За что можно повысить зарплату сотруднику
За что можно повысить зарплату сотруднику
Служба исследований HeadHunter задалась этим вопросом и провела исследование на тему. Выяснилось, что большинство российских работников привыкли просить прибавку к зарплате самостоятельно, не дожидаясь инициативы со стороны начальника или компании. Чаще всего основанием для того, чтобы высказать свои притязания по увеличению заработка, становится добросовестное выполнение своих обязанностей в течение длительного периода времени (56%). Примерно каждый второй просит прибавку в связи с расширением обязанностей в рамках должности (48%). Около трети поднимают наболевшую тему, когда осознают, что получают неоправданно мало (31%), а 28% подталкивают к разговору о материальном инфляция, рост цен и отсутствие индексации.
Стоит отметить, что просьбы работников, предпринявших попытку поднять уровень своего вознаграждения, не увольняясь из компании, удовлетворяются не так уж и редко. Так, 18% указали, что работодатель всегда шел им навстречу и увеличивал зарплату, а 28% в большинстве случаев оказывались в плюсе. Респонденты отмечают, что их инициатива была вознаграждена прибавкой на 10–30%.
В то же время далеко не все получают желаемое: по словам трети опрошенных, работодатель не удовлетворил их просьбу, объяснив свой отказ отсутствием в компании соответствующей статьи бюджета (38%), неблагоприятным финансовым положением компании (26%) и отсутствием весомых оснований для увеличения зарплаты (23%). Четверть тех, кому отказали, выяснили, что не сейчас, так в будущем их просьба будет удовлетворена. 6% получили ценные рекомендации по тому, на чем стоит делать акценты в работе, чтобы в будущем получить повышение зарплаты. А вот 10% сотрудников, заявив о своих притязаниях, получили предложение отправиться на поиски новой работы, потому что на нынешней им ничего не светит — сурово, зато откровенно. Судя по всему, на работе, как и в любых отношениях, тема денег позволяет раскрыть истинную суть вещей и расставить все точки над i. Будет ли удовлетворена просьба работника или нет, в любом случае он получит интересную информацию о том, насколько его ценят, уважают и есть ли у него перспективы в этой компании.
Интересно, что некоторые люди считают неприемлемым просить прибавку — и таких ни много ни мало 44%! Причины называются разные: одни уверены, что это недостойно и некрасиво (26%), вторые считают, что слишком мало проработали на данной позиции, чтобы на что-то претендовать (24%), третьи утверждают, что в компании подобное не принято (24%). Кому-то неудобно задавать такие вопросы (20%), а кто-то считает, что это просто бесполезно (20%).
Согласно результатам исследования, уже проработав в компании год, треть опрошенных получают повышение в зарплате. Уже у каждого второго, проработавшего около двух лет, происходит корректировка зарплаты в сторону увеличения. Однако отметим, что подобные цифры отражают общие усилия, то есть инициативу как компании-работодателя, так и самих сотрудников.
Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 10–15 июля 2013 г. среди 7210 работников компаний.
Как просить повышения зарплаты
8 полезных советов
По исследованию портала «Суперджоб», каждый второй россиянин за последние 3 года просил повышения зарплаты, но прибавку получила лишь половина из них.
Почитайте, как нужно просить повышения, чтобы точно его получить.
Доказать готовность к нагрузкам
Перед разговором о повышении убедите руководителя, что вам по плечу важные задачи. Попросите доверить вам более сложный проект, чем те, с которыми вы сталкиваетесь обычно, и обязательно с дедлайном. Если справитесь, руководитель пойдет навстречу по зарплатным условиям, так как поймет, что у вас есть потенциал.
Если что-то пойдет не так, о прибавке разговаривать рано: сначала пройдите курсы повышения квалификации или займитесь самообразованием.
Когда появится возможность, примерьте на себя роль руководителя. Это поможет приобрести лидерские навыки и организовать работу вокруг себя, а потом и просить повышения.
Предлагать идеи
Работодатели неохотно идут навстречу тем, кто просто просит повышения, но ничего не предлагает взамен и отмалчивается. Поэтому стоит запастись идеями по улучшению работы отдела или подразделения, сокращению издержек и оптимизации процессов.
Чем больше инициативы вы проявите и чем больше о ней узнают руководители, тем лучше. Работодатели предпочитают сотрудников, которые не просто просиживают штаны с 9:00 до 18:00, а увеличивают прибыль компании, действуют самостоятельно и думают наперед.
Может помочь мягкая формулировка: спросите, что можно сделать, чтобы в следующем месяце увеличить зарплату. Уточните, доволен ли вами руководитель, нет ли замечаний к качеству работы. Обратная связь поможет сделать выводы и понять, в каком направлении двигаться.
Описать профессиональные достижения
Прежде чем заводить разговор о зарплате, подготовьтесь к нему. Представьте, что вы идете на собеседование, где придется рассказывать о достижениях на прежнем месте работы. Расскажите о результатах, которых добились, с помощью презентации или графика. Пользу выражайте в цифрах, а лучше — в рублях.
Отрепетируйте речь перед зеркалом или близкими. Составьте план выступления и помните, что на кону дополнительные деньги.
Доказать, что сотрудникам в других компаниях платят больше
Не бросайтесь голословными утверждениями, найдите и распечатайте вакансии с функционалом и опытом, похожими на ваши, и покажите их руководителю. Идеально, если соберете данные от компаний-конкурентов. Если там зарплаты выше, это будет весомым аргументом для работодателя.
Сходите на несколько собеседований и оцените предложения в свой адрес. Не исключено, что сейчас вам переплачивают, а до текущей зарплаты на новом месте придется работать несколько лет.
Удачное собеседование повысит уверенность в себе. Будет легче отстаивать свою точку зрения, если конкурент готов принять вас на работу хоть завтра. Но не нужно этим кичиться. Объясните, что вы не хотите уходить, цените работодателя и готовы приносить пользу и дальше, но не можете жить и кормить семью на такую зарплату.
Указать на рост обязанностей
Если вам приходится вдобавок к своей работе делать еще и работу коллеги, который уволился или в декрете, или задач стало столько, что вы забыли, как выглядят собственные дети, зато отлично помните внешность клиентов, то это повод начать разговор о росте зарплаты.
Сошлитесь на должностные инструкции, в которых нет и намека на те обязанности, которые вы сейчас выполняете. Просите монетизировать всю дополнительную работу, в случае отказа — откажитесь и вы от этих обязанностей.
Определиться с суммой
Многие руководители жалеют об ушедших сотрудниках, которым они вовремя не подняли зарплату. Поэтому приходите на беседу, заранее определившись с суммой.
Не нужно объявлять итоговую цифру вплоть до копеек: назовите определенный интервал, в который должна попадать ваша зарплата. Будьте морально готовы, что руководитель установит новую зарплату по нижней границе предложения.
Убедить, что ваше увольнение обойдется дороже
Любая компания теряет деньги, когда уходит опытный сотрудник, который знает всю внутреннюю кухню. Даже если новичка на ваше место возьмут сразу, он долго будет работать вполсилы: нужно адаптироваться на новом месте работы, привыкнуть к коллегам, разобраться в правилах компании.
Если вы проходили за счет компании курсы повышения квалификации или тренинги, то ваше увольнение выйдет еще дороже. Компании опять придется тратиться на обучение нового работника, так что выгоднее просто повысить вам зарплату.
Если ответ все же будет отрицательный, попробуйте договориться о периодических премиях за дополнительную нагрузку. Повышать зарплатный фонд официально готовы не все, поэтому эта просьба может быть отличным способом удержать сотрудника.
Бывают ситуации, когда работодатель отчаивается найти на освободившееся место достойную кандидатуру и предлагает хорошие условия, лишь бы уволенный вернулся.
Быть готовым поменять все
Например, город, в котором работаете, и отправиться в филиал или компании в другом регионе. Иногда отличные условия предлагают тем, кто хочет и может переехать: вместе с увеличением зарплаты это может быть частичная оплата арендованного жилья, оплата переезда или быстрый карьерный рост.
Бывает, что сотруднику сразу предлагают высокую должность. Узнайте у кадровой службы, нет ли в компании таких предложений. Если есть, а вы хотите поменять что-то в своей жизни, дерзайте.
Аргументы для повышения зарплаты: хорошие и плохие примеры
Вы работаете в компании больше года. Достигнутые цели, довольные клиенты и заказчики, новые задачи — только на заработной плате это никак не сказывается. Забудьте о словах Булгакова: «Никогда ни о чем не просите. Сами придут и сами все дадут». Если надеетесь на телепатическую связь с руководителем, будьте готовы, что бюджет на повышение заработной платы уйдет более настойчивым и разговорчивым коллегам.
Говорить о повышении зарплаты стоит аккуратно и точно.
«Мне назначил встречу С. — аналитик одной из команд. Он пришел к нам восемь месяцев назад, — рассказывает менеджер по персоналу ИТ-компании. — С работой справлялся, но не более. Задач новых брать не хотел, на внутренние тренинги не ходил, коллегам помогать отказывался. И начал с того, что вот прошло время и он ожидает роста заработной платы.
«Индексации», — вот так он выразился. До сих пор удивляюсь, что люди ждут повышения просто за выслугу лет, не прикладывая к этому никаких усилий».
Как не надо просить прибавки
Шантаж: «Либо вы мне платите столько-то, либо я ухожу». Сработает максимум один раз, и то — если вы действительно незаменимы. После этого вы, скорее всего, вы автоматически попадете в кандидаты на скорое расставание.
Каприз: «Я уже три года работаю, где моя прибавка?». Платят за результат, а не за выслугу лет в компании.
Если нет ощутимой пользы, и объем ваших задач существенно не вырос за это время, то работодатель не увидит оснований для пересмотра зарплаты. Исключение — регулярное небольшое повышение зарплат (максимум на 3-5%) в крупных компаниях в связи с инфляцией. Но в компаниях, где это принято, такой пересмотр проводят и так, по инциативе работодателя, без напоминаний от сотрудников.
У вас есть тема для беседы с руководством, если размер вашей зарплаты заметно ниже среднерыночных, то есть зарплат в других похожих компаниях вашего региона за аналогичный функционал специалистам вашего уровня. Правда, чтобы приводить такой аргумент, нужно располагать фактами — например, сослаться на зарплатное исследование. Работодатель не обязан поднимать зарплату до рыночного уровня, но тем, чей труд для компании ценен, этот аргумент дает хорошие шансы на повышение. Руководство поймет, что потеряет вас, как только вы найдете вакансию с более конкурентной зарплатой.
Слухи и сплетни: «А почему Иванову повысили, а мне нет?». Во-первых, такова реальность: у сотрудников на похожих позициях могут быть разные зарплаты, само по себе это не аргумент и не всегда признак несправедливости. Вы уверены, что выполняете такой же объем задач и с таким же результатом, как Иванов? Во-вторых, обычно бонусы и заработная плата — часть коммерческой тайны, которую сотрудники не должны разглашать.
Личные обстоятельства: у вас ипотека, скоро свадьба или пополнение в семье, пожилые родители на иждивении, нужно оплатить обучение ребенка. Всё это не имеет отношения к работе, а платят вам именно за нее, и современные руководители с большим удивлением воспринимают попытки подобных аргументов для прибавки.
«Меня просто поразила одна молодая сотрудница, которая как-то пришла просить повышения зарплаты со списком своих ежемесячных расходов, — рассказывает Марина, руководитель коммуникационного агентства. — Ее аргументом было то, что ей хватает только на самое необходимое, а на дополнительные «хотелки» — нет. Поясню: у нас хороший уровень зарплат в компании, мы платим даже немного выше рынка. Но ведь и уровень расходов у каждого свой: сегодня ей не хватило на поездку на курорт, а завтра она придет просить повышения для покупки машины представительского класса? Я как руководитель и собственник бизнеса, вообще не понимаю, как можно обосновывать повышение зарплаты не своей ценностью для бизнеса, а личными потребностями. Это всё равно что попытаться продать покупателю что-то в магазине со словами: «Купите, потому что нам очень нужны деньги!». Поймите, мы находимся в рыночных условиях».
Закрытые глаза: соседний отдел сокращают, расходы «режут», а тут вы со своим повышением. Осторожно: можно попасть под горячую руку!
Как надо просить прибавки
После оценки, подведения итогов, заключения крупной сделки: «Смотрите, я стабильно перевыполняю план на 20%» или «В этом году я предложила схему оптимизации налогов, которая сэкономила нам N рублей».
При росте количества задач: «Хорошо, я готов взять на себя еще один проект. Но давайте пересмотрим уровень моей заработной платы, так как это увеличит мою нагрузку на 30%». Или так: «Смотрите, вот мой отчет о работе за три квартала текущего года, а вот отчет за тот же период прошлого года. Вот планы, которые мы обсуждаем на следующий год. Количество задач в этом году существенно выросло и продолжает расти. А зарплата осталась на том же уровне. Почему?».
При повышении в должности: «Хочу уточнить, как изменится мой доход при переходе». Бывает, назначая на новую должность с более высоким уровнем ответственности и обширным количеством задач, зарплату увеличивают очень незначительно. А то и вовсе со словами: «Поработай, покажи результат, а там посмотрим». Договариваться нужно сразу, «на берегу».
Лучшее время для подобного разговора — 3–4-й квартал, так как идет планирование бюджета на следующий год.
Если встреча закончилась отказом, обязательно уточните: что вы можете сделать для того, чтобы ваша заработная плата увеличилась? Оговорите сроки, когда можно будет вернуться к этому вопросу.
Рыночные предложения
Вы решились на активный поиск работы. Что сделать, чтобы увеличить свой доход при переходе из одной компании в другую? Как узнать, на какую сумму вы можете рассчитывать?
Непростые разговоры о зарплате — советы специалистам и руководителям от HR-экспертов
Как специалистам повысить себе зарплату
Мало кто может набраться смелости и конструктивно поговорить с руководителем о повышении зарплаты. Без шантажа, угроз, демонстрации офферов и так далее.
Но на самом деле это не так страшно и сложно, если следовать нескольким правилам:
1. Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:
— стали брать на себя новые обязанности;
— нашли новых клиентов;
— внедряете что-то полезное в работу команды;
— обучаете младших сотрудников;
— перевыполняете план по KPI.
Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.
2. Изучите, какие зарплаты сейчас в digital. Это поможет оценить ситуацию на рынке и понять, приемлемые ли деньги вы получаете. Свежие исследования всегда можно найти realhr.ru. Если вы пользуетесь «корпоративными плюшками» (страховка, бесплатные обеды, занятия спортом, английским и т. п.), то их стоимость тоже можно добавлять к зарплате.
3. Иногда разговор нужно отрепетировать. Можно с друзьями, а можно просто проговорить всё перед зеркалом, чтобы от волнения слова не вылетели из головы. Будьте готовы к тому, что руководитель может не согласиться с вашим мнением и привести контраргументы, их тоже нужно заранее отработать.
4. Разговаривать с руководителем стоит наедине, а не при коллегах. В противном случае можно получить демонстративный отказ, ведь на следующий день все остальные сотрудники тоже захотят прибавку к зарплате.
5. Избегайте шантажа и угроз в духе «Либо вы мне повышаете зарплату, либо я ухожу». Многие работодатели принципиально не ведут переговоры в таком ключе, предпочитая расстаться с сотрудником. Кроме того, это просто детский подход, ведь взрослый человек всегда знает, за что конкретно он хочет получить повышение / прибавку к зарплате.
6. Размахивать оффером от другой компании тоже не стоит. Возможно, это и сработает, желаемая зарплата будет у вас в кармане, но вас могут «взять на карандаш» как не слишком лояльного.
Словом, хорошие результаты работы, подготовка к разговору и конструктивные аргументы творят чудеса.
К встрече лучше подготовиться. Подумайте:
— Какие достижения у вас были за последние 6–12 месяцев. Приведите примеры и укажите конкретные цифры, если они есть.
— Какие вопросы могут быть у руководителя и как вы будете отвечать на них.
Перед встречей можно потренироваться перед зеркалом.
Встречу лучше ставить заранее и выбирать время после обеда. Как правило, люди добрее после еды.
Вести себя стоит спокойно и уверенно, а формат встречи зависит от ваших отношений с руководителем и регламентов в компании. В любом случае не стоит шантажировать руководителя и угрожать уходом в другую компанию. Театральных постановок тоже лучше избегать. Чтобы не волноваться, представьте, что самое страшное может произойти. И поймите, готовы ли вы на такой риск и что будете делать в случае неудачи.
В целом во многих компаниях принято повышать зарплату сотрудникам раз в год, поэтому получить прибавку к зарплате можно в этот период.
Если прозрачного процесса по повышению зарплаты в компании нет, то подумайте, за что руководитель может платить вам больше денег. Возможно, вы:
— совмещаете несколько ролей в рамках одной должности;
— успешно внедрили новый процесс, который привел к росту показателей или сделал работу коллег легче.
Эти и подобные истории — повод поговорить с руководителем о повышении зарплаты.
Если вы подготовились к разговору и в компании нет финансовых проблем, то руководитель, скорее всего, согласится поднять вам зарплату. Вполне вероятно, что он уже в курсе ваших достижений и готов вас поощрить.
Если вы всё же получили отказ, спросите руководителя о причинах и обсудите, что можно сделать. Как вариант, договориться о конкретных результатах, зафиксировать сроки, а после этого повторно обсудить вопрос о повышении зарплаты.
Что делать руководителям, если они не могут поднять сотрудникам зарплату
Что точно стоит сделать
1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.
2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.
3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.
Чего делать нельзя
1. Оправдываться: «Ты пойми, сейчас в компании не лучшие времена», «Денег нет», «У нас кризис» и т. д.
2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).
3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.
Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату
— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.
— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.
— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д
Этот список может быть бесконечным. Важно понимать, что ценно для ваших сотрудников, что их мотивирует, какие у них увлечения. Это поможет вам сформировать программу нематериальной мотивации для всего коллектива Огромная ошибка — создавать такую программу по схеме «Как у других». Так не работает.
Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность
Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.
Кроме этого, можно рассмотреть:
— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.
— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.
Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.
Если прямо сейчас вы не можете повысить сотруднику зарплату, то нужен честный и конструктивный диалог: расскажите, почему не можете поднять зарплату, и обсудите, что нужно сделать сотруднику, чтобы это было возможно в будущем. Зафиксируйте договоренности и сдержите свое обещание, конечно же.
Можно обсудить систему нематериальной мотивации. Для этого нужно поговорить с сотрудником и выяснить его мотиваторы: например, обучение, дополнительные дни отпуска или выходные. Если говорить о материальной мотивации, можно подумать над KPI или премиями, но это отдельная большая тема, которая требует проработки. Ещё можно предложить сотруднику другую должность, если у него есть желание и нужные компетенции.
У вас был подобный опыт? Поделитесь советами в комментариях.
Как устроена индексация зарплаты
Как рассчитать, провести и оформить
Цены в магазинах постоянно растут. Чтобы поддерживать покупательную способность и средние реальные доходы людей, работодатели должны регулярно повышать зарплату работников — это и называется индексацией зарплат. Индексация — одна из основных государственных гарантий по оплате труда.
Законодательство об индексации зарплаты. По сути, оно сводится к одной статье трудового кодекса. В ней говорится, что повышение реального уровня зарплаты обеспечивается путем ее индексации, которая проводится:
Кроме того, в большинстве действующих федеральных отраслевых соглашений прописана обязанность работодателей проводить индексацию зарплат.
В чем отличие повышения окладов от индексации зарплаты. Как правило, работодатель повышает оклады по своему усмотрению — например, отдельным сотрудникам, а не всему персоналу — и если позволяют финансовые возможности компании.
Индексация — это гарантия по оплате труда. Она должна проводиться независимо от желания работодателя и в отношении всех лиц, которые работают по трудовому договору. Об этом не раз говорил Конституционный суд в своих решениях.
Проще говоря, индексация зарплат — обязанность работодателя, а повышение окладов — его право.
Между тем Верховный суд считает, что индексация — это всего лишь один из способов обеспечить реальное повышение уровня зарплаты. Поэтому если работодатель просто периодически увеличивает должностные оклады работников или выплачивает им премии, он выполняет требования трудового кодекса об индексации и дополнительно индексировать зарплату не должен. Но есть важный момент: в таком случае в локальном акте работодателя прямо должно быть прописано, что увеличение окладов и/или выплата премий приравниваются к индексации. Это тоже сказал Верховный Суд.
Суды уже взяли эту позицию на вооружение. Такая практика есть, например, в Мосгорсуде и в Самарском облсуде.
Причины индексации
Процесс инфляции в нашей стране — факт общеизвестный и доказыванию не подлежит. Это указывают даже суды в своих решениях.
Какие части зарплаты нужно индексировать
Минтруд полагает, что работодатель может сам определить, как индексировать зарплату сотрудникам — можно пропорционально увеличивать все выплаты, положенные работнику, или увеличивать только отдельные части, например, оклад.
Многие работодатели предпочитают индексировать оклад работника, установленный в твердой сумме — то есть в абсолютных значениях. В этом случае различные доплаты, надбавки и премии установленные в процентах от оклада, можно не индексировать. Ведь после индексации оклада названные выплаты будут рассчитываться от уже проиндексированной суммы.
Если эти выплаты установлены в твердых суммах, следует проиндексировать все вместе, чтобы не было реального снижения уровня зарплаты. Но работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, сами вольны определять в том числе и то, какие составные части зарплаты индексировать, а какие нет.
Кто обязан индексировать зарплаты
Проводить у себя индексацию должны все работодатели без исключения. Поскольку эта гарантия предусмотрена законом, они не вправе лишать ее работников и уклоняться от того, чтобы устанавливать у себя порядок индексации и следовать ему. Это позиция Конституционного суда.
Индексация зарплат бюджетников
В бюджетной сфере зарплаты индексируются по указанию сверху. Так, сотрудникам федеральных органов и учреждений последний раз поднимали оклады правительственным постановлением — с 1 октября 2020 года на 3%.
В федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022—2023 годы уже заложены средства, чтобы частично компенсировать отдельным субъектам РФ их расходы на повышение зарплат региональных бюджетников. Но некоторые регионы сами, без федеральной помощи индексируют зарплаты работникам своих бюджетных учреждений. Например, с 1 января 2021 года на 3,7% повышены оклады московских бюджетников.
Для госслужащих предусмотрен свой порядок индексации. В законе о госслужбе сказано, что должностной оклад и оклад за классный чин госслужащего ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции:
В отдельные периоды, например с 1 января 2014 года по 31 декабря 2017 года, официально оклады госслужащих не индексировались. Но с 2018 года индексация возобновилась и в 2019 году продолжилась. В 2020 году оклады госслужащих проиндексировали, а с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года индексацию снова приостановили.
Индексация в коммерческой организации
Поскольку у нас в законодательстве нет единого порядка индексации для работодателей коммерческой сферы, трудовой кодекс разрешает таким работодателям устанавливать свой собственный порядок.
При этом в качестве коэффициента индексации они вольны выбрать любой из следующих показателей.
Индекс потребительских цен. Он официально устанавливается как в целом по России, так и по конкретному региону. Его каждый месяц публикуют, соответственно, Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2020 год индекс потребительских цен в России составил 104,21%.
Прогнозируемый уровень инфляции в РФ. Как правило, он предусмотрен в законе о бюджете на ближайшие три года. Так, на 2021 год запланирована инфляция в 3,7%, а на 2022 и 2023 годы — в 4%.
Величина прожиточного минимума. В целом по России эту величину ежеквартально определяет Минтруд, а по конкретному субъекту РФ — то ведомство, которое названо в соответствующем региональном законе.
На 2021 год прожиточный минимум трудоспособного населения составил 12 702 рубля.
Обратите внимание: все перечисленные величины не являются обязательными. Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир — главное, чтобы он учитывал рост стоимости жизни.
Может ли индексация зависеть от финансового состояния работодателя
Верховный суд считает, что да. По его мнению, частные компании вправе выбрать для себя любой порядок и любые условия индексации в зависимости от конкретных обстоятельств. В том числе это могут быть экономические показатели фирмы и уровень ее платежеспособности. Получается, индексацию можно обусловить наличием прибыли и не делать ее, если прибыли нет.
Работодатели действительно иногда закрепляют в своем локальном акте подобное условие для индексации. Вот как оно может звучать:
…индексация заработной платы с целью обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы и покупательной способности работников проводится после утверждения результатов деятельности общества… при наличии определенных показателей…
И если компания в суде документально подтвердит свое тяжелое материальное положение, суд может встать на ее сторону и не удовлетворить требование работника о проведении индексации.
Например, так произошло в Башкортостане. Мужчина обратился в суд, требуя от работодателя, в числе прочего, проиндексировать ему зарплату. Действительно, в коллективном договоре компании индексация была предусмотрена. Но при этом в Положении по оплате труда и премированию работников было сказано, что все доплаты, премии и надбавки выплачиваются в зависимости от финансового состояния работодателя.
В суде компания представила справку о своих финансово-экономических показателях, где значился убыток более 7 млн рублей. Судьи встали на сторону работодателя. Они указали, что из-за убыточности и неплатежеспособности тот просто не имел реальной возможности провести индексацию.
Порядок индексации
Если работодатель собрался установить у себя порядок индексации, ему нужно определиться со следующими моментами.
Какие выплаты индексируются, а какие нет. Например, можно индексировать оклады, но не индексировать премии в твердой сумме. Также работодатель вправе установить пороговую сумму, в пределах которой доходы сотрудников будут индексироваться в полном объеме. Вот как это можно сформулировать:
1.2.1. Индексации подлежат следующие выплаты сотрудникам:
1.2.2. Индексации не подлежат:
Периодичность индексации. Ее можно проводить хоть каждый месяц. Но гораздо удобнее и целесообразнее делать это реже: раз в полугодие или ежегодно.
3.1. Индексация доходов сотрудников производится один раз в полугодие в соответствии с коэффициентом индексации.
Значение и расчет коэффициента индексации. Допустим, решено привязать индексацию к индексу роста потребительских цен в целом по РФ. Формулировка может быть такой:
3.2. Значение коэффициента индексации рассчитывается на основании официальных данных Росстата о росте индекса потребительских цен по России путем перемножения ежемесячных индексов за предыдущее полугодие. Полученный коэффициент применяется с 1 января и с 1 июля.
Документальное оформление индексации
Обычно порядок индексации прописывается отдельным разделом в тех локальных актах, которые приняты в компании. Это могут быть:
В локальном акте об индексации ни в коем случае нельзя писать, что на каких-то работников индексация не распространяется. Например, не индексируется зарплата совместителей или дистанционных работников. Это будет дискриминацией, за которую могут оштрафовать и компанию, и ее директора.
Совет. В трудовом договоре закреплять порядок индексации не стоит. В противном случае каждый раз, когда нужно будет что-то изменить в этом порядке, придется заключать со всеми работниками допсоглашения к трудовому договору.
Можно просто указать в трудовом договоре, что зарплата работника — это оклад с учетом индексации, и сделать отсылку на локальный акт.
Приказ на индексацию зарплаты. При проведении каждой индексации целесообразно издавать приказ за подписью руководителя, в котором нужно указать конкретное значение коэффициента индексации и дату, с которой он применяется. Приказ будет основанием для начисления бухгалтерией зарплаты работникам в увеличенном размере.
Ответственность за непроведение индексации
Работодателя, у которого вообще нет закрепленного порядка индексации либо он есть, но индексация не проводится, могут оштрафовать за нарушение трудового законодательства:
Такие разъяснения дал Минтруд, разобрав следующую ситуацию. В компании коллективным договором были установлены порядок и сроки индексации, но она не проводилась. Компания интересовалась, за что ее могут привлечь к административной ответственности: за невыполнение обязательств по коллективному договору или за нарушение трудового кодекса.
Интерес не праздный: в первом случае штраф совсем небольшой — от 3000 до 5000 рублей, а если повезет, можно отделаться и предупреждением. Но Минтруд выбрал второй вариант. В качестве аргумента он указал, что, если компания не индексирует зарплату, получается, что она выплачивает зарплату работникам не в полном объеме. А это уже административное правонарушение.
Если проверяющий трудинспектор других нарушений, кроме отсутствия закрепленного порядка индексации, не выявит, он, скорее всего, не будет сразу штрафовать работодателя, а выдаст предписание об устранении нарушения к определенному сроку. А вот если такое предписание не выполнить, тогда уже оштрафуют:
Налоговые последствия индексации
Никаких налоговых послаблений для работодателей, которые индексируют зарплаты, не существует. Наоборот, налоговая нагрузка может вырасти. Ведь в результате индексации оклады сотрудников повышаются, а значит, увеличивается и сумма страховых взносов — пенсионных, медицинских и на социальное страхование, — которые платят работодатели с выплат сотрудникам.
С другой стороны, те работодатели, которые применяют общий режим налогообложения и УСН «доходы минус расходы», смогут больше списать в затраты. Ведь и зарплата персонала, и страховые взносы, которые на нее начисляются, — все это уменьшает базу и по налогу на прибыль, и по «упрощенному» налогу.