За что олега назвали вещим

За что олега назвали вещим

За что олега назвали вещим. Смотреть фото За что олега назвали вещим. Смотреть картинку За что олега назвали вещим. Картинка про За что олега назвали вещим. Фото За что олега назвали вещим

Имя Вещий Олег знакомо многим. Но при этом вряд ли кто сможет ответить почему его так прозвали. Правда, что он мог предвидеть будущее или дело здесь в неправильном толковании старинного значения слова. Чтобы узнать правду, нужно ознакомиться с историей жизни князя.

О личности Олега известно очень мало. Первые упоминания о нем появляются в летописях, описывающих события после смерти князя Рюрика. Умирающий правитель пожелал, что Олег стал опекуном его сына Игоря. Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о нем, как о храбром воине, который затем стал воеводой и соправителем малолетнего князя.

Впоследствии Олег стал новгородским князем, и все свои силы посвятил расширению своего княжества. Он захватил Смоленск, и принял решение захватить Киев. Князь проявил смекалку и хитростью выманил правителей города за его стены. Воины Олега расправились с ними, после чего князь стал правителем киевского княжества.

Но Вещим Олега стали называть только после похода на Византию в 907 году. А до этой поры он объявил себя князем Киева и начал проводить политику объединения славянских земель.

Согласно толковому словарю слово Вещий означало «предсказатель», но и «рассудительный». Такую славу Олег получил после успешного похода на Византийское государство. Для выполнения задачи по расширению границ своего государства он собрал огромную армию. В результате проявленной смекалки и рассудительности, после окончания войны Олег стал называться в народе Вещим.

Таким образом становится понятно, почему Олега прозвали Вещим – за его ум, смекалку, умение противостоять своим врагам.

Источник

почему Князя Олега прозвали вещим

покопалась в интернете и нашла две версии:

Первый Киевский князь из рода Рюриковичей.
Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу,
так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал.

Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных
ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика.
Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем,
а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

Он обладал выдающимся ТАЛАНТОМ полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными.

Удачливый князь-воин прозван «ВЕЩИМ», т. е. ВОЛШЕБНИКОМ
(правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище
дали Олегу язычники, «людие погани и невеголоси»), но и ему не удается уйти от своей судьбы.

Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании.
В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных,
и даже «ВЕЩИЙ» князь, не в силах.

Возможно, что народная память о ВЕЩЕМ Олеге отразилась в образе былинного
князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить
ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать под оболока,
Серым волком рыскать в
чистых полях.

В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.

Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой
Игоря, отправился покорять новые земли.

В то время обширные пространства РУССКОЙ земли были заселены многочисленными племенами.

РУСЬ не имела четких границ и не знала единых законов.
Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути.

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев.
Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим.

Легендарного князя ОЛЕГА можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба.

О князе ОЛЕГЕ было сложено много песен, легенд и преданий.

Источник

Почему народ прозвал Олега Вещим?

За что олега назвали вещим. Смотреть фото За что олега назвали вещим. Смотреть картинку За что олега назвали вещим. Картинка про За что олега назвали вещим. Фото За что олега назвали вещим

За что олега назвали вещим. Смотреть фото За что олега назвали вещим. Смотреть картинку За что олега назвали вещим. Картинка про За что олега назвали вещим. Фото За что олега назвали вещим

«Песнь о Вещем Олеге» — одно из произведений Александра Пушкина, которое многие учили в школе наизусть. Но вопрос о том, почему его назвали «вещим», до сих пор остается для некоторых людей загадкой.

Он пришел к власти в Новгороде как опекун Игоря — сына умершего Рюрика в 879 году нашей эры. Имя Олег имело скандинавские корни и у русских князей встречалось довольно часто. Вещий Олег был первым из них. За несколько лет он смог покорить Смоленск и установить столицу «земель русских» в Киеве.

Сам Олег притворился больным. Он передал через своих послов, что привез богатый подарок, на что и клюнули Аскольд и Дир. Они взошли на корабль, где им был предъявлен Игорь, как истинный правитель Киева, а затем их убили.

За что олега назвали вещим. Смотреть фото За что олега назвали вещим. Смотреть картинку За что олега назвали вещим. Картинка про За что олега назвали вещим. Фото За что олега назвали вещим

Свое прозвище Олег получил в 907 году. Он отправился в поход на Царьград, который известен сейчас как Стамбул. В то время этот город был столицей Византийской империи.

После этого события Олега и назвали вещим. Нынешнее значение этого слова отличается от старославянского. У нас под ним подразумевается предсказатель, а в те времена вещими называли людей мудрых, дальновидных и проницательных.

За что олега назвали вещим. Смотреть фото За что олега назвали вещим. Смотреть картинку За что олега назвали вещим. Картинка про За что олега назвали вещим. Фото За что олега назвали вещим

Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками, кроме «Повести временных лет». Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в первоисточниках этого путешествия не было. Однако история гибели опекуна Игоря, которая легла в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.

В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «. и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица». В Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги. Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.

Источник

За что олега назвали вещим

Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».

В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.

Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.

В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.

Языческое скандинавское имя Олег было родовым для русских князей и активно использовалось даже после принятия христианства вплоть до XV века. Под прозвищем Вещий стал известен первый князь Олег, преемник Рюрика. Согласно «Повести временных лет», он правил с 879 по 912 годы. Скандинав Рюрик княжил в Новгороде, а его соплеменник Олег пошел дальше: покорил Смоленск, а в 882 году и Киев. Именно Олегу летописец приписал знаменитую фразу: «Да будет это мать городам русским».

В современном русском языке это слово означает «предвидящий будущее», в древнерусском же «вѣштии» означало «мудрый». Монах-летописец XII века толковал прозвище Вещий как сравнение с языческими волхвами и даже осуждал его: «И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Академик Алексей Шахматов доказал, что Повесть временных лет была не первой русской летописью. Она лишь содержит пересказ более ранних летописных сводов, самый древний из которых относился к 1037–1039 годам, когда правил Ярослав Мудрый. Это был период расцвета Киевского государства: открывались школы и библиотеки, строились монументальные соборы, слагались былины, воспевавшие идею единой могучей Руси. В такой атмосфере и составили первое письменное изложение русской истории. Оно основывалось на иностранных документах, а также на устных сказаниях и легендах. Сведения о князьях-язычниках, в том числе об Олеге, создатели летописи почерпнули в основном из устной традиции и «отредактировали» их в соответствии с текущей политической ситуацией и православным мировоззрением. Поэтому историки сомневаются в достоверности многих фактов, описанных в Повести.

Рассказ о походе 907 года на Царьград не подтверждается другими источниками. Академик Дмитрий Лихачев предположил, что в самых ранних летописях этого эпизода не было. Зато рассказ о гибели Олега, который лег в основу «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина, встречается во многих документах.

В «Песни», услышав предсказание о смерти «от своего коня», Олег больше не садился на скакуна. Спустя несколько лет князь узнал, что конь умер.

В основе произведения Пушкина лежала версия, изложенная в Повести временных лет: «…и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица (гора в Киеве. — Прим. авт.)». По сведениям Новгородской первой летописи, Олега похоронили недалеко от Ладоги (ныне — Старая Ладога). Норвежские же саги рассказывают о герое Одде Стреле, который правил огромной территорией на Востоке. По скандинавской версии, в старости Одд-Олег вернулся в родную Норвегию, где его и укусила змея, которая пряталась среди костей коня. Тело героя по традиции викингов предали огню.

Источник

Почему Пушкин назвал Олега «вещим»

«Песнь о вещем Олеге» — баллада А.С. Пушкина, написанная в 1822 году.

Поэт обращается к древней, почти легендарной истории Руси, в которой прослеживаются отголоски славянской мифологии.

В Киеве его заинтересовал один из курганов, который считают могилой князя Олега. Поэт внимательно изучил летописи, труды Н.М. Карамзина и положил в основу сюжета события IX-X века.

В произведении Пушкин дважды называет Олега «вещим». Этот эпитет он также использует, говоря о языке волхвов — древнерусских языческих жрецов. Считалось, что они способны предсказывать будущее.

Следовательно, в данном случае «вещий» означает умеющий предвидеть грядущие события.

Однако князь Олег не обладал такой способностью.

«Вещим» князя стали называть только после похода на Византию, состоявшемся в 907 году. Готовясь к нему, Олег собрал большое конное войско и флот. В него входили варяги, чудь, кривичи, словены и другие народы.

Князь стремился установить торговые связи с другими странами, расширить границы.

Около Царьграда войско высадилось на берег, так как залив был защищен цепями.

Войско отважно сражалось, но город не сдавался. Тогда Олег решил завладеть Царьградом хитростью: он поставил корабли на колеса. Попутный ветер помогал им двигаться к городу.

Испугавшись, греки направили к Олегу послов с яствами и вином. Но князь не стал их пробовать, опасаясь быть отравленным.

Но в «Песне о вещем Олеге» нет подробного описания похода. Пушкин называет князя «вещим» по другой причине.

Рассудительность, мудрость Олег проявляет, когда, получив предсказание, решает выбрать другого коня. Однако узнав о гибели боевого товарища, князь приходит к выводу, что пророчество не сбудется, и совершает необдуманный поступок — идет на место, где находятся кости коня.

Неосторожность князя оборачивается трагедией — он погибает от укуса змеи, спрятавшейся в черепе.

Таким образом, А.С. Пушкин называет Олега «вещим» в начале произведения, подчеркивая его мудрость, рассудительность и осторожность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *