За что критикуют фрейда

Критика психоанализа

Критика психоанализа

Фрейдовский метод сбора данных неоднократно подвергался критике с разных сторон. Фрейд строил свои заключения на тех сообщениях, которые он получал во время психоаналитических сеансов. Стоит ли говорить о недостатках и субъективности подобного метода по сравнению с экспериментальным методом систематического сбора объективных данных при контролируемых условиях наблюдения? Рассмотрим подробнее те претензии, которые высказывались в адрес фрейдов — ского метода работы с эмпирическим материалом.

Во — первых, все свои наблюдения Фрейд проводил несистемати — ческим и неконтролируемым образом. Он никогда не делал дословных записей сообщений пациента, а работал на основе отдельных заметок, производимых зачастую через несколько часов после окончания сеанса. Понятно, что часть исходных данных (сообщений пациента) неизбежно при этом терялась по причине несовершенства памяти и неустранимой возможности искажений и неполноты записей. Таким образом, исходные данные содержат в себе лишь то, что Фрейд сумел запомнить.

Во — вторых, вполне вероятно, что, воспроизводя по памяти сообщения пациентов, Фрейд одновременно подвергал их некоторой интерпретации. Также возможно, что он был движим желанием найти материал, подтверждающий его идеи. Другими словами, возможно, что он слышал и запоминал лишь то, что хотел услышать. Конечно, нельзя исключать и такую возможность, что все заметки и записи Фрейда абсолютно точны. Но в любом случае проверить это невозможно, поскольку исходные записи отсутствуют.

В — третьих, существуют определенные расхождения между исходными заметками Фрейда, сделанными непосредственно после терапевтических сеансов, и теми историями болезни, которые он впоследствии опубликовал и которые, якобы, основываются на тех же самых заметках. Один из исследователей провел тщательное сравнение тех и других источников и обнаружил ряд расхождений. Среди них можно назвать более длительное, чем сообщалось, время анализа, неточное воспроизведение последовательности вспоминаемых во время сеанса событий, а также сделанные без достаточных оснований сообщения об успешном излечении пациентов (Eagle. 1988; Mahony. 1986). В настоящее время уже невозможно определить, были ли эти искажения сделаны Фрейдом осознанно для того, чтобы представить больше доказательств в свою пользу, или же они происходят из его собственного бессознательного. Историки науки уже не могут провести подобные исследования на более широком материале, поскольку большинство исходных материалов своих пациентов Фрейд уничтожил.

Кроме того, после разрыва с Брейером Фрейд опубликовал описания только шести историй болезни, причем ни одно из них не содержит в себе каких — либо решающих свидетельств в пользу его системы психоанализа. «Некоторые случаи являются столь сомнительным подтверждением психоаналитической теории, что вообще не понятно, зачем Фрейд их публиковал… Описания двух случаев не полны, а проведенное лечение — явно неэффективно… В третьем случае лечение в действительности проводил не сам Фрейд» (Salloway. 1992. P. 160).

Можно привести и четвертое возражение против фрейдовского метода сбора данных. Даже если предположить, что велись дословные записи всех сообщений пациентов, все же остается неясной степень точности самих их сообщений. Фрейд совершил несколько попыток проверить сообщения пациентов о своих детских переживаниях. Его критики отмечают, что следовало бы более тщательно изучить достоверность сообщений путем опроса родственников и друзей пациентов. Таким образом, исходный момент в построении любой теории — сбор данных — в данном случае может быть охарактеризован как неполный, несовершенный и неточный.

Что касается следующей ступени теоретического исследования — выводов и обобщений — здесь также невозможно сказать что — либо определенное, поскольку Фрейд никогда не разъяснял тех причин, по которым он делал те или иные выводы. А поскольку его исходные данные не поддаются количественному или статистическому анализу, историки также не в состоянии определить степень их надежности или статистической достоверности.

Уязвимы для критики и базовые допущения Фрейда относительно природы человека. Даже его последователи признают, что он часто противоречил сам себе, а его определения базовых понятий — таких, как ид, эго и супер — эго, — недостаточно ясны. Впрочем, это обстоятельство признавал и сам Фрейд. В поздних своих работах он отмечал трудности строгого определения некоторых идей.

Многие исследователи не принимали взглядов Фрейда на природу женской психики. Он полагал, что женщины имеют менее развитое супер — эго, а также подвержены чувству неполноценности, потому что у них отсутствует пенис. Одна из заметных представителей психоаналитического движения — Карен Хорни — даже покинула фрейдовский круг по причине несогласия с этими положениями. Она создала собственный вариант психоанализа, который исходит из прямо противоположного предположения: не женщины завидуют наличию у мужчин пениса, а, наоборот, мужчины завидуют тому, что у женщин имеется матка. Многие современные психоаналитики признают, что по большей части представления Фрейда о психосексуальном развитии женщины бездоказательны, а то и вовсе неверны.

В главах 14 и 15 мы рассмотрим работы тех психоаналитиков, которые отошли от фрейдовской системы и попытались развить свой собственный вариант психоанализа. Они прежде всего не соглашались с переоценкой влияния биологических факторов, и прежде всего секса, на развитие личности. С их точки зрения, решающими в этом процессе являются социальные факторы.

Другие неофрейдисты подвергли критике фрейдовское неприятие свободы воли и его преимущественную сосредоточенность на прошлом опыте в ущерб анализу надежд человека и его целей на будущее. Третьи критиковали то обстоятельство, что Фрейд строил свою теорию личности на основании наблюдений за невротиками, оставляя без внимания эмоциональную жизнь здоровых людей. Все эти возражения впоследствии послужили различным исследователям основанием для создания собственных вариантов теории личности. Появление подобных альтернативных теорий в лагере психоаналитиков в итоге привело к оформлению в рамках фрейдизма нескольких конкурирующих направлений.

Научные подтверждения психоанализа

Многие понятия фрейдовского психоанализа подвергались экспериментальной проверке еще в 30–е и 40–е годы, правда, с сомнительным результатом. В последние годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность полученных Фрейдом выводов проверялась на основе анализа около двух тысяч случаев из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин (Fisher & Greenberg. 1977).

Итоги таковы: часть базовых понятий психоанализа — такие, как ид, эго, супер — эго, стремление к смерти, либидо и тревога, — выдержала испытание средствами науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными. Приведем ряд положений, которые, как показывает анализ публикаций, выдержали научную проверку:

1) некоторые характеристики орального и анального типа личности;

2) некоторые причинные факторы гомосексуальности;

3) представление о том, что сновидения приводят к снятию психического напряжения;

4) некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков (чувство соперничества по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх кастрации).

Укажем также ряд положений, которые не получили поддержки со стороны научных методов проверки. Это следующие утверждения и предположения:

1) что в сновидениях в символической форме удовлетворяются ранее подавленные намерения и желания;

2) что под влиянием эдипова комплекса мальчики идентифицируют себя с отцом и усваивают его нормы супер — эго под влиянием страха;

3) что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку собственного тела, что у них менее развитые стандарты супер — эго и что им сложнее обрести чувство идентичности.

Более поздние исследования подтвердили существенное влияние сил бессознательного на поведение и мыслительный процесс. Причем это воздействие может носить даже более широкий характер, чем это казалось самому Фрейду (Bornstein & Pittman. 1992; Brody. 1987; Jacoby & Kelley. 1987; Silverman. 1976). Экспериментальные исследования так называемой фрейдовской оговорки также показали, что, по крайней мере, в некоторых случаях дело обстоит именно так, как это представлялось Фрейду: различного рода непроизвольные языковые ошибки являются следствием подсознательных конфликтов и тревоги, проявляющих себя подобным образом (Motley. 1985).

Как отмечено выше, далеко не все понятия фрейдовской системы выдержали испытание методами науки. Так, исследования по развитию личности не подтвердили предположение, что личность в основном формируется к пяти годам и потом меняется мало. Личность человека развивается на протяжении всей его жизни и может подвергаться весьма драматичным преобразованиям после пятилетнего возраста (Kagan, Kearsley & Zeiano. 1978; Olweus. 1979). Последние исследования роли инстинктов в качестве движущих сил личности человека также показали существенную уязвимость фрейдовских формулировок (Barron, Eagle & Wolitzky. 1992).

Но, пожалуй, самым важным результатом подобных попыток научными средствами проверить фрейдовские идеи является то обстоятельство, что, по крайней мере, некоторые понятия психоанализа могут быть сведены к форме, допускающей научную проверку.

Читайте также

Истоки и тенденции психоанализа

Истоки и тенденции психоанализа Определимся сначала с той «почвой», которая определила возможность «триумфального шествия» психоанализа по миру, а также попытаемся понять, каким образом Зигмунд Фрейд структурировал свою психоаналитическую

II. Захватывающая история психоанализа

II. Захватывающая история психоанализа Личности, а не принципы двигают время. Оскар Уайльд 1. Корни психоанализа в естественных науках, литературе и философии 1.1. Предшественники Изложение психоанализа и истории его развития мы начнем, обратившись к метафоре древа

2. Основатели психоанализа

2. Основатели психоанализа 2.1. Фрейд и Абрахам Фрейд – основатель психоанализа Конечно, в психоанализе Фрейд занимает первое место. Он хотел разгадать загадку истерии. С естественно-научной точки зрения, неврологические причины в форме органических повреждений нервной

Четыре психоанализа

Четыре психоанализа В 33 года он предпринял свой первый психоанализ у Карен Хорни, которая продолжала поддерживать его на протяжении всей своей жизни и дала ему пристанище у себя в Нью-Йорке (двадцатью годами позже).Параллельно он нашел место ассистента-врача у Курта

Начало психоанализа

Начало психоанализа Психоанализ развивался из врачебной практики Фрейда; он был озадачен пациентами, страдающими истерическими симптомами – слепотой, глухотой, параличом или другими симптомами, не имеющими физической причины. Вначале Фрейд использовал гипнотическую

Цели психоанализа

Цели психоанализа Вслед за Р. Нельсон-Джоунсом (2000) мы сформулируем цели психоанализа следующим образом. Невротик – это человек, не способный получать удовольствие и действовать эффективно. Для получения возможности испытывать удовольствие невротик должен суметь

Разновидности психоанализа

Разновидности психоанализа Некоторые из разновидностей психоанализа в отличие от фрейдизма менее фокусированы на Ид, бессознательном и инфантильных конфликтах. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать силу Эго для их решения. В

Критика психоанализа

Критика психоанализа Критики психоанализа указывали, что Фрейд основывал свою теорию на наблюдениях за очень непрезентативной группой людей – это были преимущественно женщины из высшего класса Вены. Они были воспитаны в обществе, в котором обсуждение сексуальных

7. Вклад психоанализа в акушерство

7. Вклад психоанализа в акушерство Следует помнить, что искусство акушерки, основанное на научном знании физических процессов, вселяет в ее пациенток уверенность, в которой они так нуждаются. Без этого основного умения, без знании о физической стороне родов, акушерка

Изучение психоанализа

Изучение психоанализа В начале двадцатых годов Перлз познакомился с психоанализом. После многолетнего самостоятельного изучения и многомесячного пребывания в Нью Йорке, он начал в 1925 году проходить анализ у Карен Хорни. Там прежде всего, он занимался вопросом

Результаты психоанализа

Результаты психоанализа Таким образом стало известно, что симптомы представляют собой замену стремлений, заимствующих свою энергию из источников сексуального влечения. В полном согласии с этим находится все, что мы знаем о характере истериков, взятых здесь в качестве

Сопротивление против психоанализа

Сопротивление против психоанализа Когда грудной ребенок, находясь на руках у няни, с криком отворачивается от незнакомого лица, когда набожный человек начинает новый день молитвой или благословляет плод, который он впервые вкушает в этом году, когда крестьянин

Результаты психоанализа

Результаты психоанализа Таким образом, было открыто, что симптомы представляют собой замену стремлений, заимствующих свою силу из источников сексуального влечения. В полном согласии с этим находится известное нам о характере взятых здесь за образец всех

Источник

За что критикуют фрейда

К 165-летнему юбилею со дня рождения

За что критикуют фрейда. Смотреть фото За что критикуют фрейда. Смотреть картинку За что критикуют фрейда. Картинка про За что критикуют фрейда. Фото За что критикуют фрейда

Как любят шутить ученые, Фрейд был на 50% прав и на 100% не прав

Без сомнения, Зигмунд Фрейд является самым известным психологом, когда-либо жившим на этом свете. Его имя стало практически нарицательным, и, сказав не то, что собирались, но то, о чем думали, мы с насмешкой произносим: «оговорочка-то по Фрейду».

Фрейд считается почти мифологической фигурой, вокруг которого выдумано множество легенд – кто-то стремится чрезмерно обелить его имя, показывая примерным семьянином и несомненным гением, кто-то, напротив, приписывает ему разного рода психические отклонения, к месту и не к месту упоминая его пристрастие к кокаину.

Относится к Зигмунду Фрейду можно по-разному.

После появления метода магнитно-резонансной томографии и революции в фармакологии в конце прошлого века вдруг выяснилось, что Фрейд во многом был не прав, однако, все еще многие люди, далекие от психологической среды, верят в его методы психоанализа, толкования сновидений, придуманный им «Эдипов комплекс» и поминают его имя всякий раз, когда речь заходит о либидо.

Но было и то, что Фрейд заметил и сумел верно трактовать – например, то, что травматический стресс, пережитый в раннем возрасте, может послужить причиной развития психоза или других психических заболеваний в дальнейшем.

Также Фрейд первым обратил внимание на то, что сны – это результат работы нашего мозга, а вовсе не путешествия в астрал и божественные откровения. Он придумал новый метод окрашивания нервной ткани, а также первым описал работу продолговатого мозга и белого вещества.

Сегодня, в день 165-летнего юбилея со дня его рождения, предлагаем вашему вниманию факты и мифы о методах работы Зигмунда Фрейда на поприще психологии.

Конечно же, Фрейд не стал сразу же известным психологом и создателем собственного метода лечения, его путь к славе был довольно непрост: первые исследования он разрабатывал в области зоологии, отслужил в армии в качестве помощника военного врача, затем вернулся для работы в оконченный ранее Венский университет, мечтая получить место на кафедре психологии, а когда не получил, нашел работу невропатологом в больнице. В начале 1880-х увлекся исследованиями кокаина, в котором увидел панацею.

И только позже, решив отправиться на стажировку в Париж, под руководство известного в то время психолога Жана Шарко, Фрейд начал разрабатывать свою теорию психоанализа.

Книга «Из истории одного детского невроза», сделавшая Фрейда известным психоаналитиком, а психоанализ – одним из популярнейших в свое время методов лечения психических заболеваний, оказалась выдумкой, которая была раскрыта еще в 70-х годах прошлого столетия.

Оказалось, что чудесного исцеления в процессе излияния всех своих воспоминаний, лежа на кушетке психотерапевта, как было описано в книге, не происходит. Почему?

Фрейд был прав в том, что травматические детские воспоминания вроде свидетельства катастроф или пережитого насилия действительно влияют на наше восприятие мира в будущем. Однако, подавленными такие воспоминания остаются вовсе не случайно, а в процессе работы защитного механизма, и извлечение этих воспоминаний на поверхность вовсе не способствует исцелению, и даже оказывает влияние прямо противоположное.

Описанный в книге «Из истории детского невроза» случай оказался выдумкой – герой повествования, зашифрованный как «человек-волк», признался, что после психотерапии остался «в том же состоянии, в котором и пришел к Фрейду», а вовсе не чудесно вылеченным, как было описано автором.

Еще одной проблемой психоанализа является придание чрезмерной важности событиям детства. События детства, несомненно, имеют значение, однако фрейдистский подход приводит к некоторым неверным установкам, например, к мысли о том, что если у всех были детские травмы (а в той или иной степени они были у всех), то все мы больны и не можем обойтись без помощи врача, или о том, что люди с несчастливым тяжелым детством уже вряд ли могут стать счастливыми во взрослой жизни, а также к перекладыванию всей ответственности на родителей.

За что критикуют фрейда. Смотреть фото За что критикуют фрейда. Смотреть картинку За что критикуют фрейда. Картинка про За что критикуют фрейда. Фото За что критикуют фрейда

Однако корни далеко не всех психических проблем кроются в детстве – они могут начаться и от переживаний во взрослом возрасте. При современной терапии внимание обращается не только на детский опыт, но и на актуальные события, которые могли оказать влияние на психику.

Также мы вспоминаем Фрейда, когда речь заходит о сексуальности – его имя прочно связано с мифами об «Эдиповом комплексе», зависти женщин к мужским гениталиям и прочему. Ученые неоднократно пытались найти какую-то основу и подтверждения этим высказанным Фрейдом предположениям, проводили опыты и исследования, но ничего не нашли. Эти идеи оказались ничуть не подкрепленными какими-либо реальными исследованиями, а, значит, не имеют ни малейшего отношения к науке. Половой инстинкт, несомненно, важен, но вовсе не руководит всеми нашими повседневными действиями и желаниями.

Не прошло проверку и заявление Фрейда о том, что подавленные сексуальные желания лежат в основе женской истерии. У Фрейда вообще были своеобразные взгляды на исследование женской сексуальности и женских психических заболеваний, которые, с одной стороны, были результатом господствующего патриархального общества, но, с другой, даже среди современников Фрейда большинство не соглашались с высказанными им идеями.

Фрейд написал целый трактат «О сновидениях», согласно которому все сны несут в себе скрытые символы, указывающие на какие-либо психические отклонения. Фрейд предлагал «выуживать» из снов эти скрытые символы и декодировать их.

С тех пор наука ушла далеко вперед, и современные исследователи утверждают, что все наши ментальные действия, например, те же сны и оговорки, зачастую вовсе не несут какого-то скрытого смысла. Большинство ученых склоняются к тому, что сны – это есть случайные образы, фантазии или же переработанные воспоминания, но никак не то, в чем необходимо искать скрытый смысл и подтекст.

За что критикуют фрейда. Смотреть фото За что критикуют фрейда. Смотреть картинку За что критикуют фрейда. Картинка про За что критикуют фрейда. Фото За что критикуют фрейда

А в чем же Фрейд был прав?

Как уже говорилось выше, его указание на влияние травматических детских переживаний на развитие психики взрослого было верным, только работал он с этими переживаниями не совсем в том ключе, в каком следовало бы. Также в нашу речь и науку благодаря Фрейду вошел термин «либидо». Опять же, Фрейду удалось обнаружить явление, но не удалось правильно его трактовать и разработать верную методику работы с ним. Предвосхищая события, Фрейд не считал гомосексуальность болезнью, и оказался прав. Кстати, занимаясь практикой в больнице, еще до увлечения психоанализом, именно Фрейд ввел термин детского церебрального паралича. Оказались полезными будущим исследователям и его работы по детским нарушениям речи.

Фрейд и его учения были неоднозначными. Современные исследователи предлагают рассматривать его работы как литературу, но не как научные исследования – во многом его тексты запутаны, метафоричны и их трактовка зачастую ведет к двойственным результатам.

Чего у работ Фрейда не отнять, так это того, что они вдохновили многих людей искусства от Жан-Поля Сартра до Дэвида Линча.

Его идеи, пусть и неверные, стали феноменом, известным не только в специализированной среде, но вошедшим в массовую культуру и нашу повседневную речь.

И закрепились в нашей речи настолько, что даже спустя множество десятков лет, сказав не то, что хотели, но то, о чем думали, мы с насмешкой произнесем: «оговорочка-то по Фрейду», даже несмотря на то, что большинство наших оговорок не имеют никакого отношения к бессознательному, являясь всего лишь ошибкой языковой системы

1. Виттельс, Ф. Фрейд : его личность, учение и школа / Ф. Виттельс. – Ленинград : ЭГО, 1991. – 197 с.

2. Громова, Д. Фрейд тоже к нему прислушивался [Текст] / Д. Громова // Psychologies = Психология. – 2017. – № 5. – С. 81.

3. Касафонт, Х. Р. Зигмунд Фрейд / Х. Р. Касафонт. – Москва : АСТ, 2006. – 253 с.

4. Лейбин, В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. – Москва : Политиздат, 1990. – 395 с.

5. Черменская, Г. Ненавидел ли Фрейд женщин? / Г. Черменская // Psychologies = Психология. – 2018. – № 2. – С. 54-55.

6. https://www.b17.ru/article/v-chem-oshibalsa-freud/. – текст: электронный.

Ольга Сустретова, Центральная библиотека им. А.С. Пушкина

Источник

Критика психоанализа З. Фрейда основными школами философии

Ключевые принципы теории Фрейда регулярно подвергались критике внутри психоанализа и за его границами, в рамках основных философских течений и теорий. Именно эта критика стала поводом для создания собственных концепций некоторыми мыслителями.

Карл Ясперс

К. Ясперс с уважением относится к З. Фрейду и его научной деятельности, более того, всегда восхищался его личностными качествами, называя его одним из выдающихся психологов, который глубоко понимает человека и имеет удивительную интуицию, и отмечает высокую достоверность его психоаналитических отчётов. Но, несмотря на все восторги, К. Ясперс отмечал, что такие огромные масштабы психоанализа беспочвенны. При этом даёт оценку психоанализу гипер-понимающей психологии.

В такой психологии не может быть упущено ни единой детали, и она делает попытки включить все мелочи в непротиворечивое толкование. Психоанализ подразумевает что, всё происходящее с человеком имеет определённый смысл. Но, стоит отметить, что в данном объяснении учитывается только один уровень понимания: всевозможные явления жизни человека и культурной сферы объясняются по той же схеме, что и неврозы. В результате чего, аргументы психоанализа не подкреплены никакими научными фактами, и остаются лишь гипотезами без доказательств. Опираясь на ложные принципы интерпретации, культура принижается, а жизненные инстинкты возвышаются. В силу таких исследований, можно утверждать, что человек, поверивший психоанализу, может потерять свой социальный облик и вернуться к животной жизни.

Психоанализ по Ясперсу – это мифологическая теория, основанная на гипер-толковании, которая не подтверждена никакими фактами.

Психоанализ как движение также обладает мифологичностью. Его организация напоминает прообраз секты, войдя в которую в паре с учебным анализом, психоаналитик может добровольно использовать принципы психоанализа для объяснения собственной психики. Мыслитель утверждает, что психоанализ превратился в религиозное движение, под маской научного направления, хотя по-прежнему его единство базируется на авторитетном прообразе его основателя. Фрейдизм как направление, не терпит инакомыслящих и представляет собой закрытую группу.

Адлер и Юнг был изгнаны из фрейдизма за недопустимые мысли.

Жан-Поль Сартр

В своих произведениях Жан-Поль Сартр активно развивает теорию Фрейда. В «Бытие и Ничто» он предлагает авторский метод экзистенциального анализа. Суть его в том, что подобно психоанализу этот метод рассматривает поведенческие характеристики и мышление человека через призму отражения неких структур. Опираясь на знание о том, что жизнь – это история, метод Сартра предполагает исследование человека в мире, окружающем его, а также в его личной ситуации.

Многие тезисы, предложенные З. Фрейдом, Ж.-П. Сартр заимствует, однако не соглашается с мнением, о существовании бессознательного, утверждая, что каждое событие и любой феномен это результат сознательного действия и осознанного мышления. Первостепенно создаются условия для сознательного выбора, он же и становится элементом определения жизненного пути и личной истории конкретного человека. Невротические расстройства – это результат того, что человек не может отыскать себя и своё предназначение, не нашёл своего пути. В силу этого, суть экзистенциального анализа Сартра заключается в проработке начальных этапов сознания и подготовки их к дальнейшему пути в соответствии продуманным планом.

Мартин Хайдеггер

Жёстко критиковал психоанализ Мартин Хайдеггер. По его мнению, психоанализ – это выражение установок естественных наук. Он негативно высказывался относительно теории психоанализа и не понимал, почему такой рассудительный и одарённый учёный, как З. Фрейд, мог сделать такие антигуманные, не подкреплённые никакими фактами несообразные выводы о человеке. Психоанализу З. Фрейда М. Хайдеггер противопоставлял собственную экзистенциальную аналитику. Выдвигая гипотезы, что психоанализ занимает место философии и религии, что представляет неоспоримую угрозу.

Противоречие между безусловным и естественнонаучным детерминизмом и акцентированием освобождения пациента – главное противоречие в работах З. Фрейда, по мнению М. Хайдеггера. М. Хайдеггер считал, что психоанализ онтологически базируется на философии Р. Декарта, чуть позже на физике Г. Галилея и И. Ньютона, именно это и стало основанием полагать, что психоанализ идеален с научной точки зрения.

З. Фрейд использует термин «анализ» посредством естественно научного разделения на части и поиска симптомов. При этом психическое и физическое аналогичны. В силу этого, психоанализ принимает только то, что можно обосновать понятиями психологии. Основой объяснений З. Фрейда являются причины, хотя М. Хайдеггер это мнение подвергает сомнению. Всё дело в том, что бессознательное не может быть понято, ввиду того, что «понимание» возможно использовать только в контекстуальных связях мотивов, с активной работой сознания. Более того, причинное объяснение не применяется для явлений существования, феномены человеческого бытия могут только оказывать влияние сами на себя. Причинное объяснение не может применяться для толкования человеческого бытия. В свою очередь, З. Фрейд обращался к феноменам, которые не имеют доказательной возможности в пределах естествознания.

Морис Мерло-Понти

«Феноменология восприятия» посвящена авторскому пояснению значения психоанализа. В этом труде автор отстаивает мнение о том, что заслуга З. Фрейда заключается в описании инстинктивной жизни желаний как психологического пространства. Хотя многие говорят, что именно инстинктивная, сексуальная природа в биологическом, телесном пространстве – вот ключевое открытие. Однако, по сути, З. Фрейд совершил интегрирование инстинктивной жизни человека в его бытие, тем самым пытаясь представить его как нечто более целостное.

З. Фрейд говорит о том, что человек не может совершать бессознательные поступки, все его действия подкреплены неким проявлением, будь то речь, мышление или сновидения, все поступки имеют определённый смысл. Перед собой учёный ставит задачу расшифровать этот смысл. Здесь же либидо уже не объясняется только инстинктами, а скорее общей способностью психофизиологического субъекта, которая даёт ему возможность гармоничного взаимодействия в среде, при этом понимать и усваивать структуры поведения. Именно коллизия либидо, его концентрация вкупе, выражение посредством развития человека, руководство снами и фантазиями, отражает динамику личностного пути. М. Мерло-Понти обращает внимание на то, что благодаря Либидо, человек имеет историю. Ведь история либидо отражает тактику бытия человека, особенности обей формы жизни. Она включает в себя инстинктивную жизнь, тем самым представляет целостную жизнь человека.

Поль Рикёр

Поль Рикёр первый, кто решил подойти к анализу психоанализа творчески. Этому посвящена его работа «Конфликт интерпретаций». Он рассуждает о том, что бессознательное оно не подвержено рефлексии, потому что оно не может быть осмыслено в данный момент, а тем более понято и воспринято как актуальное. Сознание, в свою очередь, это уверенность. Он обращает внимание, что предпочтение нельзя отдавать ни сознанию, ни бессознательному, потому что они вовсе не противоположны, как это может показаться на первый взгляд, а расположены рядом, что делает бессознательное одной из сторон сознания.

В авторской трактовке психоанализа П. Рикёр находит несоответствия и указывает на его невозможность быть интегральной теорией интерпретации индивидуально-психологических и культурных феноменов. П. Рикёр был уверен в том, что теория психоанализа недостаточна для объяснения и понимания человека, её необходимо серьёзно доработать, а в таком виде она подходит для теории личности и теории культуры.

П. Рикёр называет З. Фрейда философом подозрений, который занимается опровержением идеи о том, что сознание – это единственный источник смысла, который указывает на новые ответвления объяснения человеческого поведения.

Психоанализ по П. Рикёру – это новая стратегия герменевтики, дающая сознанию человека свободу для сознания и рефлексии, которая формирует основания новой онтологии, базирующейся на принципах самого существования.

Клод Леви-Стросс

Интерес К. Леви-Стросса к психоанализу вызвали исследования шаманских практик. Его работа «Структурная антропология» посвящена вопросу направленности психоанализа, а именно его мифологичности, которая выражается посредством теории и практики одновременно.

Теория психоанализа – это совокупность гипотез, описывающих причины и особенности протекания неврозов.

Для того, чтобы разумно провести лечение, необходимо организовать гипотезы в единую систему.

Мифологичность психоанализа по своей сути похожа на шаманские практики. Оба метода базируются на построении мифа. Где миф – это своеобразный конфликт, о котором повествует пациент, это же имеет в виду и З. Фрейд в своих работах. И совершенно становится неважно, в процессе излечения, есть ли у этого мифа какие-то реальные основания, важно, что исцеление происходит на внутримифологическом уровне.

Когда в первобытном обществе колдун исцеляет больного, то действует в рамках общепринятой мифологической системы. Если в племени считается, что болезни развиваются, когда один человек насылает проклятья на другого, нужно инсценировать историю, в которую больной вериг, и таким образом вылечить его.

Психоанализ объясняет все болезни как результат бессознательных конфликтов, в этом и заключается мифология психоанализа. Психоаналитические практики служат исцелением психических болезней, важно создать условия, в которых пациент сможет пережить заново проблемы, сформировать конфликт в психоаналитических терминах и преодолеть его. Интересно, что для пациента вовсе необязательно знать о существовании конфликта, важнее поверить, что он есть, отыскать его и побороть посредством психоанализа. К. Леви-Стросс говорит о том, что основная работа психоанализа связана с со структурой мифа и находится внутри его.

Карл Поппер

Мнение Карла Поппера схоже с воззрениями К. Леви-Стросса, он соглашается насчёт мифологичности психоанализа с ним, но делает это, полагаясь на результаты собственных исследований, называя её теорией фальсификации.

Психоанализ по К. Попперу – это бесконечно верифицируемая теория, согласно которой можно трактовать абсолютно все явления человеческой жизни и феномены культуры.

Психоанализ может открыть любую тайну, скрытую истину и загадочное знание. Мир в огромном количестве даёт верификации психоанализа. Человек, который сомневается в истинности психоанализа представляется отказывающимся признать очевидное. Однако, К. Поппер говорит о том, что психоанализ, подтверждённый клиническими наблюдениями и опытами, это всего лишь интерпретация, потому как с помощью данной теории признать его истиной невозможно.

Представим ситуацию, что есть два человека, один спасает тонущего ребёнка, а второй толкнул его в воду, с помощью психоанализа можно запросто объяснить психику двух людей. Спасающим движет угнетение эдипова комплекса, а другим – сублимация. При этом, если руководствоваться теорией Адлера, то можно говорить, что оба они страдают комплексом неполноценности.

Абсолютная верифицируемость – это слабость психоанализа, но никак не его мощь.

Психоанализ К. Поппер использует для выводов о том, что теория, которую невозможно опровергнуть, не может носить научный характер. Основной критерий научности всякой теории является её опровержиомсть, поэтому психоанализ, по его мнению, можно считать научным в равной степени, как и, например, астрологию. При этом учёный не отрицает пользы психоанализа для психологии как науки, он лишь замечает, что проверить и фальсифицировать теорию психоанализа невозможно.

Философская критика разных мыслителей показывает, что психоанализ несовершенен. Многое обсуждается и переосмысливается в отношении психоаналитической теории не только в работах З. Фрейда, но и других учёных.

Философские проблемы психоанализа

Главная проблематика психоанализа заключается в установлении статуса бессознательного:

Это далеко не все вопросы, лишь основные, которые чётко отражают онтологический зыбки статус бессознательного. Сам З. Фрейд нередко говорил о том, что бессознательное – это содержания, выдавленные из сознания. Именно поэтому в период после жизни З. Фрейда, а также в философском учении XX в. говорится о том, что бессознательное это что-то скорее околосознательное или временно исключённое из состава сознания.

Говоря о бессознательных истоках психики, перед психоанализом ставится задача определения природы человека, выбора им жизненного пути, а также взаимосвязи этого выбора с воспитанием и, что самое важное, неискоренённых детских конфликтов, а также наша собственная власть над собственной жизнью и желаниями.

В этом контексте стоит отметить, что отношения человека с обществом могут быть фактором, посеявшим дисгармонию, которую приходится преодолевать. З. Фрейд утверждает, что группа и ли общество деструктивно и привносят негатив человеку. Он не может самостоятельно развиваться и отвечать своим природным желаниям. Такие воззрения сохранятся ещё надолго, многие его последователи будут на протяжении долгих лет придерживаться этого мнения. Откажутся от этой идеи лишь во времена неофрейдизма, посредством экзистенциального психоанализа будет преодолён этот пережиток прошлого.

Негативное объяснение отношения общества к человеку способствовало развёртыванию психоанализа среди деятелей искусства и контркультуры. Психоанализ приобрёл такую популярность, что завоевал лидирующие позиции междисциплинарного направления XX в. Множество психоаналитических сюжетов отражено в кинематографе, живописи, литературе, театре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *