За что накладывают епитимью

Епитимия

Епи­ти­мия́ (эпи­ти­мия, епи­ти­мья́) (от греч. ἐπιτιμία — нака­за­ние) – духов­ное лекар­ство, форма вра­че­ва­ния каю­ще­гося греш­ника, заклю­ча­ю­ща­яся в испол­не­нии им дел бла­го­че­стия, опре­де­лен­ных его духов­ни­ком (либо просто свя­щен­ни­ком. Епи­ти­мия – духовно-испра­ви­тель­ная мера, направ­лен­ная на исправ­ле­ние чело­века, она – сред­ство помощи каю­ще­муся в борьбе с грехом. Под епи­ти­мией в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской лите­ра­туре также при­нято пони­мать Боже­ствен­ные нака­за­ния в виде скор­бей и болез­ней, пре­тер­пе­ва­ние кото­рых осво­бож­дает чело­века от гре­хов­ных навы­ков.

Епи­ти­мья обычно сво­дится к санк­циям аске­ти­че­ского харак­тера (допол­ни­тель­ный пост, поклоны, молитва) и отлу­че­нию от при­ча­стия на опре­де­лён­ный срок. Такая серьёз­ная мера, как ана­фе­мат­ство­ва­ние, нала­га­ется только по реше­нию цер­ков­ного суда и только за про­ступки такого уровня, как орга­ни­за­ция рас­кола.

При назна­че­нии епи­ти­мии духов­нику реко­мен­ду­ется руко­вод­ство­ваться более духов­ным состо­я­нием чело­века, чем тяже­стью его пре­гре­ше­ний. Также обычно при­ни­ма­ются во вни­ма­ние обсто­я­тель­ства жизни согре­шив­шего. Напри­мер, при­нято мягче отно­ситься к совер­шив­шему блуд жена­тому юноше, чем к взрос­лому муж­чине, уже много лет живу­щему в браке.

Св. Васи­лий Вели­кий гово­рит, что цель епи­ти­мии состоит в том, чтобы согре­шив­ших «извлечь из сети лука­вого» (Васи­лия Вели­кого Пра­вило 85) и чтобы «грех вся­че­ски нис­про­вер­гать и истреб­лять» (Васи­лия Вели­кого Пра­вило 29). Срок епи­ти­мий, по его взгляду, не есть что-либо важное само по себе, а все­цело опре­де­ля­ется духов­ной поль­зой каю­ще­гося. Епи­ти­мия должна про­сти­раться только до тех пор, пока она нужна для душев­ной пользы согре­шив­шего чело­века, вра­че­ва­ние надо изме­рять не вре­ме­нем, но обра­зом пока­я­ния (Пра­вило 2). Св. Гри­го­рий Нис­ский гово­рит: «Как в телес­ном вра­че­ва­нии цель вра­чеб­ного искус­ства есть едина – воз­вра­ще­нье здра­вия боля­щему, а образ вра­че­ва­ния раз­ли­чен, ибо по раз­ли­чию неду­гов в каждой болезни при­ла­га­ется при­лич­ный способ вра­че­ва­ния; так и в душев­ных болез­нях, по мно­же­ству и раз­но­об­ра­зию стра­стей, необ­хо­ди­мым дела­ется мно­го­об­раз­ное целеб­ное попе­че­ние, кото­рое соот­вет­ственно недугу про­из­во­дит вра­че­ва­ние». Время пока­ян­ной епи­ти­мии само по себе и для св. Гри­го­рия Нис­ского не имеет опре­де­лен­ного зна­че­ния. «Во всяком роде пре­ступ­ле­ния прежде всего смот­реть должно, каково рас­по­ло­же­ние вра­чу­е­мого, и ко увра­че­ва­нию почи­тать доста­точ­ным не время (ибо какое вра­че­ва­ние может быть от вре­мени?), но про­из­во­ле­ние того, кото­рый вра­чует себя пока­я­нием» (Гри­го­рия Нис­ского Пра­вило 8). Кто исце­лился от гре­хов­ной болезни, тот не нуж­да­ется в епи­ти­мии. Св. Иоанн Зла­то­уст учит, что духов­ник есть отец, но не судья, испо­ведь есть вра­чеб­ница, а не суди­лище, для загла­жде­ния греха нужно испо­ве­дать его. Он сове­тует вра­че­вать страсть упраж­не­нием в про­ти­во­по­лож­ных ей доб­ро­де­те­лях.

про­то­и­е­рей Дмит­рий Дашев­ский:
Образ епи­ти­мии может быть разный, напри­мер, дела­ние доб­ро­де­тели про­ти­во­по­лож­ной греху. Вот, чело­век украл что–то, грех воров­ства, почему бы ему не пред­ло­жить, пред­ло­жить именно, раз­дать мило­стыню нуж­да­ю­щимся. У женщин очень часто спе­ци­фи­че­ский грех – искус­ствен­ное пре­ры­ва­ние бере­мен­но­сти, но если она в своей жизни хоть кого-то сможет отго­во­рить от этого греха, вот рядом будет чело­век, кото­рый будет коле­баться: сде­лать или нет, в данном случае – поде­литься тем, что она испы­тала потом – своими угры­зе­ни­ями сове­сти…

епи­скоп Кал­лист (Уэр):
Епи­ти­мью не сле­дует рас­смат­ри­вать как нака­за­ние; еще менее – как способ иску­пить пре­ступ­ле­ние. Спа­се­ние – сво­бод­ный дар бла­го­дати. Своими соб­ствен­ными уси­ли­ями мы нико­гда не сможем загла­дить свою вину: Хри­стос, единый посред­ник, – наше един­ствен­ное искуп­ле­ние; или Он сво­бодно про­щает нас, или мы вообще не про­щены. В испол­не­нии епи­ти­мьи нет «заслуги», потому что по отно­ше­нию к Богу чело­век нико­гда не может иметь ника­ких соб­ствен­ных заслуг. Здесь, как всегда, мы должны мыс­лить прежде всего в тера­пев­ти­че­ских, а не в юри­ди­че­ских тер­ми­нах. Епи­ти­мья – это не нака­за­ние и даже не способ искуп­ле­ния, но сред­ство исце­ле­ния. Это pharma­соn, или лекар­ство. Если сама испо­ведь подобна опе­ра­ции, епи­ти­мья – укреп­ля­ю­щее сред­ство, кото­рое помо­гает вос­ста­нов­ле­нию орга­низма в период выздо­ров­ле­ния. Поэтому епи­ти­мья, как и вся испо­ведь в целом, суще­ствен­ным обра­зом пози­тивна по своему пред­на­зна­че­нию: она не создает пре­грады между греш­ни­ком и Богом, но служит мостом между ними. «Итак, видишь бла­гость и стро­гость Божию» ( Рим.11:22 ): епи­ти­мья есть не только выра­же­ние Боже­ствен­ной стро­го­сти, но равным обра­зом и выра­же­ние Боже­ствен­ной любви.

архи­манд­рит Нек­та­рий (Анто­но­пу­лос):
Как учит Шестой Все­лен­ский Собор, «грех – это болезнь души». Поэтому и епи­ти­мьи иногда бывают как нака­за­ния, иногда как лекар­ство, своего рода курс лече­ния при болезни души. Они нала­га­ются глав­ным обра­зом для того, чтобы чело­век осо­знал мас­штаб греха и пока­ялся в нем искренне.
Кроме того, епи­ти­мий не явля­ются некой данью, кото­рую мы платим как выкуп за грехи, словно за «отпу­сти­тель­ную гра­моту» или для того, чтобы осво­бо­диться от угры­зе­ний сове­сти. Они ни в коем случае не «выку­пают» нас и не оправ­ды­вают перед Гос­по­дом, Кото­рый не явля­ется бес­по­щад­ным дик­та­то­ром, тре­бу­ю­щим иску­пи­тель­ных жертв. По боль­шому счету, епи­ти­мий не явля­ются нака­за­ни­ями. Это – духов­ные лекар­ства и духов­ное зака­ли­ва­ние, кото­рые нам чрез­вы­чайно полезны. Потому сле­дует при­ни­мать их с бла­го­дар­но­стью и соблю­дать со тща­нием.

Афа­на­сий (Нико­лау), мит­ро­по­лит Лимас­соль­ский:
Если свя­щен­ник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не при­ча­щайся», – это озна­чает, что ты нахо­дишься под послу­ша­нием Церкви, и ты не ото­рван от нее, это явля­ется частью твоего лече­ния. Так про­ис­хо­дит и с боль­ным чело­ве­ком, кото­рый с самого начала лече­ния идет на поправку. Лече­ние озна­чает, что боль­ной не брошен, а встал на путь своего выздо­ров­ле­ния.

свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:
Епи­ти­мья – это особое послу­ша­ние, кото­рое испо­ве­ду­ю­щий свя­щен­ник пред­ла­гает испол­нить каю­ще­муся греш­нику для его душев­ной пользы. В каче­стве епи­ти­мьи может назна­чаться запрет на при­ча­ще­ние в тече­ние опре­де­лен­ного вре­мени, уве­ли­че­ние повсе­днев­ного молит­вен­ного пра­вила, допол­ни­тель­ное к пра­вилу чтение псал­тири, кано­нов, ака­фи­стов с опре­де­лен­ным числом земных покло­нов. Иногда в каче­стве епи­ти­мьи назна­ча­ется уси­лен­ный пост, палом­ни­че­ство к свя­ты­ням Церкви, мило­стыня, кон­крет­ная помощь ближ­нему.
В ран­не­хри­сти­ан­скую эпоху епи­ти­мья назна­ча­лась в виде пуб­лич­ного пока­я­ния, вре­мен­ного отлу­че­ния от пол­ноты цер­ков­ной жизни. Каю­щи­еся греш­ники при этом раз­де­ля­лись на четыре раз­ряда: пла­чу­щих, кото­рые стояли у входа в храм и с плачем про­сили о про­ще­нии своих грехов; слу­ша­ю­щих, кото­рые стояли в при­творе и слу­шали чтение Свя­щен­ного Писа­ния и выхо­дили вместе с огла­шен­ными; при­па­да­ю­щих, кото­рые допус­ка­лись в храм, нахо­ди­лись в нем вовремя литур­гии верных и, падая ниц, выслу­ши­вали особую молитву епи­скопа; вместе сто­я­щие, кото­рые при­сут­ство­вали в храме вместе со всеми, но не допус­ка­лись до при­ча­стия. Кано­ни­че­ские пра­вила, утвер­жден­ные цер­ков­ными Собо­рами, опре­де­ляли дли­тель­ность епи­ти­мьи для каждой раз­но­вид­но­сти греха, причем за неко­то­рые грехи преду­смат­ри­ва­лось пожиз­нен­ное отлу­че­ние от При­ча­стия, за исклю­че­нием случая при­бли­жа­ю­щейся смерти.
Епи­ти­мья накла­ды­ва­лась на греш­ни­ков всех сосло­вий. Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский под­верг цер­ков­ному пока­я­нию Импе­ра­тора Фео­до­сия Вели­кого за жесто­кость в подав­ле­нии народ­ного вос­ста­ния. Была воз­ло­жена епи­ти­мья и на Импе­ра­тора Льва Фило­софа за его чет­вер­тый брак. Такому же нака­за­нию за ана­ло­гич­ное пре­ступ­ле­ние против нрав­ствен­но­сти был под­верг­нут Мос­ков­ский царь Иоанн Гроз­ный.
Пони­ма­ние епи­ти­мьи исклю­чи­тельно как цер­ков­ного нака­за­ния, пред­на­зна­чен­ного для искуп­ле­ния грехов в земной жизни, было харак­терно для сред­не­ве­ко­вого като­ли­че­ства. Можно ска­зать, что в Римо-Като­ли­че­ской церкви такое отно­ше­ние к епи­ти­мьи сохра­ни­лось и до насто­я­щего вре­мени.
Напро­тив, в Пра­во­слав­ной Церкви епи­ти­мья явля­ется не нака­за­нием, а упраж­не­нием в доб­ро­де­тели, пред­на­зна­чен­ным для укреп­ле­ния духов­ных сил, нужных для пока­я­ния. Необ­хо­ди­мость такого упраж­не­ния выте­кает из необ­хо­ди­мо­сти дли­тель­ного и упор­ного изжи­ва­ния гре­хов­ных при­вы­чек. Пока­я­ние – это не про­стое пере­чис­ле­ние гре­хов­ных поступ­ков и жела­ний. Истин­ное пока­я­ние состоит в реаль­ном изме­не­нии чело­века. При­хо­дя­щий к испо­веди греш­ник просит Гос­пода укре­пить его духов­ные силы для пра­вед­ной жизни. Епи­ти­мья, как состав­ная часть Таин­ства Пока­я­ния, помо­гает эти силы обре­сти.
Таин­ство Пока­я­ния реально осво­бож­дает чело­века от греха, откры­того на испо­веди. Это озна­чает, что испо­ве­дан­ный грех нико­гда более не будет постав­лен в вину рас­ка­яв­ше­муся греш­нику. Однако дей­стви­тель­ность Таин­ства зави­сит от искрен­но­сти пока­я­ния, причем сам каю­щийся греш­ник не всегда спо­со­бен опре­де­лить сте­пень своей искрен­но­сти. Склон­ность к само­оправ­да­нию мешает греш­нику опре­де­лить истин­ные при­чины своих поступ­ков, не поз­во­ляет изжить скры­тые стра­сти, кото­рые застав­ляют его повторно совер­шать те же самые грехи.
Епи­ти­мья помо­гает каю­ще­муся уви­деть истин­ное свое лицо, почув­ство­вать отвра­ще­ние к тому, что еще недавно каза­лось при­вле­ка­тель­ным. Упраж­не­ние в молитве, нели­це­мер­ный пост, чтение Свя­щен­ного Писа­ния и свя­то­оте­че­ских книг дают почув­ство­вать радость правды, добра, укреп­ляют стрем­ле­ние жить по еван­гель­ским запо­ве­дям.

архи­манд­рит Тихон (Шев­ку­нов):
Сейчас часто гово­рят, что епи­ти­мьи, отлу­че­ние от при­ча­стия, в том числе и для воцер­ко­в­лен­ных людей, неэф­фек­тивны и вообще не нужны. Не согла­шусь с этим. Епи­ти­мья необ­хо­дима в духов­ной жизни. На этом наста­и­вал, кстати, еще пат­ри­арх Пимен, он более чем трид­цать лет назад при­звал свя­щен­ни­ков не быть теми, кого в древ­ней Руси назы­вали «пота­ков­ни­ками» — иере­ями, кото­рые своей ложной снис­хо­ди­тель­но­стью попу­сти­тель­ствуют греху.

Источник

Епитимья: Лекарство для больной совести

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

«Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может эту епитимью на тебя наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» — спрашивает читатель «Нескучного сада». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам.

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Показания к применению

Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти.

Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя, с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия

Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет о. Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие. Если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимию, должен “плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком”, в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий ПАШКОВ. Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий СМИРНОВ регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, а исповедовавший его иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. Иван болен артрозом, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, последствия для здоровья могут быть необратимые. Сам же отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — “я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

Передозировка

«Понятие “я грешен” может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий. — Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе — мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель и молитв, и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, — убежден отец Георгий. «Я таких “энтузиастов” обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить, а снять ее может только сам духовник. «И если епитимья вам не по силам, нужно просто обсудить это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

Кирилл МИЛОВИДОВ

Читайте также

Источник

Епитимья

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Епитимья – наказание и искупление за грехи

Известно, что епитимья по стереотипному представлению – церковное наказание. Для многих православных верующих христиан это означает некое дисциплинарное взыскание для провинившегося перед Богом, то есть согрешившего человека. Но такое понимание не совсем верно. Это некое самонаказание, искупление определенной вины, чтобы загладить в земной жизни очень тяжелый грех, который может отразиться и в жизни после смерти.

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Что такое епитимья для христианина

Это принятый еще с древних, апостольских времен особый способ послушания. Он излечивает душу, это определенное лекарство для чувства вины и для изменения образа жизни. Сам Христос и апостолы оставили заветы Церкви, чтобы каждый христианин, переступивший грань заповедей Божиих, исповедался. Так, Господь говорил, что если вы видите согрешающего брата, увещевайте его наедине, затем с несколькими знакомыми, затем неким обществом верующих людей. Если же он не покается, то есть не признает себя виновным, путь будет вам как язычник, то есть чужой.

Однако Церковь не имеет единого списка епитимий за определенные грехи. Зачастую священники не назначают епитимьи вовсе, ограничиваясь разъяснениями, беседой, предложениями читать наставления об этом святых отцов Церкви.

Епитимия не должна быть тяжелой, непосильной человеку, ведь она будет чревата подавлением его желания жить и верить Богу, усталостью.

Когда Российская империя была православной страной, в Церкви был ряд епитимий для определенных грехов. В странах с сохранившейся традицией жизни в Церкви, не прерванной безбожными временами, как было в России, они сохранились и по сей день. Однако в нашей стране уже многие люди в принципе не знают, что тот или иной поступок является грехом. Тем не менее, и они имеют совесть, голос которой – голос Самого Бога – слышен в их сердцах. Так и получается, что люди, страдая от угрызений совести, приходят в храм и спрашивают хотя бы совета священника, просят отпустить им грех. Случается это, конечно, при особо страшных, смертных грехах. Каждый человек может от чистого сердца раскаяться в совершенном грехе, а кроме того, облегчить душу исполнением епитимии.

Сегодня Православная Церковь считает тяжелую епитимию неправомерной для любого современного человека. В нашем мире, полном соблазнов, нельзя назначать, как раньше, годами отсутствие причащения и длительные молитвы с поклонами. Епитимия сегодня чаще – регулярное исполнения хотя бы ежедневного молитвенного правила, установленного Церковью для каждого православного христианина.

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

За что накладывают епитимью

Перечень грехов, за которые накладывают епитимью – это смертные, то есть тяжелые грехи:

Кроме того, лучше исповедоваться и принять епитимью при тяжелых грехах, если вас мучает раскаяние в тяжелых случаях

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Епитимья при аборте

Аборт – это убийство. Это намеренное умерщвление человека, уже зачатого вами. Конечно, есть сегодня женщины, которые рожают «лишь бы родить» или чтобы привязать к себе мужчину, выйти замуж. Но нужно «с умом» подходить не к тому, «оставить ли ребенка», а к средствам контрацепции. Церковь не запрещает неабортивные средства.

Чаще всего аборт делают в благополучных семьях, не желая «выходить из зоны комфорта» или женщины, не уверенные в любви своего сожителя. То есть здесь грех блуда и убийства идут рука об руку.

Греховность аборта подтверждается еще и тем, что сама совесть подсказывает женщинам не делать его. Когда убийство ребенка уже совершено, большинство женщин долгое время не находят себе места, мучаются нравственно, сожалеют о невозвратном. Многие семьи не имеют счастья после абортов.

Мужчины при этом не должны забывать, что епитимью за этот грех они должны нести вместе с женщиной. Если бы человек искренне отговаривал жену или сожительницу от аборта, мог бы окружить ее любовью, он бы не нес ответственности.

Поэтому особенно важно совершить назначенную священником епитимию – обычно это молитвенное правило.

Епитимья за аборт самая распространенная – это «Молитва жен, погубивших младенцев в утробе своей», которую читают сорок дней. Тем не менее, лучше взять на нее благословение у священника, непременно исповедавшись в грехе аборта.

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Епитимья за измену (прелюбодеяние) и блуд

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Как исповедаться и получить епитимью

Наложить епитимью может только священник. Не стоит самостоятельно этим заниматься. Стоит рассказать о совершенном тяжелом грехе во время Таинства Исповеди.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.

Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.

Подготовка к исповеди – это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:

Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов – голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде – это воровство, злоба и гнев, предательство.

Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.

Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги – «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.

Хорошая привычка – анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи – благодарите Бога и Его помощь за них.

Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.

Вот одна из покаянных молитв – исповедание грехов ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:

«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими грехами душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».

Не стоит искать особого душевного подъема, сильных эмоций перед Исповедью и во время нее. Покаяние – это:

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Наложение епитимьи на исповеди

Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.

В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) – кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.

На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).

Священник выйдет к месту исповеди – обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря – и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов – на случай, если вы забыли некоторые грехи – священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.

Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом – задайте его после перечисления грехов, до отпущения.

Именно в это время священник может сказать о епитимьи или вы сами можете сказать, что один из грехов вас особенно угнетает и вы готовы понести епитимью за него.

После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», – или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, – назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.

Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).

Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника – подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.

За что накладывают епитимью. Смотреть фото За что накладывают епитимью. Смотреть картинку За что накладывают епитимью. Картинка про За что накладывают епитимью. Фото За что накладывают епитимью

Виды и возможные варианты епитимии

На самом деле, это обычная церковная жизнь людей, которые любят Бога. Периодическое посещение Всенощных бдений вечером и Божественных литургий утром по субботам и воскресениям и по праздничным дням, ежедневная молитва – потребность души верующего человека.

Чтобы ваши просьбы о благополучной земной жизни и спасении в Царствии Небесном были приняты Господом и благословлены Им, воцерковляйтесь и сами, старайтесь вести духовную жизнь, делать добрые дела.

Потрудитесь в молитве – молитесь чаще, читайте утренние и вечерние молитвы, которые Церковь благословляет читать ежедневно и которые есть в каждом молитвослове. Посещайте храм и молитесь за богослужениями.

Если вы не крещены – примите Святое Крещение, чтобы Господь был вашим Покровителем и Помощником.

Венчайтесь с вашим супругом, особенно если вы желаете зачать ребенка.

По возможности, помогайте нуждающимся: детским домам, домам престарелых, благотворительным фондам – и просто поддерживайте людей, которые делятся с вами своими горестями, помогайте, чем можете

Молитвами всех святых да хранит вас Господь!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *