За что наказали прометея
Почему бог Зевс наказал прометея? по подробней пожалуйста
(«предвидящий»), в греческой мифологии, сын титана Иапета от Фемиды или морской нимфы Климены. Благодетель смертных, которых он защищал от Зевса, когда тот задумал истребить человечество и создать новую, лучшую расу. Прометей обучил людей ремеслам и похитил для них с небес огонь. Хотя он поддерживал Зевса в битве с титанами, бог наказал Прометея за помощь людям, приковав к скале в Кавказских горах. Каждый день орел клевал его печень, а за ночь печень отрастала снова, что превращало пытку в бесконечное мучение. Прометей мог освободиться, если бы раскрыл Зевсу свой секрет, заключавшийся в том, что сыну богини Фетиды суждено превзойти могуществом своего отца. Однако Прометей отказался выдать тайну и был освобожден много поколений спустя Гераклом. По другой версии, Прометей в конце концов сообщил Зевсу тайну сына Фетиды, после чего был освобожден.
На совет (богов что бы решить какие почести давать богам должны люди созданные прометеем) был приведен бык, чтобы боги выбрали те части его, которые человек должен был приносить им в жертву. Прометен заколол быка, и, разделив его на части, сложил их в две кучи. Одна куча, меньшая, заключала в себе мясо и вкусные съедобные внутренности; сверху же она была прикрыта кожей и никуда негодными частями быка. В другую кучу, большую по размерам, Прометей сложил кости, но снаружи красиво покрыл их слоем жира. Всевидящий Зевс проник в обман и со смехом сказал титану:
— Однако ты очень неровно разделил быка!
Зевс был разгневан его хитростью, но умышленно выбрал большую кучу. Сдернувши слой жира, покрывавший ее. и найдя под ним кости, он грозно взглянул на титана и с гневом произнес, обращаясь к нему:
— Однако, сын Япета, теперь я хорошо вижу, что большой ты искусник обманывать и хитрить!
И месть громовержца не замедлила обрушиться на головы людей, ради которых старался титан. Он отказал им в том даре, который теперь более всего был необходим им.
Тогда прометей дал им огонь за что и был наказан.
Читайте о реальном Иисусе Христе в гениальной книге Фоменко «Царь славян».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
В 51 год Анна Халприн медленно умирала. Врачи диагностировали у нее тяжелый, неизлечимый рак кишеч.
Это цитата сообщения Panter_Woman Оригинальное сообщениеВы научились слушать тишину? У тишины особое.
—Метки
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Мифы и Легенды * Прометей
Мифы и Легенды * Прометей
Промете́й (др.-греч. Προμηθεύς, также Промефей) — в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены (по Аполлодору — Асии, по Эсхилу — сын Фемиды-Геи, по Евфориону — сын Геры и титана Евримедонта). Его жена Гесиона.
Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея, «думающего после») и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать».
Создание людей
Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием;
Прометей и первый человек
(по модели Симона Луи Буано) Пьетро Стаджи,
1783-1793, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Похищение огня
Прометей. Похищение огня (Jan Cossiers)
По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.
Наказание Прометея
За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту.
Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)
По словам Дурида, он был наказан за то, что влюбился в Афину. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов.
Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или каждый третий день) орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала.
Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)
В литературе и искусстве
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.340 Радт).
* См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа).
Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Шевченко, Джон Апдайк, Готье (Прометей, и другие), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие).
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноименной книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Название космического корабля «Прометей» в одноименном фильме Ридли Скота (премьера 30 мая 2012 года).
* Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл.7 (стр.226-297) — подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе
* В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре расположена статуя Прометея. Сама статуя выполнена из бронзы, а её поверхность покрыта позолотой.
Прометей. В Рокфеллеровском центре
Прометей помогает Зевсу бороться с титанами
На Олимпе воцарился Зевс-Громовержец, а Прометей стал его советником.
Зевс поручил Прометею создать людей.
(Существует предположение, что первоначально Прометей был верховным божеством до греческих племен, населявших территорию Греции в глубокой древности. Впоследствии греки включили Прометея в систему своей мифологии, сохранив за ним роль создателя человечества. До греческим происхождением Прометея объясняется и его дальнейшее противостояние Зевсу — чисто греческому божеству.)
Прометей и Афина создают людей
Прометей замесил глину и принялся за работу. В помощники он взял своего брата Эпиметея. По замыслу Прометея люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей (его имя значит «думающий после») все испортил.
По одной версии, Эпиметей прежде всего вылепил из глины животных, наделив их различными средствами защиты от врагов: одних — острыми зубами и когтями, других — быстрыми ногами, третьих — тонким чутьем, но забыл оставить что-нибудь на долю человека. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни.
Прометей и Эпиметей
Девкалион и Пирра (Andrea_di_Mariotto)
Позже у Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник племени эллинов, основавший Элладу, то есть Грецию.
Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея.
Он призвал своих верных слуг Кратоса и Бию — Власть и Силу, приказал им отвести Прометея на самый край света, в дикую Скифию, и там бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.
Прометей
В трагедии греческого поэта V века до н. э. Эсхила «Прометей прикованный» Гефест обращается к Прометею:
Сверхмудрый сын Фемиды правомыслящий,
На зло тебе, на зло себе железами
К пустынному утесу прикую тебя. (…)
Вот и награда человеколюбию!
Сам бог, богов тяжелый презирая гнев,
Ты к людям свыше меры был участливым.
За это стой скалы печальным сторожем. (…)
На ветер будешь вопли ты и жалобы
Бросать без счета: Зевс не знает жалости».
(Перевод под редакцией С. Апта)
Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, открыли Прометею, что от брака с нимфою Фетидой у Зевса родится сын, который будет сильнее своего отца и свергнет его с престола.
Мойры также поведали, что Зевс может избежать такой судьбы, если Фетида выйдет замуж за смертного человека. Тогда рожденный ею сын станет величайшим героем, но не будет соперничать с Зевсом.
Прометей
Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.
Зевс проведал, что Прометей владеет тайной его собственной судьбы, и послал к нему своего сына, вестника богов Гермеса, предложить освобождение в обмен на эту тайну.
Но Прометей потребовал, чтобы Зевс признал несправедливость назначенного им наказания и освободил его без всяких условий. Прометей сказал Гермесу:
Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам: вверг бессмертного титана в Тартр, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла — терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.
Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины.
Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея его братья- титаны и мать богиня Фемида. Но он отвечал им всем, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что наказал его безвинно, и восстановит справедливость.
И Зевс сдался.
Прометей и Геркулес (Christian Griepenkerl (1839–1912)
ПРОМЕТЕЙ
Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел;
Но что в награду получил?
Страданье, напряженье сил
Да коршуна, что без конца
Терзает печень гордеца,
Скалу, цепей печальный звук,
Удушливое бремя мук
Да стон, что в сердце погребен,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он.
Древнегреческий миф о титане Прометее
Вначале времен был Хаос. Потом появилась Гея — земля, богиня-покровительница земли, которая родила небесное божество Уран — небо. Затем они соединились и от их любви родились титаны, циклопы и сторукие великаны-гекатонхейры. Одного из титанов звали Иапет. Иапет взял себе в жены Климену, дочь Океана и Тефиды. У них родились четверо детей — Атлант, Менетий, Эпиметей и Прометей. Имя Эпиметей означает «думающий после» (т. е. «тот, кто сначала делает, а потом думает»), а вот имя Прометея является положительным, означает «предвидящий» (т. е. «тот, кто знает будущее раньше, чем оно станет настоящим»).
Когда Зевс начал войну против своего отца Кроноса, чтобы захватить власть, все титаны, кроме Прометея, встали на сторону Кроноса, объединившись против Зевса. Прометей предвидел, что титаны проиграют, не зря его имя означает «тот, кто сначала думает, а потом делает». Прометей встал на сторону Зевса, против Кроноса, угороив и своего брата Эпиметея встать на сторону Зевса. И началась битва богов-олимпийцев с титанами, которая получила название «Титаномахия».
Люди, которых создали боги, были только мужского пола. После создания животных и людей боги решили какими свойствами будут обладать животные, а какими люди. Выполнить это задание Зевс поручил братьям-титанам Прометею и Эпиметею. Эпиметей взялся за работу. Одних он одарил силой, других скоростью, третьих копытами, иным дал толстую шкуру. После выполнения задания, которое поручил Зевс, Эпиметей задумался о людях.
Но однажды, Зевсу надоело быть наравне с людьми. Сидеть с ними за одним столом и пировать. И тогда Зевс решил выделить людям особое место в мире и установить новый мировой порядок: Зевс на самом верху, а люди в самом низу. Зевс устроил большой пир в Меконе, куда созвал богов и людей. Зевс приказал принести в жертву большого быка и разделить его на две части: лучшая часть принадлежала богам, а другая людям. От этого выражения «лучшая часть» зависела дальнейшая судьба людей. Все боги однозначно одобрили решение Зевса, не согласился только Прометей. Ему не понравилось новое правило. Особенно его возмутило то, что люди должны потерять все земные блага. Зевс поручил Прометею жертвоприношение и раздел туши. Прометей согласился исполнить волю царя, ибо он уже решил дерзко обмануть Зевса.
Жертвоприношение состоялось, Прометей разделил тушу. В первую часть он собрал только кости и покрыл их толстым слоем жира. Всё вместе выглядело «аппетитным». В вторую часть Прометей собрал все хорошие части мяса и сверху покрыл обломками костей, что смотрелось «отталкивающе». Обе части туши Прометей показал Зевсу. Зевс выбрал ту часть, которая выглядела «съедобной» и которую Прометей покрыл толстым слоем жира. Зевс понял, что под жиром всего лишь кости. В тот же миг Зевс-Громовержец пришел в ярость. За то, что хитроумный Прометей так дерзко обманул его, Зевс решил наказать Прометея и заплатить за это должны были его подопечные – люди. Для начала Зевс решил отнять у людей хлеб, зерно, которое приносило хороший урожай само по себе. И отныне, чтобы добывать зерно, людям приходилось трудиться не покладая рук. Потом Зевс решил наказать людей еще жестче. Он отнял у людей самое дорогое, что есть, это огонь. Без огня нельзя готовить пищу, согреться в холодные дни и отбиться от нападения диких зверей. Отреченный Прометей обратился за помощью к Афине, которая испытывала к нему благосклонность. Прометей попросил ее помочь. Афина согласилась и тайно впустила Прометея на Олимп, чтобы тот украл огонь у Гефеста и вернул его людям. Прометей дважды обманул Зевса. И за это он должен понести наказание.
Гермес доставил Пандору к Эпиметею и тут же ее красота ослепила его. Он с радостью принял ее. Перед тем как Зевс отправил Пандору, он ей вручил шкатулку, в которую боги вложили нечто ужасное, все самое плохое, что знает человечество. Но перед тем, как Зевс вручил ей шкатулку, он предупредил ее, чтобы не открывала шкатулку, ни под каким предлогом. Но в первую же ночь ее женское любопытство не устояло перед соблазном и она решила открыть шкатулку. Открыв шкатулку, она в ту же секунду, выпустила на волю все несчастья человечества, которые будут терзать людей до самого конца света. Пандора находясь в состоянии ослепленности закрыла крышку, но уже было поздно.
Прометей дважды обманул Зевса; он, выдал кости за хорошее мясо и тайно похитил огонь с Олимпа. Пандора, это ответ Зевса в наказание людям. Отныне, отделенные от богов, люди продолжат свой род через оплодотворение женского чрева, а также, в дальнейшем будут сажать семена в землю, чтобы добыть пропитание. И с тех пор добро и зло неотделимы. Но не всё было потеряно, поскольку на дне шкатулки осталась «надежда», которая не успела выбраться, прежде чем Пандора захлопнула крышку. Гермес, по приказу Зевса, посадил ее тайком и назвал ее «Элпис», что означает «Надежда». Поэтому даже среди ужаснейших трагедий человечества, люди всегда будут сохранять веру и надежду.
«Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции».
От этого брака родился великий герой Троянской войны — Ахиллес.
После того как Прометей открыл тайну судьбы Зевса, Геракл порвал цепы, разбив своей палицей тяжелые оковы и вырвал его из груди и закончились его тяжёлые муки. И с тех пор Прометей носил на руке кольцо с камнем от скалы, где терпел невыносимые мучения. Прометей отдал людям самое священное из Олимпа — Огонь. Прометей не зря пожертвовал собой ради человечества — ведь люди до сих пор сохранили его священный огонь.
Первое упоминание мифа о Прометее встречается в трагедии Эсхила «Прометей прикованный» (V век до н. э.). Прометей (к Ио):
«Все, что узнать ты хочешь, расскажу тебе,
На все отвечу без загадок, попросту,
Как принято с друзьями разговаривать.
Я Прометей, который людям дал огонь.»
Рубенс, «Прометей». За что наказал Зевс?
Что-то совершенно невообразимое в этой божественной иерархии: нет уважения к верховному божеству! Тайком от верховного бога Зевса титан Прометей что-то творит, да еще и освещает!
Зевс назначает наказание: приковать ослушника к скалам, наслать на него орла, чтобы клевал ему печень. А чтобы конца пытке не было — эта печень каждый день отрастает заново.
Почему Зевс так разгневался?
Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь…
Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту.
Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь.
Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь… (Аполлодор, «Мифологическая библиотека».)
И где после этого справедливость? Прометея без права на защиту осудили на вечные муки! Неужели не было ни одного довода, ни одного доказательства, что кража огня (хотя она и кража) была полезна не только людям, но и богам?
О, если бы Прометею хотя бы дали слово в свою защиту! Исполнителями приговора были Гефест и Гермес. Им-то и выкладывал свои доводы Прометей. Они, в свою очередь, выступали свидетелями обвинения.
Оказывается, не все так просто! Прометей ну очень жестоко обидел Зевса. По какому-то случаю зарезали жертвенное животное. Вот тут и случилась обида:
Когда тебе поручили раздел мяса между тобой и Зевсом, ты прежде всего поступил совершенно несправедливо и бесчестно, отобрав самому себе лучшие куски, а Зевсу отдав обманно одни кости, «жиром их белым покрывши». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
Вот где собака зарыта! Оказывается, Зевсу недодали мяса! Все остальное — вторично, второстепенно, незначительно! Это было первое. А вот и второе обвинение:
Затем ты изваял людей, эти преступнейшие существа, и, что еще хуже всего, женщин.
(Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
И людей не надо было создавать, а тем более — женщин!
…на горе мужчинам
Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших. (Гесиод, «Теогония»).
Но женщины принесли еще вот что:
Но и другую еще он беду сотворил вместо блага:
Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает
И не желает жениться: приходит печальная старость —
И остается старик без ухода! (Гесиод, «Теогония»)
В общем, плохо все равно! Но это как бы далеко от богов, это уже разборки между людьми. Третье обвинение гласило:
Ко всему этому ты похитил ценнейшее достоинство богов — огонь — и дал его людям.
(Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
Прометей защищает себя, доказывая, что он хотел ублажить богов:
…так как я всегда думаю об общем благе и стремлюсь увеличить значение богов и способствовать тому, чтобы и все остальное достигало порядка и красоты, то мне пришло на ум, что было бы хорошо, взяв немного глины, изготовить какие-нибудь живые существа и придать им вид, похожий на нас самих. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
Прометей слепил людей по образу и подобию богов (так что в каждом из нас — или, по меньшей мере, в греках — есть нечто божественное)!
Мне казалось, что божественному началу чего-то недостает, если ему ничего не противопоставлено. Однако это начало должно было быть смертным, но, впрочем, в высшей степени изобретательным, разумным и понимающим то, что лучше для него. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
Замысел у Прометея был отличный: разумные, изобретательные, понимающие существа: «хотел как лучше, а получилось — как всегда»! Далее Прометей обращается к богам:
…в особенности меня сокрушает то, что, обвиняя в создании людей и, пожалуй, главным образом, женщин, вы тем не менее влюбляетесь в них и не перестаете сходить к ним то в виде быков, то становясь сатирами и лебедями, и считаете смертных женщин достойными рождать богов. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
Вот уж, действительно, с больной головы на здоровую: женщин вроде как не надо, а без них невозможно, уж очень они привлекательны! И намеки, намеки! Это же Зевс украл Европу, обратившись в быка, это он же сошелся с Ледой, став лебедем…
Но, может быть, ты скажешь, что нужно было создать людей в каком-нибудь другом виде и не подобных нам? И какой же другой образец лучше этого я мог бы себе представить, какой более прекрасный во всех отношениях? Разве следовало сотворить существо неразумное, звероподобное и дикое? (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
Такое невозможно опровергнуть: что может быть лучше образа бога? Тем более, что превращение человека в существо неразумное, звероподобное и дикое произошло само собой.
А что мое создание оказалось даже полезным для богов — в этом ты убедишься, если взглянешь на землю: она изменила свое первобытное и необработанное состояние, украсилась городами, полями и полезными растениями. Море, если посмотришь на него, сделалось доступным для кораблей, острова стали обитаемы, и повсюду встречаются алтари и храмы, жертвоприношения и всенародные праздники:
Все улицы, все площади городов
Наполнены Зевсом. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
Короче говоря, все люди славят Громовержца, хотя он выступает против них. И о последнем «прегрешении»:
Теперь же, если позволишь, я перейду к огню и к его позорному похищению. Но, ради богов, ответь мне, нисколько не смущаясь, на следующее: разве мы потеряли хотя сколько-нибудь огня, с тех пор как он имеется у людей? Ведь ты этого не мог бы сказать?
Мне кажется, сама природа этого предмета такова, что он не уменьшается, если им будет пользоваться еще кто-нибудь другой. Ведь огонь не потухает от того, что от него зажгут другой.
Следовательно, это одна лишь жадность — запрещать передавать огонь тем, кто в нем нуждается, если от этого вам нет никакого ущерба. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)
Лучшая защита — нападение: из обвиняемого Прометей превращается в обвинителя. Он во весь голос говорит своим мучителям, что Зевс — жадина!
Вот такие оправдания привел бы Прометей. Но его никто не хотел слушать и услышать. Люди чтили своего заступника (видимо, Гефест и Гермес донесли слова Прометея до народа):
В Панопее, на самой дороге, стоит небольшое здание из необожженного кирпича, а в нем статуя из пентеликонского мрамора, изображающая, как одни говорят, Асклепия, а другие — Прометея; последние в подтверждение своим словам приводят следующее доказательство.
Здесь в овраге лежат два камня; каждый такой величины, что может служить достаточным грузом для одной повозки; цвет составляющей их глины не землистый, но какой бывает в оврагах или песчаных горных потоках, запах они издают очень похожий на запах человеческой кожи.
Говорят, что эти камни еще остались от той глины, из которой Прометеем был вылеплен весь человеческий род. (Павсаний, «Описание Эллады»)
(Город Панопея, судя по всему, исчез с карты Греции. Может быть, сегодня это настолько небольшое селение, что его не включили в энциклопедию — Б.Р.)
Рубенс написал полотно «Прометей». Орел клюет печень стадальца, прикованного кандалами к скалам, а его лапа стоит на лице Прометея (такая постановка лапы избавила художника от необходимости показать искаженное адской мукой лицо титана). От боли его тело напряжено, Прометей пытается вывернуться из-под орла, но ему не хватает сил избавиться от цепей, которыми скованы руки.
Прометея освободил Геракл, которому Прометей подсказал, как проникнуть в сады Гесперид и взять там золотые яблоки. Что было потом с Прометеем? Похоже, что он находится в царстве мертвых. Попытка вырваться оттуда ему не удалась — он не смог подкупить Харона (перевозчика на мертвой реке Стикс в мертвом царстве).
Пусть все это — выдумки досужих рассказчиков, но Прометея помнят как избавителя человечества от непроглядной тьмы.