе просветителей.За что критикует монтескье французского монарха. Смотреть фото За что критикует монтескье французского монарха. Смотреть картинку За что критикует монтескье французского монарха. Картинка про За что критикует монтескье французского монарха. Фото За что критикует монтескье французского монарха

Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).

В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» (6, 33). В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. 24 сентября 1740 г. ректор университета добавил к реестру университетских студентов имя „Emanuel Kandt“. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую – из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой. После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома.

Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.

На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске (1704-1772), особенно его изложение теории электричества.

Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом (1713-1751), физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания.

В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего, по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.

Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен. В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г., а затем становится домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе между Ельбингом (Эльблонгом) и Остерроде (Оструде). В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг. Период домашнего учительства не прошел бесследно для Канта. С одной стороны он прошел школу общественных условностей и приличий, а с другой, много времени посвятил улучшению своего образования и самостоятельным размышлениям на различные философские и естественнонаучные темы. Именно это обстоятельство объясняет, каким образом в течение одного года Канта смог защитить две диссертации и опубликовать свою главную естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба» (1755).

В апреле 1755 г. Кант защищает латинскую диссертацию “Об огне” и получает степень магистра, а в июне он получает докторскую степень за латинскую диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которое стало его первой чисто философской работой, и получает звание приват-доцента философии, что дает ему право преподавать в университете, правда не получая за это от университета денег. Вся дальнейшая жизнь Канта связана с университетом, самым известным выпускником и профессором которого он постепенно стал. С этого момента начинается период в жизни Канта, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра» (1755-1764).

Зимой 1755/1756 г. начинается лекционная деятельность Канта. Уже в первом своем семестре он читает курс логики, математики и метафизики, а в следующем семестре к этим курсам он добавляет курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. Постепенно он начинает читать лекции по этике, а также по механике и теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Подгоняемый необходимостью привлекать студентов, которые платили за свое обучение, он доводит объем лекционных часов до 34-36 часов в неделю. Еще долгое время ему придется заботиться о средствах к существованию. И это неудивительно, поскольку в университете бытовала шутка, согласно которой тот, кто решит посвятить себя Кенигсбергскому университету, должен принести обет бедности. Удивительно то, что при такой педагогической нагрузке Кант публикует в эти годы ряд небольших работ, каждая из которых содержит какую-либо оригинальную идею. В 1756 г. Кант защищает еще одну диссертацию по теме «Физическая монадология» и получает на занятие должности ординарного профессора. В том же году он подает прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, освободившейся после смерти одного из его учителей Мартина Кнутцена. Однако получает отказ.

Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола».

Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.

Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.

Стр. 32. Из работы И. Канта «Что такое просвещение?» (1784)

1. Как Кант определяет Просвещение?

Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

2. Что, по мнению Канта, препятствует, а что способствует Просвещению?

Просвещению препятствует леность, трусость, революции. Способствует Просвещению только безобидная свобода, а именно свобода во всех случаях публично пользоваться собственным разумом.

Стр. 33. Из книги Ш.-Л. Де Монтескьё «Персидские письма» (1721)

1. За что критикует Монтескьё французского монарха устами героя своего романа?

Монтескьё критикует французского монарха в использовании тщеславия своих подданных. Он заставляет их мыслить так, как ему угодно. То есть он обманывает людей, обманывая их. Вызывает критику и то, что французский монарх крайне подвластен папе римскому.

2. По какой причине вызывает его насмешки римский папа?

Насмешки вызваны тем, что ложь папы римского еще больше, чем ложь монарха.

Источник

Великий французский мыслитель

За что критикует монтескье французского монарха. Смотреть фото За что критикует монтескье французского монарха. Смотреть картинку За что критикует монтескье французского монарха. Картинка про За что критикует монтескье французского монарха. Фото За что критикует монтескье французского монарха

М. Б аскин

Глубокий мыслитель, блестящий писатель и публицист, отдавший свои силы страстной борьбе против феодально-сословного гнета.

Монтескье жил в эпоху, предшествовавшую окончательному краху феодализма во Франции. Старый порядок вступил в непримиримое противоречие с назревшими потребностями общественного развития. Капиталистические отношения властно пробивали себе дорогу: возникали крупные мaнуфактуры, расширялась внешняя торговля. Но господствующие классы абсолютистской Франции — дворянство и духовенство — держали себя по-старому, препятствуя надвигавшейся смене общественных формаций. Огнем и мечом они подавляли попытки крестьянских масс вырваться из оков феодального ига, жестоко расправлялись с ремесленниками, рабочими, городской беднотой. Элементарных политических прав была лишена и молодая, растущая и крепнущая французская буржуазия. Королевский двор полностью дискредитировал себя в глазах подавляющего большинства населения страны. Французский народ справедливо считал королевскую власть злокачественной опухолью на теле своей родины. Приближалась буржуазная революция.

К борьбе третьего сословия против прогнившего феодального режима присоединялись и выходцы из среды господствующих классов. Одним из них был Монтескье, отпрыск именитого дворянского рода, получивший по наследству графский титул и ряд судебных должностей. С 1726 года он целиком отдался литературной и научной деятельности, посвятив себя идейной борьбе с реакцией. Много путешествуя по Европе, много размышляя, Монтескье пришел к решительному выводу о несовместимости королевского деспотизма с народным благом, с развитием промышленности и сельского хозяйства Франции, с расцветом ее культуры.

Монтескье не был столь радикальным мыслителем, как Вольтер. Еще более далек он был от Руссо, идейного предшественника якобинцев. Его воззрения были исторически ограниченными, он не делал непосредственных революционных выводов из своей гневной критики феодализма и феодальной культуры. Не постигнув решающей роли народных масс в истории, Монтескье видел спасение Франции в ограничении власти монарха, в создании конституционной монархии «по английскому образцу». Но он выступил как один из первых борцов за гражданские права, за просвещение, за миролюбивую политику государств, против захватнических, несправедливых войн, на которые был так щедр абсолютизм.

Монтескье идеалистически подходил к обществу.

Но в то же время, в отличие от многих других просветителей Франции, он не игнорировал экономических факторов, был видным исследователем экономики своего века.

Одним из главных произведений Монтескье, составившим целый этап не только в истории философской и социологической мысли Франции, но и в истории ее художественной прозы, являются «Персидские письма», увидевшие свет в 1721 году. В этой книге Монтескье подверг острой, саркастичной критике французский абсолютистский режим, доказывая, что неограниченная монархия противоречит разуму. Разврату и корыстолюбию правящей верхушки он противопоставил честный образ жизни трудолюбивого французского народа, задыхающегося в тисках феодально-сословного строя.

Монтескье понимал, что выступить открыто с таким памфлетом невозможно; от Бастилии его не спасли бы ни знатное происхождение, ни связи с придворными сферами. Поэтому он писал от имени иностранца, критикующего отнюдь не деспотизм французского короля, а «неограниченную власть султана» — прием, довольно распространенный в тогдашних условиях и достаточно прозрачный для всех мыслящих людей того времени. Монтескье хотел не просто преодолеть рогатки цензуры и издать книгу — он мечтал, чтобы его читало не только дворянство, но и представители хотя бы верхушки третьего сословия (о читателе из трудовой среды в то время никто из публицистов не думал). Поэтому он облек свои мысли в образную, эпистолярную форму. «Персидские письма» написаны в очень своеобразной, занимательной манере, они полны искрящегося остроумия. Творчество Монтескье — шаг вперед в развитии французской художественной прозы.

«Персидские письма» — подлинно гуманистическое произведение. «Вы недостойны занимать место на земле, ибо в вас нет человечности и правила справедливости вам незнакомы», — заявляет Монтескье в письме XI. Эта слова великого французского мыслителя, обращенные ко всем поработителям и врагам третьего сословия, дышат гневом. В них чувствуется голос надвигающейся революции, хотя сам автор отнюдь не помышлял о революционном свержении старого режима.

Огромное внимание уделил автор в своем произведении вопросам морали. Он решительно осуждает аморализм господствующих классов феодального общества. Истинная мораль, говорит он, это мораль, основанная на взаимном уважении людей друг к другу и стремлении никогда не совершать несправедливых поступков.

«Были в этой стране двое очень странных людей, — иронически пишет Монтескье: они были человечны, знали, что такое справедливость, любили добродетель». В этих словах Монтескье определяет основные принципы новой морали: человечность, справедливость и добродетельность, причисляя затем к ним еще одну моральную черту — заботливый труд на общую пользу. Так он, по существу, сформулировал мораль раннего буржуазного просветительства, направленную против феодально-сословной морали. Призыв к человечности означал не что иное, как отказ от привилегий по рождению. «Не то важно, в какой среде я родилась, а то важно, какими человеческими достоинствами я обладаю», — говорила бесправная французская буржуазия всевластному дворянству. «Нужно судить о человеке не по его титулам, а по его качествам», — требовала она. Если учесть, что на этой позиции стоял человек, сам принадлежащий к высшей феодальной знати, то нельзя не отдать должного его мужеству и честности.

Конечно, абстрактный буржуазный гуманизм XVIII века весьма далек от подлинного гуманизма трудящихся масс, гуманизма пролетарских борцов за освобождение человека от эксплуататорского гнета. Ранние буржуазные гуманисты и не помышляли об уничтожении частной собственности на средства и орудия производства, об искоренении всех форм эксплуатации человека человеком. Они, в конечном счете, хотели лишь замены феодальной формы эксплуатации капиталистической. Тем более не помышлял об уничтожении эксплуататорского строя такой умеренный просветитель, как Монтескье. И все же для своей эпохи его гуманистическая мораль была глубоко прогрессивной. Более того, в наши дни она служит еще одним обвинительным актом против империалистов, нарушающих самые элементарные принципы человечности в отношениях между людьми и государствами. Современные французские реакционеры, выступающие за вооружение германских фашистов — злейших врагов Франции, — попирают славные гуманистические традиции великого француза Монтескье, выступавшего против всех, кто мешает жить простому человеку.

В знаменитом XI письме Монтескье гневным словом бичует чужестранцев, строящих козни миролюбивым народам. Он сравнивает захватчиков, ведущих несправедливые войны, с хищными зверями и разоблачает их во имя справедливости и подлинной добродетели. Вот как повествует Монтескье о борьбе миролюбивого народа, названного им народом троглодитов, против наглого нападения воинствующих захватчиков:

В «Рассуждениях», посвященных анализу древнеримской истории, Монтескье высказывает чрезвычайно смелую по тому времени мысль. Он «объясняет величие Рима гражданственностью и любовью к свободе его граждан. В свою очередь, падение Рима вызывается, по мнению Монтескье, потерей римлянами этих двух решающих добродетелей.

С научной точки зрения, идеалистическая концепция Монтескье, конечно, несостоятельна. Как и все сторонники идеалистического взгляда на общество, он превращает следствие в причину, а причину — в следствие. На самом деле история Рима — это история разложения рабовладельческих отношений. Однако в наивных и теоретически неправильных рассуждениях Монтескье имеется здоровое, рациональное зерно — его вера в могучую силу идей гражданственности и свободы.

В борьбе с феодальным абсолютизмом Монтескье выдвинул великую мысль, что только свободный народ может двигать свою страну по пути прогресса. Эта идея, не до конца осознанная самим Монтескье получила замечательное подтверждение. На протяжении всего последующего общественного развития, и особенно в наши дни, когда народы, освобожденные от гнета империализма, решают грандиозную задачу — достичь в кратчайшие исторические сроки величайшего экономическою, политического и культурного прогресса.

Основные работы Монтескье были переведены на русский язык еще в XVIII веке.

В книге 10-8 своего труда «О духе законов» Монтескье, специально разбирая вопрос о войнах, объявляет незаконными те из них, которые имеют целью порабощение других народов. В «Персидских письмах» он пишет: «Есть только два рода справедливых войн: война для отражения нападающего неприятеля и война для подачи помощи подвергнувшемуся нападению союзнику».

Эти слова Монтескье как нельзя более созвучны мыслям и чувствам всех людей доброй воли нашего времени, совести всех народов. Своим духовным наследием он, подобно всем другим великим представителям мировой культуры, помогает вдохновенной борьбе народов против агрессии, за мир, за дальнейшей прогресс всего человечества.

Л-ра: Знамя. – 1955. – № 2. – С. 136-139.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *